Джерфри Корнелиус.

 

Послание №11

Дорогой ученик! В этом Послании мы обсудим первое и самое важное требование, которое предъявляется к начинающему магу и которое многие, к сожалению, пропускают мимо ушей или не принимают всерьез. Тот, кто пренебрегает этой практикой, ходит по краю пропасти. И это не пустая угроза. Речь идет о практике ведения Магического Дневника или Хроники. Последняя подразумевает хронологический отчет о конкретной магической операции (или ряде операций), тогда как дневник — это личные заметки, которые человек ведет о своей повседневной жизни и в состав которых могут также включаться хроники магической работы. Как и в случае с любым другим магическим упражнением, теория, на которой зиждется данная практика, проста, но многослойна и включает в себя сложные и глубокие обоснования, которые могут пригодиться опытному ученику. Я нахожу весьма прискорбным тот факт, что некоторые авторы учебников для самостоятельной работы — объявляющие себя серьезными исследователями магии — даже не касаются вопроса о Магическом Дневнике или упоминают о нем настолько кратко, что ни один новичок не сможет извлечь из этих случайно брошенных обмолвок ни малейшей пользы. Следует ли мне напомнить авторам упомянутых книг слова Алистера Кроули о том, что «первая и совершенно обязательная задача каждого Соискателя — вести Магические Хроники»[1]? Быть может, этим авторам стоило сказать хоть что-нибудь полезное по поводу этого, на первый взгляд, простейшего требования? Впрочем, если уж быть до конца откровенным, тот же Алистер Кроули указывал, что ученик «не должен делать ничего такого, <...> чего он не понимает»[2]. Быть может, именно в этом и кроется объяснение тому, что одни авторы уделяют этой теме лишь несколько слов, а другие и вовсе обходят ее молчанием.

Тем ученикам, которые принимают свои обязательства всерьез, я советую обратиться к книге Алистера Кроули «Дневник наркомана». В возрасте 46 лет Великий Зверь надиктовал этот шедевр своей Багряной Жене Лие Хирсиг, когда они вдвоем жили на съемной квартире на Веллингтон-сквер в Челси. Вся работа над книгой, как утверждается, заняла двадцать семь дней и двенадцать с половиной часов. Каждому магу следует прочесть ее во что бы то ни стало. Возможно, это лучшее из всего, что Кроули когда-либо написал по вопросам теории, на которой основывается практика ведения Магических Хроник. Как следует из названия, основная тема дневника — процесс излечения двух человек от наркозависимости. Это непростая история. Многие любители дешевых сенсаций, не дав себе труда прочесть эту книгу, принимают ее за панегирик во славу радостей наркомании. Ничто не может быть дальше от истины! В действительности это история юноши и девушки, которые путешествуют по Европе, пребывая в плену пристрастия к наркотикам, и наконец попадают в Аббатство Царя Лама (Lamus), Мастера-Адепта, который задается целью избавить их от этого проклятия. Книга полна ценных намеков и важных мнений, вложенных в уста Лама. И, среди прочего, Лам выступает с речью о пользе ведения дневника как средства, которое позволит молодым людям выявить причины, стоящие за их наркотической зависимостью. Но лучше всего, на мой взгляд, интересующую нас мысль выражает одна из обитательниц Аббатства, Сестра Афина, обращаясь к гостям со следующей репликой: «Магические Хроники — это самое важное в нашем Аббатстве»[3], — равно как и, позволю себе добавить, в жизни любого ученика.

Позднее Кроули указывал на сложности, сопряженные с этой практикой: «...ведение Магических хроник — важнейшее из наших орудий. Как пользоваться этими Хрониками, объяснить непросто; но в один прекрасный момент до тебя неожиданно доходит, в чем тут соль»[4]. Однако прежде, чем до нас дойдет, «в чем тут соль», необходимо задаться чисто житейским вопросом: в чем отличие Магического Дневника от простого, то есть от обычной тетради для записей о повседневных делах. Многие новички, услышав предписание о Магическом Дневнике, покупают какой-нибудь симпатичный блокнотик с картинками на обложке или готовый ежедневник с уже проставленными на каждой странице датами. Не делайте этого! Такие «удобные в обращении» дневники наложат на вас существенные ограничения, а следует помнить, что ограничение — грех, как предупреждает о том «Книга Закона» (I:41). В какие-то дни вы захотите записать лишь пару строк, в какие-то и вовсе ничего, но будут и такие дни, для описания которых вам не хватит и двадцати страниц. Не позволяйте какому-то дурацкому ежедневнику навязывать вам подсознательные ограничения по принципу «один день — одна страница». Более того, новичку лучше сразу отказаться от мысли о каких бы то ни было переплетенных тетрадях и вести записи на отдельных листах бумаги.

