Fr. LVX/NOX (Leigh Blackmore).

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СИМВОЛИЗМА С ДРЕВНОСТИ ДО НОВОГО ЭОНА ИЛИ "И" В ТРЕУГОЛЬНИКЕ.

См. стр. 53, «Eight Lectures on Yoga» касательно формулы йоги.

См. «Равноденствие» 3/10, стр 219 касательно мнения Ахада о том, что в ИАО "Хру оказывается простым Апофисом для тех, кто пытается вернуться или ретроградировать".

Часть 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ

А. Введение: Что есть Магическая Формула?

Лон Майло Дюкетт даёт удобное и простое определение:

Магическая формула А.·.А.·. является состоянием осознанного космологического факта или теории. Это просто, как аксиома:
Люби своего соседа, как самого себя. Ешь по яблоку каждый день и живи без врачей.
Она может быть утверждением или набором символов, раскрывающих механизм закона природы: Что вверху, то и внизу. Всё есть страдание. Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей. E=MC2. YHVH. INRI. AUM.
Её можно выразить также одним словом, являющимся формулой целой эпохи: TAO; ANATTA; IAO; Телема. (Дюкетт, стр. 6)

В этом документе мы предположим, что ИАО (как она используется в Телеме) является формулой, объединяющей "набор символов, раскрывающих механизм". Это формула, скрывающая в своих трёх символах различные аспекты Великой Работы и несущая в себе сумму (иероглиф) сути Высочайшего - то есть, последней цели ученика духовного.

Однако есть загвоздка: эта формула совсем не проста к определению; в этой работе отображаются исторические течения и различные методы магического использования формулы, и ею мы рассчитываем создать почву для дальнейшего размышления и разработки проверяемых и возможных соотношений формулы. Особо аккуратно мы подойдём к обсуждению формулы в контексте Liber XV, Гностической Мессы. Поскольку значения телемитских символов раскрываются в О.Т.О. последовательно в ходе посвящений, трактовки отдельных лиц будут скорее всего отражать лишь те внутренние наблюдения и открытия, которые относятся к степени, к которой человек принадлежит.

Тем не менее, при взгляде на примеры использования ИАО в разных текстуальных окружениях, можно достичь некоторого понимания. В Книге 4, часть III, глава 9, "О молчании, секретности и варварских именах воззвания" Кроули пишет, что ИАО является высшим словом из существующих и объемлет целиком формулу призываемого Бога (как и Тетраграмматон или Абрахадабра) (см. Кн. 4 стр. 189). Учитывая это, мы можем понять, пусть даже примерно, природу призываемого Божества. Связь ассоциаций есть способ постижения любой магической формулы.

Должно быть, большинство из тех, кто участвует в Гностической Мессе в современной Гностической Католической Церкви (E.G.C.) скорее всего, знают, что ИАО был изначально божеством гностиков, но могут не знать о том, сколь обширны, как в теории, так и в практике, функции ИАО в иных телемитских ритуалах. Лично меня вопрос заинтересовал в ходе участия в Гностических Мессах в роли Дьякона, а также Жреца – мне было интересно знать, какие энергии должно пробуждать «во имя ИАО».

Эта работа начинается с исторического гностического контекста и проходит всю дорожку до современности (где этимологические данные уже достаточно известны), после чего анализируются различные варианты применения формулы с точки зрения нескольких эзотерических традиций (алхимия, Енохиана и т.п). Эти исследования уже вынужденно оказываются несколько гипотетическими.

Работа предполагает некоторое знакомство читателя с сутью телемитской магии. Однако, аргументируя тот или иной пункт, я разумно широко прибегаю к цитированию разных авторов, Кроули в частности. В библиографии содержатся точные указания для дальнейшего изучения, которые, я думаю, буду полезны как для посвященных, так и для непосвященных.

Б. Гностические Школы

Гностические школы были довольно немногочисленными группами философских и порой организованных религиозных систем, носивших следы различных влияний индийского буддизма, персидского зороастризма и греко-римской философии. Они получили распространение в первых веках до н.э. и продолжали в некоторых случаях существовать как организованные системы и философские концепции, не только оказавшие влияние на развитие классического иудаизма, христианства и ислама, но и перешедшие в нынешние времена, и включённые в такие религиозные движения, как Розенкрейцерство, Христианская Наука и современные Гностические Церкви. Говоря о передаче гностического течения, мы должны чётко различать передачу гнозиса (означающего «знание») и передачу гностицизма. Значимость этого станет очевидной позже в ходе обсуждения Мессы, что в некотором роде поднимает вопрос о том, насколько же «гностической» является Гностическая Месса.

В. Гностическая, Греко-египетская и герметическая формулы ИАО.

В Тайной Книге Иоанна (из документов, называемых «апокрифические деяния апостолов», автор и составитель неизвестны, датируются около 180 и 350 гг. е.v.) Иао упоминается как имя демона в образе змеи с семью головами. Этот демон является четвертым из семи демонов, созданных Иалдабаофом, творением или отпрыском Мудрости.

