В кимбанде все эшу и помба-жира распределяются по королевствам и родам (или линиям). Королевства соотносятся с теми местами физического мира, в которых обитают и проявляются эшу и помба-жира. В распределении эшу и помба-жира по королевствам отражаются функции этих духов как стражей границ и средоточий силы.

По вопросу о королевствах в традициях различных домов кимбанды встречаются некоторые небольшие расхождения, но в целом насчитывается семь общепринятых королевств, равных друг другу по статусу. Каждое королевство — это священное место силы, и ни одно из них не может считаться важнее или могущественнее прочих.

В каждом королевстве собираются духи, схожие между собой по характеру и наклонностям и отвечающие за определенные сферы человеческой деятельности. Каждое из этих семи мест силы непосредственно связано с различными прижизненными и посмертными состояниями. Если кимбандьеро хочет оказать воздействие на ту или иную сферу своей (или чужой) жизни, он выбирает королевство, соответствующее данной области жизни и работает с эшу этого королевства. Эшу можно охарактеризовать как силы, составляющие основу и подоплеку каждого королевства. Королевство — это одновременно и место в физическом мире, и связующее звено с другими физическими явлениями и с определенными областями духовного и эмоционального миров.

Во главе каждого королевства стоят король и королева. Им подчиняются генералы, которые, в свою очередь, правят легионами духов. Некоторые эшу и помба-жира принадлежат к нескольким королевствам одновременно, но в каждом из них проявляют особые качества, соответствующие данному королевству.

Итак, рассмотрим подробнее семь королевств кимбанды.

 

1. Энкрузильядас (Королевство Перекрестков)

Это королевство охватывает все перекрестки — места, где соединяются или пересекаются дороги. Оно тесно связано с родом Малеи и включает в себя духов, стоящих в точках встречи и пересечения любых путей. Эти духи могут открывать и закрывать двери возможностей; они порождают движение и перемены как на духовном, так и на физическом уровне. К этому королевству принадлежат и крестообразные перекрестки (состоящие из четырех дорог), и Т-образные (из трех дорог), и пересечения путей в буквальном смысле слова, и метафорические перекрестки.

Духи королевства Энкрузильядас управляют всеми ситуациями, в которых человеку приходится делать выбор из нескольких возможностей. Это королевство открывает пути ко всем остальным королевствам кимбанды. Духов королевства Перекрестков призывают в трудные времена, чтобы они помогли проложить путь через полосу препятствий и найти выход из ситуации, которая кажется безвыходной. Кроме того, к ним обращаются за помощью, когда нужно соединить и связать две стороны или, напротив, разделить и разорвать союз. Эти духи тесно связаны с судьбой и потому сильны в прорицаниях. К ним можно обращаться за советом, когда кажется, что перекрыты все возможные пути. Они могут и устранять преграды, мешающие развитию ситуации, и ставить препятствия на пути ваших врагов, чтобы не допустить недоброжелателей ни в одну из областей вашей жизни. Духам Перекрестков открыты все пути магии.

Этим королевством правят:

  • Эшу Рей дас Сэчь Энкрузильадас (Король Семи Перекрестков),
  • Помба-жира Раиньа дас Сэчь Энкрузильадас (Королева Семи Перекрестков).

Им подчинены следующие духи:

  • Эшу Транка Руа (Эшу, Закрывающий Пути, или Запирающий Двери),
  • Эшу Сэчь Энкрузильадас (Эшу Семи Перекрестков),
  • Эшу даз Алмас (Эшу Душ),
  • Эшу Марабу,
  • Эшу Тирири,
  • Эшу Вълуду (Эшу Бархат),
  • Эшу Мурсегу(Эшу Летучая мышь),
  • Эшу дас Сэчь Гаргальадас (Эшу Семи Смехов),
  • Эшу Мирим (Эшу-Ребенок),
  • а также Помба-жира Энкрузильадас (Помба-жира Перекрестков).

