Марк Стэвиш.

 

Техника, известная под названием «облечение божественными образами», принадлежит к числу самых впечатляющих, но, в то же время, и самых сложных эзотерических методов. Обычно она требует глубокого и вдумчивого изучения избранного пантеона, а также готовности затратить немало времени на продолжительные медитации и поклонение каждому из божеств, входящих в пантеон. Но при условии последовательного, постепенного продвижения и тщательной проработки каждого этапа «облечение божественными образами» может даровать практикующему оккультисту такие прозрения в глубинную суть и силу древних культов, обычаев и представлений, каких никогда не даст простое чтение книг.

История метода

Только уверуй, что ты превознесся над телом, — и, се: так и есть!
— «Халдейские оракулы», §181

Основополагающая идея, на которой построена методика «облечения божественными образами», заключается в том, что в каждом из нас дремлет некая великая сила и что, отождествляясь с ее древними идеализированными образами, можно вызвать резонанс, который пробудит ото сна гармонирующими с этими образами способности, сокрытые в нашей душе.

Всевозможные боги и герои древних мифов — это различные способы образного выражения высочайших человеческих идеалов того времени. И, как ни удивительно, такую же роль они играют и для нынешних магов: ведь современный западный мир так и не создал целостной и всеобъемлющей мифологии, способной ответить на главные вопросы жизни так, как это делала мифология Древней Греции или Египта.

Современные мифы, такие как «Звездные войны» или «Звездный путь» («Star Trek»), тоже оказывают мощное влияние на коллективное бессознательное, но им недостает священного статуса, всеобщего почтения и высокого общественно-политического положения, отличавших древние культы. Современные церкви — наследники церквей Средневековья и Ренессанса — практически не располагают методами непосредственного общения с Божественным, хотя отдельные подобные техники все же сохранились в католицизме и некоторых малых протестантских сектах. Одним словом, если мы нуждаемся в методике, обеспечивающей непосредственный опыт соприкосновения с идеалом, нам приходится обратиться за руководством к религиям древности.

Разновидности метода

«Облечение божественными образами» — это практическая методика, состоящая по меньшей мере из трех ступеней. На первой ступени практика дается легче всего. В сущности, она сводится к тому, чтобы сесть на стул и представлять себе, что вы и есть избранное божество — Тот, Птах, Иисус и т.д. Так закладывается необходимая основа для успешного освоения следующих ступеней, и выполнять это упражнение рекомендуется до тех пор, пока оно не станет для вас простым, удобным и привычным.

На втором уровне следует изучить избранное вами божество и, желательно, весь пантеон, к которому оно принадлежит. Многие не останавливаются на каком-либо единственном божестве, а выбирают по одному богу на каждую их семи планет, причем, по возможности, из одного и того же пантеона. Часто советуют работать с египетским пантеоном, и на то имеется несколько причин. Во-первых, образы египетских божеств были и до сих пор остаются популярными среди оккультистов, благодаря чему обладают внутренней силой, облегчающей практику. Во-вторых, египетские боги достаточно абстрактны — не настолько очеловечены, как греческие, но и не настолько недоступны, как некоторые другие.

Исполнив эту задачу — выбрав бога и тщательно  изучив его внешний облик, жесты, позы и прочие особенности, — начинайте выстраивать в своем сердце его малое подобие. Когда вы привыкнете к этому образу, выстроенному внутри вас, и почувствуете себя с ним комфортно, можете переходить к следующему шагу: «выращивайте» этот образ до тех пор, пока он не заполнит собою почти все ваше существо. Некоторое время оставайтесь на этой ступени.

Долорес Эшкроф-Новицки утверждает, что облечение божественными образами может оказывать колоссальную нагрузку на эндокринную систему, — предположительно, потому, что эта практика стимулирует энергетические центры на уровне, очень близком к физическому. Поэтому продвигаться следует медленно и терпеливо, чтобы не нарушить физиологическое или психологическое равновесие[1].

Следующая ступень

На следующем уровне вы продолжаете выращивать образ божества. Теперь он должен распространиться за пределы вашего тела и вырасти до невероятной высоты. Возможно, в какой-то момент вы ощутите, как он сливается или совмещается (чуть ли не «со щелчком») с соответствующим ему, как зеркальное отражение, космическим образом. Иными словами, ваш бог встречается со своим точным аналогом в макрокосме — или становится им.  

