Sr. Ками.

 

Мистика и Секс в Венеции

Раз в два года в Венеции проводится международная выставка современного искусства, в рамках которой основаны международные фестивали музыки, театра, кино и архитектуры. История биеннале насчитывает ни многим, ни малым сто двадцать лет. Идея биеннале возникла у консула Риккардо Сильватико в 1893 году, а в 1895 году впервые увидела свет «Международная художественная выставка города Венеции», на которой были представлены работы художников из 16 стран мира. Престиж биеннале вскоре достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году её регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда. Венецианский кинофестиваль, основанный в рамках биеннале в 1932 году по инициативе Бенито Муссолини, является старейшим международным кинофестивалем, приводящимся ежегодно на острове Лидо с 1934 года (за исключением 1943-1945 и 1973-1978).

Рекордным по посещению для биеннале стал 2011 год, однако куратор нынешней юбилейной 55-ой выставки – Массимилиано Джони - намеревается побить все рекорды и превзойти самого себя. Его главная идея поистине грандиозна и даже утопична. Основной проект называется «Энциклопедический дворец» и отсылает зрителя к проектам Марино Аурити, разработавшего и запатентовавшего в 1955 году концепцию здания, которое должно было вместить все знания, накопленные человечеством. Здание, созданное Аурити лишь на бумаге, насчитывало 136 этажей, взмывало в небо на семьсот метров и заняло бы шестнадцать кварталов в г. Вашингтон. Переосмыслив идею Аурити, Джони решил собрать под одной крышей работы мэтров «современного искусства» почти за целое столетие, исторических артефактов за всю историю человечества и даже изобретений. В выставке принимают участие сто пятьдесят артистов из тридцати шести стран мира.

Как признается Джони, он бы хотел поговорить со зрителем о месте художника в современном мире и о том, принадлежит ли способность создавать образы уделом лишь профессионалов. Массимилиано пытается объяснить, как человеческий разум реагирует на изображение и как можно разрушать одни визуальные ассоциации и вызывать другие. Массимилиано жаждет предельного исследования иммажинэра – воображения, снов, галлюцинаций, измененных состояний сознания, коллективного бессознательного. Именно поэтому особое внимание Джони уделил работам мистиков и эзотериков, от неизвестных тантрических авторов до теософа Рудольфа Штайнера и «самого испорченного человека на свете» и, без сомнения, самого яркого оккультиста 20-го столетия Алистера Кроули.

Особое внимание отведено сфере вожделения, сексуальных фантазий, потаенных эротических желаний (что, несомненно, пришлось бы по нраву самому Кроули). Как ни странно, в число арканов Таро Тота (созданных Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис), представленных на выставке, одиннадцатый ату «Вожделение» не вошел. Репродукции арканов были размещены в зале с черными стенами, посередине которого возвышались два золотых столба – работа Джеймса Ли Байерса – мистика, шоумена и последователя дзен. Вниманию публики были представлены девять ату – Равновесие, Башня, Дьявол, Королева Чаш, Луна, Солнце, Туз Чаш, Повешенный, Королева Жезлов (против часовой стрелки). Первые шесть работ расположены «по парам», символизируя противоположности – Равновесие и Башня, Дьявол и Королева Чаш, Солнце и Луна. Композиция последней троицы пока составляет для меня загадку.

Поистине сенсационным событием для и без того богатой на сенсации выставки стала первая публичная демонстрация Красной Книги Карла Густава Юнга – энциклопедии внутренних образов, снов и духовной эволюции великого психоаналитика, над которой он работал более шестнадцати лет своей жизни. Красная Книга располагалась в главном зале Центрального Павильона и, фактически, открывала саму выставку. (помимо него были павильоны стран-участников, а также второй павильон выставки Арсенал). К работе над «Красной книгой» Юнг приступил после разрыва с Фрейдом, произошедшего в 1913 году. Родственники и потомки психолога долгие годы препятствовали публикации этого важного для истории психологии документа: лишь в 2001 году к манускрипту были допущены исследователи, а широкая публика смогла познакомиться с книгой только после её публикации в 2009 году.

Через полгода после её выхода, Клуб Касталия в соавторстве с эзотерической группой Inverted tree перевели текст Красной Книги на русский язык и выложили на своих сайтах. Выпуск Книги в твердом переплете и ее презентация состоялись 22 июня 2012 года.

55-ая Венецианская биеннале открылась 1 июня 2013 года и закроется лишь 24 ноября. Посещение этой выставки – событие экстраординарное и я рада, что смогла прикоснуться к миру искусства, не только и не столько художественного, но, в первую очередь, несомненно магического. Работа Массимилиано Джони по своим замыслам и их реализации заслуживает высших похвал. Что скажет следующий куратор? Что преподнесет человечеству следующая выставка? После колоссальной работы над синтезом коллективной мандалы человеческого воображения необходим вызов, новый вектор, новый виток спирали. Работа над композицией новой выставки уже началась.

 

© Thelema.RU