Израэль Регарди.

 

Итак, существует достаточно большое количество определённых принципов, которые являются общими и для психологии и для магии. И по общему признанию, проблемы, связанные со страхом, тревогой, чувством незащищённости и неполноценности, которые рассматриваются в связи с понятиями сознания и подсознания, являются основополагающими для обеих систем. Таким образом, прежде, чем рассматривать какие-либо техники, применяемые в магии, совершенно необходимо уделить некоторое время анализу существующего деления психики на сознание и подсознание. Хотя упрощённый взгляд, несомненно, имеет свои преимущества, но возникающие трудности требуют дальнейшей классификации и рассмотрения дополнительных факторов, работающих в подсознании. В действительности всё не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Магии свойственен до некоторой степени более широкий взгляд на два основных аспекта психики. Следовательно, существует необходимость в более подробном рассмотрении запутанной природы человека, для того, чтобы мы смогли лучше осознать, чего же именно мы так хотим достичь с помощью магических экспериментов.

На мой взгляд, деление психики на сознание и подсознание слишком уж простое решение, чтобы оно могло дать адекватные объяснения. Что касается широко используемого образа айсберга, одна седьмая часть которого находится над поверхностью воды, а шесть седьмых под водой, то эта идея является вполне правдоподобной. Но достаточно ли нам этого объяснения? Удовлетворяет ли нас полностью с практической точки зрения такой подход: часть психики, которая находится под поверхностью нашего обычного уровня сознания, требует более тщательного изучения её природы и гораздо более глубокого анализа. Итак, достаточно широко распространенно неадекватное понимание этого деления, которое варьируется в рамках разных школ и систем практик. К примеру, во фрейдистской школе мы встречаемся с изначальной концепцией либидо, которое делает особый акцент на сексуальном влечении. Наряду с этим здесь существует чуть более широкая классификация психической деятельности, представленная триадой: ид, супер-эго и эго.

В системе, предложенной доктором Карлом Густавом Юнгом, мы снова встречаемся с понятием либидо, но здесь оно определяется не как сексуальность, а в гораздо более широком философском смысле: как совокупность психической энергии и жизненной силы и их выражение через инстинкты, желания и функции. А возможности ума описаны в четырёх паттернах, которые проявляются позитивным или негативным образом. В психике существуют следующие функции: чувствование, мышление, ощущение и интуиция, и в зависимости от того, является ли психика интровертной или экстравертной, каждая функция способна на активную или пассивную реакцию. В самом подсознании подразумевается наличие двух областей. Одна его часть – личная и индивидуальная – и вторая часть: тот огромный поток энергии, архетипов и образов, которая является коллективным бессознательным, и индивидуальная часть также входит в его состав. Это универсальная и единая основа, общая для всего человечества. Мы можем рассматривать его, как исторический источник, откуда берёт свое начало или эволюционирует каждая психика и каждое сознание. Это изначальная основа, из которой каждая раса, народ и цивилизация развивает свой паттерн эволюции. Это именно то, что алхимики средневековья назвали Анима Мунди[1].

Несмотря на то, что концепция магии имеет бесчисленное количество точек соприкосновения с упомянутыми выше различными видами психологий, в некоторых отношениях она от них отличается. Во-первых, в магии предпочитают использовать схему для выражения своих наблюдений, полагая, что размышление над этим символом, который на протяжении веков являлся объектом для медитаций, даст толчок возникновению идей, которые ассоциативно отражаются в подсознании. Во-вторых, магия считает, что человек – это гораздо более сложное существо, чем это могут допустить новые школы. Схема, которая используется в магии, это каббалистический символ, названный древо жизни. Эта схема представляет собой десять сфер или сфирот, как они называются в этой традиции, расположенные в геометрической последовательности, формируя три колонны или столпа. Колонна слева, состоит из трёх сфер, расположенных одна над другой, носит название левый столп или cтолп милосердия[2]. Правый столп или столп строгости также состоит из трёх сфер, что же касается центрального столпа, то на нём расположены одна над другой четыре сферы, и называется он столп равновесия[3]. Каждой из этих сфер соответствует описание различных характеристик личности. Сама по себе схема отражает интегральную природу человека в соответствии с десятью достаточно различными функциями. Это объединение десяти особенностей, которые содержит в себе то, что мы решили называть человеческим существом.

Ид, если мы обратимся к термину Фрейда, является наиболее центральным стержнем человека, глубочайшим уровнем его подсознания, которое на древе представлено самой верхней сферой среднего столпа. Ссылка на схему (рисунок 2, стр. 28) прольёт свет и чрезвычайно прояснит мои объяснения. Для начала нужно добавить пару слов о применении иностранных слов и незнакомой терминологии. Мне кажется, что это прискорбный факт, что в рассуждениях нам придётся использовать незнакомые и странные слова. Когда необходимо выучить какой-то иностранный язык, первая трудность, с которой мы сталкиваемся – это алфавит. Именно это и происходит с магией, и во многих случаях в английском языке не существует аналогов, чтобы выразить заложенные идеи. А там, где существует нужный термин, не существует подходящего психологического или духовного объяснения, чтобы отразить то, что требуется. Тем не менее, это и есть моя задача, найти соответствия подобных терминов там, где это возможно, с таковыми в каббалистической системе, чтобы показать, что те понятия, которыми сейчас оперирует психология, были уже давно признаны. Более того, в магии была развита глубокая методика, которая даёт возможность привести подобные силы в действие.

Магическим соответствием психологическому понятию ид, или в терминологии доктора Джорджа Гроддека ес, является ехида (Yechidah) – слово, обозначающее монаду, я, потенциальное енс[4] света. Это «сущность ума, которая по своей природе чиста» – определение, взятое из восточных религиозных текстов[5]. Это также природа Будды, достижение которой и является тем единственным, что отличает просветлённого человека, мудреца от того, кто невежественен и не просветлён. Так же, как в физике, где электрон можно рассматривать, как электрическую частицу или систему радиационных волн, так понятие ехида можно рассмотреть с двух различных точек зрения. Это – внутренне ядро я, глубочайший уровень самого сознания, который остаётся неосознанным для нашего обычного состояния сознания. В то же время с другой стороны – это сам по себе поток жизни, поток либидо – совокупность витальности и энергии жизни.

