Джеймс Эшелман.

 

Облачения, знаки степеней и служители А.·.А.·.

 

В А.·.А.·. нет системы лож, а потому нет и многих символических элементов, использующихся в других орденах, — тайных рукопожатий, эмблем допуска и т.п. Однако исторически сложилось так, что в соответствие каждой степени А.·.А.·. поставлены особые жесты и облачения, ставшие частью системы.

Разумеется, эти детали куда менее важны, чем, например, упражнения для каждой из степеней или каббалистическая модель, лежащая в основе системы. Но это не значит, что они совершенно бесполезны. И в этом приложении мы постараемся разъяснить их смысл.

Некоторую часть этой символики А.·.А.·. унаследовал от Герметического ордена Золотой Зари. Так называемые Великие Слова каждой степени — это на самом деле божественные имена соответствующих сефирот, приведенные в столбце V книги «777». Мистические числа и пароли степеней содержатся в столбцах X и  CXIV той же книги. На практике эти элементы используются редко, но все же составляют часть каббалистической традиции Ордена и иногда упоминаются в работах Кроули, а потому стоит ознакомиться с ними и попытаться понять, что они могут означать лично для вас.

Мистические титулы степеней можно найти в опубликованных ритуалах Золотой Зари. Кроули часто обращается к ним — как, например, в случае, когда он соотносит единорога с сефирой Ход и со степенью Практика. Это соответствие останется непонятным для тех, кто не знает, что традиционный мистический титул Практика в переводе с латыни означает «Звездный Единорог».

Далее в этом приложении мы подробно рассмотрим еще три дополнительных темы, а именно: облачения и знаки каждой из степеней и структуру управления Орденом.

Облачения

Как и во многих других магических орденах, в А.·.А.·. каждой степени соответствует особое облачение. Исчерпывающего и детального описания этих облачений до нас не дошло. Самый полный (хотя и недостаточно подробный) источник сведений о них — полстраницы машинописных заметок, которые Израэль Регарди сделал под диктовку Алистера Кроули, когда работал у него секретарем. В 1980 году Регарди разрешил снять копию с этих заметок. Они полностью согласуются с более общими описаниями из объявления, которое перепечатывалось в нескольких номерах журнала «Эквинокс» (см. далее). Вот эти заметки, сохраненные Израэлем Регарди:

0=0 Белая Т-образная мантия без капюшона. С золотым позументом по подолу, манжетам и вороту. Пентаграмма спереди, гексаграмма сзади.

1=10 Черная, с капюшоном, без эмблем.

2=9 Добавить на капюшон серебряное око в треугольнике.

3=8 Добавить на капюшон серебряную гексаграмму о 48 лучах.

4=7 Добавить на грудь крест-распятие.

В[ладыка] П[предела] Добавить 5-лепестковую розу в центр креста 

5=6 (у врат Храма) Такая же, как и у послушника, добавить символ. 

5=6 (допущенный во Храм) Белая мантия с эмблемами В[ладыки] П[редела].

6= 5 Как для 5=6, но красная.

7=4 Как для 5=6, но фиолетовая.

Дополнительную информацию — в основном различные уточнения и подробности — мы собрали и свели воедино из разных источников. Все эти источники согласуются между собой, не считая варианта мантии Послушника, описанного в «Магии без слёз»[1].  

В главе XII части II «Книги Четыре» Кроули пишет о символике мантии в общем смысле, но все частности, которые он упоминает, относятся именно к мантиям А.·.А.·. «Маг может облачаться в различные Мантии в зависимости от степени своего посвящения и от характера своей работы», — отмечает он, но затем уточняет, что основных разновидностей мантии — две: белая без капюшона и черная с капюшоном. Покрой их имеет форма тау-креста. Обе одинаково длинные, до пят, и обе — с длинными, просторными, расширяющимися книзу рукавами. С точки зрения удобства и предоставляемой свободы движений классическая Т-образная мантия не знает себе равных.

В период, когда выходили в свет номера первого тома «Эквинокса (1909—1913), мантии для А.·.А.·. шил лондонский портной Уильям Нортем (основанная им фирма работает и по сей день, хотя и по другому адресу). В нескольких выпусках «Эквинокса» публиковалось следующее объявление:

Уильям Нортем, мастер облачений

По просьбе г-на Нортема уведомляем наших читателей, что ему доверено изготовление всех мантий и прочих церемониальных облачений для членов А.·.А.·., включая и адептов, и соискателей.

№ 0. Мантия Послушника — £5.

№ 1. Мантия Послушника высшего качества — £7.

№ 2. Мантия Неофита — £6.

№ 3. Мантия Ревнителя (добавление нашивки к №2) — £1.

№ 4. Мантия Практика (добавление нашивки к №3) — £1.

№ 5. Мантия Философа (добавление нашивки к №4) — £1.

№ 6. Мантия Владыки Предела (добавление нашивки к №5) — £1.

№ 7. Мантия Адепта (у врат Храма) (добавление нашивки к №№ 0 или 1) — £3.

№ 8. Мантия Адепта (допущенного во Храм) — £10.

№ 9. Мантия Старшего Адепта — £10.

№ 10. Мантия Свободного Адепта — £10.

№ 11. Мантия Мастера Храма — £50.

Мантия Послушника пригодна для проведения любых инвокаций общего рода, но в особенности — для призывания Священного Ангела-Хранителя. Она может сочетаться с бело-золотым немесом. Такие же мантии могут носить Помощники Мага во всех составных ритуалах Белого свойства.

