Израэль Регарди.

 

Несколько лет назад я опубликовал в моей книге «Древо жизни» принцип практики каббалистического креста, и здесь я повторяю этот абзац:

1. Прикоснитесь ко лбу, скажите «ATА» («Ты»).

2. Опустите руки вниз и коснитесь груди, скажите «МАЛКУТ» («Царство»).

3. Прикоснитесь к левому плечу и скажите «ВЕ-ГЕДУЛА» («Слава»).

4. Прикоснитесь к правому плечу и скажите «ВЕ-ГЕВУРА» («Сила»)[1].

5. Сложите пальцы на груди, скажите «ЛЕ ОЛАМ АМЕН» («вовеки, аминь»).

Здесь используются слова на иврите. В ритуале принято использовать иврит, потому что магическая система заняла значительное место в Европе с тех пор, как она была принята некоторыми иудейскими философами, которых мы называем каббалисты. Помимо использования слов на иврите, здесь нет ни малейших привнесений иудейской теологии или философии. Сами по себе жесты являются вариацией обычного христианского креста с использованием последних нескольких фраз из молитвы господней. Они используются в магической работе потому, что это идеальный метод для уравновешивания личности и введения ума в состояние созерцания[2].

Первое слово, произносимое в обращении – Ата. Это слово на иврите, которое означает «ты», личное местоимение второго лица. Для того, чтобы объяснить это наиболее простым способом, могу сказать, что в метафизике для подобного его использования есть некоторые основания. Читатель, который изучал философию, заметит, что здесь есть ссылка на триаду концепций: мыслитель, то, что известно и действие или результат познания. Древние серьёзные исследователи каббалистической философии полагали, что глубочайший или самый духовный принцип человека заключался в высшем человеческом понимании божественности, и речь идёт именно об этой триаде: мыслитель, знание и акт познания. Поэтому каждому из этих принципов функционирования высшего я, они, как символ, приписывали личное местоимение. Мыслитель, ехида, очевидно, была «я». «Ты» относилось к тому, что известно. И третье лицо «он» отнесли к активности мыслителя, таким образом, все три считались неразрывным единством. Но, принимая во внимание, концепцию срединного пути, с помощью которого можно избежать крайностей, для выражения высшего я в этом тонком ритуале они выбрали местоимение второго лица «ты».

Другие слова, которые здесь используются, являются названиями сефирот древа жизни. Гебура или «сила» это центр под номером пять на схеме. Гедула или «милосердие» – под номером четыре[3]. Эти две сфироты представляют два центра на столпах, две противоположности, с которыми сталкиваешься в повседневной жизни. Согласно ритуалу эти два центра являются местом перехода, как уже упоминалось, когда речь шла о неуравновешенной строгости, которая превращается в жестокость и подавление.

Малкут – это десятая сфира. Она переводится словом «царство» потому, что в древности считалось, что природа была царством непостижимой протяжённости, царством громадным и обширным, а над ним стоит божественный, священный правитель – ехида. Последняя фраза ритуала не имеет большого значения, это завершающий жест. Слово олам означает «вовеки». Но оно также может значить «мир» или «вселенная». Мы предположим, что оно расположено в этом месте, чтобы служить заключением в маленькой вселенной, которой является человек, и где существует бесчисленное количество элементов и принципов, находящихся в непрерывной активности, как и все десять сфирот древа жизни.

Если читатель будет держать в уме это краткое объяснение, то информация последующего абзаца будет иметь большее значение, чем это могло бы быть в противном случае.

Ата – это обращение к высшему гению, ит (it). Малкут относится к телу, вместе с ехидой составляет дуальное выражение живого человеческого организма, два проявления – ян и инь, если использовать последние термины в их широком значении. Гевура и гедула – две крайности силы, как высшие аспекты эго, обозначают два типа его возможностей: действие и реакция. Последний жест, заканчивается в точке, которая находится между двумя противоположностями. Этот жест показывает добровольную решимость эволюционирующей психики стать сбалансированной, найти срединный путь, место, где сходятся две крайности, и при этом это место не является совокупностью этих противоположностей, а подвержено в равной степени их влиянию.

Как уже было подчёркнуто, основополагающей задачей, как аналитической психологии, так и магии является попытка привести в действие высшего гения, что означает привести к полному сознательному действию то, что скрыто и похоронено в подсознании. Нам стоит помнить притчи архаических философских религий, фундаментальным догматом которых было убеждение, что внутри человека был дух, подвижный центр сознания, который в силу своей ассоциации и контакта с материей, погрузился в глубокий сон, состояние сомнамбулизма. Проблема состоит в поиске способа, который даст возможность пробудить этот погружённый в сон уровень изначального сознания, находящийся внутри нас. Приложение усилий, чтобы расширить горизонты сознания, одновременно увеличив поле осознанности так, чтобы осознать то, что раньше было неосознанным, очевидно является логическим методом. Осознать все наши действия, наши мысли, эмоции и бессознательные мотивы, увидеть их в истинном свете, что в действительности они не являются такими, какими бы нам хотелось, как если бы у нас был бы наблюдатель, который воспринимал бы это всё. Чтобы сделать этот шаг требуется невероятная честность и мужество, две незаменимые добродетели студента, изучающего психологию или магию. Большая часть этого подавленного и забытого материала, захороненного в этой одновременно неизвестной и дремлющей части нашей психики, может быть освещена ясным дневным светом, ровно настолько, насколько мы пробуждены от этого инертного оцепенения, в которое мы были погружены последнее время. Это возможно настолько, насколько мы освободим себя от автоматических сигналов инстинкта и того, что Леви Брюль назвал мистическим соучастием. Это словосочетание было использовано, чтобы объяснить то особое единение, которое с наслаждением ощущал первобытный человек. То соучастие в бессознательной природе, которое было прервано эволюцией ума, которая действовала, как подкравшаяся змея в мирном саду Эдема[4]. Но, несмотря на тысячи лет эволюции, человечеству пока что так и не удалось освободиться от этого подчинения бессознательной природе. И вследствие этого оно живёт, не размышляя и не выражая осознанной воли. То здесь, то там появляется человек, осознающий эту западню и тяжесть бремени, с которыми ему приходится жить и он пытается освободить себя из этих цепей, в которые закован.

