Джеймс Эшелман.

 

Глава 5 (3°=8°)

Степень Практика

Великая Работа для Практика определяется как «приобретение власти над непостоянством и колебаниями моей сущности».

Латинское слово practicus обычно толкуют как «тот, кто действует». Оно происходит от греческого praktikos — «пригодный для действия, пригодный для дела; практичный; активный, эффективный». Таким образом, основная идея степени Практика — активная деятельность. В «Liber 185» основатели А.·.А.·. в связи с этим советуют посвященному данной степени: «Пусть не забывает, что звание Практика — не пустой звук: Действие — залог Равновесия того, кто обитает в Доме Меркурия, то есть Владыки Разума.

По гематрии (одной из основных областей, в которых предстоит работать Практику) латинское слово practicus соответствует числу 100, или 10х10. Этому же числу эквивалентны несколько важных латинских выражений, связанных с символикой Солнца, или Тиферет, — сефиры, которой Практик еще не достиг, но к которой продолжает стремиться[1].  В числе этих выражения — adaurorum («навстречу заре»), animasolis («душа Солнца») и cruxaurea («золотой крест»).

Обратившись к ивриту, мы увидим, что 100 — это число буквы Коф, соответствующей одному из путей Древа Жизни, которые предстоит пройти Практику. Ввиду того, что данная степень соответствует Воде и, следовательно, связана с символикой Магической Чаши, немаловажно, что 100 — это число слов «ямим» (ימים, «моря»), «келиим» (כלים, «сосуды»), «пак» (פכ, «фляга, бутылка») и «каф» (כף). Последнее слово — название одиннадцатой буквы древнееврейского алфавита, которое обычно переводится как «ладонь», но означает также любой вогнутый предмет, такой как тарелка или блюдце. Этому же числу соответствует греческое слово εγκαινια, означающее «пир по случаю освящения храма».

Кроме того, по еврейской гематрии число 100 эквивалентно аббревиатуре N.N. — имени розенкрейцера, который, по преданию, изложенному в трактате «Fama Fraternitatis» («Слава Братства»), открыл Мистическую Усыпальницу. Он был главой Братства Розенкрейцеров, сменив на этом посту Брата А. В опубликованных розенкрейцерских ритуалах его инициалы используются как условное обозначение девиза соискателя; иными словами, всякий соискатель, достигнув мистической зрелости, превращается в Брата N.N.

Греческое слово πρακτικου соответствует числу 801. Пожалуй, самый важный из эквивалентов этого числа — ΑΩ, то есть «Альфа и Омега», первая и последняя буквы греческого алфавита и мистический символ Вечного — того, что существует одновременно и «в начале», и «в конце».

Символы степени Практика

Степень Практика соответствует восьмой сефире Древа Жизни, которая называется Ход («Великолепие»). Ход соотносится со стихией Воды и со сферой Меркурия. Кроме того, с этой степенью связана символика трех путей: 29-го, пути Коф (קi), 28-го, пути Цадди (צi), и 27-го, пути Пе (פi), ведущих (от Малкут, Йесод и Ход соответственно) в сефиру Нецах и подготавливающих Практика к тому, что рано или поздно он перейдет на степень Философа.

«Коф» означает «затылок», а с затылочной областью связана, главным образом, мозговая активность во сне и в других так называемых «бессознательных» состояниях. Буква Коф соответствует знаку Рыб и XVIII аркану Таро, известному как «Луна» и носящему эзотерический титул «Дитя Сыновей Могучих».

«Цадди» означает «рыболовный крючок». В каббалистическом понимании «рыболовный крючок» — это то, что вытаскивает «рыбу» (Нун, נ, четырнадцатая буква древнееврейского алфавита, соответствующая знаку Скорпиона) из «воды» (многоплановый и глубокий символ). Путь Цадди соответствует знаку Овна и IV аркану Таро, известному как «Император» и носящему эзотерический титул «Солнце Утра, Вождь среди Могучих».

«Пе» означает «рот». Этот мощный, пронзающий и проецирующий силу звук ассоциируется, прежде всего, со ртом как органом речи, а само слово «Пе» происходит от корня, означающего «дыхание». Путь Пе соответствует планете Марс и XVI аркану Таро, известному как «Башня» или «Дом Божий» и носящему эзотерический титул «Владыка Воинств Могучих».