 

2. Крузейро (Королевство Креста/Перехода)

Место этого королевства — центральный крест кладбища. Если на кладбище нет центрального креста, то Крузейро располагается на самом большом или самом старом из надгробий с крестом. Это королевство перехода из одного состояния в другое, от жизни — к смерти, а также через поворотную точку всей жизни. Поэтому его иногда называют Королевством Переходов [англ. Crossings]: хотя высшее воплощение этого королевства — центральный крест [англ. cross], Крузейро проявляется не только в нем, но и повсюду, где совершается переход от одного состояния к другому. Близ центрального креста обитает Омолу, Господин Костей — владыка мертвых, кладбищ и печати душ; его символ — крест, вкопанный в могильную землю. Духов королевства Крузейро призывают на помощь, чтобы исцелить человеческий дух или, напротив, причинить ему вред; к ним обращаются, чтобы восстановить или, наоборот, разрушить узы клятвы. Они способны как возвышать, так и сковывать дух.

Этим королевством правят:

  • Эшу Рей дус Сэчь Крузэйрус (Король Семи Крестов),
  • Помба-жира Раиньа дус Сэчь Крузейрус (Королева Семи Крестов).

Помба-жира Райнья дос Сети Крузейрос приходится сестрой Помба-жира Райнье дас Калунга (Королеве Кладбищ) и отдает дань уважения Райнье дас Сети Энкрузильядас (Королеве Семи Перекрестков).

Королю и королеве Крузейро подчинены следующие духи:

  • Эшу Транка Туду (Эшу, Запирающий Всё),
  • Эшу Киромбу,
  • Эшу Сэчь Крузэйрус (Эшу Семи Переходов),
  • Эшу Мангейра (Эшу Мангового дерева),
  • Эшу Каминалоа,
  • Эшу Сэчь Крузис (Эшу Семи Крестов),
  • Эшу Сэчь Портас (Эшу Семи Дверей),
  • Эшу Мейя Нойчь (Эшу Полуночный),
  • Эшу Калунга (Эшу Кладбища).

 

3. Матас (Королевство Лесов/Полей)

Это королевство дикой природы, невозделанных полей и дремучих лесов. К нему относятся и лесные чащи, и джунгли, и равнины. Это места силы, встречающиеся в природе, — места, где хранятся тайны трав и корней, костей и ядов. И это — та точка силы, в которой заканчивается цивилизованная жизнь города и начинается неизведанная дикая природа. Это одно из немногих королевств, которое с наступлением ночи погружается в кромешную тьму: здесь нет городских огней. Здесь обитают первобытные духи, в которых отражается наше природное естество, наша неукрощенная тьма — но и та сторона нашей сущности, которая лучше всего настроена на природу. В королевстве Матас обретается мудрость животных, деревьев и трав. К нему принадлежат величайшие целители и прирожденные ведьмы и колдуны. Обычно к нему относят духов кабокло, а также духов охотников в самом широком смысле этого слова. Духов Леса призывают для охоты на врагов или для того, чтобы послать на охоту свой собственный дух. Также они помогают излечивать раны природными средствами и готовить яды.

Этим королевством правят:

  • Эшу Рей даз Матас (Король Лесов),
  • Помба-жира Раиньа даз Матас (Королева Лесов).

Король Лесов тесно связан с Эшу Пантэра Нэгра (Эшу Черной Пантерой), а Королева Лесов — с Эшу даз Матас (Эшу Лесов).

Королю и Королеве Лесов подчинены следующие духи:

  • Эшу Кебра Гальу (Эшу, Ломающий Ветви),
  • Эшу Сэчь Сомбрас (Эшу Семи Теней),
  • Эшу даз Матас (Эшу Лесов),
  • Эшу дас Кампинас (Эшу Лугов),
  • Эшу Сэрра Нэгра (Эшу Черного Нагорья),
  • Эшу дас Сэчь Педрас (Эшу Семи Камней),
  • Эшу Сэчь Кобрас (Эшу Семи Змей),
  • Эшу ду Шэйру (Эшу Запаха),
  • Эшу Арранка Току (Эшу Корчеватель Стволов).