С тех пор, как нам стал доступен перевод восточных текстов, многие психологи набросились на некоторые китайские термины и включили их в терминологию своих собственных систем. Одним из таких терминов, выбранных Юнгом, который имеет отношение к вышеупомянутой концепции в связи с понятием ехида, является термин дао[6]. Будучи таким неясным для западного ума, привыкшего к внятным и точным определениям, этот термин в разных вариантах переводится как Бог, или цель или небеса. Синолог Вильгельм предпочитает использовать слово «смысл». Сам Юнг также использует этот вариант, как наиболее ассоциативно близкий к концепции, которую ему бы хотелось объяснить, согласно которой это именно тот фактор в сознании, который в конечном счёте заключает в себе смысл жизни и существования человека. И в схеме, которая предлагается в «Секрете золотого цветка», книге, к которой Юнг написал всесторонний и глубокий комментарий[7] для европейцев, физическое место расположения аспекта дао схоже с расположением ехиды на каббалистическом древе жизни.

Хоть мне бы и хотелось избежать метафизики настолько, насколько это возможно, всё же определённые теории требуют разъяснения. Для того, чтобы сохранить точность и простоту, стоит уточнить, что каббалистическая традиция утверждает, что универсальный поток жизни, описанный в терминах света, находится за всем сущим, как если бы это была монада. То есть, ехида сама по себе далека от того, чтобы быть окончательно неделимой частью. Но она является определённой точкой или фрагментом универсальной жизни или коллективного бессознательного и обязана своим отдельным существованием этому пульсирующему потоку, который существует за ней.

И здесь интересно отметить, что Гроддек предполагал, что бессознательное, в обычном фрейдистском понимании, является предшественником рассудка, мозга-ума, тогда как ит[8] производит бессознательное, мозг и всё остальное, что принадлежит к жизни. Бессознательное является частью психики, а психика является частью ит. Он также считал, что, чтобы ни происходило с человеком или через его существо, с момента зачатия и до смерти, на взирая на то, что он сам о себе думает и не принимая во внимание его собственную волю, всё направляется этим неизвестным ит.

Если бы мы хотели рассмотреть я в самом широком понимании, как состоящее из очень большого количества слоёв бессознательного, но в отличие от лука, имеющем десять слоёв шелухи или кожи, тогда самым глубоким или центральным слоем будет ехида. А другие слои расположены непосредственно над ней, и тут стоит помнить, что это образное выражение, и пространственный аналог не содержит здесь то, что мы называем хиа и нешама. Эти понятия могут быть соотнесены с понятиями анимы и анимуса в системе, разработанной Юнгом.

Возвращаясь снова к китайскому мистическому тексту, который был подробно прокомментирован Юнгом, мы увидим, что китайцы считают, что вся природа пронизана двумя принципами, один – позитивный, мужской, а другой – негативный или женский. Названы они ян и инь[9]. Оба эти принципа существуют в психике человека, и, если мы посмотрели бы на это с самой широкой перспективы, то могли бы предположить, что сознательный уровень ума – это ян, а подсознательный – инь. Это определение является слишком уж большой генерализацией, неадекватно и подлежит дальнейшей классификации. Потому что в уме есть и позитивные и негативные элементы, происходящие от мыслей и чувств. Это утверждение будет истинным и для подсознания. Хотя мы и отнесли его к понятию инь, процессы, происходящие в подсознании, могут быть как иньскими, так и янскими[10]. Если мы обратимся к одному из самых глубоких уровней подсознания, то действия ян и инь можно соотнести с тем, что Юнг выразил понятиями анимус и анима и с тем, что в Каббале обозначается, как хиа и нешама.

Возможно, по мере нашего углубления в тему будет полезным процитировать определения этих двух психологических принципов, чтобы предоставить убедительные объяснения. Одна из студенток Юнга Джоан Корри (Joan Corrie), автор книги “ABC of Jung Psychology” даёт следующее определение:

Анима – это контакт с объектами внутренней реальности, образами коллективного бессознательного, а персона – это контакт с объектами внешней реальности. Анима является архетипической фигурой, которая может быть также описана, как некий образ женщины, сложившийся я на протяжении веков в мужской психике, речь идёт не про его осознанные идеи, а про ту, форму в которую образ женщины, превращён в бессознательном.

Анима соответствует нешаме – проявлению женского и пассивного, качеств, являющихся истинным духовным видением, интуицией или воображением.

Возможно, здесь стоит добавить, что в магической системе существо, которое является активным физически, будет проявляться пассивно в духовном измерении и наоборот. Во многих оккультных работах мы находим подобные утверждения, как например вот это:

Мужчина выражает положительный аспект из двух полов. Но в реальности только его физическое тело является носителем этого качества. Его эфирное тело обладает качеством чисто отрицательного…И наряду с этим, несмотря на то, что обычно принято предполагать, что женский пол является носителем отрицательного качества, в реальности это относится только кженскому физическому телу. А что касается её эфирного тела, то оно обладает положительным качеством, и из двух полов именно она является реальным творческим полюсом.

Можно легко допустить, что психологически каждый индивид бисексуален[11]. Он является сочетанием, как женских, так и мужских элементов, и внутри него проявляется и ян и инь. И как в мужчинах элементы, свойственные женскому полу, так и в женщинах мужские или положительные черты находятся в бессознательном. Анима и анимус являются носителями самых глубинных и неосознанных черт хиа (Chiah) и нешама (Neshamah). Здесь до некоторой степени можно найти объяснение часто наблюдаемого явления: наличие несравненной нежности и любви, на которую способны многие мужчины и наличие грубости и жестокости, на которую могут быть способны женщины определённого типа в момент ярости или раздражения.

