Fr. Leonid

 

«Бог есть круг, центр которого везде, а окружность – нигде».

Гермес Трисмегист

Магический круг

Аннотация

В статье достаточно подробно описан магический круг, и технология создания одной из его разновидностей. Основная цель статьи – повышение КПД в работе по созданию этого магического инструмента.

Материал статьи почти полностью основан на работе А. Кроули «Мистицизм и магия» (часть II, глава II), так же рассмотрены альтернативные материалы отечественных и зарубежных исследователей в сети интернет. Перед прочтением данной статьи полезно было бы ознакомиться с первоисточником, где описаны все самые важные замечания и рекомендации.

О сущности

Круг как геометрическая фигура – универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство. Округлость священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленное, бесконечное, вечность. Это время, заключающее в себе пространство и отсутствие времени, как отсутствие начала и конца, пространства, верха и низа. Как циркулярность и сферичность это отрицание времени и пространства, но означает также возвращение, возвратное движение. Это небесное единство, солярные циклы, всякое цикличное движение, динамизм, бесконечное движение, завершение, исполнение, Бог.

Рисунок 1

Достаточно ёмкое определение круга, а если говорить точнее сферы как инструмента мага, приведено в википедии. Магический круг — круг или часть пространства, очерчиваемые тем или иным образом практиками многих отраслей ритуальной магии, которая может содержать энергию и образует сакральное пространство, или же предоставит им форму магической защиты от сверхъестественных сил, или и то и другое сразу. Такой круг может быть отмечен физически — с помощью соли или мела, например, или просто визуализировано.

Круг – есть место выполнения магической операции, т.е. это рабочее место мага. А. Кроули пишет:

«…рабочее место Мага возвещает о сущности и цели Работы».

Эта фраза дает нам необычайный простор для размышлений на эту тему, различных форм магической работы, методов, направленностей, характера (т. н. «черная» операция или т.н. «белая»), а также на темы вариативности визуальных фигур и символов круга в зависимости от взятых за основу первопринципов, архетипов, планет, часов планет, ангелов дней, часов, сезонов, стихий, букв иврита и т.д.

Например, Жерар Анкосс (Папюс) предлагает варианты магического круга «на каждый день» недели, взяв за основу планетарные соответствия (См рис.1). Один из вариантов магического круга вместе с треугольником описан в «Ключах Соломона» (См рис. 2). Альтернативные варианты круга, найденные в интернете (См. рис 3,4).

Рисунок 2                                                       Рисунок 3

Таким образом, форм и видов магических кругов, а точнее сфер великое множество. Это и круг, начерченный жезлом, копьём, мечом, мелом или палочкой на полу или земле; и веревочка или нить, лежащая на полу. Можно окружить себя «частоколом» из свечей, благовоний или камней. Это уже будет стихийный круг (круг огня, воздуха, круг земли). Есть примеры использования полудагоценных камней: «Выложите круг по часовой стрелке из галечных камней. Обозначьте стороны света кристаллами горного хрусталя. В центре круга положите кусок кварца, это обозначение алтаря. Слева от него положите лунный камень как символ Богини. Справа от кварца положите янтарь как символ Бога». Весьма оригинальный круг получится из старших АТУ колоды Таро. Встречались в сети и более двусмысленные описания: «Круг чертится любым предметом, содержащим кальций. Будь то уголь, зола, мел, графит, толченая кость, толченая яичная скорлупа, пшеница и т.д.». Почему именно кальций и где кальций в графите – вопросы скорее риторические. В древнем мире часто круг выкладывался из семян злаковых или бобовых. Есть сведения, что восточные славяне использовали в качестве защитного круга саженцы боярышника. Не стоит забывать, также что есть непроявленный круг, который мы создаем в ходе пертаграмматических, гексаграматических и др. ритуалов. Семантически связан с кругом пояс Мага. Пояс часто использовался для черчения магического круга. История знает примеры создания всевозможных магических кругов. В круг заключались предметы мебели, постройки и земельные участки. Итак, круг создается в зависимости от окружающих обстоятельств и сопутствующих факторов, в соответствии с целью работы, с применением предметов материального мира, или без них. Символически круг являет собой всю вселенную, её точное подобие. Поэтому все элементы и символы круга должны находиться во взаимной гармонии. Маг – оператор должен ясно представлять и понимать умом своим каждую фигуру и символ круга, его взаимосвязь с другими фигурами и символами. Сам же маг, стоящий в центре круга – есть в прямом смысле творящая сила Вселенной. Исходя из вышесказанного, круг относится к предметам первостепенной «магической гигиены».

