Джеймс Эшелман.

 

Глава 3 (1°=10°)

Степень Неофита

Для Неофита Великая Работа заключается в том, чтобы «приобретать власть над […своей] природой и способностями». Напомним, что для Послушника Великая Работа состояла в том, чтобы приобретать знания о своей природе и способностях. Самопознание — процесс бесконечный; но на каком-то этапе акцент должен сместиться с простого накопления знаний на развитие самоконтроля.

Сопоставим это указание с отрывком из той церемонии 1°=10°, которая использовалась в Герметическом ордене Золотой Зари. В период, когда посвящение в Неофиты ЗЗ проходили Алистер Кроули и Джордж Сесил Джонс, Иерофант в этой церемонии обращался к Соискателю со следующими словами:

Степень Неофита — это подготовка к восшествию на следующие ступени. Это порог, за которым открывается путь нашего учения. Образы и символы этой Степени указывают на Свет Тайного Знания, заря коего занялась для тебя во Тьме Творения. Ныне же ты начинаешь изучать и постигать Природу этого Света. <…> Приготовься вступить в область Беспредельного.

Слово «неофит» в широком смысле означает любого новичка, человека, начинающего новую для себя деятельность, а в религиозном контексте — новообращенного. Оно используется как название начальной ступени в некоторых религиозных орденах, и, кроме того, неофитами называют недавно рукоположенных священников католической церкви.

В английский язык слово neophyte пришло от латинского neophytus[1], а оно, в свою очередь, восходит к греческому νεοφυτου, что в буквальном переводе означает «новое растение»: то, что создано самой природой, чего не касалась рука человека, — или, иными словами, сырье («грубый ашлар» в масонстве, «зеленый лев» в алхимии). Таким образом, Неофит — посвященный в степень стихии Земли — «укореняется» как «новое растение» в «саду» Мастеров, руководящих работой А.·.А.·. Чтобы лучше понять эту прекрасную метафору, обратитесь к описанию 13-го Эфира из «Liber 418. Видение и Голос».

Официальный комментарий к названию степени дается в «Liber 185»:

Пусть не забывает, что звание Неофита — не пустой звук: новая природа его будет пробуждаться в нем многими тайными способами, хоть ему о том будет неведомо.

В алхимических терминах степень Неофита — это «превращение фиксированного в летучее»: относительно инертную «первоматерию» (prima materia) намеренно выводят из равновесия, чтобы подготовить ее к дальнейшим трансформациям.

Символы степени Неофита

Степень Неофита соответствует десятой сефире Древа Жизни — сефире Малкут, «Царству». Малкут, в свою очередь, соответствует сфере четырех стихий в целом и стихии Земли в частности.

Кроме того, эта степень включает в себя символику 32-го пути, пути Тав (т), который ведет из сферы стихий (Малкут) в сферу Луны (Йесод). «Тав» означает «крест» — крест четырех стихий. Этот путь соответствует планете Сатурн, стихии Земли и XXI аркану Таро («Вселенная»), эзотерическое название которого — «Великий в Ночи Времени».

И, наконец, на этой же степени ведется подготовительная работа, связанная с путями Шин (Ш) и Коф (ж) — еще двумя путями, начинающимися в Малкут и открывающими доступ в более высокие сферы.

Работа со всеми этими символами призвана укрепить и уравновесить человека на стадии, соответствующей Малкут, и помочь ему по-настоящему (а не только метафорически) вступить в преддверие сефиры Йесод — вплотную приблизиться к миру Йецира и к степени Ревнителя.

Фактически, Неофит осваивает на практике все магические дисциплины, которые в Герметическом ордене Золотой Зари преподавали только на степени Младшего Адепта (5°=6°). Основными направлениями работы становятся церемониальная магия и «астральные» исследования. Особое значение придается так называемой формуле Неофита — необыкновенно гибкой магической формуле, или общей схеме магических операций, на основе которой в свое время была разработана и церемония посвящения Неофита в Золотой Заре.

Образец применения формулы Неофита

Часть раздела документа Z.2: операция духовного развития (из материалов Герметического ордена Золотой Зари)

A — Сфера чувственных ощущений.
B — Образы Света (Augoeides).
C — Сефирот и т.д.
D — Соискатель, или Естественный Человек.
E — Уравновешивание Символов.
F — Воззвание к Высшему. Ограничение и подчинение низших сил и замыкание материальных чувств ради пробуждения духовного.
G — Попытка Естественного Человека постичь Высшее — сперва посредством ограничения пользы, которую может принести ему обычный интеллект, а затем посредством очищения мыслей и желаний. При этом Соискатель должен мысленным взором увидеть себя стоящим между Двумя Столпами — огненным и облачным.
H — Всецелое устремление Естественного Человека к Высшему Я и молитва к Владыке Вселенной о том, чтобы через это Высшее Я ему были ниспосланы Свет и наставничество.
I — Соискатель ревностно и горячо взывает с молитвой о Божественном Наставничестве и преклоняет колени у западной стороны Алтаря. Оставив свое физическое тело в позе Входящего, он совершает астральную проекцию сознания в мысленную форму, стоящую к востоку от Алтаря. В этой форме он обращается лицом на запад, к своему физическому телу, и на астральном плане берет свое тело за левую руку астральной левой рукой. Правую же астральную руку он воздевает вверх, держа в ней за белую полосу направленный вертикально вверх образ Лотосового Жезла.
J — Пусть теперь Соискатель медленно произнесет речь, обращенную к Божествам и к Высшему Я (речь Второго Адепта при вступлении в Усыпальницу), проговаривая слова устами своей астральной формы, стоящей у восточной стороны Алтаря. Если в этот момент Соискателю покажется, что его вот-вот охватит слабость, пусть он тотчас же прекратит проецировать астральную форму и полностью овладеет собой, прежде чем продолжать операцию. Затем, полностью сосредоточив свой разум в физическом теле, пусть Соискатель трижды возложит лезвие своего Меча на точку Даат на своей шее и, собрав всю свою волю, произнесет слова: «Так помогите же мне, о Владыка Вселенной и моя высшая душа!» Затем пусть он поднимется, обратившись лицом к востоку, и несколько мгновений постоит в безмолвии, подняв и вытянув над головой обе руки: левую — с раскрытой ладонью, а правую — с Мечом Искусства. Голова его должна быть запрокинута, а очи — возведены горе. Стоя так, пусть устремится он всею своею волей к своему наилучшему и высочайшему Идеалу Божественного.
K — Пусть Соискатель пройдет в точку севера и, повернувшись лицом к востоку, торжественно обратится к себе с речью Иерофанта устами собственной астральной формы, в данном случае спроецированной на Престол Востока. Затем пусть он медленно сформирует перед собой Образ Великого Ангела-Факелоносца, словно бы направляющего Соискателя и освещающего ему путь.
L — Следуя за Ангелом, пусть Соискатель совершит мистический обход и пройдет в точку юга. Здесь пусть остановится и устремится всею своею волей сперва к стороне Милосердия в своем Божественном Идеале, а затем — к стороне Суровости. Затем же пусть представит себя стоящим между двумя великими Столпами — огненным и облачным, основания коих укрыты вечно клубящимися черными тучами тьмы, символизирующей хаос мира Асия, вершины же теряются в прекрасном свете бессмертного, поднимаясь вплоть до Белого Сияния Престола, на коем восседает Ветхий Деньми.
M — Далее пусть Соискатель пройдет на запад, обратится лицом к юго-востоку и произнесет таким же образом речи Иерея и Гегемона.
N — Совершив еще один обход, пусть Адепт-Соискатель остановится в точке юга и повторит медитацию, описанную в пункте L.
O — Далее пусть пройдет он на восток и таким же образом произнесет речи Иерофанта и Гегемона.
P — И пусть приблизится к западной стороне Алтаря, по-прежнему следуя за Ангелом-Факелоносцем. Здесь Соискатель вновь должен совершить астральную проекцию и переместить свое сознание в астральную форму; физическое его тело остается коленопреклоненным, пока душа его проходит между Столпами. Здесь он возносит Великую Молитву Иерофанта.
Q — Теперь Душа Соискателя возвращается в его грубую телесную оболочку; и в Божественном Экстазе он грезит о Неизреченном Сиянии Нерожденного и Запредельного; и, погруженный в эту грезу, восстает и возносит к Небесам руки и очи и все надежды свои, и сосредоточив на этом Сиянии всю свою Волю, шепотом произносит Мистические Слова Силы.
R — Немедленно вслед за этим он произносит слова Иерофанта о Светильнике Глашатая, после чего проходит вдоль восточной стороны Алтаря в точку между Столпами; и, стоя между ними (или, если ритуал совершается не в Храме, убранном по всем правилам, стоя в точке, где должны находиться Столпы, и мысленно сформировав их образы по обе стороны от себя), возвышает свое сердце к Высочайшей Вере и размышляет о наивысшем из Божеств, какое только может себе представить. Затем пусть вытянет руки перед собою, ища опоры во тьме невежества, и в Знаке Входящего призовет Силу сего Божества, дабы сняла она покровы мрака с его духовных очей. Затем же пусть попытается узреть пред собою, на месте Престола Востока, некий светоч или слабое сияние, постепенно обретающее Форму. Узреть его можно лишь мысленным взором. Но в этом возвышенном состоянии духа Адепту иногда может казаться, что он созерцает это сияние очами смертного тела. Далее пусть отвлечется он ненадолго от этого созерцания и, дабы удержать равновесие, еще раз сформирует образы Столпов Небесного Храма.
S — И вот опять стремится Соискатель узреть Сияние, обретающее Форму, — совершив же это, он трижды обходит Круг по периметру, благоговейно приветствуя Знаком Входящего место этого Сияния.
T — Затем пусть Соискатель встанет напротив места, где сияет этот Свет, и погрузится в глубокую медитацию, созерцая это Сияние. И пусть при этом представляет, что Свет сей обволакивает его и окутывает всего целиком; и пусть стремится он слиться воедино с сиянием этого Света. И да возвеличит он себя, уподобившись мысленно некой исполинской Сущности и стараясь осознать, что это и есть его Истинное Я, а Естественный Человек — лишь подножие и престол этого Я и должен служить ему таковым с благоговением и почтением. Совершив это, пусть Соискатель тотчас же возгласит громким голосом: «Вот наконец дозволено мне начать постижение формы моего Высшего Я».
U — Затем Соискатель взывает к этому Сияющему Образу с горячей мольбой, дабы Он позволил ему постичь все, что необходимо сейчас для его руководства и обучения.
V — Далее он обращается к Нему за советом по тому вопросу, в котором сейчас желает получить руководство от Запредельного.
W — В заключение пусть Соискатель постарается установить связь между этим Сиянием и своей личностью; и пусть обновит он пред Ним свой обет душевной чистоты, дабы избегнуть опасностей фанатизма и духовной гордыни. И пусть не забывает Адепт о том, что описанный здесь ритуал ни в коем случае нельзя применять для вступления в контакт с высшей душой другого человека. Любая такая попытка неизбежно ведет к иллюзиям и заблуждениям, а подчас и к безумию.

