Джеймс Эшелман.

 

Глава 10 (6°=5°)

Степень Старшего Адепта

На степени Старшего Адепта те способности и дары, которые обрел Младший Адепт, раскрываются и расцветают в полной мере. Как сказано в книге «Зогар», в Гебуре обретается золото[1].

Название пятой сефиры, Гебура (גבורה), соответствует числу 216, или 6 х 6 х 6; это священное число, символизирующее «уплотнение» (материализацию) солнечного света и заслуживающее тщательного исследования. В геральдике же символом золота служит красный цвет — цвет Марса.

Все приведенные соответствия указывают на то, что степень Старшего Адепта — это одна из стадий адептата. Поскольку Тиферет открывает среднюю триаду Древа Жизни и Внутреннюю коллегию, ее свойства распространяются на всю эту триаду. Три степени Внутренней коллегии — 5°=6°, 6°=5° и 7°=4° — представляют ступени начального, зрелого и совершенного адептата. И каждая из них озарена живым сиянием Солнца и пронизана экстазом Розы и Креста.

В Эоне Ребенка это таинство проявлено яснее, чем в минувшие эпохи. В нынешнем эоне архетипическим образом Солнечного Ребенка и Священного Ангела-Хранителя, с которым мы соединяемся в Тиферет, выступает бог Хор — великое египетское божество, соответствующее планете Марс, сефире Гебура и степени Старшего Адепта. «Мудрость говоритбудь сильным! Тогда ты сможешь выдержать больше радости», — предписывает «Книга Закона» (II:70).

Если Младшего Адепта, Допущенного во Храм, можно уподобить Ревнителю Ордена Розы и Креста, то Старший Адепт — это Практик, а Свободный Адепт, как мы увидим позже, — это Философ среди адептов.

Марс Гебуры — это не то же самое, что Марс пути Пе, с которым работал Практик Внешней коллегии. Разница между ними вкратце объяснялась в конце предыдущей главы. Степени Старшего Адепта присуща великая магическая власть, но, будучи человеком, Старший Адепт не может действовать как адепт постоянно. Красота его достижения не всегда будет отражаться в его поступках. У него все еще есть человеческая личность; он все еще не привел ее в совершенное равновесие; и на степени Гебуры работу по уравновешиванию придется продолжить, если адепт желает оставаться хозяином тем могучим силам, которые связаны с этой сефирой. Негативные марсианские черты в человеческой личности по большей части проистекают из слабости и попыток ее гиперкомпенсации. Кроме того, как известно, абсолютная власть развращает абсолютно, потому что ее обладатель теряет из виду Высшую Власть — того Творца, который стоит превыше всякого человеческого «я». В действительности все «чудеса» на степени Старшего Адепта совершает Священный Ангел-Хранитель, а не тот конгломерат случайных свойств, который мы принимаем за свою личность.

Испытание этой степени — быть достаточно сильным, чтобы вынести возросший Свет, славу, силу и блаженство Священного Ангела-Хранителя. И в этом отношении переход на степень 6°=5° — еще один шаг на пути к Единению с Ангелом.

Любовь в согласии с волей

Выражение Adeptus Major («Старший Адепт») по простой латинской каббале дает число 128. Этому же числу соответствует словосочетание אלהינו i יהוה — еврейское божественное имя, которое обычно произносится как «Адонаи Элохену» и означает «Вечный Единый» (אחד i יהוה). Из греческих слов число 128 дает слово κηρ, «сердце», что в дальнейших пояснениях не нуждается. Но, пожалуй, самые интересные из соответствий — это латинские выражения pater et mater («отец и мать») и filius et filia («сын и дочь»). Эти два выражения (играющие важную роль в ритуале Звездного Сапфира, основанного на символике Розы и Креста) обозначают две половины Тетраграмматона: Йод-Хе и Вав-Хе. Кроме того, оба они подразумевают союз противоположностей, алхимическое слияние. И еще более глубокий смысл они приобретают для того, кто помнит, что традиционный «пароль» степени Старшего Адепта — «Ях», который записывается как יה, Йод-Хе[2]. Это союз горних Отца и Матери и божественное имя Хокмы, связанное, таким образом, с первотворением и с Истинной Волей.

Кроме того, Йод-Хе символизирует брачный союз миров Ацилут и Брия, соответствующих буквам Йод и Хе, и, таким образом, указывает на истинный характер Работы, предписанной Старшему Адепту: укрепление пробужденного сознания Брии и превращение его в сосуд для чистого Божественного Сознания. Под «чистым Божественным Сознанием» мы подразумеваем то Безмолвное Я, или Тайное Семя, символами которого служат буква Йод и мир Ацилут, — Священного Ангела-Хранителя, чей Голос и есть Истинная Воля адепта. Упомянутый союз по природе своей родствен и Телеме (Воле, Огню, Йод), и Агапе (Любви, Воде, Хе). Символ его — Роза и Крест.

