1922 – 1995

23 апреля 1922 года в Бель-Плань (Айова) в семье рабочего-железнодорожника родилась Марджори Камерон, американская художница, оккультистка, актриса, жена пионера ракетостроения и оккультиста Джека Парсонса. Камерон окончила среднюю школу в Дэйвенпорте в 1940 году, в разгар Второй Мировой войны. Сразу же после школы она поступила на службу во флот, где копировала карты и обрабатывала фотоснимки (позднее Камерон утверждала, что из-за этой работы у нее возникла «кармическая связь» с жертвами войны). Узнав, что ее брат, служивший в военно-воздушных силах, был ранен в бою, она отправилась в Айову повидать его. За эту самовольную отлучку Камерон предстала перед военным судом и до конца войны была списана в тыл.

В 1945 году она была уволена в отставку с положительной аттестацией и переехала в Пасадену, где в то время жили ее родители. Некоторое время она работала иллюстратором в журнале мод и, вероятно, посещала художественные курсы. Здесь же, в Пасадене, она страстно увлеклась джазом и зачастила в «черные» джаз-клубы на Сентрал-авеню. Но решительная перемена в жизни Марджори произошла тогда, когда один старый сослуживец привел ее в гости к Джеку Парсонсу. Потрясенный роскошными рыжими волосами и эффектной внешностью своей новой знакомой, Парсонс решил, что Камерон — его Багряная Жена, воплощение божественной силы Бабалон. Накануне этого знакомства Парсонс со своим помощником Роном Хаббардом (впоследствии прославившимся как основатель сайентологии) провел «Работу Бабалон» — оккультный ритуал, призванный проявить силу этой богини в обществе и во всем человечестве. По словам Парсонса, вернувшись домой после ритуала, он застал Камерон у себя в квартире и счел, что она и есть та сущность, которую они с Хаббардом пытались призвать. Камерон и сама отождествляла себя с Багряной Женой, и окружающие разделяли ее точку зрения.

Парсонс приобщил свою возлюбленную к учению Телемы и дал ей прозвище «Кандида» (или попросту «Кэнди», что значит «Конфетка»). В 1946 году они поженились. Как и многие другие женщины, интересовавшиеся магией (например, Итель Кохун, Вали Майерс, Розалин Нортон и сюрреалистка Леонора Каррингтон), Камерон была художницей.  В своих произведениях она запечатлела множество образов иномирной природы, воспринятых в царствах стихий и на астральном плане. В 1948 году она отправилась в Мексику и некоторое время прожила в Сан-Мигель-де-Альенде, общаясь с художниками Леонорой Каррингтон и Давидом Сикейросом, а также с актерами из Лос-Анджелеса Ренатой Дракс и Полом Мэтисоном. В то же время она продолжала изучать магию: Парсонс присылал ей письма с наставлениями в магических практиках. В 1950 году Марджори вернулась к мужу, который в то время работал новые образцы топлива для авиастроительной компании «Хьюз Эйркрафт».

Вскоре оккультные увлечения Парсонса привлекли внимание ФБР и положили конец его работе в оборонной области. Парсонс и Марджори собрались эмигрировать в Мексику, но этим планам не суждено было сбыться:  по трагической случайности Парсонс погиб в своей лаборатории от взрыва гремучей ртути. Его вдова удалилась в магическое затворничество в пустыне Бомон (Калифорния) и некоторое время прожила в заброшенном каньоне без водоснабжения и электричества. Вернувшись в Лос-Анджелес, она восстановила связи со старыми друзьями и создала серию художественных работ под названием «Пергаменты». В 1955 году у нее родилась дочь Кристал.

Кинорежиссер Кертис Харрингтон, очарованный романтической и властной красотой Марджори Камерон, посвятил ее художественному творчеству лирический десятиминутный фильм «Звезда Полынь» (1955). К сожалению, многие из живописных и графических работ Камерон, запечатленных в этой ленте, впоследствии были утрачены или уничтожены. (Небольшой отрывок из фильма «Звезда Полынь» (6:19 — 7:04) можно найти на сайте Youtube по запросу: «House of Harrington Part 1».)

