Натан Бьерг.

 

Глава V.

ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ МАГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА

Ведение дневника духовных упражнений, опытов и мыслей это одно из самых важных и эффективных действий, которым может посвятить себя начинающий маг. Почему это так?

Кроули нравилось описывать свой подход к магическому обучению следующим девизом: метод – наука, цель – религия. Этот девиз использовался в каждом выпуске объемных публикаций «Эквинокс». [1] Такая идея научного подхода к мистицизму и магике - это ключевой компонент телемитской традиции и также находится в основе полезности самого дневника.

Что же такое «наука»? Если мы попытаемся ответить на этот вопрос, мы откроем, что слово обозначает скорее большое количество предположений, видов деятельностей и мировоззрений, чем что-то действительно определяемое набором тезисов, с которыми согласился бы любой. В XVIII и XIX веках, «наука» часто использовалась, чтобы обозначить любой род знания, полученного посредством разума. Гегель, например, использует термин в этом смысле. Магика утверждает множественные источники знания, и следовательно, в этом смысле является ненаучной. Сегодня наука, возможно, лучше всего определяется как набор методов для работы с повторяющимся закономерностями. Цель использования этих методов сама по себе ими не устанавливается, потому данный тип ‘науки’ не обязательно связан с некой метафизикой, такой как материализм или физикализм. Многие ученые материалисты. Многие – нет. Этот способ понимания науки подразумевает такое отношение, когда верования, предположения или теории должны подвергаться некоторому тестированию или проверке.

Магика Кроули действительно имеет некоторые черты этого типа науки, и особенно это видно в его использовании дневниковых записей. Дневник работает как своего рода лабораторная тетрадь для различных исследований, которые предпринимает маг. Какова природа этих исследований?

Клятва Послушника A.·.A.·. – исследовать собственную природу. Собственная природа, собственная личность, таким образом, это явление, которое должно быть подвергнуто эксперименту. Цель эксперимента это «религия», и так определяется тип эксперимента, с помощью которого ведется работа над явлением. Следовательно, наши вопросы таковы: что есть личность, что такое ее природа, ее границы, ее значение?

При исследовании этого феномена может выясниться, что личность совсем не похожа на физический объект, и будет сложно анализировать ее в тех же числовых параметрах, как и химические качества H2O, например. Тем не менее, метод будет оставаться научным в том широком смысле, как это было обозначено ранее, если практик будет действовать со вниманием в исследовании повторяющихся закономерностей, и если он откажется делать выводы по любым параметрам, кроме заключительных результатов. Скептицизм это важный элемент но, как и в физической науке, скорее в качестве средства для цели, чем как сама цель. Цель это открытие смысла своего существования. Наиболее важным во всем этом, это то, что должна быть сделана запись для себя и для других.

Для настоящей практики магических записей, есть несколько личных замечаний из моей собственной работы на протяжении предыдущих лет:

Прежде всего, не беспокойтесь чрезмерно о представительности самого дневника. Красивые рукописные книги придают значимости – но моим предпочитаемым инструментом для ведения записей стала простая тетрадь со сменными блоками. Они легко перемещаются и копируются также без трудностей. Ценность дневника в том, что в нем пишется, а не на чем. Тем не менее, качественно выполненная книга имеет реальный магический эффект, который нельзя не использовать. Это лишь вопрос предпочтений, но не бойтесь использовать формат, который мотивирует вас писать, но не выглядит привлекательно.

Попытайтесь писать что-нибудь каждый день, даже если это «не делал ничего», потому что если вы пишете, что ничего не делали, то вы хотя бы работали с дневником. Кроули не продвигал никого дальше степени Послушника в A.·.A.·., если он не вел дневник в течение года. Его заботило, были ли исполнены поставленные в дневнике цели, но Практики должны были что-то делать, и об этом нужно было сделать запись. Попытайтесь придерживаться того же стандарта и посмотрите, что произойдет. Я гарантирую, что какими бы практиками вы ни занимались и какие бы опыты ни имели, они будут обогащены записями о них. Саморефлексия, вызванная природой деятельности, углубят вашу духовность.

Не старайтесь делать слишком большое разграничение между вашими духовными практиками и повседневной жизнью. Позвольте записям взаимодействовать с вашими мирскими начинаниями – пусть временами это будет обычный дневник – но в это время помните о то, что в конечном счете природа этой записи религиозна. Позвольте этому аспекту дневника проистечь и проникнуть в вашу профанную жизнь. Посмотрите, как они связаны и как неотделимы от вашей магической практики. Позвольте себе открыть, через работу с дневником, насколько глубоко вся ваша жизнь посвящена Великой Работе.

