Олег Барабанов1.

 

В политической истории Европы раннего нового времени большое место принадлежит Джону Ди (John Dee, 1527–1608) – известному английскому мыслителю, географу и математику. С именем Ди связывают разработку новой имперской идеологии, легшей в основу позднейших колониальных империй, представления об особом предназначении Нового Света, а также попытку соединить магию с мировой политикой.

Джон Ди долгое время был доверенным лицом английской королевы Елизаветы I. С одной стороны он готовил для нее астрологические прогнозы, а с другой стороны был непосредственно вовлечен в тайную внешнюю политику Елизаветы как в отношениях с Францией, так и в начавшейся борьбе за колонии с Испанией. Интересно, что свои секретные сообщения королеве Ди подписывал псевдонимом "007".

Именно Джону Ди принадлежит появление самого термина "Британская империя" и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире2. В 1577–78 гг. он разрабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Ди понимал совокупность Британии и ее колоний3. Также Ди подчеркивал важность переселения англичан в колонии и соответствующей миграционной политики государства. Ди подчеркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времен сотворения мира и может стать всеобщей монархией4.

Поэтому Ди открыто сопоставил нарождающуюся Британскую империю и с христианским идеалом "мистического универсального града", объединяющего всю землю, и "космополитическим правительством" для управления им. Таким образом, Ди сразу же придавал Британской империи всемирный, глобальный характер. Говорил он в этой связи и о концепции "гражданина мира", о космополитизме в рамках империи5. А это приводило к воспитанию имперского чувства и у самих англичан.

Свою имперскую концепцию Ди рассматривал в контексте общего мистического единства мира. В поисках символических "ключей" к пониманию этого единства и преломлению его в т.ч. в реальной мировой политике, Ди написал, может быть, свой самый известный трактат "Иероглифическая монада".

Важнейшей задачей на пути к созданию империи Ди считал открытие англичанами новых навигационных маршрутов и колонизацию вновь открываемых территорий. Он подробно изучал древние карты мира, детально занимался географией, был знаком с ведущими картографами той эпохи Герардом Меркатором и Абрахамом Ортелиусом.

Все это сделало Ди консультантом британских навигационных проектов. Он был привлечен к составлению маршрута первого английского кругосветного плавания, совершенного Фрэнсисом Дрейком в 1577–80 гг. Также Джон Ди был одним из главных разработчиков т.н. Северо-Западного пути – прохода из Англии в Тихий океан вдоль северного побережья Канады. Ди готовил описание Гренландии и Канады для экспедиций Мартина Фробишера в 1570–е гг., пытавшегося (впрочем, неудачно) пройти этим путем. Идею Северо-Западного пути Ди неоднократно обсуждал и с самой королевой Елизаветой I, и с ее ведущими сановниками, в частности с госсекретарем Фрэнсисом Уолсингэмом6.

Помимо практических выгод Ди подчеркивал и мистическое значение присоединения к Британской империи территорий Нового Света (главным образом, Гренландии и Америки)7, рассматривая их как новую землю обетованную, как достигнутые "острова блаженных" из средневековых мифов. Истоки идей о своего рода "Америке духа", позднее распространившиеся в пуританских кругах, во-многом берут свое начало в работах Джона Ди.

Важный акцент делал Ди и на том, что первым завоевателем островов вокруг Гренландии легенды называли еще короля Артура и его рыцарей Круглого Стола, странствовавших по миру в поисках Святого Грааля8. А поскольку Артур был английским королем, то именно Англии и принадлежит право распоряжения Новым Светом.

Одновременно с этим Ди разрабатывал и Северо-Восточный путь – дорогу в Китай через Северный Ледовитый океан и связанные с этим торговые контакты англичан с Россией. В 1570–80-е гг. он взаимодействовал с "Московской компанией" (Muscovy Company), специально учрежденной англичанами в 1555 г. для торговли с Россией, и готовил по ее заказу морские карты и возможные пути навигации. Встречался Ди и с Ричардом Ли9, который позднее, в 1600 г., стал официальным посланником Елизаветы I в России, плававшим через Архангельск на переговоры с делегацией царя Бориса Годунова. На них Ли, впрочем, безуспешно, пытался убедить царя разрешить англичанам торговлю с Персией через Россию.