Мантия Неофита пригодна для всех операций со стихиями. Она может сочетаться с черно-золотым немесом. Такие же мантии могут носить Помощники Мага во всех составных ритуалах Черного свойства.

Мантия Ревнителя пригодна для всех ритуалов с участием I O и для низших обрядов Луны. В первом случае сочетается с уреем и пурпурным немесом, во втором — с серебристым немесом.

Мантия Практика пригодна для всех ритуалов с участием I I и для обрядов Меркурия. В первом случае сочетается с уреем и зеленым немесом, во втором — с немесом из переливчатого шелка.

Мантия Философа пригодна для всех ритуалов с участием О О и для обрядов Венеры. В первом случае сочетается с уреем и лазурным немесом, во втором — с зеленым немесом.

Мантия Владыки Предела пригодна для низших обрядов Солнца, проводить которые не должно никогда.

Мантия Младшего Адепта пригодна для обрядов Солнца. Может сочетаться с золотым немесом.

Мантия Адепта пригодна для особых операций, соответствующих степени Адепта и роли Просителя у Первых Врат Города Пирамид.

Мантия Старшего Адепта пригодна для Верховного Мага во всех ритуалах и эвокациях низших сущностей, для проведения обрядов Марса и для Просителя у Вторых Врат Города Пирамид.

Мантия Свободного Адепта пригодна для Верховного Мага во всех ритуалах и инвокациях высших сущностей, для проведения обрядов Юпитера и для Просителя у Третьих Врат Города Пирамид.

Ребенку Бездны не полагается мантии.

Для обряда Сатурна маг может облачиться в облегающую черную мантию с узкими рукавами, белой каймой по подолу и печатью и [магическим] квадратом Сатурна на груди и на спине. С этой мантией сочетается коническая черная шапка, расшитая сигилами Сатурна.

Мантия Мастера Храма пригодна для великих медитаций, для высших обрядов Луны и для ритуалов Вавилонской блудницы и Грааля. Кто может облечься этой мантией? Никто, ибо сказано: «Ecclesia abhorret a sanguine»[2].

——————————

Любой человек независимо от своей степени может при уместных обстоятельствах облачаться в любую из перечисленных мантий.

Мантии А.·.А.·. служат трем целям. Во-первых, посвященные Ордена носят мантии своих степеней в знак того, что они достигли определенной стадии на пути развития. В «Liber 185» приобретение соответствующей мантии входит в число формальных условий для продвижения на каждую последующую степень. Во-вторых, мантии используются как облачения для магических церемоний, соответствующих символике данной степени. Например, мантия Философа, 4°=7°, соответствует сефире Нецах и планете Венера; следовательно, ее можно надевать для ритуала Венеры. Мантия Неофита, 1°=10°, соответствует сефире Малкут (сфере стихий), а, значит, ее можно использовать в ритуале стихий, или хтонических сил. И, наконец, в-третьих, служители различных посвятительных (и прочих) церемоний А.·.А.·. надевают мантии, соответствующие их роли. Так, в приведенном выше объявлении особо указывалось: «Любой человек независимо от своей степени может при уместных обстоятельствах облачаться в любую из перечисленных мантий».

Сохранилось множество черно-белых фотографий с мантиями А.·.А.·. (особенно Внешней коллегии), репродукции которых можно найти в различных книгах. Эти снимки подтверждают словесные описания и, самое главное, помогают точнее понять мерки и пропорции мантий.

Мантии степеней от 1°=10° до Владыки Предела описываются, в сущности, как одна и та же мантия с последовательным добавлением различных символов. Возможно, кто-то предпочтет приобретать новую мантию для каждой степени и накопить таким образом полный комплект магических одеяний, соответствующих семи планетам. Однако вышеописанный подход, при котором одна и та же мантия снабжается дополнительными нашивками, более практичен и экономен.

Мантия Послушника

В ордене G.·.D.·. белая мантия используется только на одной степени. Как уже упоминалось в главе 2, это, по существу, мантия Младшего Адепта. Сведений о ней сохранилось больше, чем обо всех остальных мантиях.

Это белая мантия без капюшона, скроенная в форме тау-креста. По вороту, манжетам и подолу она окаймлена золотом. На груди нашита алая пентаграмма, а на спине — гексаграмма, составленная из красного треугольника, обращенного вершиной вверх, и синего — вершиной вниз. В центре гексаграммы располагается золотая греческая буква Тау. На дошедших до нас фотографиях гексаграмма большая: она занимает большую часть спины выше пояса. Пентаграмма на груди выдержана в тех же пропорциях.

Ибо сказано: «Передо мною пламенеет пентаграмма, а за мною сияет звезда о шести лучах…»[3]

А в «Liber 8» от лица Священного Ангела-Хранителя поясняется: «…пламенеющая звезда на груди явно означает Ра-Хор-Хута, тайно же — Нуит в образе синего треугольника, обращенного вниз, и Хадит — в образе красного треугольника. Я же — золотая Тав в сердцевине их соития».

Вместе с этой мантией можно носить белый с золотом немес. Помимо того, что эта мантия отличает Послушника от посвященных более высоких степеней, она предназначается также:

а) для проведения любых инвокаций общего рода, но в особенности — для призывания Священного Ангела-Хранителя, и

б) для Помощников Мага во всех составных ритуалах Белого свойства.