Принятие в степень Неофита

Процедура принятия Послушника в Неофиты описана в «Liber 185»:

Каждого Послушника, который исполнил свою задачу к удовлетворению А.·.А.·., надлежит наставить о подобающем ходе дальнейшей работы, а именно: пусть он прочитает это описание своих обязанностей и подпишет его, а также уплатит одну гинею за «Liber VII», которая будет вручена ему при посвящении, и одну гинею за эту подборку публикаций класса D (от B до G). Пусть приобретет мантию Неофита и вручит ее на хранение своему наставнику-Неофиту.

Он должен выбрать себе новый девиз, обдумав его глубоко и предельно серьезно. Этот девиз должен выражать более ясное осознание Устремления, которое соискатель приобрел за год послушничества.

Пусть условится о церемонии Посвящения со своим Неофитом к вящему удобству последнего.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, продвижение по степеням А.·.А.·. осуществляется по результатам проделанной работы. Поэтому для перехода на степень Неофита Послушник, прежде всего, должен «исполнить свою задачу к удовлетворению А.·.А.·.».

На практике формальное зачитывание Задачи степени и подписание Клятвы происходят во время посвятительной церемонии. Кроме того, в наши дни Неофит уже не платит гинею за экземпляр «Liber 7», поскольку этот текст содержится в сборнике священных книг Телемы, которым располагают все Послушники. Под «этой подборкой публикаций класса D» подразумевается «Liber 185» — описание задач и тексты клятв всех степеней от Неофита до Младшего Адепта в Преддверии Храма.

Мантия Неофита — это черная мантия с капюшоном, выкроенная по форме греческой буквы Тау. Никаких символов и нашивок на ней нет. Черную мантию такого покроя носят все члены Внешней коллегии А.·.А.·., но по мере продвижения по степеням на нее нашиваются различные символы.

Указания по выбору нового девиза не нуждаются в пояснениях. Вопреки распространенному мнению, от соискателя никто не требует и даже не ожидает, чтобы он выбирал себе новое имя на каждой степени. Переход на степень Неофита — единственный этап, на котором это нужно сделать обязательно. В остальных случаях решение о сохранении или смене магического имени оставляют на усмотрение соискателя.

Рассмотрев эти предварительные условия, мы можем перейти к самой церемонии посвящения.

Церемония посвящения Неофита

«Liber 185» предписывает:

Когда солнце снова войдет в тот знак, под которым Послушник был принят, ему могут даровать посвящение. Он должен будет освободить себя от всех прочих дел на одну полную неделю, считая от этой даты.

И далее:

Пусть условится о церемонии Посвящения со своим Неофитом к вящему удобству последнего.

А в «Liber 13» сказано:

По окончании испытательного срока Послушник проходит Ритуал DCLXXI (671), который делает его Неофитом.

Смысл этих указаний не вполне очевиден и вызывает споры. Чтобы разрешить эти споры, обратимся к истории текста (или, точнее, нескольких текстов), известных под названием «Ритуал 671».

На осеннее равноденствие 1906 года e.v., в период формирования системы А.·.А.·., Достопочтеннейший Брат D.D.S. (Сесил Джонс) сократил до голой схемы ритуал Неофита, принятый в Герметическом ордене Золотой Зари, «исключив все ненужные элементы и сохранив лишь квинтэссенцию магических формул»[2]. На основе этой схемы Достопочтеннейший Брат О.М. 30 сентября составил первый черновой вариант новой церемонии Неофита. Затем, «7 октября и в другие дни» Кроули внес в него изменения и дополнения. 9 октября с помощью этого нового ритуала ему удалось «воспринять Видение IAW», или, как он выразился позднее, «получить великое Посвящение». В тот же день Кроули «переписал этот ритуал в третий раз <…> ибо даже в своем черновом варианте тот помог ему достичь вышеупомянутого помазания».

Этот третий вариант Кроули представил на суд Джонса, и вдвоем они внесли в него еще некоторые «небольшие изменения». Окончательная версия получила название «Liber T’raa[3] (תרעא)» и номер 671 — числовое соответствие арамейского слова «t’raa» (תרעא), означающего «врата». «Врата» — один из титулов сефиры Малкут. Кроме того, число 671 соответствует божественному имени Адонаи в полной записи יודi נוןi דלתi אלף, а это имя тесно связано с сефирой Малкут и со стихией Земли. Соответственно, ритуалу был дан подзаголовок: «Начертание имени Адонаи посредством ритуала Пирамиды». Примерно два года спустя, на осеннее равноденствие 1908 года, он был официально утвержден и заверен именем V.V.V.V.V. 8°=3°.

Таким образом, название «Ритуал 671» первоначально носила именно эта церемония.

«Liber T’raa» — это храмовая церемония, в которой участвуют двое зримых служителей. В указаниях к ней подробно описывается подготовка, которой следует посвятить шесть дней[4]; на протяжении этого срока соискатель настраивается на церемонию посвящения, а на седьмой день совершается сам ритуал.

