Джеймс Эшелман.

 

Глава 7

Степень Владыки Передела

Великая Работа для Владыки Предела определяется как «обретение власти над устремлениями моей сущности».

Владыка Предела — это степень устремлений. Она не соответствует ни одной из сефирот Древа Жизни, но мы вправе соотнести ее с путем Самех, ведущим из сферы Луны в сферу Солнца.

Иногда нас спрашивают, к какой Коллегии относится степень Владыки Предела — ко Внешней (G.·.D.·.) или ко Внутренней (R.·.C.·.)? С философской точки зрения этот вопрос важен. Но лучший ответ, который можно дать на него, — это «к обеим сразу и ни к одной». Формально Владыка Предела все еще принадлежит Внешней Коллегии, но с таким же успехом можно рассматривать эту степень как послушнический этап степени Младшего Адепта и, таким образом, относить ее ко Внутренней Коллегии. Владыка Предела занимает по отношению к Ордену Розы и Креста точно такое же место, какое Послушник — по отношению к Ордену Золотой Зари.

Этот парадокс символически отражен в облачении Владыки Предела. Он по-прежнему носит черную мантию, как и все посвященные Внешней Коллегии, — но на груди у этой мантии впервые появляется символ Внутренней Коллегии: красная пятилепестковая Роза на Кресте Стихий, состоящем из шести квадратов.

Чтобы понять суть этой «переходной степени», стоит обратиться к эквивалентной ей степени Врат в Герметическом ордене Золотой Зари. Церемония Врат состоит из двух частей. В первой части символически обощаются степени Внешней Коллегии, которые уже прошел соискатель: четыре стихии уравновешиваются и достигают единства в центральной точке. Вторая же часть, по существу, представляет собой ритуал пути Самех, по которому соискатель приближается к сефире Тиферет. Как и степень Владыки Предела, степень Врат служит мостом между Внешней и Внутренней Коллегиями.

Все это, разумеется, лишь метафоры того, что происходит в действительности. Но эта символика может оказаться полезна Владыке Предела, который временами чувствует себя, как корабль, полностью оснащенный для плавания, но еще не знающий, куда ему плыть. Поиски ответа на этот вопрос — часть Задачи его степени.

Есть и еще одна причина, по которой Владыку Предела следует понимать как «Младшего Адепта-Послушника». Пути Самех каббалисты приписывают состояние сознания, именуемое Разумом Испытания или Разумом Послушничества. В одной из рукописных версий традиционного ритуала Врат отмечается, что путь Самех — «это главное испытание, посредством которого Создатель испытывает преданность всякого, кто стремится стать достойным титула “Учитель Сострадания”. Суть этого испытания — вечное искушение сойти с прямого и тесного пути непоколебимой преданности Единому». Здесь под «Единым» подразумевается то, что что мы называем Священным Ангелом-Хранителем.

На латыни титул «Владыка Предела» звучит как «Dominus Liminis». По смыслу он эквивалентен еврейскому названию традиционной степени Врат — Баал Шаар, «Владыка Врат»[1]. Во всех своих вариантах название этой степени указывает на положение соискателя непосредственно на пороге Внутренней Коллегии, Ордена Розы и Креста (а не перед этим порогом). В «Liber 185» в связи с этим предписывается:

Помимо этого всего, он должен пребывать на Пороге. Пусть не забывает, что звание Владыки Предела — не пустой звук: его достижения нередко будут оспаривать, хоть и неведомо для него.

По простой латинской каббале словосочетание «Dominus Liminis» соответствует числу 162. Это число нескольких других выражений, непосредственно связанных со Внутренней Коллегией и с предстоящим посвящением в степень Тиферет. Вот некоторые из них:

  • Frater Rosae Rubeae («Брат Розы и Креста»);
  • Lumen in Centrum («Свет в Средоточии»);
  • Ladipem angulorum («камень, который стал главою угла») — восходящая к Библии герметическая метафора Адепта;
  • Corpus Christi («Тело Христово») — название традиционного праздника, на который во Втором ордене Мазерсовской Золотой Зари приходились ежегодные торжества, тесно связанные со степенью Младшего Адепта;
  • Mercurium sum («Я — Меркурий»).

Для полноты картины следует упомянуть, что в прошлом эту непронумерованную степень иногда называли Старшим Философом или Старшим 4°=7°, однако в системе А.·.А.·. эти термины, судя по всему, не использовались. Впрочем, Мастер Терион иногда обозначал Владыку Предела другим традиционным наименованием — «Владыка (или Владычица) Путей ко Вратам, ведущим в Усыпальницу Адепта».

