Джеймс Эшелман.

 

Глава 2 (0°=0°)

Степень Послушника

Для Послушника Великая Работа заключается в том, чтобы «приобретать научные знания о природе и способностях своей личности». Таким образом, с самого начала сущность Великой Работы определяется как самопознание.

«Послушничество» — это испытательный период, позволяющий проверить, пригоден ли человек для работы в ордене. Английское слово Probationer («Послушник») происходит от латинского probatio — «испытание», а оно, в свою очередь, —  глагола probare, что значит «испытывать, проверять»[1]. Соответственно, в «Liber 185» Послушнику советуют помнить, «что звание Послушника — не пустой звук: Братья будут ИСПЫТЫВАТЬ его многими тайными способами, хоть ему о том будет неведомо».

Принятие в степень Послушника

В изначальной системе А.·.А.·. Послушником ордена мог стать любой, кто изъявит такое желание. Но поскольку слишком многие соискатели, принимавшиеся за Великую Работу, оказывались неподготовленными, в 1912 году Вожди ордена учредили «степень» Ученика, описанную в предыдущей главе. В итоге выработалось правило, сформулированное в «Книге Четыре» так:

По истечении трех месяцев Ученик сдает экзамен <…>, и если его знания будут сочтены удовлетворительными, он может стать Послушником…

Принятие в степень Послушника (0°=0°) осуществляет посвященный, имеющий степень не ниже Неофита (1°=10°). Неофит, в свою очередь, несет ответственность перед своим наставником-Ревнителем (2°=9°). Тот же принцип последовательной субординации  распространяется на все остальные степени.

Церемония принятия, как правило, проста, но влияние ее на жизнь соискателя может быть колоссальным. Приводить здесь полное описание церемонии нет нужды, так как любой Неофит, уполномоченный принимать в орден Послушников, прекрасно знает сам, что от него потребуется. Задачи соискателя, желающего стать Послушником, перечислены в «Liber 185»:

Соискатель, стремящийся вступить в А.·.А.·. , должен прослушать лекцию («Liber LXI») и это описание своих обязанностей [раздел «Задача Послушника» из «Liber 185»]; если на то будет его воля, то пусть затем приобретет мантию Послушника; пусть выберет себе девиз, обдуманный глубоко и предельно серьезно. В знак приема в Послушники он получит свою мантию, подпишет предоставленную форму и повторит нижеприведенную клятву, а также получит первый том Книги.

«Книга»

«Первый том Книги» включает в себя «Liber 61» (она же «Liber Causae» — «Книга Причин») и «Liber 65» (она же «Liber Cordis Cincti Serpente» — «Книга Сердца, обвитого Змеем»). Первоначально «Книга» была опубликована в трех небольших белых томиках, которые вручали, соответственно, Послушнику, Неофиту и Ревнителю. Основную часть этого трехтомника составляли «Священные книги» Телемы (величественные и поэтичные тексты, «продиктованные свыше»), отрывки из которых соискателю предстояло заучивать наизусть на различных стадиях своего продвижения. Кроме того, в трехтомник входила «Liber 61», или «Книга Причин» (единственный во всем издании текст, не причисленный к «священным книгам») — вводная лекция по истории А.·.А.·., разъясняющая орденскую систему и игравшая важную роль в переходе Ученика на степень Послушника.

В наши дни не имеет смысла вручать соискателю маленькие книжечки, в которых эти тексты опубликованы по отдельности: лучше сразу приобрести полное издание «Священных книг Телемы» («Эквинокс», т. III, №9)[2]. Две необходимые Послушнику книги — «Liber 61» и «Liber 65» — опубликованы и в так называемом «Синем Эквиноксе» («Эквинокс», т. III, №1).