Следовательно, это правда, что для компенсации или баланса этих принципов, в душ или бессознательном мужчины есть женский образ, обладающий чертами анимы, в то же время у мужчин есть и мужские черты, свойственные анимусу. Эти аспекты находятся в постоянном процессе изменений, их энергии пребывают в неизменном колебании. Анимус, так же, как и анима не является устойчивой и неизменной данностью. Чувства обычной женщины сконцентрированы на одном представителе противоположного пола, во внешних проявлениях она моногамна. Но внутри себя она бессознательно несомненно полигамна, «образов её анимусов может быть «легион». Это является проявлением принципа логоса[12], проявление мужского аспекта её бессознательной природы».

На древе жизни принцип, выращающий анимус эквивалентен хиа (Chiah), воле, это слово также означает жизнь, животную жизнь. Этот принцип является направляющим творческую энергию ес (es), а другой полюс, нешама является проявлением понимания и любви. По сути, воля является двойным принципом, в котором заложены и начало, и конец. Очевидно, что нужно признать, что желание это, чего у тебя нет в наличии. Желать, быть чем-то это означает, что ты не являешься этой желаемой вещью. Однако истинная любовь всегда сконцентрирована на одном объекте, объекте, с которым влюблённый стремится отождествиться, исключая всё остальное. Это тот возлюбленный, который и имеет отношение к аниме. Любить значит понимать. Понимание даёт проницательность и интуицию. Это и есть анима.

Дао, анимус, анима или ехида, хиа и нешама составляют внутреннее ядро того, что мы назвали изначальными принципами психики, действующими на самых глубоких уровня подсознания и сравнили с образом лука. Можно сказать, что это уровень, который постоянно находится в прямом контакте с национальным и всемирным уровнями коллективного бессознательного, этим динамическим и вездесущим потоком жизни и витальности, который вместе с ехидой и направляющей её энергией составляет единый центр сознания.

Прежде чем продолжить дальше я, в силу того, использовал слово лук как метафору считаю уместным дать цитату из параграфа книги Гроддека «Исследуя бессознательное (Exploring the Unconsious):

Всем нам кажется, что у нас в центре есть ядро, и мы не являемся всего лишь шелухой, нам бы хотелось, чтобы в центре нас находилась какая-то особенно изящная сердцевина, орех, который будет существовать вечно. И мы не понимаем, не можем понять, что в действительности у нас нет сердцевины, а мы сделаны из одного слоя, находящегося над другим, от внешних к внутренним, и на самом деле мы – луковицы. Но в луковице каждый слой отражает её сущностную природу. Лук является честным насквозь, и только, когда он гниёт, он становится нечестным, если он пытается взрастить в себе сердцевину, которая является чем-то иным по сравнению с ним и разрушает шелуху, как если бы это было чем-то ложным, чем-то нечестным, что следовало бы признать луку…Всё, что есть в нас – это кожура, но в каждом слое кожуры находится сущностная природа всей целостности. Я является я лука.

Это подобно и буддистской концепции.

Триада только что рассмотренных нами принципов, божеств[13], является наиболее примитивной частью психики, древним центром, который отсылает нас назад к бесчисленным эпохам отдалённого прошлого. Теперь мы должны обратить наше внимание на компенсирующие и уравновешивающие их аспекты, на сознательное эго. Понятно, что это гораздо более недавняя разработка в многовековой истории развития я, сравнительно современная эволюция, канал, с помощью которого мы обрели осознание исходного, первобытного и фундаментального бессознательного из которого мы возникли. И мы в состоянии их понимать и изучать, потому что это развитие осознанности более глубоких уровней нас же самих. И благодаря именно этой эволюции мы можем выводить в сознание материал из бессознательного. Это определение эволюции практически идентично и в психологии, и в магии: их объекты расширяют горизонты ума, увеличивая сферу охвата или диапазон сознания самого по себе. Сами по себе эти методы являются эволюцией.

В магии это сознательное эго выражено в руах (Ruach). Она содержит те сфироты на схеме древа жизни, которые пронумерованы от четвёртой до восьмой включительно. Это в гораздо большей степени совокупность функций, чем объединённые в единый блок составные части, возможно, это является одной из причин, почему некоторые психологи считают эту часть нас самих до сих пор очень неустойчивой в своём формировании. Наряду с этим неблагоприятные и плохие обстоятельства, которые сопровождают детство большинства людей, сильно увеличивают тенденцию к дезинтеграции, которая уже и так существует. Эта совокупность включает в себя память, волю, чувства и мысли, которые объединяются в само эго, которое отражено центральной сфирой под номером пять. Его жизненная кровь является потоком мыслей и восприятия также как поток божественной энергии это либидо, которое является потоком жизни и энергии. Юнгианская концепция эго или сознательного ума, это персона, личность, которая взаимодействует с внешним миром. Это маска. Это модель адаптации индивида в мире, его характер, как он есть, и как он сам его зачастую понимает. Это развившийся механизм приобретения контактов с внешним миром, таким образом с помощью опыта, обретаемого ит (it) или ехида, можно прийти к самореализации своей собственной божественной силы и высшей природы.

В связи с понятием персона, можно поразмыслить о руах в контексте двух афоризмов восточной психологической системы. На первый взгляд может показаться, что они совершенно различны и противоположны. В одной восточной книге написано: «Ум – это убийца реальности. Пусть ученик убьёт убийцу»[14]. Одно это может представлять проблему для обычного ученика. На западе, вообще-то говоря, вселенная понимается как разделённая на две большие части: физическую и ментальную или духовную, два последних понятия употребляются как синонимы. Итак, если сам по себе ум определяется как препятствие для восприятия действительности, то большинство из нас окажется в достаточно затруднительном положении.