Начиная с 1581 г. Ди проводил регулярные магические ритуалы вызывания ангелов в хрустальном камне. Для этого он пользовался услугами медиумов – сначала Барнабы Саула, а затем в течение долгого времени – Эдварда Келли. Об этих ритуалах Ди оставил подробные записи в своем дневнике.

Из разговоров с ангелами Ди получил подтверждение собственного высшего предназначения для познания тайн мира. Так, 11 марта 1582 г. архангел Уриэль сказал ему: "Иди вперед: Бог благословил тебя ... Весь мир начинается с твоих деяний ... Ангелы в моей власти будут в твоем распоряжении"10. Через несколько дней (14 марта 1582 г.) архангел Михаил показал Ди магическое Кольцо власти над миром (меч архангела внезапно стал огненным, и из этого пламени появилось Кольцо). Михаил заявил, что никто из людей вплоть до Ди не видел этого Кольца со времен древнееврейского царя Соломона, и что с магической помощью этого кольца Ди сможет получить всемирное могущество11. Помимо кольца власти ангелы передали Ди и священный Камень власти (магический кристалл для контактов с высшей силой), "самую сокровенную часть римского наследства". С этим Камнем, как сказал Джону Ди ангел Кармара, он превзойдет всех королей земли12. Этот Камень был передан в руки Ди ангелом, появившимся из западного (закатного) окна его комнаты, что послужило поводом для названия романа Густава Майринка о Ди - "Ангел западного окна". Отметим также, что в этой истории с получением священного Камня вполне очевидны и ассоциации со Святым Граалем.

В ходе таких сеансов ангелы открыли Джону Ди и особый язык, на котором высшие силы общались между собой и обращались к Богу. Технически, контакт Ди с ангелами происходил в мыслях его медиума, и медиум воспринимал высказывания ангелов на своем родном языке, по-английски. Также в этих видениях ангелы использовали для Ди буквы и фразы из древнееврейского и латыни13. Но 26 марта 1583 г. ангелы начали открывать Ди свой особый язык, передавая его буквы. Они особо подчеркнули, что ни один человек еще не понимал этот язык, кроме Адама до его грехопадения14.

Впрочем, несмотря на эту фразу, зафиксированную в дневнике Ди, его позднейшие комментаторы предполагают, что этот язык был изначальным всемирным языком людей, который исчез после описанного в Библии разрушения Вавилонской башни и появления разных человеческих языков. Также Ди предполагал, что на этом языке разговаривал с Богом библейский провидец Енох15. Поэтому сам язык получил в историографии название енохианского или ангельского.

Всего ангелы передали для Ди девятнадцать заклинаний на этом языке (около 250-ти слов). Изучавшие его современные лингвисты отметили, что начертание букв "ангельского" языка походило на буквы древнеэфиопского языка (ныне священного языка эфиопской церкви)16. Что касается лексики, то выделялись небольшие параллели с санскритом (древнеиндийским) и древнеегипетским языками, – т.е. одними из древнейших известных человеческих языков17. Отдельные слова имели много общего с ивритом, латынью, имелись и славянские корни. Джону Ди было также дано понять, что знание и использование этого языка дает человеку мистическую власть над миром.

В течение 1583–87 гг. Ди, убежденный, что с помощью ангельской силы можно оказывать влияние на реальную мировую политику, предлагал свои услуги ряду государей Европы. Императору Священной Римской Империи Рудольфу II он предложил с помощью ангельского вмешательства победить турок18. Польскому королю Стефану Баторию – укрепить положение Польши в мире19. Через ангелов он получал предсказания о будущем англо-испанских отношений, которые сообщал в письмах к английскому двору20.

В дневниках Ди сохранились свидетельства, что в этот период через английских купцов, возвращавшихся из России, к нему поступило предложение поступить на службу к русскому царю Федору Иоанновичу21. По отзывам этих купцов, царь ожидал от Ди консультаций не только по магии, но и по географии – для начавшегося русского освоения Севера и Сибири.

