1857 — 1902

В конце XIX века Ида Крэддок обнародовала несколько работ о священной сексуальности, наиболее примечательны из которых «Небесные женихи» и «Духовный брак».

Ида Крэддок родилась в Филадельфии 1 августа 1857 года. Ее отец умер, когда ей было всего два года  от роду. Мать Иды увлекалась спиритуализмом и оккультизмом, но после смерти мужа обратилась в христианство и стала воспитывать дочь в строгом пуританском духе. С самого нежного возраста Иду приобщали к религии и очень рано научили читать Библию. В результате, разумеется, в подростковом возрасте у девочки пробудился глубокий интерес именно к тем предметам, которые были для нее запретны: к сексуальности, оккультизму и свободе в целом.

Но еще до того, как она активно занялась исследованием этих запретных тем, она опережала свое время просто по складу характера: ум и честолюбие — отнюдь не те качества, которые поощрялись в женщине в конце XIX века. А Ида развернула борьбу за разрешение принимать женщин в Пенсильванский университет и стала бы первой его выпускницей-женщиной, если бы эта кампания оказалась успешной. Потерпев неудачу с университетом, Ида стала преподавать стенографию женщинам в филадельфийском колледже Жиро и написала учебник по этому предмету, вышедший из печати, когда ей было всего восемнадцать. Обучая других молодых женщин этому востребованному ремеслу, Ида предоставляла им возможность самостоятельно зарабатывать себе на хлеб и тем самым обретать относительную свободу и независимость. Для Америки 80-х годов XIX века это была поистине радикальная идея.

Оккультизмом Ида увлеклась около 1887 года, в возрасте тридцати лет. В то время самым известным пропагандистом оккультных знаний было Теософское общество (основанное в 1875 году), и Ида стала посещать теософские курсы при местной унитарианской церкви. Кроме того, она начала самостоятельно, по книгам, изучать всевозможные оккультные дисциплины и проработала огромную массу материала — насколько можно судить по глубине и обширности знаний, которые она демонстрирует в своих собственных работах. Она ссылается на самые разнообразные источники: от Библии и прочей церковной литературы до индийских и греческих философов и современных ей ученых и оккультистов. Значительное влияние на нее оказал переведенный в то время труд Вивекананды «Раджа-йога», а в одном из своих сочинений Ида именует себя «Жрицей и Пастырем Церкви Йоги» — одной из организаций, основанных теософами. В конце XIX века Ида обнародовала несколько работ о священной сексуальности, наиболее примечательны из которых «Небесные женихи» и «Духовный брак». В своей рецензии на «Небесных женихов», опубликованной в журнале «Эквинокс» (в третьем томе первого номера журнала, изданного в 1919г), Алистер Кроули утверждает, что это — «один из самых примечательных человеческих документов, когда—либо увидевших свет, и было бы очень хорошо, если бы удалось найти профессионального издателя, который опубликовал бы его в форме книги. Автор рукописи утверждает, что она была замужем за ангелом, и подробно развивает философию, связанную с этим заявлением. Она исключительно образованна <…> Эта книга бесценна для любого исследователя оккультных материй. Ни одна магическая библиотека без нее не будет полна».

Исследователь Теодор Шредер отредактировал рукопись и издал её в психологическом журнале, где она и привлекла внимание Кроули. Шредер утверждает, что между 1889 и 1891 гг. Ида поддерживала «незаконные» сексуальные отношения сразу с двумя разными мужчинами (то есть занималась сексом с мужчинами, с которыми не состояла в браке). Первый из них был младше нее и, судя по всему, хорошим любовником не являлся. Второй, упоминаемый как бывший священнослужитель и «митиск-еретик» был, кажется, наоборот старше и, кроме того, хорошо подкован в технике кареццы, подразумевающей способность воздерживаться от эякуляции. Его способности в сексуальной сфере привели Крэддок к доселе неизведанным высотам любовного экстаза – особенно по контрасту с другим любовником, который занимался сексом «обычным» конвенциональным способом.

Для воспитанной в атмосфере сторогости Иды это открытие стало ни много ни мало божественным откровением. Она принялась изучать эзотерическую сексуальность, сочетая обширные знания по мифологии и фольклору с разнообразными источниками оккультного происхождения, включая П.Б. Рэндольфа и Алису Банкер Стокхэм.