Второе изречение гласит: «Суть ума по природе своей чиста». Если нам захочется перевести терминологию, я думаю, что мы обнаружим юнгианское дао или очень глубокий уровень бессознательного, который приближается к этому определению «сути ума», которую можно обнаружить. Это всего лишь популяризированное и ложное понимание психологической концепция, которая считает, что бессознательное – это всего лишь вместилище злых существ, являющихся тенью человеческой природы. Некоторые считают, что это хранилище первобытного хлама, в котором сокрыты склонные к насилию и взрывоопасные проявления. Но по факту, в ходе практической аналитической работы с проблемами оказывается, что подсознание не является только лишь хранилищем самых взрывоопасных побуждений. Поток бессознательного становится взрывоопасным только когда руах, сознательный ум, подавило его нормальную активность. Руах даёт самостоятельную сознательную точку зрения. Его замещает искусственное выхолощенное отношение к жизни. Река, течение которой где-то перекрыто плотиной, в каком-то месте прорвёт эту плотину, и тут мы не сможем обвинять саму реку. Тогда в случае необходимости соорудить постоянную или даже временную дамбу, следует принять соответствующие меры, чтобы другой канал оставался открытым, чтобы избыток воды смог найти выход. Так же дело обстоит и с бессознательным. Сам по себе ум, который по сути своей совершенно чист, не является ни угрожающим, ни взрывоопасным. Но если у индивида нет доступа к потоку жизни в силу плохой адаптации в среде, невозможности полного выражения природы инь и ян, то это подавление действует как постоянный источник гнева, который может привести к психическому взрыву.

Этой фальшивой дамбой, препятствием, которое возникает на пути течения реки является, психологическое сопротивление, тот самый «ум», который убивает реальность или не даёт проявиться жизни. Кто из нас действительно понимает жизнь и мир такими, какие они есть в реальности? То есть без проекций нашего восприятия и желания, чтобы мир был таким, как мы хотим. Совсем у немногих есть понимание наших глубинных мотивов, реальных причин нашего притяжения к друзьям, и отторжения от наших врагов. Я полагаю, что не так много есть людей, которые постоянно осознают свои действия. Большинство из нас большую часть времени подвержено непроизвольным побуждениям. Да, это действительно так, привычки являются необходимостью, навязанной нам эволюцией, чтобы психика могла бесперебойно функционировать. Но эта необходимость нужна лишь для обеспечения свободного функционирования психики. И во многих случаях это огромное количество привычек и предрасположенностей превращаются в барьер, который препятствует свободному течению психики. Если опросить людей с целью прояснить работу привычек и выявить причину их формирования, мы прольём свет на идею, содержащуюся во фразе: «Ум является убийцей реальности». На самом деле это вовсе не ум тормозит наше восприятие реальности, чего-то стоящего и желанного в нашей жизни. Это ложное развитие ума, огромное количество предрассудков, эмоциональных напряжений, неправильно сформулированных убеждений и суеверий, пережитки родительских заблуждений, которые здесь упомянуты.

И до тех пор, пока мы не поймём их природу и осознаем масштабы, мы не освободимся от их доминирования, и не сможем не следовать этим побуждениям. И пока мы внимательно не изучим наше собственное поведение, мотивы и механизмы того, что нас притягивает и отталкивает, понимания у нас не будет.

Возможно, после мы сможем воспринять, что за пределами этого сознательного ума, который мы до сих пор считали единственной реальностью, единственным критерием суждения, находится огромное пространство вдохновения и красоты, которое является совершенно чистой сущностью ума. Если мы сможем раскрыть себя или полностью осознаем эту сущность так, что её неискажённое содержание будет доступно нашему сконцентрированному сознанию, тогда мы, как никогда ранее, начнём сознавать истинную природу жизни и её задачи. «В подобном случае», отмечает доктор Юнг в своей книге «Сборник статей по аналитической психологии» (Collected Papers on Analytical Psychology): «бессознательное одаривает нас поддержкой и помощью, которые щедрая природа всегда готова дать человеку в изобилии. Подсознание владеет мудростью, которая совершенно не доступна для сознания… Оно создаёт сочетания перспектив, так же, как и наше сознание, только они значительно превосходят сознательные как по изысканности, так и глубине. Таким образом, подсознание может быть для человеческих существ проводником, не имеющим себе равных».

Когда мы достигаем такого состояния, когда то, что было неосознанным ранее, выносится на горизонт сознания, вся жизнь меняется и становится более понятной. Раньше это пугало и наводило ужас. Почти все люди обладают некоторым чувством неполноценности и уязвимостью. Все ищут способа каким-то образом преодолеть чувство неполноценности, и найти какую-то скалу безопасности, где они будут чувствовать себя надёжно. Это происходит, когда мы достигаем реализации состояния «чистая сущность ума», и чувство неполноценности практически изгнано и ощущение безопасности достигнуто, вот тогда мы и можем взаимодействовать с жизнью и окружающими нас людьми.

Девятая сфера или сфира древа жизни – нефеш (Nephesh) – означает душу животного[15]. Эта сфера собственно олицетворяет животные инстинкты и потребности, что реально может быть названо бессознательным во фрейдистском понимании термина, то, что когда-то находилось в сознании на одной ступени развития, но сейчас находится вне доступа сознания. Все разнообразные автоматические, привычные и рутинные действия, все те вещи, про которые мы говорим, что делаем «не думая» и огромное число вещей, которые мы никогда по-настоящему не «делали» вообще, эти процессы относятся к области бессознательного, они олицетворяются принципом нефеш. За эту деятельность отвечает мозжечок, задний отдел мозга, и она тесно связана с работой железистой и симпатической нервными системами. Это та часть нашего существа, которая регулирует циркуляцию крови, биение сердца, пищеварение и дыхание. Все возникающие желания и побуждающие страсти, которые непроизвольно возникают внутри нас, берут начало в сфере нефеш. Это подземный мир психики, который позволяет нам быть сравнительно близко к природе, к изначальным проявлениям жизни. Это находится в глубине сознания, где действуют изначальные инстинкты самосохранения и воспроизводства. Это то место, где находится половой инстинкт. Юнгианская концепция бессознательного, как и концепция фрейдистской школы, может быть подходящим термином для описания этой стороны жизни. Но гораздо более непривычно употреблять слово суперсозание, которое точно описало бы высшие сфироты: ехида, хийа и нешама[16], соответствующие юнгианскому бессознательныму.

