Лон Майло Дюкетт.

 

Принцесса Жезлов

Земля Огня

• Принцесса Жезлов — вместе с Тузом Жезлов — управляет квадрантом Рак—Лев—Дева (от Северного полюса до экватора) на небе и Азией — на земле.
• Первоначальные названия: Принцесса блистающего пламени; Роза огненного дворца; Княгиня и повелительница саламандр. Престол Туза Жезлов.
• Атрибут: голова тигра.
• Символы: тигр; вздымающиеся волны пламени; золотой алтарь; длинная палица, утолщенная у основания.
• Волосы: золотисто-рыжие.
• Глаза: голубые.

«Мне, честно говоря, не по себе. Эта принцесса вытворяет что-то странное! Она уже дала мне понять, что не потерпит аккуратных четких линий, и я не уверена, справлюсь ли с ней вообще. Ни малейшего сходства с первым эскизом! Думаю, когда я угомоню ее наконец, отошлю вам, и делайте с ней, что хотите. Не понравится — разорвите, а иначе оставим как получится. Ох, до чего же я устала! Я чуть не ослепла, пока сражалась с этими огненными извивами. Она сожгла мне горло, теперь больно глотать». — Из письма Фриды Харрис к Алистеру Кроули, точная дата неизвестна.

Принцессам отведен особый статус в мире придворных карт, и Харрис, по-видимому, уделила всем четырем особое внимание, как они того и заслуживают. Все они умопомрачительно прекрасны. Если выложить их в ряд, перед нами предстанут четыре первых красавицы Таро Тота. Но Принцесса Жезлов — самая потрясающая из всех, и при виде ее становится совершенно понятно, почему во многих тюрьмах колода Тота включена в список запрещенных предметов. «…на этой карте, — пишет Кроули, — изображен танец девственной жрицы, посвященной Владыкам Огня»1.

Олицетворяя земную долю стихии Огня, она не только вершит огненные жертвоприношения на алтаре, украшенном головами овнов, но и питает этот огонь собственной сущностью. Мы узнаем Принцессу Жезлов в людях, которые настолько уверены в собственных силах, настолько независимы и безрассудно дерзки, что, волнуя и вдохновляя окружающих, они, тем не менее, могут представлять для них серьезную опасность.

Под влиянием неблагоприятной стихии Принцесса Жезлов превращается в истеричную примадонну, настолько поверхностную, ограниченную и эгоцентричную, что ей и в голову не приходит, что в действительности люди питают к ней только презрение и неприязнь. Если дать ей волю, Принцесса Жезлов не только сгорит сама безо всякой пользы, но и разожжет пожар на всю округу. Она может быть «жестокой, ненадежной, вероломной и деспотичной»2. Встречали когда-нибудь таких особ?

Принцессам не отведены для управления участки зодиакального круга, поэтому привести примеры знаменитостей, олицетворяющих этот тип, мы не можем. 

Как и во всех придворных картах масти Жезлов, в этой карте преобладают огненно-красные, желтые и золотые тона.

 


 

1 The Book of Thoth, p. 155. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

2 The Book of Thoth, p. 155. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

 

———————————————————————————

 

Принцесса Чаш

Земля Воды

• Принцесса Чаш — вместе с Тузом Чаш — управляет квадрантом Весы—Скорпион—Стрелец (от Северного полюса до экватора) на небе и Океанией — на земле.
• Первоначальные названия: Принцесса вод; Лотос дворца приливов; Княгиня и повелительница нимф (или ундин). Престол Туза Чаш.
• Атрибут: лебедь.
• Символы: дельфин; лотос; морская пена и брызги; черепаха, выползающая из чаши.
• Волосы: каштановые.
• Глаза: голубые или карие.

«По характеру эта Принцесса бесконечно милостива. Она — сама сладостность, чувственность и мягкость, доброта и нежность. Она обитает в мире Романтики, среди нескончаемых восторженных грез»1.

Я просто не в силах высказать, насколько важна взаимосвязь между Тузом каждой масти и соответствующей Принцессой. Сам по себе Туз может быть сколь угодно прекрасен, но понять его по-настоящему невозможно, ибо он — корень своей масти, ее сокровенное семя. Принцесса же, напротив, олицетворяет конечный результат, кристаллизацию и материализацию всего того, что в Тузе существовало лишь как чистый потенциал. Выражаясь языком религии, Тузу можно лишь поклоняться, но перед Принцессой можно преклоняться. Иначе говоря, глашатай этой карты имеет полное право выйти вперед и крикнуть: «Все на колени! Идет Принцесса вод, Лотос дворца приливов, Престол Святого Грааля!» Вы можете подумать, что я сгущаю краски, но все мои похвалы — ничто по сравнению с тем, как превозносит эту юную леди сам Кроули. При этом нельзя сказать, что она соткана из одних несбыточных фантазий. Как Земля Воды, она в буквальном смысле способна «заземлять» и воплощать в реальность самые туманные и романтические идеи и создавать устойчивую питательную среду, в которой обильно плодится и процветает планктон пеннорожденных грез.