Не забывайте, что вы — ученый-исследователь. Поэтому стоит постоянно носить при себе блокнот (неважно, переплетенный или нет), чтобы записывать в него приходящие на ум полезные мысли. Однако имейте в виду, что такой блокнот — это еще не Магический Дневник. Лично я в течение дня то и дело записываю что-нибудь в блокнот удобства ради. Но впоследствии все эти записи переносятся в дневник, предназначенный для постоянного хранения. Советую вам выделить для этой работы определенное время в течение дня и по возможности соблюдать его. Я, как правило, переношу заметки о вчерашних событиях в постоянный дневник по утрам, пока воспоминания о них еще не потускнели. Так я получаю возможность осмыслить вчерашний день, чтобы лучше исполнить задачи дня сегодняшнего. Иногда в течение дня я нахожу время, чтобы перепечатать некоторые записи из дневника, но такую роскошь я позволяю себе только в отношении событий, требующих непосредственного внимания, то есть касающихся каких-либо важных бесед, мероприятий и, в особенности, текущего эмоционального настроя. Регулярные ежедневные записи можно вести и на компьютере. Это гораздо легче. Но непременно позаботьтесь о резервных копиях на тот случай, если стихийным силам вздумается пошутить с вашим жестким диском. Смейтесь, если угодно, но много лет назад, когда я только начинал вести дневник, я писал его от руки и хранил в запертом ящике — однако это не мешало кое-кому учинять в нем разгром: несколько раз я обнаруживал, что некоторые страницы исчерканы рисунками и каракулями, а отдельные записи и вовсе пропали без следа.

Иногда спрашивают, как лучше структурировать свой Магический Дневник. Но простого ответа на этот вопрос не существует. Можем ли мы рекомендовать ботанику, чтобы он использовал для классификации растений такой же формат, каким пользуется для описания своих данных нейрохирург? Разумеется, нет. Во всем мире не найдется двух дневников, одинаковых по форме: ведь у каждого человека — свои особые потребности. Вам предстоит самостоятельно уяснить для себя, что именно требуется лично вам. Однако некоторые обязательные требования к дневнику все же имеются. К примеру, в каждой записи необходимо указывать дату, день недели и положение Солнца и Луны в знаках зодиака. Рано или поздно вы поймете, для чего это нужно, однако подобное понимание обычно приходит лишь в ретроспективе, по прошествии долгого времени. Кроме того, указывайте в дневнике точное время и место проведения всех ритуалов (в особенности «Liber Resh vel Helios») и перечисляйте тех, кто при этом присутствовал. Следует также делать записи о том, как вы себя чувствовали во время ритуала, и отмечать все сопутствовавшие ему необычные явления и происшествия (если таковые были).

Не пропускайте ничего из вышеуказанного и — самое главное — БУДЬТЕ ЧЕСТНЫ! Никогда не грешите против Истины в своем Магическом Дневнике. Если что-то прошло удачно, так и запишите. Если вы потерпели неудачу — ройтесь в себе, пока не поймете, почему так получилось и как исправить ошибку. Не создавайте в своем дневнике фантомов. Да, разумеется, мир — это большая площадка для игр, на которой вы можете играть во что угодно, дабы ваш дух набирался опыта. Однако важно не забывать, что в жизни должно быть место всему — и, в том числе, предельной честности. Магический Дневник — это и есть то место, в котором вы должны быть абсолютно честны. Большинство новичков этого не осознают, однако в действительности Магический Дневник — это отражение диалога между повседневностью, вашим духом и вашим Священным Ангелом-Хранителем. Лишь со временем вы начнете понимать, как это происходит. Не относитесь к этому легкомысленно. Более того, если в основании всей работы лежат ложь и обман, то для мага, достигшего порога Бездны, это означает верную гибель. Такой маг не сможет — повторяю, не сможет — пересечь Бездну. Он либо сойдет с ума, либо превратится в Черного Брата; и о том, какой из двух этих путей он избрал, красноречиво скажут его дальнейшие поступки. Помните: то, что вы записываете в своем дневнике, — это всего лишь слова, но, переходя на бумагу, они воплощаются на земном плане, дабы подчиниться магическим принципам рождения, жизни и смерти. И на следующем этапе своего существования эти — равно как и любые другие — слова бросают в почву вашего бессознательного некие семена, которым предстоит в дальнейшем расти и развиваться. Если вы посеяли ложь на страницах своего Магического Дневника, то, как вы думаете, какой плод принесет ее семя? Двух мнений на этот счет быть не может: от фантомов родятся лишь новые фантомы, которые по достижении Бездны неотвратимо пойдут в пищу Хоронзону.