«Liber Mysteriorum»

Пусть примет от своего наставника «Liber Mysteriorum» <…> Он должен принять один из постов служителей во Храме Посвящения и заучить наизусть свою роль, назначенную ему Императором А.·.А.·. («Liber 185»).

Он получает «Liber Mysteriorum» и обретает совершенное понимание Посвятительных Формул Liber 13»).

Документ А.·.А.·., именовавшийся «Liber Mysteriorum», не дошел до наших дней под этим названием. Многие полагают, что такого текста не существовало вовсе[2]. Однако мы располагаем достаточными указаниями на то, что под «Liber Mysteriorum» следует понимать руководство по посвятительным ритуалам А.·.А.·., вручавшееся только служителям.

«Liber Mysteriorum» означает «Книга мистерий», а латинское слово mysterium переводится как «тайная религия, тайные обряды поклонения, божественное таинство». В данном контексте под мистериями подразумеваются официальные посвятительные ритуалы А.·.А.·.

В свете этого становится совершенно понятно, почему Владыка Предела, получивший «Liber Mysteriorum», «обретает совершенное понимание Посвятительных Формул». Все указывает на то, что посвященные этой и более высоких степеней должны участвовать как служители в посвятительных ритуалах Неофита и Ревнителя.

Соответственно, никаких документов класса А для заучивания на этой степени не предписывается: вместо этого Владыка Предела выучивает роль какого-либо служителя в одной из посвятительных церемоний А.·.А.·. Поскольку единого Императора для всех ветвей А.·.А.·. больше нет, звание Владыки Предела присваивается по распоряжению Императора той ветви, к которой принадлежит соискатель, — а если Императора в этой ветви нет, то по распоряжению личного наставника в А.·.А.·., то есть Младшего Адепта.

Пратьяхара и дхарана: управление мыслью

Он должен сдать экзамен по третьей части «Liber III» («Liber 185»).

Ему вручают способы медитации на Управление Мыслью и дают наставления по раджа-йоге («Liber 13»).

О «Liber Jugorum» мы уже говорили в разделе, посвященном степени Практика, — в связи с предписанной Практику задачей освоить «управление речью». Аналогичным образом, от Философа требуется освоить «управление действиями», а Владыка Предела должен обрести такую же полную власть над своими мыслями[3].

«Управление мыслями» — основная тема раджа-йоги — на этой степени принимает вполне конкретные формы. В эссе «Звезда видна» указывается, что Владыка Предела должен «в совершенстве овладеть практиками пратьяхары и дхараны»[4].

Под дхараной подразумевается простое сосредоточение. Этот метод описан в «Liber E», и соискатель начинает осваивать его еще на степени Послушника. Некоторые задачи, предписанные Практику и Философу, невозможно исполнить, не достигнув прежде значительных успехов в дхаране.

Пратьяхара — это следующий шаг после дхараны, которому дают различные и подчас противоречивые определения[5]. Брат Perdurabo пишет в «Книге Четыре» (часть I, глава 4):

Разные авторы употребляют это слово в различных значениях. Оно служит для обозначения как самой практики, так и ее результата. Нам будет удобнее использовать его как название процесса, имеющего не столько тактическое, сколько стратегическое значение. Пратьяхара — это интроспекция, общее обследование содержимого того ума, над которым мы желаем обрести контроль; овладев асаной и устранив все непосредственные причины беспокойства, мы теперь вольны думать именно о том, о чем мы думаем. <…>

…что подразумевается под успешным овладением пратьяхарой? Этот предмет весьма обширен, равно как и спектр мнений по этому поводу. <…> Но в действительности главная цель пратьяхары — это выработать в себе способность к подавлению мыслей.

В практических целях пратьяхару можно описать как «осознанность мышления». Философ, освоивший метод махасатипаттханы, поймет это определение без труда и будет готов приступить к практике. Но это вовсе не значит, что ему придется легко! Гейзенберговский принцип неопределенности нигде не оправдывается так наглядно, как в области наблюдений за содержимым нашей психики. Полагаю, не требует доказательств тот факт, что наблюдение за содержимым собственной психики мгновенно видоизменяет наблюдаемый объект. Но, тем не менее, мы должны постараться. И если мы постараемся как следует и достигнем успеха, то придем к той самой цели, которая стоит перед Владыкой Предела.