Фрида Харрис создала само олицетворение грациозного, текучего движения. Поверхность карты словно колышется от высоких плавных волн, за которыми чудится бездонная глубь океана. Принцесса танцует, закрыв глаза и запрокинув голову; на лице ее написан чистый восторг, напоминающий «Экстаз Святой Терезы» Бернини. Мотив раковины гребешка, украшающий ее платье, использован также в композиции Туза Чаш, а подол ее одеяния украшен прозрачными, как вода, кристаллами.

Принцессам не отведены для управления участки зодиакального круга, поэтому привести примеры знаменитостей, олицетворяющих этот тип, мы не можем.

Как и во всех придворных картах масти Чаш, в этой карте преобладают холодные синие, голубые и сине-зеленые тона.

 


 

1 The Book of Thoth, p. 159. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

 

———————————————————————————

 

Принцесса Мечей

Земля Воздуха

• Принцесса Мечей — вместе с Тузом Мечей — управляет квадрантом Козерог—Водолей—Рыбы (от Северного полюса до экватора) на небе и обеими Америками — на земле.
• Первоначальные названия: Принцесса стремительных ветров; Лотос воздушного дворца; Княгиня и повелительница сильфов и сильфид. Престол Туза Мечей.
• Украшение на шлеме: голова Медузы.
• Символы: серебряный алтарь; дым; перистые облака; обнаженный меч.
• Волосы: светло-каштановые.
• Глаза: голубые.

«Принцесса Мечей сурова и мстительна. Логика ее направлена на разрушение. Она настойчива, агрессивна и проявляет большую житейскую мудрость и сноровку в материальных делах, управляясь с ними умно и ловко, особенно если они носят спорный характер. Она мастерски разрешает любые противоречия»1.

Парадоксальная Принцесса Мечей, Земля Воздуха, восстает из облака пыли, словно прекрасный ангел возмездия. Шлем ее увенчан головой Медузы Горгоны, милосердно отвратившей от нас свой смертоносный взгляд: взглянув ей в лицо, мы тотчас бы обратились в камень. Впрочем, превращать в камень все, что подвернется под руку, — это одна из прямых обязанностей Принцессы Мечей («закрепление летучего», «материализация идеи»2).

Масть Мечей, которой соответствует Руах, интеллект, — это замечательная и чудесная часть нашей сущности, поскольку, отождествляясь с Руахом, мы поднимается над своей низшей природой (Нефеш, животной душой) и отделяемся от нее. Однако при этом мы отделяемся и от высших частей своей души, символизирующих высшие миры и уровни сознания, постичь которые Руах неспособен. Соответственно, Руах делает все возможное, чтобы мы не переставали с ним отождествляться. Именно поэтому восточные мистики не устают напоминать нам, что разум — это великое зло. Его необходимо победить в битве. Но когда мы вступаем с ним в сражение, Руах, естественно, высылает против нас лучшего из своих бойцов — могучую деву, в которой проявлено все, что скрыто в ее господине, Тузе, великом воине ума, — Минерву, Артемиду, Валькирию — Принцессу Мечей.

Клубящиеся тучи черно-серой пыли и свирепые вихри омрачают небеса этой карты, почти не оставляя места оттенкам желтого и синего, царившим на предшествующих картах этой масти.

Принцессам не отведены для управления участки зодиакального круга, поэтому привести примеры знаменитостей, олицетворяющих этот тип, мы не можем.

 


 

1 The Book of Thoth, p. 163. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

2 The Book of Thoth, p. 163. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

 

———————————————————————————

 

Принцесса Дисков

Земля Земли

• Принцесса Дисков — вместе с Тузом Дисков — управляет квадрантом Овен—Телец—Близнецы (от Северного полюса до экватора) на небе и Европой и Африкой — на земле.
• Первоначальные названия: Принцесса гулких холмов; Роза земного дворца; Княгиня и повелительница гномов. Престол Туза Дисков.
• Атрибут: крылатая голова барана.
• Символы: трава; цветы; роща; скипетр с диском; диск, как и у других придворных карт этой масти.
• Волосы: темно-каштановые.
• Глаза: темные.

