Fr. Марсий.

 

Слово мантра происходит от санскритского мантрана, означающего "совет, предложение". Использование мантр необходимо для обретения особого психического состояния, которое позволяет нам добиться контроля над своими мыслями и установить связь с Божеством.

В "Книге 4" Алистер Кроули пишет, что

"в качестве мантры позволительно использовать любое изречение".

Можно даже сказать, что мантрой является каждое слово. Ведь любой звук вызывает в разуме определенное значение, на которое разум немедленно откликается.

Далее Кроули уточняет:

"Идеальная мантра должна быть ритмичной, можно даже сказать мелодичной (…) Новичкам лучше всего подбирать мантры средней длительности. Если мантра слишком длинная, человек обязательно ее забывает, если только не практикует в течение долгого периода времени. Односложные мантры, вроде Ом, слишком отрывисты, и в них теряется ритмический рисунок".

Однако помимо ритмики и музыкального звучания, воздействующего на ваше подсознание, мантра должна оказывать влияние также на ваше сознание, а значит быть наполнена сакральным смыслом.

Хотя слово "мантра" относится к ведической традиции, сама техника использования непрерывного повторения Божественного имени или Священной фразы для установления экстатической связи с Божеством, существует в большинстве религий. Стоит напомнить "умную молитву" христианского исихазма, суфийский зикр в исламе, многократные повторения молитв у иудеев. Разумеется, мантры также используются и в Телеме.

В "Книге 4" Алистер Кроули приводит девять различных мантр, принадлежащих к разным традициям, – от самой известной и короткой ("Ом") до самой священной для телемитов мантры ("А ка дуа"), написанной на Стеле Откровения. "Этих мантр вполне достаточно, чтобы вы могли выбрать из них свою", – заключает он.

Но для повседневного использования Алистер Кроули рекомендует использовать одну из них – ведическую Гаятри-мантру. В "Восьми лекциях по Йоге" он пишет:

"Каждый ученик должен взять себе за правило совершать приветствия Солнцу (таким образом, в каком это рекомендовано в Liber Resh) четыре раза в день, также он должен приветствовать Луну, когда она появляется на небосводе, – Гаятри-мантрой. Наилучший способ – произносить мантру сразу же, как только вы увидели Луну, чтобы сконцентрировать внимание на ней, и произносить ее до тех пор, пока внимание не перестанет рассеиваться".

О том же Кроули пишет и в XVIII-ой главе "Магии без слез" ("Важность наших общепринятых Приветствий"):

" ... к "Приветствиям" я отношу "ритуал Воли" перед едой, четыре ежедневных поклонения Солнцу (Liber CC vel Resh) и приветствие Нашей Госпоже Луне".

Согласно традиции, известные нам мантры были услышаны йогами и ведическими мудрецами в состоянии медитации (самадхи). Иными словами, предполагается, что мантры возникли не в обычном состоянии сознания (то есть не были порождением искусства и литературы), а были услышаны в высшем состоянии сознания (турийя). Позже эти мантры были собраны и записаны в Ведах четырьмя учениками мудреца Вьясы.

Гаятри-мантра представляет собой отрывок из священной "Ригведы". Точнее это десятый стих 62-го гимна (Он называется "К разным Богам") третьей Мандалы Ригведы. Индийская традиция, приписывает этот текст Вишвамитре, одному из семи божественных мудрецов "риши". Считается, что он был рожден кшатрием, но своими аскетическими подвигами сумел добиться положения брахмана, он также является одним из персонажей "Рамаяны".

Что означает название этой мантры? В переводе с санскрита слово "гаятри" означает "песня", также оно служит для обозначения стихотворного размера, которым написана данная мантра (три строки, содержащие в себе восьмисложных части).

В индийской мифологии Гаятри – это имя жены Бога Брахмы, солнечной дочери Бога Сурьи (отсюда ее второе имя "Савитри" – солнечная). Она женская ипостась Всевышнего, "Ведамата" – мать четырех Вед, истинного знания, которое она передала человечеству. Считается, что секрет учения Упанишад заключен в четырех Ведах, а Гаятри – сущность Упанишад.

Текст Гаятри-мантры

Вот как звучит Гаятри-мантра:

AUM [BHOOR BHUWAH SWAHA]
TAT SAVITUR VARENYAM
BHARGO DEVASAYA DHEEMAHI
DHIYO YO NAHA PRACHODAYAT.

Ом [Бхур Бхувах Свах]
Тат Савитур Вареньям
Бхарго Девасья Дхимахи
Дхийо Йо Нах Прачодаят.

Примеры:

[WAV, 18сек, 192 кб]
[
MP3, 32сек, 188 кб] (с хором)
[
AU, 19сек, 291 кб]

Традиционно Гаятри-мантра включает вступление, содержащее слова "Бхур, Бхувах, Свах", обозначающие Землю, Воздух и Небеса соответственно. Но иногда они опускается.

