Лон Майло Дюкетт.

• Маг Вечности.
• Зодиакальный аркан Тельца.
• Управитель — Венера.
• Планета в экзальтации — Луна.
• Первоначальная композиция: между столпами восседает старец. Он увенчан короной, держит скипетр в руке и благословляет всех троекратным благословением. Четверо святых животных поклоняются ему. Все изображение в целом напоминает очертаниями пентаграмму.
• Еврейская буква: Вав (гвоздь).
• Путь Древа Жизни: 16-й, соединяющий Хокму (Мудрость) с Хесед (Милосердием).
• Цвета: красный; оранжевый; темный индиго; теплый темно-оливковый; густой коричневый.

Вознеси себя Девственным к Познанию и Собеседованию со Священным Ангелом-Хранителем твоим. Все иное — ловушки.
Сильным будь в восьми ветвях йоги, ибо без них ты не обучен для сражений
. — «Книга Тота»

«Я могла бы расспрашивать вас часами. У меня к вам тысяча вопросов, но стоит мен увидеть вас, как все вылетает из головы! Эфир вокруг меня так и кишит каббалой, китайцами, Эддингтоном1 со товарищи и всевозможными загадками, требующими ваших многомудрых и язвительных объяснений». — Из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули от 28 января 1940 года.

Эта карта настолько богата символикой, как традиционной, так и телемической, что непонятно, с чего начать. Впрочем, одно очевидно сразу: это вам не римский папа Эона Осириса. Вся карта в целом изображает святилище Иерофанта Эона Гора, и этот товарищ не лишен известной сексуальной привлекательности.

Вместо бледного, серьезного прелата «не от мира сего», вершащего какую-нибудь степенную церемонию, перед нами предстает волнующий образ дерзкого и уверенного в себе вавилонского царя-жреца — посвятителя во всех смыслах этого слова. Вместо покорных служек, склонившихся перед Иерофантом Эона Осириса, на этой карте Иерофанта активно поддерживает в его трудах Багряная Жена, вооруженная мечом, — олицетворение небесной Венеры, управительницы Тельца: «Да будет женщина препоясана мечом предо мной», — повелевает Книга Закона. «Эта женщина — образ, который Венера приняла ныне, в новом эоне, — поясняет Кроули. — Она уже не просто сосуд для своего мужского дополнения, но сама вооружена и воинственна».

В другой руке у нее — Луна, экзальтирующая в знаке Тельца. Идея инициатической любовной связи наглядно подчеркнута также в символике окна, через которое освещается святилище. Кроули описывает его так:

«Эта символика развивается в декоре окна, где за фаллическим головным убором видна раскрывшаяся роза о пяти лепестках. Символический смысл змеи и голубя связан со следующим стихом из «Книги Закона»: «…есть любовь — и любовь. Есть голубь — и есть змей» (стих 57, глава 1)».

Окно закреплено девятью гвоздями: девять — число девятой сефиры, Йесод, сферы Луны. Святилище Иерофанта (как и всякое уважающее себя святилище) охраняется четырьмя керубическими животными. Полагаю, что здесь имеет смысл рассмотреть одну мнимую ошибку леди Харрис, а именно — то, что на первый взгляд может показаться путаницей в расположении этих четырех животных.

Четверо керубических животных — это символы четырех фиксированных знаков зодиака: Льва (фиксированный знак Огня, символически представляемый в образе льва), Скорпиона (фиксированный знак Воды, символически представляемый в образе орла), Водолея (фиксированный знак Воздуха, символически представляемый в образе человека или ангела) и Тельца (фиксированный знак Земли, символически представляемый в образе быка). В картах Таро, со времени самых ранних колод, керубические животные традиционно размещались по углам различных старших арканов (чаще всего — Колеса Фортуны и Мира). Расположение этих четырех животных в старых колодах практически единообразно: лев, символ Льва, помещается в правом нижнем углу; орел, символ Скорпиона, — в правом верхнем; человек или ангел, символ Водолея, — в левом верхнем, а бык, символ Тельца, — в правом нижнем. Такое распределение вполне логично, ибо оно отображает естественный порядок фиксированных знаков в зодиаке.