Мантия Неофита (Малкут)

Мантия Неофита — скроенная в форме тау-креста черная мантия без каких бы то ни было эмблем, но с большим капюшоном, которым можно полностью закрыть лицо. Капюшон можно сделать съемным. Желательно прорезать в нем отверстия для глаз — иногда это бывает удобно.

Вместе с этой мантией можно носить черный с золотом немес. Эта мантия предназначается также:

а) для всех операций со стихиями, и

б) для Помощников Мага во всех составных ритуалах Черного свойства.

Мантия Ревнителя (Йесод)

Мантия Ревнителя аналогична мантии Неофита, но на нее нашит дополнительный символ — серебряное око в треугольнике, расположенное посередине капюшона (см. главу 4). До нас дошло множество фотографий, на которых этот треугольник фигурирует в составе более сложной эмблемы Практика. Размеры и форма треугольника одинаковы для Ревнителя и Практика.

Эта мантия предназначается также:

а) для всех ритуалов с участием I О, в ходе которых вместе с нею следует надевать корону-урей и пурпурный немес;

б) для низших ритуалов Луны, в которых она сочетается с серебристым немесом.

Мантия Практика (Ход)

Мантия Практика аналогична мантии Ревнителя, но на нее нашит дополнительный символ — серебряная гексаграмма о 48 лучах, заключающая в себя треугольник Ревнителя. До нас дошло множество фотографий, на которых эта эмблема изображена достаточно четко. Размеры гексаграммы таковы, что диаметр описанной вокруг нее окружности составил бы приблизительно 8 дюймов.

Эта мантия предназначается также:

а) для всех ритуалов с участием I I, в ходе которых вместе с нею следует надевать корону-урей и зеленый немес;

б) для ритуалов Меркурия, в которых она сочетается с немесом из переливчатого шелка.

Мантия Философа (Нецах)

Мантия Философа аналогична мантии Практика, но на нее нашит дополнительный символ — крест в центре груди, раскрашенный в восемь цветов. Это стандартный крест-распятие, составленный из шести квадратов. Вертикальная опора креста должна иметь четыре дюйма в высоту и один дюйм — в ширину, горизонтальная перекладина — один дюйм в высоту и три дюйма в длину. И опора, и перекладина разделены пополам продольными линиями. Эту эмблему можно увидеть на многих сохранившихся фотографиях. Четыре рукава креста окрашены в цвета четырех стихий и дополнительные к ним — так называемые сверкающие — цвета: нижний рукав — черный слева и белый справа, левый рукав — красный сверху и зеленый снизу, верхний рукав — желтый справа и фиолетовый слева, правый рукав — синий снизу и оранжевый сверху.

Эта мантия предназначается также:

а) для всех ритуалов с участием О О, в ходе которых вместе с нею следует надевать корону-урей и лазурный немес;

б) для ритуалов Венеры, в которых она сочетается с зеленым немесом.

Мантия Владыки Предела

Мантия Владыки Предела аналогична мантии Философа, но на нее нашит дополнительный символ — красная роза о пяти лепестках, расположенная в центре креста. Эта мантия запечатлена на многих дошедших до нас фотографиях.

Мантия Владыки предела предназначается не только для посвященных этой ступени, но и для низших ритуалов Солнца, проводить которое, впрочем, запрещается.

Мантия Младшего Адепта у Врат Храма

Мантия Младшего Адепта у Врат Храма аналогична мантии Послушника. Однако в этом отношении есть одна неясность или спорный момент. В одном из описаний утверждается, что к мантии Послушника добавляется дополнительный символ, но в «Liber 8» — наставлениях для Младшего Адепта у Врат Храма — утверждается, что посвященный этой ступени использует мантию Послушника безо всяких изменений. Каждый Младший Адепт должен решить этот вопрос для себя сам. И это совершенно уместно, поскольку главное предназначение его мантии — служить облачением в ритуалах инвокации Священного Ангела-Хранителя. 

Кроме того, эта мантия предназначается для ритуалов Солнца, в которых ее можно сочетать с золотым немесом.

Мантия Младшего Адепта, Допущенного во Храм (Тиферет)

Эта мантия отличается от всех предыдущих. Она белая с золотой каймой на манжетах, на вороте и по подолу. На груди ее нашит золотой крест из шести квадратов, соединенный с пятилепестковой красной розой (пропорции те же, что и у розы и креста на мантии Владыки Предела)[4].

Мантия Адепта предназначена также:

а) для особых операций, соответствующих степени Адепта, и

б) для Просителя у Первых Врат Города Пирамид.

Мантия Старшего Адепта (Гебура)

Мантия Старшего Адепта полностью аналогична мантии Младшего Адепта, Допущенного во Храм, за тем лишь исключением, что она не белая, а красная.

Эта мантия предназначена также:

а) для Верховного Мага во всех ритуалах и эвокациях низших сущностей[5],

б) для ритуалов Марса, и

в) для Просителя у Вторых Врат Города Пирамид.

Мантия Свободного Адепта (Хесед)

Мантия Свободного Адепта полностью аналогична мантиям Старшего Адепта и  Младшего Адепта, Допущенного во Храм, за тем лишь исключением, что она не белая и не красная,  а фиолетовая.

Эта мантия предназначена также:

а) для Верховного Мага во всех ритуалах и инвокациях высших сущностей,

б) для ритуалов Юпитера, и

в) для Просителя у Третьих Врат Города Пирамид.

Ребенку Бездны не полагается мантии.