В «Liber O» Кроули описывает метод облечения божественными образами с использованием каббалистических божественных имен. Мы же приведем описание из курса по каббале, разработанного обществом PON («Философы Природы»)[2].

Согласно авторам этого курса, в западном магико-каббалистическом церемониале используется три базовых техники:

1. Ритуалы инвокации и эвокации.

2. Вибрирование и вокализация божественных имен.

3. Отождествление оператора с избранным божественным образом.

«Тот, кто овладел этими тремя приемами, по факту овладел и техникой ритуала в целом — и в индивидуальной практике (так сказать, соло), и в группе (образно выражаясь, в оркестре)»[3].

Прежде всего следует выполнить ритуал изгоняющей пентаграммы, а затем — ритуал призывающей пентаграммы. Первый очищает, а второй стабилизирует место работы.

Предполагается, что оператор уже хорошо знаком с египетским или каким-либо иным пантеоном, избранным для работы. Повторим, однако, что предпочтение отдается египетским божествам — по вышеуказанным причинам, а также потому, что они считаются наиболее «магическими».

Завершив эту ритуальную подготовку своей молельни, сядьте на стул в позе фараона или египетского бога: ступни опираются на пол, ладони лежат на бедрах, спина прямая.

Представьте себе, что избранный бог окутывает собою все ваше существо. Сейчас он лишь ненамного больше вас, и вы полностью отождествляетесь с ним, сливаетесь воедино. На этом этапе не надо торопиться.

Достигнув полного отождествления, встаньте, раскиньте руки крестом и глубоко вдохните через нос, представляя себе, что вместе в воздухом в вас входит имя бога, пламенеющее белым светом. Пусть это имя спустится вниз по вашему телу, пройдя через легкие, сердце, солнечное сплетение, живот, половые органы и далее вниз, до самых стоп.

Как только оно достигнет стоп, резко вынесите вперед правую ногу (примерно на 1 фут — около 30 см), одновременно подаваясь вперед всем корпусом и выбрасывая вперед руки (на уровне глаз). Это так называемая «поза Входящего», или бога Хора. Исполнив это, представьте, что божественное имя, сияющее могучей силой, поднимается от стоп обратно вверх и выходит с воздухом через ноздри.

Постарайтесь ощутить, что ваш голос разносит Имя по всей вселенной, до самых ее пределов. Выждав мгновение, приставьте правую ногу к левой, а указательный палец левой руки приложите к губам. Тем самым вы примете позу Гарпократа — бога Молчания.

Описать признаки успеха в этом упражнении нелегко, но если вы сделаете все, как положено, то непременно это почувствуете. Если уже после первой вокализации наступит полное изнеможение, значит, все исполнено правильно. Вам станет очень жарко, на теле выступит пот; возможно, вам будет трудно даже удержаться на ногах.

Может случиться и так, что вы услышите отзвуки божественного имени, «подобные раскатам тысячи громов», исходящие не из какой-либо одной точки, а как будто со всех сторон одновременно. Этот могучий голос вселенной, отвечающий на вашу вокализацию, также считается признаком успеха.

Чем больше времени понадобится на то, чтобы вернуться в обычное состояние состояния, тем более успешно прошел ваш эксперимент.

Другие современные специалисты по системе Золотой Зари советуют перед этой практикой «начертать» в своем сердце имя и (или) сигил призываемой сущности. Затем следует мысленно сформировать образ божества на «востоке» храмовой области, в которой вы работаете, и войти в него, то есть совместиться с ним, повернувшись спиной на «восток» и лицом на «запад»[4].

Облечение образом Гарпократа

Первый и самый важный из божественных образов, использовавшихся для «облечения» в системе Золотой Зари, — это образ Гарпократа. Гарпократ — сын Осириса и  Владыка Материи, «бог, дающий начало всем порождениям, всей природе и всем силам стихий, и как таковой он предшествует всему сущему и заключает все сущее в себе»[5].

Погрузившись в образность и символику Гарпократа, начните свой опыт с краткой релаксации. При желании можете подготовить рабочее место, проведя Малый ритуал Пентаграммы, или же просто вообразите, что вас окружает сияющая сфера голубовато-белого света.