Каждый из этих демонов, по-видимому, соответствует дню недели и планете. Блаватская, цитируя отчёт Оригена о египетских гностических атрибутах, соотносит их так: Адонаи (Солнце), Иао (гении Луны), Элои (Юпитер), Сабао (Марс), Ораи (Венера), Астафои (Меркурий) и, наконец, иалдабаоф (Сатурн). Иао соответствует силе Владычества. Отметьте лунную атрибуцию ИАО, в дальнейшем он в основном соотносится с Солнцем.[1]

Параллели между этой семеричной (гептархической) концепцией Иао и текстом из Апокалипсиса о Звере с семью головами- также весьма плодотворная почва для исследования. См. особенно: «Книга Лжей», гл. 49, «Уарата в цвету».[2]

Св. Иреней Лионский (около 130-200 e.v.) в своей работе «Против Ересей», где он собрал воедино всё, что известно о гностических верованиях, называет Иао вторым из семи демонов. Он был знаком с другой версией Тайной Книги Иоанна, отличающейся от версии, дошедшей до нас (другой раннехристианский автор, Св. Эпифаний из Саламиса (около 315-403 e.v) в подобной работе (Панарион), напротив, называет Иао управителем первых из семи небес).[3]

Далее Ириней сообщает, что каждый из семи демонических существ или божеств (известных как священный септет) выбрали своего вестника, дабы восславлять его и объявлять о том, что именно оно было Богом меж Евреев. Иао принадлежат в этой иерархии пророков Самуил, Нафан, Иона и Михей.

Дэвид Гoдвин (David Godwin) (Свет в Расширении: 119 и далее) описывает «Гностический Ритуал Саморазвития», построенный на психологической мифологической структуре Апокрифа Иоанна. В нём Иао является планетарным Архонтом, относящимся к Солнцу, и в этом контексте он представляет ложный и недостойный авторитет, в частности, собственное эго, хотя здесь оно экстернализировано и объективировано. У него нет как таковой головы, на месте неё извиваются семь шипящих змей, достойная аналогия обычному состоянию фрагментации сознания.

В диаграмме, называемой «Диаграммы горы Ливан», представляющей Древо Жизни по системе гностических офитов[4] ИАО соотносится с Хохмой (Мудростью), второй каббалистической эманацией на принятом Каббалистическом Древе Жизни. В некоторых офитских документах, однако, ИАО показан как дух, соответствующий Йесод, сфире, которой управляет Луна. В магической традиции Аурум Солис Иао также ассоциируется с Луной (Годвин, 210).

Блаватская даёт очень сложную этимологию, которая слишком длинна, чтобы быть описанной здесь (Блаватская, Разоблачённая Изида, 298), в ней в общих словах говорится о том, как имя ИАО постоянно оказывалось спутанным с Яхве.

«Однако имя ИАО не произошло от Иудеев и никогда не являлось их собственностью».

Далее она прослеживает его историю до мистического имени семитов, которое было сообщено Моисею при посвящении на Хоребе. В древней религии халдеев (Южный Вавилон), следы которой встречаются у неоплатоников, высшее божество, восседающее на троне над семью небесами, представляющий Духовный Изначальный Свет…

тоже носит имя Иаў, которое, как и еврейское Йаха, было таинственным и непроизносимым, и сообщалось только посвящённым. У финикийцев был Верховный Бог, обладавший трехбуквенным священным и тайным именем и звался он Иаў». (Разоблачённая Изида и Тайная Доктрина, стр 541).

ИАО обсуждается в «Пистис София», чрезвычайно ценном гностическом трактате, обычно приписываемом Валентину. В «Пистис София» I, VII читаем:

«Так сила малого Иао, находящегося посередине, и душа пророка Илии, они были помещены в тело Иоанна Крестителя».

Блаватская отмечает, что в других гностических контекстах ИАО далеко не «малый», а зовётся великим Правителем Середины, которого управители Эонов называют Великим ИАО, и этот очевидный дуализм довольно хорошо стыкуется с другими эзотерическими системами. Так что то, что кажется несоответствием в информации об ИАО, скорее является отражением бога обладающего многими аспектами.

Существует интересная деривационная идея об Иао в египетской антисемитской традиции, согласно которой бог, которому поклонялись иудеи должен был быть ослом, потому что они называли его (по-гречески) Иао (ср. Яху, Яхве), а на старом коптском слово, обозначавшее осла, звучало как «эйо» или «иао».[5][6]

В специальном выпуске «Red Flame», посвящённом Гностической Мессе имеется комментарий к греческим именам, использующимся в ней:

«IAO - это эллинизированная версия еврейской Тетраграммы. Однако есть и независимая этимологическая связь с Дыем (имя древнего индоевропейского бога неба), с греческими именами Зевс и Хаос, с латинским Deus. Каббалистически, оно относится к Тиферет: Божественное Имя Тиферет в мире Ацилут выглядит как YHVH ALH VDOTh, нотарикон которого даёт Y.A.V., что можно озвучить как IAO» (Red Flame p. 76).

Харгрейв Дженнингс (Hargrave Jennings) описывает некоторые гностические талисманы, на которых имя iao (со строчным омикроном), обычно вместе с именем Абраксас, нанесено вокруг разных символических фигур (см. стр. 181). Кеннет Грант и другие авторы после Дженнингса, включая Кроули, имеют обыкновение говорить об IAO как о «Высшем Боге гностиков». Мы видели в тексте Блаватской, что это возможно; однако Кроули воспринимает это как данность и доказательства почти не приводит. Есть и иные гностические божества, чьи имена появляются в телемитской магике, и чье значение было бы интересно изучить, например, Sabao, Abraxas (в Red Falme, на стр. 76 небольшой разбор «фона» имеет место, но IAO рассматривается как важнейшее гностическое божество).

