Один из самых известных исследователей карт Таро на постсоветском пространстве Андрей Костенко известен также своей издательской деятельностью. Он перевел и выпустил в свет такие классические работы как "Книга Тота" Алистера Кроули, "Таро. Полное описание системы Артура Уэйта", "Таро Магов" Освальда Вирта. В интервью нашему сайту г-н Костенко рассказывает, с чего началось его увлечение эзотерикой, а также о той роли, которую в его жизни сыграло творчество Кроули.

Откуда взялась эзотерика в Вашей жизни? Что стало толчком книги, люди, случай или какая-нибудь синхрония?...

Как поется в одной песне, "Там, где я родился, каждый знал Колю Коля был лучший товарищ и друг...". Во времена моей юности в городе Днепропетровске было несколько интересных людей. Кто-то дал почитать Кастанеду и Раджниша, кто-то научил каким-то мантрам, кто-то секретным (сейчас это, конечно, смешно) упражнениям цигун. Ну и некоего зелья употреблено было немало. Из всего этого в молодом человеке и рождалось некое специфическое мироощущение. "Эзотерика" словцо коварное, каждый вкладывает в него свой смысл. Я бы скорее сказал о мистическом ощущении того, что "Я есмь То": это для меня начало и конец всякой эзотерики. Кое-кто из наших с этим мироощущением уходил в религию чаще в "Харе Кришна", чем в православие, но для меня это оказалось неприемлемо.

Как Вы относитесь к тайным наукам с позиции исследователя или адепта? Какие эзотерические дисциплины Вам наиболее интересны? Практикуете ли что-то сами?

Еще одно непростое слово. Адепт, насколько я понимаю, это 1) посвященный в тайны того или иного учения или 2) ярый последователь, приверженец учения. Близко, но не одно и то же. Так вот, по психической конституции мне просто невозможно быть адептом во втором значении. И у меня нет никаких особых оккультных посвящений. Но если вы имеете в виду, верю ли я в то, что исследую, то, конечно, да. Правда, в "эзотерике" очень много глупости, пошлости, а в последнее время и откровенного манипулирования. Вот как исследователь я и стараюсь отделить для себя зерна от плевел. А как переводчик и издатель призываю соотечественников тоже заняться этим увлекательным процессом. Меня интересует очень многое, но в первую очередь проблемы кармы и реинкарнации (об этом очень много чепухи написано, но тема-то важнейшая!). Практика прорицания, ее структура и формы. Символические системы описания мира (Таро в первую очередь: это моя любимая тема; И-цзин, геомантия). Мантры, мандалы, сакральные виды письменности, талисманы разных культур. Энергетические практики, в основном китайские, связанные с понятием ци. В ближайшие годы собираюсь основательно заняться астрологией.

Вы размышляли над тем, как влияет увлечение эзотерикой на Вашу жизнь?

В критические моменты жизни (не на повседневной основе) я прибегаю к прорицанию, магии, "беседам с Богом" и "сдвигу точки сборки". Именно потому, что я этими практиками не злоупотребляю, они всегда очень мощно действуют. Я получаю нужные знания, наставления, поддержку и вдохновение. По-видимому, это вполне можно назвать "влиянием на мою жизнь".

Давно ли интересуетесь Таро, и, какие, на Ваш взгляд, колоды Таро работают наиболее эффективно?

Эти карты впервые запали мне в душу где-то в конце 80-х, когда мне в руки попалось репринтное издание "Предсказательного Таро" Папюса в дореволюционном русском переводе. Потом мои увлечения ушли несколько в другое русло, и всерьез я занялся изучением Таро уже в конце 90-х. Начал с Уэйта. По его колоде я до сих пор и гадаю, когда приходится, хотя ни с эстетической, ни с символической точек зрения она мне уже не кажется самой лучшей. Какие колоды работают наиболее эффективно? Смотря что понимать под словом "работают". Если имеется в виду гадание, то я убежден, что при наличии правильной духовной и ментальной настройки эффективно гадать можно хоть на спичечных этикетках. В любом графическом образе можно вычитать что угодно, а ведь важно то, что вы вычитываете, а не то, что нарисовано на кусочке картона. Если же говорить о медитативном созерцании карт Таро, то это тоже очень субъективно. Для меня в этом смысле шедеврами являются "Таро Тота" Кроули, Ошо-Дзэн-Таро, Таро Освальда Вирта (конечно, его настоящая колода, а не эта жалкая современная подделка U.S. Games), из русских Рокамболь-Таро.