Затем представьте себе, как из первозданной тьмы возникает Гарпократ, стоящий на цветке лотоса. Когда этот образ станет для вас реальным, сделайте шаг вперед и примите его классическую позу: левая стопа вынесена вперед приблизительно на 6 дюймов (15 см), а указательный палец правой руки прижат к губам в знаке молчания. Вообразите, почувствуйте, что вы становитесь Гарпократом. Затем провибрируйте его имя — Hoor-po-krat-ist, представляя себя, как вы сами возникаете из первозданных вод творения.

Эту визуализацию можно подкрепить следующим обращением:

«О, Hoor-po-krat-ist, Владыка Безмолвия! Hoor-po-krat-ist, Владыка Священного Лотоса, о ты, Hoor-po-krat-ist! (Умолкните и сосредоточьтесь на созерцании призванной силы.) Ты в торжестве своем попираешь головы демонов вод — этих вод, породивших все сущее в мире. Я призываю Тебя, Тебя — именем Eheieh и силою Agla!

Се! Он — во мне, я же — в нем! В лотосе я поднимаюсь, как Гарпократ, над водною твердью. Ибо я — Hoor-po-krat-ist, Владыка Безмолвия!.. Я — Ра, облеченный покровом; я — Хеф-Ра, незримый людям»[6].

Если все пройдет удачно, вы можете испытать прилив блаженства и необычайный душевный подъем.

Божественные имена

…роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
— У. Шекспир, «Ромео и Джульетта» (акт II, сцена 2)

Часто утверждают, что в Древнем Египте у каждого бога было два имени: одно — для общего употребления, а другое — тайное. Именно знание этих тайных имен и давало египетским жрецам власть над богами и возможность призывать их зримо являться людям во храмах. Согласно традиции, зная «имя» бога, человека, животного, да и любого предмета, можно повелевать носителем этого имени или оказывать на него желаемое влияние.

Какая же таинственная сила заключена в именах?

Рош де Коппан пишет:

«Имена— это символы и духовные проводники, служащие для выражения и проявления различных слагаемых человеческого сознания, которые мы называем прозрениями, мыслями, чувствами и жизненными энергиями. Поэтому истинными слагаемыми человеческого сознания следует признать сами Имена. Они подобны потокам концентрированных мыслей и эмоций и сгусткам энергий. Они — словно духовные линзы, сосредоточивающие все наше внимание на каком-либо одном аспекте действительности, на одной силе, на одном существе. Кроме того, Имена действуют как катализаторы, пробуждающие, призывающие и вызывающие в нас те или иные энергии и состояния сознания. Одним словом, их можно определить как психодуховные инструменты, позволяющие сосредоточивать внимание на определенных объектах и тем самым достигать определенных состояний сознания. Имена — это орудия разума, при помощи которых мы воссоздаем в себе образы, “слепки” объектов, находящихся вне, выше или ниже нашего сознания»[7].

С эзотерической точки зрения, Имя — это средство познания: оно создает временный канал связи между нами и познаваемым объектом и воссоздает образ последнего в нашем сознании, то есть позволяет найти для этого объекта некое выражение в нашем сознании и нашей собственной сущности[8].

Синтетический подход

Далее предлагается техника, представляющая собой синтез вышеописанных методов и позволяющая воспользоваться различными особыми приемами, испытанными на практике многими специалистами в данной области.

1. Исполните ритуал пентаграммы (или другую операцию аналогичного действия), чтобы подготовить рабочее место.

2. Если это уместно, исполните подходящий к случаю гексаграмматический ритуал.

3. Вознесите молитву. Текст ее можно составить самостоятельно, но можно и воспользоваться классическими образцами, например, из «Орфических гимнов» или египетской «Книги мертвых».

4. Создайте в своем сердце совершенный образ избранного божества.

5. Представьте, что у вас в сердце начертано имя, сигил или какой-либо иной знак этого божества.

6. Представьте, что образ божества разрастается и, в конце концов, достигает размеров вашего тела. Пусть этот образ, подобно покрову, окутает ваше тело и полностью скроет его внутри себя.