Принятие в степень Практика

Ритуалов принятия в степени Практика, Философа и Владыки Предела в А.·.А.·. не существует. Каждый соискатель, разумеется, вправе обставить это событие какой-либо церемонией по своему выбору, имеющей для него личное значение, но обязательные условия для перехода на эти степени довольно просты: «вышестоящий в иерархии присваивает Ревнителю следующую степень, когда тот исполнит свою задачу» («Liber 13»). Более подробно требования к соискателю перечилены в «Liber 185»:

Ревнитель переходит на степень Практика по предписанию вышестоящих.

Пусть он прочитает это описание своих обязанностей и подпишет его.

Пусть позаботится о необходимых дополнениях к мантии Ревнителя.

Пусть условится о присвоении следующей степени со своим наставником-Практиком к вящему удобству последнего.

Мантия Практика идентична мантии Ревнителя, с той лишь разницей, что вокруг  треугольника на капюшоне в ней размещается серебряная гексаграмма с 48 лучами. Более подробные указания о том, как ее построить, вы найдете в предыдущей главе. Это та самая гексаграмма, которую мы вписывали в окружность диаметром 8 дюймов, чтобы получить треугольник. За образец для распределения 48 лучей лучше всего взять следующую иллюстрацию:

Брат O.M. в Знаке степени 7°=4°. На капюшоне размещена эмблема степени Практика (3°=8°)

На степени Практика меняется одно из «правил». Послушнику, Неофиту и Ревнителю сообщали, что они могут выйти из рядов А.·.А.·. в любой момент: членство оставалось совершенно добровольным (как в обычном, так и в магическом смысле этого слова). Но Практик и Философ работают в стороне от Срединного столпа, а потому в «Liber 185» им советуют не пытаться разорвать связи с А.·.А.·. на данном этапе. Подразумевается, что им стоит потерпеть, по крайней мере, до тех пор, пока они вновь не вернутся в точку равновесия, на Срединнный столп, достигнув степени Владыки Предела.

Каббала

Практик (Practicus). Предполагается, что он должен завершить теоретическую подготовку и,
главным образом, изучение
каббалы Звезда видна»).

Он должен сдать экзамены по «Liber DCCLXXVII», «Каббале» и «Сефер сефирот» («Liber 185»).

Наставления и экзамен по каббале и «Liber 777» («Liber 13»).

Сефира Ход соответствует планете Меркурий и связана с интеллектуальными способностями соискателя. Каббала — это герметическая система, позволяющая организовать и скоординировать все знания, наличествующие у человека. Таким образом, для степени Практика это весьма уместная дисциплина.

Кроме того, следует иметь в виду, что слово «каббала» происходит от корня, означающего «принятие, восприятие, получение». Истинная каббала постигается не по книгам и не от учителя, излагающего определенную сумму знаний; истинная каббала — это развитие самой способности к восприятию. Поэтому занятия каббалой соответствуют также стихии Воды и символике Магической Чаши. Как мы еще увидим, многие упражнения, предписанные Практику, направлены не только на дальнейшее развитие сознания плана Йецира, которое в той или иной степени пробудилось уже по достижении сефиры Йесод, но и на подготовку к восприятию сознания более высокого уровня, плана Брия, — уровня, подобающего Адепту.

«Liber 777» и «Сефер сефирот» входят в список литературы, предписанной Практику для тщательного изучения. С «Liber 777» к этому моменту маг уже должен быть знаком очень хорошо. Еще на степени Неофита, в ходе работе по «Liber O», от соискателя требовалось выучить наизусть довольно большие отрывки из этого обширного каталога каббалистических соответствий. С «Сефер сефирот» соискатель тоже, вероятно, познакомился еще задолго до степени Практика. Эта книга представляет собой перечень еврейских слов и других соответствий, упорядоченных по возрастанию их числовых значений. Таким образом, «Сефер сефирот» — основа для работы с гематрией (каббалистической нумерологией), которой Практик должен посвятить немало времени и сил[2].

Кроме того, в список литературы для Практика входят еще несколько официальных наставлений по каббале: «Гематрия» («Liber 58», «Эквинокс» № 5); «Liber Arcanorum» («Книга священных тайн»); «Liber Tav vel Kabbala Trium Literarum» («Книга Тав, или Книга трехбуквенной каббалы) и «Заметки о Книге Бытия».

