Лон Майло Дюкетт.

• Дух Эфира.
• Стихийный аркан Воздуха.
• Первоначальная композиция: бородатый старец, изображенный в профиль
1. Он смеется; в левой руке у него сфера — вместилище Иллюзии; на правом плече — посох, разделенный по длине на 463 доли2. У ног старца — лев и дракон; неясно, нападают они на него или ластятся к ногам; однако он, по всей видимости, не обращает на них внимания3.
• Еврейская буква: Алеф (бык).
• Путь Древа Жизни: 11-й, соединяющий Кетер (Венец) с Хокмой (Мудростью).
• Цвета: яркий светло-желтый; небесно-голубой; сине-изумрудно-зеленый; изумрудный, испещренный золотым.

«Ничего не знай!
Все пути законны для невинности.
Чистая глупость — Ключ к Посвящению.
Безмолвие взрывается экстазом.
Будь не мужчиной, не женщиной, но тем и другим в одном.
Храни безмолвие, о Дитя в Яйце Синевы, дабы вырос ты достойным нести Копье и Грааль!
Странствуй одиноко и пой! Во дворце Короля ожидает тебя королевская дочь»
4.

Возможно, вам это покажется странным, но свои рассуждения о первом аркане Таро, Дураке, я намереваюсь начать с цитаты из раздела «Книги Тота», посвященного последнему аркану, Вселенная:

«…в карте Вселенная содержится символ завершения Великого Делания в его наивысшем смысле — в точности, как Ату Дурак символизирует его начало. Дурак — это небытие, переходящее в проявленность; Вселенная же — проявленность во всей полноте, достигшая своей цели и готовая вернуться к началу. Двадцать карт, лежащие между ними, представляют Великое Делание и вершащие его силы на различных стадиях»5.

По большому счету, не существует двадцати двух старших арканов. Есть только один Дурак, а все остальные старшие арканы содержатся в нем и из него исходят. Ни одна из семидесяти восьми карт Таро не вызывала у толкователей такое благоговение, как Дурак, — и ни одна не понималась настолько превратно. Кроули в «Книге Тота» посвящает одной этой карте целых двадцать четыре страницы, увлекая при этом читателя в головокружительное турне по основным достопримечательностям греческой, римской, индийской, еврейской, языческой и христианской мифологий.

В самом привычном для нас образе Дурак — это молодой бродяга, увенчанный венком из лавра или плюща. Он облачен в пестрые лохмотья и держит в руке белую розу. На плече у него — узелок на палке. В некоторых вариантах карты Дурака кусает за пятки собака или крокодил. Задрав голову и глядя в небо, Дурак беспечно шагает к краю обрыва и делает последний роковой шаг: одна нога его еще на земле, но вторая уже занесена над пропастью.

Но у леди Харрис Дурак получился совсем другой. Он твердо стоит обеими ногами… в воздухе!

Что же такого таинственного и грозного в карте Дурака? Разве это не просто очередной актер средневековой труппы, обычный Шут, забавляющий Императора, Императрицу и Иерофанта? Может быть. Дурак колоды Тота сохраняет многие элементы традиционной образности. Однако с мистической точки зрения, Дурак — это нечто гораздо большее (то есть, на самом деле, гораздо, гораздо меньшее). Дурак-Шут заключает в себе последнюю, предельную загадку. Творение и смысл жизни — это огромная непостижимая шутка. Дурак — даже не Бог, а нечто еще большее. Дурак — это то самое «ничто», которое мы подразумеваем, утверждая: «Бог возник из ничего». Дурак совершенно пустоголов: будь у него в голове хоть что-нибудь, он утратил бы свою невинность.

Как первый из старших арканов, Дурак, по логике вещей, должен был бы соответствовать числу 1. Но в действительности его число — не 1, а 0. И в этом — его первая и главная шутка: он создает единицу (а следовательно, и все остальное) из ничего.

«Да это же полное безумие!» — возопит ваш рассудок, и, до некоторой степени, он будет совершенно прав. В появлении чего-то из ничего нет ни малейшего смысла. Но если мы хотим проиллюстрировать саму эту иррациональную идею возникновения чего-то из ничего, то что может стать для нее лучшим символом, как не идиот — ничего не соображающий дурак?

Я видел несколько ранних эскизов этой карты, отвергнутых Кроули. К моему полному восторгу, на двух из них безошибочно узнается портрет Гарпо Маркса. Восхитительно! В фильмах братьев Маркс Гарпо был именно архетипическим дураком. Намек на это можно обнаружить даже в самом его имени. Гарпо не просто гоняется за девушками и, в свою очередь, выставляет дураками самых чопорных и скованных персонажей, — он делает все это без единого слова. Он хранит безмолвие, точь-в-точь как мифологические персонажи, к которым восходит образ Дурака: как Гарпократ (почти что тезка Гарпо) — эллинистический бог невинности; как Дионис в ответ на вопрос царя Пенфея «Что есть истина?»; как Христос, который молча стоит перед Пилатом, задающим ему тот же самый вопрос.