7. Встаньте прямо и произнесите нараспев имя вашего божества и/или соответствующее ему Божественное Имя: «Именем Йод-Хе-Вав-Хе Элоа ве-Даат, я — Осирис, Господь Воскресший!» Если ваше божество не вписывается в схему каббалистического Древа Жизни, призовите его «именем Эхейе и силою AGLA». Тем самым вы задействуете основные Имена Духом из Большого ритуала пентаграммы. Имена необходимо «вдыхать», как описано выше, а затем мощно «выдыхать», сопровождая весь этот процесс визуализацией.

8. Пусть образ вырастет до невероятной высоты, унося вместе с собою и вас: ведь он и есть вы.

9. При желании вознесите еще одну молитву или просто прочувствуйте и осознайте результаты проведенной инвокации.

10. Когда почувствуете, что для этого настало время, совершите Знак Молчания. Отдохните, впитывая в себя призванную энергию.

11. Проведите изгоняющий ритуал, топните ногой и вернитесь в обычное состояние сознания.

«В заключение добавим: пусть Соискатель, стремящийся к Высшему, помнит и сознает, что РАБОТУ вначале нужно ПОСТИЧЬ УМОМ, затем — ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕРДЦЕМ, затем — ИЗБРАТЬ УСИЛИЕМ ВОЛИ, а затем — ПРОЖИТЬ СВОИМ ТЕЛОМ, ДАБЫ СЛОВО И ВПРЯМЬ СТАЛО ПЛОТЬЮ, ТО ЕСТЬ ТЕМ ИДЕАЛОМ, КОТОРЫЙ ВЫ ЛЕЛЕЕТЕ В СВОЕЙ ДУШЕ»[9].

Психологическая поддержка для работы с божественными образами:
«идеальная модель» по Ассаджиоли

«Надо отдавать себе отчет, что у каждого из нас есть разнообразные модели “я” — модели нашего эго, или, точнее (с учетом введенной нами терминологии), нашей личности. Такие модели не только различаются по своей природе, происхождению и степени своей яркости, но и постоянно конфликтуют между собой, и в этом заключается одна из главных проблем, но, в то же время, одна из самых плодотворных областей применения правильного психоанализа»[10].

Ассаджиоли указывает, что существует три рода моделей, мешающих нам осознавать, что именно мы в действительности представляем собой сейчас, в настоящем:

1) то, какими мы себя считаем (либо переоценивая, либо недооценивая себя);

2) то, какими мы хотели бы быть (зачастую это идеализированные, недостижимые модели);

3) то, какими мы хотели бы казаться другим людям.

Каждая из этих моделей так или иначе проявляется в наших отношениях с другими.

Разумеется, существуют и модели, проецируемые на нас извне и тоже влияющие на наши отношения с людьми:

4) то, какими считают нас другие;

5) то, какими хотели бы видеть нас другие;

6) образы нашего «я», возникшие под влиянием других людей.

С рациональной точки зрения Ассаджиоли обосновывает существование «идеальных моделей»

«проявлением психологического закона, гласящего, что в каждом образе заключен моторный элемент, стремящийся перейти в действие. Так на языке психологии описывается — объективно и достаточно сухо — творческая сила воображения. <…> Поначалу модель должна быть статичной, а затем неким образом проявиться в движении. Этапы этого процесса таковы: вначале возникает идея; затем она превращается в идеал (если рассматривается как желательная), а затем этот идеал в результате страстного стремления к нему обретает проявление в форме и функции»[11].

Далее Ассаджиоли отмечает, что идеалы, связанные с традиционным «культом героев», не следует путать с современным «поклонением кумирам» — звездам кино и спорта, бизнесменам с сомнительным моральным обликом и светским знаменитостям.

Идеал должен быть моделью, избранной нами только для себя, и не просто маской, а внешней формой, в которой проявляется наша живая личность. «Он должен представлять собой интроецированную идею или образ, а не отражать личную привязанность к человеку, вдохновившему нас на создание модели»[12].

На более высокой ступени таким образом можно «вообразить» и воплотить в жизнь совершенно новую и целостную, интегрированную личность.

Пьер Рош де Коппан в своей книге «Незримый храм» описывает работу с «идеальной моделью» в сочетании с традиционными магическими техниками облечения божественными образами и вокализации божественных имен:

«Объясню для примера, как я работал (и до сих пор работаю) с Именем одной из моей наставниц. Она живет в Париже; сейчас ей 85 лет, и последние 25 из них я знаком с нею и черпаю вдохновение из ее образа.

