Джеймс Эшелман.

 

Глава 4 (2°=9°)

Степень Ревнителя

Великая Работа Ревнителя определяется как «приобретение власти над основами своей сущности». Под «основами» здесь следует понимать автоматическое (или лунное) сознание.

Английское название этой степени, Zelator, происходит от латинского слова, которое, в свою очередь, восходит к греческому zelos — «рвение»[1]. В Герметическом ордене Золотой Зари так называлась степень 1°=10°. Проходя посвящение в эту степень, Алистер Кроули и Сесил Джонс узнали, что ее название означает «ученик, исполненный рвения», первая обязанность которого состояла в том, чтобы «раздувать Огонь Атанора, от которого нагревался Тигель Алхимика».

Всякий Ревнитель, посвятивший хотя бы час своего времени пранаяме, без труда поймет эту параллель с учеником алхимика, раздувающим меха!

В «Liber 185» приводится следующий официальный комментарий к степени Ревнителя А.·.А.·.:

Пусть не забывает, что звание Ревнителя — не пустой звук:
некое Рвение вспыхнет в его душе — по причине, ему неведомой.

Впрочем, «Ревнителем» называлась не только степень 1°=10° Герметического ордена Золотой Зари. Это же слово присутствовало в названии первой степени Второго ордена: Младший Адепт-Ревнитель. Именно по этой причине Ревнителем стала называться степень 2°=9° ордена А.·.А.·. Из всех степенных церемоний, проводившихся в Герметическом ордене Золотой Зари, признаками подлинного посвящения обладали только две: церемония Неофита (0°=0°) и церемония Младшего Адепта-Ревнителя (5°=6°), открывавшие Первый и Второй ордена соответственно. Достопочтеннейшие Братья D.D.S. и O.M. отказались от всех старых церемоний, кроме этих двух. Они свели церемонии Неофита и Младшего Адепта-Ревнителя к простым схемам, выделив лежащие в их основе магические формулы, а затем на основе этих формул составили новые ритуалы, ставшие посвятительными церемониями Неофита и Ревнителя в А.·.А.·.

Таким образом, церемония 2°=9° А.·.А.·. эквивалентна посвящению в степень 5°=6° старого ордена Золотой Зари. В одной из своих записных книжек Кроули прямо называет церемонию 2°=9° А.·.А.·. «ритуалом М[ладшего] А[депта]-Ревнителя (Р[озы и] К[реста])». Из этого, а также из некоторых особенностей степени Ревнителя явствует, что продвижение на 2°=9° — это не переход не только на новую степень, но и на принципиально новый уровень в иерархии А.·.А.·., в новый «орден». И это верно не только в символическом, но и в буквальном смысле. Ревнителю (который, наконец, впервые смог беспрепятственно узреть сияющую у себя над головой сферу Красоты-Тиферет) советуют задуматься о том, что свет луны — это не что иное, как отраженный свет солнца. И несмотря на то, что от Ордена Розы и Креста его отделяют еще три степени, тайны собственного «я» и вселенной, которые откроются Ревнителю, уже совсем близки к той великой Тайне Солнца, к которой он так ревностно стремится.

Еще одно указание на чрезвычайную важность этого шага дает предостережение из «Liber 185», сопровождающее стандартное дозволение на выход из Ордена. Применительно к степени Ревнителя это дозволение гласит:

Он имеет право в любой момент разорвать свою связь с А.·.А.·., просто уведомив Практика, который ввел его в степень.

Но пусть не забывает о том, что, продвинувшись по Пути уже так далеко, он не сможет его покинуть и вернуться в мир: рано или поздно он либо войдет во Град Пирамид, либо затворится в одинокой башне среди Бездны.

Иными словами, вступив во Второй орден, который начинается с Йесод и достигает вершины в Хесед, соискатель уже неизбежно — в этой жизни или в следующей — пройдет всю лестницу орденской иерархии и предстанет перед Бездной, отделяющей Второй орден от Третьего. «Городом Пирамид» называется сфера Бины, обитель Мастера Храма, пребывающего в Горнем сознании.

Змей Мудрости

Символы степени Ревнителя

Степень Ревнителя соответствует девятой сефире — Йесод, Основанию. Йесод, в свою очередь, соответствует стихии Воздуха и сфере Луны.

Кроме того, к этой степени относится символика 31-го пути, Шин, и 30-го пути, Реш, которые ведут из Малкут в Йесод и Ход соответственно и подготавливают последующий переход Ревнителя на степень Практика.

Слово «Шин» означает «зуб», то есть нечто такое, что разрывает ткань реальности. Эта буква соответствует стихии Огня, Духу (Акаша-таттве) и XX аркану Таро — карте под названием «Эон», носящей эзотерический титул «Дух Первозданного Огня».