Текстологический анализ показывает, что рукописный экземпляр «Liber T’raa», находящийся в нашем распоряжении, был создан в последнюю неделю сентября 1908 года или позже. Однако в дальнейшем Кроули не раз использовал этот ритуал в иных целях, что по сей день озадачивает многие учеников и исследователей.

Итак, «в последние дни сентября 1908 года» Кроули удалился в магическое затворничество[5], в ходе которого переработал «Liber T’raa» для своих личных нужд. Еще в Герметическом ордене Золотой Зари он узнал, что ритуал посвящения Неофита основан на так называемой «формуле Магии Света», которая подробно разбирается в учебном пособии Второго ордена, известном под названием «Z.2»[6]. В этом тексте посвященным Второго ордена объясняется, как построить на основе упомянутой формулы другие магические церемонии, предназначенные для эвокации, освящения, прорицания, алхимического преображения, достижения невидимости и, наконец, для ускорения духовного развития. Последний ритуал считался наивысшим и был известен под названием «Шин части Шин». От каждого Младшего Адепта Герметического ордена Золотой Зари ожидалось, что рано или поздно он самостоятельно проведет церемонию «Шин части Шин», основанную на схеме ритуала Неофита.

Итак, осенью 1908 года, всего через неделю после официального утверждения «Liber T’raa» в системе А.·.А.·., Кроули приступил к 13-дневному магическому затворничеству, поставив своей целью церемониальный переход на степень Старшего Адепта, 6°=5°. («Необходимо отличать, — записал он в тот период в своем дневнике, — достижение этой степени в природном мире от него же в мире духовном. Первого я добился уже давно».) С этой целью он переработал церемонию Неофита А.·.А.·. («Liber T’raa») по образцу «Шин части Шин» и превратил ее в церемонию самопосвящения, которая впоследствии получила название «Liber Pyramidos»[7]. Хроника магического затворничества Кроули и процесс создания «Liber Pyramidos» на основе «Liber T’raa» подробно изложены в «Liber 860», известной также под названием «Джон Сент-Джон». Эту книгу Кроули опубликовал шестью месяцами позже, в первом номере журнала «Эквинокс».

Как это ни печально, «Liber Pyramidos» — судя по всему — тоже получила номер 671!

В результате некоторые стали утверждать, что для посвящения Неофита в А.·.А.·. следует использовать не официальную храмовую церемонию «Liber T’raa», а церемонию самопосвящения, описанную в «Liber Pyramidos». Но, с нашей точки зрения, это мнение противоречит очевидным фактам. Среди прочего, и в «Liber 185», и в «Liber 13» содержатся указания на детали посвятительного процесса, отмеченные в «Liber T’raa», но отсутствующие в «Liber Pyramidos». Среди прочего, в части «Liber 185», написанной никак не ранее 1919 года, предписывается, что Владыка Предела «должен принять один из постов служителей во Храме Посвящения и заучить наизусть свою роль, назначенную ему Императором А.·.А.·.», — что, по всей очевидности, невозможно, если в посвятительной церемонии нет «ролей». И не ранее сентября 1913 года Кроули отметил, что «Liber 671» получила свой номер «от слова АОРт, “Врата”, и от имени “Адонаи” в полной записи»[8].

Тем не менее, некоторые (включая и тех, к кому мы питаем глубочайшее уважение) не желают связываться с «Liber T’raa» и храмовыми посвящениями вообще, а вместо этого предписывают своим Неофитам проводить самостоятельные посвящения, выучив наизусть и исполнив ритуал, описанный в «Liber Pyramidos». «Книга Пирамиды» настолько красива и эффективна, что подход этих наставников вполне понятен: естественно, им хочется, чтобы их ученики поработали с таким прекрасным ритуалом. Более того, в нашей традиции каждому Неофиту тоже предписывается освоить «Liber Pyramidos» — но только после того, как он уже станет Неофитом. Иными словами, у нас ритуал «Liber Pyramidos» трактуется как важная часть работы с формулой Неофита как таковой, но не как обряд перехода на степень Неофита. Переход же осуществляется в храме, посредством церемонии посвящения, изначально носившей название «Liber T’raa».

Мы вовсе не требуем от других Ревнителей тотчас же согласиться с нами в этом вопросе. Мы всего лишь предлагаем вниманию читателя определенные факты и мнения, чтобы каждый сам сделам для себя определенные выводы на всей доступной информации.

Как бы то ни было, на практике «Liber Pyramidos» не раз становилась запасным вариантом — и весьма неплохим — в тех случаях, когда Послушник не имел возможность пройти церемонию «Liber T’raa». Долгие годы у нас попросту не было экземпляра «Liber T’raa», а была только «Книга Пирамиды», так что Послушникам и Неофитам в тот период прилагать несколько больше усилий и посвящаться самостоятельно, обходясь тем, что имелось под рукой.

Кроме того, нам доводилось успешно использовать «Liber Pyramidos» в ситуациях, когда Послушник проживал очень далеко от нас и не располагал средствами на поездку. В этих случаях мы высылали ему экземпляр «Книги Пирамиды», чтобы он выучил и исполнил описанный в ней ритуал, а вдобавок предоставляли дополнительные инструкции в запечатанных конвертах, которые следовало вскрывать на определенных стадиях недельного магического затворничества, предваряющего посвящение. Устроив свои дела таким образом, чтобы на протяжении недели никто его не побескоил, соискатель уединялся и знакомился с перечнем общих указаний, в котором сообщалось, среди прочего, на каком этапе следует вскрыть каждый из нескольких конвертов. Тем самым воссоздавались — насколько это возможно — основные условия, предписанные для подготовительного периода. Под конец недели, в назначенный час, соискатель снова исполнял ритуал из «Liber Pyramidos», который становился кульминацией и завершением затворничества и не без успеха заменял собой церемонию «Liber T’raa»[9].

Обзор работы Неофита

Большую часть работы, назначенной Неофиту, можно без труда подразделить на категории, связанные с символикой сефиры Малкут (как Земли и как цикла четырех стихий), пути Тав и боковых путей Шин и Коф. Однако за всеми этими частностями стоит одна основополагающая цель, а именно, Великая Работа Неофита, которая определяется как «обретение власти над собственной своей природой и способностями».

В самых ранних своих заметках об учебной программе А.·.А.·. Кроули охарактеризовал степень 1°=10° в следующих словах:

Обязанности Неофита лежат в сфере Малкут, а в Малкут пребывает Кетер. Таким образом, он по-прежнему пробует свои силы на многих путях, но при этом постоянно помнит о Едином Пути.

Кроме того, перед Неофитом ставится несколько отдельных задач, не вписывающихся в каббалистическую классификацию, но тесно связанных с местом этой степени в иерархической системе А.·.А.·.

Неофит должен выучить наизусть одну из семи глав «Liber 7», именуемой «Liber Liberi vel Lapidis Lazuli. Adumbratio Kabbalae Aegyptiorum» («Книга Либера[10], или Лазурита. Очерк египетской каббалы»).

Кроме того, Неофит должен «исполнять любые задания, какие ему сочтет нужным поручить его наставник-Ревнитель от имени и властью А.·.А.·.». Обратите внимание, что это предписание отличается от схожего с ним требования к Послушнику. И несоблюдение этого правила — пожалуй, самая распространенная (не считая обычной лени) из всех причин, по которым Неофитам когда-либо отказывали в дальнейшем продвижении по степеням!

Достигнув степени Неофита, соискатель получает право принимать в орден новых Послушников. Но каждая кандидатура, которую он предложит, должна получить одобрение со стороны его непосредственного наставника, а тот, в свою очередь, должен утвердить ее у своего наставника и так далее, вплоть до самого старшего посвященного в наличествующей иерархии. Принятие ответственности за новых учеников — одна из самых священных обязанностей посвященного, и браться за эту задачу без должной подготовки нельзя. Напомним, что одна из шести изначальных заповедей Братства Розенкрейцеров гласила: «Каждый из братьев должен искать достойного человека, который по кончине этого брата мог занять его место»[11]. Соответственно, Неофит в своей клятве обещает « ревностно служить Послушникам, над которыми я поставлен, и ради блага их идти на полное самоотречение». Схожие с этим обещания даются и на следующих степенях.