Наконец, не волнуйтесь о том, какой из вас получается писатель. Важен факт написания. Если вы слабый прозаик, то регулярное ведение дневника улучшит этот навык.

Есть гораздо больше способов работы, которые можно проводить с дневником, помимо того, что уже было описано. Два упражнения, я считаю, определенно имеют ценность. Авторство принадлежит Филлис Секлер. [2]

Первое включает ведение записей, касающихся вашего здоровья, на протяжении 3 месяцев. Что вы делаете для того, чтобы сохранить здоровье? Вы часто чувствуете себя больным или имеете хронические проблемы? Что вы едите? Курите ли вы и если да, то как много? Попытайтесь делать каждый день что-либо для поддержания или улучшения вашего физического состояния. Сделайте об этом запись в дневнике.

Многие виды духовности страдают от своего рода двойственности, веры, что физическое тело почему-то не является важным и необходимым. Это ограниченная точка зрения. Фома Аквинский говорит, что человеческое существование это единство тела, души и духа. В определенном контексте они отдельны, но если их разделить, то человеческое существо перестает быть как таковое. В алхимии аналогом является присутствие трех алхимических принципов во всех вещах. Соль это тело, сера – душа и ртуть – дух. Эта священная триада далее соотносится с тремя материнскими буквами и наконец, с Божественной троицей – которая таким образом проявляется во всей материи. Вы не можете пренебречь третью себя и надеяться при этом преуспеть в ваших целях по достижению лучшей жизни. Эта практика создана чтобы выровнять эту тенденцию к дисбалансу и помочь практику быть заземленным.

Вторая практика заключается в ежедневном ведении записей о психологических проекциях на протяжении 3 месяцев. То есть, о своей склонности интерпретировать чужое поведение, или ожидать от них поведения, которое характерно не для них, но для процессов и предрассудков психики самого наблюдающего. Явление такого типа происходит постоянно, окрашивая наше восприятие. Это не то, что мы в состоянии остановить, потому что все наши суждения и впечатления являются продуктом перспективы нашей точки зрения. Задача этого упражнения состоит скорее в том, чтобы стать осознанным относительно наших собственных процессов, чтобы мы могли проецировать в более уместной манере. Такого рода осознанность наиболее необходима, когда практик работает с духовной группой, где проблемы проекций создают продолжительную опасность отвлечения от чистосердечного исполнения обязательств, связанных с производимой там работой.

Один хороший практический метод в этой практике – всегда помнить о том, что это касается лишь собственных проекций, но не проекций других. Суждение о проекциях других это часто такая же завуалированная форма проекции. Также это нельзя назвать сфокусированностью на практике. Если дневник заполняется тем, что, как вы считаете, другие люди делают неправильно, то эти мнения могут быть верными или неверными, но это не практика.

Оба этих упражнения направлены на то, чтобы развить привычки, которые стоит держать на протяжении жизни. Это практики для развития осознанности, и хотя изначально у них есть ограничения по времени, в будущем они могут стать формальным или неформальным предметом журнальной работы. Это, так сказать, инструменты, которые можно держать в своем наборе и достать в случае необходимости.

Мы можем узнать о дневнике немного больше, если прочтем то, что сказал об этом Кроули в своем magnum opus Книга 4 [3]. Во второй части он посвящает данному предмету главу под названием «Книга», начиная словами: «Книга Заклинаний это Запись каждой мысли, слова и поступка Мага; потому что все, что он изволил, подчинено цели. Это то же самое, если бы он дал клятву исполнить нечто и достичь успеха».

Кроули говорит о чем-то гораздо большем, нежели просто физическом дневнике. Здесь это раскрывается как символ самой жизни мага. Эта Книга называется книгой Заклинаний, потому что чья-то жизнь сама по себе является заклинанием, величайшим заклинанием, которое можно явить. Это создание и изменение, реальности, жизни. Все в этой жизни явилось по воле и с некой целью. То есть, каждое происшествие в жизни это, в том или ином виде, выражение Истинной Воли. Поскольку выходит так, что дневник это демонстрирует, со временем он все больше и больше будет соответствовать священной книге, описанной Кроули. Цель дневника, следовательно, сделать запись об этой жизни, чтобы через этот анализ могла быть показана Истинная Воля. Это главнейшая цель записи.

«И потому эта Книга должна быть святой Книгой, не бумагомаранием, где вы небрежно отмечаете любой вздор, который приходит в вашу голову. Написано в Liber VII "Каждый вздох, каждое слово, каждая мысль, каждый поступок — единенье в любви с Тобой. Пусть это служенье в любви станет могучим заклятьем, кое изгонит прочь демонов Пятерицы!

