Sr I.C, Fr. Marsyas.

 

Использование жестов в магии является столь же древним, как и сама магия. По сути, они выполняли двойственную роль. С помощью жестов, магических движений, танца маг доводил себя до состояния экстаза, помогал своему сознанию вступить в общение с Высочайшим, а также той или иной его ипостасью. Иногда жесты и знаки служат для магов средством опознавания, с помощью которого они могут убедиться в принадлежности кого бы то ни было к Великому братству посвященных.

Знаки степеней существуют и в телемитских орденах: Ордене Восточных тамплиеров (О.Т.О.) и Ордене A.·.A.·. При этом в О.Т.О. они держатся в тайне, и если их во время магической работы их надо исполнять в присутствии посторонних (как, в частности, во время Гностической мессы), то в них вносятся намеренные искажения.

Знаки A.·.A.·. используются не для опознавания, но лишь для магической работы. И их нет необходимости держать в тайне. Тем более что, вплоть до степени Младший Адепт (5° = 6°), они идентичны знакам, которые существовали в Герметическом Ордене Золотой Зари. Для степени Младшего Адепта Кроули уже внес некоторые изменения. Знаки же более высоких степеней разработаны Кроули полностью самостоятельно, на основе иконографических изображений, принятых в западной магической традиции.

Эти знаки используются, прежде всего, как магические "формы", которые обозначают связь между сознанием мага и различными каббалистическими Сфирот Древа Жизни. В этом смысле они могут применяться в самых разных ритуалах, адептом любой степени.

Знаки степеней A.·.A.·. разделяются на три категории: вначале идут Знаки четырех магических Элементов, затем – четыре Знака L.V.X. (от латинского слова lux, означающего "свет") для степени Младший Адепт, и пять знаков N.O.X. (от латинского слова nox, означающего "ночь"). Как известно, A.·.A.·. подразделяется на три внутренних ордена ("Золотую Зарю", орден "Розы и Креста" и, собственно, A.·.A.·.). Каждый из этих орденов предваряется дополнительной степенью (Послушника, Владыки Предела и Ребенка Пропасти), а им, в свою очередь, соответствует по два взаимно уравновешивающих Знака.

Существование незначительно отличающихся вариантов этих Знаков можно объяснить различными контекстами их применения. Многие из них использовались в Герметическом Ордене Золотой Зари, а также, в других инициирующих орденах. Так как все знаки отсылают к классическим изображениям египетских богов, они могут быть подвергнуты некой индивидуальной интерпретации.

Знаки степеней в Ордене A.·.A.·. начинались со степени Послушник.

Знаки Элементов

Послушник (0°=0°) – Состоит из Знаков Гора и Гарпократа.

Знак Гора – это знак Входящего (знак Речи, высказывания): шиpокий шаг впеpед левой ногой, pyки выбpасываются впеpед (pyки должны быть параллельны земле), тело выгибается впеpед насколько возможно.

За ним всегда следyет знак Гарпократа – знак Молчания: для этого после знака Входящего надо веpнyть левyю ногy на полшага назад за пpавyю, пpавый yказательный палец поднести к веpхней гyбе. Hекотоpые использyют большой палец пpавой pyки (pyка сжата в кyлак), поднося его и вставляя междy гyб.

В телемитской традиции Гор – это Божество нового Эона, символ солнечной магической энергии. Совершая знак Гора (Входящего), вы входите в мир магии. Гарпократ (на древнеегипетском это слово звучало как Гор-Па-Херд – "Гор ребенок") в Древнем Египте изображался в образе мальчика, который держит палец у рта. Древние греки толковали это как знак молчания. По мнению Кроули, палец у рта – это не только знак молчания, но и знак удивления. Человек совершает шаг в магический мир, он поражен увиденным, но – обязуется хранить тайну. Кроме того, первый знак заряжает магический образ, а второй – не дает этой энергии вернуться обратно в оператора.

Как уже было сказано, каждый человек, работающий с этими знаками, может вносить в них некоторые изменения, "подстраивая под себя". В самом деле, какой ногой, например, лучше делать шаг в Знаке Входящего – правой или левой. Откуда лучше выбрасывать руки: от ушей, от глаз или ото рта? По сути, установленного правила. Однако следует помнить, что каждое изменение несет в себе определенное символическое значение и может либо помочь успешно совершить ритуал, либо, наоборот, стать препятствием в магической работе.