Слово «Реш» означает «голова» (и, в более узком значении, «лицо», или Божественный Лик). Голова — вместилище сознания, разума и просветления. Эта буква соответствует Солнцу и XIX аркану Таро — карте под названием «Солнце», носящей эзотерический титул «Владыка Мирового Огня».

Рассуждая о достижении Йесод в своих комментариях к «Книге Закона», Мастер Терион писал:

Посвященный теперь понимает, что сумма всех движений его ума равна нулю, но под слоем этого сознательного разума, переменчивого, как фазы луны, и непостоянного, как Воздух, таится в неприкосновенности и неизменности сознание сексуальное. Это истинное Основание Храма его тела, Корень Древа Жизни, поднимающегося от Земли до Неба. Теперь эта Книга [Закона] становится для него «как серебро». Он видит ее чистой, белой и сияющей, как зеркало своей собственной сути, очищенной в ходе этого испытания от всех комплексов. Чтобы достичь данной сферы, посвященному пришлось пройти через путь тьмы [Тав], на котором ему казалось, что вся Вселенная исчерпывается четырьмя стихиями. Но теперь он знает, что четыре стихии — это лишь последняя из 22 частей Змея, обвившего Древо.

Он прошел испытание ужасом и тьмой, на котором его одолевали грубые фантомы материи, не имеющие отношения к истинной реальности и не постижимые уму. И выстоять ему помог лишь его собственный безмолвный Бог, распространившийся вместе с ним вширь и ввысь в силу сознательного акта противодействия этим ужасам.

Принятие в степень Ревнителя

В «Liber 185» процедура принятия Неофита в степень Ревнителя описывается так:

Каждого Неофита, который исполнил свою задачу к удовлетворению А.·.А.·. , надлежит наставить о подобающем ходе дальнейшей работы, а именно: пусть он прочитает это описание своих обязанностей и подпишет его, а также уплатит три гинеи за том, содержащий «Liber CCXX», «Liber XXVII» и «Liber DCCCXIII», который будет вручен ему при посвящении.

Пусть позаботится о необходимых дополнениях к мантии Неофита и вручит ее на хранение своему наставнику-Ревнителю.

Пусть условится о церемонии Посвящения со своим Ревнителем к вящему удобству последнего.

По первоначальному замыслу, на этой степени соискателю вречали третий из трех томов «Священных книг Телемы», в который входили «Книга Закона», «Книга Триграмматон» и «Книга Арарита»[2]. Как мы в свое время увидим, эти тексты предназначены для заучивания наизусть на степенях Ревнителя, Практика и Философа соответственно.

Мантия Ревнителя аналогична мантии Неофита с той лишь разницей, что на переднюю часть капюшона в ней нашивается серебряное «Око в Треугольнике». На одной из последующих степеней соискатель добавит к треугольнику расходящиеся серебряные лучи, образующие гексаграмму, но на степени 2°=9° этого делать не нужно[3].

Чтобы определить правильный размер треугольника, начертите окружность диаметром 8 дюймов[4]. В эту окружность впишите правильную гексаграмму («Звезду Давида»). Для этого разделите окружность при помощи транспортира на шесть равных частей (радиусами, расположенными под углом 60° друг к другу) и соедините точки на окружности через одну. У вас получится два пересекающихся равносторонних треугольника. Отложите по направлению к центру окружности около 1 дюйма от каждой вершины треугольника, обращенного вверх, и соедините эти точки. Получившийся у вас меньший треугольник и послужит шаблоном для нашивки на капюшон.

На этом подготовка завершается, и остается лишь рассмотреть церемонию посвящения как таковую.

Церемония посвящения Ревнителя

Согласно «Liber 13», Неофит «проходит Ритуал CXX, который делает его Ревнителем». В других источниках этот же ритуал упоминается под названиями «Liber Cadaveris» («Книга Трупа») и «Переход через Дуат».

Дуат[5] — это египетское название ночных обителей умерших, через которые Солнце проходит в своем еженощном пути от заката до восхода. Таким образом, это церемония Луны, ночи и Сокровенного Солнца полуночи. В ней соискатель открывает для себя существование Сокрытого Бога.

Подобно тому, как староэонный ритуал Младшего Адепта-Ревнителя соединял соискателя с Осирисом или Христом, церемония Ревнителя А.·.А.·. соединяет собственный ху («дух», а точнее, высшую часть Руаха) соискателя с Ра-Хор-Хутом.

«Liber Cadaveris» — торжественная и волнующая церемония. Если ее проводит опытный посвятитель, то в подсознании (основании мира Йецира) и глубинных слоях души соискателя могут пробудиться мощные потоки. Но для проведения этого ритуала требуется сложно обустроенный храм. Что касается количества служителей, то, теоретически, достаточно одного Иерофанта; но из описания церемонии явствует, что на ней присутствуют и другие посвященные, а с технической точки зрения Иерофанту трудно будет обойтись без пары помощников.