Жизнь, путь в Магике это не бессмысленная, случайная последовательность происшествий. Это выражение Истинной воли. Нигилизм это не высшая философия. Открытие состоит в том, что течение жизни всегда было делом великой Работы. Как она исполняется и какую роль в ней играет магическая запись? Процитированный отрывок из Священных Книг может дать нам подсказку. Целиком он звучит так:

22. Каждый вздох, каждое слово, каждая мысль, каждый поступок — единенье в любви с Тобой.
23. Сердце мое — маятник любви.
24. Песни мои — нежные вздохи;
25. Мысли мои — само упоенье;
26. А деянья мои — мириады Твоих детей, звезды и атомы.
27. Пусть ничего не будет!
28. Пусть канет все сущее в это море любви!
29. Пусть это служенье в любви станет могучим заклятьем, кое изгонит прочь демонов Пятерицы!
[4]

Демоны Пятерицы это затмения и отвлечения Воли, Мысли, Эмоции, Тела и Духа от Истинной Воли – Клипот элементальной области. Они превозмогаются через посвящение этих компонентов себя Познанию и Собеседованию со Священным Ангелом Хранителем. Тогда деянья воли становятся мириадами детей живого Бога – звездами и атомами. Мысли становятся «самим упоением». Песнями маятника любви к Ангелу. Наконец, дух становится направленным на опыт того, что в Liber 7 мистическим языком названо «Ничто». Все вещи, все опыты погружаются в «этот океан любви» познания Ангела. Это познание и есть цель всей магической и мистической практики посвященного телемита.

Задача магического дневника состоит в повышении сознательности в достижении этой цели. Осознание Ангела строится поэтапно. Одно из наиболее важных препятствий для начинающего, и даже продвинутого мага, которые нужно преодолеть, это забывчивость о некоторых моментах опыта крупных достижений и прорывов. Такая проблема становится особенно острой во время периодов тяжелых испытаний. Запись может стать оружием в этой борьбе. Порой может казаться, что острые эмоции и отвлечения от текущего момента сокрушают траекторию движения к Истинной воле. Дневник может вернуть нас к осознанию этой траектории, обратно к самому важному. «… все скорби — лишь тени; они пройдут, и не станет их; но есть то, что остаётся» (AL II: 9). Это напоминание действует, ограничивая и изгоняя демонов отвлечения.

"Книга должна быть написана таким образом. Первым делом Маг должен выполнить практику описанную в Liber 913, чтобы он хорошо понимал, кто он есть, и к чему должно склоняться его развитие. Так обстоит дело с первыми страницами Книги."

Это рекомендация предпринять практики, изложенные в A.·.A.·. инструкции, Liber Tisharb. [5] Эти упражнения назначаются Свободному Адепту, поскольку их успешное завершение имеет результатом Познание Истинной Воли, и следовательно, пересечение Бездны Понимания. И хотя эти задания обычно предписываются Свободному Адепту, любой может предпринять это начинание. Некоторые из этих практик являются очень продвинутыми, но общее упражнение является базовым. Нужно задать себе три вопроса, расположенные на первой опоре инициации в Liber Pyramidos: [6]

Кто я?

Откуда я пришел?

Куда иду?

Другими словами, серьезно задайте большой вопрос – какова цель моей жизни? Как говорим в Телеме – какова моя Истинная Воля?

Дневник это один из лучших способов начать подход к этому вопросу, так как он включает изучение себя. Через это сознательное изучение, вынесенное в запись, можно начать понимать данные неких своих черт.

Завершение задач Liber Tisharb, говори Кроули, должно занимать лишь “первую страницу” Книги. После открытия своей Истинной Воли, их надлежит оставить.

«И пусть будет осторожен, чтобы не написать ничего несогласованного или неистинного. И избежать написания он также не может, потому что это Магическая Книга. Если ты хотя бы на час откажешься от цели своей жизни, то найдешь бесчисленное количество царапин и каракуль на белом пергаменте; и их нельзя стереть. В этом случае, если предпримешь попытку заклинания демона силой Книги, он высмеет тебя; он укажет на все эти глупые записи, скорее похожие на его, чем твои. Тщетно продолжишь ты с последующими заклинаниями; собственной глупостью сломал ты цепь, которой мог бы связать его».