Естественно, можно по-разному относиться к свидетельствам Ди о его контактах с ангелами, об особой власти над миром, которую они могут даровать. Этому можно верить или нет. С исторической же точки зрения в любом случае необходимо подчеркнуть, что на фоне множества магов, астрологов, алхимиков, оккультистов, пытавшихся влиять на мировую политику, предложения Джона Ди представляются одними из наиболее целостных и оказавших значительное влияние на развитие политической мысли в Европе. Поэтому его деятельность заслуживает серьезного внимания.

Впрочем, в реальности предложения Ди соединить магию с мировой политикой не были востребованы ни в Англии, ни в континентальной Европе. В последние годы своей жизни он удалился от большой политики.

Источники:

Джон Ди. Иероглифическая монада. // Герметическая космогония. СПб: Азбука. 2003.
The Diaries of John Dee. / ed. by Edward Fenton. Charlbury: Day Books. 1998.
John Dee. Essential Readings. Berkeley: North Atlantic Books. 2003.

Литература:

N. H. Clulee. John Dee's Natural Philosophy: Between Science and Religion. London. 1988.
R. J. W.Evans. Rudolf II and his World: A Study in Intellectual History 1576–1612. Oxford. 1984.
P. French. John Dee: The World of an Elizabethan Magus. London. 1972.
D. C. Laycock. The Complete Enochian Dictionary. A Dictionary of the Angelic Language as Revealed to Dr John Dee and Edward Kelley. Boston: Weiser Books. 2001.
E. G. R. Taylor. Tudor Geography. London. 1930.
E. M. W. Tillyard. The Elizabethan World Picture. London. 1930.
L. Vinci. Gmicalzoma! An Enochian Dictionary. London – New York: Regency Press. 1976.
B. Wooley. The Queen's Conjuror. The Life and Magic of Dr Dee. London: Flamingo. 2002.
F. Yates. Theatre of the World. London – Chicago. 1969.
F. Yates. The Occult Phylosophy in the Elizabethan Age. London. 1979.

Художественная литература:

Г. Майринк. Ангел западного окна. М.: Ладомир. 2000.

 

© Thelema.RU

 


 

1 Олег Николаевич Барабанов – кандидат исторических наук, e-mail: olegbar@online.ru

2 См. об этом упоминание в дневниках Джона Ди: The Diaries of John Dee. P. 3.

3 "...this Albion, being now the greater portion of the British Empire" (J. Dee. General and Rare Memorials Pertaining to the Perfect Art of Navigation. // J.Dee.. Essential Readings. Berkeley: North Atlantic Books. 2003. P. 57).

4 "And I find that if this British Monarchy would hitherto have followed up the advantages which it has had continually, it might very well, before this, have surpassaed (in a just and godly way) any other particular Monarchy that ever was on Earth since Man's Creation"; "The British Monarchy has been capable of the greatest civil felicity that ever was among any other particular Monarchy in the whole world: yea, so incomparably so that it might have contended for the General Monarchy". (J. Dee. General and Rare Memorials Pertaining to the Perfect Art of Navigation. // J. Dee.. Essential Readings. Berkeley: North Atlantic Books. 2003. P. 58).

5 "... a purpose [of the British Empire] somewhat similar to that of a perfect Cosmographer: to find himself Cosmopolites: a Citizen and Member of the whole, and one and only Mystic City Universal, and so consequently to meditate on the Cosmopolitical Government thereof..." (J. Dee. General and Rare Memorials Pertaining to the Perfect Art of Navigation. // J. Dee.. Essential Readings. Berkeley: North Atlantic Books. 2003, P. 58).

6 См. напр.: The Diaries of John Dee. P. 52, 53.

7 См. напр.: The Diaries of John Dee. P. 2.

8 The Diaries of John Dee. P. 3: 30 июня 1578: "I told Mr Daniel Rogers that King Arthur and King Malgo both of them, did conquer Gelandium, lately called Friseland".

9 См. напр.: The Diaries of John Dee. P. 9, 53.

10 Go forward: God hath blessed thee

I will be thy guide
Thou shalt attin unto thy seekeing
The world begins with thy doings
Praise God
The angels under my power, shall be at thy commandment.

The Diaries of John Dee. P. 32.