И, наконец, Неофиту следует изучать Формулу Неофита.

Формула Неофита

Согласно «Liber 185», одна из задач Неофита заключается в том, чтобы «стремиться постичь природу своего Посвящения».

В самом простом толковании это, разумеется, означает, что Неофит должен делать то же, что и всякий соискатель самопознания и духовного развития, а именно, наблюдать и стараться понять сам процесс, закономерности и приметы своего личного посвятительного пути.

Но в действительности от Неофита ожидается нечто большее. Ему следует изучать и применять на практике посвятительную церемонию Неофита и, самое главное, Формулу Неофита, которая лежит в основе этой церемонии.

В своих трудах Кроули ясно дал понять, какое важное значение он придавал Формуле Неофита. Он посвятил ей всю шестую главу своей «Магии в теории и на практике», завершив свои рассуждения так:

В «Храме царя Соломона» («Эквинокс», I, 2–3) приводится множество примеров применения этой формулы. Это — формула Церемонии Неофита Золотой Зари. Использовать ее следует при освящении магических орудий, а также в качестве первой формулы посвящения.

В тексте, известном под названием Z.2 («Equinox», I, 3), эта формула разбирается во всех подробностях; ее следует изучить и практиковать со всем возможным тщанием. К сожалению, это самая сложная из всех формул. Но повинна в этом лишь Первоматерия Великой Работы — она настолько грязна и беспорядочна, что придать ей целостность можно лишь посредством множества операций.

О документе Z.2 см. выше в этой главе.

Из «Свода официальных наставлений», опубликованных в 10-м номере «Эквинокса», мы узнаём, что «Liber 671» включает в себя «вспомогательные ритуалы под номерами от 672 до 676». Мы полагаем, что эти пять неопубликованных «вспомогательных ритуалов» класса D (не дошедших до нас в виде отдельных церемоний) соответствуют пяти частям документа Z.2. Никаких других убедительных интерпретаций не предлагалось, а эта представляется весьма логичной. Но независимо от того, верна она или нет, мы можем смело утверждать, что изучение и практическое применение Формулы Неофита — исключительно важная задача для посвященного этой степени. Великолепный разбор основных типов или категорий магических операций, проделанный Кроули в «Магии в теории и на практике» (глава 21, раздел II), — это, в первую очередь, анализ подразделов документа Z.2 и, следовательно, Формулы Неофита.

Праздник равноденствия

«Равноденствие богов — это термин, обозначающий начало
любого нового эона или утверждение новой магической формулы.
Праздник в честь равноденствия богов надлежит отмечать на
каждое равноденствие, а как именно — это известно Неофитам А.·.А.·.»

Новый комментарии к Liber L», глава II, стих 40).

Одно из частных приложений формулы Неофита, специально рекомендованное Неофитам (и, по умолчанию, посвященным всех последующих степеней), — это ритуал праздника равноденствия.

Церемония праздника Равноденствия служит двум целям. Во-первых, этот ритуал позволяет каждому посвященному магически соединить свое сознание с сознанием Солнца и благодаря этому настроиться на новый магический поток, берущий начало в точках равноденствия — весеннего и осеннего. Во-вторых, в этой же церемонии посвященные получают Слово («Пароль»), выражающее суть нового магического потока, который будет господствовать в их жизни на протяжении следующих шести месяцев.

Сам Кроули регулярно предоставлял такое Слово своему ордену, проводя соответствующие церемонии на каждое равноденствие. В наших архивах сохранился список, включающий большую часть этих Слов за период с 1907 по 1927 годы; что касается последующих лет, то сохранились отдельные письма, в которых Кроули рассылал Слово Равноденствия Неофитам (или посвященным более высоких степеней) А.·.А.·. по всему миру. В Америке на протяжении многих лет такие письма получали только Джейн Вульф (Сестра Эстай) и Карл Гермер (Брат Сатурн). Из этих писем явствует, что на каждое равноденствие Кроули не только устанавливал новое Слово на следующие полгода, но и получал «оракул» (слово или фразу, выбранную по методу библиомантии из «Liber Legis») и «знамение» (гексаграмму «И цзин»).

После смерти Кроули ответственность за получение и передачу Слова легла на плечи его преемников. На протяжении многих лет эту обязанность выполняла Сестра Мераль как старшая из живых преемников посвящения по линии Сестры Эстай.

От того периода, когда Кроули жил в Чефалу, сохранилась памятка с перечислением правил, относящихся к Слову Равноденствия. Она подписана Сестрой Алостраэль (в то время занимавшей должность Канцлера Ордена) и, судя по всему, записана ею же под диктовку Брата То Мега Териона. Вот отрывок из этого меморандума:

Обратите внимание на правила ордена, связанные с Паролями. Пароль меняется на каждое равноденствие. Он указывает на характер магической энергии, который будет преобладать в работе ордена вообще и каждого из членов ордена в частности. Он служит предсказанием основной сути того, что будет происходить в последующие 6 месяцев.

Неофитам Ордена предписывается получать это Слово от Канцлера, Провозвестника или Оратора. Кроме того, оно сообщается на условиях сохранения тайны любому лицу, работающему под прямым надзором любого из членов Третьего ордена. Тот, кто не владеет нынешним Паролем, не может быть признан членом Ордена, каков бы ни был его прежний статус и какие бы претензии он ни предъявлял.

В 113-й главе «Книги Алеф» Кроули вкратце рассматривает магическое значение самой церемонии равноденствия и других подобных ритуалов:

Сын мой! Отец наш Небесный вошел в Знак Овна и наступила Весна. Я совершил Обряд Единения с Ним по Старинному Образцу, и теперь мне ведомо Слово, которое будет править наступившим Полугодием. И Дух мой сподобился Повеления написать тебе о Значении сего Обряда, а с ним и многих других Ритуалов, идущих от Древности. Итак, для наших Праотцев подобные Обряды были Мнемоническими Действами, в Ходе которых магическим Способом сообщалась некая Истина или Правдивая Повесть. Посему, исполняя их, ты можешь пробудить в себе Мудрость, дабы она явилась твоему Сознательному Уму. Таково их подлинное Предназначение; это касается даже искаженных и испорченных Церемоний, наподобие тех, которыми пользуются Христиане; но в подобных Случаях надлежит искать их истинный древний смысл. Ибо в тебе есть Нечто, что помнит Истину и с готовностью сообщит ее тебе, если ты сумеешь вызвать его из Святая Святых своей Сущности. Достигается же это через Повторение Формул сей Истины. Также заметь для себя, что эти мои Слова суть Выступление в Защиту Формализма; и, действительно, для Работы нужен некий Костяк, хотя его и надобно облекать живою Плотью.

Liber O

«Он должен <…> изучать и практиковать «Liber O» по всем
описанным в ней направлениям
» («Liber 185»).
«Экзамен по главам I—IV «Liber O», теоретический и
практический
» («Liber 13»).

О значении «Liber O» и «Liber E» подробно говорилось в предыдущей главе. На степени Неофита маг должен не только теоретически, но и на практике, теми методами, которыми описаны в «Liber O». То же требование применительно к «Liber E» будет предъявлено на следующей степени — степени Ревнителя.

Раздел I «Liber O» может на первый взгляд показаться слишком общим и абстрактным, чтобы сдавать по нему экзамен; однако он содержит мудрое учение, которому Неофит должен следовать во всех своих занятиях, ибо это и есть основные принципы Скептической Теургии:

1. Эту книгу очень легко понять превратно; мы обращаемся к читателям с просьбой подойти к ее изучению вплоть до малейших деталей с той же критичностью, с какой мы подошли к ее подготовке.

2. В этой книге повествуется о Сефирот и Путях; о Духах и Заклинаниях; о Божествах, Сферах, Планах и обо многих других предметах, которые, быть может, существуют, а быть может, и нет. Существуют они или нет — в любом случае они нематериальны. Определенные действия влекут за собой определенные результаты; но ученику ни в коем случае не следует приписывать им объективную реальность или философскую значимость.

3. Основные преимущества, которые они дают, таковы:

а) расширение горизонтов мышления;

б) совершенствование контроля над мышлением.