Дальнейшее изучение каббалы определяется только личными потребностями, интересами и внутреннеми побуждениями Практика.

Метод проведения экзамена в этой области обычно оставляют на усмотрение Философа-наставника. Впрочем, в очерке «Звезда видна» приводится одно конкретное требование к экзаменуемому:

Чтобы сдать экзамен по каббале, соискатель должен самостоятельно установить и неопровержимо обосновать перед экзаментором свойства предложенного числа, до сих пор еще никем не исследовавшегося.

Джняна-йога

«Наставления по философской медитации (джняна-йоге)» («Liber 13»).

Словосочетание «джняна-йога» обычно переводят как «Единение через Познание». В значительной степени джняна-йога сводится к интеллектуальному пути Достижения, но с той оговоркой, что для этого требуется просветленный интеллект. Санскритское слово «джняна» происходит от того же корня, что и греческое «гнозис». В буквальном переводе оба эти слова действительно означают «знание», но в более глубоком смысле они обозначают особую форму постижения, выходящую за рамки рационального мышления. Так, в первом стихе трактата «Шива-самхита» утверждается:

Одна только Джняна вечна; нет у нее ни начала, ни конца; и кроме нее на самом деле нет ничего реального. Разнообразие, которое мы видим в мире, — это следствие обусловленности чувствами; когда последняя исчезает, остается одна только Джняна, и более ничего.

Это изречение из «Шива-самхиты» приписано Ишваре, а Ишвара — это одно из многих названий Священного Ангела-Хранителя[3]. В свете этого слова «Единение через Познание» приобретают новый, более глубокий смысл.

Из личных записок Кроули явствует, что Практику положено не только изучать, но и практиковать джняна-йогу; и с этой целью можно смело последовать определению, которое он сам дает в «Liber 13», а именно, толковать джняна-йогу как «философскую медитацию». Сравните это с описанием Рамачараки из трактата «Джняна-йога — философия йогов»:

Кто желает развиваться посредством «познания» — то есть изучения основных начал и чудесных истин, правящих жизнью, — тот следует пути джняна-йоги.

Каббала — это, в сущности, джняна-йога магической традиции. Однако из двух особых указаний, содержащихся в наставлениях А.·.А.·., отчетливо явствует, что изучение и практика джняна-йоги мыслились как занятия, отдельные от изучения и практики каббалы как таковой.

Никаких официальных наставлений по джняна-йоге Кроули не оставил. В 137-й главе «Liber Aleph» он отмечает:

Что же касается <…> Пути Джняна-Йоги <…> то о нем я писал лишь Урывками там и сям, подобно Строителю, что не смог возвести благородную Пирамиду и разбросал приготовленные для нее Камни по Земле в Беспорядке.

Поскольку Практику так или иначе придется изучать и осваивать джняна-йогу на деле, ему ничего не остается, как обратиться к другой источникам — например, к восточной литературе по данной теме. Мы, со своей стороны, рекомендуем «Джняна-йогу» Вивекананды[4].

Стандартные источники по джняна-йоге сводятся, главным образом, к изложению «оккультной философии» или «оккультной теории». Западная оккультная литература (например, большая часть сочинений Дион Форчун да и почти всех, кто вышел из колыбели теософии) изобилует такими материалами. В результате большинство соискателей успевают пресытиться подобного рода теориями еще на раннем этапе подготовки. Но в системе А.·.А.·. дело обстоит иначе. Яркое этому свидетельство — тот факт, что из всех традиционных розенкрейцерских названий степеней в А.·.А.·. было отвергнуто лишь одно: Theoricus («теоретик»). Девиз А.·.А.·. гласит: «Метод — научный, цель — религиозная», — а эмпирическая основа всей системы научного иллюминизма, или скептической теургии, оставляет не так уж много места для теоретических умопостроений.

В связи с этим интересно то, что исследование самого метода иллюминизма, опирающегося на оккультные или философские теории или модели, отложено в системе А.·.А.·. до степени Практика, которая отстоит уже довольно далеко от начального этапа и которой за всю столетнюю историю А.·.А.·. достигли сравнительно немногие. Возможно, основатели системы полагали, что лишь к этому моменту соискатель набирается опыта в должной мере и приобретает, так сказать, профилактический скептицизм, который не даст ему увязнуть в Трясине Теорий.