 

4. Калунга (Королевство Кладбища)

Некоторые называют это королевство «Калунга Пекена», то есть «Малое Кладбище», — чтобы отличать его от «Большого Кладбища», то есть океана. Калунга — это мир мертвых, море предков, символом которого служит Кладбище. С королевством Калунга, как и с Крузейро, тесно связан Омолу. Это царство мертвых во всех его проявлениях — от свежих могил и гробниц до оживших скелетов. Здесь жизнь угасает, а затем возвращается вновь — на следующей своей стадии. Если Крузейро — это процесс умирания, то Калунга — окончательный итог смерти. Среди духов этого королевства — и безмятежные олицетворения смертного покоя, и беспокойные тени, блуждающие среди могил. Живым духи Калунга несут смерть, а умершим — жизнь. Этих духов призывают на помощь в делах, связанных с разводом, разрывом отношений и распадом, а также для некромантии.

Королевством Калунга правят:

  • Эшу Рей дас Сэчь Калунгас (Король Семи Кладбищ),
  • Помба-жира Раиньа дас Сэчь Калунгас (Королева Семи Кладбищ), она же Помба-жира Раиньа да Калунга (Королева Кладбища).

Оба они суровы, спокойны и серьезны. Им подчинены следующие духи:

  • Эшу Портэйра (Эшу Дверей, или Врат),
  • Эшу Сэчь Тумбас (Эшу Семи Надгробий),
  • Эшу Сэчь Катакумбас (Эшу Семи Катакомб, или Склепов),
  • Эшу Браза (Эшу Горящий Уголь),
  • Эшу Кавэйра (Эшу-Череп),
  • Эшу ду Съмитэриу (Эшу Кладбища),
  • Эшу Куркунда (Эшу-Горбун),
  • Эшу Сэчь Ковас (Эшу Семи Могил),
  • Эшу Капа Прóта (Эшу Черный Плащ).

 

5. Альмас (Королевство Душ)

Это королевство всех душ, в котором обитают духи-психопомпы, проводники умерших. Они помогают душе пройти через страдания и смятение и понять смысл смерти. Крузейро — это точка перехода от жизни к смерти, Калунга — сама смерть, а Альмас — это связь живых со смертью. К этому королевству относятся больницы, морги и поминальные обряды. Королевство Альмас — повсюду, где люди собираются для скорби и траура. Оно хранит воспоминания о жизни; оно может стать целебным бальзамом для того, кто понес утрату, но может проявиться и как нестерпимая мука, разрывающая душу. В этом королевстве медиумы общаются с душами умерших. Духов Альмас призывают для того, чтобы исцелить дух страдающего человека, проводить душу умершего и освободиться от боли и тьмы, но также и для того, чтобы омрачить душу врага отчаянием и скорбью.

Королевством Душ правят:

  • Эшу Рей даз Алмас (Король Душ) или сам Омолу,
  • Помба-жира Раиньа даз Алмас (Королева Душ).

Им подчинены:

  • Эшу Сэчь Ломбрас (Эшу Семи Погребальных Холмов),
  • Эшу Пемба (Эшу Священного Мела),
  • Эшу Мараба,
  • Эшу Курадор (Эшу-Целитель),
  • Эшу Жира Мунду (Эшу-Мировращатель),
  • Эшу Нов Лузис (Эшу Девяти Светильников),
  • Эшу дас Сэчь Монтаньас (Эшу Семи Гор),
  • Эшу Тата Кавэйра (Эшу Череп Тата),
  • Эшу Сэчь Поэйрас (Эшу Семи Прахов).

 

6. Лира (Королевство Лиры, или Арфы).

