Дональд Тайсон.

 

Роберт Коттон покупает библиотеку

После смерти Ди в 1608 году, его библиотека была продана антиквару - сэру Роберту Брюсу Коттону (1570-1631). Коттон также приобрел, по крайней мере, часть магического инвентаря Ди, включая его магический стол, один из кристаллов, и печати из воска, которые поддерживали кристаллы и ножки стола. Некоторые из этих предметов впоследствии попали в Британский Музей как "Библиотека Касабона". Кристалл был приобретен Британским Музеем в более поздние годы. Стол все еще существовал в дни Мерика Касабона. Гравюра на крышке стола, изображенная в A True and Faithful Relation (Истинное и Правдивое Сообщение), была скопирована с оригинала. Но с тех пор стол куда-то исчез.

История расшифровки стенограмм Ангельских бесед любопытна, так как она подтверждает почти сверхъестественное выживание части рукописей. Приобретенная Коттоном часть Liber Mysterium пересказывается у Касабона в работе под названием A True and Faithful Relation. Записи охватывают период с 28 мая 1583 года по 2 апреля 1587 года, со все более и более растущими временными интервалами между ними. Они возобновляются снова в 1607 году с 20 марта и до 7 сентября. В течение этого последнего периода, Ди полагался на услуги Бартоломью Хикмена, способности которого, как визионера, оказались гораздо ниже, чем у Келли. Записи 1607 года не содержат ничего ценного. Промежуток времени между последней сессией с Келли и первой зарегистрированной сессией с Хикменом назван Касабоном "бездна или пауза".

Относительно расшифровок стенограмм, которые были изданы Касабоном, Джон Обри написал: изданные материалы включают не более третей части тех книг, что хранились в библиотеке сэра Роберта Коттона; очень много записей погибли, когда их прятали в землю".

Захороненные в земле

Версия о том, что магические книги Ди были спрятаны в земле, чтобы предотвратить их раннее обнаружение, очень романтична, но кажется слишком неправдоподобной, чтобы принимать ее всерьез. Более вероятно, что остатки земли на рукописях появились в результате их небрежного хранения еще до того, как Коттон приобрел записи. Однако, возможно, что Ди или его старший сын, Артур (1579-1651) все же использовали эту чрезвычайную меру предосторожности, чтобы сохранить беседы с Ангелами втайне. Артур был весьма огорчен появлением книги Касабона, изданной за восемь лет до его смерти. Это раздражение не имело никакого отношения к содержанию книги, так как сам Артур проводил оккультные и алхимические эксперименты. Однако он не хотел, чтобы учение Ангелов связывали с именем его отца. Некоторые из потерянных дневников Ди и других бумаг перешли в руки Артура. Очевидно, он старательно искал любые наставления Ди, которые бы могли дать ключ к правильному использованию енохианской системы.

Ричард Диакон в своей книге "Джон Ди: Ученый, географ, астролог и тайный агент Елизаветы I" (Лондон, 1968) пишет:

"Артур провел много времени, пытаясь найти утраченные рукописи отца, которые, как предполагалось, были рассеяны по городам, в которых побывал Ди: в Праге, Риме, Брюсселе и Амстердаме".

После смерти Артура,

"его примечания и любые рукописи, принадлежащие его отцу, кажется, разошлись среди его многочисленных детей и, если бы информация не появлялась странным образом то здесь, то там, знания были бы потеряны для потомков".

Тайник в ларце Джона Ди

То, что стенограммы бесед с Ангелами, которые происходили до 28 мая 1583 года, сохранились, - более чем примечательно. Касабон ничего не знал об их существовании. Через тринадцать лет после публикации A Thie and Faithful Relation, более ранние бумаги попали в руки антиквара Элиаса Эшмола. Эшмол, который был известен в Лондоне как коллекционер старых рукописей, обменял их на книгу у одного из тюремщиков лондонского Тауэра, который в свою очередь забрал их у своей жены.

Старый ларец "с очень хорошим замком и петлями изумительной работы" был куплен женой тюремщика в магазине. Прежде он принадлежал хирургу Джону Вудварду, который, вероятно, купил его при распродаже состояния Ди в 1609 году. Жена хранила ларец в течение двадцати лет, не замечая чего-либо странного в нем. Но однажды, перенося ларец на другое место, она услышала постукивание внутри него. Ее муж удалил основание ларца и обнаружил в нем большой секретный ящик, наполненный бумагами и четками бусин оливкового дерева с крестом, из-за которого и возник стук.

Бумаги Ди охватывали беседы с Ангелами с 22 декабря 1581 года и до начала записей, описанных в книге Касабона. Они также содержали рукописи 48 Claves Angelicae, De Heptarchia Mystica и Liber Scientiae Auxiliis et Victoriae Terrestris, - поистине, необыкновенное сокровище. Так как часть бумаг была написана на латыни, а остальные - довольно неразборчивым подчерком Ди, тюремщик Тауэра, вероятно, не усмотрел в бумагах большой ценности. Зато Эшмол, конечно, был в восторге.

Первые ученые, взявшиеся за изучение бумаг Ди

Благодаря академическим предосторожностям Коттона и Эшмола, эти рукописи выжили по сей день. Эшмол приложил значительные усилия, пытаясь понять систему енохианской магии. Он серьезно изучал дневники как средство контакта с Ангелами. Возможно, Эшмол даже пытался повторять Ангельские эксперименты.

Время от времени другие ученые с оккультными склонностями пытались разобрать стенограммы. В Британской Библиотеке имеется интересная рукопись о столе Еноха, Harley 6482. Это - часть большой магической рабочей книги (Harley 6481-6), приписанная алхимику и магу семнадцатого века Томасу Радду, который опубликовал известное предисловие Ди к "Элементам Геометрии" Евклида в 1651 году.