Таким образом, любая система, которая помогает осознать эти глубокие бессознательные уровни сознания и жизненной силы, настаивая более того на распознании, помогает человечеству эволюционировать. Так называемый каббалистический крест считается введением перед более серьёзной и сложной работой, лишь обозначая это осознание других уровней сознания и необходимости приведения их в действие в психике человека. И эта практика даёт не только это, человек распознаёт, что эти только что пробуждённые силы и уровни сознания могут сильно беспокоить новичка, который предпринимает это путешествие в поисках открытий. Таким образом, очень важно не только пробудить эти уровни, но провести работу по их распознаванию и приведению в уравновешенное положение. Это также является задачей для выполнения в практике каббалистический крест.

И ещё пара слов, прежде чем продолжить описание выполнения техники. Согласно традиции эти слова нужно провибрировать, а не просто произнести. То есть, студент должен найти для себя такой метод пропевания или произнесения этих слов, который поможет создать вибрацию. Кому-то покажется, что произнесение этих слов визгливым голосом наилучшим образом соответствует этим требованиям. Другие, включая автора этих строк, путём эксперимента и постоянных поисков обнаружили, что умеренная степень высоты, чуть выше, чем ваш обычный голос, лучше всего подходит, чтобы воспроизвести желаемую вибрацию. Каждый звук должен быть одинаково провибрирован, не должно быть никаких акцентов в ущерб другим звукам. Критерием качества вибрации, хоть это и может показаться странным, является эхо вибрации в ладонях рук и ступнях ног[5]. Когда слово вибрируют с усилием, при этом не обязательно громко, то в каждой клетке тела должно появится ощущение покалывания, и в особенности вы должны чувствовать, как в руках и ногах каждый атом и клетка становятся живыми и приходят в состояние быстрой вибрации. Вряд ли можно что-то ещё добавить к этому объяснению, не имея возможности для демонстрации. Но это достаточно простое дело, в котором можно достичь мастерства, не испытав особых трудностей. Идея метафизической теории, заложенной здесь, состоит в том, что с помощью вибрации можно изменить и обновить существующую на данный момент конфигурацию тело-ум[6]. Сторонники системы считают, что в течение периода в семь лет тело проходит полное биологическое изменение, за это время полностью меняется структура клеток. В процессе изгоняются старые и отжившие организмы, и посредством метаболического процесса создаются клетки, организованные новым образом. Таким образом, техника вибрации ускоряет процесс изгнания мёртвых тканей и нежелательных молекул и частиц, вследствие чего организм поглощает новые, в то время как внимание направлено на расширение поля сознания, и через очистившееся тело высшее сознание может проходить с большей лёгкостью. В принципе это вопрос тактики. Кто-то может с одной стороны заниматься только задачей расширения поля сознания, привнося попутно очистительный процесс и в тело. Или, другой подход, кто-то всё своё время и внимание будет посвящать отслеживанию определённых неясных изменений в рамках тела, занимаясь обычной хатха йогой, исключая и игнорируя фактор сознания. Магия же очень разумно объединяет преимущества обоих подходов, избегая опасности и вреда, присущие другим способам. Всегда прокладывая благотворный путь между двумя противоположностями.

Когда вы делаете каббалистический крест, то лучше стоять лицом на восток – туда, где восходит солнце. Это даёт преимущество перед торжествующим символизмом, который отождествляет ехиду с просветлением и мудростью, ведь духовные понятия всегда определяются и характеризуются терминами света. А свет появляется на востоке. Стоя без движения, с закрытыми глазами, что облегчает процесс размышления, мы стремимся созерцать природу ехиды, которая, согласно определению, является квинтэссенцией света, жизни, любви и свободы, качествами, которые составляют сущность ума, который чист изначально.

Один очень существенный момент, требующий постоянного напоминания: в магическом символизме, так же, как и в психологии, как уже было показано, разные психические принципы соотносятся или определённым образом сходны с определёнными органами или частями тела. Этот факт, конечно же, является опытом каждого. Эмоции почти всегда ассоциируются с сердцем, разум с головой, страсть с гениталиями. В магической традиции список этих сходств классифицируется и значительно расширяется[7].

Пока мы изучаем ехиду, распознавая, что она представляет принцип свободы, а её природа – это свет сам по себе, студенту следует постараться визуализировать прямо над макушкой своей головы свет сферической формы. На рисунке стр. 73 (смотри рис. 4) указано её предполагаемое положение. Согласно символической системе она расположена над головой человека потому, то есть на первом месте, потому что ехида является корнем человеческого сознания. Это принцип, о существовании которого, большинство из нас так никогда и осознают по-настоящему. Я утверждаю это не для того, чтобы отрицать её существование, а только для того, чтобы обратить внимание на наше прошлое невежество. Более того, магический символизм, который, кстати, имеет сходство с символами нашего бессознательного, также утверждает, что этот божественный ангел, будучи высшим принципом, которого мы до сих пор не осознаём, ещё не вполне воплощён внутри нас. Другими словами, это потенция, которая затемняет нас, принцип, который раса сможет полностью реализовать через несколько тысяч поколений. Согласно общему мнению это затемнение, не важно метафорическое или реальное, несомненно существует, и физический коррелят затемнения – это центр прямо над макушкой головы. Сначала это может показаться фантастичным. Но я не буду делать даже попытку, чтобы оправдать или защитить это утверждение. И, если бы я был вызван на суд интеллектуального критицизма, я бы дал рекомендацию заняться практикой, как определённым научным экспериментом, и испытать результаты на себе.