«КНИГА»

В соответствии с указаниями «Liber 185», каждый Послушник получает «первый том Книги» под названием «QELHMA», в который входят «Liber Causae» (вводная лекция и лекция по истории А.·.А.·.) и «Liber 65» («Книга Сердца, обвитого Змеем»). На левой странице разворота (первой странице «Liber 65») перечислены руководители Ордена, с одобрения которых был опубликован этот текст. D.D.S. и V.N. — это Дж.С. Джонс, O.M., O.S.V. и P. — Алистер Кроули, а P.A. — Дж.Ф.Ч. Фуллер.

На следующей иллюстрации приведена последняя страница из первого тома трехтомника «QELHMA», ныне ставшего библиографической редкостью. Этот экземпляр принадлежал Сестре Мераль, которая получила его от своей наставницы, Сестры Эстай (Джейн Вулф), при вступлении в степень Послушника.

Мантия

Мантия Послушника — это белая мантия без капюшона, выкроенная по форме греческой буквы Тау и отделанная золотой тесьмой по подолу, обрезу рукавов и вороту. На груди мантии нашита алая пентаграмма, на спине — гексаграмма, состоящая из двух переплетенных треугольников (синего — вершиной вниз, и красного — вершиной вверх) с золотой греческой буквой Тау в центре. Иными словами, мантия Послушника согласуется с Малым ритуалом пентаграммы старого образца, в котором утверждается: «Передо мною пламенеет пентаграмма, а позади меня сияет Звезда о шести лучах».

Но особенно важно то, что эта мантия, которой должен обзавестись каждый Послушник, полностью аналогична мантии Младшего Адепта! Здесь заключена глубокая символика: цель всей работы в А.·.А.·. с самого начала остается единой и неизменной, и лучше всего эта цель отражена в задаче Младшего Адепта: достичь Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем.

«Имя устремления»

Общеизвестно, что многие маги принимают особое «магическое имя» или «девиз», чтобы провести тем самым границу между своей магической и мирской, или гражданской, личностью. Такие «магические имена» могут служить различным целям в зависимости от ситуации или контекста.

«Магическое имя» или «девиз», которое выбирает для себя Послушник, обычно называют «именем устремления». Имя такого рода заявляет о духовных устремлениях соискателя —настолько точно, насколько это возможно в самом начале пути. Обычно маги берут себе имена на древнееврейском, греческом или латинском языке, но иногда и на своем родном. Никаких жестких правил здесь нет.

В «Книге Четыре» (часть II, глава 6) Брат Perdurabo отмечает:

Слово должно выражать Волю; поэтому Мистическое Имя Послушника — это выражение его наивысшей Воли.

Разумеется, лишь немногие из Послушников понимают себя в достаточной мере, чтобы суметь сформулировать для себя эту Волю; поэтому по истечении срока послушничества они выбирают новое имя[3].

Обзор работы Послушника

Любая попытка конкретизировать задачи Послушника по определению обречена на провал[4]. Это связано с тем, что каждый соискатель приходит в А.·.А.·. со своей особой историей, со своими особыми способностями и интересами, со своими преимуществами и недостатками, со своей особой кармой. Главная цель послушничества для соискателя — исследовать как можно более обширный и разнообразный материал и найти самые подходящие для себя методы и стиль работы. Не будем забывать, что Великая Работа Послушника — «приобретать научные знания о природе и способностях своей личности». От Послушника ожидают, что он будет усердно трудиться (и ему действительно предстоит много работы!), но его наставник-Неофит не должен вмешиваться в этот процесс.

Ввиду этого задачи Послушника лучше всего описывать в общих выражениях, и мы ограничимся здесь несколькими простыми правилами. В эссе «Звезда видна» утверждается, что «основная задача» Послушника — «начать освоение тех или иных практик по своему усмотрению и тщательно описывать эту работу в дневнике на протяжении одного года».

Один год — это минимальный срок послушничества. Через шесть месяцев после начала работы отдельных Послушников допускают к участию в особой церемонии, известной как «Ритуал 28» или «Liber Septem Regnum Sanctorum» («Книга семи святых царей»). Содержание этой церемонии не обсуждается ни открыто, ни в беседах с соискателем, готовящимся ее пройти, — и на то есть свои причины. Кроме того, церемония эта подходит не для всех соискателей. Неофитам А.·.А.·. сообщают четкие критерии, по которым можно определить, кому из Послушников «Ритуал 28» действительно пойдет на пользу.