Как бы то ни было, практика джняна-йоги — это не просто накопление знаний. Это метод философского размышления, расширяющий и существенно меняющий нашу точку зрения на реальность.

Чаша Кравчего.

На многих иллюстрациях к степени 3°=8° Герметического ордена Золотой Зари представлена система джняна-йоги, связанная с каббалистической моделью человеческой психики.
На схеме Чаши Кравчего триада Нешамы (сверхсознание), Руах (эго-сознание) и Нефеш (подсознание) соотнесены с десятью сефирот Древа Жизни.

Управление речью

Наставления и экзамен по Управлению Речью. Практический («Liber 13»).

Он должен добиться полного успеха по первой части «Liber III» («Liber 185»).

Практик должен научиться управлять своей речью. Один из способов для достижения этой цели описан в «Liber 3», она же «Liber Jugorum» («Книга Ярма»).

«Liber Jugorum» — одно из самых ранних наставлений А.·.А.·. Она содержит инструкции по «модификации поведения» или «выработке условного рефлекса», составленные за несколько десятилетий до того, как сами эти термины вошли в употребление. «Книга Ярма» разделяется на три части, первая из которых посвящена управлению речью (и предназначена для Практика), вторая — управлению действиями (для Философа), а третья — управлению  мыслями (для Владыки Предела;  первоначально — для Младшего Адепта).

Речь в этой книге символически представлена в образе Единорога, действие — в образе Коня, а мысль — в образе Вола. «Liber Jugorum» объясняет, как «обуздать» этих животных и подчинить их своей воле.

В основе своей метод сводится к тому, чтобы установить для себя определенные правила (например, принять решение, что в течение определенного периода времени вы не будете произносить такое общеупотрительное слово, как «но»), а затем бдительно следить за их соблюдением. При каждом отступлении от правила предписывается наносить себе порез острой бритвой на запястье или предплечье. Это следует делать сразу же после того, как будет допущена ошибка, чтобы между нарушением и его неприятными последствиями установилась прочная связь. Рука практикующего становится, так сказать, зримой летописью его успехов и неудач.

Тот же метод впоследствии применяется для развития контроля за поступками и мыслями.

Некоторые считают его варварским — независимо от того, насколько он эффективна. В связи с этим следует высказать несколько соображений.

Во-первых, основная задача Практика заключается в том, чтобы научиться управлять своей речью. Какими средствами он этого добьется — его личное дело[5].

Во-вторых, выработать условный рефлекс на нарушение правила, посылая мозгу острый болевой сигнал, можно и другими способами. Например, можно носить на запястье резинку и при всякой оговорке щелкать ею себя по руке. Если резинку оттягивать как следует, этого будет вполне достаточно, — и, что немаловажно, этот метод спокойно можно применять при людях (в отличие от метода с бритвой).

В-третьих, если вы все-таки решили использовать бритву, она должна быть стерильной. Купите новое лезвие, продезинфицируйте его, оберните губкой, пропитанной спиртом, и носите с собой в закрытой коробочке.

В-четвертых, если вы не хотите использовать бритву только потому, что боитесь боли, крови или порезов, то имейте в виду, что рано или поздно вам придется взглянуть в лицо этому страху и победить его. Если же вы, наоборот, хотите использовать бритву потому, что вам это нравится и раньше вы уже причиняли себе боль ради удовольствия, от этой практики следует немедленно отказаться и обратиться за помощью к профессиональному психологу.

В-пятых (и это особенно важно в том случае, если управление речью дается вам лишь с огромным трудом), не делайте глупостей. Какую бы форму практики вы ни избрали, не доводите дело до серьезных физических повреждений, тяжелой кровопотери и тому подобного. И ни в коем случае не пользуйтесь бритвой, если у вас диабет или гемофилия.

В-шестых, современные эксперименты показывают, что положительное подкрепление желательного поведения в целом гораздо эффективнее, чем наказание за нежелательное. Возможно, методы «Liber Jugorum» казались новаторскими в 1910 году, когда эти инструкции были опубликованы впервые, но современные специалисты по поведенческой психотерапии сочли бы их примитивными и невежественными. Помните: главное — результат, а не метод!

Изготовление Магической Чаши

«Сверх того, он должен изготовить магическую чашу, следуя указаниям из “Liber A”» («Liber 185»).