IAO также появляется среди «варварских имён» в написанном искажённым греческим языком ритуале, из Предварительного Призвания Гоэтии (см. Легеметон, Малый Ключ Соломона), и в адаптации ритуала Призвания Нерождённого, использующегося в основном Золотой Зарёй. Поэтому оно также имеет большое значение в контексте «Liber Samekh» Кроули, где, например, варварское имя Aphen-IAF переводится как "ТЫ - СОКРОВИЩЕ IAO!", а SA-BA-FT переводится фразой, объединяющей “Hail IAO” с телемитскими богами Нюит, Хадитом, Ра-Гор-Хуитом и с Великим Зверем. Однако, полное исследование этого вопроса стало бы отдельной работой, включающей детальное рассмотрение схолии Кроули по этой теме (см. заметку 601 в Книге Четыре, где эта Формула рассматривается глубже с точки зрения Каббалы).

Согласно «Истории Магии» Элифаса Леви, IAO встречается в египетских священных календарях: «где, как известно, каждый месяц находился под покровительством трёх деканов или гениев десяти дней, где первый декан знака Льва представлен человеческой головой с семью лучами, телом с хвостом Скорпиона, а под подбородком у него расположен знак Стрельца. Под головой расположено имя IAO,- эта фигура носила имя Хнубис - египетское слово, означающее золото и свет». Здесь мы видим очевидную ассоциацию со сфирой Тиферет, о чём поговорим далее в тексте.

По греческой гематрии IAO равно 811, что эквивалентно (согласно Liber MCCLXIV (Греческая Каббала) Кирена Барри (Kieren Barry)) словам: игла, грудь, Аттис (прим.: Аттис был умирающим и воскресающим богом во Фригии, весьма почитаемым в Римской Империи), испускать газ (связь между Нефеш или животной природой и высшим – Корона в Мальхут, «Живёт ли Бог во псе?» и т.п.; сравните также с атрибуцией Луна/Йесод (Луна связана с инстинктами)), понимать, знать (гнозис!), «Да будет так» (Fiat лат.) - было бы интересно сравнить это с императивами из енохианских ключей. Кроули говорит, обсуждая Магический Девиз одного своего ученика:

«Fiat, с его гематрией 811 аналогичен IAO, поэтому FIAT YOD может читаться не только как «да будет» (или «да стану я»), но и как скрытый источник энергии Яхве». (Magick Without Tears: 13)

Дэвид Годвин (David Godwin) (стр. 236) даёт некоторые иные соответствия для 811: тессера (священный символ Aurum Solis) и asteres (звёзды).

Соответствия Таро

См. Также 777, где в таблице «Жизненной триады Таро» первыми указаны «Три Бога IAO», соответствующие Ату 0 (Святой Дух), Ату 1 (Посланник) и Ату 9 (Тайное Семя). Можно получить ценные дополнительные данные, изучив те главы Книги Тота, где обсуждаются указанные Ату, обычно называемые Дурак, Маг и Отшельник.

Г. IAO в системе магии Золотой Зари (как Иероглиф Великой Работы)

При открытии и закрытии Малого Ритуала Гексаграммы (МРГ) в начале производится анализ формулы INRI, затем призываются имена различных египетских божеств (и их зодиакальных/планетарных соответствий) следующей формулировкой:

Дева, Исида, Могущественная Мать
Скорпион, Апеп, Разрушитель
Солнце, Осирис Убиенный и Воскресший
Исида, Апеп, Осирис, IAO

А также мы выполняем, как предписано в «Книге О» соответствующие знаки +L.V.X., связанные с символизмом искупления – Осирис Убиенный - +, Исида Скорбящая - Свастика (L), Тифон (Апеп) - V, Трезубец и Осирис Воскресший – Пентаграмма (X).

Этот символизм взят из Церемонии Степени Младшего Адепта (5=6) Золотой Зари (ритуал целиком можно найти у Регарди, том 7, стр. 30-61). В этой церемонии IAO призывается в нескольких местах: в начале - в связи с объяснением идеи Мистической Горы Абиегнус (стр. 34); далее – в анализе Слова Пароля (стр. 36-37), и затем снова, в том месте, где великий мстящий Ангел HUA призывается «божественным именем IAO» (стр. 41).

Дюкетт, стр. 117:

«Латинизированная/христианская формула возрождения, INRI, считавшаяся Адептами Эона Осириса «новой, усовершенствованной» формулой современности скрывает в себе великие формулы египтян и гностиков (IAO)».

Кроули поясняет связь INRI и IAO (Книга Тота, стр. 276):

«INRI – надпись на Кресте, т.е. Йод, Нун, Реш, Йод, которые в небесах суть Дева, Девственная Мать, Исида; Скорпион, Дракон Апофис, Разрушитель; Солнце Осирис Убиенный и Воскресший. Инициалы этих трёх божеств дают более древнее имя Иеговы – IAO. Таким образом, посвящённые древности демонстрировали своё понимание того факта, что Вселенная совершенна во всем, пусть и требует некоторых манипуляций, однако, как объяснялось ранее, это учение рассчитано на более слабых братьев, страдающих от иллюзии несовершенства, оно позволяет им пройти их путь к бесконечному Свету».

В 777, кол. 187 (Магические Формулы) IAO:

INRI находится в строке 30, 200 по арабской алфавитной нумерации. «Типичные заболевания», соотносимые с ней (формулой) – Пресыщение.

Касательно символизма INRI см. также Rowe, Benjamin, A Modified Hexagram Ritual for Enochian Workings, © 1988, 1992.