Однако Фрида Харрис нарушает эту традицию. На картах Иерофанта и Вселенной она располагает керубических животных иным образом. Бык и лев по-прежнему занимают свои традиционные углы, но ангел и орел меняются местами. Возможно ли, что леди Харрис не имела понятия о порядке следования знаков зодиака и что Кроули не обратил бы внимания на подобную оплошность, когда речь шла о двух таких важных арканах? Или, может быть, в Эоне Гора порядок зодиакальных знаков изменился? Ни то, и ни другое. В Новом Эоне изменился не порядок следования зодиакальных знаков, а соответствия символов Керубим.

В описанном Кроули видении двадцать третьего енохианского Эфира обнаруживается, что эмблемой Водолея, фиксированного знака Воздуха, ныне стал орел, а эмблемой Скорпиона, фиксированного знака Воды, — ангел:

«Зверь и Багряная Жена соответствуют Льву и Скорпиону. Они — двуединые Верховные Служители Храма в Новом Эоне Херу-Ра-Ха2. (Обратить внимание, что в 23-м Эфире Орел-Керуб — Водолей. Скорпион — Женщина-Змея. Это важно, поскольку в прошлом Орел соответствовал Скорпиону.)». («Видение и Голос»).

Трон Иерофанта с двух сторон поддерживают слоны. Сам он восседает на быке-Тельце. В правой руке он держит жезл, увенчанный тремя кольцами, которые символизируют происхождение Эона Гора от предшествующих Эонов Исиды и Осириса. Левая рука Иерофанта раскрыта в жесте благословения.

Вся эта образность Нового Эона прекрасна, однако не следует упускать из виду прежде всего то, что Иерофант — это Вав из Йод-Хе-Вав-Хе, Тетраграмматона. Он — шестерица божественного макрокосмического сознания, к которой мы должны «пригвоздить» пятерицу нашего земного, микрокосмического сознания. Он — Прекрасный Принц космической сказки, наш Священный Ангел-Хранитель. Степень посвящения, на которой достигается знание и собеседование со Священным Ангелом-Хранителем, на этой карте символически представлена союзом пентаграммы и гексаграммы. Наше микрокосмическое «я» — это танцующий ребенок, вписанный в пентаграмму на макрокосмической груди Иерофанта. Гексаграмма же охватывает собой всю фигуру Иерофанта целиком.

 

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.

© Перевод: Анна Блейз, 2007.

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.

 


 

Примечания переводчика:

1 Артур Стенли Эддингтон (1882—1944) — английский астрофизик, исследователь движений, строения и пульсаций звезд, физики звездных атмосфер, строения звездных систем и др. В последние годы жизни работал над созданием единой физической теории на основе квантовой механики, общей теории относительности и теории расширения Вселенной. Кроули глубоко интересовался трудами Эддингтона и некоторых других современных физиков и математиков, черпал в них вдохновение и находил параллели и подтверждения собственному учению.

2 Херу-Ра-Ха — в системе телемы синкретическое божество, объединяющее в себе два аспекта Гора: активный (Гор Старший, Ра-Хорахти, или Ра-Гарахути, букв. «Ра — Гор Горизонта», — Владыка Нового Эона, Венценосное и Победоносное Дитя) и пассивный (Гор-па-херд, эллиниз. Гарпократ, букв. «Гор-ребенок», по эллинистической традиции толкуемый как олицетворение безмолвия и тайны; иногда понимается как Ра-Хорахти в детском образе, а иногда — как сын Ра-Хорахти). В целом Херу-Ра-Ха представляет собой телемическую мужскую Троицу: Херу (Гор) — Победоносный Сын, Ра — огненный Отец, Ха — радостный Дух.