Следует, однако, пояснить, что именно подразумевается под успехом в пратьяхаре. Брат Perdurabo сообщает об этом в конце той же главы «Книги Четыре»:

У некоторых людей упомянутая способность может пробудиться неожиданно, в одночасье, подобно тому, как иногда происходит с асаной. Ум внезапно успокоится сам по себе, и нужда в бдительном контроле отпадет естественным образом. Вас охватит восхитительное чувство спокойствия и безмятежности, не имеющее ничего общего с тем тупым оцепенением, что наступает после чересчур обильной еды. Может ли каждый практикующий или даже большинство из них рассчитывать на достижение столь определенного результата — сказать трудно. Но это не имеет особого значения. Достаточно научиться пресекать любую мысль в зародыше, и если вы этого достигли, то можно переходить к следующему этапу.

Равновесие знания и силы

Он должен осмыслить разнообразные знания и способности, которые он приобрел, и привести их в полную гармонию. Судьей ему в этом да будет Провозвестник А.·.А.·. («Liber 185»).

Владыка Предела — степень гармонизации. Овладев всеми четырьмя стихиями — выложив на стол все четыре орудия мага — Владыка Предела должен теперь привести их в совершенное равновесие.

Старая церемония Врат в Герметическом ордене Золотой Зари — в те времена, когда ее проходили Кроули и Джонс, — включала в себя следующие слова, связанные с толкованием XIV аркана («Умеренность»):

Напомню тебе еще раз, что путь к истинному тайнознанию и магической власти ведет лишь через примирение противоположностей.

Таким образом, Владыка Предела должен уравновесить между собой не только «знания и способности», но и все «противоположности» своей натуры. Его задача — привести в равновесие и интегрировать все силы, составляющие его личность, достигнув гармоничного синтеза.

Единого Провозвестника, признанного во всех линиях А.·.А.·., в наши дни нет, так что судить об успехах Владыки Предела предстоит Провозвестнику той линии, в которой он работает, — или, за отсутствием такового, его личному наставнику, Младшему Адепту,

Магический светильник

…он должен изготовить магический светильник, следуя указаниям из «Liber A» («Liber 185»).

В заключение он возжигает магический светильник («Liber 13»).

Пантакль, Кинжал, Чаша и Жезл соответствуют четырем рукавам Креста Стихий, но есть еще и пятая, центральная точка, связанная с Духом и преображающая Крест в Пентаграмму. Это единство, превосходящее их разнообразие. О точке Духа сказано в «Liber Legis», II:49:

Это из 4-х; есть и пятая, что незрима; в ней — я, как дитя в яйце.

Этому пятому принципу соответствует Светильник мага. В «Liber A» даются следующие указания:

Пусть Владыка Предела возьмет чистый свинец, олово, ртуть, платину, и, при необходимости, стекло.

Пусть в меру своего понимания и вдохновения измыслит Магический Светильник, который будет гореть без фитиля и масла, питаясь Эфиром.

Пусть совершит это в тайне и уединении, не спрашивая ни совета, ни одобрения у своего наставника — Младшего Адепта.

Пусть освятит Светильник и хранит его в тайной скинии Искусства.

 Это и есть то, о чем сказано: «Облачившись в полный доспех и представ во всеоружии, он подобен богине»[6].

А также: «Я вооружен, я вооружен».

Поскольку все это надлежит исполнить, «не спрашивая ни совета, ни одобрения у своего наставника», мы воздержимся от каких бы то ни было комментариев.

Магический светильник Элифаса Леви.

Изображен здесь с жезлом, мечом и кинжалом с лезвием в виде полумесяца.

Власть над интуицией

Он должен всеми возможными способами утвердить полную власть над своей интуицией, прислушиваясь к советам своего Младшего Адепта, ибо испытание, необходимое для продвижения на следующую ступень, будет нелегким («Liber 185»).

Это указание само по себе достаточно ясно; при необходимости Владыка Предела может обратиться за советом к своему орденскому наставнику — Младшему Адепту.

Lumen in Centrum[7]

Вероятно, читатель уже понял, что, по существу, все эти задачи сводятся к одному и тому же.

От Владыки Предела требуется:

  • «пребывать на Пороге»;
  • обрести власть над устремлениями своей сущности;
  • управлять потоком своих мыслей;
  • гармонизировать и примирить все силы своей натуры;
  • обрести власть над своей интуицией и
  • возжечь Магический Светильник.