Как уже отмечалось в конце 3-й главы, посвящение в степень Ревнителя занимает четыре дня. О том, как проходят эти четыре дня и как соискателя готовят к церемонии посвящения, рассказывается в общих чертах в описании 18-го Эфира в «Liber 418. Видение и Голос»:

Да будет зал подготовлен и убран как для ритуала перехода через Дуат. И пусть соискатель облачится в ризы своей степени и наденет отличительные знаки своей степени. И он должен быть по меньшей мере неофитом.

Пусть он проведет три дня и три ночи в гробнице, бдя и постясь; спать он должен не более трех часов подряд, пить — только чистую воду, а есть — сладкие хлебцы, освященные во имя луны, и фрукты, и яйца утки, гуся или зуйка. И пусть затворят его, дабы никто не нарушил его размышлений. В последние же двенадцать часов он не должен ни есть, ни спать.

Затем пусть прервет свой пост, вкусив сытную пищу и сладкие вина и вина пенные <…>

Выше уже указывалось, что с этой церемонией соискатель переходит не только на новую степень, но и в новый Орден. В «Liber 81» Достопочтеннейший Брат O.M. упоминал о «Втором Ордене, простирающемся от Йесод до Хесед». Это обстоятельство, нередко сбивающее с толку тех, кто привык к системе Герметического ордена Золотой Зари, было вскользь отмечено и во введении к настоящей книге. Посвящение 2°=9° в А.·.А.·. в общем смысле эквивалентно переходу на степень 5°=6° Герметического ордена Золотой Зари. Переход от Малкут к Йесод — необыкновенно важное, если не сказать эпохальное,  событие в жизни соискателя, и на то имеется две причины.

Во-первых, на этом отрезке пути соискатель поднимается прямо по Срединному столпу Древа Жизни. Сефирот Срединного столпа иногда называют «Сферами Врат»[6], потому что они открывают доступ на новые планы сознания. Освоив практики работы с «телом света», относящиеся к пути Тав, Неофит не только перешел из Малкут в Йесод, но и пробудился от жизни на материальном плане Асия и от погруженности в физические ощущения к астральному великолепию более высокого (более тонкого и внутреннего) плана Йецира.

Во-вторых, если Малкут заключает в себе четыре стихи, или так называемые Земные Таинства, то Йесод — это первая из семи сефирот, связанных с силами планет, или Небесными Таинствами. Таинствами первого рода управляет Пентаграмма, второго же — Гексаграмма[7] —  (см. «Liber O»).

Таким образом, в словах Брата О.М. о том, что «Второй орден» начинается с Йесод, нет никакой ошибки. Во всех подробностях значение этого указания Ревнитель поймет при прохождении посвятительной церемонии «Liber Cadaveris»; распространяться об этом далее в настоящей книге, предназначенной для широкой публики, было бы неосмотрительно. Однако сам Кроули описал собственный переход во Второй орден ЗЗ (степень 5°=6° Герметического ордена Золотой Зари) в таких выражениях, которые вполне достоверно передают ощущения и от перехода во Второй орден А.·.А.·., на степень 2°=9°. Под именем Брата Perdurabo в следующем отрывке из книги «Храм царя Соломона» выступает сам Кроули, а упоминаемые ритуалы относятся к старому ордену Золотой Зари:

Пройдя этот ритуал степени 5°=6°, Младшего Адепта, P[erdurabo] открыл для себя (по крайней мере, отчасти) то знание, первый проблеск которого явился ему в ритуале 0°=0°. Ибо, как первая степень Первого ордена дарует Неофиту незабвенное видение Высшего «Я», Авгоэйда, Гения, Священного Ангела-Хранителя, или Адонаи, так и первая степень Второго ордена пробуждает в нем Божественную искру, низводя к нему этого Гения в пламенах Пятидесятницы; так что отныне тот уже не объемлет Адепта, как дальние своды звездной бездны, но пылает внутри него самого, наполняя русла всех его чувств бесконечным излиянием славы, той великой славы, воспринять которую способен лишь Адепт, но которая, в свой черед, — только тень славы иной, величайшей, каковая есть не покров и не пламя, но самая жизнь Мастера.

Асана и пранаяма

Ревнитель (Zelator). Его основная задача — достичь полного успеха в практиках асаны и пранаямы
Звезда видна»).

