Fra. Nur-i-Siyah.

 

Божественные имена в версии 1913 года

1. CAOS

Хаос — телемическое божественное имя, в ритуале Звездного Рубина 1913 года соотнесенное с востоком. Поскольку это имя полагается «прорычать», оно, по всей вероятности, связано со знаком Льва и, следовательно, со стихией Огня.

В «Теогонии» Гесиода (ок. 700 до н.э.) Хаос (греч. букв. «зияющая пустота») — то, что зародилось во вселенной прежде всего сущего, и прародитель всех вещей. Он несотворен и бессмертен; у него нет ни отца, ни матери. От Хаоса родились Земля (Гея) и Любовь (Эрос), а также Бездна (Тартар), Мрак (Эреб) и Ночь (Нюкта), а от них, в свою очередь, произошли все остальные существа и явления во вселенной.

В телемическом контексте Хаос упоминается в нескольких важных работах. Прежде всего — в «Liber 418»:

Я — змей, пожирающий дух человека вожделением к свету. Я — незрячая буря в ночи, обнимающая мир запустением. Хаос — имя мое, и мрак густой. Знай же, что мрак земли красен, а мрак воздуха сер, но мрак души есть сама чернота (14-й Эфир).

Хаос есть Мир [Peace] <…> Тьма, тьма нестерпимая, до начала света. Это первый стих Бытия. Свят ты, Хаос, Хаос, Вечность, все противоречия понятий! <…> Но как только весы придут в равновесье и чаша сравняется с чашей, Хаос вернется (4-й Эфир).

Истинно, разрушенье поглотило все сущее; и Хаос раскрыл свой зев, и, се! сокрушилось все Мирозданье, как виноград — под зубами вакханки. Ужель разрушенье не поглотит разрушенье, погибель не сгубит погибель? (3-й Эфир).

И соверши знак Матери: БАБАЛОН твердыня твоя против беззаконья Бездны, того беззаконья, что привязало ее к Венцу и преграждает ей путь к Венцу; ибо доколе не станешь един с ХАОСОМ, не сможешь приступить к последней, самой ужасной из всех проекций тому тройному Порядку, без коего нет Великой Работы (Примечание: Тайна ХАОСА непостижима для тех, кто не достиг степени Мастера Храма. Можно лишь намекнуть, что это одновременно и формула Женской Троицы, и формула Всеотца. 156 =  ) (3-й Эфир).

…как чистый свет бесцветен, так чистая душа черна. И в этом Тайна кровосмешения ХАОСА с дочерью его (Примечание: Хаос здесь Йод Тетраграмматона, а его дочь конечная Хе. Это рассуждение следует тщательно изучить в связи с предыдущими отрывками и комментариями, относящимися к формуле  ; в сущности, следует совершить самьяму на этот предмет.) (2-й Эфир).

Если же хочешь услышать голос Эфира сего, призови его ночью, при свете лишь половины луны. И, быть может, услышишь голос, хотя, может статься, его не поймешь. И все же призыв твой станет могучим заклятьем: он обнажит и откроет лоно твоего пониманья перед насильем ХАОСА (2-й Эфир).

Кроме того, Хаос упоминается в тексте Гностической мессы:

Верую в единого ГОСПОДА, тайного и невыразимого; и в единую Звезду в сонме Звезд, из огня которой мы созданы и к которому мы возвратимся; и в единого Отца Жизни, Тайное Тайных, имя же Ему ХАОС, в единственного наместника Солнца на Земле; и в единый Воздух, питающий все живое.

Наконец, стоит упомянуть, что термин «наместник» Кроули применял по отношению к Фаллосу. Согласно Новому комментарию к Liber AL, III:22, Фаллос — «наместник и символ» Ра-Хор-Хута и Солнца «в животном мире», означающий «любовь и свободу».

2. BABALON

БАБАЛОН — телемическое божественное имя, в ритуале Звездного Рубина 1913 года связанное с севером. Это имя полагается «возопить»; оно, вероятно, связано с Орлом — одним из символов знака Скорпиона, однако следует принять во внимание опыт Кроули, полученный в видениях 23-го и 24-го Эфиров. В примечании к 24-му Эфиру, NIA, Кроули указывает: «Зверь и Багряная Жена соответствуют и Воде [Скорпиону]. Они суть двуединый Верховный Служитель Храма в Новом Эоне Херу-Ра-Ха». (Обратите внимание, что Орел-Керуб в 23-м Эфире предстает как Водолей, . А Скорпион — Жена-Змея. Это важно, поскольку по старой системе Орлу соответствовал .)