В классическом русском переводе, опубликованном в серии "Литературные памятники", Гаятри-мантра переведена следующем образом:

Мы хотим встретить этот желанный
Блеск бога Савитара,
Который должен поощрять наши поэтические мысли!

Согласно ведической традиции с помощью чтения Гаятри-мантры совершается Божественное пробуждение разума и души, и, таким образом, человек может соединиться со Всевышним. Многие индусы считают, что читать эту мантру имеют право только мужчины трех высших каст, которые получили упанаяну (посвящение в ученики) в ортодоксальном индуизме, другие полагают, что безграничный потенциал Гаятри-мантры может помочь любой душе достичь Парабрахмана, если только человек, исполняющий мантру, обладает ее истинным пониманием и верой в Бога.

Точный "правильный" перевод этой знаменитой мантры очень сложен и едва ли возможен. Так что тому, кто работает с Гаятри-мантрой, рекомендуется изучить максимально возможное число ее переводов и толкований, чтобы подобрать то понимание, которое ему ближе всего.

Ниже мы приводим некоторые варианты ее перевода:

Да помыслим о желанном
блеске дивного Светила (Савитар),
Разум наш, да озарит он

Вот более развернутые варианты перевода:

"О Бог! Ты дающий Жизнь, Уничтожающий боль и горе, Дарующий счастье, О! Создатель Вселенной, пусть мы получим твой высший свет, уничтожающий грех, пусть ты поведешь наш разум по правильному пути".

"Мы создаем славу Господа, Творца Вселенной, достойного поклонения, воплощения высшего знания и духовного света, устранителя всех пороков и неведения. Да озарит Он наше сознание".

"Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум и поправит лучи нашего разума на пути праведности".

"Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть оп озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту".

"О земля, пространство и небеса. Позвольте нам медитировать на них и на величественный свет почитаемого Солнца. Мы молим их руководить нашим разумом".

"О Божественная Мать, паши сердца окутаны темнотой. Удали эту тьму от нас и помоги Божественному свету озарить нас".

Ниже приводятся интерпретации Гаятри-мантры, предлагаемые различными учеными:

Согласно Максу Мюллеру: "Мы медитируем на тот почитаемый свет божественного Савитри, который должен пробудить наши мысли".

Согласно Роеру: "Пусть мы станем размышлять о Почитаемом Свете Савитара, оживляющего наше понимание".

Согласно Гриффиту: "Пусть мы достигнем той высшей Славы Бога Савитара; так пусть Он поощрит наши молитвы".

Согласно Джонсу: "Да почтим мы высшую власть того божественного Солнца, которое озаряет все, от которого все исходит, к которому все должно вернуться, которого мы призываем верно направить наше понимание по нашему пути к Его святому престолу".

Согласно Мадхве: "Да станем мы медитировать на великого Бога, Прародителя, на весьма почитаемый Свет, на направляющего наш разум".

Согласно Эггелингу: "Да обретем мы великий свет божественного Савитри, на которого мы полагаемся, пусть он вдохновит наши молитвы".

Согласно Гольбруку: "Да станем мы медитировать на Почитаемый Свет Божественного Правителя (Савитри); пусть это направит наш разум".

Согласно Мюиру: "Мы обрели высшую славу божественного Савитри; да поощрит нашу способность понимания (или гимны, или ритуалы)".

Согласно Бенфи: "Пусть мы обретем славное сияние того прародителя, бога, который должен помочь нашим деяниям".

Согласно Рам Мохан Рою: "Мы медитируем на тот Высший Дух великого Солнца, направляющего наше понимание".

Сэр Вильям Джонс так пояснял смысл этой мантры: "Чем являются Солнце и Свет для этого, видимого мира, тем являются Высшие благо и истина для невидимой Вселенной, Вселенной разума; и как наши физические глаза ясно различают объекты, озаренные Солнцем, так и наши души обретают несомненное знание, благодаря медитации на свет истины, исходящий от Сути существ: только этим светом могут быть направлены наши умы по пути к блаженству".

Для телемитов особое значение имеет перевод Гаятри-мантры, который Алистер Кроули приводит во второй главе Первой части Книги 4 ("Пранаяма и ее аналог в речи. Мантра-йога").

В английском оригинале:

"O! let us strictly meditate on the adorable light of that divine Savitri (the interior Sun, etc.). May she enlighten our minds!"

Русский перевод:

"O! Давайте сосредоточенно медитировать на восхитительный свет божественной Савитри (внутреннего Солнца и т.д.). Пусть она просветит наш разум!"