Мистерия Йесод основывается на принципе «перемены — это постоянство, а постоянство — перемены». Эта идея зашифрована в числовом обозначении степени: 2°=9°. Число 2 здесь указывает на сефиру Хокма и Закон Перемен (аникка), а число 9 — на Йесод, Основание и его постоянство, символом которого служит тот факт, что сумма цифр, составляющих любое число, умноженное на девять, равна девяти[8].

Главная задача посвященного Йесод — утвердить это основание постоянства. Иными словами, если Неофит должен был «сделать фиксированное летучим», то Ревнителю предстоит «зафиксировать летучее». Это достигается посредством йогических практик асаны и пранаямы.

«Асана» в буквальном переводе означает «поза» или «положение тела» (от  санскритского корня as- — «сидеть»). Поза может быть почти какой угодно, лишь бы устойчивой. Патанджали («Йога-сутры», II) добавляет, что асана должна быть еще и «удобной», но это указание относится не к начальному этапу, а к успешному результату практики. «Пранаяма» означает «управление праной», путь к которому лежит через управление дыханием. Ученик выполняет особые упражнения, призванные отрегулировать ритм и глубину дыхания, а также укрепить осознание связи между различными типами дыхания, с одной стороны, и состоянием ума и физического тела — с другой. После этого он переходит к более сложным практикам, замедляя общий цикл дыхания и обучаясь дольше задерживать дыхание между вдохом и выдохом. «Таким образом, — поясняет Патанджали, — ослабляется завеса, скрывающая свет читты [субстанции ума, то есть, собственно, сознания], и ум становится пригоден для дхараны [сосредоточения]».

«Liber E» — основной (хотя и не единственный) источник наставлений по этим практикам. Помимо этой небольшой книжицы, следует также изучить часть I «Книги Четыре» и трактат «Восемь лекций по йоге». Кроме того, в список литературы, рекомендованной Ревнителю, входит более подробное наставление по пранаяме — «Liber РV vel Spiritus» («Книга Ру, или Книга Дыхания»).

Заниматься пранаямой Ревнителю рекомендуется под непосредственным и тщательным наблюдением своего наставника-Практика. Упражнения пранаямы не опасны, если выполнять их правильно, но при невежественном выполнении они могут нанести организму серьезный вред. Главная мера предосторожности заключается в том, чтобы ни в коем случае не напрягаться[9]. Если следовать указаниям из «Liber E» и «Liber Ru», вы заметите, что ученика постоянно предостерегают от попыток переходить к более сложным упражнениям, пока он не достигнет совершенной легкости в упражнениях предыдущей ступени. И горе чересчур ревностному Ревнителю, который пренебрежет советами своего святого гуру и собственным здравым смыслом!

Экзамены по обеим этим практикам основаны на объективных критериях.

Ревнитель, как утверждается в «Liber 185», должен «достичь полного успеха» во владении асаной, то есть «избранная поза должна быть совершенно устойчивой и удобной». В «Liber E» (III.9) поясняется, как именно проверяется владение асаной:

Когда вы научитесь в течение часа удерживать на голове полное блюдце воды[10], не пролив ни капли, и когда полностью избавитесь от дрожи в мышцах; короче говоря, когда ваша асана станет устойчивой и удобной, вы получите право на сдачу экзамена[11]

В «Книге Четыре» и «Восьми лекциях по йоге» перечисляются различные физиологические явления, сопутствующие разным этапам освоения йогических практик.  Согласно «Liber 185», Ревнитель для сдачи экзамена должен «достичь второго этапа, т.е. автоматической ригидности». Имеется в виду вторая из четырех стадий освоения пранаямы, физиологические признаки которой перечислены в «Шива-самхите» (III):

40. На первой стадии пранаямы тело йога начинает потеть. Когда оно вспотеет, пот следует втереть, иначе тело йога потеряет свои дхату (гуморы).

41. На второй стадии тело дрожит, а на третьей подпрыгивает, как лягушка; когда же мастерство разовьется, йог станет ходить по воздуху.

Кроули в различных своих трудах описывает эти признаки как появление испарины, «автоматическую ригидность», «лягушачьи прыжки» и левитацию. Однако он добавляет, что все эти феномены — следствия не практики пранаямы как таковой, а усиления потока кундалини, которому, в свою очередь, способствует пранаяма.

Изготовление Магического Кинжала

…он должен изготовить магический кинжал, следуя указаниям из «Liber A»
(«Liber 185»).

Кроме того, он должен выковать магический Меч
(«Liber 13»).

Кинжал — это магическое орудие, соответствующее стихии Воздуха и, следовательно, степени Ревнителя.

…Магический Меч — это Разум, «Сын», шесть сефирот Руаха <…>Магический Меч — это аналитические способности; обращенный против всякого демона, он разрушает все сложное в нем[12].