Ритуал «Liber Resh vel Helios» мы подробно обсудим в следующих Посланиях. Но здесь мне хотелось бы пояснить, каким образом можно использовать Магический Дневник в связи с этим ритуалом. Допустим, вы исполняли «Liber Resh» в течение предписанного испытательного срока — на протяжении одного месяца. По окончании этого срока подсчитайте в точности, сколько раз за этот месяц вы проводили каждое из четырех поклонений. Если с вами все в порядке, то обнаружится, что какое-то одно из поклонений вы исполняли чаще, а какое-то — реже всего. В дальнейшем этот дисбаланс необходимо будет устранить, уделив больше всего внимания тому из поклонений, которым вы пренебрегали. «Liber Resh» открывает потайную дверь, и соблюдать в этой работе правильные пропорции решительно необходимо. Дверь должна быть ровной со всех сторон, а не болтаться на одной петле. Искаженный образ порождает неуравновешенные качества, а любое неурановешенное качество, укоренившееся в вашей психике, может превратиться в опасную одержимость. Именно по этой причине так важно вести записи о ритуалах «Liber Resh» и регулярно подсчитывать количество поклонений. Потайная дверь, которая отмыкается с помощью этого ритуала, подобна цветку, медленно раскрывающемуся в области муладхара-чакры. Все лепестки этого цветка должны быть равной величины и сиять одинаково ярко, чтобы все потоки струились через него беспрепятственно даже в том случае, если ритуал, который вы намереваетесь провести, рассчитан на работу лишь с потоком какой-либо одной стихии. Даже если вы собираетесь пробудить лишь какую-то часть общего течения, вся река в целом должна оставаться чистой.

Давайте для примера изобразим количество поклонений, выполненных в рамках ритуала «Liber Resh», в виде квадрата. Допустим, десять дней соответствуют одному дюйму. Если в месяце тридцать дней, а вы за это время исполнили в общей сложности 30 поклонений Воздуху, 20 — Огню, 25 — Воде и всего 10 — Земле, то вместо квадрата у вас получится четырехугольник со сторонами 3 х 2 х 2,5 х 1 дюйм... едва ли подобную фигуру можно признать полноценной «дверью» в сферах вашей тонкой анатомии, ведущей «во все четыре стороны света»[5]. Не забывайте, что четыре — это число еврейской буквы Далет. Она управляет картой Таро «Императрица», которая, как объяснялось в предыдущих Посланиях, соединяет между собой сферы Хокмы (Отца) и Бины (Матери) на Древе Жизни. В большинстве колод Таро на этой карте изображается река или ручей. Эта проточная вода символизирует не только четырехчастные течения, или Жизненную силу, но и глубинный поток бессознательного, общий для всего человечества. Если течение неуравновешенно, оно не может струиться равномерно и плавно. В вашей психике возникает затор, и в этот момент легко может развиться одержимость, чаще всего связанная с самым сильным элементом или впечатлением, которое превращается в преграду на пути потока. Чрезвычайно важно следить за тем, чтобы эта река текла беспрепятственно: тогда все впечатления или образы, которые вкладывает в нее некая сущность — например, наш Священный Ангел-Хранитель, — будут чистыми и ясными. В противном случае, вместо того чтобы превратиться в сосуд для посланий свыше, или для нисходящего Гнозиса, мы будем вступать с последним в почти не осознаваемое противоречие и, зачастую, впадать в одержимость ниспосылаемыми образами, даже не воспринимая их сознательно. Именно об этом предостерегает Алистер Кроули, говоря: «...не позволяй ни одному впечатлению возобладать над тобой, — все они должны только оплодотворять тебя. Так художник, увидев предмет, не преклоняется перед ним, а взращивает из него шедевр»[6]. Я позволю себе привести одну главу из «Книги Лжей» Алистера Кроули, связанную с тайнами карты Таро «Императрица» (хотя многие мои критики утверждают, что большинство читателей попросту перелистнут и забудут эту страницу):

ПЕРСИКИ

Мягкое и пустое, сколь же ты сильнее твердого и наполненного!

Оно умирает, оно отдается; плод этот — для Тебя!

Стань Невестой; затем станешь Матерью.

Со всеми впечатлениями так. Да не пересилят они тебя; но пусть взрастают в тебе. Малейшее из впечатлений, достигшее своего совершенства, есть Пан.