Пусть студент рассмотрит своего высшего и божественного гения, центр своего бессознательного, природу мудрости, любви, света, визуализируя сферу его активности, которая находится сразу над головой. Через несколько секунд этого спокойного созерцания студент поднимает руки над головой, затем опускает их на лоб и вибрирует первое слово «ата», что означает утверждение присутствия гения. Далее руки следует вытянуть прямо вниз в направлении диафрагмы. Теперь вибрируйте слово «малкут». После того, как вы это сделали, позвольте уму следить за тем, как руки опускаются, так, что поток света проходит сверху, а устойчивый сверкающий луч света пронизывает вас насквозь. Луч света, таким образом, принимает форму, которая распространяется от макушки вашей головы до ступней ног. Строго говоря, малкут, последняя сфира, имеет отношение к ногам. Ради удобства, однако, мы прикасаемся к груди или солнечному сплетению, понимая умом, что это область ступней, к которой это действительно имеет отношение, и куда направлен луч света. Это составляет первую половину упражнения. Здесь нужно сделать паузу на несколько секунд для того, чтобы визуализировать и почувствовать настолько сильно, насколько это у вас получится, присутствие сияющего луча света.

Затем, переместив внимание от центрального столпа света на левое плечо, студент осознаёт, что здесь находится источник огромной силы и вибрирует слово «ве-Гедула». Здесь луч света должен появляться в воображении, следует визуализировать, как он пронизывает грудь до тех пор, пока не достигнет правого плеча, когда нужно будет вибрировать оставшееся слово «ве-Гевура». Таким образом, формируется горизонтальный луч или перекладина креста света[8].

Первый жест прочерчивает луч от головы до ног, в то время, как второй прочерчивает от одного плеча к другому. Во время соединения пальцев на груди и вибрирования последнего слова «ле-Олам, Аминь», студент должен приложить усилия, чтобы увидеть крест из света, который в действительности находится внутри него. Очень немногим стоит надеяться с первого же раза почувствовать это пульсирующее ощущение креста света, вибрирующего внутри вас. Это требует настойчивых и регулярных занятий, до тех пор, пока эти ощущения не станут для вас очевидными. Это станет значительным продвижением, которое знаменует определённый этап роста. Могут потребоваться некоторые несложные предварительные практики по визуализации, также как и достижение навыка произнесения слов таким образом, чтобы звук начинал вибрировать в заданном месте. Когда этот навык у вас есть, слово может вибрировать в голове, в ладонях рук, в бёдрах или стопах или где угодно по вашему желанию. Как только навык достигнут, и ощущение креста света становится более явным и определённым, начальная практика может быть расширена. Речь идёт о предварительной визуализации центра света над головой. Студенту следует прилагать усилия для расширения сферы своего сознания. Под этим понимается, что ему следует с закрытыми глазами попробовать представить, что тело растёт и растёт, до тех пор, пока его рост не станет огромным. Сформируйте в своём собственном уме, образ, что ваша физическая форма увеличилась до такого размера, что голова постепенно достигает потолка, проходит через крышу и, наконец, вы принимаете вид огромной фигуры, голова которой находится в облаках, а ступни надёжно стоят на земле. В действительности с такой высокой точки земля выглядит как маленький шар под ногами. Достигнув этого ощущения расширения, которое может сопровождаться улучшением осознанности или ощущением экстаза, визуализируйте во время первой вибрации, луч света, который ниспадает с небес над головой, проникая через вас и в конечном счёте озаряя область ступней, которые твёрдо стоят на земле. Ощущение расширения в этот момент очень определённое, а когда вы исполняете жесты каббалистического креста, оно становится гораздо более жизненным и ярким опытом.

Эти расширения астрального тела являются необходимыми, потому что, согласно древним мистическим системам трансцендентная природа человека, сущность ума по своей природе бесконечна. Так говорит об этом один восточный текст:

Образованные люди способны удерживать безграничную пустоту вселенной мириады вещей различных очертаний и форм, таких как солнце, луна, звёзды, горы и так далее…пространство содержится в них всех, так же происходит и с природой пустоты. Мы считаем, что ум по сути своей велик, потому что может охватить все вещи, а все они составляют нашу природу.

Инструкция расширить сознание или сформировать астральную форму гигантскую по своим пропорциям, отдельно стоящую в пространстве и содержащую в самой себе силы и миры всей вселенной, является буквальным выполнением вышеописанного постулата метафизики. Более того, в некоторых алхимических описаниях можно найти подобный совет. В действительности процесс выполнения этой техники так хорошо описан, что я приведу его здесь:

Увеличивай себя до несоизмеримой высоты, полностью резко меняя своё тело, преодолевая время, становясь вечным, и ты сможешь познать Бога. Для тебя нет ничего невозможного. Считай себя бессмертным и имеющим возможность делать всё, что угодно…стань выше всех вершин и глубже всех глубин…будь одновременно всем на земле, в море и на небесах. Представляй, что ты ещё не рожден, что ты находишься во чреве, что ты молодой, что ты старый, что ты мёртв и находишься вне смерти, воспринимай всё это одновременно...и так ты познаешь Бога. Но если ты запрёшь свою душу в своём теле, унизишь себя и скажешь: «Я ничего не знаю, я ничего не могу сделать, я боюсь земли и моря, я не могу подняться в небеса, я не знаю, каким я был или каким мне следует быть», так за чем тебе нужен Бог? Герметический корпус (Corpus Hermeticum.xi.[ii])[9].

Нечто подобное можно увидеть и в работах Плотина[10]. Так или иначе, это может иметь метафизический, психологический смысл или быть бессмысленным, но только постоянная практика поможет определить имеет ли это ценность и возможность применения или это всего лишь плод иллюзий неуравновешенных умов. Окончательная проверка должна быть прагматической, это и есть научный подход сам по себе[11].