Рисунок 4

О задачах

В фольклоре круг наиболее часто выполняет именно функцию защиты. В ходе развития человечества различные культурные сообщества в различные эпохи имели свою оригинальную методику создания круга и его целевую направленность. Чаще всего круг используется для ограничения рабочего пространства, изоляции оператора от внешних воздействий; параллельно с этим круг фокусирует и проявляет используемую энергию во внутри-круговом пространстве во время работ. Речь идёт о любой церемониально-магической работе: стихийные и планетарные ритуалы, теургические, неромантические, гоэтические работы, в которых вместе с кругом, используется еще и треугольник. Помимо этого, круг используется и для мистических, статичных практик.

Есть точка зрения, что каждый адепт должен создать и воплотить свою собственную логически-целостную концепцию круга, в соответствии со своими индивидуальными склонностями и предпочтениями (рунический круг или, возможно, и-цзинический). Франц Бардон наряду с этой излагает иную точку зрения:

«Если западный посвященный начертит магический круг по восточным правилам, использовав соответствующие божественные имена, то для него этот круг окажется совершенно неэффективным. Поэтому во избежание бесплодной траты времени и сил магу-христианину никогда не следует строить круг по правилам индийской или какой бы то ни было иной религии».

О структуре

 Условно круг можно разделить на 3 части (рис 5).

Рисунок 5

Внешняя сфера, представленная в нашем случае девятью (семью, четырьмя различных вариантах) равноудаленными друг от друга пентаграммами в центре которых, во время операций должны гореть свечи. А. Кроули предлагает нам поразмышлять самостоятельно о связи «внешних» пентаграмм круга и пантакля. И добавляет:

«эти светочи лишь на первый взгляд враждебны внешним силам; в действительности же они озаряют Круг и Божественные Имена, тем самым открывая взору профана первые и главные символы посвящения».

Кстати, в центре каждой пентаграммы было бы предусмотрительно вшить плотную ткань устойчивую к термальным воздействиям! Цвет пентаграмм в нашем конкретном случае – цвет алой киновари.

Рисунок 6

Защитная сфера или же граница, представленная двумя (или более) кругами и вписанными в них магическими именами (Божественными именами, именами Власти, именами Силы как их называют). Эта сфера – т.н. буферная зона. Можно представить её в виде фильтра: свет проходит через первую окружность, фильтруется Именами, и проходит внутрь круга. Иначе, первую окружность можно обозначить очищающей, а вторую освящающей. Т. о. одна окружность пишется по часовой стрелке, а другая – против. Цвет круга в нашем случае – зелёный; цвет божественный имён – цвет алой киновари, согласно Кроули (у автора в силу личных причин цвета были использованы иные (см. рис. 6). Что касается божественных имён – это одна из самых личностных частей круга. Будучи по своей природе выше всякого понимания божество проявляют себя через т.н. Имена, которые являются умопостигаемыми для человека. Имена, часто отражают некоторое свойство Бога или же некоторый его деятельностный аспект. К проблематике Божественных имён обратился в своей работе «Ареопагитики» в сочинении «О божественных именах» св. Дионисий (Благость, Свет, Единство, Красота, Добро и Любовь, Сущий, Жизнь, Премудрость, Ум, Разум (Слово), Сила). Позже – Корнелий Агриппа в труде "De Occulta Philosophica", 1533г. Кроули в свою очередь пишет:

«…каждое имя должно так или иначе служить символом данной Работы, ее  метода и результата».