Десятая сфира соотносится с физическим мозгом и деятельностью физического тела[17]. Это тот сосуд, в котором другие принципы находят свою обитель и который является инструментом, с помощью которого они действуют. Это десятая сфера, малкут, сфера действия, то, что мы считаем активным, проявлением ян, На другом полюсе находится есод (Yesod), принцип инь, которую мы можем определить, как место, где расположены движущие силы инстинктов, звериная похоть и животные импульсы. С другой стороны руах, которая является активным принципом мысли, мы подобным же образом можем отнести к принципу ян, сравнивая с инь, отражающем божественное, которое спокойно, пассивно и находится под покрывалом. У малкут есть бесчисленное количество других соответствий, но на данный момент мы не будем их рассматривать.

Очевидно, что сбои в правильной работе высших или низших физических принципов будут иметь свои проявления в теле, которое, будучи десятой по счёту сфирой, является синтезом всех предшествующих девяти. Любой конфликт в психике будет соответственно проявлен в физических нарушениях в соответствующем месте и будет точно отражать интенсивность повреждения. Занимаясь эмпирическими исследованиями, древние разработали большое количество соответствий между различными частями тела человека и психическим состоянием. Именно в этой традиции сформировано то, что в реальности заложено в основу таких методов, как определение характера, хиромантия, френология[18] и так далее. Ибо, что внутри, то и снаружи. И то, что находится внутри сознания, обязательно проявится тем или иным способом в психофизиологии человека.

Существует другой метод, классифицирующий части психики при помощи совершенно другого взгляда на древо жизни. В только что рассмотренном нами методе мы изучали каждую отдельную сферу. Но одновременно мы можем посмотреть на древо, разделив его на уровни или слои. В этом случае, если мы обратимся к первой сефире, взяв только её одну, мы будем иметь дело с принципом, который формально называется архетипический мир. Это та глубинная сущность бессознательного, из которой берёт своё начало всё, а функционирование этой части восходит к неисчислимому прошлому. Это слой, который характеризуют те символы и архетипы, которые первыми были ассимилированы в однородную структуру, если можно так выразиться, развивающегося сознания. В индуистской системе это состояние называется туриа (Turya)[19] или экстаз, абсолютная осознанность и её проживание в сознании проявляется как восторженность, которую мистики всех времён определяют как единение с Богом. В этом божественном мире мы вступаем во взаимодействие с теми неуловимыми образами, которые древние называли богами. Или же в сферу нашей обычной повседневной жизни преднамеренно вторгаются архаичные образы и архетипы, психические формы, тонкие, неуловимые и активные, сквозь которые проистекает поток либидо, начиная своё путешествие из глубины, где находится ит (it).

Вторая и третья сфироты несут в себе то, что называется творческим миром, состоянием сушупти (Sushupti)[20]. Это тот изначальный слой психической сферы, в котором функционируют принципы анимы и анимуса, мудрости и понимания. Следовательно, он будет воздействовать на эго, стимулируя творческие способности и расширяя все горизонты и сферы осознанности. На втором уровне сознания он соответствует состоянию сна без снов. И всё же это описание недостаточно, хотя характеристика сна без снов возможна, но оно слишком жизненно необходимо, чтобы быть определённым таким пассивным способом. В некоторой философской литературе написано, что сушупти – это состояние, в котором даже преступники взаимодействуют с высшей природой и входят в духовное измерение. Говорят, что это великий духовный источник, энергия которого может воспрепятствовать даже сильной тяге к преступной жизни. Хотя это может происходить непроизвольно и быть неосознанным, но это благоприятное действие оказывается постоянно.

Следующий рассматриваемый нами уровень начинается с четвёртой и идёт до девятой сфиры включительно, он называется образующим мир или свапна (Swapna). Это мир сновидений, это уровень инстинктивных влечений и динамических влечений к проявлению. Образы этого уровня: сновидения, ночные фантастические приключения, материалом для которых служит дневной жизненный опыт, хотя драматизация, имеющая место в снах, является прерогативой исключительно этого плана.

Там, где прилагаются усилия со стороны высшего гения или ит чтобы перевести благородные порывы или вдохновения из их божественной реальности, нужно пройти сквозь состояние свапна. Это прохождение окрашивает содержание импульса, придавая тому, что изначально может быть чистой мыслью и трансцендентализмом, эмоциональную или чувственную окраску, которые проявляются с помощью символов. Хотя эти идеи, проходя через наше сознание, подвергаются влиянию высших сфер, они окрашиваются символизмом снов, образующими мир. Глубокие знания природы, значения символов и знакомство с функционированием свапны необходимо, если вы хотите понять исходный смысл послания. Также здесь присутствует эмоциональный механизм, который даёт направление и импульс для физической активности, работы эндокринных желез. Физическое расположение наиболее важных желез соотносится с важными центрами[21] и динамичностью определённых уровней психической структуры.

Десятая сфира соотносится с активным миром, джаграта (Jagrata)[22], верхний слой сознания, эго, та поверхностная часть сознания, которая имеет отношения к делам повседневной жизни. Это эволюция, возникшая из тёмных скрытых слоёв подсознания, и парадокс заключается в том, что она узурпировала функции и правила того источника, из которого возникла. На этих четырёх различных уровнях сознания, которые каббалисты называют четырьмя мирами, функционируют и осуществляют непрестанную деятельность несколько принципов лежащих в основе психики человека.