В своем обширном труде «Лунный и сексуальный культ», посвященном религиозной сексуальности, Ида утверждает, что

«луна была более древним божеством, чем солнце, и поэтому главенствовала над солнечным богом, который, будучи объектом более позднего культа, мог восторжествовать лишь после того, как она уступила ему место».

Эта теория примечательно схожа с описаниями эонов Исиды и Осириса в работах Кроули. Развивая свою аргументацию, Ида ссылается на огромное множество источников — ассирийские, вавилонские, индийские, ирландские, греческие, скандинавские, еврейские, христианские, исламские, китайские, египетские африканские… В общей сложности это рассуждение занимает более 100 машинописных страниц стандартного формата. В другой своей работе, «Сексуальный культ (продолжение)», Ида утверждает, что символ креста — играющий важную роль не только в христианстве, но и во всевозможных культурах и религиях мира, — в основе своей является символом сексуального единения и повсеместно распространенное поклонение ему свидетельствует о том, что в основе всех религий лежит универсальный сексуальный инстинкт.

Особый интерес с точки зрения О.Т.О. представляет статья под названием «Духовный брак», поскольку в ней описывается трехступенчатая система посвящения, осуществляемого сексуальными методами. Первая степень, которую Ида называет «альфаизм», рассчитана на развитие самоконтроля. В частности, на ней «запрещены все половые союзы, не ставящие своей целью зачатие ребенка». На второй степени («дианизм») «половой союз осуществляется с абсолютным самоконтролем и устремлением к высшему». Эта цель достигается в два этапа: сначала мужчина учится откладывать момент эякуляции и продлевать половой акт на сколь угодно долгий срок, а затем осваивает способность испытывать блаженство оргазма без эякуляции. Схожие практики самоконтроля описываются и для женщин. Наконец, на третьей степени достигается «общение с Божеством как третьим участником супружеского союза». Эта ступень тоже подразделяется на два этапа: на первом каждый из партнеров должен устремляться во время сексуального экстаза к общению с «Великим Мыслителем», а на втором обретается состояние радости, которое оба партнера полностью разделяют с этим «Великим Мыслителем». Вспоминаются слова Нуит из «Книги Закона»: «Я — над вами и в вас. Мое блаженство — в вашем. Радость моя — видеть вашу радость».

Впоследствии посвященный О.Т.О. Луис Т. Каллинг описал в своей «Сексуальной магии» некоторые методы, изложенные в «Духовном браке» Иды Крэддок.

Второй любовник Иды случайно оказался еще и главой Национальной Либеральной Лиги, организации на рубеже веков непосредственно связанной с движением Свободная Мысль. Ида подвизалась секретарем Лиги и быстро втянулас в дело продвижения социальных реформ через освобождение от репрессивных моральных кодексов и структур. Больше всего она хотела привлечь внимание к положению замужних женщин Америки, которые чаще всего были лишены полной меры супружеских радостей или, еще того хуже, страдали от своих мужей, ни в малейшей степени не заботящихся о чувствах или нуждых спутниц своей жизни, когда дело доходило до секса. Ида была убеждена, что во многих грехах общества следует винить именно невежество относительно основополагающих фактов человеческой сексуальности. Она ездила в Чикаго, Вашингтон, Филадельфию, Денвер и Нью-Йорк с лекциями под такими названиями: «Следы сексуального культа в христианстве и язычества» и «Что христианство сделало с супружскими отношениями». Она также написала серию памфлетов, представляющих собой, по сути, учебники по браку: «Брачная Ночь», «Супружеские отношения» и «Правильная жизнь в браке». О своем собственном сексуальном опыте Крэддок напрямую написала в «Небесных женихах» в 1894 году. В этой книге она признает, что обладает сексуальным опытом, и настаивает, что замужем, но не за человеком, а за ангелом по имени Соф, который посещает её по ночам для занятий любовью и ведет к просветлению, преподавая богодухновенную систему сексуального посвящения, раскрываемую в следующей её книге под названием «Духовный брак».

По стандартам того времени книги Иды Крэддок расценивались как непристойные. Их распространение влекло за собой конфликты с властями, причем инициатором скандалов нередко становилась сама Крэддок. Она пять раз попадала в тюрьму на срок вплоть до нескольких месяцев, а также была временно помещена в Пенсильванскую лечебницу для умалишенных.