В этой главе много рассуждаем о символике и мало — о конкретной практике, и отчасти это объясняется тем, что Старший Адепт работает в основном на уровне Брии — мира, по преимуществу символического и архетипического (но не менее реального, чем, допустим, йогические упражнения, которыми соискатель занимался на более ранних степенях). Последствия этой работы, проявляющиеся на планах Йецира и Асия, носят лишь вторичный характер.  Кроме того, в официальной литературе А.·.А.·. практических наставлений для Старшего Адепта куда меньше, чем для других степеней. Сведений о том, как проходил степень 6°=5° сам Кроули, почти не сохранилось[3]. Совсем немного известно нам и о Братьях Semper Paratus (Джеймсе Томасе Уиндреме) и Ahah (Фрэнке Беннете) — двух учениках Кроули, достигших степени Старшего Адепта, а ныне живущие Старшие Адепты благоразумно скрывают хронику своих достижений от широкой публики. Поэтому в своем описании этой степени мы ограничимся плодами теоретических исследований и рассмотрением общих или универсальных символов, которые каждый соискатель сможет истолковать для себя самостоятельно.

Символы степени Старшего Адепта

Итак, степень Старшего Адепта соответствует пятой сефире Древа Жизни — Гебуре, название которой означает «Сила» или «Суровость». Кроме того, эту сефиру называют «Дин», что значит «Суд», и «Пахад», что значит «Страх». Все эти имена относятся к различным проявлениям одной и той же марсианской силы в природе и в человеческом сознании. Гебура соответствует Марсу и стихии Огня, а основной ее графический символ — пентаграмма.

Официальное обращение к Старшему Адепту — «Magne Honoratus Frater» или «Magne Honorata Soror», то есть «Достопочтенный Брат» или «Достопочтенная Сестра».

С этой степенью также связана символика путей Каф (כ), Йод (י) и Тет (ט), ведущих (от Нецах, Тиферет и Гебуры соответственно) к сефире Хесед и подготавливающих переход Старшего Адепта на следующую степень, 7°=4° (степень Свободного Адепта). Каждому из этих трех путей будет посвящен один из разделов данной главы, но вначале мы исследуем те аспекты степени, которые соотносятся непосредственно с сефирой Гебура, а именно, обретение магической силы и практику карма-йоги.

(продолжение следует)

 

© Перевод: Анна Блейз

© Thelema.RU

 


 

[1] Это изречение восходит к Быт. 2:11—12: «Имя одной [из четырех райских рек — ] Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс». В герметической каббале четыре райские реки соответствуют четырем стихиям, и река Фисон считается огненной. — Примеч. автора.

[2] «Пароли» степеней основываются на мистических числах соответствующих сефирот. Гебура — пятая сефира, следовательно, ее мистическое число — 15 (сумма всех целых чисел от 1 до 5), как и число имени «Ях» (Йод, 10 + Хе, 5 = 15). — Примеч. автора.

[3] Впрочем, в дневниках Кроули обнаруживаются воспоминания о нескольких его предыдущих инкарнациях, в которых он пытался выполнить задачу Старшего Адепта. Согласно этим записям, в начале XVI века, сущность, впоследствии воплотившаяся как Алистер Кроули, достигла степени 5°=6°. Следующей ее инкарнацией был медиум Эдвард Келли (1555—1595), помощник Джона Ди, разработавший вместе с ним систему енохианской магии. Келли страстно желал обрести великую магическую силу и, таким образом, пытался перейти на степень 6°=5°, но это было преждевременно. Кроме того, он не вполне принял енохианское учение, открытое ангелами ему и Джону Ди и представлявшее собой, по мнению Кроули, раннюю версию Телемы. Из-за этого в следующей жизни он откатился на степень назад, воплотившись в виде болезненного юноши, обезображенного своими недугами и перенесшего немало страданий, но, тем не менее, удостоившегося высокого мистического достижения всего к двадцати двум годам. В двух последующих воплощениях он тщетно пытался закрепиться на уровне Гебуры. Первой из этих двух инкарнаций был русский человек, «отец Иван», весьма сведущий в магии, но обремененный ужасными пороками, злоупотреблявший своей магической силой, подверженный вспышкам ярости и чудовищной жестокости (все это — признаки неуравновешенных энергий Гебуры). Второй — некий Генрик ван Дорн; эту инкарнацию Кроули сумел вспомнить лишь частично — многое забылось из-за того, что упомянутый Генрик допустил «серьезную магическую ошибку, связанную со степенью Старшего Адепта», а именно, «совершенно впустую» злоупотреблял черномагическими силами. «Это история о гримуарах и бесплодных ритуалах черной магии, о договорах, над которыми лишь смеялся Сатана, и о преступлениях, которыми погнушалась бы даже ведьма», — писал Кроули. В 27 лет этот Генрик повесился. После самоубийства он «прошел через чистилище, полное ужасов тьмы», и, очистившись, переродился в человека, известного под именем Калиостро (1748—1795). Поскольку карма его пришла в равновесие благодаря чистилищу, Калиостро достиг степени 6°=5° «во всей ее полноте». Однако у него оставалось одно «слепое пятно»: несмотря на все торжество своего великого достижения, Калиостро не понимал, что за пределами Второго ордена лежит нечто совершенно иное, — «не сознавал Бездны, простершейся у меня над головой, и не желал даже о ней задуматься». После Калиостро он воплотился как Элифас Леви (1810—1875), который без особых затруднений восстановился на степени Старшего Адепта (и изложил свои знания в трактате «Учение и ритуал высшей магии»), а затем, незадолго до смерти, поднялся на степень Свободного Адепта (7°=4°). — Примеч. автора.