Вскоре после этого Пол Мэтисон и актер Самсон Дебрир познакомили Камерон с кинорежиссером Кеннетом Энгером, в фильме которого «Торжественное открытие храма наслаждений» (1956) она исполнила одну из главных ролей в паре с Анаис Нин.  В этой причудливой экранизации телемического ритуала Камерон сыграла Багряную Жену; любопытно, что одни из элементов ее костюма была испанская шаль, некогда принадлежавшая Рудольфу Валентино (1895—1926), знаменитому американскому актеру немого кино. В период съемок у Камерон начался бурный роман с Энгером; любовные отношения с ним она поддерживала до конца жизни. В 1961 году Камерон сыграла роль таинственной Водяной ведьмы в фильме Кертиса Харрингтона «Ночной прилив», а в 1969 году в Санта-Фе снялась в фильме Джона Чемберлена «Сосунок», так и не вышедшем на экраны.

В начале 50-х Камерон познакомилась с лос-анджелесским художником и любителем джаза Уолласом Берманом и очаровала его своими художественными талантами и мистической красотой. Позднее Марджори вспоминала, что Берман дал ей почитать книгу Германа Гессе «Степной волк», которая произвела на нее глубокое впечатление. В 1986 году в интервью историку искусств Сандре Старр Камерон отметила, что Берман, «похоже, хотел помочь мне с карьерой». В 1955 году он поместил фотографию Камерон на обложку первого номера своего литературно-художественного журнала «Семина» и включил в этот номер репродукцию рисунка, который Марджори нарисовала годом раньше, в ходе своего первого эксперимента с пейотлем, предпринятого под впечатлением от лекции Олдоса Хаксли. Этот рисунок получил широкую известность после того, как полиция Лос-Анджелеса осудила его за «непристойность» и на этом основании закрыла выставку графики, коллажей и скульптуры, устроенную Берманом в 1957 году в галерее «Ферус». После этого случая Камерон, как и Берман, перестала выставлять свои работы в коммерческих галереях.

Остаток своей жизни Камерон посвятила литературному и художественному творчеству и исследованию оккультных идей, воспринятых в свое время от Парсонса. В 1964 году в издательстве «База Пресс» вышла ее книга «Черное паломничество» — сборник мистических стихотворений и чернильных рисунков. В одном из своих прозаических фрагментов, опубликованном в сборнике «Часовой», Марджори обращается к покойному мужу: «Восстань! Я вышла из гробницы, которую ты для меня вымечтал!» В 8-м номере журнала «Семина» опубликовано стихотворение Камерон, обращенное к Мирре (героине древнегреческой мифологии, воспылавшей кровосмесительной страстью к своему отцу и родившей от него Адониса) и датированное 2 июня 1962 года; здесь поэтесса заявляет, что единственное спасение от «умирающего мира» — «благодать, и радость, и скорбь» ребенка. Впрочем, стихотворение сопровождается чернильным рисунком — изображением косматого сфинкса, вид которого не сулит ни спасения, ни даже утешения.

Несмотря на угрюмую мрачность многих ее литературных произведений, художественные работы Камерон проникнуты мечтательным лиризмом. Во многих рисунках она запечатлела свою дочь Кристалл в образе изящного, тонкого эльфа или какого-то схожего мифологического персонажа. В начале 60-х годов Камерон переписывалась с Джозефом Кэмпбеллом, известным американским исследователем мифологии, и упоминала о своем интересе к его книге «Тысячеликий герой», а также к сочинениям Германа Гесса и Исака Динесина (Карен Бликсен). Воодушевившись образами мифов и метаморфоз, она создала несколько сотен рисунков, на которых из единообразных чернильных штрихов неожиданно складываются всевозможные зловещие фигуры и пейзажи. На живописных полотнах и гуашах Камерон порожденные ее фантазией причудливые существа предстают как участники странных ритуалов и символических действ.

Посетив Санта-Фе в конце 60-х годов, Камерон вернулась в свой домик в Западном Голливуде, где и провела последние десятилетия своей жизни. В 1989 году в сотрудничестве с главой О.Т.О. Гименеем Бетой Камерон подготовила к изданию сборник оккультных сочинений Парсонса. В том же году художественные работы Камерон вошли в состав выставки под названием «Жемчуг возмездия», проведенной в Муниципальной галерее искусства в Лос-Анджелесе под руководством Эдварда Леффингуэлла. На этой выставке были представлены ее акварели и рисунки из серий «Анатомия безумия» (1956) и «Плутон переходит в двенадцатый дом» (1978—1986).

Марджори Камерон умерла от рака 24 июля 1995 года в лос-анджелесском Госпитале ветеранов. Подборка ее работ вошла в экспозицию современного американского искусства в Музее Уитни, а в 2005—2007 гг. участвовала в передвижной выставке «Культура “Семины”: Уоллас Берман и его круг», организованной Музеем искусств Санта-Моники.

 

Составитель: Анна Блейз

© Thelema.RU