Имена, предложенные А.К. (см. рис. 5) мне не совсем подошли. Часто можно встретить каббалистические, сефиротические имена Бога: AHYH, YH, YHVH ALHIM, AL, ALHYM GBRV, YHVH ALVH V-DOTh, YHVH TzBAVTh, ALHYM TzBAVTh, ShDY AL ChY, ADNY MLK. Автор статьи счёл уместным использовать имена, воссозданные Кроули в Звездчатом  Рубине: Терион, Нуит, Бабалнон, Хадит, или же имена версии ритуала от 1913 года. Возможно кому-то подойдут имена из других древних традиций (Рис. 6).

Рисунок 7

Автор выбрал в качестве Священных имён следующие: NUIT, HADIT, RA-HOOR-HUIT и HOOR-PA-KRAAT. Эти четыре имени прекрасно вписываются в каббалистический процесс творения/достижения, в формулу Любви – Йуд-Хе-Вав-Хе, где соединение Нут и Хадит порождает Херу-Ра-Ха, представленного в виде двух Божеств: проявленного RA-HOOR-HUIT и непроявленного HOOR-PA-KRAAT. Завершая об именах, хочу привести несколько цитат христианских богословов:

«Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, да не станем отыскивать имени Его существа» (св. Иоанн Дамаскин).

«Ибо потому что называется Он Благим, и Правосудным, и Вседержителем, и Саваофом, не есть Он различен и инаков. Но будучи Один и Тот же, бесчисленные открывает действия Божества». (св. Кирилл Иерусалимский).

Рисунок 8

Внутренняя сфера, или же сакральная, символически представленная развертыванием творения. В нашем случае – это десятичастный тау-крест, состоящий из квадратов и символизирующий Древо Жизни. Так же здесь отчётливо визуально отображена Формула 5+6=11. «Вокруг этого Тау-креста очерчен треугольник, вписанный в большой Круг; однако из всего треугольника зримо обозначаются только углы, или, точнее, области, очерченные пересечениями его сторон. Иначе говоря, видны только те части треугольника, которые соприкасаются с внутренней окружностью; и каждая такая часть достроена до ромба…». Это 3 завесы негативности цвет этих проявленных вершин треугольника, цвет по шкале Короля. Они наносятся на ткань более насыщенными и глянцевыми, «сверкающие» (согласно Кроули). Помните, что центр круга совпадает с центром Тау-креста. (Во время операции логично предположить, что маг стоит в точке Тифарет, обращен лицом к алтарю, находящимся в Малкут. Символизируя тем самым творящую силу Бытия, исходящую из Кетер, оформляющуюся в Тифарет и проявляющуюся в Малкут – на Алтаре). Обратите внимание, что вокруг «ромбов» нет обрамления цвета алой киновари.  Цвета взяты из столбца Королевы и Короля таблицы цветовых соответствий (Рис. 8):

1. Сияющий белый;
2. Серый;
3. Чёрный;
4. Синий;
5. Ало-красный;
6. Желтый (Золотой);
7. Изумрудный;
8. Оранжевый;
9. Фиолетовый;
10. Лимонный (север), Оливковый (Восток), Красновато-коричневый (Запад), Черный (Юг) расположены крестом.
11. Пурпурно-красный;
12. Изумрудный;
13. Оранжевый;

Цвет сетки – цвет алой киновари.

О технологии изготовления

Рисунок 9

Несмотря на преобладающую в обществе точку зрения о том, что круг должен быть вышит на ткани, от шитья ручного или машинного решено было отказаться, в силу чрезвычайной трудоёмкости, и как следствие высокой стоимости работы. В нашем случае изделие изготовляется путем последовательного нанесения специальных акриловых красок на ткань. Важно работать в проветриваемом помещении!

Рисунок 10

Основа полотна – ткань черная и плотная, такая, чтобы удобно складывалась, переносилась, стиралась в машинке с отжимом, гладилась. Размер тканевого квадрата общий был взят 250 см. (Такой размер, чтобы в круге можно было и стоять, и сидеть и лежать). Кроули указывает следующее: «…значит, размеры Алтаря и Круга в целом зависят от роста Мага». Ткань лучше смотреть в местах продажи штор, т.к. обычные ткани имеют длину 150 см.