Именно с этими разными сторонами человеческой психики магические техники и имеют дело. Это и является предпосылкой ранее высказанного предложения, что анализ должен быть согласован с магией и дополнять первую стадию развития. Подъем по древу жизни, который является формальным выражением для обозначения реализации сфирот от самой нижней до верхней, начинается с приближения к девятой, выражающей принцип человека, названный нефеш. То есть, следующий уровень сознания, который находится за пределами обычного бодрствующего состояния в активном мире, это уровень снов, мрачных образов и представлений. Это самый поверхностный слой бессознательного, если под этим термином подразумевать объединение формирующего, созидающего и архетипического уровней древа жизни. Формирующий мир составляют противоборствующие инстинкты и бессознательные конфликты, это мир необузданных вожделений и страстей. Как раз именно на этом уровне должен работать аналитик с большинством пациентов, для того, чтобы разрешить те конфликты, которые существуют в этой плоскости. Ведь если здесь есть конфликт, и идёт непрерывная война, то, как тогда поток духовной энергии сможет проистекать из высших сфирот или, используя другую точку зрения, подниматься из более глубоких слоёв сознания? Если в результате неразрешённого конфликта в психике человека завязывается узел, то энергия либидо не может свободно течь, она блокируется и обесценивается. Как же можно получить доступ к более примитивным слоям психики, тем архаичным уровням бессознательного, природа которых абсолютно духовна, и где работают те принципы, которые устремляются к сияющим вершинам сверх человека, если канал перекрыт плотиной, а путь преграждает конфликт? Как же может происходить реальное магическое и духовное развитие, если послание или откровение, идущее из этих величественных вершин меняется по своей сути и искажается существующим внутри сознания сильным и ужасным комплексом?

Так как аналитическая психология своими собственными определениями ограничивает саму же себя, то для исследования и прояснения двух верхних, самых поверхностных уровней сознания, этот процесс нужно рассматривать как предварительный аспект магической практики[23]. Где анализ проповедует евангелие пересмотра отношения к жизни, и где мы видим пациентов психолога, создающих магические замыслы или мандалы, подобные тем, которые создаёт Юнг в «Секрете золотого цветка» (Secret of the Golden Flower), здесь мы сталкиваемся с посягательством или неправомерным использованием области и функции магии и выходим за пределы ограничений обычной аналитической техники.

Точно так же как методы анализа должны включать в себя первую стадию развития, то, в моём понимании, подобным же образом на второй стадия должны быть включены различные простейшие техники магии. Я называю их простейшими намеренно, потому что это только те элементарные приёмы, которые средний западный человек может позволить себе изучить, запрещая себе более интенсивное применение магического искусства, оправдывая себя такими ограничениями, среди прочих, как время, необходимость заниматься бизнесом и личной жизнью и т.д. Более продвинутые магические практики[24] предназначены для избранных людей и включают в себя тренировку человеческой психики в целях совершенствования духовного мастерства. Таким образом, ясное видение – это идеальная цель для немногих, которая, к тому же, находится за пределами возможностей большинства из нас, кто обязан жить обычную жизнь мужчины или женщины двадцатого века.

Список предварительных техник может быть следующим:

1. Каббалистический крест.

2. Малый изгоняющий ритуал пентаграммы.

3. Представление срединного столпа древа жизни в сфере ощущений[25].

4. Метод циркумамбуляции (сircumarnbulation)[26] и вибрирующей формулы срединного столпа.

5. Церемониальная магия.

На данный момент я удовлетворюсь кратким описанием каждого пункта, чтобы дать полное представление о схеме. Первый метод описывает формирование над телом геометрической фигуры, действие которой направлено на воздействие на глубочайшие уровни бессознательного. Если я в начале скажу, что каждая магическая техника предназначена теми или иными путями открывать для сознательной сферы видения эго более глубокие, духовные аспекты божественной природы, то у читателя останется возможности для неправильного понимания методов. Практика каббалистического креста заключается в том, чтобы через развитие различных видов того, что в психологии называют фантазией, побуждать воображение создавать образы, через которые сила it может течь беспрепятственно[27].

Таким образом, самая начальная стадия является в действительности одной из самых важных в магической работе. Будучи незаменимой для новичка, она [практика] не менее ценна и для более продвинутых студентов. Это аксиома магии: божественное – это то единственное, что может даровать просвещение и просветление, и действовать так, что каждое действие эго будет иметь своё правильно место в рамках всей системы. Таким образом, каббалистический крест является идеальным средством для того, чтобы эго заняло своё место, оказавшись под прямым наблюдением ехиды, тем божественным, что проявится в каждом человеческом существе. Это замечательный метод, помогающий сознанию стать чувствительным и легко пропускать предписания более внушающих доверие гуманистических уровней бессознательного.

Малый изгоняющий ритуал пентаграммы, предложенный как второй метод, является продолжением предыдущего упражнения. Это метод, который направлен на то, чтобы сделать осознанными те внутренние части психики, которые являются нежелательными для сознания. С помощью воображения студент визуализирует качества, конфликты или психические расстройства без которых человек может вполне прожить. Посредством вибрации определённых громких звуков, которые издревле назывались божественными именами, одновременно чертя в воздухе и своём воображении определённые линейные фигуры, он может проецировать их через себя. Проецируя эти фигуры во вне с помощью усилившегося потока либидо, они могут быть дезинтегрированы им. В такой сложной задаче формируются и приходят на помощь другие силы, архетипы глубочайшего уровня. Весь ритуал в целом, будучи правильно проведённым, рассчитан, на то, чтобы студент постепенно, но неуклонное продвигался к высотам, которые предоставляет система.