Прими тысячу возлюбленных; произведешь на свет только Одно Дитя.

Дитя это станет наследником Судьбы Отца[7].

Я не собираюсь вдаваться в секусальные коннотации этого текста и рассуждать о том, что персики символизируют вагину и о том, каким образом «мягкое и пустое» побеждает «твердое», — эта глава «Книги Лжей» и без того достаточно сложна для новичка; однако данное свое замечание я обращаю к тем немногим, кто умеет читать между строк и улавливать намеки на всех уровнях. Обычный же читатель, скорее всего, ограничится вопросом: «Но как нам не поддаваться протекающим через нас впечатлениям?» Могу сказать лишь, что объяснить это трудно, поскольку среднестатистическому читателю кажется, будто это предписание сводится к совету держать впечатления под контролем и так или иначе манипулировать ими. Это неверно. В действительности подобные «манипуляции» совершаются в потайных слоях бессознательного, в глубинах самих потоков. Нужно добиться того, чтобы эти потоки текли уравновешенно и гармонично. Тем самым мы исключим фактор воздействия человеческой психики на впечатления, поступающие с потоками. Неуравновешенная дверь — символ потоков, полных водоворотов и стремнин, мчащихся сквозь наш организм хаотичным и неуправляемым образом; тогда как дверь, представляющая собой идеальный квадрат, означает, что все потоки движутся в совершенной гармонии. И если они текут ровно и плавно, то образы, которые вкладывает в эти потоки наш Священный Ангел-Хранитель, проходят сквозь нас естественно и легко. Вот, собственно, и всё. Всё очень просто. Если вы обнаружите, что какому-то одному из потоков вы уделяете больше внимания, чем остальным, то считайте, что вы определили самое широкое из четырех русел, по которому в ваш организм поступают наиболее мощные энергии. Допустим, к примеру, таковым оказался поток Воздуха. И даже в случае, если в предстоящем ритуале вы собираетесь работать исключительно с силами Воздуха, вам все равно грозит огромная опасность. Чтобы уравновесить впечатления, которые придут от Воздуха, вам непременно понадобятся качества остальных трех стихий. Если вы не прислушаетесь к этому предупреждению, одержимость вам гарантирована.

Написав этот абзац, я спохватился и понял, что последние строки нуждаются в более подробных пояснениях. Я так и вижу, как в голове у какого-нибудь придурка колесики в голове завертелись на полную мощь, потому что ему почудилось, что я только что указал ему легкий путь. Постараюсь объяснить доходчиво. Если вы собираетесь провести коллективный магический ритуал — неважно, элементальный или какой-либо иной — и, просмотрев дневники всех его будущих участников, обнаружите, что ни один из них не совместим с предполагаемым ритуалом в полной мере из-за недостатка поклонений какой-либо одной из стихий, не пытайтесь переработать ритуал и подогнать его под доминирующую в сферах участников стихию. Иначе вы нарветесь на крупные неприятности. Наличие «сильнейшей» стихии не компенсирует общего дисбаланса. Необходимо, чтобы все участники ритуала пребывали в уравновешенном и равномерном потоке. Представьте себе, что вы — ученый. Если вы поставите перед собой какую-либо конкретную задачу, а затем вдруг обнаружите, что ваши помощники недостаточно компетентны для ее выполнения, как вы поступите? Правильно! Вы уволите их и наймете новых, достаточно квалифицированных. Дружеским пристрастиям не место в храме — в особенности если ваши друзья отнеслись к предстоящей задаче легкомысленно и не заложили необходимой основы для ее исполнения. В идеале, дверь, подобная цветку, раскрывающемуся в муладхаре, должна быть строго уравновешенной у всех, ктоприсутствует в помещении, где проводится магическая работа, — не только у исполнителей, но и у свидетелей ритуала. В конце концов, магическая операция — это вам не какое-нибудь спортивное зрелище. Все присутствующие так или иначе оказывают влияние на исход ритуала. И тех, кому не хватает упорства для исполнения «Liber Resh», попросту не следует допускать к участию в ваших опытах.