Работа «Каббалистическая Догма» из «Собрания Сочинений №1» Кроули (написанного до 1905 года) описывает формулу IAO и её связь со знаками LVX как они употребляются в Золотой Заре; это основа ритуала МРГ, описанного в «Книге О». Кроули использует морфологический подход к формуле:

«”I” является Прямой или Срединным Столпом Храма Жизни, также обозначает Единство и Силы Рождения. “А” - это Пентаграмма, обозначающая Волю Человека, добивающегося Искупления. “О” есть Круг, из которого всё проявилось, а также Ничто и Женское начало, поглощающее мужское. Ход Формулы, таким образом, демонстрирует Путь от Жизни к нирване посредством Воли и является иероглифом Великой Работы <…> их инициалы дают священное Слово гностиков».[7]

Такое морфологическое объяснение ИО применимо, если в IAO не определено «А». Ещё одним пунктом дискуссии становится фактор «упущенной середины». Это тот самый третий терм, который многие учёные современности (начиная с 1920-х годов, с появлением понятия квантовой неопределённости) предполагают включить в аристотелевскую логику «и/или». Он соотносится с гегелевской идеей о тезисе/антитезе/синтезе. Например, математик фон Нойманн, предложивший в 1933 году обсуждение новых парадоксов квантовой механики в троичной логике «да/нет/может быть». Семантист Альфред Кожыбски (Alfred Korzybski): «да+нет+середина со многими вероятностями». В 1964 году математик Лофти Заде (Lofti Zadeh) изобрёл нечёткую логику (см. Роберт Антон Уилсон, Космический триггер, т. III). Всё это можно применить к срединному символу формулы IAO, однако давайте обойдёмся лишь упоминанием вскользь. Приходит на ум фраза «сердце Солнца и его тайна»… Галиан (Galian) обсуждает гегелевскую диалектику (стр. 50-51): «Проявление результатов видения равновесия зачастую не является ни первоначальной целью, ни результатом внутреннего противоречия – это слияние обоих. В философских понятиях это известно как гегелевская диалектика «тезис–антитеза–синтез». В магических понятиях Кроули освещает этот принцип через формулу IAO. «I» представляет египетскую богиню Исиду, олицетворяющую энергию, буйствующую в начале любого дела. Она символически связана с Нилом, представляет девственное состояние «материи». Далее следует буква «А», обозначающая Апофиса, иначе известного как Сет. Сет – обманщик. Это то время, когда энтузиазм и пыл начала сменяется унылой рутинной работой. Энергичный бросок силы Исиды наталкивается на инерцию сил Апофиса, олицетворяющего противодействие. В конце есть буква «О», представляющая египетского бога, мужа и брата Исиды, Осириса. Осирис был смертным Королём, убитым Сетом и восставшим затем из мёртвых. По воскрешении Осирис становится бессмертным Богом. Встретившись с противоречием или противодействующей силой, Осирис становится ещё более могущественным, чем когда он был Королём. Как Оби Ван сказал Дарту Вэйдеру в Звёздных Войнах «убей меня, и у меня будет столько силы, что ты себе и представить не сможешь». Подводя итог, когда мы видим только позитивное, мы игнорируем тайный факт того, что вселенная может неожиданно направить маятник в обратном направлении, разрушив нашу цель, если мы не сделаем что-нибудь в противовес ей. Решение не в том, чтобы объявлять войну Противодействующей Силе, изгонять её или сопротивляться ей, а в том, чтобы принять её и найти способ интегрировать в себе.

ЧАСТЬ 2: IAO В ТЕЛЕМИТСКОЙ МАГИИ

А. Как инвокация формулы Старого Эона

ПОЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЭОНОВ.

В работах Кроули IAO порой упоминается лишь в контексте староэонной формулы. Например, IAO обсуждается в работе «Мастер Терион: Биографическая заметка» (документ пера Кроули, опубликованный в Сердце Мастера), где оно обозначено как слово, произнесённое Дионисом (ср. слово Будды «АНАТТА», слово Лао Цзы «ДАО» и слово Мухаммада «АЛЛАХ»):

ибо задача Мага – произнесение нового Закона посредством одного Слова в котором заложена Формула Мудрости (стр. 19, пересмотренное издание О.Т.О., 1992).

IAO – «Сердце Мастера», стр. 39: IAO появляется в «Голосе Пеликана» – «IAO: всё живое – кровь Сердца Мастера: все звёзды пируют в Кущах сих, пребывая во Свете». На вершине треугольника – Гор/Совершенный Человек (свобода от полярности; в терминах Юнга «conjunctio oppositorum», высшее единство). Внизу слева Исида (физический человек) создаёт полюс с Осирисом (духовным человеком). Также, точки треугольника представляют Высшую Триаду; не забудьте также про Глаз в Треугольнике.

IAO это Слово Диониса – см. Сердце Мастера, стр 9.

Также и в «Книге Алеф», стр. 71:

«Кришна также обладает именами и формами неизреченными и неведомо мне его физическое Рождение. Ибо его формула происходит из глубокой Древности. Но слово его распространилось во многие Земли и теперь мы знаем его как INRI, с тайной IAO скрытой в нём» (и т.д.).

В Книге Алеф касательно Чистого Дурака:

«да, и более того, я знал Тебя, кто есть Ты, Вакх Дифуэс, ничто и два, в Имени твоём IAO!»

IAO также упоминается в секции 49 «Благословение» в «Книге Астарта»:

«Да хранит сердца и умы ваши любовь, что превыше всякого Понимания, — чрез IAO АДОНАИ САБАО».