На мой взгляд, самой важной каждодневной практикой для духовного развития во всей магической системе является третье упражнение, если следовать моей классификации. Если студент помнит схему древа жизни, то он увидит, что срединный столп – это последовательность пяти сфер, расположенных в отдельной вертикальной колонне. Упражнение заключатся в визуализации этих сфирот в виде окружности или сферы света в различных важных частях физического тела. Если точнее, их нужно представлять как уже существующие центры в ауре, которая для этой цели принимает форму яйца тончайшей, электрической материи и становится магнитным полем, которое окружает и пронизывает материальное тело человека. Целью этой визуализации является приведение этих сфирот в сбалансированное взаимодействие. Это взаимодействие служит средством для связи с высшим гением, которого можно назвать it, с психическим механизмом, с помощью которого он может свободно функционировать внутри сознания в соответствии с намерением эго.

Следует вспомнить то, что мы утверждали, как аксиому: определённые психические принципы человека могут быть соотнесены с различными органами, членами и частями физического тела. Упражнение, которое называется срединный столп, является демонстрацией этой аксиомы, предоставляя примеры этих принципов, как практический опыт, который нужно получить. Визуализация сфирот и соразмеренная вибрация божественных названий выводят центры этой ауры или сферу ощущения из их прежнего латентного состояния. Эффект направлен на постепенное приведение в действие дремлющих частей психики, о существовании которых до этого момента вы и не подозревали. Результаты этой практики, прежде всего, проявляются как беспрецедентное увеличение жизненной энергии и силы. Это даёт возможность спокойно оценивать ситуацию, испытывать меньше беспокойства из-за дел внешней жизни, хотя способность действовать остаётся такой же. Это даёт ясность в духовных вопросах, в результате чего снимает проклятие нерешительности, помогая уму выработать более ответственное отношение ко всему и быть открытым для восприятия посланий интуиции, идущих от высшего я.

Вначале мы уделяем внимание только срединному столпу. Но по мере практики студент, обретая ловкость в управлении своей визуализацией, обнаруживает, что с увеличением длительности практики, увеличивается и поле его внимания. Студент обретает баланс и равновесие, путём формирования центров срединного столпа, далее к общей картине визуализации добавляются сфироты двух боковых столпов – милосердия и строгости[28]. Прогресс здесь будет медленным и постепенным, но привнесённые терпение и настойчивость приведут к тому, что новые ресурсы силы и духовного восприятия начнут разворачиваться сами по себе.

В качестве средства для приведения в состояние равновесия невротических пациентов, и для помощи в аналитических задачах, практика срединного столпа может быть рекомендована и для психологов. С помощью этих средств сознательный ум становится тихим и спокойным, желаемое состояние, при котором становится возможным восхождение к архетипам и получение вдохновения других уровней сознания. Во время периода делания практики срединного столпа, в снах гораздо легче удаётся перейти порог сознания, и со временем в снах появляются аспекты менее поверхностных слоёв психики, с которыми обычно очень сложно наладить контакт, речь идёт о творческих и архетипических мирах анимуса, которые в прошлые времена почти исключительно являлись прерогативой поэтов, мистиков и магов.

Четвёртое каждодневное упражнение, формула вибрации, в основе своей является расширением визуализации срединного столпа. Эта техника в некотором смысле будет продолжением предыдущего упражнения. Но здесь мы сталкиваемся с логикой другого порядка. Теория состоит в том, что, пробуждая силу или уровень сознания внутри сферы человека, становится возможным войти в контакт с соответствующей силой во внешнем мире или с похожим уровнем восприятия и опыта в коллективном бессознательном. Практика предназначена не только для развития человека, давая ему возможность осознания других его принципов, но и для трансформации сознания в направленную силу и инструмент универсального ума, который является общей основой для всего человечества. Это находится в пределах человеческих возможностей: используя эти методы, связать себя с почти всемогущественной жизненной силой и духовными ценностями тех божественных сил, которые являются совокупностью, заключающей в себе вселенную. Это первый шаг на пути к тому, кого в разговорной речи называют адепт[29]. Это та дорога, которая превращает человека в добровольного сотрудника природы на пути эволюции.

Последнее упражнение в магической регулярной практике – это искусство церемониальной магии. С этого момента должно быть абсолютно ясно, что не всякая магия является церемониальной, проведение церемонии или ритуала не является обязательным. Не всегда для проведения ритуала требуются специальная мантия, свечи, благовония и комната для ритуалов. Многое в магии не сильно отличается от методов, используемых в медитации. Следует сказать, что магия следует по внутреннему маршруту, и как средство для работы с психикой использует фактические и психологические инструменты души, без всякой связи с внешними объектами или физическими инструментами. Это метод сбалансированной интроверсии.

Так же, как упражнения, описанные выше, входят в состав упражнений для второй стадии магии, а анализ находится на первой стадии, также и церемониальная магия, как отдельный метод, относится к третьей. Я буду неоднократно повторять, что шарлатаны и заблуждающиеся энтузиасты сделали уже слишком много, чтобы закрепить общее мнение, что магия является чистейшим шарлатанством. Но серьёзные студенты, которые добросовестно используют эти основополагающие принципы, будут свидетельствовать в защиту её ценности, как для терапии, так и для духовности.

Церемониальная магия главным образом была неправильно понята чрезмерно усердными новичками, потому что не было общего понимания её принципов, заложенных в самой основе работы. За исключением редких случаев тех, кто родился с определённым талантом, достаточно сложно достичь успеха в церемониальной магии до тех пор, пака не пройден достаточно большой путь развития. И под развитием я имею в виду пробуждение или формирование внутри человека сфирот древа жизни. Развитие подразумевает пробуждение дремлющей психической силы. Прежде всего, это означает выход в сознание света, любви и мудрости высшего гения, ехиды. До тех пор, пока свет не засияет над студентом и не будет пронизывать его, а внутри него не будет действовать магическая сила, церемония останется тем, чем она является для большинства людей: делом привычным и обыденным, поверхностно проведённым набором ритуалов, во время службы которых нет и следа добродетели, ценности, силы.