Для обряда Сатурна маг может облачиться в облегающую черную мантию с узкими рукавами, белой каймой по подолу и печатью и [магическим] квадратом Сатурна на груди и на спине. С этой мантией сочетается коническая черная шапка, расшитая сигилами Сатурна.

Мантия Мастера Храма (не описанная) предназначена:

а) для великих медитаций,

б) для высших ритуалов Луны и

в) для ритуалов Бабалон и Грааля[6].

Знаки

Знаки степеней А.·.А.·. по существу аналогичны тем, которые использовались в Герметическом Ордене Золотой Зари на степенях до 5°=6° включительно. Степеням выше Младшего Адепта в А.·.А.·. соответствуют особые знаки, не употреблявшиеся в старом ордене.

В отличие от знаков, принятых в масонстве, знаки степеней А.·.А.·. не используются как «опознавательные» на физическом плане. Поэтому никакой необходимости хранить их в тайне нет: Кроули в свое время опубликовал их все открыто. Эти знаки служат, в первую очередь, магическими «формами», при помощи которых сознание мага кинестетически настраивается на принципы сефирот и других соответствий каждой из степеней. Именно в этом качестве они применяются в различных ритуалах. Использовать знаки А.·.А.·. в уместных обстоятельствах может любой человек, независимо от степени своего посвящения.

Знаки А.·.А.·. подразделяются три на основных категории. Первую составляют четыре знака стихий, соответствующие степеням Внешней коллегии; вторую — четыре знака L.V.X. (от лат. lux — «свет»), соответствующие степени Младшего Адепта; третью — пять знаков N.O.X. (от лат. nox — «ночь»), соответствующие степеням от 6°=5° до 8°=3° включительно. Кроме того, используются три пары взаимодополняющих, уравновешивающих друг знаков, соответствующие степеням «врат» — переходным ступеням между тремя орденами (Послушник, Владыка Предела и Ребенок Бездны).

Приведенные ниже описания взяты по большей части из «Liber O» и «Liber Reguli». Кроме того, знаки А.·.А.·. приведены на иллюстрациях в «Магии в теории и на  практике». Описания нескольких из нижеприведенных знаков неполны и требуют дополнительных устных наставлений.

Знаки Послушника (0°=0°)

Знак Входящего, или Знак Нападения. Встать прямо, поставив стопы вместе. Поднести руки к голове у висков и одновременно выбросить их вперед, в то же время резко подавшись вперед всем корпусом и сделав шаг вперед левой ногой примерно на двенадцать дюймов. (Характерная поза Хора).

Знак Безмолвия, или Знак Защиты. Затем вернуть левую ногу на прежнее место и приложить к губам безымянный палец правой (по другой версии — левой) руки. (По другой версии — отставленный большой палец при остальных пальцах, сжатых в кулах.) (Характерная поза Гарпократа.)

Знак Неофита (1°=10°)

Знак Сета. Выставить вперед правую ногу, вытянуть правую руку по диагонали вперед и вверх, а левую — по диагонали вниз и назад; ладони при этом должны быть раскрыты. (Поза Сета в бою.)

Знак Ревнителя (2°=9°)

Знак Шу. Встать прямо, поставив стопы вместе. Вытянуть руки вверх и развести их в стороны, согнув в локтях под прямым углом; повернуть ладони кверху, как если бы вы поддерживали некий груз. (Поза бога Шу, поддерживающего небо.)

Знак Практика (3°=8°)

Знак Аурамот. Встать прямо, поставив стопы вместе. Поднять руки так, чтобы локти оказались на уровне плеч, и сложить ладони перед грудью таким образом, чтобы кончики пальцев соприкоснулись, образовав на уровне сердца треугольник, направленный вершиной вниз.

Знак Философа (4°=7°)

Знак Тум-эш-Нейт. Встать прямо, поставив стопы вместе. Поднять руки над головой и сложить их таким образом, чтобы кончики пальцев соприкоснулись, образовав надо лбом треугольник, направленный вершиной вверх.

Знак Владыки Предела

Знаки Раздрания и Закрытия Завесы. Встать прямо, поставив стопы вместе. Вытянуть руки перед собой, повернуть ладони тыльными сторонами друг к другу и развести руки в стороны, как бы раздвигая или разрывая завесу. Затем свести руки вместе, как бы задергивая занавес, и опустить их вдоль тела.

Знаки Младшего Адепта (5°=6°)

Знак Осириса Убиенного. Встать прямо, поставив стопы вместе, и раскинуть руки крестом[7].

Знак Исиды Скорбящей. Затем поднять правую руку вверх, согнув в локте под прямым углом, а левую руку опустить вниз, согнув в локте под прямым углом. Одновременно повернуть голову влево и посмотреть вниз, вдоль левого предплечья. (Свастика.)

Знак Тифона и Апофиса. Затем поднять руки вверх, разведя их под углом 60°, и запрокинуть голову. (Трезубец.)[8]

Знак Осириса Восставшего. Затем скрестить руки на груди (правую поверх левой), коснувшись пальцами плеч, и склонить голову. (Пентаграмма).

Знак Старшего Адепта (6°=5°)

Знак Puer («Мальчик»). Встать прямо, поставив стопы вместе и высоко подняв голову. Поднять правую руку (отставив большой палец под прямым углом к остальным), направив предплечье вверх под прямым углом к верхней части руки, расположенной горизонтально вдоль линии плеч. Левую руку положить на место соединения бедер; большой палец левой руки при этом отставить, а остальные — сжать в кулак (поза богов Хема, Хора, Монту и т.д.; латинская буква N)[9].