Например, в древнем Египте левая сторона ассоциировалась с Исидой и началом любой работы. Правая сторона соответствовала богине Нефтиде и завершению работы. Поэтому в большинстве случаев логично делать шаг Входящего левой ногой, однако можно выстроить работу таким образом, что ей будет соответствовать именно шаг с правой ноги.

Говоря о движении рук, следует помнить, что различные части головы ассоциируются с разными Богами и силам. Во второй книге "Оккультной Философии" Корнелий Агриппа приводит следующее соответствие: глаза – Солнце и Луна, уши – Юпитер и Сатурн, ноздри – Марс и Венера, рот – Меркурий. Как правило, руки вперед выбрасываются либо от глаз, либо от ушей.

Следующие четыре знака, соответствуют четырем магическим элементам, из которых, по мнению древних, состоит наш мир и сам человек. Также они соответствуют низшим четырем Сфирот Древа Жизни.

Неофит (1°=10°). Земля. Сфира Малкут. Знак Сета Сражающегося. Правая нога стоит на пальцах, носок смотрит вперед и чуть вправо. Пятка левой ноги касается правой, носок указывает налево. Руки вытянуты, образуя диагональ: правая поднята над головой вперед и вверх, левая назад и вниз, ладонями вперед, пальцы прижаты друг к другу и вытянуты. Голова держится прямо.

Сет – Бог пустыни в древнем Египте.

Ревнитель (2°=9°) Воздух. Сфира Иесод. Знак Шу, Поддерживающего Небо. Пятки вместе, носки немного врозь, голова наклонена вперед. Согнутые в локтях руки поднимаются вверх и в стороны, пальцы прижаты друг к другу, кисти сгибаются назад, как бы поддерживая свод.

Шу – Бог ветра и воздуха в древнем Египте.

Практик (3°=8°) Вода. Сфира Ход. Знак Аурамот. Тело и ноги в позиции Знака Шу, но голова держится прямо. Ладони лежат на груди следующим образом: большие пальцы соединяются на уровне сердца, остальные ниже, образуя треугольник воды, указывающий вниз. (Примечание: некоторые соединяют пальцы на животе).

Аурамот (точнее, Аурамоот) – Божественное имя из языка древних коптов. Его перевод означает "Свет, сияющий сквозь воды земли". Аурамот совершает Очищение водой. Обычно ее изображают в сине-оранжевом облачении (синий – цвет элемента Воды). На голове у Богини корона Нижнего Египта синего цвета. В руках она несет синий знак Анкх и лотосовый жезл (оранжевый лотос на зеленом стебле). В Знаке степени чашу с водой заменяет знак воды, который образуют руки.

Философ (4°=7°) Огонь. Сфира Нецах. Знак Тум-аш-нейт. Голова и тело как в Знаке Аурамот. Руки соединяются, ладони смотрят вперед: большие пальцы на линии бровей, остальные выше, образуя треугольник огня, указывающий вверх.
Тум-аш-Нейт - Божественное имя из языка древних коптов. Его перевод означает "Совершенство, проходя через Огонь, проявляется на Земле". Тум-аш-Нейт совершает Посвящение Огнем. Обычно ее изображают в красном облачении (красный – цвет элемента Огня). На голове у Богини корона Верхнего Египта красного цвета. В руках она несет зеленый знак Анкх и лотосовый жезл (красный лотос на зеленом фоне).

В отличии от Сета и Шу, Аурамот и Тум-аш-Нейт не имеют четких исторических аналогий в мифологии древнего Египта. (Хотя иногда Аурамот сближают с "Великой Матерью всех Богов" Мут, а а Тум-аш-Нейт – с Богиней охоты и войны Нейт, родившую Ихет, которая родила Солнце). Поэтому их знаки соответствуют не древнеегипетским изображениям, а алхимическим символам Воды и Огня.

Владыка Предела (не имеет соответствия на Древе Жизни). Дух. Промежуточная Степень. Знаки Раскрытия и Закрытия Завесы.