Из этого следует, что Орел, некогда служивший керубическим животным Скорпиона, теперь оказывается соответствием Водолея и стихии Воздуха. И наоборот, Ангел Водолея превратился в Жену-Змею, Змеедеву, символ Скорпиона. Эта перестановка графически отражена в «Таро Тота» — в картах «Иерофант» и «Мир».

Не исключено, что это изменение соответствий стало одной из причин, по которым в 20-е годы Кроули решил переделать ритуал Звездного Рубина: соотносить БАБАЛОН с Воздухом, Водолеем и Орлом кажется странным.

Образ божественной БАБАЛОН восходит к библейским метафорам, связанным с Вавилонской империей (древние евреи питали к вавилонским завоевателям многовековую неприязнь). Яркий пример такой метафоры встречается, например, в Книге пророка Иеремии, 51:7, где весь вавилонский народ представлен в образе золотой чаши: «calix aureus Babylon in manu Domini inebrians omnem terram de vino eius biberunt gentes et ideo commotae sunt» («Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали»).

Позднее под христианским влиянием сложился образ «блудницы Вавилонской», которую святой Иоанн описал в своем Откровении (17:1—6):

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.

В дальнейшем возникло множество подобных образов, с точки зрения телемита вполне уместных для описания Бабалон. Гностики из секты барбелитов поклонялись богине Барбело, которая считалась вечной матерью света, дочерью и одновременно супругой Армодзеля, отца всего сущего. В «Апокрифе Иоанна» Барбело описывается как «совершенный эон славы», «первая Мысль» и образ Единого, «все зачавшая, ибо она ранее всего остального». За поклонение этой богине барбелиты заслужили репутацию развратников и великих грешников.

Еще один гностический образ, напоминающий телемическую Бабалон, обнаруживается в трактате «Гром. Совершенный Ум», где богиня, от лица которой ведется речь, наделена такими же парадоксальными качествами, как и Бабалон в Телеме:

Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь. Я члены тела моей матери. Я неплодность, и есть множество ее сыновей. Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве. Я облегчающая роды и та, что не рожала. Я утешение в моих родовых муках. Я новобрачная и новобрачный. И мой муж тот, кто породил меня. Я мать моего отца и сестра моего мужа, и он мой отпрыск. Я раба того, кто приготовил меня. Я госпожа моего отпрыска. Но он тот, кто породил меня до времени в род рождения. И он мой отпрыск во времени, и моя сила — от него.

На енохианском языке BABALON означает «грешники», и именно благодпря енохианской системе телемическая Бабалон получила свое имя и подробное описание.

Первооткрыватели енохианской системы, Джон Ди и Эдвард Келли, при работе с 7-м енохианским Ключом удостоились следующего видения:

Я — Дочерь Стойкости, и ежечасно вершат надо мною насилье от юности моей. Ибо я — Пониманье, во мне обитает знанье; и гнетут меня небеса. Они вожделеют меня и вечно желают меня с неутолимой жаждой; ибо ничто земное от века меня не держало в объятьях, ибо скрыта я в Солнечном Круге и укрыта облаком утра. Ноги мои быстрее ветров, руки мои свежее утренних рос. Одеянья мои изначальны, и обитель моя — я сама. Лев не ведает, где я хожу; зверь полевой не разумеет меня. Я лишена невинности, и все же я — дева; я освящаю все, но я не освящена. Счастлив тот, кто обнял меня, ибо в ночи я сладка и днем полна наслажденья. Окруженье мое — созвучье многих кимвалов; губы мои слаще доброго здравья.

Я — блудница для тех, кто вершит надо мною насилье; я — дева для тех, кто не знает меня. Ибо многие любят меня, и я возлюбила многих; и всем, кто приходит ко мне, как им подобает, даю я утеху. Очистите улицы ваши, о вы, сыны человека, и вымойте дочиста домы свои; станьте и сами святы и облекитесь праведностью. Изгоните прежних своих блудниц и сожгите одежды их; избегайте общества жен оскверненных, распутных, не столь прекрасных, как я; и тогда я приду к вам и буду жить среди вас; и, се! я рожу вам детей — Сынов Утешенья.