Конфликт Иды с пуританской общественностью разразился в 1893 году, когда она посетила некое представление на Всемирной Американской Выставке в Чикаго. Шоу называлось «Танец живота» и впервые знакомило Америку с этим искусством. Естественно, оно стало очень популярным, что привлекло внимание Энтони Комстока, основателя самопровозглашенной группы полиции нравов, именуемой «Общество по искоренению порока». Комсток потребовал, чтобы шоу немедленно закрыли. Крэддок же, посмотрев шоу, решила, что «непристойные извивания» танцовщицы суть выражение сексуального самоконтроля и в таковом качестве должны быть поощеряемы и преподаваемы замужним женщинам в целях общего улучшения половой жизни. В итоге, Ида написала статью в защиту шоу и опубликовала её в журнале «Зе Уорлд». Комсток немедленно обрушился на материал, объявиви его неприличным и призывая к запрету его распространения через почтовую службу США.

В 1894 году мать Иды предприняла попытку упечь дочь в психиатрическую лечебницу. В случае успеха она обещала сжечь все Идины дневники и рукописи. Это заставило Иду в 1895 году отослать все свои бумаги английскому журнальному издателю по имени У.Т. Стид. В какой-то момент в 1898 году враги все таки сумели заключить Иду в Пенсильванскую лечебницу для умалишенных, но через три месяца ее выпустили, даже не представив дело о законном её объявлении сумасшедшей в суд. Тем временем, Комсток объявил Крэддок личную вендетту и задался целью отдать её под суд за распространение материалов непристойного характера. Первая попытка случилась в 1899 году, когда Иду арестовали и судили за рассылку по почте её памфлета «Правильная жизнь в браке». Она не попала в тюрьиу только потому, что прославленный криминальный юрист и защитник свободы слова Кларенс Дарроу внес за неё залог.

Вскоре после этого Ида вторглась на поле Комстока – переехала в Нью-Йорк, где продолжила свою деятельность. Судя по всему, она сознательно хоетла бросить Комстоку вызов, как сама же о том писала : «У меня такое чувство, что божественный промысел и в самом деле привел меня сюда, в Нью-Йорк, чтобы встретиться с этим злым и развращенным человеком, Комстоком, в суде открыто». 5 марта 1902 года её арестовали за рассылку «Брачной ночи» по почте, согласно закону о непристойном поведении. Судья отказался дать присяженным хотя бы посмотреть на оскорбительный документ, назвав его «неописуемо непристойным». Жюри приняло его слово на веру и признало Крэддок виновной. Её приговорили к трем месяцам в нью-йоркской исправительной тюрьме, где ей пришлось столкнуться с жестоким обращением и бесчеловечными условиями. От защитников свободы слова, издателей, врачей  клиентов поступали многочисленные ноты поддержки, но все напрасно. После выхода из тюрьмы ее немедленно снова арестовали за нарушение федерального «закона Комстока», запрещающего рассылку по почте непристойных материалов. Ей предложили избежать тюремного заключения, признав себя умалишенной. Она отказалась. Утром в день вынесения приговора Ида покончила с собой, перерезав вены и надышавшись природным газом. Она оставила открытое письмо к общественности, в котором открыто обвиняла Комстока в своей смерти. В конце концов, дурная слава, причиной которой стала тарвля и самоубийство Крэддок, положила начало закату «Общества по искоренению порока»,  и влияние Комстока стало неуклонно угасать.

Где-то через десять лет после кончины Крэддок Теодор Шредер, защитник свободы слова из Нью-Йорка, принялся изучать её жизнь и сумел найти и собрать огромное количество ее писем, дневников, рукописей и печатных материалов, с которыми Алистер Кроули смог ознакомиться, списавшись со Шредером через общего друга. В какой-то момент Кроули даже предлагал произвести Шредера в VII степень О.Т.О, так как тот высказал желание получить кое-какие «тайные документы», которые Кроули никак не мог ему предоставить иначе, как связав клятвой молчания.

Несомненно, знакомство с творческим наследием Иды Крэддок важно для современных исследователей и практиков маги, ведь благодаря таким людям, как она, сексуальную магию стали воспринимать как неотъемлемую часть западной эзотерической традиции, заслуживающую серьезного изучения.

 

В качестве источника были использованы материалы книги «Сексуальная магия» издательства «Ганга» 2012 г. В книгу вошли работы по сексуальной магии Иды Крэддок и Паскаля Беверли Рэндольфа. Переводчик – Алексей Осипов, редактор – Анна Блейз.

© Анна Блейз

Редактор Sr. Kami

© Thelema.RU