Знак Раскрытия Завесы. Голова прямо. Исходное положение ног то же, что и в Знаке Сета Сражающегося, ступни меняются местами и полностью стоят полу. Кисти рук вытягиваются прямо вперед, соединяются ладонями наружу, и раздвигаются в стороны.

Знак Закрытия Завесы. Голова прямо. Исходное положение ног то же, что и в Знаке Сета Сражающегося, ступни как в Знаке Сета Сражающегося и полностью стоят полу. Руки из конечного положения Знака Раскрытия Завесы сдвигаются вместе, одновременно кисти поворачиваются ладонями внутрь. Ладони соединяются, затем руки свободно опускаются вниз.

Символизм этих Знаков вполне очевиден. Первое – человек проходит сквозь Завесу, отделяющую Внешний Орден от Внутреннего ордена. Однако есть и более глубокое значение.

Знаки L.V.X.

Младший Адепт (5°=6°) Сфира Тиферет. Знаки L.V.X.

+ Осирис Убиенный – Крест. Тело и ноги как в Знаке Шу. Голова наклонена вперед. Руки расставлены в стороны, кисти повернуты ладонями вперед, пальцы вместе, большие – прижаты к остальным. Внешне это напоминает мантию в виде Тау.

L Исида Скорбящая – Свастика. Тело повернуто наполовину. Левая нога стоит на полу, удерживая вес, носок повернут чуть вправо. Правая нога отставляется назад на носок, носок смотрит чуть влево. Правая рука сгибается в локте, указывает вверх и отводится назад, левая сгибается в локте вниз и выносится вперед. Голова слегка наклонена к левому плечу и смотрит на левую руку. Пальцы вместе.

V Тифон – Трезубец. Встать прямо, приподняться на цыпочках, пятки при этом не касаются пола. Голова откидывается назад, руки поднимаются вверх, образуя вместе с телом букву "V". Кисти повернуты ладонями вперед, пальцы сжаты вместе, продолжая линию рук.

X Осирис ВоскресшийПентаграмма. Тело и ноги как в Знаке Осириса Убиенного, голова прямо. Руки скрещиваются на груди, правая рука – поверх левой, ладони кладутся на плечи, пальцы вместе.

Степень Младшего Адепта, которой соответствуют эти знаки, содержит в себе посвящение в мистерию Умирающего и Воскресающего Бога (Осириса-Христа).

Знак + обозначает смерть кандидата.

Знак L – скорбь Исиды о мертвом кандидате. Свастика содержит в себе Розу и Крест, как внешний символ, что Великая Работа завершена. Также Свастика это закручивающийся по спирали удар молнии. Она показывает Инициацию вихря сил.

Знак V – это Апофис и Тифон. Это также руки, воздетые тонущим человеком, и рога средневекового Дьявола. Кроули ассоциирует символизм этого знака с 12 Арканом ("Повешенный"), который представляет высшую формулу адептства в Эоне Осириса. "Все это связано с формулой Розы и Креста, уничтожения "я" в Возлюбленном как условие продвижения вперед. В низшей тьме смерти начинает шевелиться змей новой жизни", – пишет он. Знак показывает обязательную и очевидную смерть силы, без чего нельзя прийти ни к какому совершенству.

Знак X – воскрешение. Соединение всех сил в человеке в символе Пентаграммы. Он показывает Триумф Света. Именно этот знак совершает Жрец Гностической мессы, когда провозглашает: "Нет ни одной части меня, где не было бы Бога". Это есть финальное восхождение в совершенном равновесии силы.

Все вместе эти четыре знака известны как Знаки L.V.X. Знак Осириса Убиенного, представленный в форме Креста, относится к категории трех других, поскольку каждая из этих букв (L, V и X) может происходить из Креста. И последние три знака этой степени представляют собой (соответственно и внешне) конкретные буквы – L (Исида), V (Апофис), и X (Осирис Воскресший). Они отражают полный дневной путь Солнца, начиная от заката: + – закат, L – полночь, V – полдень, X – рассвет.

Так как это солнечные знаки, их можно соотнести с равноденствиями и солнцестояниями: "Исида в Трауре" (свастика) – летнее солнцестояние, "Тифон" – темный повелитель зимнего солнцестояния, "Осирис Убиенный" – относится к осеннему и весеннему равноденствию, тогда как в знаке "Осириса Воскресшего" крест делит дни года, объединяя вместе все энергии.