Распахну я одежды свои, и встану нагой перед вами, дабы сильнее разжечь вашу любовь ко мне. Я ступаю по облакам; ветер носит меня в поднебесье; и не могу я сойти к вам из-за множества мерзостей ваших и скверны ваших жилищ. Смотрите на сих четверых: кто скажет: «Они согрешили»? и перед кем держать им ответ? Не перед вами, о вы, сыны человека, и не перед детьми ваших чресл; ибо судить своих слуг дано одному лишь Владыке.

Пусть же земля дарует свои плоды вам; и бесплодные горы рождают цветы там, где ступит нога ваша. Счастлив тот, кто вас встречает добром; и проклятье тому, кто поднимет руку на вас. И будет отныне дана вам сила против врагов ваших, и будет Владыка всегда внимать вам во дни невзгод. Я же ниспослана в мир, дабы предстать вам в обличье блудницы и щедро вас одарить дарами других людей; готовьтесь принять меня, ибо мой час уже близок.

Приготовьте Покои свои для меня, пусть будут чисты и приятны; ибо я утвержу обитель мою среди вас; я пребуду с отцом и солнцем, о да! и со всеми, кто благоволит вам, ибо юность моя — в цвету, и не иссякнет сила моя в человеке. Я сильна вверху и внизу. Посему приготовьтесь ко мне. Ибо, смотрите: я ныне приветствую вас. И да будет мир среди вас, ибо я — Дочь Утешенья.

Не открывайте тайн моих женам; и не давайте им знать, сколь я сладка; ибо всё это — не для всех.

Келли получил это откровение от некой духовной сущности, которую он описал так: «Весь ее убор — как чеканное золото; на челе ее — крестовидный кристалл, шея и грудь открыты, так что видны сосцы; на ней свободный пояс чеканного золота с золотой подвеской, свисающей до земли».

Сущность эта не отождествляется с Бабалон прямо, однако в речи ее ярко выражены те качества, которые устойчиво ассоциируются с Бабалон в современном телемическом контексте: сила, высшее духовное понимание и парадоксальное сочетание качеств блудницы и святой.

В «Liber 418» Бабалон упоминается многократно:

Се! Я сбираю всех духов чистых и всех их вплетаю в свою ризу огня. Я, как огонь, пожираю жизни людей, и из очей моих сверкают их души. Я — могучая чародейка; я — вожделенье духа. В танце своем я сбираю для матери моей Нуит головы всех, кто крещен водами жизни. Я — вожделенье духа, что снедает людскую душу. Я приготовила пир для адептов, и тот, кто вкусит от него, узрит Бога (речь Бабалон в 15-м Эфире).

Сие — тайна Вавилон, Матери мерзостям, и тайна прелюбодеяний ее, ибо она отдалась всему живому и причастилась таинству его. И соделавшись рабою каждому, стала она госпожой надо всеми. Еще не дано тебе ныне постичь славу ее.
Прекрасна ты, о Вавилон, и желанна, ибо предалась ты всем тварям живым и силу их превозмогла своею слабостью. Ибо, соединившись с ними, ты постигла. Потому называют тебя Пониманием, о Вавилон, Госпожа Ночи! Это то, о чем сказано: «О мой Бог! Дай мне в одном последнем экстазе достичь единенья со Многим!» Ибо она есть Любовь, и едина ее любовь; и эту любовь она разделила на бесконечность любовей, каждая из которых едина и равна Той Единой Любви; так «от собранья, закона и света она перешла к безначалью уединенья и тьмы. Ибо так надлежит ей вовеки скрывать сиянье Свое».
О, Вавилон, Вавилон, могучая Мать на спине венценосного зверя! упои меня вином любодеяний твоих; поцелуями своими изнури меня до смерти, дабы и я, виночерпий твой, смог постичь (12-й Эфир).