4. Если ученик добьется успеха в нижеописанных практиках, он столкнется с предметами
(идеями или сущностями), столь великолепными или столь ужасными, что описать их в словах невозможно. Очень важно, чтобы он оставался хозяином всего, что видит, слышит или иным образом воспринимает; в противном случае он станет рабом иллюзии и жертвой безумия.

Приступать к этим практикам следует в добром здравии и лишь по достижении достаточного мастерства в асане, пранаяме и дхаране.

5. Опасность того, что ученику, даже самому ленивому или глупому, не удастся добиться некоторых результатов, не так уж велика; но велика опасность, что полученные результаты введут его в заблуждение, ввергнут в одержимость и погубят — даже если он достигнет именно того, чего должен был достичь. Более того, слишком часто он принимает последний привал перед восхождением за искомую цель и снимает доспехи, как победитель, когда битва еще даже не началась.

Поэтому желательно не приписывать особой значимости никаким результатам, сколь бы важными те ни казались на первый взгляд.

В разделе II предписывается заучить наизусть некоторые каббалистические материалы из «Liber 777», которые лягут в основу представлений о Древе Жизни. Затем рассматривается практическое применение этой информации для разработки магических церемоний. При этом оригинальность ставится выше рабского подражания опубликованным ритуалам.

В разделе III описываются методы «облечения божественными образами» и «вибрирования божественных имен». Формальное название второго из них — «Вибрирование божественных имен по формуле Срединнного столпа». Обе эти техники предназначены для отождествления сознания мага с божественным сознанием, которое он стремится призвать. В качестве подготовки к облечению египетскими божественными формами предписывается тщательное изучение и даже перерисовывание изображений божеств из египетского пантеона. Разумеется, если мага в большей мере привлекает какой-либо другой пантеон, ему следует применить те же базовые принципы к образам богов и богинь его излюбленной традиции.

В разделе IV преподаются Малый и Большой ритуалы пентаграммы и гексаграммы.

Все эти методы можно подробно изучить по самой «Liber O» (см. приложение G).

По всем вышеперечисленным темам было опубликовано множество вспомогательных инструкций, восходящих к традиционному учению Герметического ордена Золотой Зари. Эту дополнительную литературу следует тщательно изучить. Кроме того, Неофиту рекомендуется получить подробные личные наставление от своего непосредственного наставника в ордене.

Экзамен по всем указанным предметам проводит наставник-Ревнитель.

О разделах V и VI «Liber O» речь пойдет ниже, в подглавке под названием «Освоение астрального плана».

Изготовление Пентакля

«Сверх того, он должен изготовить магический пентакль,
следуя указаниям из “
Liber A
» («Liber 185»).
«Затем Неофит изготавливает магический Пентакль» («Liber 13»)

Пентакль, или Пантакль, — это магическое орудие, соответствующее стихии Земли. По этой причине он считается главным орудием Неофита.

Если Магическая Чаша — это небесная пища Мага, то Магический Пантакль — это его пища земная. <…>

Само слово «Пантакль» подразумевает образ Всего Сущего, «omne in parvo»; однако это достигается лишь через магическое преображение Пантакля. <…> то, что было лишь куском обычного хлеба, станет Телом Господним!

Жезл — это Воля человека, его мудрость, его слово; Чаша — его понимание, сосуд благодати; Меч — его разум; а Пантакль — не что иное, как его тело, храм Святого Духа.

В «Liber A» приводятся следующие указания по изготовлению Пентакля:

Следует взять чистый воск или пластину из золота, позолоченного серебра или electrum magicum. Диаметр ее должен составлять восемь дюймов, толщина же — полдюйма (около 1,3 см).

Пусть Неофит в меру своего понимания и вдохновения измыслит Символ, олицетворяющий Вселенную.

Пусть предъявит этот Символ для одобрения своему наставнику-Ревнителю.

С одобрения Ревнителя пусть выгравирует Символ на пластине собственной рукой и орудием.

Завершив этот труд, пусть Неофит освятит Пантакль как умеет и хранит его завернутым в изумрудно-зеленый шелк.

На каждой из пяти степеней от Неофита до Владыки Предела включительно изготавливается одно из пяти элементальных магических орудий: Пентакль, Кинжал, Чаша, Жезл и Светильник. Кроме того, на каждом этапе магу предписывается действовать «в меру своего понимания и вдохновения», то есть опираясь на свою интуицию и разум:  Нешама и Руах должны гармонично сотрудничать друг с другом. В результате магическое орудие становится своего рода синтезом личных представлений о вселенной, сложившихся у мага на данном этапе развития. Для Неофита магический Пантакль — это «Символ, олицетворяющий Вселенную». Рисунок для Пантакля должен быть заранее одобрен наставником-Ревнителем.

Эти пять магических орудий представляют собой нечто большее, чем может показаться на первый взгляд. Изготовление магического Пентакля — это не просто создание физического орудия, но еще и непрерывный внутренний процесс настройки на стихию Землю и усвоения этой стихии. Глубинный смысл различный магических орудий подробно истолкован в части II «Книги Четыре», и мы рекомендуем каждому ученику внимательно изучать соответствующие главы.

Поскольку внутреннее «изготовление Пентакля» продолжается на степени Неофита непрерывно, первый материальный «Символ, олицетворяющий Вселенную», зачастую оказывается не последним. Кроме того, может случиться так, что Ревнитель отвергнет первый проект Неофита и предпишет проработать тему глубже. Обычно так происходит в случаях, когда Неофит поначалу не вполне понимает, что именно должен символизировать Пентакль. Но, так или иначе, рисунок для изображения на Пентакле должен разрабатываться лично и без посторонней помощи. Ревнитель обязан лишь удостовериться, что его подопечный правильно понял и правильно исполнил задачу.

Еще один, дополнительный уровень значения, которое вкладывается в «изготовление Пентакля», отмечен в «Liber 185»:

Он должен всеми возможными способами укреплять свое тело, прислушиваясь к советам своего Ревнителя, ибо испытание, необходимое для продвижения на следующую ступень, будет нелегким.

Один из возможных способов церемониального освящения Пентакля приводится в «Магии в теории и на практике» (глава VIII, раздел III). Эта церемония основана на Формуле Неофита и потому ее обычно рекомендуют всем Неофитам. Но, как указано в «Liber A», окончательное решение о способе освящения Неофит должен принять сам, по собственному усмотрению.

Четыре Силы Сфинкса (Малкут и путь Тав)

«Он должен пройти четыре испытания, именуемые Силами Сфинкса» («Liber 185»).
«Экзамен по Четырем Силам Сфинкса. Практический.
Назначаются четыре испытания» («Liber 13»).

«Знать», «Желать», «Дерзать» и «Хранить Молчание» — таковы четыре традиционные максимы мага, и они же — Четыре Силы Сфинкса.

Эти Четыре Силы соответствуют четырем стихиям. Нередко их обозначают символами керубических (фиксированных) знаков зодиака — Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея.

Таинственная символика Сфинкса как такового тоже ставится в соответствие сефире Малкут, особенно ввиду того, что Сфинкс — это зримый и символический синтез четырех стихий, которыми управляют упомянутые керубические формы.

Различные авторы распределяли Четыре Силы между стихиями по-разному. Сам Кроули тоже не ограничивался одним лишь вариантом соответствий. Но вопрос о точных соответствиях Четыре Сил Сфинкса и стихий выходит за рамки нашего исследования. Каждый Неофит может решить его для себя в индивидуальном порядке, в процессе самостоятельного постижения Четырех Сил Сфинкса и в ходе развития своей персональной символической системы и магической методологии. Найти рассуждения Кроули о Четырех Силах можно в книгах «De Lege Libellum» и «Liber Aleph»; обе они входят в список литературы, рекомендуемой Послушникам. Дополнительные сведения содержатся в одном орденском документе, который вручают Послушникам при посвящении. Еще одно толкование, отличное от перечисленных, содержится в «Liber 777» (столбец L). Кроме того, полезную информацию можно найти в «Магии в теории и на практике» (глава XXI, раздел V).