В «Liber 185» это орудие называется Кинжалом, в «Liber 13» — Мечом. Меч отличается от Кинжала, главным образом, длиной и некоторыми особенностями конструкции. Но между ними есть и важное символическое различие, связанное с предназначением и способом освящения каждого из этих двух орудий. Кинжал обычно освящают как орудие Воздуха, а меч — как орудие Марса и Гебуры. Ревнителю надлежит изготовить клинок Воздуха. Из указаний, приведенных в «Liber A», явствует, что это небольшое орудие, длиной всего 8 дюймов:

Пусть Ревнитель возьмет кусок чистой стали и прокует его, отточит, заострит и отполирует по правилам кузнечного искусства.

Затем пусть возьмет кусок дубового дерева и вырежет рукоятку.

Длина ее должна составлять восемь дюймов.

Пусть в меру своего понимания и вдохновения Ревнитель измыслит Слово, олицетворяющее Вселенную.

Пусть сообщит это Слово для одобрения своему наставнику-Практику.

С одобрения Практика пусть выгравирует Слово на Кинжале собственной рукой и орудием.

Затем пусть позолотит рукоять Кинжала.

Завершив этот труд, пусть Ревнитель освятит Кинжал как умеет и хранит его завернутым в золотисто-желтый шелк.

На данной степени совокупность представлений мага о реальности отливается в форму «Слова, олицетворяющего Вселенную». Слово это должно быть заранее одобрено Практиком.

Так же, как и на предыдущей степени, соискателю рекомендуют изучить соответствующую главу из части II «Книги Четыре», чтобы постичь внутренний смысл изготовленного орудия. Что именно маг должен «проковать, отточить, заострить и отполировать» внутри себя? Примите, однако, к сведению, что в «Книге Четыре» клинок Воздуха называется мечом[13]. Но это всего лишь название; не дайте ему сбить себя с толку!

Еще одно, дополнительное значение магического клинка раскрывается в «Liber 185»:

Он должен всеми возможными способами утверждать власть над своим Бессознательным, прислушиваясь к советам своего Практика, ибо испытание, необходимое для продвижения на следующую ступень, будет нелегким.

Liber HHH: пути Шин и Реш

Ревнителю предписывается практиковать первые две медитации из «Liber HHH», озаглавленные «МММ» и «ААА». В наши дни их классифицировали бы как «управляемые медитации», то есть такие, события которых расписаны заранее: задается определенная последовательность образов и переживаний, которую соискатель должен воспроизвести в своем медитативном путешествии.

Три медитации, описанные в «Liber HHH», получили свои названия по трем материнским буквам еврейского алфавита: Мем (М), Алеф (А) и Шин (ш).Эти три практики представляют собой пассивные аспекты принципов, изложенных в очерке «Экстатическое воодушевление».

Первая из трех практик, «МММ», называется также «Озарением сферы». В этой медитации воспроизводится внутреннее содержание церемонии Неофита, то есть «Ритуала 671». Она соответствует пути Реш.

Вторая медитация, «ААА», называется также «Прохождением через Царский Чертог». Это внутреннее действо соответствует церемонии Ревнителя, то есть «Ритуалу 120», и пути Шин.

«Крик торжества», упомянутый в п. 15 медитации «ААА», — это не что иное, как раздел Gg «Liber Samekh», о чем без труда догадается любой Ревнитель, прошедший церемонию «Liber Cadaveris».

В «Liber 185» от Ревнителя требуется «продемонстрировать некоторую степень знакомства и опыта работы с медитациями, описанными в “Liber HHH”». На экзамене, как уточняется далее, «свидетелем ему в этом будет его дневник». В «Liber 13» даются дополнительные пояснения:

Экзамен проводится только на знание этих медитаций и некоторое практическое знакомство с ними. Окончательные их результаты, если таковых вообще удается достичь, дают право на гораздо более высокую степень.

Формула Розы и Креста

Кроме того, он начинает изучать формулу Розы и Креста
(«Звезда видна»).

Это краткое указание из очерка «Звезда видна», за которым не последовало никаких внятных разъяснений в печати, вызвало немало споров и превратных толкований. Мы заранее просим прощения за то, что будем «ходить вокруг да около»: человеческая речь имеет свои ограничения, которым придется подчиниться, если мы вообще хотим обсудить этот вопрос.

Роза и Крест
В этом варианте Розы и Креста Крест укрыт глубоко в сердце Розы. Девиз отчасти связан с сефирой Нецах: «Моя победа — в Розе и Кресте».

Один автор, человек весьма образованный и не обделенный интуицией, даже предположил, что под «формулой Розы и Креста» Кроули подразумевал всего лишь сексуальную магию. Среди тех, кто изучал этот вопрос и попытался сформировать свое мнение, эта точка зрения — самая распространенная.

К сожалению, она неверна… но утверждать, что она неверна, — тоже неверно!