Знак Свободного Адепта (7°=4°)

Знак Vir («Мужчина»). Встать прямо, поставив стопы вместе. Руки поднять к вискам, сжав кулаки и отставив большие пальцы; затем наклонить голову вперед, вытянув шею, подражая бодающемуся рогатому животному  (поза Пана, Вакха, Амона и т.д.; греческая буква W).

Знаки Ребенка Бездны

Знак Puella («Девочка»). Встать прямо, поставив стопы вместе и склонив голову. Левой рукой прикрыть паховую область, а правой рука — область сердца (поза Венеры Медицейской).

Знак Mulier («Женщина»), или Знак Исиды Принимающей. Затем широко расставить ноги, руки поднять полумесяцем, а голову запрокинуть (поза Бафомета, Бабалон, Исиды Принимающей; Микрокосм Витрувия; латинская X или родственная ей по форме Цадди конечная,  ץ)[10].

Знак Мастера Храма (8°=3°)

Знак Mater Triumphans («Мать Торжествующая»), или Знак Исиды Ликующей. Встать прямо, поставив стопы вместе. Левую руку согнуть в локте, как если бы на ней лежал младенец; большим и указательным пальцами правой руки сжать левый сосок, как бы предлагая этому младенцу грудь. (Поза Исиды с младенцем-Хором.)

Служители

Руководство А.·.А.·. первоначально состояло из нескольких должностей по образцу руководства в Герметическом ордене Золотой Зари.

Главных служителей по традиции четверо: трое Вождей — Канцлер, Император и Провозвестник — и стоящий над ними Верховный Провозвестник.

Такая структура — трое, подчиненные одному, — восходит по меньшей мере к XVII веку, а именно — к легенде об основании Ордена Розенкрейцеров, изложенной в трактате «Fama Fraternitatis».

Соответствия, характер должностей и обязанности Вождей А.·.А.·. по существу мало чем отличаются от аналогичных характеристик Вождей в старом ордене Золотой Зари. Описания, приведенные в документах Золотой Зари (например, в наставлении Z-1 для степени 5=6), в целом согласуются с обязанностями верховных служителей А.·.А.·., перечисленных в очерке «Звезда видна» и в других источниках.

Должность Канцлера (Cancellarius)[11] символически соответствует египетскому богу Тоту как писцу и хронисту. По существу, Канцлер — это секретарь ордена, ответственный за всю серьезную переписку, распространение утвержденных инструкций и наставлений и ведение орденской документации. Печать Канцлера, оттиснутая на розовом воске (цвет Тиферет по шкале Короля), представляет собой Око в Треугольнике, вписанное в окружность, которая, в свою очередь, окаймлена двенадцатью группами лучей по три в каждой, а вокруг расположены инициалы девиза данного служителя.

Император (Imperator)[12] отвечает за непосредственное руководство Орденом. Печать Императора, оттиснутая на оранжевом воске (цвет Гебуры по шкале Короля), представляет собой правый глаз, изображенный в египетском стиле и помещенный внутрь треугольника, который обращен вершиной вниз (так называемый водный треугольник) и вписан в окружность. Инициалы девиза располагаются по углам треугольника.

Провозвестник (Praemonstrator, от лат. monstrate — «показывать, объявлять, наставлять, советовать» и т.д.) отвечает за сохранность формы и структуры Ордена и распространение его учения под руководством Ордена S.·.S.·. Печать Провозвестника, оттиснутая на пурпурном воске (цвет Хесед по шкале Короля) представляет собой щит с левым глазом, изображенным в египетском стиле. Инициалы девиза располагаются по углам щита.

Эти трое служителей представляют соответственно степени Младшего Адепта (5°=6°), Старшего Адепта (6°=5°) и Свободного Адепта (7°=4°). Символика их соотносится с символикой соответствующих сефирот: Тиферет, Гебуры и Хесед. В идеале Вожди должны занимать именно эти степени; в противном случае власть их будет скорее символической, нежели реальной. Впрочем, основатели А.·.А.·. при необходимости могли даровать кому-либо почетную степень, чтобы этот человек смог исполнять обязанности одной из вышеописанных должностей и помогать в управлении Орденом[13].

Над этими тремя Вождями стоит Верховный Провозвестник. По традиции, этот служитель должен достичь по меньшей мере степени 7°=4°. Кроули открыто выступил в должности Верховного Провозвестника лишь однажды — чтобы утвердить обнародование одного орденского текста[14]. При этом он подписался как N., что значит Nemo (лат. «Никто»), а Nemo — это общее наименование всех, кто достиг степени Мастера Храма (8°=3°).  В тот же период еще несколько документов А.·.А.·. было опубликовано в «Эквиноксе» с разрешения «N.: Fra А.·.А.·.» — то есть, «Nemo, брата Третьего ордена (собственно А.·.А.·.)».  

В Ордене есть еще несколько младших руководящих должностей, но обсуждать их подробно мы не станем. В очерке «Звезда видна» описывается необязательная должность Верховного Неофита, руководящего всеми членами Внешней коллегии, а в некоторых официальных документах упоминаются, среди прочих, Оратор и Казначей. Но эти дополнительные должности не столь важны, как четыре, описанные выше.

