Фабр д'Оливе.

 

Единое целое разделяется на множество

1. И познал Адам, человек универсальный, Еву – существование элементарное, как свое деятельное волевое свойство; и она зачала и породила Каина, сильного и могучего преобразователя[1], который захватывает, централизует и уподобляет себе; и она сказала: я образовала, согласно моей природе, интеллектуальный принцип той же субстанции и по подобию Иeoa.

2. И в то же время породила она его братскую силу, имя которой Габель[2], кроткий и мирный освободитель, который ослабляет и освобождает, который испаряет и направляет от центра. Габель был назначен управлять развитием Mиpa телесного, а Каин предназначен обрабатывать элемент адамический и служить ему.

3. И было так: с вершины вод (микец иамим)[3] Каин воскурил жертвенный фимиам к Иeoa от плодов этого элемента.

4. И Авель вознес жертву от первых плодов Mиpa, которым он управлял (мибекорот цоано)[4], от самых возвышенных свойств его произведений (мигелеб)[5] Иeoa проявил себя искупителем по отношению к Авелю и к его жертвоприношению.

5. Но Каина и воскурений его не принял; а это было причиной бурного огненного возбуждения в этом сильном и могучем преобразователе, которое обезобразило лицо его и ввергло в полное уныние.

6. Тогда Иeoa сказал Каину: почему это возбуждение с твоей стороны, и отчего происходит, что лицо твое стало так обезображено и уныло?

7. Если ты делаешь доброе, то на тебе знак его; если же наоборот ты не делаешь его, то порок изображается на челе твоем[6] и он увлекает тебя в свою природу, которая и становится твоею природою, и симпатически он представляется тобою.

8. И выразил Каин волю свою брату своему Авелю (Габель). И было в то время, – когда они вместе существовали и действовали в производящей Природе (шадег), – что Каин, бурный централизатор, восстал с жестокой настойчивостью на Авеля, брата своего, кроткого и мирного освободителя, подавил его своими силами и уничтожил.

9. Иeoa сказал Каину: Где Авель, брат твой? На это Каин ответил: Я не знаю этого: Разве я страж его?

10. И Иeoa сказал еще; Что сделал ты? Голос тех произведений, которые должны произойти от освободительной деятельности брата твоего, и которые одной с ним природы, всходит ко мне из адамического элемента.

11. Теперь будешь проклят ты от элемента адамического, жадность которого открыла пасть свою, чтобы поглотить от руки твоей эти поколения, которые должны были произойти от брата твоего.

12. Итак, когда ты будешь обрабатывать этот адамический элемент (элементарную почву), он не присоединить своей деятельной силы к усилиям твоим; колеблемый бесцельным движением (нах) ты будешь, полный страха и страдания, скитаться (над)[7] на земле.

13. И сказал Каин: велико беззаконие[8] мое, если таково очищение.

14. Вот, ты изгоняешь меня сегодня из адамического элемента; я должен заботливо скрываться от твоего присутствия; волнуемый движением неизвестности и страха, я принужден скитаться на земле, – и всякий, кто найдет меня, может уничтожить меня.

15. Но Иeoa, объявляя свою волю, сказал так: Всякий, кто задумает уничтожить Каина, – сильного и могучего преобразователя, – тот, напротив того, усилит его в семь раз[9]. И положил Иeoa на Каина знак, чтобы никакое существо, встретившее его, не повредило бы ему.

16. И удалился Каин от лица Иeoa (от присутствия Божия), и ушел жить в землю изгнания, раздора и страха, в область действия принципа временной чувственности, наследство прошедшей вечности.

17. И познал Каин свое деятельное волевое свойство, свою интеллектуальную жену, и зачала она и породила существование Генока[10], силы центральной основной. И затем он стал возводить сферическое убежище, укрепленную окружность, которой и дал имя своего сына – Генок.

18. И было назначено Геноку произвести существование Хирада[11], причины движущей, движения возбуждающего. Хирад породил Мегуиаэля[12], реальное объективное существование. Мегуиаэль породил Метушаэля[13], пучина смерти. Метушаэль породилЛамека[14], силу, останавливающую разрушение, гибкую связь вещей.

19. И взял Ламек себе две жены (нашим), два физических свойства: имя первой было Хадаг', очевидная; имя второй – Циллаг', глубокая, темная, закрытая.

20. Хадаг' породила Иабала(15), принцип водяной, тот, из которого истекает физическое изобилие и плодородие, он был отец тех, которые живут в постоянных возвышенных местах, и природа которых – сила присваивающая (микенег')(15).

21. Иабал имел брата Иубала(15), универсальный флюид, принцип воздушный, звуковой, тот, изъ которого истекает радость и нравственное благоденствие; он был отец всего светоносного и достойного любви: наук и искусств.

22. И Циллаг' также породила Тубал – Каина[15], распространение центральной силы – принципъ меркуриальный и минеральный, наставник тех, которые по своей природе ИМЕЮТ склонность к работам механическим, добывают руду и металлы, и куют железо и медь. И родство Тубал-Каина была Нахома, принцип братства и единения народов.