Смысл L.V.X.

Знаки L.V.X. представляют анализ ключевого слова INRI (Формула старого Эона) и дает интерпретацию в терминах гностического слова власти IAO. L.V.X. символизирует собой первый этап посвящения – Собеседование со своим Святым Ангелом Хранителем и познание своей Истинной Воли.

L.V.X. – это также Братство Света, которым, если использовать магические символы, руководит Свет Мира. Вместе с тем, этот знак показывает несовершенство Света, пока он не снизошел в Ад. Руки расставлены в стороны, а потом складываются снова – борьба и мир. Как пишет Алистер Кроули, "ученику совершенно необходимо обходить эти круги символизма снова и снова, пока фигуры не сольются друг с другом до полной неразличимости в опьяняющем танце экстаза; только тогда он может считать себя достигшим способности участвовать в этом Таинстве и выполнять для себя – и для всех людей! – Великое Делание".

Знаки N.O.X. (Ночь Пана)

Старший Адепт (6°=5°). Сфира Гебура. Знак Мальчика (Пуэр) (Puer – лат. мальчик) Ноги вместе, голова прямо. Правая рука в сторону, сгибается вверх под прямым углом, пальцы ладони выпрямлены и направлены вверх, большой палец отставлен под прямым углом. Левая рука указывает между ног, ладонь сжата в кулак, большой палец выставлен вперед. (Поза богов Менту, Хема, и др.)

Свободный Адепт (7°=4°). Сфира Хесед. Знак Мужчины (Вир) (Vir – лат. мужчина). Ноги вместе, ладони сжаты в кулаки и приставлены к вискам так, что большие пальцы выставляются вперед; голова наклонена и выдвинута вперед, как бы символизируя бодающегося зверя. (Поза Пана, Вакха и др.)

Дитя Пропасти. Ложная Сфира Даат. Находится на пересечении 3-го пути (Гимел – Верховная Жрица – Исида) и 4-го пути (Далет – Императрица- Венера). Поэтому состоит из двух Знаков:

Знака Девочки (Пуэлла) (Puella – лат. девочка). Ноги вместе, голова наклонена вперед, левая рука прикрывает Муладхара-чакру, и правая закрывает грудь (Поза Венеры Медицейской).

Знака Женщины (Мулиэр) (Mulier – лат. женщина) Ноги широко расставлены, руки распростерты в стороны, образуя полумесяц. Голова запрокинута назад. (Поза Бафомета, Исиды Приветствующей, Микрокосма Витрувия – см. Книгу 4, Часть II.)

Мастер Храма (8°=3°) Сфира Бина. Знак Матери Торжествующей (он же знак Исиды Радующейся, Сета Торжествующего). Ноги вместе; левая рука согнута, будто поддерживает ребенка; большой и указательный палец правой руки сжимают сосок правой груди, как бы предлагая ее ребенку.

Достигнув степени Адепта, ученик оказывается на краю Пропасти (Небытия). Поэтому он должен ее преодолеть, если он откажется и повернет обратно, то ему грозит участь "Черного Брата". Здесь стоит вспомнить интересное мнение Джека Парсонса, согласно которому Иисус – Свет Мира, Спаситель Мира. Однако он ограничился лишь ролью Искупителя. Пропасть не была преодолена и инициация отвергнута. Поэтому христиане стали "черными братьями".

Во многих традициях существует термин, который обозначает преодоление Пропасти, отделяющей человека от Бога и растворение в Боге. В дзенской традиции существует термин сатори ("пробуждение") – это центральная и наивысшая цель религиозной практики. Поскольку все люди изначально обладают "природой будды", задача адепта состоит в ее реализации. После этого ему раскрывается сокровенный смысл бытия в его принципиальной "недвойственности", когда субъект и объект, "я" и внешний мир представляют собой нерасчленимое единство.