Четверо верховных служителей редко вступают в официальное общение с теми, кто стоит ниже ступени Владыки Предела. Каждый член общается лишь со своим непосредственным руководителем, стоящим на одну ступень выше него, а вмешательство верховного руководства грозит нарушить установившуюся между ними связь. Более того, по традиции Вожди не вступают в прямой контакт с членами Ордена, не достигшими степени 2°=9° (не считая того, что дважды в год Канцлер, Оратор или Провозвестник сообщают каждому Неофиту новое Слово Равноденствия). Как явствует из «Liber 185», Ревнитель, руководящий переходом Послушника на степень Неофита, должен передать подписанную своим подопечным Клятву Неофита непосредственно Канцлеру. Аналогичная процедура соблюдается и на всех последующих степенях G.·.D.·. Однако Неофит, принимающий соискателя в Послушники, передает подписанную клятву Канцлеру не лично, а через Ревнителя. Это объясняется не столько практическими, сколько символическими соображениями: Ревнитель олицетворяет сознание уровня Йесод — сефиры, которая, в отличие от Малкут (Неофита) связана с Тиферет (Канцлером) напрямую.

Официальные разрешения на публикацию, предваряющие различные документы A.·.A.·. в «Эквиноксе» и других изданиях, позволяют установить личности верховных служителей А.·.А.·. в различные периоды.

Так, в 1-м и 2-м номерах «Эквинокса» в разрешениях фигурируют следующие инициалы:

Провозвестник D.D.S. 7°=4° (Джордж Сесил Джонс)

Император O.S.V. 6°=5° (Алистер Кроули)

Канцлер N.S.F. 5°=6° (Дж.Ф.Ч. Фуллер)

Фуллеру, как отмечалось выше, была присвоена почетная степень 5°=6°, а Кроули и Джонс к этому времени уже достигли по меньшей мере 7°=4°.

Несколькими месяцами раньше, в конце 1908-го или в начале 1909-го, те же самые лица, обозначенные несколько иначе, одобрили первое издание трехтомника «Телема»:

V.V.V.V.V. Pro Coll. Summ.

D.D.S., O.M. Pro Coll. Int.

V.N., P., P.A. Pro Coll. Ext.

O.S.V. Imp.

Ни степени, ни титулы служителей (за исключением Императора — Кроули, выступившего под девизом O.S.V.) здесь не указаны, хотя структура аналогична той, что затем использовалась в «Эквиноксе». Как представители Внешней коллегии (Pro Collegо Exteriore) Джонс, Кроули и Фуллер использовали свои девизы Первого ордена — Volo Noscere, Perdurabo и Per Ardua соответственно. Как представители степени 7°=4°, то есть  Внутренней коллегии (Pro Collegо Interiore) выступили Джонс и Кроули. Девиз V.V.V.V.V. (обозначающий представителя степени 8°=3°, Pro Collegо Summo) Кроули принял для себя позже, а на тот момент он полагал его принадлежащим внешней духовной сущности, продиктовавшей большую часть Священных книг Телемы.

Джордж Сесил Джонс (Брат D.D.S. или V.N.) был Провозвестником Ордена со дня основания последнего и до самой своей смерти (умер он в начале 50-х). В орденских документах он фигурировал в этом качестве вплоть до 1936 года. Фуллер, однако, вышел из Ордена очень рано — в конце 1910-го. При издании «Книги Закона» в 10-м номере «Эквинокса», в 1913 году, Канцлером был указан некий Брат I.M., личность которого нам установить не удалось[15].

В 1911 году, когда Фуллер покинул Ордена, а Джонс отошел от активной деятельности, Кроули принял должность Верховного Провозвестника.

В 1-м номере третьего тома «Эквинокса», вышедшем в 1919 году, был указан расширенный состав служителей, более близкий к тому, который предварял трехтомник «Телема». От Внешней коллегии (Pro Coll. Ext.) были указаны Провозвестник, Император и Канцлер. Первые две должности, разумеется, по-прежнему занимали Джордж Сесил Джонс и Алистер Кроули, снова выступившие под инициалами V.N. и P. В роли Канцлера же теперь фигурировал «второй Джонс» — Чарльз Стенсфилд Джонс, представший здесь под самым известным из своих имен: Брат Ахад.

Кроме того, были перечислены трое верховных служителя Внутренней коллегии (Pro Coll. Int.). Титулы их не указаны, но функционально они соответствовали Верховному Адепту, Второму Адепту и Третьему Адепту, управлявшими орденом R.R. et A.C. в старой Золотой Зари, еще при Мазерсе. В этом качестве выступили Дж.С. Джонс (Брат D.D.S.) и Кроули (Брат O.M.), обозначенные как посвященные 7°=4°, снова Кроули (Брат O.S.V.) — как посвященный 6°=5° и Ч.С. Джонс (Брат Парсифаль) — как посвященный 5°=6°.

И, наконец, в том же списке фигурировали трое представителей Третьего ордена (Pro Coll. Summ.): 777, 8°=3° (Ч.С. Джонс), 666, 9°=2° (Кроули) и 93, 10°=1° (по-видимому, Айвасс, עיוז).

Такая же трехъярусная структура руководства воспроизведена и в «Равноденствии богов», опубликованном в 1936 году. Единственное расхождение обнаруживается в списке представителей Внутренней коллегии, где место Брата D.D.S. заняла Сестра I.W.E. (Марта Кюнцель)[16].