За работой Послушника наблюдает Неофит, способный подавать ему советы на основе собственного опыта. Но общий характер и направление своей работы Послушник должен выбирать самостоятельно.

Послушнику предоставляют обширный список литературы для изучения. Этот список приводится в приложении D к настоящей книге, и мы еще обсудим его подробнее. В него входят все публикации А.·.А.·. класса В.

Благодаря этому курсу литературы у Послушника сложится основательное общее представление о системе Достижения и о практиках, служащих этой цели, так что он сможет самостоятельно выбрать, с чего начать свой путь. Этот выбор Наставники А.·.А.·. неизменно препоручают Свободной Воле Послушника; подавать ему советы и делать замечания Они начинают лишь после того, как он предоставит им свой Магический Дневник, подготовленный именно для того, чтобы получить от Них необходимые указания[5].

Послушник может выбрать любые практики по своему усмотрению, однако к нему предъявляется обязательное требование: вести точные записи, чтобы сам он мог выявлять причинно-следственные связи в своей работе, а наставник мог судить о его продвижении и руководить его обучением[6].

Всё это, однако, не освобождает Послушника от обязанности ознакомиться со всеми материалами, включенными в список. Во-первых, чтобы понять, пригодится ли та или иная практика для нашей Великой Работы, мы должны опробовать ее в деле. А во-вторых (и это не менее важно!), следует понимать, что Послушник в конце концов перейдет на степень Неофита и станет наставником для следующего поколения Послушников. Он должен быть готов ответить на любые их вопросы, а для этого весь рекомендованный материал необходимо изучить досконально. Таким образом, в А.·.А.·. соискателя с самого начала готовят не только к личному продвижению, но и к обучению тех, кто придет следом.

Одно из немногих конкретных требований к Послушнику заключается в том, что он должен выучить наизусть одну из пяти глав «Liber 65» («Liber Cordis Cincti Seprente», то есть «Книги Сердца, обвитого Змеем»), повествующей об отношениях между соискателем и его Священным Ангелом-Хранителем. Не будет преувеличением сказать, что это одна из самых прекрасных волнующих мистических книг за всю историю человечества. «Liber 65» состоит из пяти глав, соответствующих пяти стихиям: Земле, Воздуху, Воде, Огню и Духу.

Кроме того, Послушник «должен исполнять любые задания, какие А.·.А.·. сочтет нужным ему поручить». Но, как правило, Неофит-наставник не ставит перед Послушником никаких конкретных задач. Те задания, которые даются Послушнику, носят (за редчайшими исключениями) характер житейских испытаний. (Подробнее об этом будет сказано ниже.)

Часто утверждают, что членство в А.·.А.·. — тайное и рассказывать о нем запрещается. Но это совершенно неверно. Разумеется, бывают такие жизненные обстоятельства, которые требуют скрытности. Кроме того, многие люди по понятным причинам не спешат рассказывать всем и каждому о том, что считают глубоко личным и священным. Но орденское «правило» на этот счет, сформулированное в «Liber 185»  гласит недвусмысленно и прямо:

Он должен повсюду открыто объявлять о своей связи с А.·.А.·. и рассказывать об ордене и его принципах (пусть даже то немногое, что ему покамест понятно), ибо таинственность — враг истины.

Это предписание повторяется для всех степеней Внешней коллегии (G.·.D.·.).

И, наконец, Послушник

…должен блюсти себя в чистоте и относиться к своему телу почтительно, ибо посвятительное испытание будет нелегким. Особенно это важно на протяжении последних двух месяцев послушничества.

    

Мантия Послушника — белая, с золотой тесьмой по подолу, обрезу рукавов и вороту. Спереди на ней нашита красная пентаграмма, сзади — гексаграмма. Младший Адепт (5°=6°) носит точно такую же мантию.

