Лон Майло Дюкетт.

 

«Удобство такой системы в том, что она позволяет использовать данные карты как общие и чисто прикладные описания различных типов мужчин и женщин. Вкратце можно сказать, что каждая из этих карт — портрет человека, в гороскопе которого Солнце или восходящий знак попадает на участок зодиака, соответствующий данной карте»1.

До сих пор мы рассматривали четырех Тузов как чистых представителей своей стихии. Но это не совсем верно. Из всех карт, относящихся к каждой данной стихии, Туз — и впрямь самый чистый ее выразитель, но если бы в каждом Тузе не присутствовали хотя бы в микроскопических количествах (и качествах) остальные три стихии, Тузы не могли бы сочетаться между собой и порождать материю и энергию, которые творят и поддерживают проявленную вселенную. Попросту говоря, если бы каждая стихия оставалась абсолютно чистой и отделенной от остальных, сотворить мир было бы невозможно. Вода не могла бы соединяться с Воздухом, если бы в ней самой не содержалась некоторая доля Воздуха, способная притянуть подобную себе стихию, и так далее. Чтобы создать проявленную вселенную, все сущее необходимо как следует взболтать и перемешать. Именно поэтому в четырех семействах придворных карт царит полная мешанина.

Помните, как мы поместили Туза под волшебный микроскоп и обнаружили, что внутри него обитают четыре придворных карты той же масти? Четыре Туза, как мы знаем, символизируют четыре стихии: Огонь, Воду, Воздух и Землю. Аналогичным образом четыре придворные карты каждой масти символизируют четыре субстихии, на которые подразделяется стихия данной масти. Рыцари — это огненное подразделение масти, Королевы — водное, Принцы — воздушное, а Принцесса — земное. Так в общей сложности получается шестнадцать придворных фигур и шестнадцать субстихий, символизирующих, согласно Кроули, различные типы человеческой личности.

Современные тарологи, прежде всего Линда Гейл Уолтерс2, проделали замечательную работу по соотнесению шестнадцати придворных карт с типами личности по Юнгу, описанными в знаменитом опроснике Майерс-Бриггс3. Те же параллели рассматривает в своей новаторской работе «Психология и Таро» психолог Артур Розенгартен4. Я совершенно уверен, что если бы разработки Майерс-Бриггс были доступны Кроули в период работы над «Книгой Тота», он несомненно сослался бы на них, поскольку они подкрепляют его собственные теории, касающиеся личностных характеристик придворных карт.

Подобно тому, как наша личность формируется под воздействием множества факторов, относящихся к таким разнообразным областям, как генетика, окружение, воспитание и индивидуальный опыт, так и каждая придворная карта представляет собой сложную смесь стихийных, планетарных и зодиакальных влияний. Размышляя над изложенным далее, не забывайте о том, что неотъемлемая функция и обязанность стихий — смешиваться между собой.

Смесь № 2: Принцессы — сектора пространства (а не времени)

Принцессы — это земные субстихии своих мастей, связанные особыми отношениями с Тузами соответствующей масти. По этой причине они рассматриваются отдельно от остальных членов своих семейств. Вместе с Тузами они управляют четырьмя четвертями пространства.

Туз и Принцесса Жезлов управляют небесным квадрантом Рак—Лев—Дева и территорией Азии; Туз и Принцесса Чаш — квадрантом Весы—Скорпион—Стрелец и Океанией; Туз и Принцесса Мечей — квадрантом Козерог—Водолей—Рыбы и обеими Америками; Туз и Принцесса Дисков — квадрантом Овен—Телец—Близнецы и территориями Европы и Африки.

Смесь № 3: Рыцари, Королевы, Принцы — сектора времени

Каждому Рыцарю, Королеве и Принцу соответствует по 30° зодиакального круга. Шовинистская логика подсказывает, что Рыцари, по идее, должны господствовать в кардинальных знаках, Королевы — в фиксированных, а Принцы — в мутабельных. Ан нет! Шовинистская логика ошибается.

В мире придворных карт все настолько перемешано, что Рыцари преобладают в мутабельных знаков (Рыцарь Жезлов — в Стрельце, Рыцарь Чаш — в Рыбах, Рыцарь Мечей — в Близнецах, Рыцарь Дисков — в Деве), Королевы — в кардинальных (Королева Жезлов — в Овне, Королева Чаш — в Раке, Королева Мечей — в Весах, Королева Дисков — в Козероге), а Принцы — в фиксированных (Принц Жезлов — во Льве, Принц Чаш — в Скорпионе, Принц Мечей — в Водолее, Принц Дисков — в Тельце). Ну и путаница!

Смесь № 4: Рыцари, Королевы, Принцы — под лозунгом «Усынови соседский деканат!»5

Но и это еще не всё. Вы, наверное, обратили внимание, что выше я использовал слова «преобладают» и «господствуют», а не «управляют». Дело в том, что ни одной из этих двенадцати придворных карт не выделен в безраздельное владение ни один из знаков зодиака целиком: каждая карта властвует лишь над большей частью того или иного знака. Точнее говоря, каждая придворная карта управляет промежутком от 20° одного знака до 20° следующего. Так, Рыцарь Жезлов господствует над первыми двадцатью градусами (т.е. двумя третями) Стрельца, мутабельного знака Огня, но, подчиняясь закону смешения и взаимодействия стихий, не может захватить полную власть над этим знаком. Он вынужден отступить немного вспять и принять под свою эгиду последний деканат (участок в 10°) знака, предшествующего Стрельцу. В результате под властью огненного Рыцаря Жезлов оказывается последняя треть фиксированного знака Воды, Скорпиона.