И теперь становится понятно, почему выше утверждалось, что эта практика является необходимой для всей магической работы. На самом деле она должна предшествовать или быть частью любой последовательности психических упражнений, которые каждый может для себя выбрать. И по мере того, как она помогает личности вступить в контакт с истинным источником жизни, что даёт возможность так или иначе получить доступ к каналу при помощи которого можно войти в сознание, никакие слова не смогут переоценить или преувеличить важность практики. Мы не предполагаем, что сразу же обычный практикующий каббалистический крест начнёт осознавать тайны своего подсознания, «огонь, который горит в сердце каждого человека». Речь здесь идёт о том, что продолжение регулярной практики приводит к распознаванию трансцендентального я. Или, другими словами, между сознанием и подсознанием формируется мост, который позволяет уму становиться восприимчивым к божественным аспектам. Постепенно и почти незаметно студент станет осознавать вдохновение высшего гения. Принципиальная ошибка, которую вначале делали люди, писавшие о магии, и мои ранние литературные усилия были этому также подвержены, состояла в том, что они постоянно говорят об экстазе, божественном озарении и передаче духовной благодати[12]. Эти опыты могут быть истинными для более продвинутых и образованных студентов. Для обычного человека они могут иметь значение, но не столь важное. То, что в действительности имеет место, так это постепенное улучшение контакта одного уровня сознания с другим. Один уровень соединяется с другим, и процесс развивается дальше. До тех пор, пока, наконец, обычное бодрствующее сознание становится пронизанным осознанием божественных, созидательных способностей, которые оплодотворяют его невыносимое бесплодие. Появление этой осознанности означает окончание этого внутреннего ощущения тщетности и фрустрации. Итак, мы получаем разумное объяснение таких мистических словосочетаний, как «единение с Богом», «духовная свадьба», «алхимический брак» и так далее. Если изложить это другими словами, то речь идёт о постепенном нарастании степени сжатия. Но этот метод не доводит ситуацию до яростного скрежета механизмов. Здесь происходит только незначительный и плавный переход на другую скорость, или уровень вибрации, как это называют, на другой режим функционирования. Повседневное бодрствующее сознание становится более тонким и чувствительным, начинает осознавать новые возможности, обнаруживает понимание и внезапные озарения, полученные в результате жизненного опыта, которых раньше никогда не было. Развивается уровень терпимости. У человека появляется всеобъемлющее сочувствие по отношению к человеческим проблемам там, где раньше были эгоцентризм и безразличие ко всему, что не затрагивало его личные проблемы. Эти результаты, экспериментальные факты, доступные всем, они являются ценными для того, в ком пробуждено это озарение в результате настойчивых усилий. И ни для кого другого это не имеет такого значения.

В данной практике каббалистический крест является как вводной, так и завершающей частями упражнения. Его название – малый изгоняющий ритуал пентаграммы (The Lesser Banishing Ritual of Pentagram). Правила его выполнения следующие:

1. Выполните каббалистический крест.

2. Встаньте лицом на восток. Протяните правую руку, держащую кинжал[13]. Начертите изгоняющую пентаграмму земли[14]. Вибрируйте слово “YHVH’. (Произносится «Йод-хе-вау-хе»)[15]. (Смотри рисунок 3, страница 59).

3. Продолжая держать руку с кинжалом, повернитесь на юг[16]. Точно таким же образом начертите ещё одну пентаграмму и вибрируйте слово “ADNI” («А-до-най»)[17].

4. Потом повернитесь на запад и начертите пентаграмму. Вибрируйте слово “AHIH” («Э-хе-йе»)[18].

5. Повернитесь на север. Начертите пентаграмму и вибрируйте “AGLA” («А-г-ла»)[19].

6. Повернитесь снова на восток. Вытяните руки в форме креста.

7. Скажите «Предо мной Рафаэль».

8. «За мной Габриэль».

9. «С правой стороны Микаэль».

10. «С левой стороны Уриэль»

11. «Во мне пылающая пентаграмма»,

12. «За мной сияет шестиконечная звезда»[20].

13. Повторите каббалистический крест.

В основном этот ритуал используется для изгнания, хотя он даёт и возможность расширения в нескольких других направлениях[21]. Его назначение состоит в том, чтобы устранить из области ума те качества или ощущения, которые разборчивое эго считает ненужными. Разумное объяснение состоит в том, что система вибраций может воздействовать на человеческий организм, очищая и укрепляя его. Этот ритуал воздействует на каждую молекулу, каждую клетку: на астральном, ментальном и физическом уровнях, так как любая психо-физическая активность человека происходит из этих энергетических и духовных центров. Эти микроскопические точки или монады являются крошечными чувствительными точками духовного сознания, каждая из которых – это ехида или ит (it) для их собственной системы или маленькой вселенной. В реальности их существования и функционирования укоренено глубочайшее ощущение человеческой индивидуальности, а также существования материи. Ум и тело не являются двумя отделёнными друг от друга реальностями, это двойственное проявление одного и того же неизвестного целого.

Результатом выполнения каббалистического креста, вибрирование божественных имён, формирование четырёх пентаграмм и вызывание образов архангелов в четырёх направлениях, и будет это постепенное устранение грубых элементов из сферы ощущений. Их место занимают более чувствительные и тонкие частицы духовной субстанции более высокого уровня, они привлекаются к пространству личности и проникают в характер и природу физической и психологической конституции. Природа этих вновь приобретённых частиц такова, что они не препятствуют потоку либидо, силе и вдохновению, которые поднимаются из глубоких уровней подсознания на более поверхностный уровень сознания человека. Таким образом, происходит очень реальное очищение, что позволяет влиянию высшего гения проникнуть в очищенный и проницаемый мозг, чтобы более глубокое понимание, острота переживания и восприятие жизни стало доступно восприятию всей личности, что приводит к возможности превосходно справляться с жизненными обстоятельствами.

Ритуал сам по себе не является простым движением, а состоит из нескольких частей. Первая – это уже разъяснённый выше каббалистический крест. Вторая – состоит из начертания ограничивающей окружности, в которой пентаграммой особо отмечены четыре положения или стороны света. Третья – вызывание хранителей архангелов. Четвёртая – повторение вступительной части.

Расширив сознание и визуализировав себя возвышающимся крестом света, студенту следует повернуться лицом к восточной стороне своей комнаты[22], вытянув перед собой свою правую руку. Обычно здесь используется кинжал с прямым лезвием и крестообразной рукояткой, но это не так важно для новичка, практику вполне можно выполнять только с помощью пальцев. Чтобы начертить пентаграмму вытянутая рука перемещается на левую сторону в точку перед телом, находящуюся на уровне середины бедра. Поднимите руку выше до позиции точно над головой. Опустите [руку] направо примерно на уровень середины правого бедра. Этим движением вы начертите большую перевёрнутую “V” высотой примерно в 90 сантиметров.