Но вернемся к теории, стоящей за предписанием о ведении Магического Дневника. В одной неопубликованной статье, распространяемой среди членов O.T.O., утверждается, что «самое главное орудие, содействующее Магу на благородном пути к Достижению, — это его Магический Дневник»[8]. И это, разумеется, чистая правда. Далее в статье поясняется, что каждый человек, который присоединился к Ордену, пройдя Посвящение в степень Минервала, обязан приступить к ведению такого дневника. Но так обстояло дело в прошлом. В наши дни спектр магических практик, применяемых в Братстве, прискорбно сузился, и переход от степени к степени более не налагает ни кого никаких обязательств подобного рода. Впрочем, с другой стороны, подобные практики никому из посвященных не возбраняются — и на том спасибо. В той же неопубликованной статье поясняется, что «для того чтобы понять, почему так важен этот Дневник, представьте его как некую сложную, затейливую карту, способную направлять Посвященного на том из путей, который он для себя избрал. Без этой карты большинство следопытов гибнут в бескрайних дебрях собственного ума. Таким образом, чем глубже Посвященный вдается в подробности в своем Дневнике, тем лучше. Ибо тем глубже он сможет погрузиться в изучение собственной внутренней сути. Если Магический Дневник состоит лишь из редких и поверхностных заметок, то таковы же и реальные достижения его владельца. Кроме того, Дневник символизирует те глубины, которых он достиг в попытках проникнуть в самое средоточие своей души и познать свою Истинную Волю»[9]. Автор подразумевает, что Дневник следует вести как можно более подробно, стараясь не оставлять без внимания ничего сколько-нибудь важного. Что именно следует записать в каждом конкретном случае, зависит от человека и от особенностей описываемого ритуала, однако общее правило гласит: лучше больше, чем меньше.

О том, что Магический Дневник вести необходимо, упоминается во многих хороших книгах, но мало где теория, стоящая за этой практикой, излагается достаточно подробно. Будем надеяться, причиной тому лишь недостаток места. Однако есть один автор-телемит, настаивающий на том, что ведение Магического Дневника — обязательное условие работы, и я хотел бы процитировать этого автора, тем более что знаю его лично и могу засвидетельствовать, что он — практикующий маг и пишет о том, что знает на личном опыте. Вот, пожалуй, самое важное из его указаний для начинающих: «Подобно хорошему ученому, записывайте все основные условия, в которых проходил магический эксперимент: отмечайте время и погоду, описывайте свои мысли, эмоции и желания, не упускайте ничего — ни самого серьезного, ни того, что может показаться сущими пустяками»[10]. Как это верно! Большинство людей упускают из виду, что на ритуал влияют все обстоятельства — и внутренние, и внешние. Особенно при работе со стихиями. Тот же автор упоминает, что дневник будет предоставлять ученику своего рода систему отсчета, на основании которой тот сможет судить о своем продвижении, и добавляет: «Перечитав свой Дневник за последние несколько месяцев работы, вы сможете выявить свои привычные модели самовыражения и эмоциальных реакций. Вы поймете, в каких ситуациях вы склонны ошибаться, и научитесь вовремя предотвращать подобные ошибки». Далее он утверждает: «Вы получите возможность более подробно и тщательно анализировать свою личность, свои действия и реакции. На вратах посвящения начертан призыв: “Познай себя!”; следовательно, ваша цель — самопознание, а Магический Дневник — основной ваш помощник на пути к этой цели»[11]. Эти соображения — прекрасная отправная точка в поисках понимания истинного смысла и предназначения Магического Дневника. Если что-либо из приведенных цитат осталось для вас непонятным, поясню, что мы должны постигать свое «Я». В этом — самая суть Телемы. Невозможно «поступать согласно своей Воле», не имея представления о том, каков ты во внешнем мире и что представляешь собой в мире внутреннем.

Как ни печально, в последние годы появилось немало людей, подменяющих правило «Поступай согласно своей Воле» новым «законом» — «Делай все, что тебе заблагорассудится». «Я телемит, я имею право!» — кричат эти люди. Такая установка цветет пышным цветом в некоторых организациях, претендующих на исполнение Законов, изложенных в «Liber AL vel Legis». Но в действительности то, что они практикуют, не имеет к Телеме ни малейшего отношения. И никогда не имело; и никогда не будет иметь, что бы там ни заявляли некоторые. Это менталитет Рабского Бога. Телема — это не «дозволение» вытворять все, что взбредет в голову. Напротив, это величайшее из требований, когда-либо предъявлявшихся человеку. Поступать согласно своей Воле — значит, признавать Законы своей Звезды. И ваш дневник — первое и главное орудие в поисках сути этих Законов. Много ли в наши дни найдется телемитов, способных положа руку на сердце признать, что они действительно ведут дневник? Чтобы стать телемитом, недостаточно просто заявить, что ты — телемит. Никто не рождается с осознанием своей Истинной Воли. Вместо того, чтобы обучать своих членов по всем правилам и объяснять им, что они ведут себя не как телемиты, а как эгоистичные избалованные дети, некоторые организации попросту торгуют собой в ущерб этим людям, только бы не лишиться их драгоценных взносов. При этом ответом на все вопросы служит осточертевший штамп, вытащенный уж и не знаю из какого пыльного шкафа: «Мы просто ставим эксперименты с Телемитским Образом Жизни». Все подобные отговорки — просто куча старого доктринерского дерьма. В мире современной Телемы трудно отыскать подлинную духовность. Кое-кто может со мной не согласиться, однако по сравнению с другими религиозными течениями наше кажется всего лишь пафосным прикрытием для тех, кто желает потешить свое Эго, и не в последнюю очередь — потому, что нашим ученикам давно уже не предъявляют это важнейшее требование: закладывать надежную основу для дальнейшей работы, как Алистер Кроули предписывал каждому телемиту, а именно — вести Магический Дневник.