Как свидетельствуют сохранившиеся документы, в период между этими двумя публикациями, то есть между 1919 и 1936 годами, а точнее, в начале 20-х годов, когда Кроули управлял Телемским аббатством в Чефалу, Канцлером была Сестра Алостраэль (Лия Хирсиг).

В последнее десятилетие своей жизни Кроули выпустил несколько официальных наставлений, утвержденных только им одним в должности Императора (которую он сохранял за собой от основания А.·.А.·. и вплоть до своей смерти), — в том числе «Цин цзин цзин» и «Сердце Мастера». «Книга Тота» была опубликована в 1944 году с одобрения Кроули как Брата О.М. 7°=4° и некоего Брата или Сестры I.A. 5°=6° (личность не установлена; единственный известный деятель из окружения Кроули, носивший девиз с такими инициалами, Брат Iehi Aur, к тому времени уже умер).

После смерти Кроули в 1947 году руководство О.Т.О. и менее известным Орденом Телемитов перешло к Карлу Гермеру (Брату Сатурну, достигшему X° в О.Т.О. и 8°=3° в А.·.А.·.)[17]. Однако полномочий на общее руководство А.·.А.·. Гермер не получил, хотя и из всех живых на тот момент членов Ордена именно он теперь занимал самую высокую степень (не считая Брата D.D.S., которому уже исполнилось 74 года и который, очевидно, не мог играть никакой активной роли в работе А.·.А.·.). Соответственно, никакой официальной руководящей должности в А.·.А.·. Гермер так и не занял, хотя и выступил учителем и наставником для многих телемитов того времени, включая Джин Вульф, Филлис Секлер, Марселу Мотту (личного ученика Гермера) и прочих.

После смерти Гермера в октябре 1962 года посвященной самой высокой степени осталась Филлис Секлер (Сестра Мераль)[18], которая последовала примеру Гермера и не заняла никакой руководящей должности в А.·.А.·., не считая роли наставницы для своих личных учеников.

Таким образом, можно с уверенностью заключить, что с декабря 1947 года во главе А.·.А.·. как всемирной организации не стояло ни одного воплощенного Вождя. Отсутствие зримых Вождей по большей части не доставляет никаких неудобств. Система А.·.А.·. в целом действует как самоподдерживающаяся и основывает на передаче ответственности от одного человека к другому, то есть от каждого конкретного наставника к его подопечному.

И все же некоторые элементы официальной системы А.·.А.·. нуждаются в наличии руководящей верхушки, если мы хотим, чтобы Орден действовал и развивался по плану, изначально намеченному его основателями. Поэтому старшие члены некоторых линий Ордена принимают на себя функции и обязанности Вождей в рамках своей отдельной линии. Так произошло, например, в той ветви А.·.А.·., руководство которой перешло от Брата Териона через Сестру Эстай к Сестре Мераль. Однако следует подчеркнуть, что за пределами собственной линии подобные Вожди не имеют официальных полномочий.

Так или иначе, подлинная власть — это следствие реальных духовных достижений, а не приложение к каким бы то ни было титулам и званиям. Даже Адепты А.·.А.·. не имеют полномочий на изменение или преобразование орденской системы. Напротив, их первейший долг заключается в том, чтобы хранить мистико-магическую систему А.·.А.·. в том виде, в каком ее вручили им предшественники, и передавать ее в целости и сохранности своим наследникам и преемникам — то есть всем тем, кто страстно стремится к Свету.

 

© Перевод: Анна Блейз

© Thelema.RU

 


 

[1] Стоит добавить, что с известными указаниями по поводу мантий согласуются и литературные их описания, встречающиеся в книгах Алистера Кроули (в особенности в романе «Лунное дитя»). Единственное расхождение — брошенный в том же романе намек на то, что все мантии степеней различаются по цвету. Во Внутренней коллегии дело обстоит именно так, однако во Внешней коллегии все мантии черные и различаются между собой только эмблемами. — Примеч. автора.

[2] «Церковь от крови отвращается» (лат.), девиз, придуманный французским врачом и экономистом Франсуа Кенэ.

[3] Вариация на тему одной из реплик в Малом ритуале пентаграммы.

[4] Согласно одному не самому значительному источнику, эта мантия должна быть желтой, а не белой (все остальные детали совпадают с вышеописанными). Однако приведенное здесь описание совпадает с тем, которое устно дал мне Израэль Регарди, лично видевший мантию Младшего Адепта на Ч.С. Джонсе (Брате Ахаде). Полагаю, дело было на открытом выступлении Брата Ахада, когда он читал вслух отрывки из работ Кроули. В то время Брат Ахад был не только одним из самых серьезных учеников Кроули, но и Канцлером А.·.А.·.

[5] Пример практического применения этих мантий см. в описании эвокации Барцабеля, духа Марса, проведенной Братом Perdurabo («Эквинокс», I, 9). Верховный Маг в ходе этой операции был облачен в мантию Старшего Адепта, урей и немес, а его помощники — в мантии Послушников с бело-золотыми немесами. Не исключено, что Верховный Маг выбрал именно эту мантию из-за того, что целью операции было вызывание духа Марса. Впрочем, указано, что мантия Старшего Адепта пригодна для «всех ритуалов и эвокаций низших сущностей». Ср. с подобным (хотя и не полностью аналогичным) принципом облачений, принятым в традиционном ордене Золотой Зари: в ритуале вызывания Тафтартарата, духа Меркурия («Эквинокс», I, 3), Брат Iehi Aour в роли Верховного Мага облачен в красную мантию поверх простой, а его помощники — в простые мантии степени 5=6 своего ордена.