Переместите вытянутую руку налево чуть выше левого плеча. Потом переместите её по горизонтали в точку прямо над правом плечом, а после по диагонали вниз в точку, откуда начали. Это кажется трудным и сложным при объяснении, но на практике всё очень просто. Если пятиконечная звезда нарисована на бумаге, то с первого взгляда сразу видно, о каких направлениях идёт речь выше. Здесь всё так подробно описано лишь потому, что хоть это и может показаться невероятным, но автор встречал некоторых людей, которые совершали самые невообразимые жесты в полной уверенности, что они чертят пентаграммы. Следует только помнить, что нужно начертить действительно большую фигуру примерно 90 сантиметров высотой и, кроме того, это должна быть пентаграмма с правильными пропорциями, а не деформированная или странная. Возможно, потребуется небольшая практика, чтобы этого достигнуть, в особенности при начертании финальной диагонали, чтобы завершить жест точно там, откуда начиналась восходящая линия.

Всё это достаточно просто. Но это всего лишь физические аспекты выполнения упражнения. На практике от исполнителя требуется нечто большее. Пока ученик чертит вытянутой рукой пентаграммы, его способность к визуализации должна находиться в состоянии готовности к действию. Он должен стремиться представить эти четыре пентаграммы, как пылающие фигуры голубовато-золотистого оттенка, похожего на тот, который появляется при воспламенении метилового спирта[23]. После завершения физического начертания фигуры, студент должен быть способен с закрытыми глазами с помощью воображения достаточно отчётливо осознавать пылающие перед ним пентаграммы. Это, конечно же, требует долгой практики. И за исключением тех, чья способность к визуализации развита очень хорошо, к сожалению, для остальных это не так просто. Только настойчивость и постоянная практика поможет развить эту способность.

Таким образом, первой стадией ритуала является визуализация пентаграммы, хотя в действительности мы занимаемся тем, что чертим её с помощью пальцев или кинжала. Когда мы возвращаемся к изначальной точке каждой пентаграммы, студенту следует сделать паузу и представить центральную точку фигуры, вытянув свои руки к этому центру. И это именно тот момент, когда медленно и равномерно следует вибрировать божественное имя. Достаточно вибрировать каждое имя по одному разу. Каждое из этих четырёх имён, связанных с разными кардинальными сторонами пентаграммы нужно вибрировать точно таким же способом, как это было проделано с каждым именем при выполнении каббалистического креста. Следует стремиться к тому, чтобы почувствовать, что вибрация имён ощущается внутри. Визуализируйте также, что по мере того, как вы их вибрируете, сила этого имени исходит из центра пентаграммы и достигает этого конкретного кардинального направления. Эта процедура должна быть совершенна в каждом из четырёх направлений, разница только в том, что используются разные имена.

Следует отметить, что каждое из этих имён состоит из четырёх букв[24]. В мистической системе древних каждая буква относилась к одному из четырёх элементов или к одному из четырёх видов деятельности, составляющих нашу жизнь[25], и ритуал оказывает на них прямое влияние. Это займёт слишком много времени и вряд ли сослужит хорошую службу, если мы будем пространно рассуждать, почему считается, что целесообразно произносить эти имена, и почему определённые имена соотносятся с определёнными сторонами света, а не с какими-то другими[26]. Здесь будет достаточно сказать, что последователи традиции обнаружили, что они действенны для целей, которые мы рассматриваем, а экспериментальная работа современных студентов подтвердила наличие этих психологических соответствий. Студент, желающий погрузиться в материал более глубоко, чтобы понять систему, согласно которой символические имена соотносятся с определёнными сторонами или десятью сфиротами, найдёт много в книгах «Древо жизни», «Моё розенкрейцерское приключение», а также и в книге «Золотая заря».

После начертания на севере последней пентаграммы, студент, продолжая держать вытянутую руку с кинжалом, поворачивается снова на восток, откуда он начал[27]. Держа вытянутые руки, образовывая форму креста и осознавая около себя присутствие четырёх пентаграмм, активизированных с помощью вибрации, он начинает делать следующую часть ритуала. Здесь от него требуется визуализация громадных фигур архангелов, стоящих за каждой из пентаграмм, как если бы они создавали своего рода пылающий щит, поддерживаемый этими магическими образами[28].

Пожалуй, здесь нужно сказать пару слов об архангелах и ангелах. Большинство читателей, которые не знакомы с перечнем основных догматов магической философии, может не понять, о чём здесь идёт речь. Однако этот постулат достаточно логичен. В философии магии предполагается, что существует один исходный источник, откуда возникает вся жизнь, один фундаментальный поток жизни, бесконечный и вездесущий, проявляющийся в многообразии вариантов. Его мы можем назвать, если захотим, Бог, либидо, коллективное бессознательное, это зависит от того, к какой метафизической или религиозной системе мы принадлежим. Внутри этой универсальной жизни существуют архетипические образы: узловые точки, которые функционируют как терминалы или генераторные станции, через которые некоторым образом протекает исходный жизненный поток, который рассредоточивается или преобразовывается так, чтобы быть ассимилированным или доступным для низших форм жизни. Эти изначальные архетипы коллективного бессознательного являются физическими «формами, в которых повторяется унаследованный опыт, отражающий типичные формы человеческого восприятия». Итак, по сути, эти изначальные архетипы, первые человеческие объяснения многообразия сил природы, составляют то, что в магии мы понимаем под богами, архангелами и ангелами.