Если вы — один из тех немногих решительно настроенных учеников, которые действительно стремятся открыть свою Звезду, постичь свою Истинную Волю, то описывайте в своем дневнике события, людей и места, книги и фильмы, а также записывайте свои мысли. Иными словами, в дневнике должно быть отражено все, о чем вы думали, и все, что вы делали в течение дня. Знаю, что не всем легко понять, для чего могут понадобиться ваши размышления о сугубо, казалось бы, личных и житейских делах, когда все, чего вы хотите, — это привлечь какую-либо сущность, наподобие вашего Священного Ангела-Хранителя или стихийного духа, из ее мира в свой и просто с ней побеседовать. Но в других Посланиях[12] я не раз объяснял, каким образом эти сущности действуют через нас и работают с теми областями нашей психики, которых мы не осознаём в ходе обыденной жизни. Если вы не имеете никакого представления о своих неосознанных и, зачастую, неуравновешенных желаниях, влиявших на вас в последние несколько месяцев, то какой-нибудь низший элементал, проскользнувший в ваше бессознательное, воспользуется случаем, чтобы подтолкнуть вас к исполнению этих навязчивых желаний и помешать вам увидеть то, что вы хотите знать на самом деле.

Мне удалось отыскать еще одну книгу по магии Телемы, в которой содержалась глава о Магическом Дневнике; однако, перелистав ее, я был глубоко разочарован. Начинается эта глава с достойного, на первый взгляд, утверждения: «В Магический Дневник следует записывать лишь то, что имеет отношение к Магии, — то есть, иными словами, всё»[13]. Однако по мере дальнейшего чтения эта реплика предстает совершенно в ином свете; создается впечатление, будто автор пытается научить школьника ставить научный эксперимент, что вообще типично для большинства книг в духе нью-эйдж. Короче говоря, в этом издании вы не найдете ничего такого, чего нельзя было бы отыскать в «Оксфордском толковом словаре». Тем не менее, кроме «Дневника наркомана» существует еще одна книга, которую я настоятельно рекомендую читателю. Она называется «Алистер Кроули и практика ведения Магического Дневника»[14]. Я бы с удовольствием привел здесь обширные цитаты из введения к этой книге, но лучше будет, если вы попросту приобретете себе экземпляр и тщательно изучите его от корки до корки. Ваши усилия щедро окупятся. Можно было бы сослаться еще на несколько книг, но, по правде говоря, ничего принципиально нового в них не вы не найдете.

На данный момент ваша задача — просто осознать, насколько важно завести Магический Дневник. Если бы ученые не вели записей, никто бы не принимал всерьез их «так называемых достижений». Точно так же следует относиться и к любому телемиту, который не дает себе труда вести Магический Дневник. Все претензии на великие успехи и, в особенности, на достижение магических степеней не заслуживают доверия, если человек не может подтвердить их записями. Живо вспоминается, как Грейди Макмертри шутил, что Черные Братья никогда не ведут дневников и не оставляют записей о своих делах, потому что боятся разоблачения. Когда они разглагольствуют о своем величии, вы должны «верить им на слово». Я согласен с Кроули, что в этом — одна из причин, по которым распался Герметический орден Золотой Зари. Он пошел по пути Черного Братства, когда дозволил своим членам претендовать на обладание магическими степенями, не принимая на себя даже таких простейших обязательств, как ведение Магического Дневника. Каждый настоящий маг должен твердо отдавать себе отчет, что ему необходимо заложить прочное основание для дальнейшей работы. Важность этого условия трудно переоценить. Алистер Кроули говорит, что первая и обязательная задача каждого ученика — вести Магические Хроники. Исключений из этого правила он не признает.