В книге «Видение и Голос», стр. 74, заметка 31:

«Осирис, обманутый верой в смерть, вынужден был превзойти её через Магику посредством формулы IAO».

При этом, вполне ясно, что Кроули желал того, чтобы телемитское переосмысление IAO в Эоне Гора было предельно понятным. В «Сердце Мастера» (визионерская заметка, написанная А.К. в 1925 году в Тунисе) в третьей главе говорится:

«Когда пришло время, появились Братья Формулы Осириса, чьё Слово есть IAO. Теперь же, когда эта формула выполнена и превратилась в прах, пришёл Лев дабы объявить Эон Гора, коронованного и побеждающего дитя, не умирающего и не воскресающего, но идущего в сиянии на своём пути <…> Слово этого Пророка есть Телема».

В «Книге 963» Фуллера (Сокровищница Образов) в секции 169 «Восхвалений Бога» фраза «Я люблю тебя, IAO» используется как часть рефрена к каждому Восхвалению,– такое использование в пеане является типовым для телемитского контекста, где божественность/верховенство IAO не разработано и принимается, буквально говоря, даром.

Дюкетт:

«IAO, великий Бог гностиков, даже объявляет магическую формулу жизни, смерти и воскресения в буквах своего имени: Исида (Природа) разрушается Апофисом (силы разрушения и загнивания), но циклически восстанавливается Осирисом» (стр. 9).

В этом смысле имя воспринимается как акроним или, в некотором приближении, нотарикон одной из главных символических истин, которое оно представляет.

В «Исповедях» (795) Кроули говорит:

«Древнее языческое верование в идею Матери сменяется формулой IAO или её эквивалентами, таким образом утверждается формула Умирающего Бога; это делает Мужчину, умирающего для себя в акте любви инженером развития жизни нации. Эта революция в корне изменила весь старый уклад жизни. Матриархат исчез, самопожертвование стало главной доблестью <…>; идея о свершении Великой Работы через добровольную смерть была связана с верованием в то, что солнце умирает и возрождается с течением часов и сменой сезонов <…>. Моё собственное слово, Телема, дало новую и научно оправданную основу этики. Самопожертвование - романтическая глупость, смерть не прекращает жизнь - это лишь временная фаза жизни, как ночь и зима для земной активности. И уже тысячей разных способов задействованные принципы сменили те, что относились к Умирающему Богу».

«Для того, кто понимает последовательность Эонов с точки зрения скорбящей Исиды и побеждающего Осириса, не забывая их связь через Апофиса-разрушителя, тайн в природе не остаётся. Он произносит это имя Бога, которое в ходе всей истории передавалось от религии к религии, бесконечно нарастающий пеан IAO» (Книга 4 стр. 149).

Также, Кроули утверждает, что IAO каббалистически эквивалентно Зверю и его числу «666», поэтому тот, кто призывает первое, призывает и второе (Книга 4 стр. 149).

Чарльз Стенсфилд Джонс (Парцифаль X°) говорит о формуле IAO в контексте Эона в своей работе «Гор, Исида и Осирис в Q.B.L.» (Равноденствие 3/10, стр. 217-18), показывая, как Гор «проявляется как мститель Апофис перед теми, кто пытается повернуть обратно или регрессировать. Он должен уничтожить их с тем, чтобы они обновились».

Б. Вместе с Формулой Нового Эона

1) IAO в Получении Книги Закона, в «Равноденствии Богов», стр. 68, 70 даётся детальное описание призвания IAO, выполненное Кроули 16-г марта 1904 как прелюдия к получению Книги Закона.

2) IAO в Гностической Мессе.

В Гностической Мессе (Книга XV), Дьякон призывает священное гностическе имя IAO в церемонии Вхождения:"Я провозглашаю Закон Света Жизни, Любви и Свободы во имя IAW". Обратите внимание на греческие буквы в Слове: Йота-Альфа-Омега (прим.перев: обычное написание: йота-альфа-омикрон). В 21-м примечании к тексту Мессы в Red Flame указано "Аз есмь Альфа и Омега"; именно поэтому везде в тексте Мессы IAO пишется через Омегу. Это акцент Кроули на Начало и Завершение Великой Работы.

Жрец использует это Слово вновь в Церемонии Открытия Завесы, где он поёт "ИО … IAO … АГIOC … IAW". Заметьте, что IAO появляется трижды в этом призвании, вначале, середине и в конце – трехчастная природа проявленного духа (Шин) также легко может быть отнесена сюда. Возможно, имеется также связь с тремя шагами Жреца из-за пропасти к тому, что над ней, в Царство Высших Сфирот.

Далее в Мессе, в конце Освящения Элементов Жрец снова призывает Слово: "Внемлите же вы, все святые истинной церкви с древних времен, ныне сущностно пребывающие здесь, что мы - ваши преемники, с вами мы утверждаем общение, от вас мы имеем благословение во имя IAW". Когда он поднимает Гостию и Потир и ударяет колокольчик, он снова произносит "АГIOC, АГIOC, АГIOC IAW!"

Моё главное утверждение или соображение заключается в том, что в Мессе Формула IAW имеет как историческое (формула Старого Эона) значение, неся нам святое слово Гностиков (так как в проведении Мессы мы, по сути, отмечаем наше наследование Свету Гнозиса), но особенно важно – имеет специфически телемитскую коннотацию, в которой скрыта довольно сильная связь с Причастием.

Пусть это Имя и не встречается в тексте такой причастной работы как Месса Феникса, всё же её можно считать базовой формулой.