Размеры всех остальных «фигур» круга определены изначальным размером круга, радиус которого вписан в полотно. Цвет ткани – чёрный, но возможны и другие варианты: белый, темно-синий, иной. Края тканевого полотна обшиты, чтобы не распускались.

Рисунок 11

Кроули пишет, что сторона каждого из этих квадратов равна стороне основания Алтаря, располагающегося поверх квадрат 10 – Малкут. Круг автора данной статьи выглядит немного иначе. Изначально, размер квадратов предполагался 40 см.*40 см., но в процессе работы, внешние обстоятельства и характер моих действия определили размер стороны квадрата равный 10 см.

Необходимо разместить ткань на рабочей поверхности, предварительно положив под нее слой полиэтилена, газет или несколько слоев ткани (лучше больше). Если Вы решили работать с шёлком или искусственным аналогом – важным условием качественного изготовления изделия является использование грунтовой краски. Краска наносится в один слой, изделие просыхает, и уже после наносим саму краску.

Рисунок 12

Определить центр O путем построения с помощи веревки или нитки двух отрезков AB и CD, соединяющих углы квадратного полотна ткани. (Рис 9.) Веревка закрепляется булавкой или гвоздиком.

Рисунок 13

Нарисовать мелом (Обозначить) круг с центром в месте пересечения двух отрезков (точка O) и радиусом равным расстоянию до края тканевого полотна. Это будет «самый» внешний круг.

Вписать в круг девятиугольник. Для этого вычисляем 5/6 длины радиуса первого круга (отрезок EF рис. 10). Этот отрезок – радиус окружности, центр которой мы ставим в точке перпендикулярной условной вершине круга. Чертим её. Отрезок, образуемый, с одной стороны условной вершиной (А), а с другой точкой (X). Т. о. пересечения двух радиусов – есть длина между двумя углами девятиугольника. (Рис 10, рис 11).

Начертить лучи, идущие из центра первой окружности к вершинам девятиугольника. Рис 11.

Очертить еще одну окружность с центром в точке О (Рис 10) и радиусом в точке Y (Рис 11). Отрезки (GH), соединяющие точки пересечения лучей девятиугольника с окружностями ОА и ОY – являются диаметрами окружностей, в которые будут вписаны пентаграммы (Рис. 11).

Строим пентаграммы: находим центр окружности диаметра GH (рис. 11). Чертим из точки центра пять лучей, угол между лучами равен 72 (360/5) градусам.

Наносим слой грунта на ткань, и рисуем пентаграммы. В случае изготовления изделия без грунтовки – краску на пентаграммы необходимо наносить 3-4 раза, минимум с 20-ти минутным интервалом (Рис. 12). Краску наносим равномерно, стараясь не отрывать руки.

Строим еще две окружности с центром в точке О и радиусами Q1 и Q2. Наносим на меловой эскиз зелёную краску в первом случае по часовой стрелке, во втором – против; даём краске высохнуть 20 минут и повторяем процедуру 2-3 раза (Рис. 13).

В окружность радиусом Q2 вписываем равносторонний треугольник. Для этого строим отрезок AB, проходящий через центр О (Рис 13). Создаем окружность радиусом равную Q2, с центром в точке A. Точки пересечения данной окружности с окружностью Q2 – есть два нижних угла равностороннего треугольника.

Рисунок 14

Далее строим еще одну окружность с центром в точке O и радиусом R (Рис. 14). Из точки O строим три отрезка OA, OB и OC. Получившиеся при построении отрезки AZ1, BZ2 и CZ3 (Рис. 14) мы делим на пополам и достраиваем недостающие вершины «треугольника завес негативности». Наносим краску на получившиеся три ромба способом, описанным выше.