23. Тогда Ламек[16], узел, останавливающий рассеяние, сказал своим физическим свойствам, Хадаг' и Циллаг', послушайте голоса моего, супруги Ламека, откройте уши к слову моему: ибо подобно тому, как я своею волею разрушил интеллектуальную индивидуальность (айш), чтобы мне расшириться и распространиться, так же я разрушил дух моего поколения, [дабы] организоваться в тело народа.

24. Итак, тот, кто захотел бы уничтожить Каина, могучего преобразователя, увеличил[17] бы его централизующие силы в семь раз; тот же, кто захочет уничтожить Ламека, гибкую связь вещей, увеличить его связующую силу в семьдесят семь раз.

25. И еще познал Адам, человек всемирный, свое действующее волевое свойство, Ева, и она породила сына, и нарекла ему имя Шет[18], основание, глубина вещей, потому что, сказала она, поместил Он, Элоим, во мне основание другого поколения, происшедшего от изнеможения (тагат)[19] Габеля, когда он был уничтожен Каином.

26. И Шету (или Сету) было также дано породить сына, которому он дал имя Анош[20], существо переменчивое, человек телесный; и с того времени было дозволено надеяться (г'уга'л)[21] и ожидать облегчения страданий через призывание имени Иeoa.

 

© Thelema.RU

 


 

[1] Имя Каин и глагол канот имеют один и тот же корень кн, что значит централизовать, преобразовать в подобие себя. По халдейской версии, говорит Ф. д'Оливе, мысль Евы была такая: "Я приобрела в центральную силу героя по принципу предвечного." Но главное значение этого понятия – сила сжимающая, централизующая; в дух. значении – эгоизм. Из этого видно, что Каин и Авель не суть существа из плоти и крови, а сущности космогонические. Ф. д'Оливе говорит, что параллели Каина в Пуранах – Махадева, или Сива, у Египтян – Киван, у Греков – Кронос, у Латинцев Сатурн; это значение он и до сего времени сохранил в астрологии. Сатурн – сила сжимающая, охлаждающая и концентрирующая. Габель = Дакша, Брама, что м. перевести – эфирный (см. прим. к ст. 12).

[2] Корень этого имени бел означает силу расширения, действующую изнутри от центра. Сила эта совершенно противоположна силе имени Каин, означающей уплотнение, концентрацию, эгоизм; тогда как г'абель значит разрежение, освобождение, альтруизм.

[3] iамим означает и дни, т. е. время, и воды – моря. Греческие и латинские переводчики (говорит д'Оливе), приняв это слово в значении дней, д. были весь текст третьего стиха приурочить к соответствующему понятию. Вода есть элемент астрологический; и высшие воды в эзотеризме понимаются как космич. электричество. Если принять в рассчет влияние нагаша на эт. элемент, то проницательный читатель поймет, каковы м. б. плоды эгоистич. страстей.

[4] Первые произведения Mиpa, кот. он управлял. Слово – мибекорот составлено из двух корней: ба и кер или кор, кот. входят в состав слова бокер (гл. 1 ст. 5) и означают начало нового состояния; отсюда начальный, первые продукты Mиpa Авеля, силы центробежной освобождающей, альтруистич., а следоват. угодной Божеству.

[5] Мигелеб = квинтэссенция продуктов этого мира. Авель пас стада, т. е. он держал в повиновении свои страсти и направлял всю горячность их в противность Каину – на самоотверженное служение добру, – и квинтэссенция дел его возносилась к престолу Предвечного, как угодный Богу фимиам.

[6] В творческих целях действие силы центростремительной, сгущающей, подавило временно деятельность силы центробежной, разряжающей, освобождающей; деятельность мысли и мировой Души.

[7] Нах и над назначают два вида движения элементарного состояния: 1, движение коловратное, колеблющееся, волнующееся без цели; 2, движение изгнания, бегства и страдательного волнения, Они поясняют природу Каина.

[8] Извращенность моя (хэони). Это слово составлено из двух понятий: Эон – творч. период и звук х – все ложное, извращенное, дурное: отсюда – период угнетения.

[9] Усилить (иукам, от глагола кум). Этим выражено понятие, что тот, кто захочет поработить себе силу Каина, усилит ее в семь раз в себе. В ст. 8 этой главы действие Каина против Авеля характеризуется этим же глаголом; результатом этого действия явилось уничтожение силы Авеля. Автор просит читателя напрягать все свое внимание на именах собственных, т. к. в них заключены иероглифические тайны.

[10] Ганок состоит из двух корней: ган = существование элементарное и ан = сжимание, усилие к фиксации.

[11] Хирад – два корня: хур = идея возбуждения, пылкости, внутренней страсти; ред = собственное неопределенное движение, как напр. колеса.

[12] Мегуиаэль – идея силы и развития, идея проявления элементального существования.

[13] Метушаэль – два корня: мут – смерть; шаг' – тщета, бездна, открытая, чтобы поглотить, притягивающая пустота.