Я не смог разрешить всех вопросов, связанных с поднятой темой. Согласно Брату Numa, "Кроули переворачивает космологию [гностиков] в комментарии к стиху I:8 "Хабс в Ху, не Ху в Хабс", где он говорит:

Я полагаю, что таким образом нас предостерегают от учения о плероме – пламени, из которого все мы изошли, одобно Искрам, и в которое все возвратимся по "Достижении"<…> Сама идея инкарнаций для "совершенствования" объекта, который уже совершенен, по определению смехотворна. Единственное разумное решение <…> предположить, что Совершенное наслаждается опытом (мнимого) Несовершенства", однако в порядке противопоставления он пишет Гностическую Мессу в соответствии с Римским Ритуалом (который, в свою очередь, немало унследовал от валентинианского гностицизма)".

Как рассматривать нам это в соотнесении с Символом Веры, "И верую в единую Звезду в сонме Звёзд, из огня которой мы созданы и в который мы возвратимся"? Мы можем также задаться вопросом, почему, если Гностическая Месса является по сути телемитским ритуалом, в ней используется не телемитская, расширенная версия FIAWF, а именно IAO. Смотри о формуле 0=2 в «Магии без Слёз».

3) IAO в других телемитских Ритуалах.

IAO снова появляется в Liber Arcanorum (Liber CCXXXI). В 0 стихе читаем: "А - сердце IAO - обитающее в экстазе в тайной обители грома, между Асаром и Аси, восторгом исполненное". Снова здесь мы видим, что средний элемент формулы имеет большое значение, особенно, рассматриваясь в алхимическом смысле как агент трансмутации.

Книга 17 (обратите внимание на номер) называется Книга IAO. Согласно Перечню А.·.А.·., в этой книге "д аются три метода Достижения при помощи сознательных последовательностей мысли. Эта книга не была опубликована. Это действующая форма Liber CCCXLI (H H H). Работа "Возбужденный Энтузиазм" - описание этой книги в общих словах".

Видение и Голос, стр. 192, заметка 9: "В свастике 17 углов. 17=IAO, триединый Кетер". (Петра говорила об этом в своей статье о Свастике). Снова утверждатся, что IAO есть трёхчастная формула, соединяющаяся в наивысшей точке Древа Жизни. Также, Йод Алеф Вав дают 17 и, согласно формуле Золотой Зари, раскрывают LVX, Свет Креста – это заметка Регарди.

Книга HHH (Liber CCCXLI – Книга 341). Согласно Перечню А.·.А.·. " даются три метода достижения, посредством волевой последовательности мыслей". Разработка того, что значит IAO может дать понимание того, как получить "активную форму" предложенного метода; судя по всему, применение этой идеи было задумано Кроули по отношению к Книге 17, которая так таинственно "не опубликована/не существует".

"Возбуждённый энтузиазм: заметка о Теургии" (написанная в 1912), (Liber DCCCXI) впервые была опубликована в Равноденствии, 1, №9 (1913). В ней даются более прямые указания, касательно телемитского аспекта формулы, как то виделось Кроули. Когда мы обращаемся к ней, мы находим фразу "IAO, высшее божество Гностиков, истинный Бог, является Всевышним нашей работы". Содержание работы здесь обсуждаться не будет; достаточно сказать, что в отчёте о ритуале, свидителем которому Кроули был, словами собравшихся были "Эвоэ, О, Иаккх! Эпельтон, Эпельтон, Эвоэ IAO!"

Liber LXVI (Книга 66) – Книга Рубиновой Звезды .Согласно Перечню А.·.А.·. это " Тайный ритуал, Сердце IAO-OAI, переданный V.V.V.V.V. для использования некоторым образом в связи с Liber Legis". В строке 34 ритуала читаем " Я - тот, кто открыл ритуал, есть IAO и OAI, правильный и искаженный". Дабы понять оборотный вариант, мы должны понять прямой вид Формулы.

Как ещё одно практическое применение формулы, Кроули в своём магическом дневнике "Джон Св. Джон" описывает использование формулы как мантры, то есть циклическое повторение IAO вместе с пранаямой, в таких практиках, как Ритуал Срединного Столпа, инвокация Авгоэйда и т.п. Кинг/Шиннер, стр. 150 обращают внимание на этот метод.

В. Значение формулы

Я должен согласиться с однажды высказанным кем-то мнением, что это "одна из наиболее невразумительных и завуалированных формул у Кроули". Несмотря на это мы вполне можем понять её, изучив её использование в телемитских ритуалах и применив староэонное понимание формулы к специфически телемитским ритуалам, написанным Кроули, то есть ритуалам Эона Гора.

Как отмечает Дюкетт, "Отменённые формулы прошлого не обязательно совсем забыты, они изменяются или перенастраиваются, чтобы гармонично включаться в расширенное понимание природного или духовного закона".

В Книге Лжей есть ряд разъяснений понимания Алистером Кроули формулы IAO. В 61 главе, "Дурацкий узел" есть следующая заметка: "В стихе 2 Лингам и Йони в соединении предстают как основа экстаза (IO!) и полного символа IAO". Интересно рассмотреть в этом свете использование IAO как заключительной формулы Телемитского креста, выполняемого в Звёздном Рубине и связь её с Пеаном в середине этого ритуала, где Ночь Пана призывается знаками NOX с произнесением слов "Ио Пан!". Сравните комментарии Барри о языке Аттики, состоящем в основном из гласных И и О (черты и круги). Также тот факт, что в космогонии народа Маори (прим. перев.: Новая Зеландия) Ио является верховным божеством.