Один очень умный толкователь, ссылаясь на способ, которым древние маги воспринимали эти архетипы или магические образы, выражает эту идею следующим образом:

Они взяли каждое явление Природе и персонифицировали его, дали ему имя, и создали символическую фигуру, которая его представляет. Как, например, британские художники путём своих коллективных усилий создали символ Британии: женская фигура с щитом, на котором изображён Юнион Джек, лев лежит у её ног, в руке трезубец, на голове шлем, а на фоне море. Анализируя эту фигуру, как если бы это был каббалистический символ, мы понимаем, что эти отдельные символы, составляя совокупность символических знаков, по отдельности обладают своим значением, и каждый в действительности является оккультным символом, который больше, чем чтобы то ни было, похож на гербовый щит… Волшебная фигура является гербовым щитом, который она представляет. Эти магические фигуры созданы, чтобы представлять различные способы проявления космических сил разных типов и разнообразных уровней. Им дают имена и начинают думать о них, как о личностях, не утруждая себя размышлениями об их метафизической основе…Подобным образом ангельское существо можно охарактеризовать как космическую силу, которая для психического сознания проявляется как форма, созданная человеческим воображением.

Следовательно, когда студент стоит лицом на восток и энергично вибрирует имя Рафаэль, ему стоит предпринять попытку создать в своём воображении или визуализировать огромную ангельскую фигуру, представляя её себе в традиционном общепринятом стиле, переливающуюся жёлтыми и розовато-лиловыми оттенками. Вся фигура, в законченном виде, будет хрупкой, воздушной и преисполненной милосердная, цвет её – сиреневый. Она будет источать ясное бледно-жёлтое сияние, в результате чего мантия будет сверкать и мерцать, создавая впечатление переливчатого шёлка. Может также случиться, что за спиной фигуры будет дуть лёгкий ветерок.

Фигура архангел, которую нужно вообразить на южной стороне, будет преимущественно окрашена горящим красным цветом, то здесь, то там её будут касаться яркие вспышки изумрудно зелёного. В руке фигуры можно будет увидеть поднятый стальной меч, небольшие язычки пламени будут вспыхивать на бурой земле вокруг босых ног. От Микаэля должно исходить интенсивное излучение тепла.

Присутствие стихии воды отличает природу Габриэля, находящегося на западе, а цвета его – синий и оранжевый. Телесматическая фигура будет высоко держать голубую чашу с водой, и время от времени будет казаться, что он будто бы стоит в стремительном потоке чистейшей воды. Иногда может показаться, что за спиной фигуры находился небольшой водопад, и каскады воды которого будут ниспадать в храм или комнату.

На севере мы увидим ангела Уриэля[29], стоящего на очень плодородной земле, а вокруг ног его будет трава и пшеница. В обеих вытянутых руках он будет держать снопы пшеницы, и по большей части превалирующими цветами здесь будет смесь лимонного, оливкового, красно-коричневого и чуть-чуть чёрного цветов[30].

Техника, с помощью которой создаются эти телесматические или магические фигуры архангелов, состоит в вибрировании определённого имени и в реализации достижения присутствия правильного типа духовной энергии, протекающей через фигуру, состоит в том, что нужно представлять, что эманации, идущие от архангела проникают и очищают личность. Другими словами, на востоке из-за архангела Рафаэля можно почувствовать нежный ветер или бриз, который пронизывает всё тело, очищая его от всех следов загрязнений. От Микаэля на юге должно в первую очередь ощущаться мягкое тепло, увеличивающее свою интенсивность до сильного жара, который усиливается и полностью сжигает любой недостаток, который беспокоит личность. Это очищение следует чувствовать как посвящение человека служению высшему я. Подобную же технику следует применить к Габриэлю, находящемуся на западе, исключением будет то, что очищение происходит с помощью воды, в то время как на северной стороне человек получит стабильность и изобилие Уриэля, архангела земли.

Конечно, эта процедура кажется запутанной и более сложной для выполнения. Но по мере практики, всё упражнение в целом покажется лёгким. В первую очередь студент должен осознать, что мудрый человек знает, как ограничить себя самого. В начале пути он поставит себе рамки, чтобы стать мастером по части исполнения технической стороны ритуала, не обращаясь к инструкциям первоначальной техники. Иначе говоря, его целью должно стать выполнение ритуала по памяти на таком уровне, что, действуя в любой из сторон, у него не будет сомнений при назывании соответствующего имени. Потом каждую из частей следует изучить отдельно, пока не появится лёгкость и искусность в исполнении. Ему следует постепенно приучать себя к ощущению расширения сознания и визуализации нисходящего луча света, который принимает форму огромного креста, излучающего свет внутри него. Достигнув определённый уровня в исполнении этого упражнения, и доведя до мастерства навык начертания в воздухе пентаграммы совершенной геометрической формы, можно переходить к следующему упражнению, целью которого является достижение ясной формы сияющих пентаграмм, оживляемых вибрациями правильных божественных имён, предстающих через них. Применение техники очищения посредством вновь расширенного сознания, одновременно окружённого колоссальными магическими фигурами архангелов, составляют следующую важную стадию. Финальная задача состоит в визуализации перед повторным выполнением каббалистического креста, пылающей на груди пентаграммы. Сзади находится гексаграмма, её восходящий треугольник будет красного цвета, а нисходящий – синего, оба треугольника должны пересекаться[31]. Я надеюсь, что студент не будет напуган таким количеством инструкцй, ему следует быть уверенным, что упражнение не является таким невразумительным и ужасным, как это кажется. Практика станет совершенной, и реализация цели, которая стоит, принесёт ему достаточную уверенность, чтобы выполнять практику ещё усерднее до достижения полного мастерства.

Таким образом, его ум достигает состояния покоя, а его тело и эмоции очищаются, скрытые уровни сознания его существа могут мягко и постепенно подниматься и проявляться в поле его восприятия, помогая ему, таким образом, в его внутреннем развитии и в победе над невежеством путём улучшении уровня самосознания.