На этих фотографиях, снятых в 1910 году в Лондоне, запечатлены сцены из «Элевсинских мистерий», поставленных Алистером Кроули (с помощью других членов А.·.А.·. и сотрудников редакции «Эквинокса»): слева — из «Мистерии Сатурна», справа — из «Мистерии Луны»).

Путешествие Послушника  

О степени Послушника Алистер Кроули писал больше и подробнее, чем о любой другой из степеней А.·.А.·.. И лучшее, что мы можем сделать, — это привести соответствующие цитаты из его работ. В книге «Восемь лекций по йоге» (VIII. 22—25) Кроули рассказал о том, как разрабатывалась программа занятий для начальных степеней А.·.А.·.:

Передо мной <…> стоит задача разработать достаточно гибкий метод занятий, который подошел бы каждому человеку без исключения. Я пытался добиться этого, соединив оба пути — магию и йогу. Если каждый из нас, сообразно своим возможностям, будет выполнять подготовительные упражнения, то в результате он несомненно наработает определенный навык. И со временем, по мере продвижения, это будет даваться все легче и легче, особенно если мы твердо запомним, что эти два пути не следует жестко разграничивать, как если бы они принадлежали двум противоборствующим школам, — наоборот, при необходимости следует использовать их как подспорье друг для друга. <…>

Предполагается, что вы потратите по меньшей мере три месяца [срок подготовки Ученика А.·.А.·.] на изучение некоторых классических работ по теме. Главное назначение этого курса — не столько научить вас чему-то всерьез, сколько познакомить вас с азами и, среди прочего, не дать вам утвердиться в представлении, будто бы в области личных мнений кто-то может быть прав или неправ. Затем вы сдаете экзамен, на котором должны продемонстрировать, что твердо усвоили прочитанный материал, после чего вы становитесь Послушником. Предполагается, что в ходе изучения рекомендованной литературы вы к этому моменту уже поняли, в каких областях вам будет легче всего добиться успеха.

Соответственно, вы выбираете для себя практики, которые лично вам кажутся многообещающими, и занимаетесь ими, аккуратно записывая в дневник все, что вы  делаете, и каких результатов достигаете. Через одиннадцать месяцев вы сдаете дневник своему наставнику; его обязанность — исправить ваши ошибки и, самое главное, поощрить дальнейшую работу в тех направлениях, в которых вы, по вашему мнению, не преуспели.

Последнее очень важно по той причине, что именно с этим связана одна из самых распространенных проблем: человек, прекрасно справлявшийся со своей работой, бросает ее из-за того, что Природа оказывается на поверку совсем не такой, как он думал раньше. Но в действительности это — самый лучший критерий подлинности любого опыта.

Основные наставления по упомянутым двум путям — магии и йоге — содержатся в документах классах В, озаглавленных, соответственно, «Liber O vel Manus et Sagittae» («Книга Руки и Стрелы») и «Liber E vel Exercitiorum» («Книга упражнений»). Эти две книги инструкций дают гарантию от ошибок на пути магической практики и служат основой всей системы научного иллюминизма А.·.А.·.. Важность этих работ Достопочтеннейший Брат О.М. подчеркивает в предисловии к «Эквиноксу», I.7 (март 1912 года). Все «основополагающие практики», о которых идет речь в следующей цитате, описаны в «Liber O» и «Liber E»:

Я уполномочен заявить, что на степень Неофита будет допущен лишь тот, кто за год работы [на степени Послушника] добьется заметных успехов в основополагающих практиках: в асане, пранаяме, облечении божественными образами, вибрировании божественных имен, ритуалах изгнания и призывания, а также в упражнениях, описанных в разделах 5 и 6 «Liber O». Несмотря на то, что экзаменов по всем этим практикам он не сдает, освоить их хотя бы на начальном уровне необходимо, чтобы в дальнейшем Неофит мог оказывать осмысленную помощь своим подопечным.