Имеет смысл взглянуть и на материалы из Книги 4 (Магика), Часть 3: Магия в Теории и на Практике, глава 5: Формула IAO.

I = Исида/Природа,
Разрушенная
А = Апофисом, Разрушителем, возрождённая в жизни
О = Осирисом Искупителем.

Кроули отмечает:

"Есть другая формула, в которой И это отец, О – мать, А – ребёнок; и ещё одна, в которой IAO суть отцы разного рода, сбалансированные ННН, тремя Матерями, дабы довершить Вселенную. В третьей, истинной формуле Зверя 666 И и О суть противоположности, создающие поле деятельности для А" (см. Liber Samekh).

Как отмечает Бр. Нума, "чтобы понять соотношение Парсифаля Вагнера и искупляющих богов, см. Формулу IAO у Кроули" в Книге 4. Понимание символизма Парсифаля – ещё один метод проникнуть в суть формулы IAO.

I. IAO как формула для медитации.

Кроули рассматривает IAO как формулу йоги и медитации. Перифразируя его (Книга 4), медитация есть процесс трёхчастный: всегда начинается с удовольствия, продолжается депрессией и завершается воскресением Осириса. Это процесс, в котором "предыдущее состояние не возобновляется, но появляется более новое и более высокое; состояние, которое становится возможным только после смерти".

Можно сравнить это с дневниками Джон Св. Джон из Равноденствия 1, №1 от 1909 года:

"Безусловно, первые два дня были Исидой, естественными, с удовольствием и простыми событиями. Совершенно очевидно, что сегодня это был Апофис. Думы о злом проклятии и чёрной магии, и т.п.; следует надеяться на период Осириса завтра или послезавтра. Рождение, смерть, воскресение! IAO!"

Также, в Книге Тота читаем:

"Формула "умирающего бога", как это обычно называется, существует на самом деле, но представляет ту часть человеческой истории, которая теперь в прошлом, что касается внешней теологии. Эта формула видится жизнеспособной в психологии; например, взявшись за некое сколь либо важное дело человек начинает с энтузиазмом, дело продолжается скукой и неприязнью, человек падает духом, затем неожиданно предмет осваивается и приходит к триумфальному завершению – стадия Осириса. Но в целом формула базируется на непонимании законов природы; никакой катастрофы не происходит".

II. IAO как алхимическая формула.

Параллель между этой и алхимической формулами весьма сильна и выглядит так:

I – первичная материя
A – Чёрный Дракон (тёмная стадия)
O – Чистое и Совершенное Золото; возвеличенное тело, возродившееся из Бездны.

Именно в таком синергическом контексте Кроули использовал формулу IAO в своих работах, о которых говорится в его дневниках за 1914 год (см. Магические Дневники Зверя 666), где призвание IAO связано с Ртутью.

Кроули говорит, что "церемониальное самопосвящение может быть составлено на основе этой формулы… Суть в том, чтобы облачиться в королевское одеяние, затем сорвать его и убить себя, затем восстать от смерти к Знанию и Собеседованию со Святым Ангелом Хранителем", что можно прояснить, рассмотрев действия Главного Жреца Солнца в "Корабле". Подумайте о Старом Джоне как I (первичная материя), о его смерти как об A (Чёрный Дракон), о его новом появлении в виде Молодого Джона как об О (Золото). Будет полезно рассмотреть этот вопрос вместе с рассуждениями Кроули в Книге 4, части Третьей, в главе 22 "О Причастии и Искусстве Алхимии".

III. IAO как формула Тиферет.

Израэль Регарди в разделе "Древо и Иерархии" книги по Золотой Заре отмечает это лишь как атрибут Сфиры Тиферет и боле удобное к использованию имя, в отличие от длинного и неуклюжего YHVH ALH VDOTh.

Кроули говорит также, что IAO это формула Сфиры Тиферет. Это, как он говорит, истинный ИероГлиф Самоинициации в Эоне Гора. Отметьтеинтерпретацию I как срединного столпа: он идёт от Кетер до Мальхут через Тиферет.

IV. FIAOF как расширенная телемитская версия IAO.

Кроули также модицифировал написание IAO, с целью каббалистически соотнести его с числом 93 (число телемитского потока) записав это имя на иврите через две буквы Вав (а на греческом через две Дигаммы) – cм. Книгу 4, где полнее говорится том, как Кроули пришёл к этой идее и даётся полная интерпретация IAO как она понималась в различные исторические эпохи.

FIAOF используется как формула воззвания или Слово Силы мага в таких ритуалах как Liber V vel Reguli, в котором, как утверждает Кроули "Энергии Эона Гора выполняют его волю в мире" (Книга 4)

V. Енохианская IAO.

Согласно Шулерам, число этой формулы – 48, согласно формуле L-AHA-LAS-A, которая многозначительно переводится как "высшие области-сокровищницы". Эта фраза появляется во всех Великих Крестах Сторожевых Башен Енохианской системы.

Шулер также интерпретирует (методом нотарикона) буквы IAO как Iadnah Ath Olorat, что значит "высшая работа есть человек" (что, честно говоря, безусловно весьма созвучно и традиционному и телемитскому пониманиям формулы). Он даёт гематрии, с другой стороны, равные 326, 314 или 96. Последнее число соотносится с "улучшением кармы, отменой кармических завязок". "IAO это формула пассивного принятия жизни в смысле действия, не несущего кармы". Шулер даёт также енохианский ритуал IAO для снятия кармических обязательств. С его слов, этот ритуал призывает "типично женский поток, а затем использует мужской поток из [Этира] MAZ для уравновешивания и полноты". Шулер не приводит никаких объяснений использованию формулы в такой интерпретации. Я сомневаюсь в её ценности, также следует заметить что Шулер в этом вопросе, в общем-то, остался наедине с собой), хотя следует отметить, что 314, согласно Греческой Каббале Годвина это "magos" (маг).