Соединяем между собой точки Z1, Z2 и Z3 мелом. Так мы обозначаем «внутренний» треугольник. Отталкиваясь его размеров мы вычисляем приблизительную длину стороны одного квадрата Тау-креста. В моём случае, максимально возможный размер, используя который тау-крест возможно вписать в треугольник, оказался равен десяти сантиметрам. Вписываем Тау крест и закрашиваем его согласно соответствиям, приводным в пункте 3 части «о структуре».

Рисунок 15

Делим пространство между двумя окружностями EF (Рис. 14) на 4 части, рассчитав таким образом, чтобы красиво и непринуждённо вписать в каждую четверь свое Имя Бога. Далее открываем программу Microsoft Word, пишем заранее продуманные имена, выбираем шрифт, увеличиваем размер букв (до 350-450). Распечатываем имена на принтере и аккуратно вырезаем трафаретным ножём бувы имён. После этого приклеиваем вырезанные буквы на заранее подготовленный плотный лист прозрачной плёнки. Сновы вырезаем буквы. Получился готовый трафарет.

Далее кладём трафарет на необходимый, выбраный заранее участок полотна. Всю оставшуюся поверхность круга, а так же близстоящие предметы мебели и открытые участки пола накрываем газетой, пленкой, простынёй и т.д. Делается это в силу того, что аэрозоль, рапыляемая из баллончика распространяется во всём рабочем пространстве, минуты спустя оседая тонким слоем на всех горизнотальных поверхностях, что сулит долгую работу с растворителем…. Наносим одно имя и даём ткани просохнуть. Кладём следующий трафарет, закрваем всю оставшуюся поверхность. И так далее. (Рис 15).

После того как все работы по последоватльному нанесению слоёв окраски на фигуры и имена завершены, дожидаемся 3-4 дня пока круг высохнет и проглаживем его слаборазогретым утюгом.

Помните, что крайне важно прилагать максимум усилий всю работу делать спокойно, осознанно, не спеша и сконцентрировано, с трепетом и благоговением. Круг наполняется сущностью адепта, его бхавой, если его внимание направлено туда. Поэтому, эффективность работы в круге всецело зависит от сознания оператора-изготовителя.

Приложение

Инструменты и материалы:

Ткань, обшитая по краям.

Кисти синтетические 13-15 – 3 штуки.

Кисти синтетические 18 или 20 – 5-10 штук.

Кисти синтетические 35 или 40 – 5-5 штук.

Мел.

Веревка бельевая или толстая нить.

Кнопки канцелярские или булавки.

Ножницы/лезвие.

Растворитель для краски (1 литр) и ветошь.

Утюг.

Газеты или полиэтиленовая пленка (для подкладки под изделие, чтобы не окрасить пол и для настила на изделие при работе с аэрозольной краской).

Полиэтиленовая плёнка для изготовления трафарета.

Маркер черный.

Грунт для акриловых красок – не менее 7 тюбиков (50 мл)

Краски акриловые для ткани – 1 тюбик (50 мл):

- Сияющий белый
- Серый
- Синий
- Ало-красный
- Желтый (Золотой)
- Изумрудный
- Оранжевый
- Фиолетовый
- Пурпурный

15. Черный – 4 тюбика.

16. Зеленый – 5 тюбиков.

17. Алая киноварь – 5 тюбиков.

18. Аэрозольная краска в баллончиках цвета алой киновари для нанесения имён – 3-5 баллончиков в зависимости от размера.

Список литературы:

Кроули А. Мистицизм и магия. – М.: «Ганга», с. 93-97;

Кроули А. 777. Каббала Алистера Кроули. – М.: «Ланселот», 2011. С. – 45;

Электронные источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%EA%F0%F3%E3;
http://chary.ru/ru/magia/sostavlenie-magicheskih-krugov.html;
http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/grimoire/bardon-circle.txt;
http://dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/397;
http://www.webgolos.com/ritual/51-magicheskie-krugi-kak-pravilno-chertit-magicheskiy-krug-prakticheskaya-instrukciya.html;
http://witchcrossway.ru/2009-09-07-05-23-39.html.

 

© Fr. Leonid, 09.06.2014 e.v.

© Thelema.RU