Смысл Гаятри-мантры

Гаятри-мантра есть Махамантра. Она символизирует собой все Великое Делание, а не только лишь какую-то ее отдельную стадию. Она состоит из двадцати четырех слогов, как и Солнечная Сила сияет двадцатью четырьмя лучами (изображенными также на Ламене нашего Ордена), каждый из которых заставляет вибрировать каждый из двадцати четырех позвонков спинного хребта, способствуя тем самым подъему Кундалини. Поэтому по сути можно сказать, что, произнося Гаятри-мантру, мы произносим двадцать четыре молитвы сразу.

Структурно мантру можно разделить на пять частей, которые символизируют собой создание Вселенной из Божественной Троицы.

1. Первая часть Аум (Ом) – изначальный Триединый Логос, Божественное Слово, расширение которого создает Три Великих Слова (Махавьяхрити), символизирующих три мира.

2. Махавьяхрити (Бхур Бхувах Сваха), где Бхур – Земное Царство (Малкут); Бхувах – Небесное Царство, где обитает Божественный Дух, Сваха – Всепроникающий Господь, Вселенная.

3. Тат савитур вареньям – Это Творящее Сияние Наисвятейшее

4. Бхарго девасья димахи – Очищающее Святило, мы медитируем на Тебя.

5. Дхийо йо нах прачьодайят – Пусть Твой Свет руководит нашим разумом

Общий смысл мантры можно передать следующими словами:

Ом! Творящий Свет, наполняющий три мира! Очищающее Сияние, пресвятое! Да вдохновит нас, медитирующих на Тебя, Твой Свет!

По сути, это простая, но наглядная инвокация Святого Ангела-Хранителя: Разум (Руах) молит, чтобы Божественный Дух (Нешама) вдохновлял его и руководил им. Это молитва человека, обращенная к своей собственной Солнечной сути (Самости).

Превосходная переработка Гаятри-мантры содержится в Гностической мессе Алистера Кроули (Третье обращение Жреца перед завесой):

Ты, кто Един, наш Господь во Вселенной, Солнце, наш Господь в нас самих, чьё имя есть Тайна Тайн, величайшая сущность, чьё сияние, просвещающее миры, есть также дыхание, которое приводит всех Богов и даже Смерть в трепет перед Тобой – в Знаке Света явись Ты, прославленный, на Троне Солнца. Отверзни пути творения и постижения меж нами и умами нашими. Просвети нас. Вдохнови сердца наши. Дай свету своему кристаллизоваться в нашей крови, исполняя нас Воскресения.

Стоит сказать, что некоторые элементы посвятительных ритуалов О.Т.О. также имеют вполне очевидные параллели с Гаятри-мантрой.

На первый взгляд может показаться, что существует определенное противоречие между традиционным ведическим толкованием Гаятри-мантры, как обращения к Савитару (Солнечному Божеству), которому положено поклоняться трижды в день (но никак не ночью), и толкованием, предложенным Алистером Кроули, который называет эту мантру "лунной" и рекомендует ее использовать ночью.

Сразу отмечу, что мнение Кроули здесь не является универсальным. Как считают некоторые известные последователи Телемы, в том числе и один из руководителей О.Т.О. Билл Хайдрик, Гайятри-мантру следует выполнять именно днем, три раза (на восходе, в полдень и на закате). При этом особенно важно ее исполнение утром (с чем, бесспорно, соглашается и ведическая традиция). "Утреннее повторение 1000 раз считается наилучшим, 100 раз – средним, 10 раз – низшим" – говорится в одном из древних текстов. Тем не менее, думаю, правильней сказать, что речь идет не о противоречии, а о разных уровнях магической работы с этой мантрой.

Не секрет, что многие ритуалы Кроули имеют двоякий смысл и могут исполняться как в свете Солнца (LVX), так и в свете Тьмы (NOX). Приветствуя Солнце, мы приветствует также и своего Святого Ангела-Хранителя (Тифарет), источник нашей внутренней энергии, освящающий и наполняющий нашу душу. Согласно традиции, Гаятри-мантра вводит нас в наше же солнечное сплетение. Она подключает нас к нашему "внутреннему учителю", и мы становимся в состоянии воспринимать его указания. Думаю, что с подобной трактовкой согласятся все телемиты, добавив лишь небольшое уточнение, что нашим внутренним учителем является наш Святой Ангел-Хранитель.

Важно также отметить, что один из современных исследователей Гаятри-мантра Сатья Саи Баба прямо указывал, что эту мантру "можно петь в любое время и повсюду".