VI. IAO енохианскими буквами.

Учитывая тот факт, что существует как минимум чеыре гематрическиесистемы енохианы, каждое слово может дать несколько вариантов числа. Гематрия IAO по Кроули – 96 (60+6+30). По геомантическому методу Золотой Зари гематрия также 96. По греческому/ивритскому методу Золотой Зари получается 81 (10+1+70). По методу Аурум Солис – 85 (9+6+70).

Согласно словарю Лейлока можно сравнить IAO с такими словами как iaod и iaodaf, что значит "начало" (встречается в позиции 1.61 в Первом Ключе) а также Iad и Iado, что значит "Бог".

В енохианском языке из последнего слова мы получаем слово Iaida, которое является одним из титулов Бога со значением "Высочайший"; также слово Iaidon, также титул Бога, означающий "Всесильный", как в Ключах с Одиннадцатого по Восемнадцатый, которые все завершаются словами "ибо я слуга того же Бога, что и вы, истинно поклоняющийся Высочайшему" (Iaida).

Сравните также со словами iadnah и iadnamad (неосквернённое (божественное) знание).

Г. Заключение

Обобщая следует сказать, что IAO является символически сложной и богатой формулой Магики. Мне видится, что Кроули использовал её как для воззвания к её традиционному историческому и психологическому смыслу Божественного Начала, то есть Высочайшего (особенно в Книге Самех, через которую достигается Знание и Собеседование с С.А.Х.), а также преобразовал эту формулу в свете Равноденствия Богов как центральную формулу Телемитской Магии, в которой она несёт теперь разнообразные символы аспектов Великой Работы – как на физиологическом (материальном) так и на высоком (астральном и других) плане.

Работа представлена на Первой ежегодной Австралазийской Телемитской Конференции. Университет Технологии, Сидней, Октябрь 1996.

 

© Fr. LVX/NOX (Лей Блэкмур (Leigh Blackmore)), 1996.

Перевод: Gunnlaug Brimill

© Pan's Asylum Lodge O.T.O. 2010

© Thelema.RU

 


 

[1] Блаватская довольно много говорит об ИАО и Луне и их связи с фиванской триадой Амун-Мут-Хонсу – см. Тайную Доктрину, стр. 456-466 – это чрезвычайно интересно и может быть весьма полезным материалом для изучения Владыки Фив и Анх-эф-эн-Хонсу (что переводится как «моя жизнь в Луне»), однако здесь мы об том говорить не станем.

[2] Довольно интересен также анализ семи голов Зверя в соотнесении с семью стоянками Полярной Звезды, образующими Великий Год; однако следует отметить слишком личный подход Гранта к этому вопросу.

[3] Иреней также даёт краткое изложение птолемеевской версии гностических мифов (Птолемей был одним из первых и наиболее одарённых учеников Валентина, чьё гностическое учение распространилось в Италии и на Восток в 150-692 гг. до н.э). В этом изложении значение имя Иао раскрыто так: Ахамот, представлявшая мышление Софии (высшей мудрости) была сброшена в области тени и пустоты, однако помазанник (Христос) сжалился над женским существом и был распят на Кресте, придав ей форму. «Теперь же, когда она приобрела форму и чувства, она была отделена от Слова, бывшего с нею незримо, т.е. от помазанника (Христа) и устремилась в поисках света, покинувшего её; но не могла она постичь его, так как ей мешал Предел. Именно здесь Предел, не дававший ей двигаться вперёд, сказал «Иао!» Это, как они говорят, источник имени Иао».

[4] Одна из наиболее ранних школ в гностицизме, известная как «Братство Змеи», действовавшая в Египте во втором тысячелетии e.v.

[5] В то время, как с этого факта можно начать исследование связи ИАО и YHVH, Тетраграмматона, Кроули подчёркивает ту же идею, что и Блаватская, в «Магии в Теории и на Практике», 24: «И Тетраграмматон не есть ИАО, хотя этимология и утверждает идентичность».

[6] Можно развлечься каббалистическим анализом «ala Кроули» (в стиле анализа “Humpty Dumpty” в «Интерлюдии» (прим. перев.: здесь и далее ссылки на англоязычные источники, указанные в Библиографии), см. Книгу 4, стр. 81-85 – детской песенки «Old Macdonald Had a Farm» с её припевом “ee-i-ee-i-o”). Брат Нума (из Великой Ложи О.Т.О. «Океания» в Австралии) говорил мне, что осёл - священное животное Приапа; Иисус въезжал на осле в Иерусалим, а Кроули считает, что Тамплиеры поклонялись божеству с ослиной головой. Есть и иные различные соответствия.

[7] Блаватская (Тайная Доктрина, стр. 463) говорит: «Здесь Эвтанасий говорит, что ИО означает луну на диалекте Аргии, и это было одним из имён луны в Египте <…> Столп и Круг (IO), дающие первое десятеричное число, которое у Пифагора было совершенным числом, содержащимся в Тетраксисе [Тетраде], стало сугубо фаллическим Числом, прежде всего, среди евреев, у которых это мужской и женский Иегова».