«Кроме того, Практик должен изготовить магическую Чашу» («Liber 13»).

Чаша — это магическое орудие, соответствующее стихии Воды. Поэтому она считается основным орудием Практика:

Если Магический Жезл есть Воля, Мудрость и Слово Мага, то Магическая Чаша — его Понимание.

<…> И она же — чаша в руке ГОСПОЖИ НАШЕЙ БАБАЛОН и чаша Причастия.<…> А течение мыслей — это кровь разума. Поэтому говорят, что Магическая Чаша наполнена кровью Святых. Все мышление следует принести в жертвенный дар наивысшему[6].

Указания из «Liber A» гласят:

Пусть Практик возьмет кусок Серебра и сделает из него чашу. Ее высота должна составлять 8 дюймов, а диаметр — 3 дюйма.

Пусть в меру своего понимания и вдохновения измыслит Число, олицетворяющее Вселенную.

Пусть сообщит это Число для одобрения своему наставнику-Философу.

С одобрения Философа пусть выгравирует Число на Чаше собственной рукой и орудием.

Завершив этот труд, пусть Практик освятит Чашу как умеет и хранит ее завернутой в лазурно-голубой шелк.

Совокупность представлений мага о действительности на этой степени описывается как «Число, олицетворяющее Вселенную».

Как и в случае с Пентаклем и Кинжалом, соискателю следует изучить соответствующую главу из части II «Книги Четыре» — главу, посвященную символике Чаши. Одно из внутренних значений этого орудия раскрывается в «Liber 185», где Практику предписывается:

Он должен всеми возможными способами утверждать власть над своим разумом, прислушиваясь к советам своего Философа, ибо испытание, необходимое для продвижения на следующую ступень, будет нелегким.

Расширение сознания

Название «Liber 536» — самое длинное из всех слов, какие только встречаются в заголовках наставлений А.·.А.·.: «Batrachophrenoboocosmomachia», что значит «Война лягушек мозга с быками космоса». За этим забавным словом скрывается отсылка к античной литературе, но для Практика, работающего по методу «Liber 536», оно, скорее всего, приобретет свой особенный смысл. Номер книги, 536, — числовое соответствие еврейского слова «Маслот» (מסלות), означающего «сфера неподвижных звезд»[7].

В «Liber 536» описывается медитация на расширение сознания. За подготовительными упражнениями следует основное, практика С:

Пусть Практик сформирует мысленный образ всей Земли, стараясь, в частности, осознать ее размеры в сравнении со своими собственными; и пусть усердно трудится над этим, пока не добьется успеха.

Пусть добавит Луну, не забывая об относительных размерах Земли и ее спутника и о расстоянии между ними.

Вероятно, он обнаружит, что разум его идет на уловки: образ будет то и дело исчезать и возникать снова, но уже в уменьшенном масштабе. Эту тенденцию следует перебороть постоянством практики.

Затем пусть добавит по очереди Венеру, Марс, Меркурий и Солнце.

На этом этапе допустимо перенести точку зрения в центр Солнца, и если сделать так, то образ может стать более устойчивым.

Затем Практик может добавить астероиды, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун . На этом этапе потребуется предельное внимание к деталям, поскольку картина станет очень сложной, не говоря уже о том, как трудно удерживать в сознании относительные размеры и расстояния.

Пусть упражняется с этой картиной месяц за месяцем, пока она не достигнет абсолютного совершенства. Здесь может проявиться тенденция к переходу в дхьяну и в самадхи, но с ней следует решительно бороться всеми силами ума.

Затем пусть Практик еще раз воссоздаст всю картину, начав с Солнца и добавляя планеты одну за другой, каждую — в присущем ей движении, пока не получит совершенный во всех отношениях образ Солнечной системы как она есть. Особенно важно, чтобы размеры этого образа были близки к реальным: в противном случае вся практика останется пустой тратой времени. Затем пусть добавит к этой картине комету: возможно, орбита кометы поможет ему расширить сферу мысленного зрения и включить в нее первую звезду.

И пусть собирает затем одну звезду за другой; и пусть его поле зрения станет бескрайним во времени и в пространстве, как сами небеса; и пусть он неустанно стремится к восприятию всего Тела Нуит; о да! Тела Нуит.