О процессе становления Послушника Кроули писал и в других своих книгах:

Заявляя о своей принадлежности к А.·.А.·. в церемониальном контексте, человек открывает для себя возможности всего Ордена в целом. Он обретает способность вершить свою истинную волю в полной мере и безо всяких помех. Он вступает в такую сферу, где любое постороннее вмешательство нейтрализуется мгновенно и напрямую. Отныне он пожинает плоды всех своих действий безотлагательно. Объясняется это тем, что он переходит в некий, если можно так выразиться, текучий и подвижный мир, в котором любое напряжение тотчас же компенсируется автоматически <…>

Тот, кто поступает дурно, он терпит наказание, но не по приговору Вождей Ордена, а в ходе естественного развития событий. И я бы даже не стал утверждать, что эти события подстроены Тайными Вождями[7].

…Подписать Клятву Послушника — все равно что разворошить осиное гнездо.

Достаточно лишь четко заявить о своем осознанном устремлении, и враг уже тут как тут.

Кажется, что выдержать этот чудовищный год послушничества — просто не в человеческих силах. И это при том, что от соискателя не требуется ничего сложного — фактически, почти ничего вообще. Однако же, по опыту, впечатление такое, что человека оторвали от родного очага и бросили посреди штормовой Атлантики. На самом деле, не исключено, что задача оказывается сложной именно в силу своей крайней простоты.

Послушник должен держаться за свое устремление, подтверждая его вновь и вновь, пусть даже из последних сил.

Возможно, он уже почти потерял его из виду; возможно, оно лишилось для него всякого смысла; возможно, он повторяет его чисто механически, носясь по воле ветра и волн.

Но если он все-таки его удержит, испытание будет пройдено.

И как только оно будет пройдено, послушник вновь увидит все в настоящем свете; он поймет, что все, казавшееся столь реальным, было лишь иллюзией, и укрепится перед лицом новых испытаний, ожидающих его впереди.

Но, воистину, горе тому, у кого не достанет выдержки! Сколько бы он ни твердил: «Мне не нравится Атлантика, хочу домой», — это ему не поможет.

Для того, кто сделал хоть один шаг на пути, назад возврата нет. <…> Оговорка, гласящая, что Послушник при желании может отречься от своей клятвы[8], в действительности предназначена лишь для тех, кто клянется чисто формально[9].

Вышестоящие попросили меня сказать несколько слов о подобающих отношениях между Неофитом и его подопечными-Послушниками. Несмотря на то, что Неофит клянется  «ревностно служить Послушникам», над которыми он поставлен, он вовсе не обязан непрерывно бить в барабан у них над ухом, чтобы они не расслаблялись. У него есть свои дела — очень серьезные и важные; и нельзя ожидать, что все свое время он будет тратить на шитье шелковых кошельков из свиных ушей. От него не требуется ставить перед Послушниками какие-либо определенные задачи, да у него и нет на это права. Послушника ведь не случайно предоставляют самому себе: послушничество, главным образом, для того и нужно, чтобы вышестоящие смогли понять природу того сырья, которое являет собой новичок. Обязанность Послушника — выполнять упражнения, рекомендованные в учебниках, и записывать результаты, чтобы затем получить отзыв о своей работе. И только в случае каких-либо затруднений или при столкновении с каким-нибудь непредвиденным результатом ему следует обращаться к своему наставнику-Неофиту. Кроме того, Послушник не должен забывать, что от него ожидают достаточно серьезного знакомства со всеми предписанными практиками, хотя для регулярной работы он волен выбирать любые из них. Теоретических знаний здесь недостаточно: необходим личный опыт, потому что без опыта Послушник не сможет помогать своим подопечным, когда сам станет Неофитом. Важно, чтобы он был вооружен по всем статьям <…>

Но не надо воображать, что вышестоящие будут заставлять Послушников трудиться. Если человек сам по себе не способен к усердному труду, то его, конечно, можно подтолкнуть; но как только давление ослабнет, он снова остановится и откатится назад, — а между тем А.·.А.·. не ставит перед собой других задач, кроме как помогать членам Ордена обрести свободу и независимость. Все наставления вручаются каждому без утайки; но извлечь из этих наставлений всю возможную пользу — личное дело каждого[10].