Важно отдавать себе отчет, что эти «силы» развиваются слоями по мере восхождения. «Овладеть» ими в полной мере невозможно. Связанные с ними задачи возникают на новых уровнях снова и снова во все более тонких формах. Поэтому их изображают как четыре боковые грани Пирамиды Посвящения. Эту Пирамиду строит сам маг, и вершина ее устремлена к звездам, но основание покоится на твердой земле: первый уровень сложен, так сказать, из кирпичей и известки. Без такого прочного и уравновешенного основания вся Пирамида рано или поздно обрушится. Чем выше мы поднимаемся, тем выше вероятность обрушения, и в психологическом и духовном плане это не менее верно, чем в архитектурном. Именно по этой причине в А.·.А.·. поощряется (и, более того, даже предписывается) постепенное, последовательное, уравновешенное продвижение по пути Великой Работы с опорой на прочное, надежное основание. Не случайно еще в «Liber Librae» Послушнику советовали:

…утвердись в равновесии сил, в центре Креста Стихий — того Креста, из центра которого родилось Творящее Слово на заре Вселенной.

Как указывается и в «Liber 185», и в «Liber 13», Неофит должен пройти четыре практических испытания, связанные с Четырьмя Силами Сфинкса. Эти испытания разрабатывает для него наставник-Ревнитель. Из неопубликованных инструкций Кроули нам известно, что Четыре Силы Сфинкса должны быть освоены «на материальном плане». Это согласуется с представлением о том, что по мере продвижения по степеням соискатель будет снова и снова сталкиваться с Четырьмя Силами во все более тонких проявлениях и проходить новые испытания. Упомянутые неопубликованные инструкции предоставляют Ревнителям, чтобы тем было легче разрабатывать испытания для своих подопечных. Включать этот документ сюда мы не станем, потому что Неофиту не годится знать заранее, что его ждет.

Четверо керубим из видения пророка Иезикииля служат символической основой для так называемых Четырех Сил Сфинкса. На этом рисунке Элифаса Леви они изображены как единое четырехглавое создание, и это правильно, поскольку Силы Сфинкса суть четыре различных способности одного живого существа.

Освоение астрального плана (путь Тав)

«Неофит <…> должен полностью освоить работу на астральном плане» («Звезда видна»).
«Кроме того, его будут испытывать на способность путешествовать при помощи духовного зрения» («Liber 185»).
«т. Формирование Тела Света. Liber O» («Liber Viarum Viae»)

Магическая практика, открывающая для обученного Неофита прямую дорогу на степень Ревнителя, определяется как «освоение астрального плана». Посвященных 1°=10° А.·.А.·., так же как и посвященных 1°=10° старого Герметического ордена Золотой Зари, символически призывали: «Приготовься вступить в область Беспредельного».

Требование «полностью освоить работу на астральном плане» — это, разумеется, гипербола, как и многие другие схожие предписания из эссе «Звезда видна». Полностью освоить астральные сферы так же невозможно, как и в совершенстве овладеть четырьмя силами Сфинкс (хотя по мере продвижения мастерство, несомненно, растет). Но, тем не менее, Неофит должен достичь достаточно высокого уровня и продемонстрировать, что способен получить на астральном плане достоверный и проверяемый опыт. В этом отношении основатели А.·.А.·. следовали принципам старого ордена. Достопочтеннейшие Братья D.D.C.F. и N.O.M.[12] отмечали в «Переходящем свитке №11»:

Прежнее название ясновидения, употребляющееся в наших старинных манускриптах, — «созерцание духовным зрением»; и стать таким «созерцателем» означало стать не просто ясновидцем, пассивно воспринимающим некие видения, не поддающиеся управлению и определению, а человеком, способным отыскать, распознать и постичь именно то, что он ищет.

Во многих официальных документах А.·.А.·. подчеркивается, что эта способность чрезвычайно важна. Одно из самых лаконичных ее описаний дается в 15-й главе «Книги Алеф», озаглавленной «De Via per Empyraeum» («О небесных странствиях»):

Что касается твоих Странствий в Теле Света, или так называемых Астральных Путешествий и Видений, то вот какую Мудрость вложи, о Сын мой, в Сердце свое. Созерцаешь ли ты и слышишь Вещи Подлинные и Правдивые или то всего лишь Призраки порожденные твоим Умом, — так или иначе, от этого Занятия есть величайшая Магическая Польза, а именно: поскольку Направление подобных Путешествий определяется как сознательной Волей, руководимой Разумом, так и Волей бессознательной, подвластной Истинному «Я» (ибо без Него Инвокация попросту невозможна), то здесь налицо Сотрудничество, или Союз, между Внутренним и Внешним «Я» и, таким образом, Свершение, по крайней мере частичное, Великой Работы.

Поэтому всякое Смятение или Страх в ходе подобных Упражнений — Ошибка поистине опасная, грозящая Одержимостью (то есть временным, а, быть может, даже и постоянным Расщеплением Личности, или Умопомешательством) и, следовательно, роковым и гибельным Поражением — Сдачей Души на милость Хоронзона.

Основные наставления по этой практике даются в разделах V—VI «Liber O». В той же книге поясняется, что вначале необходимо овладеть техниками, описанными в предыдущих разделах, и только затем — «приступать к опасным методам, изложенным в разделах V и VI».

* * *

Маг

От ужаса и тьмы храни меня, Всесильный,
Обереги меня от тени замогильной!
И я сойду во ад, отвагою одетый,
Чтоб духов зла смирить перед законом света.

О ночь, зачни в себе грядущий день лучистый!
О солнце, встань! Луна, сияй светло и чисто!
И я сойду во ад, отвагою одетый,
Чтоб духов зла смирить перед законом света.

Гримасы их страшны, уродливы личины,
Но волен я вернуть их к ангельскому чину,
Смотрю я им в лицо, отвагою одетый,
Чтоб духов зла смирить перед законом света.

Бледна чреда теней во мраке окаянном,
Но я их облеку утраченным сияньем:
Вступаю в бездну я, отвагою одетый,
Чтоб духов зла смирить перед законом света.

Стихотворение Алистера Кроули «Маг», впервые опубликованное в сборнике «Крылатый жук», по существу, представляет собой перевод одноименного произведения Элифаса Леви. Оно дает некоторое представление о том, с чем может столкнуться маг на астральном плане и как ему следует к этому относиться.

* * *

Методологии «астральных путешествий» посвящено немало книг, среди которых попадаются вполне достойные. Кроме того, Неофиту рекомендуется обращаться за личными наставлениями к своему Ревнителю. Но, в конечном счете, развивать навыки работы на астральном плане каждому придется самостоятельно.

Кроули совершенно справедливо рассматривал эту практику как основу всей магии и упоминал о ней в своих работах очень часто, хотя во многих случаях только вскользь. Но личный опыт — лучший учитель! Когда я только начинал учиться, один старший маг сказал мне: «Все что тебе нужно, сынок, — это научиться выходить из тела. Научиться летать. Научиться путешествовать. И тогда ты сам узнаешь все, что тебе нужно!»

В различные периоды и (по всей видимости) с различными учениками Кроули использовал разные методы для проверки этого навыка. Вот лишь несколько цитат из его сочинений, относящихся к способу экзаменовки и к самой технике работы на астральном плане:

Астральные путешествия: необходимо развивать астральное тело и, самое главное, стремиться к достижению «Познания и собеседования со Священным Ангелом-Хранителем»[13].

Первый шаг — отделение (как мы для удобства называем этот процесс) астрального тела от физического. Продолжая экспериментировать, мы обнаружим, что астральное тело, в свою очередь, подразделяется на более плотные и более тонкие составляющие. Так мы осознаем существование того, что (опять же, для удобства) именуется в нашей системе «Священным Ангелом-Хранителем»[14]. И по мере того, как будут проясняться выводы, следующие из гипотезы о его существовании, станет понятно, что главная наша задача — установить непосредственное и тесное общение с этой сущностью.

Среди прочего, мы увидим, что исследуемые нами объекты содержат некоторые элементы, не поддающиеся анализу. И чтобы понять их, нужно подняться на более высокий план, с которого данный предмет станет доступен для рассмотрения целиком и полностью[15].