Следует отметить, что для успешного выполнения этой практики необходимы по меньшей мере базовые навыки дхараны — искусства сосредоточения. До сих пор соискателя еще не проверяли на способность к сосредоточению. Послушник должен был ознакомиться с «Liber E», где описываются практики дхараны. Ревнитель много работал с «Liber E», но экзамена по этому конкретному разделу не сдавал. И только теперь потребуется предварительная проверка на владение дхараной. Способность к сосредоточению ума на единственной цели важна и для практики «Liber Turris» (речь о которой пойдет ниже в этой главе).

Прорицание: путь Коф

Далее он должен продемонстрировать некоторую степень знакомства и опыта работы со своим излюбленным методом прорицания. Но в этом отношении он будет сам себе судьей («Liber 185»).

Экзамен по одному из способов дивинации — например, по геомантии, астрологии  или Таро. Теоретический («Liber 13»).

Прорицание соответствует пути Коф. С теорией и практикой прорицания соискатель познакомился на степени Неофита; теперь же, на степени Практика, он должен довести свое мастерство в этой области до совершенства. В очерке «Звезда видна» утверждается, что «при прорицании ответ должен быть четким, как научный тезис, и точным, как бухгалтерская ревизия»; это следует понимать так, что ответ должен быть четким, конкретным и релевантным. Расплывчатые и уклончивые ответы не годятся. Если к вам обращаются с вопросом об исходе предстоящего состязания, недостаточно будет заявить, что вы «предвидите великую победу».

Это еще одна практика, призванная перекинуть мостик между двумя модусами сознания, соответствующими мирам Йецира и Брия. Правильно выполненное прорицание не только задействует магические навыки и возможности, относящиеся к миру Йецира, но и открывает надежный канал связи с интуицией. Оно развивает способность прислушиваться к Внутреннему Голосу — голосу Священнного Ангела-Хранителя.

Мастер Терион рассматривает вопрос прорицания в своей книге «Магия в теории на практике», в разделе IV главы XVIII (главы, символически соответствующей пути Коф). Это ценнейший, хотя и довольно краткий анализ мог бы послужить превосходным введением к любому учебнику по дивинации, и мы настоятельно рекомендуем его каждому соискателю.

ТАРО

Таро — один из самых популярных на Западе методов прорицания, основанный на каббалистической модели. В розенкрейцерском трактате «Слава Братства» оно упоминается под названием «Rota» — анаграмма слова «Taro» и «колесо» в переводе с латыни. Система Таро действительно состоит из нескольких «колес». Двадцать два Старших аркана Таро соответствуют двадцати двум буквам древнееврейского алфавита; десять числовых карт в каждой из четырех мастей — десяти сефирот в четырех мирах; шестнадцать придворных карт — перестановкам четырех букв Тетраграмматона.

Пробуждение Света: путь Цадди

Кроме того, он должен сдать экзамен по практике медитации, описанной в разделе S.S.S. «Liber HHH» («Liber 185»).

Ревнитель освоил две управляемые медитации из «Liber HHH» — практики MMM и ААА, соответствующие Воде и Воздуху.

Практик должен овладеть третьей медитацией — SSS, соответствующей стихии Огня и направленной на осознанный подъем кундалини.

Скорее всего, соискатель и прежде сталкивался с феноменом кундалини, но основное ее соответствие — сефира Ход. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на символ кадуцея — атрибут бога Меркурия — или вспомнить о сходстве цифры 8 (или восьмерки, лежащей на боку, — символа бесконечности) со змеей. Это согласуется и с определенными трансформациями сексуальной энергии, естественным образом сопутствующими стадии Практика.

Для успешного выполнения SSS желательно владеть методами пранаямы и асаны на уровне, предписанном Ревнителю. Это защитит Практика от многих неприятностей, с которыми может столкнуться при подъеме кундалини неподготовленный человек.

Следует добавить, что медитация SSS прекрасно вписывается в символику Цадди, Ату IV («Императора») и зодиакального знака Овна — обители Марса и знака экзальтации Солнца. В буквальном переводе «Цадди» значит «рыболовный крючок», а «рыба» здесь — не что иное как Нун, Скорпион, символ сокровенной «змеиной силы», или кундалини.

Уничтожение мыслей: путь Пе

Он должен <…>сдать экзамены по ритуальной практике и медитации, описанным в «Liber XVI» («Liber 185»).