То, что подразумевается под «формулой Розы и Креста», проявляется одновременно и на микрокосмическом, и на макрокосмическом уровне. Лунный свет — не что иное, как отраженный свет солнца.

В своих комментариях к «Книге Закона» Брат To Mega Therion писал о посвященном степени Йесод:

[В Йесод] он узнал, что его Тело есть Храм Розы и Креста, то есть оно дано ему как место, в котором он сможет вершить Магическую Работу по соединению противоположностей в собственной своей Природе.

В этом отношении полезно будет рассмотреть символ, который в старом ордене Золотой Зари использовали как символ допуска к таинствам степени 2=9. Это разновидность Кадуцея Гермеса.

Святые столпы-близнецы: в них серебро и злато.
Неистовый танец двух наших отдельных сутей.
Одна живет красотой полуденной славы,
Другая вкушает сладость мерцающей ночи.
Вода погасит пожар, объявший полмира,
Огонь вознесет к небесам водопады желанья.
Вьются спиралью волны, колеблясь, сплетаясь,
Вбирая друг друга и вновь размыкая объятья,
Зеркало в зеркале множась и укрывая тайну.
Нет меж ними различий, ибо они едины:
Они едины — и нет их.

Кадуцей Гермеса
Три материнские буквы — Алеф, Мем и Шин — составляют ключ к этому истинному Жезлу Мага.

Стоит принять во внимание, что Ревнитель лишь «начинает изучать» формулу Розы и Креста, тогда как «практическое применение формулы Розы и Креста» дозволяется только на ступени Младшего Адепта, Допущенного во Храм, «в Коллегию Святого Духа», потому что на этой ступени достигается Познание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем. Но если Ревнителю дозволено ее изучать, то почему ни Ревнитель, ни Практик, ни Философ, ни Владыка Предела, ни даже Младший Адепт у Врат Храма не могут работать по этой формуле?

Да потому, что не могут.
Нет, им никто этого не запрещает. Просто у них нет такой возможности.

Практическое применение формулы Розы и Креста, которую начинает изучать Ревнитель, по определению становится доступным лишь на ступени Младшего Адепта, Допущенного во Храм.

И хотя мы могли бы написать об этой формуле в обеих ее формах — природной и духовной — еще немало, нет никакой гарантии, что все эти рассуждения кому-то пригодятся, потому что тайны Розы и Креста — самые личные из всех мистерий. Истолковать их за кого-то невозможно. Они столь же личные, интимные, возвышенные, безмолвные и неподвластные полному выражению, сколь сама любовь.

Поэтому довольствуемся замечанием Алистера Кроули, сказавшего, что Роза и Крест рождается в акте растворения нашего «я» в Возлюбленном.

Сам Кроули только однажды попытался рассмотреть эту формулу хоть сколько-нибудь подробно — в главе XII(раздел II) «Магии в теории и на практике».Именно из-за этой попытки в связи с ней и возникло столько недоразумений. Большинство читателей упускают из виду или не до конца понимают содержащееся в тексте указание: «Также [магу] весьма желательно достичь полного нравственного освобождения и той чистоты духа, которая рождается из подлинного понимания различий и созвучий между планами, составляющими Древо Жизни» (курсив мой).

Полезно также изучить главы 106—108 и 135 «Liber Aleph».

Пожалуй, откровеннее всего Кроули высказался о символике этой формулы в одной рецензии, опубликованной в журнале «Эквинокс» (№4):

Какими бы средствами мы ни пытались передать Неизреченное, результатом неизбежно будет вырождение смысла. Любой символ — преступление против той Истины, которую он обозначает. У художника, желающего напомнить нам о солнечном свете, нет для этого другого материала, кроме тусклой охры.

Поэтому не нужно удивляться, что Слияние Субъекта и Объекта Сознания, оно же Самадхи, и союз Жены и Агнца, он же Небеса, и соединение Мага и Бога, оно же эвокация, и соединение Человека со своим Священным Ангелом-Хранителем, оно же венец трудов Младшего Адепта, обозначается такими простыми символами: геометрическим соединением круга и квадрата, арифметическим равенством пяти и шести, а также (в более всеобъемлющем представлении) союзом Лингама и Йони, Розы и Креста. В земной жизни сексуальный экстаз — это растворение «я» в Возлюбленном и порождение третьего сознания, которое превосходит своих родителей и вновь отражается в материи как их дитя; и точно так же на плане, безмерно более высоком, плане Духа, Субъект и Объект сливаются друг с другом, чтобы исчезнуть, оставив по себе некое трансцендентное единство. И это третье есть экстаз и смерть; что наверху, то и внизу.

