Пахор Лабиб.

 

Жан Дорессе[1], Зигфрид Моренц[2] и Мартин Краузе[3] имели дело с рядом таких отголосков древнеегипетской религии в Библиотеке Наг Хаммади. Здесь я намарен продемонстрировать некоторые примеры.
 
В Кодексе Юнга, содержащемся в моей книге Coptic Gnostic Papyri in the Coptic Museum[4], который я назвал Кодексом I Библиотеки Наг-Хаммади, мы обнаружили в качестве заглавия одного из трактатов слова plogoc etbe tanactacic[5], связанные с воскресением. Трактат был написан в форме послания определенному лицу по имени Регинос, однако имя отправителя в тексте не приводится. Отправитель же подчеркивает важность воскресения.
 
Мы можем проследить ту же самую веру в важность воскресения в древнеегипетской религии. Древние египетские тексты и сцены частных, а также фараоновых захоронений в значительной степени имеют отношение к этой вере[6].
 
В текстах из Наг Хаммади, в Кодексе II, мы находим и упоминание рая. Даже Египет упомянут как райское место[7].
 
Все мы знаем, что Египет, это начало античной цивилизации, всегда имел некую идею относительно рая. Древние египетские тексты часто обращаются к данной теме, а еще воспроизведение рая всегда было темой для украшения частных могил, например, могил Sn-ndm в Фебе[8]. Мы находим, что рай представлен (там) зелеными лужайками[9].
 
На стенах храмов мы также встречаем представления о рае; например, в храме в Мединет Хабу мы видим фараона Рамзеса III, пашущего и собирающего урожай в райских кущах[10] согласно хорошо известным сценам, находимым в Книге Мертвых[11].
 
А еще в могилах фараонов в Царской Долине в Луксоре мы находим ряд сцен, представляющих рай, нарисованных на стенах могилы фараона Аменхотепа II[12] и фараона Сети I[13].
 
Опять же, мы можем отследить, как древние египетские божества "выжили" в Библиотеке Наг Хаммади: это Сиф (или Сет)[14], Тот (он же – Гермес Трисмегист)[15] в Кодексе VI, два быка, а именно Апис, бык Мемфиса[16], и Мневис, бык Гелиополиса[17] в Кодексе II[18]. Мы можем проследить также типично египетских священных птиц, таких как Феникс[19] или же типично египетских животных, таких как крокодил[20].
 
Опять же, идея троицы (отец, мать и сын)[21] имеет древнеегипетские корни[22]; также интересно предпочтение числу три[23]. Бога же часто величали муже-женским[24], подобно египетскому Богу-творцу[25].
 
Как и в древних египетских текстах[26], и в гностических текстах имеется воздаяние: нисхождение “вниз”[27].
 
На этом мы пока и остановимся. В Библиотеке Наг Хаммади есть и множество других отголосков Древнего Египта, создающих дающих простор для будущего исследования.

 

© Пер. с англ. – Алекс Мома. Источник:

GNOSIS AND GNOSTICISM. Nag Hammadi Studies, vol. XIV, Leiden, E.J. Brill, 1978, pp. 149-151.

© Thelema.RU

 


 

[1] J. Doresse, The Secret Books of the Egyptian Gnostics, London, 1960. pp. 272-275.

[2] S. Morenz, Fortwirken altagyptischer Elemente in christlicher Zeit in: Koptische Kunst. Christentum am Nil, Essen, 1963, 55-56.

[3] M. Krauze, Die Koptologie im Gefuge der Wissenschaften, in: ZAS 100, 1974, 115 # 45, а также Agyptisches Gedankengut in der Apokalypse des Asklepius, in: Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gessellschaft, Supplementa I, Wiesbaden, 1969, pp. 48-57.

[4] Cairo, 1956.

[5] I 50, 17-18. Этот трактат впервые был опубликован в 1963 г. в Цюрихе (как "De resurrectione (Epistula ad Rheginum")).

[6] A. Erman, Die Religion der Agypter, Berlin, 1943, 207 и далее.

[7] A. Bohlig, P. Labib. Die koptisch-gnostische Schrift ohne Titel aus Codex II von Nag Hammadi im Koptischen Museum zu Alt-Kairo, Berlin, 1962 (= Deutsche Akad. d. Wiss. zu Berlin, Inst. f. Orientforschung Nr. 58), 96 (= II 122 (= 170), 35 и далее).

[8] B. Porter and R. L. B. Moss, assisted by F. W. Burney, Topological Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings. I. The Theban Necropolis. Part 1. Private Tombs, Oxford, 1960, 1 и далее.

[9] H. Bonnet, Reallexikon der agyptischen Religionsgeschichte, 1971 Berlin, 849 и далее.

[10] Porter and Moss, II. Theban Temples, Oxford, 1972, 481 ff.

[11] E. A. W. Budge, The Book of Dead. Papyrus of Ani, London, 1913.

[12] Porter – Moss, Typological Bibliography I, Part 2, 554 и далее.

[13] там же, 535 и далее.

[14] J. Doresse, The Secret Books, 435 и далее (Index); M. Tardieu, Les livres mis sous le nom de Seth et les Sethiens de l'heresiologie, в: Gnosis and Gnosticism (Nag Hammadi Studies VIII), Leiden, 1977, pp. 204-210.

[15] M. Krause, Agyptisches Gedankengut 49 # 12.

[16] H. Bonnet, Reallexikon 46 и далее.

[17] H. Bonnet, Reallexikon 468 и далее.

[18] A. Bohlig, P. Labib. Die koptisch-gnostische Schrift 96 (= II 122 (= 170), 21 и далее).

[19] H. Bonnet, Reallexicon 594 и далее, A. Bohlig, P. Labib. Die koptisch-gnostische Schrift 94 и далее (= II 121 (= 169), 35 и далее).

[20] A. Bohlig, P. Labib. Die koptisch-gnostische Schrift 95  (= II 122 (= 170), 18 и далее).

[21] Апокриф Иоанна, Наг Хаммади, II, 14 и далее + парр.

[22] S. Morenz, Agyptische Religion, Stuttgart, 1960, 150 и далее, 270 и далее.

[23] The three stelae of Seth: VII 118,8 – 127,32 в: Christentum am Roten Meer, 2. Bd. Berlin, 1973, 180 и далее; три раза – aknouhm aknouhm aknahmn: A. Böhlig, Urzeit und Endzeit in der titellosen Schrift des Codex II von Nag Hammadi, в: BSAC 16, 1962, 15.

[24] hoout-chime в Наг Хаммади, II, 5,9; 6,8 и парр.

[25] Morenz, Agyptische Religion, 27 и # 52; E. Hornung, Der Eine und die Vielen. Agyptische Gottesvorstellungen, Darmstadt, 1971, 165 и # 104.

[26] J. Zandee, Death as an Enemy according to ancient Egyptian Conceptions, Leiden, 1960, 5 и # 3.

[27] Наг Хаммади, II, 141, 36; Krause, Die Koptologie 115 # 45.