[6] В описании добавлено: «Кто может облечься этой мантией? Никто, ибо сказано: “Ecclesia abhorret a sanguine”».

[7] Эти четыре знака в совокупности называются знаками L.V.X. Знак Осириса Убиенного, имеющий форму креста, включает в себя остальные три, потому что буквы L, V и Х можно образовать из +. Последние три знака этой степени символизируют три соответствующие буквы: L (Исида), V (Апофис) и X (Осирис Восставший). Все четыре знака вместе обозначают этапы солнечного пути (начиная с заката). Возможны и другие интерпретации.

[8] Мы полагаем, что так же выглядит Знак Сета Торжествующего, упомянутый в «Liber 36» (ритуале Звездного Сапфира), хотя документальных подтверждений этому нет. В сочетании со знаком Бабалон (или «Исиды Принимающей») он символизирует союз Сета и Исиды — «торжествующие» аспекты формул 5°=6° и 8°=3°. С буквами Y и X — формами двух этих знаков — связаны особые таинства.

[9] Некоторые соображения по поводу этого знака можно найти в «Энциклопедии вольного каменщичества» Альберта Маккея, впервые опубликованной в 1909 году. В краткой статье «Хем» из этой энциклопедии Маккей пишет: «Египетское божество. Амон в той же самой позе, которую метафорически использовали в изображениях Будды и которая встречается у герметических философов: одна рука простерта к небесам, другая — к миру природы». Таким образом, знак Старшего Адепта эквивалентен позе Мага на соответствующем аркане Таро. Небезынтересно, что впервые об этом знаке Кроули вскользь упоминает в одном своем личном гримуаре между заметками, датированными октябрем 1908-го и ноябрем 1909-го: «N. как Хем».

Даже если Кроули не читал энциклопедию Маккея (что вообще-то маловероятно), он наверняка был хорошо знаком с более ранней «Королевской масонской энциклопедией» Кеннета Маккензи, на которую во многом опирался Маккей. В статье «Хем» Маккензи — помощник Элифаса Леви и, по всей вероятности, истинный автор формул, на которых основаны посвятительные ритуалы Золотой Зари, — писел: «Итифаллическое египетское божество, или Амон порождающий. Изображается стоящим, с поднятой, как у сеятеля, правой рукой. Ладонь его раскрыта <…> Руки расположены так же, как на герметических изображениях: одна поднята вверх, указывая на небо, другая же опущена к земле, где вершится труд природы. В такой же позе изображается Будда».

[10] Знаки Ребенка Бездны, соответствующие  Венере и Исиде, символизируют пересечение путей Далет и Гимел на Древе Жизни.

[11] Канцлер (единственное название руководящей должности, упомянутое в «Fama Fraternitatis») есть и в масонской системе, которая повлияла на структуру Герметического ордена Золотой Зари и — опосредованно — на структуру А.·.А.·. В средневековом Ордене тамплиеров канцлером назывался местный служитель ордена, который отвечал за переписку, был «хранителем таинств и наставлял новопосвященных рыцарей в их обязанностях» (Маккензи). Это описание сходно с тем, которое использовалось в Герметическом ордене Золотой Зари и наследовавших ему организациях.

[12] В старом ордене Золотой Зари Император соответствовал архетипу Нефтиды. В документах А.·.А.·. не сохранилось прямых указаний на этот счет, но в свете определенных ритуальных обязанностей, которые Император исполняет в А.·.А.·., эту должность уместнее будет соотнести с Хором-Апофисом. Провозвестник соответствует Исиде.

[13] Наглядный тому пример — присвоение Дж.Ф.Ч. Фуллеру (Брату Per Ardua, который покинул Орден 27 октября 1910 года, так и не поднявшись выше степени Послушника) почетной степени 5°=6°. В результате тот принял новый девиз — Достопочтенный Брат Non Sine Fulmine — и стал первым в истории Канцлером А.·.А.·..

[14] А именно, части I «Книги Четыре», опубликованной в 1912 году.

[15] Но пол его известен, поскольку в письме, датированном сентябрем 1918 года, Ч.С. Джонс упомянул его как Брата J.M. 5°=6°.

[16] Позднее Кроули признал Сестру I.W.E. посвященной степени 8°=3°, но здесь она фигурирует как 7°=4°, Свободный Адепт.

[17] 18 июля 1941 года, когда Гермер уже жил в США, Кроули передал ему «представительскую власть» как своему «личному агенту и представителю в Соединенных Штатах Америки», специально уполномочив его «заключать, исполнять и осуществлять любые договоры от моего имени, какие он сочтет уместными, и в особенности те, что касаются моей деятельности как писателя и лектора». В том же письме Кроули заявил: «Все лица, подчиненные мне в А.·.А.·. и О.Т.О., должны признавать его как своего руководителя».

[18] Иногда можно встретить утверждение, что посвященным самой высокой степени после смерти Гермера стал Мотта, который отметился на титульной странице бразильского издания «Liber Aleph» как Император 6°=5°. Однако теорию о том, что Гермер, наставник Мотты, якобы признал его в этом качестве, разбивает в пух и прах письмо самого Гермера к Мотте, написанное в июне 1962 года (после выхода упомянутого издания «Liber Aleph» и приблизительно за четыре месяца до смерти Гермера). «Вы в лучшем случае Неофит!» — говорится в этом письме.