Вызывание, или более правильно – Гоэтия, снова используется здесь как метафора противостояния воспринимаемых препятствий Истинной Воле. Они должны быть вызваны, встречены лицом к лицу и связаны силой Ангела, силой Истинной воли. Поскольку, если мы отвлекаемся от нашей настоящей цели, мы беспомощны перед силами рассеяния. Мы не можем контролировать их и они подчиняют и используют нас, в отличие от правильных отношений – где мы должны править и использовать их в соответствии с нашей Истинной Волей.

Такая ситуация описывается в данном отрывке как метафора – но все же в некоторых случаях может произойти буквально. В Книге Мага Абрамелина первое задание мага, который достиг Познания и Собеседования с САХ, было вызвать великих дьяволов мира и легион их слуг.[7] Вызываются и связываются они традиционными магическими методами. Старшему Адепту A.·.A.·. надлежит исполнить аналогичное задание подобного рода. Некоторые интерпретируют это задание, приписывая пути Ламед, и соотнося с балансом Весов. Этот путь включает балансировку прошлой кармы.

Что касается практики дневника, этот отрывок показывает призыв Кроули к дисциплине и преданности практике ведения дневника. Чем более серьезно практик относится к этому упражнению, тем более ценным источником он станет.

«Даже каллиграфия Книги должны быть твердой, ясной и красивой; в облаке благовоний трудно читать заклинания. Пока ты вглядываешься сквозь дым, демон исчезнет и тебе придется написать ужасное слово "провал"».

«И хотя не страницы в этой Книге, на которой не было бы этого слова, но пока за ним следует новое утверждение, ничего не потеряно; и в этой Книге слово ‘провал’ является ничтожным, но таким же образом никогда не должно использоваться слово ‘успех’, потому что это последнее слово, которое может быть здесь написано и за ним следует точка».

«Эта точка больше не может быть поставлена нигде; потому как написание Книги продолжается вечно; нет способа завершить запись, пока общая цель не достигнута. Позволь каждой страницу Книги быть наполненной песней – потому что это Книга заклинаний!»

В этих отрывках отражаются некоторые глубокие размышления. Кажется, что Кроули использует здесь загадку и парадокс, которые заключаются в том, что невозможно полностью осознать свою Истинную волю, что нельзя достичь абсолютно совершенного состояния, потому что несовершенство и провал в достижении Истинной Воли тоже неким образом являются частью Истинной Воли. Страдание и испытания это часть игры жизни, постоянного сокрытия и открытия Истинной Воли Истинной Волей. Устранить этот элемент полностью и навсегда означает создать абсолютный застой этой Воли. Это отрицание ценности жизни. Пребывание в коме это не состояние совершенного мастерства.

Поэтому мы никогда не сможем остановиться в практике магического дневника. Мы никогда не сможем отложить ручку и сказать – я стал просветленным, мне не нужно больше практиковать. Это смерть. Ради жизни такого лучше остерегаться.

«Страницы этой Книги – из девственного пергамента, сделанного из кожи теленка, рожденного Исидой-Ахатхор Великой Матерью для Осириса-Аписа Спасителя. Они переплетены голубой кожей, на которой золотом написано слово Телема. Да будет ручка, которой делаются записи, пером молодого лебедя – лебедя, имя которому AUM. И да будут чернила сделаны из желчи рыбы, рыбы Оанн».

Жизнь посвященного это результат или исход двойственностей существования, представленных здесь Исидой и Осирисом. Их дитя Хор, главное божество телемитского пантеона, эйдолон Истинной воли. Голубая книга обозначает сефиру Хесед, которая соотносится со способностью к памяти в каббалистической системе. Золотая надпись о названии книги обозначает Тиферет и Истинную Волю, и заглавие ‘Телема’ обозначает то же самое. Все остальные материалы также соотносятся с божественными проявлениями. То же самое с жизнью посвященного. Пусть попытается понять все это на практике.

 

Перевод Екатерина Ильичева

© Castalia

© Thelema.RU

 


 

[1] Crowley, Aleister, The Equinox Volume I, Samuel Weiser, York Beach, Maine, 1992.

[2] Эти упражнения являются частью курсовой работы в Колледже Телемы.

[3] Следующие отрывки взяты из Книги 4 Алистера Кроули, стр. 107-108.

[4] Crowley, Aleister, The Holy Books of Thelema, pg. 27.

[5] Crowley, Aleister, Magick: Book 4, pg. 647-652.

[6] Crowley, Aleister et. al., Commentaries on the Holy Books: The Equinox Vol. IV #1, Samuel Weiser, York Beach, Maine, 1996, pg. 59-72.

[7] Mathers, S.L. MacGregor (ed.), The Book of the Sacred Magic of Abramelin the Mage, Dover, New York, New York, 1975.