Но если уже однажды божественная сила и свет высшего я пробудились, пронзив сознание, тогда церемония принимает совершенно другой облик. Она становится магическим двигателем, который задействует и направляет силу и сознание психики. Теперь церемония может стать для человека средством мобилизации до сей поры неизвестных факторов человеческого существа. И задействовать эту энергию можно в различных задачах, которые зависят полностью от самого человека, объёма его знания и духовного развития. И здесь нет места для произнесения дурных предостережений о пользе и злоупотреблении магическими силами и духовным знанием. Внутри самой психики есть защита, которая никогда не спит.

Это блюститель нравственного закона, чьё наказание столь ужасно и разрушительно, что нет возможности спастись, пытаясь загладить преступление. От суждения и приговора этого внутреннего я убежать невозможно, разве только через признание и принятие вины, за которыми последуют твёрдое решение навсегда избежать подобных действий впредь.

 

© Перевод: Анфиса Мелкумова

© Castalia.RU

© Thelema.RU

 


 

1 The “Soul of the World” (Душа мира).

2 И снова, описание Регарди излишне запутанно, и мы чувствуем необходимость ещё раз указать, что его определение столпов, данное здесь (левый столп – это сторона милосердия, а правый столп – сторона строгости), может быть применено к древу жизни, только если речь идёт об его отражении в человеческом теле в магической работе, а не о том, как оно выглядит на схеме древа. Столп, находящийся по левую руку (бина, гебура и ход) известен как столп строгости, а правосторонний столп (хокма, хесед и нецах) известен как столп милосердия.

3 Также известен как срединный столп, столп нежности или столп равновесия, указывая на аспект уравновешивания двух крайностей.

4 “The One”

5 По нашему мнению, фрейдистское ид, в своём более ограниченном определении, больше соотносится с каббалистическим понятием нефеш, чем ехида. Смотрите вторую часть, глава шесть.

6 Китайский термин для понятия «путь». Он имеет отношение к единой абсолютной реальности, которая, говорят, порождает десять тысяч вещей ‘Ten Thousands Things”. Это объединение инь (женской энергии) и ян (мужской энергии).

7 The Collected Works of C. G. Jung, #13, Alchemical Studies.

8 Слово it – это английский перевод латинского слова id, которое в своих теориях использовал Фрейд (немецкий перевод – es). Чтобы избежать путаницы мы в тексте выделяем курсивом слово ит (it), чтобы показать, где Регарди ссылался на фрейдистское ид.

9 На каббалистическом древе жизни, энергия ян может также принадлежать мужскому правому столпу, который называется яхин, в то время, как энергия инь относится к женскому столпу – боаз.

10 Это схоже с учением Золотой зари в отношении понимания суб-элементов: в каждом элементе также содержится примесь другого элемента.

11 Опять речь идёт о смешивании элементов.

12 Логос по-гречески означает «слово». Он представляет собой творческий принцип.

13 Три высших сфироты кетер, хокма и бина являются божественными. Считается, что эти три сфироты находятся на более высоком уровне, чем все остальные.

14 Из книги The Voice of the Silence by H. P. Blavatsky.

15 Для ясности: девятая сфира есод, к которой относится нефеш.

16 Для ясности: божественные сфироты – это кетер, хокма и бина, к которым принадлежат ехида, хиа и нешама.

17 Существует ещё одна часть души, которую иногда упускают из вида. Это G'uph, которая находится в центре малкут, G'uph тесно связана с физическим телом и со всем разнообразием психофизических функций. Это нижний уровень подсознания, который доводит до мозга информацию о текущем состоянии человеческого тела.

18 Исследование формы и выступов черепа в надежде, что с их помощью можно определить характер и умственные способности.

19 Здесь Регарди свободно переставляет восточные и западные термины. Важно, чтобы читатель не запутался в терминологии двух традиций. Четыре слова, определяющих сознания в традиции хинду (от высших к низшим): турия, сушупти, свапна и джаграта. Три последних слова означают три плана существования (каузальный, астральный и физический) и считаются источником мантры АУМ. «А» относится к джаграте, «У» – к свапне, а «М» имеет отношение к сушупти. Тишина, которая следует за каждым произнесённым АУМ, относится к турия – высшему состоянию сознания. Турия описывается как состояние сознания во время сна без сновидений или медитативного сна.

В западной традиции четыре мира каббалы расположены на древе жизни следующим образом: ацилут (включает кетер), брия (состоит из сфирот хокма и бина), етзира (включая все сфироты от хесед до есод) и асия (состоит только из малкут). Ацилут – это божественный мир архетипов, брия – творческий мир архангелов, етзира – формирующий мир ангелов и астральное пространство и асия – материальный мир активных действий.

20 Состояние сознания во время сна без снов.

21 Они известны как чакры. Смотрите часть вторую, глава восемь.

22 Полная осознанность ума.

23 Это замечательный совет. Стоит подчеркнуть, однако, что не все психотерапевты симпатизируют магии. Важно найти терапевта с широким взглядом на мир, который способен понять, что чей-то магический и духовный путь не является «частью проблемы».

24 Такие как вызывание духов, астральные проекции или скраинг в духовном видении.

25 «Сфера ощущений» в ауре.

26 Термин «circumambulation» не является здесь точным. Circumambulation (циркумамбуляция) – это «хождение вокруг», как ходят вокруг храма. Будет гораздо точнее описать этот процесс как “circulation” (циркуляция) или "circumagitation" света. Тем не менее, Регарди взял это неправильно использованное слово «circumambulation» из оригинальной рукописи, см. Золотая заря, стр. 347, строка 7.

27 Одной из трагедий западной культуры является обесценивание человеческой способности к воображению. Вместо того, чтобы прославлять её, как творческую силу гения, посредством которой были сделаны все человеческие открытия, западные люди склонны принижать значение этого дара, считая его проявлением инфантильности.

28 Некоторые более сложные практики срединного столпа даются во второй части, в десятой главе.

29 Духовное мастерство.