Помимо вышеперечисленных основных и достаточно очевидных причин, Алистер Кроули отмечает еще один важный момент в связи с этой практикой. Он предупреждает ученика, что в деле воспитания ума он «столкнется с огромными трудностями. И, пожалуй, величайшей из них следует признать забывчивость. Это едва ли не худшее проявление того, что буддисты называют невежеством. Тем, кто от природы забывчив и рассеян, могут пойти на пользу предварительные упражнения для развития памяти. И в любом случае полезно и необходимо вести Магический Дневник»[15]. Не секрет, что среднестатистический человек не отличается хорошей памятью. Воспоминания о многих событиях прошлого зачастую тускнеют и пропадают бесследно или преображаются до неузнаваемости, порождая новые мифы, тешащие наше эго. Ведя дневник, вы приучите себя постоянно вылавливать из памяти события уходящего дня, прежде чем они забудутся окончательно. Ключ к процессу припоминания в целом — тот факт, что он протекает на уровне бессознательного. Вы не осознаете, что содержимое вашей памяти постоянно претерпевает легкие, едва уловимые перемены. Но благодаря ведению дневника память постепенно оттачивается, и через какое-то время вы обнаружите, что способны припоминать прошедшие события в мельчайших подробностях. А эта способность решительно необходима каждому магу, работающему на астральном плане и проводящему ритуалы. Уже одного этого достаточно, чтобы признать практику Магического Дневника поистине бесценным подспорьем.

Кроме того, я хотел бы напомнить вам еще одно обстоятельство, связанное с Магическим Дневником. Если вы — подлинный первопроходец Нового Эона, радостно стремящийся навстречу приключениям в неизведанных морях, то вы наверняка не первый раз слышите слово «одержимость». Для каждого, кто рискует углубиться в астральные воды своей психики, безумие — вполне реальная опасность. Не стоит полагать, что это пустая угроза. Но если бы все первооткрыватели в истории человечества разделяли обычные для своего времени страхи и верили, например, что Земля плоская или что в пучинах вод обитают чудовища, пожирающие корабли, то мы с вами до сих пор бы жили в каменном веке. Да, действительно, многие путешественники сходили с ума и гибли в попытках исследовать неизведанные уголки нашей планеты. Но те, кто шел за ними следом, пользовались картами и дневниками своих предшественников и благодаря этому получали возможность продвинуться немного дальше. Это общее соображение очень важно. Неважно, что именно вы исследуете — свое собственное «Я» или незримый мир вокруг нас, — вы все равно остаетесь первопроходцем в таинственных водах, еще не нанесенных на картах. По поводу упомянутых «карт и дневников» Кроули писал: «Без этого вы уподобитесь мореплавателю без карт и бортового журнала»[16]. Если вы только заглянули одним глазком в магические сферы и тотчас зажмурились, то и дневник ваш будет представлять собою жалкое свидетельство того, что вы не в состоянии оценить то, что открылось вашему взгляду. Но если вы не отступите, если будете упорно продвигаться вперед шаг за шагом и вести подробные и тщательные записи обо всем, что встречается вам на пути, то рано или поздно вы достигнете цели. Чтобы двигаться вперед и понимать, где вы сейчас находитесь, необходимо постоянно осмыслять пройденную часть пути и взвешивать каждый сделанный шаг. Если вы не будете изучать свою собственную историю и обдумывать прошлое, вы обречены на повторение одних и тех же ошибок. Выявив очередную ошибку, пристально изучайте ее и старайтесь понять, как избавиться от этого препятствия на пути к вашему «Я». Если же все идет хорошо, то можно сделать вывод, что вы избрали верное направление. Не останавливайтесь на достигнутом — идите дальше! Помните, что вы — ученый, а магия — это не детские игрушки.

На то, чтобы вести Магический Дневник, имеются и другие причины, хорошо известные всем, кто внимательно изучил труды Алистера Кроули. Я не стану глубоко вдаваться в этот вопрос и ограничусь лишь цитатой из Кроули: «Составление этой Хроники <...> ведет к пробуждению Магической Памяти — памяти о ваших прошлых воплощениях»[17]. По этой теме Зверь написал немало, и ученики, интересующиеся ею, без труда найдут в его работах дальнейшую информацию. Но, как я уже говорил, эта практика доступна лишь ученикам, достигшим достаточно высокой ступени, — тем, кто на протяжении многих лет вел безупречные дневники и благодаря этому знает, «с чего начать». Но нам с вами рассуждать о «начинании» такого рода слишком рано, поскольку данная практика требует более глубоких и длительных размышлений, чем на то способен среднестатический новичок, и приступать к ней не имеет смысла, пока вы не накопите в работе с Магическим Дневником солидный опыт.

