Boo-boo.

 

Учение Телемы является синтетическим, объединяя в себе элементы различных мистических и религиозных традиций, и божества разных пантеонов в нём сосуществуют. В этом нет противоречия, так как божества Телемы – не объективные сущности, а символы, призванные помочь несовершенному человеческому сознанию в постижении стоящей за ними реальности. Символы эти (равно, как и многие другие), образуют единый глиф, в основе которого находится "магический алфавит" состоящий из 32 "букв" – каббалистическое Древо Жизни, низшие сфирот которого являются проявлениями высших, а они, в свою очередь, суть единство,

способ единения которого превосходит человеческий разум (1).

Рассмотрим основные божественные сущности телемитского пантеона – древнеегипетских богов Нут, Хадита и Ра-Хор-Хуита.

Нут или Нуит – богиня неба, изображающаяся обычно как голубокожая женщина, изогнувшееся усыпанное звездами тело которой образует небесный свод. Великая богиня-мать, Нут фигурировала в древнейших верованиях как Небесная Корова, родившая Солнце и всех богов; на протяжении всей истории древнего Египта по отношению к ней употреблялись эпитеты "Великая мать звезд", "Рождающая богов" и подобные. Кроули кратко характеризует Нут как "бесконечное пространство".

Богиня Нут проглатывает вечернее солнце и рождает утреннее

Хадит (такое написание – авторский вариант Кроули, в современной египтологии это божество зовется "Хором Бехдетским") – ипостась бога Хора, изображается в виде крылатого солнечного диска с двумя уреями, а также человека с головой сокола в головном уборе фараонов. Кроули называет Хадита "бесконечно малой, атомарной, но везде присутствующей точкой".

Хадит (Хор Бехдетский) в виде крылатого солнечного диска

В Телеме Нут и Хадит образуют диаду противоположностей – как юг и север, инь и ян: Нут – материя, пространство, Хадит же – движение, пронизывающий все сущее свет невидимого солнца (кстати говоря, если рассмотреть астрологический символ солнца, Нут соответствует окружность, Хадиту же – точка). Нут бесконечно велика, Хадит бесконечно мал, Нут бесконечно проявлена, Хадит бесконечно сокрыт в Нут. Они – божественные супруги, которые не существуют друг без друга. Считается, что согласно древнеегипетской мифологии Нут с Хадитом супругами не являются, однако с этим утверждением можно в какой-то мере поспорить – идея союза Неба и Солнца встречается во множестве сказаний. Например, в мифологическом описании солнечного цикла из "Текстов пирамид" Нут по утрам превращается в корову, которая рождает золотого теленка – Солнце-Ра (заметим, что Хор Бехдетский является модифицированной формой Хора-сокола, древнейшего солярного божества Египта, и во все времена отождествлялся с Ра. Также отметим, что в Эдфу женой Хора Эдфусского, локальной ипостаси Хора Бехдетского, считалась Хатхор, отождествлявшаяся с Нут). Теленок во время своего путешествия по небу взрослеет, становится быком, и на закате совокупляется с коровой Нут, после чего Нут проглатывает его, а утром рождает опять. Тут стоит обратить особое внимание на то, как в одном образе обьединены Хор-сын и Хор-супруг: в телемитском пантеоне имеет место сходная двойственность – плодом союза Нут и Хадита является еще одна форма Хора, о которой пойдет речь далее.

Ра-Хор-Хуит – обращение к солнечному богу Ра, отождествляющее его с Хор-Хуитом (Хо-рахти, "Хор обеих горизонтов"), ипостасью Хора-сокола. Обьединяя в себе образы этих солярных божеств, Ра-Хор-Хуит символизирует единую солнечную силу, и изображается как сокологоловый человек с красным солнечным диском над головой. В связи с упоминавшимся ранее соотношением Хор-сын-Хор-отец интересно отметить древнеегипетское "Сказание о Хоре Бехдетском, Крылатом Солнце", в котором говорится о том, как злые силы восстали против царя богов Ра-Хор-Хуита, и тогда сын его, Хор Бехдетский (Хадит), принял облик крылатого солнечного диска и поразил врагов. По окончании сражения Ра-Хор-Хуит велел Тахути поместить изображение крылатого солнца во всех храмах Египта. В этой легенде "семейный" статус богов соответствует телемистскому с точностью до обратного.

Ра-Хор-Хуит и Хатхор

В Телеме Ра-Хор-Хуит представляет проявление энергии, порождаемой соприкосновением Нуит и Хадита (Хор-ребенок, плод божественного союза; единый иероглиф точка-в-круге). Как и в египетской мифологии он – царь, суровый правитель, утверждающий закон нового эона. Это, однако, активная его форма, но есть и пассивная – Хор-Паа-Крат.

Хор-Паа-Крат (Гарпократ, египетское Хор-Паа-Херд), Хор – сын Исиды и Осириса в египетской мифологии. Изображается в виде маленького мальчика с "локоном юности", держащего палец во рту. Для телемитов Хор-Паа-Крат особенно важен – именно его посланцем был АЙВАСС, продиктовавший Кроули "Книгу Закона". Если Ра-Хор-Хуит олицетворяет собой поток энергии, направленный вовне, то Хор-Паа-Крат – энергию внутреннего преобразования.