Итак, отнюдь не от нечистоты души все народы Земли поклонялись итифаллическому божеству; и только тому, кто никогда не поднимает очей выше самого низменного плана, это таинство мнится грязным.

…Я и в самом деле не вижу, чем это учение по существу отличается от нашего — о достижении Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем — или индуистского — о  единении с Богом.

Вспоминается также отрывок из «Книги Лжей» (глава 11): «Сквозь Бездну низринут Свет, Крест-и-Роза, экстаз Союза, в котором — уничтоженье, который есть Путь. Крест-и-Роза — Посланец Пана».

И еще — славословие из «Liber Jugorum», о котором помнят лишь немногие из тех, кто читал эту книгу: «Слава Нуит и Хадиту и Тому, кто вручил нам символ Розы и Креста!» В космогонии «Книги Закона» это не кто иной, как Ра-Хор-Хут — каббалистическое «дитя» и общий символ Священного Ангела-Хранителя.

Символы эти обнаруживаются повсюду, куда ни кинешь взгляд. У многих из нас они вызывают особое благоговение, когда выражаются на языке любви и откликаются в священном экстазе любви земной. Однако истинную реальность, стоящую за этими символами, все равно невозможно передать словами в полной мере. И хотя Ревнитель уже пробудился к тонкому восприятию мира Йецира, для мира Брия его сознание еще не открылось — а именно и только там невыразимое воспринимается и постигается непосредственно.

В меру своих скромных возможностей мы попытались выразить те же идеи в стихах:

А затем поднимаются эти завесы,
размыкаются нежными, мягкими складками плоти,
раскрываются внутрь и впускают всего меня.
И снова звезда видна.
За пределами смерти, вне ума и пространства.
Я сбился с путь и нашел свой истинный путь,
и все это разом, навеки и никогда.
Двое, одно, ничто.
Озорная игра: это мы/я/она
собрались в средоточье блаженства и боли,
вне света,
и пролились
в звездную ночь:
два потока, серебряный и золотой,
пульс,
пульсары, квазары,
бесконечные взрывы и реки звездного света,
вопль, застывший в Молчанье,
растворившийся в пульсе ином —
необъятном, безбрежном, беззвучном биенье, дыханье
Твоей КРАСОТЫ.

Полагаю, что на этом разговор о Формуле Розы и Креста можно завершить.

В списке литературы, рекомендованной Ревнителю, перечисляются еще несколько текстов, которые могут помочь на начальном этапе изучения этой Формулы: «Звездный Сапфир», «Книга Лжей», «Экстатическое воодушевление» и «The sauro Eidolon» («Сокровищница образов»). Мы бы посоветовали (особенно ввиду того, что посвященному степени Йесод становится виден путь Самех) добавить к ним «Liber Samekh» с великолепными комментариями Достопочтеннейшего Брата To Mega Therion’а.

Другие задачи Ревнителя

Ревнитель должен выучить наизусть одну из глав «Liber AL vel Legis», то есть «Книги Закона».

«Помимо этого всего, — добавляет Кроули в “Liber 185”, — он должен трудиться на благо А.·.А.·. под собственную свою ответственность». Сравните это предписание с эквивалентными задачами Послушника и Неофита.

Список литературы для Ревнителей А.·.А.·.

Отдельного комментария заслуживают еще несколько пунктов из списка литературы, рекомендованной Ревнителю.

«Liber Jugorum» («Книга Ярма») будет играть важную роль на трех степенях, следующих за этой (то есть на степенях Практика, Философа и Владыки Предела). В список литературы для Ревнителей она, вероятно, включена для того, чтобы соискатель мог ознакомиться и поработать с ней заранее. Кроме того, описанные в ней методы помогают «утверждать власть над своим Бессознательным». Подробнее о «Liber Jugorum» мы поговорим в следующей главе, где читателю будут даны некоторые советы и предостережения.

«Liber IAO», судя по всему, так и не была написана. Она задумывалась как последняя часть триптиха, где первыми двумя частями стали бы «Экстатическое воодушевление» и «Liber HHH». Поскольку первая из них носит теоретический характер, а вторая описывает пассивное применение принципов, изложенных в первой, надо полагать, что «Liber IAO» трактовала бы об активном аспекте освоения тех же принципов.

Что касается «Liber Thisharb vel Viae Memoriae» («Книги Пути Памяти»), то описанные в ней методы восстановления памяти о прошлых воплощениях предназначены, главным образом, для степени 7°=4°. Однако у нее есть и более глубокий смысл, который как нельзя лучше соответствует степени Ревнителя, а именно — метод осознанного постижения своей Истинной Воли.

Переход на степень Практика

Согласно «Liber 185», «Ревнитель переходит на степень Практика по предписанию вышестоящих».

