Фабр д'Оливе.

 

Состояние потенциального могущества или зародышевое

1. В начале Элоим, Существо Существ, сотворил в принципе (берешит[1]) то, что составляет существование Небес (Шамаим) и земли (Аретц).

2. Но земля была только потенциальное пространство в метафизическом абстрактном пространстве (тог'у во бог'у[2]) Темнота (Хошек), сила вяжущая и сжимающая, обнимала Бездну (тг'ом), бесконечный источник потенциального существования; и Дух Божий (Руах-Элоим), дыхание расширяющее и оживляющее (приготовляющее пространство к Свету), проявлял силу своего порождающего действия, проникая [сквозь] Воды (маим), состояние универсальной пассивности вещей.

3. И сказал Элоим: да будет Свет, и стал Свет. (аор)

4. И рассматривая эту световую эссенцию как хорошую, Он определил, чтобы существовал Закон разделяющего движения между Светом и Тьмою.

5. И назвал Элоим этот Свет, эту разумную оживляющую элементальную эссенцию, днем (иом), всемирным феноменическим проявленным состоянием вещей; Тьму же, существование чувственное и материальное, назвал Ночью (лайлаг'), т. е. состоянием колеблющим (разрушающим) проявленное состояние вещей. Таково было захождение (конец, вечер), таково было восхождение (начало, утро), цель и средство, конец одного состояния и начало другого феноменического состояния вещей[3].

6. И сказал Он, Элоим, да будет в центре вод эфирная сила разрежения (ракиха), и да действует расширяющее движение, производя разделение их противоположных свойств.

7. И Он, Существо Существ, сотворил эту эфирную силу расширения: Он возбудил это движение разделения между низшими качествами вод и их высшими качествами: и стало так.

8. И назвал Элоим это эфирное пространство – где происходит это разделяющее движение – Небеса (шамаим) т. е. высшие воды. И был заход и был восход, вечер и утро, цель и средство, конец и начало второго феноменического, проявленного, состояния вещей.

9. И еще сказал Он, Существо Существ: да устремятся непреодолимо воды низших небес, и да соберутся в одно определенное место и да появится сухость[4] (ибашаг'[5]). И стало так.

10. И назвал Он сухость – Земля (аретц), элемент ограничивающий, последний и конечный, а место, к которому устремились воды, назвал моря (иамим), водная безбрежность. И рассматривая эти вещи, Он признал их хорошими.

11. И сказал Элоим: да произведет земля (сухость) активное движение, образующее зародыши травы, произрастающей и сеющей семя, плодоносную субстанцию, приносящую свои собственные плоды, по роду своему, и обладающую в себе собственною плодоносящею Силою. И стало так.

12. И земля произвела из своего чрева траву растущую и образующую врожденный себе зародыш, по роду своему, плодоносящую субстанцию, обладающую в себе своею собственною силою плодоношения по роду своему. И Он, Существо Существ, рассматривая сотворенное, увидел, что все хорошо.

13. И таков был заход, и такой был восход, цель и средство[6], конец и начало, третьего феноменического, проявленного состояния.

14. Выражая затем свою волю, Элоим рек: Да будут в эфирной разреженности небес центры Света (Маорот[7]), и да управляют они движением разделения между днем и ночью, и да служат знамениями будущего[8] и для деления времени, и для феноменического всемирного проявления, и для метафизического изменения существ[9].

15. И да будут эти Центры Света, как чувственные фокусы, имеющие целью возбуждать и излучать интеллектуальный свет на землю. И стало так.

16. И определил Он, Существо Существ, потенциальное существование этой Диады великих светоносных очагов, предназначив, чтобы большее Светило представляло символически день (всемирное феноменическое проявление), а малое светило, чтобы символически представляло ночь (движение колеблющее состояние вещей) и сотворил звезды, действующие силы вселенной.

17. И установил бытие, в эфирном состоянии небес, этих чувственных фокусов, чтобы из них истекал на землю интеллектуальный Свет.

18. Чтобы они были символически представлены в дне и в ночи, и чтобы совершали движение разделения между Светом и Тьмою. И увидел Элоим, что это хорошо.

19. И был заход и был восход, цель и средство, конец и начало четвертого феноменического, проявленного состояния.

20. И сказал Элоим: да произведут Воды изобильно принципы движения: червеобразного (шерец[10]) души живой (нефеш) и принципы движения птицеобразного (гоф), движущейся на земле и парящей в эфирной разреженности небес.

21. И Он, Существо Существ, сотворил потенциальное существование неисчислимого количества телесностей, легионы морских чудовищ; и потенциальное существование всякой души живой, оживляемой червеобразным движением, принципы которого верховной волей были образованы в Водах, каждое по роду его; и потенциальное существование всякой птицы с крылом сильным и быстрым, каждая по роду ее. И рассматривая эти вещи, Он, Элоим, увидел, что они хороши.

22. И благословил эти существа, и объявил им свою волю, сказав: распложайтесь и размножайтесь, и наполняйте воды морей; и чтобы все летающее распространялось на земле.