Самое важное для «ясновидящего» или «путешественника в тонком теле» — уметь находить дорогу к любому желаемому плану и действовать на нем как его повелитель.

Неофит AA должен выдержать строжайший экзамен на вла дение этим искусством, прежде чем будет допущен на степень Ревнителя[16].

Для проверки «Духовного Зрения» или способности к «Астральным Путешествиям» соискателю дают неизвестный и непонятный ему символ, и он должен истолковать его суть при помощи духовного зрения так же четко, как если бы прочитал его название и описание по книге[17].

Для проверки МАСТЕР ТЕРИОН обычно записывает имя Силы на карточке и прячет ее, затем тайно призывает эту Силу, отправляет Своего ученика на Астральный План и велит ему соотнести свое Видение с какой-либо Силой. После этого ученик получает карточку, на которой указана именно та Сила, которую он назвал[18].

Насколько мы можем судить по сохранившимся описаниям экзаменов, Кроули подвергал Неофитов своеобразному «последнему испытанию»: соискатель должен был исследовать на астральном плане клипот[19] зодиакального знака, в котором у него в гороскопе находилось Солнце, — иными словами, самые темные стороны своего характера. Стоит отметить, что за такую задачу нельзя браться легкомысленно и без должной подготвки. Нам известно лишь то, что Кроули ставил ее лишь перед теми, кого считал вполне подготовленным к экзамену для перехода на степень Ревнителя.

Испытание Нефеш

С пробуждением способностей к астральному восприятию и тех личных энергий, которые этому сопутствуют, связаны определенные испытания, по поводу которых Кроули счел нужным дать особые предостережения:

Утверждают даже, что всякому Неофиту Ордена А.·.А.·. является некий демон в обличье женщины, дабы сбить его с истинного пути; насколько нам известно, по меньшей мере девять братьев были таким образом исторгнуты из Ордена окончательно и бесповоротно[20].

Я был — и по сей день пребываю — в твердой уверенности, что <…> неофита почти всегда сталкивается с искушением женщиной[21].

Здесь, очевидно, требуются некоторые пояснения.

Во-первых, судя по нашему опыту и наблюдениям, эти предостережения следует принять всерьез.

Во-вторых, несмотря на сексистскую и гетеросексистскую формулировку, выбранную Кроули (и, возможно, связанную с тем, что ему доводилось наблюдать этот феномен только в жизни Неофитов-мужчин и только в такой форме), с аналогичным испытанием сталкиваются не только мужчины, но и женщины-Неофиты и, разумеется, не только гетеросексуалы.

В-третьих, демон, с которым в этой ситуации приходится сражаться Неофиту, — это демон внутренний. Но если Неофит откажется от внутренней битвы или проиграет ее, то  испытание проявится во внешней жизни — как результат проекции этого внутреннего демона на какого-нибудь знакомого человека.

«Liber HHH» и прорицание (пути Шин и Коф)

В «Liber 185» также указывается, что Неофит должен начать «изучать «Liber H» и осваивать какой-нибудь из общепринятых методов прорицания». Под «Liber H» здесь подразумевается «Liber 341», она же «Liber HHH».

Как мы увидим в последующих главах, эти два направления занятий соответствуют путям Шин и Коф. В более основательном виде они входят в программы обучения  Ревнителя (Шин, ш, «Liber HHH») и Практика (Коф, ж, прорицание). И это единственный случай во всей системе А.·.А.·., когда боковые пути начинают осваивать «заранее». Но никакой ошибки здесь нет: и работа с «Liber HHH», и изучение методов прорицания вполне совместимы с другими задачами, предписанными Неофиту.

В помощь Неофиту, начинающему осваивать прорицание, в список литературы для Неофита включены «Описание карт Таро» и «Liber Gaias: учебник по геомантии». Кроме того, некоторые руководства по прорицанию входят в список литературы для Послушника.

 ПЛАМЕННЫЙ МЕЧ
Один из древнейших символов Древа Жизни — Пламенный Меч, или Молния, — изображает одновременное проявление Единого Божества во всех десяти сефирот, то есть 1°=10°. Этот символ связан с одним из решающих эпизодов в церемонии посвящения Неофита.

Список литературы для Неофитов А.·.А.·.

Полный список литературы для Неофитов приведен в приложении D к этой книге. Как и в случае со списком книг для Послушников, мы перечислим здесь лишь избранные его пункты. Бóльшая часть материалов включена в этот перечень по очевидным причинам — как вспомогательная литература по вышеперечисленным темам.

«Liber Septem Regum Sanctorum» («Книга Семи Святых Царей») входит в список постольку, поскольку эта церемония может понадобиться Неофиту для некоторых Послушников, вверенных его попечению.

Очерк «Экстатическое воодушевление» полезен как пособие по церемониальной магии и астральному путешествию. Кроме того, он составляет теоретическое дополнение к медитациям, приведенным в «Liber HHH», и помогает подготовиться к переходу на степень Ревнителя. В этом очерке рассматриваются «три рода неистовства», о которых писал еще Генрих Корнелий Агриппа, или, иными словами, три способа «пробуждения Астрального Света», то есть активизации необходимой магической силы в душе мага. Способы эти описываются как таинства трех богов: Диониса, Афродиты и Аполлона, — то, что в одном поколении называли «вино, женщины и песни», а в другом — «секс, наркотики и рок-н-ролл». Иначе говоря, это три метода достижения экстатических состояний: при помощи опьянения, любви и ритма. Это большое искусство, требующее исключительно тонкого подхода: искреннее воодушевление необходимо для магической работы и, в сущности, составляет ее плоть и кровь, но магия — это еще и наука контроля и управления. Аскетизм — практика самодисциплины и тщательной тренировки, а не самоотречения. И пусть все это послужит Неофиту пищей для серьезных размышлений.

«Liber Os Abysmi vel Daath» («Книга Уст Бездны, или Книга Даат») предназначена, в первую очередь, для степени 7°=4°. Согласно описанию из «Программы А.·.А.·.», впервые опубликованной в «Эквиноксе», III.1, она представляет собой «наставление о чисто интеллектуальном способе вхождения в Бездну». Может показаться, что в списке литературы для Неофита этой книге не место, но основатели А.·.А.·. включили ее сюда не без причин. Некоторым Неофитам упрощенная разновидность практики, описанной в «Liber Os Abysmi», в сочетании с разделом I «Liber O» поможет сохранить равновесие и ясность мышления при прохождении пути Тав.

Кроме того, Неофиту настоятельно рекомендуются еще две книги, не включенные в официальный список литературы.

Во-первых, это «Магия в теории и на практике», почти полностью посвященная тем же предметам, которые предписано изучать Неофиту А.·.А.·. Особое внимание следует обратить на раздел II главы XI, где обсуждаются тонкости работы с телом света, на главу XVIII, в которой идет речь о ясновидении, теле света и прорицании, а также на раздел V главы XXI, где рассматриваются Четыре Силы Сфинкса и прочие вопросы, важные для Неофита. Да и в целом эта книга окажет Неофиту неоценимую помощь во всем, что касается церемониальной магии и искусства работы на астральном плане.

Кроме того, многие важные для Неофита темы (такие, как исследование астрального плана) затрагиваются в «Магии без слёз». В частности, письмо 59 полностью посвящено геомантии, а письмо 20 — смыслу и значению пентакля.

Переход на степень Ревнителя

Согласно «Liber 185», «каждый Неофит, который исполнил свою задачу к удовлетворению А.·.А.·.», может начинать готовиться к переходу на степень Ревнителя.

Пребывание на степени Неофита длится по меньшей мере восемь месяцев. В самом лучшем случае Неофита могут перевести на степень Ревнителя, «когда солнце войдет в знак, отстоящий на 240° от того, под которым он был принят в степень Неофита» («Liber 185»). За месяц до окончания срока пребывания на степени Неофита он должен предоставить своему наставнику-Ревнителю копию своего магического дневника и прочесть ему наизусть избранную главу из «Liber 7».

Когда Ревнитель назначит дату посвящения, Неофит должен будет полностью освободить себя от всех других занятий на четыре полных дня, считая от этой даты.