В действительности все это — единая Задача. 

Но Я пламенел в тебе и без масла, как чистое пламя. Ярче луны Я в полночь блистал; днем затмевал Я солнце Своим сияньем; на тропах укромных сути твоей Я пылал, разгоняя туман иллюзий[8].

Итак, пусть Владыка Предела следует путями магии и мистики и достигнет сего единства; о да! достигнет Единства.

Список литературы для Владыки Предела

 

Согласно списку литературы A.·.A.·., приведенном в «Эквиноксе», III, 1, Владыка Предела должен выдержать экзамен по некоторым наставлениям, изложенным в следующих текстах: «Liber Legis», «Бессонный мир», «Джон Сент-Джон», «Liber 8», «Liber NV», «Liber HAD» и «Liber YOD».

Этот список представляет особый интерес по двум причинам.

Во-первых, указывается, что перечисленные тексты «призваны облегчить Задачу Младшего Адепта, каковая заключается в овладении раджа-йогой и достижении Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем». Это уникальная ситуация: во всех остальных случаях предписанная для той или иной степени литература относится к задаче именно данной степени, а не следующей.

Во-вторых, в перечне литературы для Владыки Предела появляются некоторые новые тексты. Напомним, что список литературы для Послушника содержал почти все основополагающие наставления для степеней до Философа включительно, а материалы, предназначенные для Владыки Предела, в этот список не входили. Более того, ни один из этих текстов (за исключением «Liber Legis» и «Liber Armorum») не рекомендовался для изучения ни на одной из предшествующих степеней.

«Liber 8» представляет собой отрывок из Гласа 8-го Эфира («Видение и Голос»). Мы обсудим этот текст подробнее в следующей главе.

«Liber NV» и «Liber HAD» содержат наставления о практиках, основанных на первых двух главах «Книги Закона». Мы искренне советуем освоить эти замечательные упражнения. Любопытно, что в подзаголовках обеих указанных книг значится: «Для тех, кто прошел Испытание X». Подразумевается стих III:22 «Книги Закона», где от лица Херу-Ра-Ха сказано:

Я — зримый предмет поклонения, прочие же сокрыты, ибо они — для Зверя с Невестой его и для тех, кто прошел Испытание x. Что это? Ты узнаешь.

Телемиты уже не один десяток лет спорят о точном значении этих слов, и мы не претендуем на то, что наша интерпретация безупречна и однозначна. Однако заметим, что слова «Испытание x» («Ordeal x») обычно толкуют как намек на O X, т.е. на символический союз Креста и Круга. Помимо прочего, это известный эквивалент символа Розы и Креста. Учитывая, что «Liber NV» и «Liber HAD» впервые рекомендуются официально лишь на степени Владыки Предела (да и то как подспорье в решении задачи Младшего Адепта), весьма вероятно, что под «теми, кто прошел Испытание Х», Достопочтеннейший Брат О.М. подразумевал соискателей, допущенных в Орден Розы и Креста.

«Liber IOD» содержит в себе серию магических и йогических практик, предназначенных для того, чтобы собрать все сущее в одну точку — или, согласно описанию из перечня литературы, «свести многообразное сознание к единству».

Кроме того, «Эквиноксе», I, 6 для степени Владыки Предела рекомендуется «Liber A’ash vel Capricorni Pneumatici» — документ класса А.

Переход на степень Младшего Адепта

Владыка Предела переходит на степень Младшего Адепта, когда «вышестоящие сочтут нужным даровать ему продвижение», — а это случится после того, как он удовлетворительно исполнит свою Задачу. Никаких прямых временных ограничений для пребывания на степени Владыки Предела не установлено.

Однако в «Liber 185» указывается, что Владыке Предела следует подождать по меньшей шесть месяцев, прежде чем обращаться к своему наставнику с просьбой о продвижении. После этого ему нужно будет « пройти необходимые испытания и прочесть наизусть ту роль, что отведена ему во Храме Посвящения»[9].

Продвижение, о котором здесь идет речь, — это переход на подстепень «Младшего Адепта у Врат Храма», то есть на самую первую ступень Внутренней коллегии, или Ордена Роза и Креста. Поднявшись на эту ступень, соискатель должен будет совершить Великую Работу — достичь Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем.