Любопытно исследовать гематрическое значение мантры. Число 24 (количество слогов Гаятри-мантры), согласно Сефер Сефирот Алистера Кроули, символизирует фразы "тот, кого я люблю", "тот, кто любит меня". Любопытно сравнить эти фразы с традиционным пониманием медитативного смысла данной мантры:

"Что Я есть, то есть Он,
что Он есть, то есть Я"

Цифры 3 и 8 также имеют большое значение для телемитов. Их символический смысл связан не только с третьей сфирой (Бина – Понимание, Великая Мать) и восьмой сфирой Ход (Слава), числом букв в слове BAPHOMET, и т.д., но и с более сложными смысловыми образами, которые раскрываются по мере продвижения в Ордене.

Что же касается использования Гаятри-мантры для поклонения Луне, точнее "внутреннему" или "ночному" Солнцу, то стоит вспомнить, что "ночное Солнце" в Телеме часто используется как символ пересечения Бездны и нового возрождения.

И если знаки LVX и NOX являются своеобразными дополнениями друг для друга, и целесообразность их выполнения зависит от опытности мага и от тех задач, которые он пред собой ставит, то почему бы не предположить, что Солнечный и Лунный аспекты Гаятри-мантры также являются своеобразными дополнениями, символизирующими работу мага на разных уровнях?

Работа с мантрами

Существуют разные методы практикования мантр. В ведической традиции этому посвящена Джапа-йога. В "Шандилье Упанишаде" поясняется:

"повторение мантр согласно правилам, наставлениям гуру и в соответствии с предписаниями Вед называется джапа".

В зависимости от техники произношения Джапа делится на Вайкхари (громкое произношение), Упамшу (тихое произношение) и Манасику (мысленное произношение).

В той же "Шандилье Упанишаде" говорится:

"Вайкхари Джапа (громкое произношение) даёт вознаграждение, в то время, как Упамшу Джапа, шептание или гудение, которые не могут слышать другие, даёт вознаграждение в тысячу раз большее, чем Вайкхари; Манасика Джапа (мысленная Джапа) даёт вознаграждение в несчётное число раз большее, чем Вайкхари Джапа".

В Книге 4 Алистер Кроули подсказывает, как лучше всего начать работу с мантрами:

"Прочтите мантру максимально громко и как можно медленней десять раз подряд. Затем не так громко и чуть быстрее еще десять раз. Продолжайте этот процесс до тех пор, пока произнесение мантры не превратится в одно сплошное быстрое движение губ. Продолжайте двигать губами со все возрастающей скоростью и все уменьшающейся интенсивностью, пока ментальное бормотание полностью не поглотит физическое. К этому времени вы станете абсолютно свободны. Мантра доминирует в вашем мозгу и постоянно набирает обороты. Вы должны "разогнаться" до предельной скорости и держаться на ней как можно дольше, а затем прекратить углубление практики, начав выполнять весь вышеописанный процесс в обратном направлении".

В ведической традиции при повседневной практики мантры обычно декламируются 108 раз, и для того, чтобы не сбиться со счета, практикующий имеет четки из 108 бус, по которым отсчитывает число произнесенных мантр. Телемиту, практикующему работу с мантрами, также стоит обзавестись подобными четками. При этом их число, материал из которого они изготовлены, и цвет должны согласовываться с целью совершаемого ритуала. В частности, при работе с Гаятри-мантрой представляется уместным использовать символы и атрибуты, относящиеся к Солнцу.

Работать с мантрами можно не только устно, но и письменно. Этот метод называется Ликхита Джапа. Считается, что к этой технике работы с мантрами следует переходить после того, как вы освоили три звуковые Джапы. Суть его заключается в том, что вы многократно записываете в специальную тетрадь одну и ту же мантру. Сатьянанда Сарасвати указывает, что "мантру следует писать очень прилежно, соблюдая пропорцию с ощущением красоты. Чем меньше буквы, тем выше концентрация". Обычно Ликхиту совмещают с Манасикой Джапой. То есть записываемый текст мысленно проговаривается. Первоначально регулярную письменную работу с мантрой можно ограничить 10 минутами, однако впоследствии ее необходимо довести до получаса.

Работа с мантрами, как и любой другой магический ритуал, требует особого внутреннего сосредоточения. И чем дольше и тщательней вы готовитесь, чем больше соблюдаете магических соответствий обрядов и предписаний, тем более эффективной она окажется. В ведической традиции способы работы с мантрами называются Пурашчарана. Помимо устных указаний Гуру, практикующему следовало учесть 16 основных и 12 вспомогательных условий работы с мантрами, которые определяли мельчайшие нюансы проведения ритуала: материал подушки, на которой сидит практикующий, его позу, время работы, место работы, предписания, касающиеся внешней и внутренней чистоты и многое другое.

Однако вряд ли телемиту стоит отказываться от работы с мантрами если он не может в данный момент выполнить то или иное предписание. Ведь все они имеют сугубо служебное предназначение. Главным же остается концентрация сознания и понимание внутреннего смысла и назначения мантры.

 

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.

© Thelema.RU