[14] Ламек – два корня: лу – идея сцепления, склеивания; мук – идея разжижения, растворения, т. обр. зто имя характеризует как бы связь, которая препятствует вещи, – прежде бурной, пылкой, а теперь укрощенной, смягченной, готовой к распадению, – дойти до конечного разрушения и распылиться совершенно. Автор просит утвердить в памяти, что Ламек – потомок Адама через Каина в шестомъ поколении, а через Сета в восьмом, что мы увидим далее.

[15] В состав всех этих имен входят как основные звуки два корня бел и кен (эта же глава ст. 1 и 2).

[16] Мы видели, что имя Ламек образовано из двух корней: лу – сцепление, мук – растворение. Так. обр. это имя является символом действующей силы – вначале бурной и стремительной, а затем побежденной и укрощенной – которая, по своей природе, доводит состояние до такого момента, когда оно близко къ рассеянию; но дальше этого не идет. В этот момент происходит изменение полярности и появляется новое состояние. Эта сила разделила нравственную индивидуальность интеллектуального человека (Айш) с целью дать свободу действия преобразующим силам и их распространению фицехи, или – как автор говорит словами Ламека: "моему распространению". Далее, анализируя слова: виелед лгабура-ти, Ф. д'Оливе комментирует, что Ламек разрушил также дух расы, потомства, поколения; что он уничтожил своею волею интеллектуальную индивидуальность (айш), чтобы образовать великую семью народов. Ламек, говорит Ф д'Оливе, как мы видели, есть связь того, что укрощено в своей ярости. Он имеет как действующая сила два физических свойства, которым безотдельны через хадаг' два принципа: Иабал – водяное излияние, источник земного плодородия, оседлость кочующих племен и начало собственности; Иубал – воздушное излияние, источник нравственных склонностей, любви и блаженства. Через Цилаг' – Тубал-Каин, принцип центрального излияния, меркуриальный, источник физического могущества через металлы и орудия, из них приготовляемые. И наконец Нахома – принцип соединения в общества. Лично от себя я не хочу комментировать из опасения, чтобы те гипотетические соображения, которые я мог бы высказать от себя, не были приписаны автору. Хотя я и вынужден делать в выносках некоторые объяснения древнееврейских терминов с целью, чтобы обратить внимание читателя на астрологический аспект космогонии Моисея, однако же более обстоятельные комментарии я предполагаю сделать в предисловии и в вокабулярии терминов, вошедших в этот труд.

[17] См. ст. 15 этой же главы. Все, что было там сказано по отношению к Каину; приложимо здесь по отношению к Ламеку, но в гораздо сильнейшей степени.

[18] Шет – имя столь же мистическое как Каин и Габель. Понятие, выражаемое этим именем, возможно усвоить только из отчетливого и ясного понятия значений знаков, входящих в его состав. Ш = движение и относительная продолжительность времени: т = взаимность, взаимное стремление, связь вещей. Соединенные вместе посредством знака превратимости у, они образуют глагольный корень шут = положить, основать. Как понятие отвлеченное, корень шт значит основание, в прямом и переносном смысле, и притом основание как всего доброго, так и злого. Выражая понятие – основание, этот корень означает также и элемент устремляющийся к этому основанию. По-древнееврейски он означает число два, а по-халдейски шесть. Как имена Каин и Габель выражают собою два противоположных понятия, точно то же приложимо и к имени ШетКаин – с одной стороны эмблема силы и могущества, а с другой – неистовства; узурпации. Габель – эмблема мысли и мировой души; с другой – абсолютной пустоты. Шет – эмблема избранного народа; те колонны, на которых начертана история человеческого рода и принципы универсальной нравственности; с др. стороны от этого имени произвели имя Шатан, Тифон, бурный, разрушитель.

[19] Тагат – изнеможение. Ф. д'Оливе говорит, что это слово ясно указывает источник того семени, от кот. произошел Шет.

[20] Анош (или Энош) – человек телесный. Это – уже третье имя, кот. Моисей дает человеку. Первое имя Адам означает человек универсальный, подобие Божие; второе, Айш – человек интеллектуальный, ставший индивидуальностью, благодаря своей свободной деятельной ВОЛЕ, своему желательному свойству (Айша); третье Энош – человек телесный, если его рассматривать со стороны его физических свойств. Свойства эти определяются этимологией слова Анош: корень аун = бытие и небытие, сила и слабость, добродетель и порок; словом одно и то же понятие в двойной полярности, в его утверждении и отрицании. Кстати замечу, что все космические силы, изучаемые астрологией, обладают этой же двойной полярностью. Второй корень нош = непостоянство вещей временных, их ветхость, бренность.

[21] Гугал означает – терпеливо переносить свои страдания, надеяться, возлагать свою веру во что-нибудь. Здесь я не имею возможности представить полное толкование понятий, выражаемых собственными именами; но предполагаю пополнить этот пробел изданием вокабулярия всех слов, вошедших в предлагаемый мной труд.