Перевод © Анна Блейз

© Thelema.RU

 


 

[1] По простой латинской каббале слово neophytus дает число 127. Такое же числовое значение имеют латинское слово mysterium («тайна») и выражение sapientia vera («истинная мудрость»), очень важные для большинства из тех, кто вступает на этот решающий уровень посвящения в мистериально-магическую традицию.

[2] «Исповедь Алистера Кроули», глава 60. Остальные цитаты из Кроули в этом разделе взяты из одного абзаца, предваряющего машинописную версию официального ритуала «Liber T’raa», «который вручается избранным служителям, доказавшим свою дееспособность». — Примеч. автора.

[3] Слово «T’raa», использованное в названии ритуала, обычно транскрибируют как «Throa» или «ThROA», хотя читается оно как «траа». — Примеч. автора.

[4] Это согласуется с указанием из «Liber 185» о том, что посвящение Неофита занимает «одну полную неделю».

[5] См. книгу Кроули «Джон Сент-Джон. Хроника магического затворничества Достопочтеннейшего Брата О\М\», впервые опубликованную в журнале «Эквинокс» №1 на весеннее равноденствие 1909 года, а в 1998 году переизданную Колледжем Телемы. — Примеч. автора.

[6] Полный текст «Z.2» см. в издании: Израэль Регарди. Полная система магии Золотой Зари. М.: Энигма, 2011. — Примеч. перев.

[7] На самом деле нет даже полной уверенности в том, что название «Liber Pyramidos» этому ритуалу дал сам Кроули. В его личном экземпляре ритуала это название отсутствует. Впервые, насколько нам известно, название «Liber Pyramidos» появилось в машинописной копии, которую Джейн Вульф (Сестра Эстай), по-видимому, сделала в период проживания в Телемском аббатстве в Чефалу (Сицилия) в 20-е годы XX века. Оригиналом для этой копии послужил экземпляр, написанный рукой Кроули и снабженный его рисунками, которые в копии были преобразованы в пояснительные ремарки. Все остальные известные нам экземпляры этого ритуала самопосвящения, содержащие название «Liber Pyramidos», представляют собой прямые или опосредованные копии машинописной версии Джейн Вульф. Во вторичной машинописной копии, снятой с так называемой «рукописи Коваля» и доставшейся нам от Брата E.A.O.A., название «Liber Pyramidos» отсутствует, а сам Брат E.A.O.A. в частной беседе подтвердил, что оригинальная «рукопись Коваля», к которой восходит эта копия, также не содержала упомянутого названия. Тем не менее, удобства ради мы поддержим традицию, закрепившуюся уже после смерти Кроули, и будем по-прежнему называть этот ритуал самопосвящения «Книгой Пирамиды», или «Liber Pyramidos. (Известно, что к концу 1913 года сам Кроули все же дал какому-то ритуалу заглавие «Liber Pyramidos», но более вероятно, что он попросту стал называть так исходную версию «Liber T’raa», а не свою личную формулу самопосвящения, которую маги нынешнего поколения именуют «Книгой Пирамиды».) — Примеч. автора.

[8] «Свод официальных наставлений А.·.А.·., опубликованных к настоящему времени» («Эквинокс», №10). — Примеч. автора.

[9] О секретности. На обложке единственной известной нам рукописной копии «Liber T’raa» помещена пометка «Не для публикации», а на первых страницах содержатся указания по проведению недельного магического затворничества, которые работают эффективнее, если соискатель не знает их заранее.

Кроме того, сам текст ритуала содержит информацию такого рода, которую соискателю не следует знать заранее, если он желает извлечь из посвятительной церемонии максимум пользы, — например, указания о том, как следует оценивать те или иные реакции соискателя в определенные моменты церемонии, чтобы удостовериться, что посвящение проходит должным образом. Всякий, кто ознакомится с этой рукописью, без труда поймет, что излишняя осведомленность соискателя попросту обессмыслит подобные встроенные испытания и проверочные моменты.

По этим причинам нас глубоко печалит тот факт, что находятся люди, считающие возможным публиковать или иным образом распространять «Liber T’raa» (пусть даже самым маленьким тиражом). Тем самым они отнимают у многих учеников возможность пройти полноценную церемонию Неофита.

Магические «тайны» могут храниться в секрете по разным причинам. В данном конкретном случае автор не возражал бы против публикации всех посвятительных церемоний А.·.А.·., если бы можно было гарантировать, что эти тексты не попадут в руки людям, намеревающимся вступить в наш орден. До людей посторонних нам в этом отношении дела нет: хранить свои ритуалы в секрете от «чужаков» мы не стремимся, и никакого вреда подобное «разоблачение» не причинит. Но на практике посторонние люди редко интересуются такими документами, тогда как по-настоящему глубоко и серьезно увлеченный ученик, проходящий Послушничество или подумывающий о вступлении в А.·.А.·., скорее всего, не упустит шанса изучить все орденские ритуалы, какие только попадут ему в руки. И, как ни печально, именно таким людям предварительное знакомство с церемонией посвящения причинит больше всего вреда — потому что именно такие люди могли бы извлечь больше всего пользы из «Ритуала 671» как уникального и неповторимого посвятительного процесса, если бы приступили к нему «с чистого листа».

Таким образом, мы охотно предоставим копии всех необходимых материалов всем законным и исторически легитимным ветвям А.·.А.·.. Мы с радостью вручим экземпляр «Liber T’raa» любому Ревнителю А.·.А.·., прошедшему подлинное посвящение, и с радостью сообщим Слово Неофита всякому, кто имеет право его узнать. Мы не сидим на орденских тайнах, как собака на сене.

Но мы осуждаем тех, кто на словах признает эффективность системы А.·.А.·., а на деле не стесняется обнародовать ритуалы ордена, не предназначенные для публикации. Разумеется, если кто-то считает, что «Liber T’raa» — это устаревший ритуал, вместо которого следует использовать «Liber Pyramidos», мы не вправе навязывать ему свое мнение, но и не считаем себя обязанными разделить его позицию. Однако здесь, в этой книге, мы обращаемся к подобным людям с публичной просьбой, которую не раз уже повторяли в частном порядке: уважайте, пожалуйста, тех, кто желает осваивать систему А.·.А.·. в том виде, в каком она была задумана ее основателями! Церемониям живого и действующего ордена не место на страницах печатных изданий! — Примеч. автора.

[10] Либер — древнеримский бог плодородия, позднее превратившийся в ипостась Вакха. В латыни его имя стало общеупотребительным синонимом слова «вино». Таким образом, название «Liber Liberi» указывает на экстатический характер данной книги. — Примеч. автора.

[11] «Fama Fraternitatis, или Откровение Братства Высокочтимого Ордена R.C».

[12] С.Л. Макгрегор Мазерс и У.У. Уэсткотт соответственно. — Примеч. автора.

[13] «Магия без слёз», письмо G.

[14] Это и есть то, что называют «Видением Адонаи» или «Видением Священного Ангела-Хранителя», — духовный опыт, не без веских причин соотносящийся с Малкут. Он достигается естественным путем на степени Неофита и служит первым намеком на то Познание и Собеседование, к которому стремится соискатель. — Примеч. автора.

[15] «Магия без слёз», письмо 83.

[16] «Магия в теории и на практике», глава XVIII.

[17] «Звезда видна».

[18] «Магия в теории и на практике», приложение III («Заметки к астральному атласу»).

[19] «Клипот» (тУПИЛж) в буквальном переводе означает «оболочки», «скорлупы» или, в общем виде, некие сброшенные верхние покровы. На практике этим термином обозначают выродившиеся, демонические проявления того или иного каббалистического принципа. Лучше всего, пожалуй, рассматривать их как некий атавистический «осадок», который следовало бы сбросить, но вместо этого он разросся и обрел собственную жизнь. В одном из документов R.R. et A.C. клипот описываются как «падшие Ограничения Вселенной; сброшенная кожа Пресмыкающегося Дракона».

[20] «De Nuptiis Secrertis Deorum cum Hominibus» («Liber 24»).

[21] «Исповедь Алистера Кроули».