В ее присутствии я всегда преображался. Я становился самим собой в лучшем смысле этого слова — более живым, творческим, щедрым, способным действовать на более высоком уровне сознания.

Когда я призываю ее Имя <…> я тотчас чувствую, что она здесь, рядом со мной. Я больше не одинок: я связан с Богом, с Человечеством, с Природой. Все, что я о ней знаю, и все, что я пережил рядом с ней, мгновенно возвращается ко мне. Ее Дух соединялся с моим, и я снова преображался, испытывая мощное побуждение стать лучше, чем я есть»[13].

Работа с другими объектами

Стив Ричардс в своей книге «Невидимость» рассматривает технику облечения божественными образами в связи с практиками Герметического ордена Золотой Зари и, в частности, с ритуалом достижения невидимости, которому обучали в этом ордене. Для метода, предложенного Ричардсом, используется образ египетского бога Гарпократа. Но цель его не сводится к отождествлению с идеализированными личностями или антропоморфизированными архетипами. Его предназначение гораздо более практично: постепенно достигать гармонии с любыми избранными объектами — как с другими людьми и прочими живыми существами, так и с неодушевленными предметами.

«Выбрав объект, тихо сядьте, закройте глаза и визуализируйте его перед собой. Удерживая объект перед своим мысленным взором, постепенно увеличивайте его размеры, пока он не станет довольно большим — величиной с дверь, в которую вы могли бы войти. Затем вообразите, что вы сливаетесь с этим объектом воедино, становитесь с ним одним целым. Как только вы почувствуете, что преуспели и действительно слились с ним физически, начинайте внимательно прислушиваться ко всем возникающим ощущениям и впечатлениям. Каково это — быть куском железа? На что это похоже? Какие тактильные ощущения вы испытываете? Какова температура объекта? Каков он на ощупь?

Если опыт проходит успешно, то первым вашим ощущением будет то, что вы по-настоящему слились воедино с избранным объектом, если не физически, то, по меньшей мере, психологически. А затем постепенно начнут возникать настоящие ощущения, догадки и даже мысли, проистекающие непосредственно из этого чувства слияния»[14].

Поднявшись вверх по лестнице природы — от минералов через растения к животным — можете переходить к экспериментам с настройкой на людей.

«Теперь вам достаточно будет лишь визуализировать перед собой животное или человека и представить, что ваше и его сознания сливаются воедино, — и вы действительно станете с ним единым целым.

Можете визуализировать самого себя стоящим прямо перед человеком, образом которого вы хотите облечься. Мысленно протяните руки и возьмите этого человека за голову, приложив ладони к его вискам. Затем представьте, что вы берете его голову и надеваете ее на себя, как лыжную маску. Выполнив это, попытайтесь смотреть его глазами, слушать его ушами и думать его мозгами. Его мысли станут вашими, а ваши — его. При помощи этого метода можно общаться с другим человеком телепатически и внушать ему те или иные мысли, причем он не будет осознавать, откуда они пришли»[15].

Далее Ричардс утверждает:

«Этот метод чрезвычайно гибок, и не будет преувеличением сказать, что изобретательный ученик сможет — не прибегая более ни к каким другим способам — почерпнуть из него все блага, которые дает любая система духовной практики»[16].

Применение в алхимии

Итак, из замечаний Ричардса явствует, что теория и практика «облечения» ни в коей мере не сводится к каббалистическим методам и работе с мифологией и пантеонами. Так, например, ее могут использовать (или даже, по мнению некоторых специалистов, используют непременно) практикующие алхимики при работе с лабораторными материалами и со своими загадочными символами.

Алхимик постоянно сосредоточен на Работе, на ее компонентах и различных их проявлениях, и благодаря этому между его внутренним «я» и внешними материалами на каком-то уровне идет энергетический обмен. Таким образом, опыт «облечения образами» — неизбежная часть алхимической практики. Можно даже утверждать, что подобный опыт «единения» — верный признак достижения определенной ступени внутреннего пути, пути посвящения в исполняемую Работу.