Вот как описывает сатори дзенский автор XII века Дайэ:

"оно (сатори) подобно морю огня: если вы приблизитесь к нему, вы наверняка обожжете себе лицо. Его можно сравнить с мечом: если его обнажают, то кто-то рискует потерять жизнь. Но если вы не бросите ножны и не подойдете к огню, вы ничем не будете отличаться от куска камня или дерева. Чтобы идти по этому пути, человек должен быть решительным и смелым. Здесь нет ничего похожего на трезвое рассуждение или спокойный метафизический или эпистемологический анализ. Это некое отчаяние должно перескочить через непреодолимый барьер. Это воля, приведенная в движение какой-то иррациональной бессознательной внутренней силой. Поэтому продукт этой воли также отрицает умственное и умозрительность".

Смысл N.O.X.

Святым словом, "которое есть ключ к Пропасти", является N.O.X. В древнегреческой мифологии так звали богиню ночи, дочь Хаоса. Если L.V.X. – это Свет, то N.O.X. – это Тьма. Об этом пишет Кроули в Седьмом Этире "Видения и Голоса". Когда Адепт почувствует себя в силах, ему следует принести Клятву Пропасти. Пересекая Пропасть, Адепт выдерживает битву с Хоронзоном. А затем он попадает в Сфиру Бина, Город Пирамид, которым правит наша Госпожа Бабалон (Нуит). В ее руках Чаша, наполненная кровью Святых, и именно туда Адепт должен излить и свою кровь. Умереть и вновь родится как Дитя пропасти.

Использовать метод интеллектуального анализа здесь невозможно, и поэтому Алистер Кроули описывает пересечение Пропасти на языке символов. В LIBER CHETH говорится:

1. Вот тайна Святого Грааля. Сие – священный сосуд нашей Госпожи Багряной Жены, Бабалон, Матери Мерзостей, невесты Хаоса, что оседлала Господина нашего, Зверя.

2. Ты должен излить кровь свою, что есть жизнь твоя, в золотую чашу ее блуда.

3. Ты должен смешать жизнь свою с жизнью вселенской, не утаив ни капли.

4. И тогда разум твой онемеет, сердце твое перестанет биться, и жизнь оставит тебя; и снесут тебя на гноище, и птицы небесные будут пировать твоей плотью, и кости твои побелеют на солнце.

5. Тогда соберутся ветры, и сметут тебя как кучку праха в платок о четырех углах и предадут тебя стражам Пропасти.

6. И поскольку не будет в сем прахе никакой жизни, стражи Пропасти позволят ангелам ветров пройти. И ангелы сложат твой прах в Городе Пирамид, и не останется больше имени.

У Кроули формула N.O.X. обычно идентифицируется с пробуждением первичной энергии, со страхом смерти или травмой, с сексуальным возбуждением, и т.п.. Он расширяет практику с использованием N.O.X., чтобы заставить пробудиться любые, наполненные страхом мысли, и его поэзия и ритуал наполнен страшными клятвами и ужасными фантазиями, чтобы они помогли пробудить необходимые энергии.

Первоначальный сексуальный символизм знаков N.O.X. вполне очевиден:

Пуэр (N) – фаллос
Вир (O) – проникновение
Пуэлла – девочка
Мулиэр (X) – женщина
Мать Торжествующая (Сет Торжествующий или Исида Радующаяся) – выброс семени

Отсутствие последнего из знаков N.O.X. в некоторых магических ритуалах, может помочь правильно понять смысл всей композиции.

Кроме того, ключом к тайному значению всего шифра могут стать двойные названия двух последних знаков, Мулиер и Матери Торжествующей. На поверхности, помимо вышеприведенного, – символы оплодотворения (принятия семени), рождения и вскармливания. Однако внутри – тайное тайных. В Книге Тота Кроули пишет:

"В одном из своих проявлений Символ Шута – не Один, но Два; он Один лишь потому, что он ноль. Он существует: Эхейе, его божественное имя, означающее "Я есмь" или "Я буду", – это лишь еще один способ сказать, что он то, что Не Есть, потому что Один ведет в никуда, откуда и пришел. И так – единственное проявление – в Двух, и это проявление должно быть в молчании, поскольку тройка, число Бина (Понимания) еще не образовалось".