Хоор-Паа-Крат на лотосе

Таким образом, Ра-Хор-Хуит и Хор-Паа-Крат вместе составляют двойное божество, имя которого – Херу-Ра-Ха (приблизительный перевод с египетского – "хвала Хору и Ра", в египетской мифологии, однако, это имя не встречается), содержит в себе имена обеих ипостасей.

Изображение троицы Нут/Хадит/Ра-Хор-Хуит представлено на Стеле Откровения, или Стеле 666, главной телемистской святыне, погребальной скрижали Анх-аф-на-Хонсу, жреца бога Менту, жившего в Фивах во времена XXVI династии, около 725 г. до н.э. Стела эта была обнаружена Кроули и его женой Розой Келли в Каирском музее Булака, что явилось знамением получения Книги Закона. На стеле изображена богиня Нут, изогнувшееся тело которой образует небо; под ней находится Хадит – крылатый солнечный шар. Ниже на троне восседает Ра-Хор-Хуит с головой сокола, увенчанный уреем и красным солнечным диском; справа – обращающийся к нему Осирис (т.е. "покойный") Анх-аф-на-Хонсу. Хор-Паа-Крат на Стеле не представлен, что вполне соответствует его статусу сокрытого божества.

Стела Откровения

К специфическим (и крайне важным) божествам Телемы относятся также Терион (по-гречески "зверь") и Бабалон (или Багряная Жена). Они пренадлежат не к древнеегипетской, а к христианской традиции, и в рамках последней представляются как сущности дьявольские (Вавилонская блудница и Зверь Апокалипсиса). Кроули, как известно, не верил в абсолютное зло, и, в частности, крайне скептически смотрел на концепцию зла в христианстве, где нечистым считается всякое проявление в человеке животной страсти. Диада Терион и Бабалон Телемы – это изначальная, неизвращенная сила природы, первобытная энергия созидания, освобожденная из-под христианского ига. Изображение Бабалон верхом на Терионе присутствует в Таро Тота, Аркане XI, "вожделение". В качестве почти буквального описания этой карты превосходно подходит отрывок из 17-й главы "Апокалипсиса":

 ...и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим.

Чаша в руке Бабалон – Святой Грааль, в ней смешаны элементы причастия Эона. Это чаша фигурирует в Гностической Мессе; Кроули говорит о ней:

каждый "святой" (или маг) должен излить в эту чашу кровь своей жизни – всю до последней капли. Такова изначальная цена магической силы; а магической силой мы называем подлинную силу, то есть поглощение всех сил Окончательным Светом, истинную свадьбу Розы-Креста, где жертвуется кровь Девственности, и это единственная жертва, угодная Мастеру, наградой же за нее будут муки деторождения (1).

Бабалон и Терион являются "земными", магическими аспектами Нут и Хадита. Их можно соотнести также с Шивой и Шакти, а Эликсир в Чаше – с энергией пробуждения, кундалини.

Аркан XI – "Вожделение"

Как уже говорилось выше, божества Телемы полностью соотносятся с системой Каббалы. Основу этой системы, Древо Жизни, можно условно разделить на три колонны (Колонны Проявления). Левая (женская) Колонна, Колонна Правосудия соответствует нисхождению идеи, в высшем своем проявлении – Айн Соф, бесконечность – называемой Нут, и выступающей в сфире Бина как Бабалон. Правая (мужская) Колонна Милосердия соответствует нисхождению идеи Хадита, который, в высшем проявлении, соответствует Айн Соф Аур, бесконечному свету, а в сфире Хокма предстает как Терион (1[0]). Средняя (андрогинная) Колонна Равновесия соответствует нисхождению Хора, Владыки Эона, ипостась которого, называемая Ра-Хор-Хуит, относится к сфире Тиферет, ипостась Хор-Паа-Крат -- к скрытой сфире Даат, а ипостась Херу-Ра-Ха -- к сфире Кетер, так как

заключает в себе двойную форму Владыки Эона, и подходит на роль Кетер как наивысшая реальная концепция из доступных нам (2).

 

Литература:

1. Кроули: Магия в теории и на практике 
2. Кроули: Liber 777 
3. Кроули: Книга Тота 
4. Гностическая Месса – Аннотации и Комментарии Елены и Тау Апейрон. 
5. Новый Завет, Откровение Иоанна 
6. Кроули: Liber AL vel Legis 
7. Марсий: Основы телемитской космологии (по книге "Abrahadabra" Rodney Orpheus) 
8. Шон Найт: Egyptian FAQ Part I 
9. И. В. Рак: Египетская мифология 
10. У. Бадж: Египетская религия 
11. Дион Форчун: Мистическая Каббала 
12. Кроули: новый комментарий к Liber AL vel Legis

 

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.

© Thelema.RU