Sr. I. C.

Возможно ли, чтобы после смерти Теодора Ройсса в 1923 году его наследником, главой Ордена Восточных Тамплиеров стал не Алистер Кроули, а наш соотечественник, гражданин России?

В книге небеспристрастного историка О.Т.О. Питера Кёнига "Ритуалы и сексуальная магия Теодора Ройсса и Алистера Кроули", среди девяти провинциальных великих мастеров О.Т.О. и, следовательно, претендентов на пост Внешнего главы Ордена после смерти Ройсса фигурирует и уроженец России Чеслав Чинский.

Прервем теперь исторический экскурс текстом небольшой заметки

"Петербургские "сатанисты".

За последние пять-шесть лет жители северной столицы с необычной для них экспансивностью сосредоточили все свои интересы на новейших философских течениях, новых системах этики и развития духовных сил человеческой природы.

Организовались общества так называемых сатанистов, люциферианцев, огнепоклонников, черных магов, оккультистов и пр., и пр. Все они в основе преследуют одну и ту же цель - достижения неограниченного могущества на земле во всех областях нашей жизни. Апостолы этих ультраэгоистических школ проникают во все слои общества. В пажеском корпусе, в медицинской академии, в лицее и, наконец, в роскошных салонах петербургского "света", вы всюду встретите адептов оккультизма и черной магии.

Известен дом одного видного сановника, где функции тайного "Общества исследователей практической магии" дошли до мистического служения темным силам природы - черной мессы.

Богато обставленная квартира на Галерной. Специальный зал для литургий со всеми аксессуарами для нее. Здесь вы увидите престол, семисвечник, священные сосуды, паникадила...

Но все это в странной связи с формами оккультных ритуалов. Пентаграмма, соломоновы печати, каббалистические шестиугольники, оккультные шпаги, мечи и строгое отсутствие креста и, конечно, икон.

Здесь происходит черная месса. - Призывание Христа на Святые Дары, совершаемое магистром, экстатическое состояние легковерных адептов, напрягающих всю силу своей воли для низведения благодати на Дары. И кощунственный переход от литургии верных к черной мессе сатанистов.

По знаку магистра, всю свою силу воли, доведенную до апогея, они переносят на вызывание сатаны. Магические формулы и заклинания, молитвенная экзальтация мистиков и страшная сила гипноза "иерарха" так влияют на толпу адептов, что им слышится адский вой, хохот, свист ветра от полета сатанинских сил. Этому способствуют и одуряющие курения из смесей белладонны с опиумом.

Все это было бы не так страшно, если бы влияние новых Сен-Мартенов и Альбертов не выходило за границы личных идеалов и стремлений.

Но, развивая в себе силу гипноза, они повсюду ищут истеричных и слабонервных людей, экспериментируют с ними в области гипнотизма и, превращая их в полном смысле слова в рабов своей воли, эксплуатируют с материальной стороны.

Интересен в этом отношении кружок фон-Ч. и фон-М., функционировавший последние четыре-пять лет, вплоть до тех пор, пока г. фон-Ч. не был выслан из Петербурга.

Многим петербуржцам известна судьба семьи Г., которая завязала отношения с ложей упомянутого Ч.. В течение года из 8 человек этого семейства трое уже покончили жизнь самоубийством, причем их личные средства перешли в распоряжение ложи.

Правда, бандиты нашего века пользуются более "культурными" средствами, для достижения своих целей, но ведь культурность в наше время стала понятием относительным.

Анатолий Б.

Эта лихая заметка была опубликована в 34-м номере газеты "Голос Москвы" за 1913 год. Исследователи эзотерических обществ предреволюционной России без труда узнают в фон Ч. и фон М. - Чеслава Чинского и Григория Мебеса, руководителей российского отделения Ордена мартинистов, основанного Папюсом. Деятельность российского отделения этого Ордена весьма примечательна. На фоне ударившихся в политику масонов, невежественных спиритов и теософов, российские мартинисты были, пожалуй, единственными, кто поддерживал связь с западными эзотериками и скрупулезно занимался изучением магии. Именно Чинскому, Мебесу, их собратьям Антошевскому, Трояновскому и другим мартинистам дореволюционная Россия обязана первыми изданиями Папюса, Элифаса Леви, Поля Седира, первым серьезным оккультным журналом "Изида".

Однако Чеслав Чинский интересен не только этим. Перечисляя его эзотерические чины и степени, российские исследователи (А. Серков "История русского масонства 1845-1945, А. Аврех "Масоны и революция" и др.) почему-то упускают из виду весьма примечательные факты, свидетельствующие о связи Чинского и с некоторыми другими тайными оккультными организациями.