Также ему вручают способ медитации на уничтожение мыслей («Liber 13»).

Ф. Разрушение Дома Божьего. «LiberXVI» («Liber Viarum Viae»).

«Liber 16» носит название «Liber Turris vel Domus Dei» («Книга Башни, или Дома Божьего»). В ней изложен тот самый «способ медитации на уничтожение мыслей», о котором идет речь в «Liber 13».

«Liber Turris» предназначена как для Практиков, так и для Философов, и это один из лучших способов подготовки к упражнениям раджа-йога, предписанным Владыке Предела. Таким образом, от Практика еще не требуется овладеть методом «Liber Turris» в полной мере. Во вводных абзацах к этой книге утверждается:

Эта практика чрезвычайно трудна. Надеяться на особые успехи в ней не приходится, если только ученик не освоил асану в полной мере и не преуспел со всей определенностью в медитациях, описанных в «Liber E» и «Liber HHH».

С другой стороны, любые мало-мальские достижения в этой практике носят исключительно высокий характер, а опасность иллюзий и самообмана здесь меньше, чем почти во всех прочих обнародованных Нами методиках.

Далее описывается метод уничтожения мыслей по мере их возникновения и другие, еще более сложные техники.

Работа по методу «Liber Turris» также способствует развитию контроля над режимами сознания, типичными для мира Йецира (теми, которые мы классифицируем как мышление, эмоции и воображения), и готовит соискателя к последующему переходу в режим сознания, свойственный миру Брия.

Другие задачи Практика

На каждой из степеней G.·.D.·. соискателю предписывается выучить наизусть тот или иной отрывок из Священных книг Телемы. Практик должен заучить «Liber Trigrammaton» («Книгу Триграмм»), которая определяется как «описание космического процесса» и «представляет Ход Творения под знаком взаимодействия Трех Начал». Это своего рода комментарий к «станцам Дзиан» Е.П. Блаватской.

Кроме того, в «Liber 185» упоминается практика общего рода, необходимая на этой стадии развития:

Помимо этого всего, он должен вести образ такой жизни, который во всех отношениях соответствует его Пути.

Список литературы для Практика А.·.А.·.

Осталось рассмотреть последние три текста, входящие в список литературы для Практика.

«Liber Israfel» — это ритуал призывания Тота, египетского эквивалента Меркурия. Это великолепный образец ритуала инвокации, который можно использовать в самых разнообразных целях, внося некоторые изменения, по поводу которых Практик получает личные указания от своего наставника (см. 2-ю часть серии «Церемониальная магия» в журнале «Черный жемчуг», т. I, № 2). В главе II «Магии в теории и на практике» Мастер Терион подробно анализирует структуру «Liber Israfel» и рассказывает о применении этого ритуала.

«Книга Еноха, или Краткое описание символического образа Вселенной», представляет собой свод наставлений по енохианской магии. Здесь перед соискателем откроется целый новый мир для изучения и практического исследования. Как и «Liber Israfel», эта книга находит широкое применение в прикладной магии.

И, наконец, в перечень литературы для Практика входит сборник «Меч Песни» — не вполне понятно, почему, но можно предположить, что ознакомление с ним проходит по разряду джняна-йоги. Кроули описывает этот сборник как «критическое исследование различных философских систем. Рассказ о буддизме».

Четыре великие Сторожевые башни, или енохианские Скрижали Стихий

«Liber Chanoch» («Книга Еноха»), входящая в список литературы для Практика, — это краткое изложение енохианской магической системы, созданной в XVI веке доктором Джоном Ди и ясновидцем Эдвардом Келли.
Многие методы енохианской магии основываются на этих Скрижалях или связаны с ними самым тесным образом.

Переход на степень Философа

Согласно «Liber 185», процедура перехода на степень Философа, как и последующее продвижение на подстепень Владыки Предела, аналогична процедуре перехода на степень Практика. Никакого посвятительного ритуала здесь не предусмотрено: соискатель должен лишь прочитать описание своих обязанностей и подписать клятву. Переход совершается после того, как соискатель выполнит все задачи предыдущей степени.

Практику, переходящему на степень Философа, «Liber 185» дает один напутственный совет, схожий с тем, который давался в свое время Ревнителю:

Когда вышестоящие даруют ему новую степень, пусть возрадуется; но да будет он осторожен, ибо это — второе его отступление от срединного столпа Древа Жизни.