   

Эскизы карты Дурака

 

Гарпо Маркс

Дурак Таро Тота сохраняет многие элементы, знакомые нам по традиционным колодам, но при этом откровенно демонстрирует, что персонаж, с которым мы имеем дело, — не кто иной, как непостижимое верховное божество всех эпох и культур. Он — языческий Зеленый Человек, олицетворение весны; он — Парсифаль, простодушный глупец, добывающий Святой Грааль; он — Гарпократ, невинный младенец, египетский бог молчания; попирающий бога-крокодила Себека, Пожирателя. Его «дикие» глаза и рога, а также присутствующие на карте тигр, сосновые шишки, виноград и плющ выдают в нем ту сокровенную сущность космоса, которой веками поклонялись под именем Диониса. Это Дионис Загрей — рогатый сын Зевса; это Вакх Дифий — пьяный и безумный пансексуальный бог божественного экстаза.

Дурак, изображенный Фридой Харрис, — настоящий кладезь священных образов, многие из которых удается обнаружить лишь посредством долгой медитации (и при помощи увеличительного стекла). Он врывается в мир из-за покрова трех спиральных колец, которые исходят из его сердца и в него же возвращаются. Это три завесы небытия (Айн, Айн Соф и Айн Соф Аур6), которые, по учению каббалы, дали начало творению. В котомке Безумца заключена вся вселенная, представленная в образе монет с планетарными и зодиакальными символами.

Дурак — не кто иной, как сам Дух Святой. Из чаши Грааля в его правой руке вылетают голубь — символ Святого Духа; бабочка — символ трансформации; крылатый шар — символ вечно движущегося воздуха; и египетская богиня-коршун Маут (Мут)7. Подобно Деве Марии, Маут зачала от духа (дыхания) ветра. «Вся картина в целом — символ Творческого Света»8, — заключает Кроули.

Памятуя об этом, в заключение я хочу привлечь внимание читателей к образу Солнца, прикрывающего гениталии Дурака, и почти незаметному лунному серпу, расположенному прямо над головой крокодила. Между двумя этими основными символами мужского и женского начал находятся, по описанию Кроули, «два младенца-близнеца, сплетенные в объятии на среднем завитке спирали. Над ними парит благословение трех цветков в одном»9.

О значении этих символов мы можем только догадываться. С моей точки зрения, весьма вероятно, что они намекают, по крайней мере отчасти, на некоторые аспекты сексуальной алхимии, о которых Кроули предпочитал не высказываться в печати подробно. Мощь и безграничный потенциал процессов размножения вполне соответствуют общей символике «творческого света». Но на какой бы гипотезе мы ни остановились, так или иначе, я прошу вас в ходе изучения последующих арканов не упускать из виду тот очевидный факт, что гениталии Дурака скрыты солнечным диском.

 

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.

© Перевод: Анна Блейз, 2007.

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.

© Thelema.RU


 

1 В каббале так символически изображается великий Отец всего сущего — Арик Анпин (др.-евр.), или Макропрозоп (др.-греч.), что означает «Великий Лик»; он частично скрыт, поскольку связан с небытием, а частично проявлен — как Кетер, первая сефира; поэтому «Великий Лик» обращен к зрителю в профиль и виден лишь наполовину (как сказано в каббале, «все в Нем — правая сторона»). — Примеч. перев.

2 463 — нумерологическая сумма букв еврейских слов, означающих в переводе «Миндальная ветвь» (миндальная ветвь — один из символов сефиры Кетер), а также нумерологическое соответствие имени Ра-Гор-Хут (владыки нового эона) в системе телемы. Кроме того, на Древе Жизни число 463 символизирует Срединный столп: это сумма числовых соответствий всех проходящих вдоль него путей. — Примеч. перев.

3 Aleister Crowley. 777 and Other Qabalistic Writings. York Beach: ME, Weiser Books, Inc., 1986. Column CLXXXI, p. 34. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

4 The Book of Thoth, pp. 253—254. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

5 The Book of Thoth, p. 118. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

6 См. http://annablaze.livejournal.com/77947.html.

7 См. раздел «Колесница». — Примеч. Л.М. Дюкетта.

8 The Book of Thoth, p. 69. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

9 The Book of Thoth, p. 69. — Примеч. Л.М. Дюкетта.