Напоминаем Послушникам, что Послушничество и Испытания служат одной-единственной цели, а именно, отбору Адептов. Но избранный метод преследует двойную цель: 1) закалить пригодных; 2) отсеять непригодных[11].

Тогда я был уверен, как уверен и сейчас, что послушнику А.·.А.·. почти всегда предлагается возможность предать Орден…[12]

Канцлер А.·.А.·. не одобряет попытки Послушников работать совместно. Послушник должен работать либо со своим наставником-Неофитом, либо самостоятельно. Нарушение этого правила может воспрепятствовать продвижению[13].

Последняя цитата требует пояснений. Изложенное здесь правило распространяется на всю систему А.·.А.·.: посвященные одной и той же степени не должны работать вместе, иначе они почти наверняка будут путать друг друга и сбиваться с собственного пути под чужим влиянием. Но это не значит, что руководители Ордена отказывают нарушителям в продвижении по степеням. Речь идет об истинном продвижении, препятствием к которому почти всегда становится «совместная работа» как таковая.

В завершение приведем еще две цитаты из Кроули об отношениях между Послушником и его наставником-Неофитом:

В А.·.А.·. учитель — это, если можно так выразиться, спарринг-партнер ученика. Его задача — выявлять предрассудки, страхи и другие проявления ограничивающих склонностей, наблюдая за инстинктивными реакциями ученика на то или иное распоряжение. Открывая для себя свои слабости, ученик начинает уничтожать их, анализируя каждую примерно так, как недавно предложил Фрейд <…>, и подчинять их себе, последовательно игнорируя помехи с их стороны, пока это не войдет в привычку. Если наставник хоть немного понимает в психологии, ему с лихвой достанет трех месяцев, чтобы привить среднестатистическому новичку превосходный самоконтроль[14].

Навязывать Послушнику какие бы то ни было правила — это чистая самонадеянность со стороны Неофита. Во-первых, Неофит попросту не может знать, что на самом деле нужно Послушнику, ибо еще не читал его дневников; во-вторых, задача Послушника — изучать свою собственную природу, а не следовать какому-либо предписанному извне пути. Третье возражение против подобного подхода заключается в том, что, облачив Послушника в подобный корсет, мы рискуем пропустить в Неофиты — к вящему позору всего Ордена — совершенно бесхребетную личность, ибо выдержать год Послушничества с посторонней помощью никому не составит труда. Впрочем, это возражение — сугубо теоретическое, поскольку за Посвящениями надзирает Третий орден и тем самым возможность Ошибок исключается[15].

«КЛЯТВА ПОСЛУШНИКА» СЕСТРЫ ЭСТАЙ

11 июня 1921 года Алистер Кроули утвердил «Клятву Послушника» Джейн Вулф, подписавшись не как Неофит, а как Маг (9°=2°) А.·.А.·. со следующим пояснением: «Изменения внесены в соответствии с официальными правилами, касающимися обитателей Аббатства “Телема”». С тех пор прошло уже почти 80 лет, так что восковые печати, скреплявшие документ, растрескались и отклеились. Впрочем, фрагменты двух печатей уцелели, а еще в двух местах на бумаге сохранились цветные следы от воска — багряного и темно-фиолетового. Цвета печатей соответствовали цветам четырех сефирот — Бины, Хесед, Гебуры и Тиферет — по так называемой цветовой шкале Короля.

Список литературы для Послушников А.·.А.·. 