 

Перевод © Анна Блейз

© Thelema.RU

 


 

[1] Кроме того, они могут ассоциироваться с путем Реш, соответствующим Солнцу, — одним из путей, которые Практик уже «постиг и прошел». — Примеч. автора.

[2] Чтобы гематрия начала приносить пользу, совершенно недостаточно заучить числовые соответствия букв и списки эквивалентных слов. Она должна стать для соискателя живым процессом, своеобразной формой искусства, основанной на строжайшей дисциплине и жестких определениях, которые будут ограничивать безудержный полет фантазии. «Сефер сефирот» — всего лишь отправная точка на этом пути… но в своем роде совершенно замечательная! — Примеч. автора.

[3] ישוארהi = 522; этому же числу соответствует имя «Элоа ве-Даат» (אלוה ודעתi), божественное имя Тиферет. В некотором приближении Ишвара аналогичен Иешуа (יהשוהi), каббалистическому Пентаграмматону, который также считается символом Священного Ангела-Хранителя. Не исключено, что между этими двумя именами имеется этимологическая связь. — Примеч. автора.

[4] В области  телемической литературы лучшим образцом философской медитации в духе джняна-йоги остаются, по нашему мнению, комментарии Мастера Териона к «Книге Закона». — Примеч. автора.

[5] В 23-й главе своей «Исповеди» Кроули описывает более раннюю, альтернативную форму этой практики, которую он использовал в бытность свою Младшим Адептом Золотой Зари: «Как посвященный Второго ордена я носил на сердце некое драгоценное украшение. И вот я решил: когда оно на мне, я не буду допускать ни единой мысли, слова или поступка, не имеющих прямого отношения к моим магическим устремлениям. Когда же я буду снимать его, то, наоборот, все это должно становиться запретным; я должен буду вести себя как совершенно непосвященный. Так я, фактически, разделился на Джекила и Хайда, но с тою разницей, что обе личности были уравновешенными и полноценными. Эта практика оказалась очень полезной. По существу, я положил начало систематическому контролю над мышлением. Впоследствии этот метод был включен в наставления А.·.А.·. (см. “Liber Jugorum”)».

На основе этих примеров Практик может самостоятельно разработать метод, лучше всего подходящий лично ему. Вариант, описанный в «Исповеди», мы можем порекомендовать любому магу, который не только учится по системе А.·.А.·., но и принимает участие в какой-либо регулярной храмовой работе. Сигналом для перехода в режим «магической личности» — в мыслях, словах и действиях — может служить облачение в церемониальные одежды или, что еще удобнее, надевание каких-либо атрибутов или регалий, связанных со степенью посвящения или должностью, исполняемой в церемониях.

Кроме того, следить за своей речью можно просто так, безо всяких специальных «сигналов», что тоже способствует развитию внимания и воли. — Примеч. автора.

[6] «Книга Четыре», часть II, глава VII. — Примеч. автора.

[7] Организация материала, изложенного в этой главе, требует некоторых пояснений. В каббалистической системе, которую Братья V[olo] N[oscere] и P[erdurabo] изучали в Герметическом ордене Золотой Зари, путь Хе соотносился с IV арканом Таро, «Императором», а путь Цадди — с XVII арканом, «Звездой». После обретения «Книги Закона» Кроули осознал, что в соответствия «Звезды» вкралась какая-то ошибка. В итоге он пришел к выводу, что традиционные соответствия Хе и Цадди неверны: их следует поменять. Но решение это было принято сравнительно поздно, и в первые годы деятельности А.·.А.·. символика пути Цадди все еще связывалась со «Звездой», а не с «Императором». «Liber 536» первоначально была соотнесена с путем Цадди именно потому, что этот путь ассоциировался с символикой Водолея и «Звезды».

Мы, со своей стороны, относим «Liber 536» к сефире Ход как практику, связанную преимущественно со стихией Воды, а «Медитацию SSS» описываем как практику Цадди, в точности соответствующую символике «Императора». Все это никоим образом не отменяет требований, предъявляемых к соискателю на степени 3°=8°: речь идет только о том, чтобы согласовать последовательность обучения в Ордена с современными представлениями о символике путей. — Примеч. автора.