Королева Чаш господствует над первыми двадцатью градусами кардинального знака Рака, но и она вынуждена оказать гостеприимство последним десяти градусам предшествующего знака — мутабельного знака Близнецов, которые, в свою очередь, окрашивают ее своим влиянием. Вот таким образом Рыцари, Королевы и Принцы в буквальном смысле скрепляют стежками лоскуты, из которых сшит пояс зодиака.

Каждой планете тоже поставлен в соответствие один из деканатов (10°-ных участков) зодиака, и они также оказывают определенное влияние на характер двенадцати придворных карт, но о планетах речь пойдет позже, в главе 19.

Ну вот, я и сам запутался!

Я отдаю себе отчет, что поначалу все это может показаться сложным и для большинства из вас малоинтересным. Если вы попадаете в упомянутое большинство, прошу вас: наберитесь терпения и все же дайте себе труд продраться через описание системы придворных карт, как бы это ни было сложно. В утешение могу заверить, что на данном этапе для вас не так важно овладеть в совершенстве всеми этими тонкостями, сколько осознать, что на самом деле вы сможете это сделать, если по-настоящему захотите.

А теперь, в награду за терпение, я поделюсь с вами одним маленьким трюком, с помощью которого вы сможете понять придворные карты и научиться толковать их в раскладах быстро и без труда. Начну с той самой цитаты Кроули, которой я предварил эту главу:

«Удобство такой системы в том, что она позволяет использовать данные карты как общие и чисто прикладные описания различных типов мужчин и женщин. Вкратце можно сказать, что каждая из этих карт — портрет человека, в гороскопе которого Солнце или восходящий знак попадает на участок зодиака, соответствующий данной карте».

Гораздо легче запомнить и понять характеристики людей, чем теоретические описания каббалистических и астрологических абстракций. Вполне достаточно усвоить, что каждый Рыцарь, каждая Королева и каждый Принц — это карта чьего-нибудь дня рождения. Начните с себя. Кто вы в мире придворных карт? Подходит ли вам мое описание этой карты? А описание, которое приводит Кроули? Если нет, можете с чистой совестью забыть о них и приписать этой карте собственные характеристики, основываясь на том, что вы знаете о себе.

Затем возьмите дни рождения известных вам людей — членов семьи, друзей, сотрудников, врагов или даже знаменитостей и исторических деятелей, о которых вам известно достаточно много. По датам рождения определите, какие придворные карты соответствуют этим людям. Вполне вероятно, что присущие вам и этим людям черты характера совпадут с классическими описаниями соответствующих карт. А если все-таки нет? Да ну, велика важность! Может быть, карты врут. В конце концов, эти люди — реальные персонажи, действующие в реальном мире, а что такое карты Таро? Всего лишь пачка раскрашенных картонок.

Чтобы сподвигнуть вас на размышления такого рода, я включил в описания придворных карт краткие списки стандартных знаменитостей и исторических лиц, чьи даты рождения превращают их в Королей, Королев и Принцев той или иной масти. Я прекрасно понимаю, что подобные вольности попахивают попсовым дилетантизмом и являют собой вопиющее нарушение моего обещания как можно более преданно следовать духу первоисточника. Я приношу свои искренние извинения всем борцам за чистоту кроулианства, которым эта некроулианская выходка показалась оскорбительной. А всем остальным — желаю приятно провести время!

 

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.

© Перевод: Анна Блейз, 2007.

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.

 


 

1 The Book of Thoth, p. 149. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

2 Насколько мне известно, блестящее эссе Уолтерс опубликовано только на ее вебсайте по адресу http://members.cts.com/king/s/saoirse/TarotCards.html. — Примеч. Л.М. Дюкетта. — В настоящее время ссылка не работает. — Примеч. перев.

3 Isabel Briggs Myers. Gifts Differing. Consulting Psychologists Press, Palo Alto, 1995. — Примеч. Л.М. Дюкетта. — Опросник Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI) — серия тестов, разработанная Катариной Бриггс и ее дочерью Изабель Майерс-Бриггс в 20—40-е гг. XX в. на основе труда К.Г. Юнга «Психологические типы». Типология Майерс-Бриггс основана на четырех дихотомических признаках (экстраверсия/интроверсия, ощущение/интуиция, мышление/чувство и оценка/восприятие), в различных сочетаниях дающих шестнадцать возможных типов личности. — Примеч. перев.

4 Arthur Rosengarten. Psychology and Tarot: Spectrums of Possibilities. New York: Paragon House, 2000. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

5 Полный зодиакальный круг подразделяется на 360°, а каждый из двенадцати знаков зодиака — на 30°. 30°-ный промежуток каждого зодиакального знака, в свою очередь, делится на три деканата — участка по 10°. — Примеч. Л.М. Дюкетта.