11 Now Michael thrust out his right arm, with the sword... Then his sword did seem to cleave in two: and a great fire flamed out of it vehemently. Then he took a ring out of the flame of his sword... and said thus: "I will reveal thee this ring, which was never revealed since the death of Solomon, with whom I was present. This is it, wherewith all miracles and divine works and wonders wee wrought by Solomon. this is it, which philosophy dreameth of. Without this, thou shalt do nothing". (The Diaries of John Dee. P. 32–33). Интересно, что Кромвель также верил, что он обладает этим магическим кольцом царя Соломона, и это давало ему право на власть над миром. (См.: K.Thomas. Religion and Decline of Magic. London. 1971. Chapter 9).

12 "One thing is yet wanting. A meet receptacle. There is yet wanting a Stone. On there is, most excellent, hid in the secret of the depth, in the uttermost part of the Roman Possession... Thou shalt have it... It is sanctified. Thou shalt prevail with it, with kings, and with all creatures of the world: whose beauty shall be more worth than the kingdoms of the earth" (The Diaries of John Dee. P. 51).

13 Так, ангел Аннаэль писал для Ди заклинания на иврите ("He wrote in the Stone very much in Hebrew letters, and the letters seemed all transparent gold". The Diaries of John Dee. P. 22), а архангел Михаэль явил для Ди латинскую фразу "Angelus tuae professionis" (Я – ангел твоего исповедания, The Diaries of John Dee. P. 32.). Интересно, что ангел Мадими, явившись Ди в образе маленькой девочки, сказала ему, что она сейчас изучает греческий, арабский и сирийский языки ("Madimi said also that she was now learning of Greek and Arabic, and the Syrian tongue" (The Diaries... P. 94)).

14 Ангел произносит образную фразу: "The first excepted, no man ever was, is or shall ever understand this vessel" (The Diaries. P. 55).

15 The Diaries... P. 69: разговор Ди с ангелом Илем:

Dee: What language is that?
Il: A language taught in Paradise to Adam.
Dee: Be there any letters of that language yet extant among us mortal men?
Il: That there be.
Dee: Belike then, they were delivered from one to another by tradition. Or else Enoch his book or profecy doth or may seem to be written in the same langage.
Il: Before the Flood, the spirit of God was not utterly obscured in man. Their memories were greater, their understanding more clear, and their traditions most unsearcheable. Nothing remained of Enoch but might have been carried in a cart.

16 См. Donald C. Laycock. The Complete Enochian Dictionary. A Dictionary of the Angelic Language as Revealed to Dr John Dee and Edward Kelley. Boston. Weiser Books. 2001. P. 28.

17 Leo Vinci. Gmicalzoma! An Enochian Dictionary. London – New York. Regency Press. 1976. P. 12.

18 The Diaries... P. 143. Ди говорит императору во время аудиенции 3 сентября 1584 г: The Lord (Бог через сеансы с ангелами) hath made this covenant with me (be oath) that he will do and perform. If you will forsake your wickedness, and turn unto him, your Seat shall be the greatest that ever was, and the Devil shall become your prisoner: which Devil I did conjecture to be the Great Turk.

19 The Diaries... P. 180–181.

20 См. напр.: The Diaries... P. 79; 86–88, 217.

21 The Diaries... P. 204: 8 декабря 1586: Mr. Edward Garland came to me from the Emperor of Muscovia, according to the articles sent unto me by Thomas Simkinson. 19 декабря 1586: To please Master Edward Garland (who had beeen sent as a messenger from the Emperor of Muscovy to ask me to come to him) and his brother Francis, Edward Kelly made a public demonstration of the philosophers' stone in the proportion of one grain (no bigger than the least grain of sand) to 1 OZ and a 1/4 of common mercury and almost 1 OZ of the best gold was produces. Вышеупомянутые письма Симкинсона были опубликованы в: R. Hakluyt. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. London. 1907. Ди предлагалось 2000 фунтов в год (около 70 тыс. фунтов в сегодняшних ценах), в ходе поездки по России ему должен быть выделен торжественный кортеж в 500 лошадей, ему также обещали дать участок земли рядом с царскими владениями. Интересно, что сын Джона Ди Артур, ученый и врач, впоследствии действительно одно время находился на русской службе под именем Артемий Иванович Дий (См. N. A. Figurovski. The alchemist and physician Arthur Dee [Artemii Ivanovich Dii]. // Ambix. 1965. T.13. P. 35–51.)