23. И был заход, и был восход, цель и средство, конец и начало пятого феноменического проявленного состояния.

24. И сказал Элоим: Земля (арец) да произведет из чрева своего дыхание жизни, по роду своему, оживляемое движением прогрессивным, четвероногое (бегемаг) и пресмыкающееся; животность земную. И стало так.

25. И Он, Существо Существ, определил потенциальное существование этой земной животной жизни, по роду ее: и этого рода четвероногого существования, по роду его; и всемирность всякого живого движения адамического элемента (адамаг'[11]). И рассматривая эти вещи, Он увидел, что они хороши.

26. Продолжая выражать свою волю, сказал Элоим: сотворим Адама[12], человека всемирного по образу отраженной тени нашей, согласно закону уподобляющего действия нашего; чтобы он, могущество коллективное, проявлял власть неограниченно: господствовал и в рыбах морских, и в птицах небесных, и в четвероногих, и во всей жизни животной, и во всей жизни пресмыкающейся, имеющей движение на земле.

27. И Он, Существо Существ, сотворил потенциальное существование Адама, человека универсального, как свою тень, как свою божественную тень, Он сотворил его. И был Адам, могущество коллективное, универсальное существование принципов мужского и женского.

28. И Он благословил коллективное существование, говоря: распложайтесь, размножайтесь: населяйте землю и подчиняйте ее себе; твердо держите вашу власть во вселенной, господствуйте в рыбах моря, в птицах воздуха и во всякой вещи, оживляемой жизненным движением на земле.

29. И Он рек еще, Существо Существ, вот: Я дал вам, без исключения, всякую траву, произрастающую от врожденного зародыша на всей поверхности земли; также как и всякую субстанцию, приносящую свой плод и обладающую в ce6е своим плодоносным могуществом, чтобы служить вам пищей.

30. А всем животным земным, всякой птице летающей в небесах, всякому существу пресмыкающемуся, ползающему на земле: всему обладающему врожденным[13] принципом оживляющего дыхания жизни, я дал для пищи всю траву зеленеющую. И стало так.

31. Тогда рассматривая все эти вещи, которые Он сотворил в могуществе потенциально, как существующие пред лицом Его; Он, Существо Существ, увидел, что они хороши в своей мере. И таков был заход, и таков был восход, цель и средство, конец и начало шестого феноменического, проявленного, существования.

 

© Thelema.RU

 


 

[1] Принцип действующий, творческий (бара).

[2] Точка над буквой г или знак ' показывает, что г должно произносить как среднее между г. и х. Метафиз. пространство, по учению каббалы и оккультизма, есть простр. реальное. Запрягаев "Основы астрологии" стр. 15.

[3]  Сравни "Основы астрологии, Волны жизни", стр. 73. Одно духовное состояние заходило, кончалось, а другое более восходило, начиналось.

[4] В английском тексте, который у Ф. д Оливе идет параллельно с французским переводом древнееврейского, мысли выражающие истинное значение слов, дают более ясное понятие об эзотерическом смысле творческих действий.

[5] Ср. "Основы астр." стр. 81 "Ибашаг" – свойство элементов огня и земли. Астрология, II ч., стр. 3.

[6] Средством являлось существующее состояние силовой субстанции, а целью Божественной воли было сотворение нового порядка вещей.

[7] От корня аор – свет.

[8] Астрология видит здесь указание на астрологич. значение светил.

[9] Здесь астрология находит указание на состояние сил, управляющих духовной эволюцией.

[10] Шерец – движение спиральное в пространстве эфирном, когда же оно путем преобразования достигает животной телесности; то становится червеобраэным, т. е. что червеобр. движение есть первая проявленная форма спиральнаго движения. Сравни "Свет Египта" стр. 42 и сл., II. изд.

[11] В целях возможно ясного понимания того, чему учит древнеевр. космогония, я очень прошу читателя утвердить в памяти древнееврейские понятия, выраженные словами (в скобках), важность чего будет оценена впоследствии и по мере чтения.

[12] Адам – человек всемирный, бесконечность, царство человеческое, коллективное человечество. Из определения корня дм и распространения его посредством приставки и суффикса образовалось слово Кадмотену = подобие Божие; отсюда Адам-Кадмон, отсюда же слово Адамаг', адамическая земля или субстанция. В тайном учении Е. П. Блаватской мы находим, что первый Адам (мужчина и женщина), как духовные космические силы, суть электричество и жизнь, Фохат (Основы астрологии стр. 42).

[13] Здесь я хочу обратить внимание читателя на 20 и 21 стихи этой главы: в 20 ст. говорится о сотворении принципов движения, а в 21 – о тех материальных формах, которые, будучи оживляемы этим созданным движением, должны будут двигаться именно так, а не иначе. Червеобразное движение первых живых форм на земле, есть таким образом проявление движения спирального, кот. есть движение жизни. Этот параллелизм является в каббалистических сочинениях общим правилом и потому заслуживает самого напряженного обдумывания.