К учебным материалам для степени Послушника относятся все документы А.·.А.·. класса В. Документы класса В обычно содержат теоретическую информацию и практические рекомендации. Таким образом, в программу чтения Послушника включены почти все основные наставления по практикам, предписанным для остальных степеней Внешней коллегии — от 1°=10° до 4°=7°. Кроме того, в перечень учебных материалов входит несколько документов, предназначенных специально для Послушников.

Полный список литературы для этой степени, как и для всех остальных, приводится в приложении к настоящей работе. Здесь мы обсудим лишь несколько книг из этого списка.

Как отмечалось выше, «Liber O» и «Liber E» — это основание всей системы А.·.А.·.. Они занимают центральное место в программах подготовки для степеней 1°=10° и 2°=9° соответственно, однако не теряют своего значения и на более высоких степенях. Послушнику ни в коем случае не следует пренебрегать этими книгами наставлений или недооценивать их.

В список литературы для Послушников включено несколько документов класса А — так называемых «Священных книг Телемы». «Книга Закона» в буквальном смысле воплощает в себе духовную движущую силу всего учения Телемы и входит в программу всех степеней Ордена. Кроме нее и «Liber 65», Послушникам особо рекомендуются «Liber Porta Lucis», «Liber Tzaddi» и «Liber A’ash». Но мы бы посоветовали Послушнику ознакомиться по мере возможности со всеми документами класса А, опубликованными в сборнике «Святые книги Телемы».

Четыре документа А.·.А.·. класса В считаются также официальными наставлениями телемического братства, известного как Ordo Templi Orientis, или Орден Восточных Тамплиеров (О.Т.О.). Три из них представляют собой тайные наставления к седьмой, восьмой и девятой степеням О.Т.О. В связи с этим возникает проблема: от Послушника требуется изучить все документы класса В, но если его наставник-Неофит состоит или когда-либо состоял в О.Т.О., он не имеет права вручить кому-либо эти три документа, не нарушив серьезных и торжественных клятв. Однако Послушник может без особых усилий отыскать эти тексты сам: они неоднократно публиковались пиратским образом. И если он найдет и изучит эти три документа самостоятельно, то уже свободно сможет обсудить их со своим наставником, опираясь на собственное независимое понимание, — и, как правило, этого оказывается вполне достаточно[16].

Что касается руководств по прорицанию, то «Liber 78» остается прекрасным справочником по традиционной системе Таро, хотя «Книга Тота» и превосходит ее во многих отношениях. «Liber Gaias», содержащая наставления по геомантии, неполна и, как утверждают, содержит некоторые неточности (допущенные преднамеренно в целях сокрытия информации от непосвященных). Превосходной заменой этой книге послужит «Практическое руководство по геомантическому прорицанию» Израэля Регарди.

Кроме того, в список для Послушников входят три «китайские» работы: «Цин цзин цзин» (короткая и совершенно замечательная поэма о йоге) и выполненные Кроули переводы трактатов «Дао дэ цзин» и «И цзин». 

Несколько документов класса В рекомендованы исключительно для степени Послушника. Это «Голос безмолвия: два пути и семеро врат» Блаватской (с комментариями Достопочтеннейшего Брата О.М.), «Liber Aleph. Книга мудрости или безумия», «Сердце Мастера», «Шаг за шагом — к истине», «Мастер Храма», «Liber Artemis Iota vel De Coitu Scholia Trivia»; «Парижская работа»  и «Греческая каббала» (последняя должна входить еще и в программу степени Практика, но так и не была включена в нее официально).

И, наконец, следует упомянуть несколько работ, не относящихся к классу В, но входящих исключительно в перечень литературы для Послушников: «Рассказ об А.·.А.·.»; «Liber Resh vel Helios», в которой описаны поклонения Солнцу; краткий, но замечательный манифест под названием «Послание Мастера Териона»; «Liber CL vel ЛОН. Сандалия. De Lege Libellum»; «Хабс ам Пехт» и «Закон свободы». Кроме того, Послушнику следовало бы рекомендовать все четыре части «Книги Четыре», но они содержат столько разнообразных материалов, что с успехом служат учебными руководствами для всех степеней.