Именно это достижение — столь желанное, столь многотрудное и радостное — предвосхищают слова из «Liber 185»: « Когда он, наконец, достигнет степени Младшего Адепта, пусть смирится великим смирением».

Фрэнк Беннет,

Достопочтенный Брат ЕЕА

«Достопочтеннейший Брат AHAH 6°=5° R.R. et A.C. — смиреннейший из Братьев Ордена. Он зарабатывал себе на жизнь своими руками с девяти лет, и он понимает и любит Закон и его Логос как дитя — своих отца и мать. Я уважаю и люблю его больше всех моих Братьев, ибо он олицетворяет для меня воплощенную человечность во всей ее слабости (а, следовательно, во всей ее силе) и во всем ее благородстве (а, следовательно, во всем самом «обыкновенном»). Он, короче говоря, и есть тот самый «Человек», которого я представляю как 666 (число человеческое), которого я люблю и которому служу. Вот один яркий пример: он не знает правописания, но когда на него нисходит вдохновение, пишет так, как до него писал никто, кроме одного-единственного человека — Джона Баньяна!» (Алистер Кроули, «Исповедь», глава 81)

 

Перевод © Анна Блейз

© Thelema.RU

 


 

[1] Limen означает «предел, порог, врата, дверь, вход», а Dominus — «владыка, господин». — Примеч. автора.

[2] Не следует путать эту книгу с дневником Джона Ди, также озаглавленным «Liber Mysteriorum», — хотя, по всей вероятности, в честь этого дневника и получил свое название документ А.·.А.·. — Примеч. автора.

[3] В этом отношении слухи о том, что в А.·.А.·. применяются методы «управления мыслями», совершенно правдивы. Что отличает эту систему подготовки от многих других, так это то, что в А.·.А.·. человек учится управлять своими собственными мыслями, а не мыслями своих учеников. — Примеч. автора.

[4] Эти йогические практики рассматриваются не только в «Liber E», но и в первой части «Книги Четыре», а также в «Восьми лекциях по йоге». — Примеч. автора.

[5] В раджа-йоге дхарана, дхьяна и самадхи — это три ступени практики, в совокупности именуемые самьямой. Метод дхараны используется в двух других методах. Кроме того, пратьяхару нередко определяют как ступень, предшествующую дхаране. Это объясняется тем, что классические определения пратьяхары варьируются в широких пределах: эти термином могут обозначать все, что угодно, — от простой интроспекции до полной остановки мышления. В буквальном переводе это слово означает «удерживание» мысли (прати — «назад, обратно», хара — «держать»), однако полного представления о методе буквальный перевод не дает. — Примеч. автора.

[6] «Халдейские оракулы», 171. — Примеч. перев.

[7] «Свет в средоточии» (лат.). — Примеч. перев.

[8] «Liber 65», V:9.

[9] Из дневниковых записей Фрэнка Беннета, носившего в А.·.А.·. магические имена Брат Sapientia Amor Potentia [лат. «Мудрость, Любовь, Сила»], Брат Progradior [лат. «Я продвигаюсь вперед»], Брат 176 и Достопочтенный Брат Ага (ЕЕА) [ивр. «Ах!»], следует, что Кроули как Император Ордена мог освобождать соискателей от этого шестимесячного ожидания — по крайней мере, при некоторых обстоятельствах. Однако случай с Братом Беннетом — и впрямь особый. Кроули писал о нем в «Исповеди»: «Успех, которого я с ним добился, затмевает дюжину, если не более, прошлых неудач». Во время Первой Мировой войны Беннет жил в Австралии и не поддерживал прямого контакта со своим орденским наставником — Братом Ахадом, жившим в Канаде, — почти десять лет. В результате он выполнил многие задачи степеней от Ревнителя до Младшего Адепта, еще не будучи формально посвященным в степень Неофита. Это посвящение состоялось лишь в феврале 1920 года. Затем, в 1921 году, он провел несколько месяцев в Телемском аббатстве Кроули в Чефалу — и, судя по всему, использовал это время с толком. В июле, вскоре после приезда Беннета в Чефалу, Кроули перевел его на степень Ревнителя, а к концу октября признал за Беннетом достижение всех последующих степеней до Младшего Адепта включительно. Впоследствии Кроули упоминал о нем уже как о Брате 6°=5°, из чего следует, что Беннет продвинулся и далее, до степени Старшего Адепта. Примечание к 81-й главе «Исповеди» — трогательная, хотя и краткая, дань мастерству этого мага.