Минимального срока пребывания на степени Ревнителя не предусмотрено: когда соискатель будет готов, он пойдет дальше. ««Ревнитель может перейти на степень Практика в любое время, когда вышестоящие сочтут нужным даровать ему продвижение», — утверждается в «Liber 185». Некоторые соискатели пройдут эту степень за несколько недель, а некоторые застрянут на ней на много лет. Если Ревнитель исполнил свою задачу, то уже через месяц после вступления в степень 2°=9° он может «обратиться к своему наставнику-Практику, пройти необходимые испытания и прочесть ему наизусть избранную главу “Liber CCXX”», то есть «Liber Legis».

Переход на степень Практика не сопровождается никакими ритуалами: наставник просто присваивает соискателю новую степень, если тот выполнил задачу Ревнителя («Liber 13»).

«Когда вышестоящие даруют ему новую степень, пусть возрадуется; но да будет он осторожен, ибо это — первое его отступление от срединного столпа Древа Жизни» («Liber 185»).

 

Перевод © Анна Блейз

© Thelema.RU

 


 

[1] Числовой эквивалент слова Zelator по латинской каббале — 85. Другие латинские слова, соответствующие этому числу, — dominus («господин») и veritas («истина»). — Примеч. автора.

[2] В рус. пер. см издание: Алистер Кроули. Святые книги Телемы. М.: Ганга, Телема, 2010.

[3] Изображение капюшона Ревнителя приводится в следующей главе. Кроме того, в увеличенном виде оно воспроизведено на обложке книги Израэля Регарди «Око в Треугольнике». — Примеч. автора.

[4] Около 20 см.

[5] Именно так произносится это слово, хотя в английском языке оно записывается как Tuat. — Примеч. автора.

[6] Посвящение в степень Тиферет соответствует «вратам» мира Брия, а переход в Третий орден через «врата» Даат открывает доступ к осознанию мира Ацилут. Понять это по-настоящему можно только на личном опыте, и мы упоминаем здесь о переходах из мира в мир только для того, чтобы представить читателю общую схему проявления L.V.X. на Посвятительном Пути. — Примеч. автора.

[7] Именно в этом, кстати сказать, заключалось качественное различие между Первым и Вторым орденами Золотой Зари по старой системе. Церемонии Первого ордена проводились в зале с четырьмя стенами, предназначались для церемониальной настройки на четыре стихии, управление которыми осуществлялось при помощи Ритуала Пентаграммы. Церемонии Второго ордена проходили в помещении с семью стенами, служили для настройки на таинства планет и задействовали Ритуал Гексаграммы, ориентированный на более высокие энергии. — Примеч. автора.

[8] Аналогичным образом, выражение 1°=10° означает «Кетер равна Малкут», 5°=6° — «Deusest Homo», и так далее. — Примеч. автора.

[9] Кроули пренебрегал этим правилом, из-за чего развитие астмы, которой он страдал с детства, существенно ускорилось. Своим ученикам он советовал не напрягаться, но, как явствует из его дневников, сам рассматривал пранаяму как своего рода борьбу. Если вы страдаете каким-либо заболеванием дыхательных путей, проконсультируйтесь у врача, прежде чем приниматься за эти упражнения. Автор настоящей книги не вправе давать медицинские советы, но ему самому врачи говорили, что глубокое, ритмичное и сосредоточенное дыхание на самом деле должно снимать симптомы астмы — но только при условии, что человек дышит безо всякого напряжения и усилий. Возможно, автор «Хатха-йога-прадипики» пришел к тому же выводу: «Икота, астма, кашель, головная боль, боль в ушах и глазах, — все эти и различные другие недуги возникают из-за расстройства дыхания», — писал он. — Примеч. автора.

[10] Под «блюдцем» подразумевается не плоская тарелочка, как в наши дни, а более глубокая посуда, похожая на небольшую мисочку: именно ее называли блюдцем в Великобритании во времена Кроули. — Примеч. автора.

[11] Некоторые люди в силу особенностей строения черепа не смогут удержать на голове блюдце, даже если умрут и окоченеют. Спиливать им макушку мы считаем нецелесообразным, а потому используем другие методы проверки. Но, так или иначе, испытуемый должен продержаться в «совершенно устойчивой и удобной позе» в течение часа. — Примеч. автора.

[12] «Книга Четыре», часть II, глава VIII. — Примеч. автора.

[13] В другой главе той же книги говорится о кинжале как одном из трех орудий (наряду с плетью и цепью), соответствующих алхимической троице «Ртуть-Сера-Соль». Смысл этой триады орудий поймет каждый, кто знаком с посвятительной церемонией Неофита А.·.А.·. или с ее вариантом «Liber Pyramidos», предназначенным для самостоятельного посвящения и доступным широкой публике. — Примеч. автора.