Перед тем, как закончить эту главу, мне осталось сообщить ещё некоторые инструкции относительно этой практики. Как только студент достигнет мастерства и будет выполнять точно и правильно этот малый изгоняющий ритуал пентаграммы, ему следует стремиться выполнять весь ритуал в своём уме. Комфортно расположившись, сидя на стуле лицом на восток, ему следует стремиться расширить область своих ощущений и провести вниз свет своего высшего я, не вставая и не вибрируя слова вслух. Ему также следует научиться представлять себя стоящим, двигающимся на восток и чертящим пентаграмму, не совершая движений физической рукой, сохраняя тишину или вибрируя в уме надлежащие магические слова. Также стоит работать и с архангелами. Делается всего лишь одно решительное усилие для визуализации, и мысленное произнесение их имён вызывает присутствие фигур и пробуждает тот тип энергии, который должен проходить через них[32].

Моё единственное предостережение состоит в том, что кажется итак очевидным: не стоит выполнять продвинутый вариант практики до тех пор, пока вы не будете в течение месяце выполнять это упражнение физически. Автор был знаком с некоторыми людьми, которые пренебрегли этим советом. Их работа стала очень небрежной и халтурной, и они так и не получили хоть какого-нибудь результата от ритуала.

Этот астральный ритуал, как я уже сказал, является упражнением, которое стоит делать только, когда вы достигните хорошего уровня умственной устойчивости и контроля. Эти результаты приходят после настойчивого исполнения малого ритуала изгоняющей пентаграммы два или три раза в день в течение многих недель или месяцев, энергично и с энтузиазмом[33]. Внезапные приливы энтузиазма сменяются длительным периодом бездействия, не привносящим ничего в магическую работу. В действительности такое отношение к предмету само по себе служит показателем, если это не невроз, что в подсознании бушует очень мощный конфликт. Это показывает, что в ментальной сфере противопоставления всё ещё имеют силу, и золотой цветок стабильности и равновесия пока что не зацвёл. Студент поступит правильно, если полностью осознает конфликт, побуждающий быть подверженным то бурному энтузиазму, то жестокой депрессии. Несмотря ни на что, ему следует спокойно и терпеливо выполнять изгоняющий ритуал. Пусть он продолжает твёрдо, мужественно и хладнокровно ежедневно выполнять избранную им работу.

 

© Перевод: Анфиса Мелкумова

© Castalia.RU

© Thelema.RU

 


 

1 По какой-то причине Регарди изменил привычный порядок выполнения каббалистического креста. В соответствии с его версией студент прикасается к левому (гедула или хесед) плечу, после следует правое (гебура или гевура) плечо. В текстах Золотой зари, включая и те, которые опубликовал сам Регарди в Золотой заре, и в его книге Древо жизни, гебура (правое плечо) всегда предшествует гедуле (левое плечо). «Сила» всегда предшествует «Славе». Когда римские католики крестятся христианским крестом, они сначала касаются левого плеча, но и это всё равно не объясняет, почему Регарди предлагает здесь использовать такую последовательность, этот вариант больше не встречается в его работах. У нас нет для этого объяснений. Мы предлагаем читателю следовать традиционному порядку выполнения каббалистического креста, который описан на странице 166 Древа жизни, странице 53 в Золотой заре или во второй части девятой главы этой книги.

2 Сам по себе крест является универсальным дохристианским символом. Наша вера состоит в том, что люди крестят себя тем или иным способом с момента начала цивилизации.

3 Более распространённое имя для этой сфиры хесед, что означает «милосердие». Другое её название гедула означает «слава» или «величие».

4 Часто змея является символом мудрости. На каббалистическом древе жизни змея мудрости представляет путь, который связывает разные сфироты. В истории сада Эдем змея предложила Адаму и Еве съесть плод с древа познания. Это означает, что они стали разумными, мыслящими существами, которых отделили от «бессознательности природы».

5 Покалывающие ощущения можно также иногда чувствовать и на лице.

6 Сейчас учёным стало известно то, что маги уже знали на протяжении веков: вся материя является вибрирующей энергией. Существует физическое явление, которое называется «гармонический резонанс», что означает, что если один объект начинает вибрировать достаточно сильно, другой объект, находящийся поблизости начнёт вибрировать или резонировать с первым, если у обоих объектов одни и те же уровни природной вибрации. Маг вибрирует имя бога для того, чтобы достигнуть гармонического резонанса между божеством, как оно присутствует внутри его собственной психики и тем, как оно присутствует в пределах великой вселенной. Цель достигнута, когда психика «резонирует» с божественным измерением. Это приводит не только к тому, что сознание оказывается на более высоком, более чистом уровне, это также ускоряет процесс очищения тела путём изгнания из него старых умерших клеток.

7 В магии подобные списки называются таблицами соответствий. Их можно найти в нескольких книгах, таких как книга Кроули 777 (Samuel Weiser, 1982), в основе которой лежат тексты Золотой зари) и книга, написанная Bill Whitcomb The Magicians Comapanion (Llewellyn, 1993).

8 И снова, Регарди здесь изменил принятый порядок выполнения каббалистического креста. «Ве-гевура» (правое плечо) должно предшествовать «ве-гедуле» (левое плечо).

9 Libellus XI. (ii), “A Discourse of Mind to Hermes” Смотри Скотта, Герметика, 90–91.

10 Плотин был ведущим неоплатонистом третьего века нашей эры. Он стремился объединить греческую логику и рациональную философию с мистицизмом и трансцендентным опытом. Его главная работа Эннеады (Enneads) была скомпилирована его учеником Порфирием.

11 Именно поэтому так важно, чтобы студент вёл дневник и записывал результаты всех медитаций, упражнений и ритуалов.

12 К данному ошибочному пониманию, что же такое духовный рост, можно добавить, что это приводит к появлению большого количества искателей, предполагающих, что их медитации достигают контакта с «тайными учителями или просветлёнными мастерами духовных измерений». Таким образом, они ошибочно понимают первичный контакт с высшим я и наряду с этим соответствующие образы, знаменующее их личное развитие и имеющие значение для них самих, как важные послания для всего человечества, и думают, что являются аватарами или мессиями. Эта печальная тенденция придаёт анафеме великую работу.

13 Это должен быть специальный кинжал, который вы используете только в целях выполнения ритуала изгнания. В действительности, использование подобного инструмента не обязательно, и маг может просто использовать указательный и средний пальцы, чтобы начертать пентаграмму, и это будет не менее эффективно.