Сознательно применяя этот метод, можно, например, проникать в тайный смысл старинных рукописей, постигая характер их создателя, его эпохи и культуры, — одним словом, воспринимать труд этого автора через призму его души.

Даже если такие великие алхимики, как Христиан Розенкрейц, Фламель или Сен-Жермен, — не столько подлинные люди, сколько легенды, с помощью «облечения образами» можно прикасаться к тому архетипу, в который они превратились. Иначе говоря, их образами можно «облекаться» примерно так же, как и образами Тота, Осириса или любого другого божества.

Преимущество этого метода перед многими другими — в его непосредственности. Когда он срабатывает, мы это осознаём. Знания и опыт, обретаемые с его помощью, зачастую очень ясны, понятны и, в то же время, глубоки. Он не дает заплутать среди множества разнородных символов бессознательного, как это часто происходит с каббалистами, которые пытаются интерпретировать видения, сны и прозрения, приходящие при медитациях. Нередко работа по этому методу приносит интуитивные озарения, то есть позволяет подняться на уровень мира Брия, и в то же время помогает приобщиться к силам Тиферет — силам непосредственного, прямого опыта.

Выводы

Методы облечения образами — будь то образы богов или растений, минералов, лабораторных инструментов или мифических героев — находят самое разнообразное применение. Если же этой практике сопутствует искреннее и осознанное стремление к самосовершенствованию и раскрытию внутреннего потенциала, заключенного в глубинах нашей души, то с каждым этапом нашей работы с «идеальной моделью», основанной на каком-либо мифологическом персонаже, мы все ближе и ближе подходим к превращению в «совершенную» и «священную» сущность.

И в заключение, пожалуй, самым уместным будет процитировать знаменитый герметический текст, в котором говорится:

Если ты не делаешь себя равным Богу, ты не можешь Его постигнуть, так как подобное понимает подобное. Увеличь себя до неизмеримой величины, превзойди все тела, пересеки все времена, стань вечностью, и тогда ты постигнешь Бога. Ничто не мешает тебе представить себя бессмертным и способным познать все: ремесла, науки, повадки всех живых существ. Вознесись выше всех высот, спустись ниже всех глубин; собери в себе все ощущения от вещей сотворенных, воды, огня, сухого, влажного. Представь себе, что ты одновременно везде, на земле, в море, в небе; что ты еще не родился, что ты еще в утробе матери, что ты молодой, старый, мертвый, вне смерти. Постигни все сразу: времена, места, вещи, качества, количества, и ты постигнешь Бога.

Но если ты заточишь душу свою в теле, если ты ее опустишь и если ты скажешь: «Я ничего не понимаю, я ничего не могу, я боюсь земли и моря, я не могу вознестись в небо, я не знаю ни кто я есть, ни кем я буду», — то что же у тебя общего с Богом? Если ты порочен и зависим от прихотей тела, что можешь ты уместить в своей мысли из вещей прекрасных и чудесных? Наихудший порок состоит в незнании 6oжecтвeннoro; но быть способным знать Его, желать знать, надеяться знать — это верный способ достигнуть Блага путем прямым и легким[17].

 

Перевод © Анна Блейз

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.

© Thelema.RU
 

 


 

[1] Ashcroft-Nowicki, Dolores. The Sacred Cord Meditations. Aquarian Press, Wellingborough,  Northhamptonshire, 1990, p. 107.

[2] Lesson 67, p. 5.

[3] Ibid.

[4] Cicero, Chic and Sandra. The Secrets of a Golden Dawn Temple, p. 374.

[5] Ibid., p. 130.

[6] Ibid., p. 132.

[7] Ibid., p. 84.

[8] Ibid.

[9] Roche de Coppens, Peter. The Invisible Temple, Llewellyn, p. 17.

[10] Assagioli, Roberto. Psychosynthesis, p. 166.

[11] Ibid., p. 168.

[12] Ibid., p. 169.

[13] Roche de Coppens, p. 93.

[14] Richards, Steve. Invisibility The Art of Vanishing. Aquarian Press, Wellingborough,  Northhamptonshire, p. 125.

[15] Ibid., p. 126.

[16] Ibid., p. 124.

[17] «Ум к Гермесу», 20—21, рус. пер. К. Богуцкого. — Примеч. перев.