Это королевство города, живущего полной жизнью. На физическом плане оно представлено кабаками и барами, борделями, кабаре, ночными клубами и рынками. Это вся суета и толчея городской жизни с ее приливами и отливами; это кипение жизненных сил, но и борьба за выживание. Это ночная жизнь города, полная волнения, азарта и опасности. Это точка встречи вдохновения, смекалки и хитрости. Духи этого королевства надзирают за жизнью ночного города и, в первую очередь, — за ворами и жуликами, игроками, проститутками, танцовщицами, торговцами, барменами, искателями женского общества, людьми богемы и завсегдатаями вечеринок и ночных клубов. Это самое соблазнительное, но и самое опасное из королевств: в нем обретаются не только музыка и поэзия, но и пьяные драки с поножовщиной. Королевство Лиры — это сама жизнь в ее непрестанном движении и вся красота жизни, но красота с привкусом жестокости. Духов Лиры призывают на помощь для заключения сделок в бизнесе и повышения доходов, для предсказания судьбы, для успеха и благополучия, а также в делах, связанных с сексом, любовью и искусством.

Этим королевством правят:

  • Эшу Рей дас Сэчь Лирас (Король Семи Лир), он же Эшу Лусифер,
  • Помба-жира Мариа Падильа.

Им подчинены духи:

  • Эшу дуз Инфернус (Эшу Преисподних),
  • Эшу ду Кабарэ (Эшу Кабаре),
  • Эшу Сэчь Лирас (Эшу Семи Лир),
  • Эшу Сигано (Эшу-Цыган)
  • Эшу Паган (Эшу-Язычник)
  • Эшу Зэ Пълинтра (Эшу Хосе-Плут),
  • Эшу Ганга,
  • Эшу Малэ,
  • Эшу Шама Джиньайру (Эшу, Призывающий Деньги) ,
  • Помба-жира Сигана (Помба-жира-Цыганка),
  • а также, по некоторым версиям, Мариа Муламбу.

 

7. Прайя (Королевство Побережья)

Это королевство — место, где океан с его приливами, отливами и бездонными пучинами встречается с побережьем. К королевству Прайя принадлежат таинственные глубоководные существа, в особенности ядовитые, а также моряки и путешествующие по морю. Его физическое проявление — побережье, но, кроме того, Прайя — это приливы и отливы страсти, глубины памяти и глубины души. Духи этого королевства тесно связаны с Луной и Венерой. Королевство Побережья охватывает берега не только соленых, но и пресных водоемов, так что озера и реки можно считать его продолжением. К духам Прайя обращаются за помощью для очищения, для пробуждения любви, страсти, вожделения и эротических мыслей, для усиления привлекательности, достижения изобилия и исцеления эмоциональных травм.

Королевством Прайя правят:

  • Эшу Рей дас Прайас (Король Побережий),
  • Помба-жира Раиньа дас Прайас (Королева Побережий).

Им подчинены духи:

  • Эшу дуз Риус (Эшу Рек),
  • Эшу Сэчь Кашуэйрас (Эшу Семи Водопадов),
  • Эшу Сэчь Педрас (Эшу Семи Камней),
  • Эшу Мариньайру (Эшу-Моряк),
  • Эшу Марэ,
  • Эшу ду Лоду (Эшу Грязи),
  • Эшу Баиану (Эшу-Баиянец),
  • Эшу Жърери,
  • Эшу дуз Вентус (Эшу Ветров),
  • Эшу ду Кокó (Эшу Кокосового ореха),
  • Помба-жира Калунга Пъкена (Помба-жира Малого Кладбища).

Многие помба-жира тоже распределены между этими семью королевствами, но при этом подчиняются собственной королеве. Королевства в сочетании с родами (линиями) — самая удобная классификация духов кимбанды, их взаимосвязей и, что еще важнее, их связей с миром магии и с жизнью в целом.


© Перевод: Анна Блейз, 2014

Несущественные правки в произношении бразильских имён, расстановка ударений - Любосвет Лавров, 2017.
"Ъ" (твёрдый знак) - слаборазличимый призвук как в слоге "те" при быстром произнесении слова "терабайт".