14 Хотя начертанная фигура является точно такой же, как и для изгоняющей пентаграммы земли, в малом изгоняющем ритуале пентаграммы (LBRP) его следует называть малой изгоняющей пентаграммой. Потому что его чертят во всех четырёх направлениях, которые соотносятся с четырьмя направлениями (субэлементами) малкут: воздух малкут, вода малкут, огонь малкут и земля малкут.

15 YHVH является переводом на английский язык (слова на иврите), которое называется тетраграмматон или «имя из четырёх букв». Считается, что это невыразимое имя Бога. Каждая из четырёх букв имени также соотносится с одним из четырёх миров каббалы: йод = ацилут, хе = брия, вау = йецира и, накоенц, хе = асия.

16 Продолжайте держать просто руку или руку с кинжалом вытянутой, когда вы поворачиваетесь с востока на юг, на запад, на север и снова обратно на восток, рисуя надлежащую пентаграмму, поворачиваясь в нужном направлении. Визуализируйте луч света, распространяющийся из центра первой пентаграммы на востоке к центру второй пентаграммы, которая будет нарисована на юге. Таким образом, все четыре пентаграммы присоединяются одна к другой астральным лучом одного и того же цвета, в результате создаётся магический круг, конечная точка которого должна быть соединена с начальной точкой на востоке.

17 Перевод слова адонай, означающее «Бог».

18 Перевод слова эхейе, означающее «Я есть».

19 Это слово является нотариконом – акроним предложения на иврите Atah Gibor Le-Olahm Adonai, что означает «Ты вовеки велик, мой Бог». Слово AGLA составлено из первых букв каждого из этих слов.

20 Расположение гексаграммы за магом указывает на продвинутую магическую работу, когда маг визуализирует в пределах ауры знамя востока Золотой зари (golden Dawn’s Banner of the East). Существует несколько вариантов выполнения пунктов 11 и 12, которые даются во многих книгах, их различия совсем не велики. Версия, предложенная здесь, согласуется с вариантом, описанным в книге Регарди «Золотая заря». По другой версии: «Вокруг меня сияет пентаграмма, а внутри меня сияет шестиконечная звезда». Если суммировать количество точек, которые формируют четыре пентаграммы (4*5) и одна гексаграмма (6), то получится 26, цифра тетраграмматона и срединного столпа. Есть и другая версия: «Надо мной сияет пентаграмма и в колоне шестиконечной звезды». Мы предпочитаем именно этот последний вариант, который применял Кроули. Его можно найти в книге Регарди «Древо жизни», слово стоит там заменено на слово сияет. Здесь колонна отсылает нас к срединному столпу и к образу мага, который стоит в столпе равновесия. Это также указывает на объединение макрокосма и микрокосма шестиугольной колонной света, находящейся над гексаграммой и под гексаграммой. (В этой версии сумма точек четырёх пентаграмм и одной гексаграммы составит 32, число пути мудрости, священное имя AHYAHWEH (комбинация Eheieh и YHVH, макрокосм и микрокосм. В одном из неопубликованных материалов АО (латинские буквы – прим. переводчика, ответвление Золотой зари) предлагаются такие варианты пункта 11: «А позади меня сияет шестиконечная звезда» или «А позади меня сияет гексаграмма света». В этом тексте также утверждается, что по желанию мага в пункт 13 можно добавить: «А над моей головой слава и бог». То, какую версию выберет маг, является вопросом личных предпочтений.

21 В особенности, изгнание негативных и нежелательных энергий или невротических состояний.

22 Большинство текстов, описывающих малый изгоняющий ритуал пентаграммы, утверждают, что маг должен начинать ритуал на востоке и заканчивать на востоке. По нашему мнению, возможно, будет лучше, если маг начинает и заканчивает ритуал в центре комнаты, стоя лицом на восток. Он может передвинуться на восток, чтобы начертить пентаграмму, а затем продолжить двигаться по окружности храма. Ему будет нужно стоять в центре комнаты только при выполнении каббалистического креста и вызывании архангелов.

23 Пентаграмма может быть визуализирована, объятая пылающим белым светом. Есть такая тенденция: на астральном плане ясновидящие видят белый свет как голубоватый.

24 Каждое является «тетраграммой».

25 Элемент огня соотносится с нашей волей и способностью чувствовать, вода – с творческой способностью и интуицией, воздух – с нашим интеллектом и способностью думать, и земля – с нашей способностью ощущать.

26 Смотрите вторую часть, главу девять для объяснения, почему эти имена используются в ритуале пентаграммы.

27 Или центр комнаты. Смотрите пункт 22 примечания.

28 Телесматический образ – это образ, созданный в соответствии с заданным набором соответствий. Этот образ посвящён и нацелен на достижение определённой цели. И это специально сделанное изображение становится священным знаком, живым символом силы, которая стоит за ним.

29 Архангел земли. Также его имя Уриэль. (Рафаэль, Макаэль и Габриэль – это архангелы воздуха, огня и воды соответственно).

30 Эти четыре цвета обычно являются цветами, относящимися к сфире малкут, которая обычно олицетворяет элемент земли. Эти цвета также относятся к элементу земли в King Scale.

31 Эти две последние линии относятся к визуализации в пунктах 11 и 12 малого изгоняющего ритуала пентаграммы. (Относится к пункту 20 примечания). Предложение Регарди визуализировать пентаграмму на груди, а гексаграмму на спине приводит к получению 31 точки в пяти пентаграммах и одной гексаграмме, число божественного имени Al.

32 В конечном счёте, эта практика становится второй натурой мага. Например, если у мага «тяжёлый день в офисе», он может представить себя дома, выполняющим малый изгоняющий ритуал пентаграммы в полном убранстве в своём личном храмовом пространстве. Всё это можно выполнять на астральном плане и с большой продуктивностью в отношении очищения негативных влияний, присутствующих в психике мага.

33 Во время этого периода студенту стоит воздерживаться от вызывания, а сконцентрироваться исключительно на изгнании.