Переход на степень Неофита

Продвижение по степеням А.·.А.·. на каждом этапе определяется фактическими успехами, или, иначе говоря, реальными достижениями. Чтобы перейти на следующую степень, нужно не просто выждать положенное количество время, но и выполнить задачу своей нынешней степени. Согласно «Liber 185», «каждый Послушник, который исполнил свою задачу к удовлетворению А.·.А.·.», может начинать готовиться к переходу на степень Неофита.

Послушничество в А.·.А.·. длится по меньшей мере год. В самом лучшем случае Послушника могут перевести на степень Неофита, «когда солнце снова войдет в тот знак, под которым [он] был принят [в Орден]» («Liber 185»). За месяц до окончания послушничества (то есть не ранее, чем через одиннадцать месяцев после приема в Орден) он должен предоставить своему наставнику-Неофиту копию своего рабочего дневника и прочесть ему наизусть избранную главу из «Liber 65».

Когда Неофит назначит дату посвящения, Послушник должен будет полностью освободить от всех других занятий одну неделю, считая от этой даты: именно столько длится процесс посвящения в степень Неофита.

 

Перевод © Анна Блейз

© Thelema.RU

 


 

[1] Про простой латинской каббале числовое значение слова probatio — 86, а probare — 67. Чтобы получить дополнительные указания на сущность и цель послушничества, эти числа можно исследовать с помощью латинской и еврейской гематрии. — Примеч. автора.

[2] В рус. пер. см издание: Алистер Кроули. Святые книги Телемы. М.: Ганга, Телема, 2010.

[3] См. следующую главу, в которой пойдет речь о степени Неофита. — Примеч. автора.

[4] Задача степени Неофита тоже плохо поддается конкретизации, и только на последующих степенях к посвященным уже предъявляются более определенные требования. Причина тому — сложная и разнородная природа Первоматерии, то есть соискателя, только-только приступающего к работе. — Примеч. автора.

[5] «Учебная программа А.·.А.·.» («Эквинокс», т. III, №1). — Примеч. автора.

[6] «Книга Четыре», часть II. — Примеч. автора.

[7] Алистер Кроули, «Исповедь», глава 68.

[8] «Он имеет право в любой момент разорвать свою связь с А.·.А.·., просто уведомив Неофита, который ввел его в орден» («Liber 185»). — Примеч. автора.

[9] «Книга Четыре», часть II, глава 6. — Примеч. автора.

[10] Редакторское предисловие к «Эквиноксу», I.7. — Примеч. автора.

[11] Объявление Канцлера А.·.А.·., перепечатывавшееся во многих номерах «Эквинокса». — Примеч. автора.

[12] Алистер Кроули, «Исповедь», глава 68.

[13] Объявление Канцлера А.·.А.·., перепечатывавшееся во многих номерах «Эквинокса». — Примеч. автора.

[14] Алистер Кроули, «Исповедь», глава 68.

[15] Примечание Достопочтеннейшего Брата О.М. к «Liber 165. Мастер Храма». — Примеч. автора.

[16] Поскольку мы не вправе требовать от Послушника сдачи экзамена по тем наставлениям, получить которые он не может, упомянутые три документа не входят в список литературы для Послушника, приведенный в приложении D, хотя и присутствуют в общем перечне документов класса В (приложение Е). Вопрос о том, насколько необходимы эти конкретные тексты для подготовки Послушника, да и вообще для любого человека, кроме посвященных О.Т.О. высоких степеней, остается открытым; но, разумеется, решать его за других мы не можем: ответить на него может только сам Послушник. Ввиду этого обстоятельства, а также в связи с четко сформулированным требованием, согласно которому каждый Послушник должен изучить все документы класса В, мы считаем, что умалчивать вовсе об этих трех наставлениях было бы нечестно и недостойно — при всем уважении к чувствам тех (и, в том числе, тех из нас), кто поклялся не разглашать их содержание. — Примеч. автора.