Это дочь БАБАЛОН Прекрасной, кою она породила от Отца всего сущего. И от всего сущего она породила ее.
Сие — Королевская Дочь. Сие — Дева Вечности. Ее отвоевал Святой у Исполина-Времени, и она — награда для тех, кто одолел Пространство. Она возведена на Престол Понимания. Свято, свято, свято имя ее, запретное для людей. Называли же ее Корой и Малкой, Бетулой и Персефоной.
И поэты измышляли о ней лживые песни, и пророки говорили о ней пустое, и юноши мечтали о ней вотще; но вот она, непорочная, имя имени коей запретно. Мысль не пронзит доспех славы ее, ибо замертво падает мысль пред лицом ее. Память безмолвствует, и в самых древних магических книгах не найдется ни заклинаний, чтобы воззвать к ней, ни славословий, чтобы вознести ей хвалу. Воля склоняется, как тростинка, пред бурями, что бушуют на границах царства ее, и само воображение не в силах прозреть ничего, сверх единого лепестка тех лилий, на которых она стоит она посреди озера хрустального, посреди стеклянного моря.
Семью звездами она украсила власы свои — семью вздохами Бога, движущими и волнующими совершенство его. И собрала она власы свои семью гребнями, на которых начертаны семь тайных имен Бога, не ведомых ни ангелам, ни архангелам, ни самому Предводителю воинств Господних.
Свята, свята, свята ты, и благословенно вовеки имя твое, о ты, для которой Эоны — лишь биения крови твоей (9-й Эфир).

Ōmărĭ tēssălă mărāx
tēssălă dōdĭ phōrnĕpāx.
āmrĭ rādără pōlĭāx
аrmănă pīliŭ
āmrĭ rādără pīliŭ sōn’;
mārĭ nāryă bārbĭtōn
mādără ānăphăx sārpĕdōn
āndălă hrīliŭ.

Перевод:

Я — блудница, сотрясающая Смерть.
Сотрясенье приносит Покой Утоленной Страсти.
Бессмертие бьет струею из черепа моего,
И музыка — из моего влагалища.
Бессмертие бьет струей и из влагалища моего,
Ибо Блуд мой благоуханен, как семиструнная лира,
Звучащая для Бога Незримого, вседержителя,
Который шествует Своим путем, испуская пронзительный крик оргазма.
Кто видел меня, не забудет меня вовек; часто являюсь я в углях костра, или на женской коже, гладкой и белой, в неизменности водопада, в пустоте пустынь и болот и на больших утесах, глядящих на море; и во многих странных местах, где люди меня не ищут. И многие тысячи раз он не видит меня. Но наконец я врываюсь в него, как виденье врывается в камень, и тот, кого я позвала, должен идти за мной
(2-й Эфир).

В комментариях к «Книге Закона» Кроули утверждает, что Бабалон — это тайное имя Нуит («Новый комментарий», I:33).

Обретя Священные книги Телемы и проникнув в тайны енохианской магии, Кроули включил имя Бабалон в канон Гностической мессы ГКЦ. К перечисленным выше атрибутам этой богини он добавил представление о ней как об аватаре самой Земли.

Сие — тайна Святого Грааля, он же — священный сосуд Владычицы Нашей, Багряной Жены, Бабалон, Матери Мерзостям, невесты Хаоса, той, что едет верхом на нашем Владыке, Звере.
Излей всю свою кровь — твою жизнь — в золотую чашу блуда Ее.
Смешай свою жизнь со всеобщей жизнью, ни капли не утаив («Книга Хет, или Ограда горы Абиегнус, под номером 156», 1—3)

3. ERWS

ЭРОТ — телемическое божественное имя, в ритуале Звездного Рубина 1913 года связанное с западом. Следуя той же логике, что и выше, мы должны соотнести его со Скорпионом и, соответственно, стихией Воды. Но поскольку это имя предписано просто «промолвить», напрашивается вывод, что ему соответствует образ Ангела, а не Орла — классического керуба знака Скорпиона.

В греческой мифологии изначальный Эрос — великий бог любви. Он тоже упоминается в «Теогонии» Гесиода как одно из первых порождений Хаоса. В Элевсинских мистериях он получил эпитет «Протогон» — «Перворожденный». На более обыденном уровне он был переосмыслен как Эрот — бог-дитя, сын Афродиты (греческой богини любви и красоты), рожденный, по разным версиям, от Ареса, Гермеса или Гефеста. Согласно другим вариантам, Эрота породили Пор («богатство») и Пения («бедность») или же Ирида (богиня радуги и вестница богов) и Зефир (бог западного ветра). В комедии Аристофана «Птицы» утверждается, что Эрот вылупился из яйца, которое снесла Нюкта, богиня Ночи, в первозданном мраке Эреба. Затем Эрот сочетался с Хаосом и породил от него птиц.