В 1912 году в "Орифламме", официальном издании О.Т.О. того времени, сообщалось, что 21 апреля 1912 года, в тот самый день, когда Алистер Кроули был введен Теодором Ройссом в 33, 90, 95, и X градусы О.Т.О., в такой же Х градус был посвящен и Чеслав Чинский (магическое имя "Punar Bhava"), при этом он получил полномочия Провинциального главы О.Т.О. для славянских территорий. Как следует из того же журнала, ранее, еще в 1910 году, Чинский получил от Папюса назначение легатом Вселенской Гностической церкви в России (об этом было также объявлено во французском периодическом издании "Мистериа", носившим подзаголовок "Орган О.Т.О.").

Что же известно о человеке, получившем полномочия действовать от имени О.Т.О. в России? Некоторые сведения о нем мы находим в рапорте заведующего Особым отделом Департамента полиции полковника...(имя не указано) в VI делопроизводстве Департамента полиции. "Чеслав Чинский (...) родившийся в России 4/16 июля 1858 года был вывезен за границу 5-летним ребенком родителями его Иосифом и Матильдой (урожденной Сыгетинской), супругами Чинскими, русскими подданными и постоянными жителями Варшавской губернии в Австрию. В 1898 году Чинский обратился к варшавскому генерал-губернатору с ходатайством о возвращении ему прав русского подданства, что и было исполнено в сентябре 1899 года. С 1908 года Чинский проживает в Санкт-Петербурге".

В 1910-11 гг. Чинский издает в Санкт-Петербурге несколько брошюр по различным проблемам оккультизма: "Отец Иоанн Кронштадтский. Оккультистский этюд", "Страдание самоубийцы в потустороннем мире", "Магические поиски Гилевича", "Собрание предсказаний на 1910-11-12 годы". В те же годы он участвовал в спиритических сеансах медиума Яна Гузика, гастролировавшего в Санкт-Петербурге. ("Магические сеансы с медиумом Яном Гузиком, под управлением Пунар Бхава". Примечательно, что предисловие к этой брошюре написано Папюсом).

Занимался ли Чинский церемониальной магией? Очевидно, да. Утвердительно ответить на этот вопрос позволяет не столько информация в статье "Петербургские сатанисты", сколько вполне достоверные сведения о тесном взаимодействии Чинского с главой Ордена мартинистов - Папюсом.

В июле 1910 года Чинский представил петербургскому градоначальнику заявление о назначении его 2 мая того же года в Париже Членом Верховного Совета Ордена мартинистов и Генеральным Делегатом для России. Также в этом документе содержалась просьба о легализации работы этого ордена в России. В ответ Департамент полиции возбудил дело и начал готовить высылку Чинского из России. Так как дело это оказалось не слишком простым (Чинский был не австрийским подданным, как первоначально полагали в Департаменте, а российским) и тогда против него было испробовано орудие другого рода. Чинский был обвинен в финансовых аферах, и против него началась мощная кампания в Петербургской прессе. В июне 1911 года он был выслан в Новгородскую губернию, где располагалось его имение.

Стоит отметить, что меры предпринятые против Чеслава Чинского, не были слишком жесткими. Главной задачей российских властей было помешать его оккультной работе в России, в общении же с западными эзотериками никаких ему препятствий не чинили. Чинский много ездил по Европе и во время одной из таких поездок и был посвящен Ройссом в члены О.Т.О.

Трудно сказать, получил ли Чинский ритуальное посвящение в О.Т.О. или ему был просто вручен почетный диплом, пытался ли он начать работу Ордена в России. Известно, что со своими российскими соратниками он продолжал сохранять тесные связи. В 1914 году, продав свое имение, Чинский перебирается в Варшаву. По данным современника Чинского Петра Казначеева, когда в 1914 году к Варшаве "стали приближаться германские войска, то во время усиленных магических действий он лишился рассудка и был помещен в больницу для душевных больных".

Дальнейшая судьба Чеслав Чинского остается, во многом, неясной. Как любезно сообщил нам польский историк Рафаль Принке (Rafal T. Prinke), Чинский проживал в Варшаве, не оставлял занятий оккультизмом и имел свой круг учеников. В 1930 году его квартиру обыскала полиция, подозревавшая его в "сатанизме". По данным Польского биографического словаря (том 4, стр. 375), Чинский умер в 1932 году.

Принимал ли он все эти годы какое-либо участие в деятельности Ордена Восточных Тамплиеров? Разделял ли воззрения Кроули - все это до сих пор остается неизвестным. До недавнего времени в Польше были живы ученики Чеслава Чинского, интервью у которых успел взять Рафаль Принке. Вполне возможно, что в ближайшее время мы сможем узнать новые сведения о деятельности этого члена О.Т.О., который имел самое непосредственное отношение к нашей стране.

 

© Soror I.C.

©Thelema.ru, 2011