«Дошла очередь до Принцессы. И зачем только ей понадобилась эта беременность? Но она настаивает, так что придется пойти ей навстречу. Она со мной болтает. Что-то насчет того, что ее путают с Девой Марией». — Из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули от 11 декабря 1942 г.

Какую именно карту Фрида Харрис нарисовала последней, точно неизвестно, но, судя по дате вышеприведенной записки, к работе над Принцессой Дисков она приступила на самой последней стадии проекта. И если Харрис действительно завершила колоду этой картой, то на закуску она оставила самое лучшее. Лично мне Принцесса Дисков кажется самой красивой из всех прекрасных дам Таро Тота. «Она сильна и прекрасна, — подтверждает Кроули. — Лицо ее выражает глубокую задумчивость, словно она вот-вот постигнет тайное чудо»1. Стесняюсь признаться, но я действительно влюблен в нее — до глубины души (и совершенно безнадежно). Впрочем, в своем сентиментальном преклонении перед этим божественным образом я не одинок. Большие портреты Принцессы Дисков висят в гостиных многих моих коллег, и вообще из всех карт колоды Тота она встречается в репродукциях едва ли не чаще всего.

А теперь я попрошу читателей вернуться к каббалистической сказке, которую мы разбирали в 11-й главе, и вспомнить, что Принцесса заключает в себе одновременно высшее из высшего и низшее из низшего. Как Земля Земли она — последняя карта последней, самой низкой масти. Таким образом, она — Принцесса Принцесс. Она носит под сердцем не только высшее высших / низшее низших (и все, что между ними) масти Дисков, но и высшее высших / низшее низших (и все, что между ними) всех четырех мастей. Она — Малкут всех Малкут; в теле ее заключен потенциал всех потенциальных потенциальностей и ключ к продолжению жизни во всей вселенной.

Как жрица Деметры, она восстает во всем своем великолепии из недр самой Земли и воздвигает свой алтарь в роще иссохших, бесплодных деревьев, дабы возродить их к жизни своим благодатным присутствием. Ее магический жезл увенчан бриллиантом — символом сущности Кетер, высшего из высших; форма этого камня, тетраэдр, — структурная основа всей углеродной жизни. Принцесса облачена в просторный плащ, похожий на шкуру какого-то гигантского животного; венцом ей служит голова барана. Ее диск — это огромное семя, разделенное на 36 частей; здесь может заключаться намек на источник происхождения тридцати шести числовых карт Таро, которые последуют за Принцессой. В центре этого семени — китайский символ инь-ян. Темно-желтые и коричневые тона насыщают карту теплой, влажной атмосферой, а рельефные серые участки придают ей почти осязаемую фактурность.

Да, каббалистическая космология и элевсинская мифология — это прекрасно. Но вернемся к тому, что говорил Кроули в самом начале раздела, а именно — что придворные карты можно использовать «как общие и чисто прикладные описания различных типов мужчин и женщин»2. Какой тип человека обозначает Принцесса Дисков в раскладе Таро? Ввиду своего безграничного потенциала, она может прослыть «потрясающе непостоянной»3. Для сравнения Кроули приводит образ лотереи, в которой уже выпавший номер никак не влияет на то, какие номера выпадут в будущем, и шансы для каждого номера всегда остаются одинаковыми, независимо от того, сколько раз он уже выпадал. В прошлом, во времена мужского шовинизма, подобное свойство характера считалось «позволительным только для женщин». Возможно, именно по этой причине Кроули охарактеризовал Принцессу Дисков как «Женственность в ее предельном выражении».

Заключительный абзац из описания этой карты в «Книге Тота» прекрасно подошел бы для завершения всей книги. И в каком-то смысле это резонно, поскольку Принцесса Дисков во многих отношениях действительно является последней картой Таро. Свой рассказ о придворных картах я бы хотел завершить тем же чудесным напутствием, которым заключено ее описание у Алистера Кроули: 

«Пусть же каждый, кто изучает этот трактат и книгу Тахути — Книгу живую, ведущую человека сквозь все Времена и на каждой странице открывающую пред ними врата Вечности, — крепко держится в сердце и уме своем этого Учения, самого простого и самого обширного и глубокого; и да воспламенится оным средоточие Его Существа, дабы и он, обследовав все тайники Вселенной, наконец отыскал в них Свет Истины и достиг Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем, и завершил Великое Делание, и обрел Summum Bonum, истинную Мудрость и совершенное Счастье!»4.

 


 

1 The Book of Thoth, p. 169. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

2 The Book of Thoth, p. 149. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

3 The Book of Thoth, p. 169. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

4 The Book of Thoth, p. 169. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

 

———————————————————————————

 

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.

© Перевод: Анна Блейз, 2007.

© Thelema.RU