В Телеме Эрос может рассматриваться как олицетворение Силы Любви, побуждающей нас стремиться к соединению с любым человеком, идеей или вещью, которую мы считаем отдельной от нас. Эрос — тот, кто соединяет разделенное. Если в контексте Звездного Рубина Хаос соответствует Йод, а Бабалон — Хе, то Эрос — это Сын от их союза (Вав), соответствующий сефире Тиферет. Таким образом он оказывается одновременно и средством для материализации объединенных энергий Хаоса и Бабалон на плане проявления, и тем путем, по которому можно взойти в горние сферы при помощи «любви в согласии с волей». В «Liber 150» Кроули пишет о нем:

Эрот — своенравный мальчишка, шалун, сведущий в Уловках Госпожи Нашей Афродиты, сладчайшей Матери Его, и все его жестокие выходки — лишь приправы к сластям, утонченным как ни одно искусство в мире.
Возрадуйся же всем играм Его, не умаляя нисколько собственный свой пыл, но распаляясь от укусов его бича и самый Смех превращая в таинство, вспомогающее Любви. Так остры и шипучи пузырьки в реймском вине — младшие служители при Верховном Жреце даруемого им Опьянения.

4. YUCH

ПСИХЕЯ — телемическое божественное имя, в ритуале Звездного Рубина 1913 года связанное с югом. Поскольку это имя полагается «прореветь», его следует соотнести с зодиакальным знаком Тельца и, соответственно, со стихией Земли.

В сказке Апулея имя Психея (др.-греч. «душа») носит прекрасная царевна, которой люди стали поклоняться за ее красоту, отвернувшись от Венеры. Разгневанная богиня решила покарать девушку и послала своего сына, Купидона (римское имя Эрота) исполнить приговор. Но Купидон нечаянно укололся одной из собственных стрел и влюбился в Психею.

Тем не менее, воля Венеры исполнилась: как бы прекрасна ни была Психея, никто даже не пытался к ней посвататься. Родители девушки обратились за советом к оракулу Аполлона, и тот объявил, что Психея не предназначена в жены ни одному из смертных и что ее следует отвести на высокую гору и оставить там дожидаться божественного жениха. Указание оракула исполнили, хотя и с великой печалью.

Но Зефир, бог западного ветра, сжалился над Психеей и перенес ее в великолепный и таинственный дворец. Невидимые слуги исполняли все ее пожелания, и она ни в чем не знала нужды. А по ночам ее начал навещать обещанный оракулом жених — однако ей под страхом ужасной кары было запрещено даже пытаться его увидеть.

В конце концов, Психея попросила разрешения навестить родителей. Зефир отнес ее в родительский дом, и Психея рассказала отцу с матерью и сестрам о своей необычной новой жизни. Позавидовав ее счастью, сестры попытались убедить Психею, что на самом деле к ней под покровом ночи приходит некий злой дух. И им удалось вселить в нее неуверенность. Вернувшись во дворец и дождавшись ночи, она взяла светильник и кинжал и подкралась к спящему мужу, чтобы рассмотреть его как следует. Взору ее открылся прекрасный юноша — сам бог любви, Купидон. От восхищения рука Психеи дрогнула, капля горячего масла из лампы упала Купидону на плечо, и тот проснулся. Возмущенный тем, что жена нарушила его приказ и проявила недоверие, он решил оставить Психею. Дворец и невидимые слуги исчезли, и Психее пришлось вернуться в дом своих родителей. Но и оттуда ее вскоре изгнали. В конце концов она воссоединилась с Купидоном, но для этого ей пришлось выполнить целый ряд невероятно трудных заданий, чтобы доказать свою любовь и верность. Исполнить эти задачи удалось лишь с помощью богов и различных волшебных предметов и существ. В завершение истории Юпитер допустил Психею на Олимп как законную жену Купидона и богиню Души.

В магических работах Кроули Психея упоминается редко, но это не значит, что для телемитов она неважна. Мы вполне можем осмыслить ее как олицетворение души самого мага, который исполняет Великую Работу посредством Любви в согласии с Волей. Психея — это Царевна, Малкут, Невеста предназначенная в жены Царевичу-Тиферет. Сочетавшись с ним браком, она превратится в Царицу Понимания, а он станет Царем Мудрости.

 

Перевод © Анна Блейз, 2012

© Thelema.RU