Рассмотрим первый "двоящийся знак" – Мулиер. В "Liber V" Кроули ясно говорит о том, что этот знак имеет отношение к Бафомету. Одновременно, он идентифицирует Мулиер с Бабалон, и далее, замыкая круг, в Книге Тота, Бабалон – с Бафометом. Мы читаем: "Нет никакого сомнения, что загадочная фигура Бафомета является магическим образом той же идеи". Мы для себе проведем еще одну очевидную параллель – Мулиер и нулевого аркана Таро Кроули, Шута. Данное соответствие бросается в глаза при первом же взгляде на этот Козырь. Кроули перечисляет еще несколько родственных символов, – Зевс Арренотелус, Зеленый Человек, Парцифаль.

По мнению некоторых исследователей, остается такая проблема как соответствие этого знака степени Ребенка Пропасти. Ведь в одном из текстов Кроули приписал ее к знаку Пуелла, который, кстати, и соотнес с Бафометом. Но что тогда делать с Мулиер? На наш взгляд, разгадка в том, что степени Дитя Пропасти соответствуют все знаки N.O.X. – с о в о к у п н о.

Далее, давайте попытаемся понять, почему Знак Сета Торжествующего также назван Знаком Матери Торжествующей или Исиды Радующейся. Чтобы ответить на этот вопрос, вначале рассмотрим его с точки зрения Каббалистического Древа Жизни. Как известно, Сет или Сатурн (Сатана) соответствует Сфире Бина. Эта Сфира выполняет двойную роль. С одной стороны, она – создательница форм, Великая мать, т.е., Исида. Но она же – и Хронос с косой смерти, который уничтожает эти формы физической жизни, иными словами, – Сет. "Я жизнь и тот, кто дает жизнь, поэтому знание меня есть знание смерти", – сказано в шестом стихе II главы Книги Закона. Отсюда: В этом знаке – и Исида, и Сет, и "жизнь", и "знание смерти". Подсказка: Сфира Бина, как известно, находится над Пропастью, а пересечение Пропасти уничтожает дуальность.

Посмотрим, как можно развить эту мысль в аспекте египетской божественной истории. Недаром этот знак называется и Знаком Исиды Радующейся (или, как называл его иногда Кроули, Исиды с Гором). В комментарии к "Liber V vel Reguli" Алистер Кроули дает понять, что, на самом деле, отцом Гора был не Осирис, а Сет. В египетских мифах также встречаются некоторые намеки на возможность такого истолкования. Их можно заметить и в трактате Плутарха "Об Осирисе и Исиде". Здесь убийцей Осириса, наравне с Сетом, названа некая "царица Асо", в которой можно опознать Исиду.

Первая предпосылка к такому истолкованию заключается в том, что в египетском пантеоне есть целых четыре божества, которые являются братьями и сестрами между собой: Исида, Нефтида, Сет и Осирис. И в знаке, который мы рассматриваем, возникает андрогинный образ Сета-Исиды, если принять во внимание версию, когда отцом Гора называется Сет, это знак "Отца-Матери". Напомним, что в традиционном египетском мифе Гор был сыном Исиды и Осириса, и, следовательно, патрилинейным наследником трона Осириса; и как раз здесь его патриархальная преемственность оспаривалась Сетом, который как брат не только отца, но и матери, представлял матриархальную преемственность. Победа Гора над Сетом, таким образом, символизировала переход от матриархата к патриархальной наследственности.

Итак, следуя комментарию к "Liber V", мы представляем Гора как ребенка от кровосмесительной связи Сета и Исиды. И это иллюстрация того, как мать Исида кормит грудью ребенка Гора, которую вполне разумно описать и как Сета Торжествующего и как Мать Торжествующую. Или же – как Формулу Рождения и Вскармливания магического ребенка – Андрогина Гора, – ребенка, рожденного в Пропасти, но предназначенного судьбой преодолеть ее и встать над нею.

Итак, на самом деле, знаки N.О.X. – это не просто знаки перехода через Пропасть, – хотя, что значит, "просто" преодолеть Пропасть! – это символы превращения, оборотничества, пресуществления или, если угодно, вылупливания, – бабочки Немо, символа недвойственнного Бытия, – из онемевшей куколки, подобравшейся к входу в Даат. В них, этих знаках, запечатлен весь этот многотрудный процесс, во многом тождественный рождению и умиранию человека. Процесс, который заканчивается на Пороге Города Пирамид.

Далее – Молчание.

 

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.

© Thelema.RU