Енохианская магия в Золотой Заре

После недолгого возрождения енохианской магии, имевшего место в середине семнадцатого столетия, кажется, не было ни одной серьезной попытки понять и практиковать учение Ангелов, вплоть до начинаний Герметического Ордена Золотой Зари. То было тайное викторианское общество, посвященное практике ритуальной магии. Золотая Заря была основана в Лондоне в 1887 тремя вольными каменщиками, решившими возродить интеллектуальную магию времен Ренессанса и создать истинное розенкрейцерское общество.

Один из его основателей, Макгрегор Мазерс (1854-1918), в молодости потратил много лет, разбираясь в грудах пыльных рукописей из библиотеки Британского Музея, где хранились многие труды Ди. Он, несомненно, читал некоторые из Ангельских бесед в их первоначальной форме, но, кажется, основывает свою личную систему енохианской магии на А True and Faithful Relation. В енохианской системе Золотой Зари нет упоминаний о материалах работы Ди Heptarchia Mystica, составленной на основе Ангельской доктрины, полученной до того, как появились материалы, на которых основывается книга Касабона.

Енохианская система Золотой Зари почти полностью заключается в Больших Квадратах четырех Сторожевых Башен и сорока восьми Ключах или Воззваниях. Мазерс был достаточно проницателен, чтобы обратить внимание на Квадраты, но у него нет никаких упоминаний о духах из Тридцати Этиров, или девяносто одном географическом гении, которые управляют различными областями мира. Поэтому, енохианская система Золотой Зари - это только часть системы, полученной Ди и Келли от Ангелов.

Мазерс оказался способен выяснить и добавить много новых деталей относительно Сторожевых Башен, о которых в Ангельских текстах не говорится внятно. В магии Золотой Зари Сторожевые Башни явно связаны с цветами, знаками Зодиака, направлениями, буквами Тетраграмматона, и магическими Элементами. Эти соответствия имеют огромную ценность в практических ритуалах, использующих силы Сторожевых Башен. Мазерс (или один из его партнеров) связал Ключи с различными частями Большого Квадрата, и с духами, расположенными в его частях, так, чтобы произнесение определенного Ключа вызывало совершенно определенного духа.

Алистер Кроули

Одним из наиболее молодых членов Золотой Зари был Алистер Кроули (1875-1947). Мы знаем его как наиболее известного мага двадцатого столетия. Кроули жадно поглощал магические знания Золотой Зари. В особенности его интересовала магия темной стороны - гоетия. Его наставник в Золотой Заре, Аллан Беннет, пытался удержать его от этой части магического знания, но Кроули не принимал его слова во внимание. Эта увлечение злом, вместе с богемными привычками, сделали Кроули непопулярным среди консервативных руководителей ордена. В конечном счете, Кроули ушел из Золотой Зари, но использовал ее теорию и практику до конца жизни. Больше, чем любым другим аспектом магии Золотой Зари, он был очарован енохианским языком и Ключами к Сторожевым Башням. Кроули рассматривал себя как перевоплощение Эдварда Келли, и до некоторой степени, был также способен к ясновидению...

Великий Зверь отпирает врата

Если, как постулировалось ранее, енохианская магия была дана Ангелами, как катализатор Апокалипсиса, то интересно обратить внимание на то, что основной реальный практик этой магии твердо верил, что он был Великим Зверем Откровения. После оставления Золотого Зари, Кроули продолжил создавать собственный оккультный миф. Он видел себя как вестник нового Эона Гора, который, как он верил, начался в апреле 1904 года, с получением им Книги Закона, продиктованной его Ангелом-хранителем, Айвассом.

Ангел-хранитель Кроули отводит ему роль, подобную той, которую Ангелы отвели Джону Ди. Кроули стал и священным писцом и пророком бога Ра-Хор-Хуита (Гора). Необходимо было записать высказывания Бога и распространять их в мире с помощью Книги Закона.

Эон Гора может быть понят в том же ключе, что и астрологическая Эра Водолея. Много древних культур делят время на циклический ряд Эонов, каждый из которых имеет свои уникальные характеристики. Для примера, согласно Каббале, мы живем в веке Гебура, который характеризуется Суровостью и Воинственностью. Следующий Эон будет Веком Тифарет, временем гармонии и мира. В личном мифе Кроули, наступающий Эон Гора вытеснил старый Эон Осириса, египетского бога смерти и возрождения, которого Кроули связывал с Иисусом Христом.

Имеются некоторые параллели между Книгой Закона Кроули и Ключами Ди. Эон Гора состоит из борьбы, войн и разрушения, также как и время Апокалипсиса. И Книга Закона, и Тридцать Этиров содержат в себе идею разрушения прошлого из-за будущих катаклизмов. Оба писания восхваляют силу и поддержание ее господства, связывая это с законом причин и следствий.

Енохианская магия в современном мире

Множество современных групп, практикующих ритуальную магию, произошли от Золотой Зари (непосредственно или через Кроули) и широко используют енохианскую магию.

 

В последние десятилетия енохианская магия переживает возрождение. Все чаще писания Ди находят отражение в популярных книгах по ритуальной магии. Этот процесс замедлен и сопровождается частыми неудачами, в данный момент не существует единственного источника, который бы содержал полные сведения по енохиане с многочисленными переводами с латыни на язык оригинала. Тем не менее, в последнее время появилось достаточно материала, чтобы маг мог использовать енохианскую систему в своих ритуалах без каких-либо затруднений.

 

Изложено по книге Donald Tyson. Enochian Magic for Beginners. 1997.

© Перевод Frater Ares

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.