С чего началось Ваше знакомство с Кроули? Что считаете наиболее значимым в его наследии? Кто Кроули для Вас лично?

Я заинтересовался Кроули в связи с тем, что его очень высоко ценили Роберт Антон Уилсон и Тимоти Лири, в переводе и издании книг которых я принимал участие. И кое-что прочел у него и о нем. Я считаю, что это один из интереснейших людей ХХ века. Его философия-религия Телемы ценный вклад в духовную эволюцию человечества. Он как-то все делал талантливо: вся жизнь один сплошной "грезофарс", все мистически переплетено, все эстетически продуманно и поступки, и тексты, и визуальные образы, и высокие горы, и низменные страсти... Вокруг таких личностей обычно выстраиваются религии, которых я сторонюсь. И фобии, которые меня смешат. Кроули для меня один из Мастеров Искусства Жизни, перед которыми почтительно склоняю голову.

Оказали ли на Вас влияние какие-то российские или зарубежные эзотерики, с которыми Вы были знакомы лично? Если да, то кто, и как Вы оцениваете это влияние?

Я мало с кем знаком лично. Если оставить в стороне бенефакторов моей юности, то мне было очень интересно общаться с Садашивачарьей. Я бы назвал еще пару имен, но, боюсь, они обидятся на слово "эзотерики". Нет, на меня, пожалуй, больше влияли книги, чем живые люди.

Вы занимаетесь издательской деятельностью уже около 10 лет. Почему был выбран этот путь?

Это просто такая предрасположенность организма. Я ведь взрослел в ситуации советской империи, когда все интересное было либо под запретом, либо в дефиците от рока и "эротики" до религии и "эзотерики". И у меня всегда была болезненная склонность все попавшие ко мне редкие и ценные тексты копировать, переводить на русский язык и размножать среди ценителей. Я от руки переписывал Евангелие и делал распечатки Кришнамурти под копирку, переводил для друзей тексты рок-групп и какие-то фотокопии методичек по каратэ и точечному массажу... С какого-то момента я и работы себе уже такие находил, чтобы не денег больше заработать, а иметь доступ к компьютеру, потом к сканеру, потом к лазерному принтеру и заниматься переводами и кустарным издательством. Просто для души. Сейчас эта деятельность меня уже и кормит, но все равно главное то, что вот этой книги на русском языке раньше не было, а теперь, благодаря мне, есть. Это такой вид творчества, наверное.

Как Вам кажется, изменились ли интересы русскоязычной аудитории за эти годы? Как Вы видите будущее эзотерики на постсоветском пространстве лет через десять люди станут умнее, свободнее, будет больше хороших книг, или все задушит религиозный официоз и коммерция?

Я не разделяю мнение, что в советском самиздате циркулировали серьезные эзотерические книги, а сейчас на книжных развалах сплошная макулатура вроде "Как научиться читать ауру за пять минут" или "Астрология для полных дебилов". На самом-то деле люди всегда делятся по своим интересам на определенные категории, соотношение которых остается примерно одинаковым. Коммерческой макулатуры, действительно, стало больше, но серьезных искателей от этого не стало меньше. И для них нужно издавать серьезные книги. Заниматься этим большие издательства не должны и не будут, потому что серьезная книга заведомо малотиражная и притом хлопотная, проще штамповать какие-нибудь "100 магических рецептов для удачи в делах, здоровья и хорошего секса", чем переводить, скажем, К. К. Заина, Корнелия Агриппу или того же Кроули. Серьезные книги по магии должны делать маленькие независимые издатели. Для такого издателя выпустить одну книжку в несколько месяцев тиражом три тысячи и продавать ее целый год может быть экономически приемлемо. Для большого же издательства это совершенно невыгодно, если речь не идет о каком-то имиджевом проекте или, как вы говорите, "просветительстве". Не надо бояться, что коммерция тотально оболванит публику. Болванов никогда не будет больше, чем в человечестве заложено природой. И при правильном подходе серьезное "эзотерическое" книгоиздательство тоже может быть довольно "коммерческим". Вот цензура, поповская или фээсбэшная, это, действительно, дрянная вещь, и в России уже вполне отчетливо прорисовывается. Что будет через десять лет не берусь сказать. При самом худшем варианте вернется самиздат (плюс я не думаю, что кто-то сможет отнять у нас Интернет). Но я все-таки надеюсь, что мы создадим единое цивилизованное мировое сообщество, в котором любому мировоззрению найдется место, и право на распространение любой информации будет охраняться законом.
Воистину, Do What Thou Wilt Shall Be the Whole of the Law!

 

© Telema.ru, 2011