Как вы теперь видите, Магический Дневник представляет собой нечто гораздо большее, чем кажется на первый взгляд. И все вышесказанное — лишь краткий и поверхностный этой глубочайшей темы. Но основная идея заключается в том, что беспорядочные и отрывочные записи не принесут вам пользы и не окажут помощи, когда она вам понадобится. Любую магическую работу, в особенности ту, что касается исследований вашего «Я», необходимо описывать со всей возможной точностью и глубиной. «Заниматься магией, не ведя записей, — все равно что управлять предприятием, не ведя финансового учета»[18]. Стараясь подчеркнуть важность этой практики, Кроули постоянно прибегает к подобным сравнениям. «Если вы пригласите аудитора для проверки вашей деятельности и в ответ на вопрос, где ваши бухгалтерские книги, заявите, что не видели смысла их заводить, то будет совсем неудивительно, если он сочтет вас законченным идиотом»[19]. Зарубите себе это на носу!

В начале этого Послания я упомянул, что, по словам Кроули, если вы будете вести Магический Дневник регулярно, то рано или поздно поймете, «в чем тут соль». Это понимание приходит через отношения с вашим Священным Ангелом-Хранителем. Если выполнять в течение какого-то времени «Liber Resh», ритуалы Изгнания и «Волю», то в конце концов записи об этой работе начнут говорить с вами на понятном только вам языке. Это происходит благодаря нисхождению Гнозиса, и для этого необходимо научиться в точности припоминать посещавшие вас мысли. Напомню, что именно эту способность и развивает Магический Дневник, даже если поначалу вы этого не осознаёте. Но навык этот приходит не сразу. Не рассчитывайте, что, начав вести дневник сегодня, вы уже через неделю получите впечатляющие результаты. Но как только вы приступите к поискам Сокровенного Знания, вы с каждым шагом будете постигать свое «Я» все глубже и глубже, и ваш ангел будет постоянно направлять вас на этом пути, пока не приведет вас прямиком к вашей Звезде и к Законам вашей Истинной Воли. Если же вы не даете себе труда вести Магический Дневник, то ни о каких серьезных размышлениях о вашем «Я» не может быть и речи, а без этого нисхождение остается для ангела практически невозможным, если только вы не ведете исключительно благочестивую жизнь — что, по-видимому, практически невозможно уже для телемита. Итак, если вы до сих пор не начали вести Магический Дневник, начните сегодня же!

 

© Перевод: Анна Блейз, 2009

© Pan's Asylum Lodge O.T.O.

© Thelema.RU

 


 

[1] Aleister Crowley. Magick Without Tears. Minnesota: Llewellyn Publications, 1973, p. 491. — Примеч. автора.

[2] Aleister Crowley. Magick in Theory and Practice. New Jersey: Castle Books, 1965, p. 377. —Примеч. автора.

[3] Aleister Crowley. The Diary of a Drug Fiend. NY: University Books Inc., 1970, p. 320. —Примеч. автора.

[4] Aleister Crowley. Magick Without Tears, p. 382. — Примеч. автора.

[5] См. «Книгу Закона», III:37: «Есть потайная дверь, которую я сотворю, чтобы проложить тебе путь во все стороны света». — Примеч. перев.

[6] Aleister Crowley. The Book of Lies. England: The Hayden Press & West Point California, Karl J. Germer, 1962, p. 19. — Примеч. автора.

[7] Ibid., p. 18. — Примеч. автора.

[8] “The Magical Diary” The Minerval Obligations, Lesson One. Connecticut: Brocken Mountain Lodge O.T.O., 1979, p. 1. — Примеч. автора.

[9] Ibid., p. 3. — Примеч. автора.

[10] Rodney Orpheus, Abrahadabra. Sweden: Looking Glass Press, 1995, p. 9. — Примеч.автора.

[11] Ibid., p. 9.

[12] Не вошедших в настоящую серию. — Примеч. автора.

[13] Gerald del Campo. New Aeon Magick, Thelema Without Tears. Minnesota: Llewellyn Publicatios, 1994, p. 132. — Примеч. автора.

[14] Crowley. Aleister Crowley and the Practice of Magical Diary, ed. James Wasserman. Arizona: New Falcon Publications, 1993. — Примеч. автора.

[15] Aleister Crowley. Book 4. Texas: Sangreal Foundation Inc., 1972, p. 71. — Примеч.автора.

[16] Crowley. Magick Without Tears, p. 286. — Примеч. автора.

[17] Ibid., p. 491. — Примеч. автора.

[18] Crowley. Magick in Theory and Practice, p. 141. — Примеч. автора.

[19] Ibid. — Примеч. автора.