Алистер Кроули.

 

Звезда видна1

Очерк структуры и системы Великого Белого Братства А.·.A.·.2

Поступай согласно своей воле: таков да будет весь Закон.

I

Орден Звезды в его земном воплощении — то есть организация, состоящая из мужчин и женщин, которые отличаются от прочих людей нижеперечисленными качествами, — носит название S.S. Жизнь их определяется их собственной Истиной, одновременно всеобщей и уникальной. Движение их определяется их собственной Волей, которая для каждого уникальна и в то же время созвучна всеобщей воле. Восприятие их (то есть понимание, знание и чувства) определяется любовью, одновременно уникальной и всеобщей.

II

Орден состоит из одиннадцати степеней, или градусов, последовательность которых приведена ниже и которые объединяются в три группы: ордена S.S., R.C. и G.D.

Орден S.S.

Совершеннейший.....степень 10°=1°
Маг.............................степень 9°=2°
Мастер Храма...........степень 8°=3°

Орден R.C.

(Дитя Бездны — промежуточная степень)

Свободный Адепт.......степень 7°=4°
Старший Адепт...........степень 6°=5°
Младший Адепт...........степень 5°=6°

Орден G.D.

(Владыка Предела — промежуточная степень)

Философ......................степень 4°=7°
Практик........................степень 3°=8°
Ревнитель....................степень 2°=9°
Неофит.........................степень 1°=10°
Послушник...................степень 0°=0°

(Эти цифры заключают в себе особый смысл для посвященного и обычно используются для обозначения степеней.)

Общие свойства и характеристики этих степеней определяются их соответствиями на Древе Жизни, подробно представленными в «Книге 777».

Ученик (Student). Его задача — приобрести общие теоретические знания обо всех системах Достижения, изучив предписанные книги (см. программу чтения в Приложении I).

Послушник (Probationer). Его основная задача — начать освоение тех или иных практик по своему усмотрению и тщательно описывать эту работу в дневнике на протяжении одного года.

Неофит (Neophyte). Должен полностью освоить работу на астральном плане.

Ревнитель (Zelator). Его основная задача — достичь полного успеха в практиках асаны и пранаямы. Кроме того, он начинает изучать формулу Розы и Креста.

Практик (Practicus). Предполагается, что он должен завершить теоретическую подготовку и, главным образом, изучение каббалы.

Философ (Philosophus). Должен завершить нравственную подготовку. Его испытывают на Преданность Ордену.

Владыка Предела (Dominus Liminis). Должен в совершенстве овладеть практиками пратьяхары и дхараны.

[Младший] Адепт у Врат Храма (Adeptus Without). Должен завершить Великое Делание и достичь Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем.

[Младший] Адепт, Допущенный во Храм (Adeptus Within). Вступив в Коллегию Святого Духа, он допускается к практическому применению формулы Розы и Креста.

Старший Адепт (Adeptus Major). Овладевает искусством практической Магии в целом, но еще понимает его по-настоящему.

Свободный Адепт (Adeptus Exemptus). Достигает полного совершенства во всех этих предметах. После этого он либо а) становится Братом Пути Левой Руки, либо б) лишившись всех своих достижений, и собственного «я», и даже своего Священного Ангела-Хранителя, превращается в Дитя Бездны, которое пребывает за пределами Рассудка и не делает ничего — только растет во чреве своей матери. Пройдя этот этап, он обнруживает, что стал

Мастером Храма (Magister Templi), задачи которого и весь процесс перехода на эту степень со степени Свободного Адепта полностью описаны в «Liber 418». См. также «Ага!». Основное его предназначение — взращивать свой «сад» учеников и достичь совершенного понимания Вселенной. Он — Мастер Самадхи.

Маг (Magus). Достигает мудрости, провозглашает свой закон (см. «Liber I, vel Magi») и становится совершенным Мастером Магии в самом величественном и возвышенном смысле этого слова.

Совершеннейший (Ipsissimus). Он превыше всего вышеназванного и непостижим для посвященных более низких степеней.

Некоторые дополнительные сведения о последних трех степенях содержатся в «Храме царя Соломона» («Эквинокс», I, X) и в других источниках.

Следует оговорить, что эти степени не всегда достигаются полностью и в четкой последовательности и не всегда проявляются в полной мере на всех планах. Данный предмет чрезвычайно сложен и выходит далеко за рамки этого небольшого трактата.

Далее прилагается более подробное описание.

Орден S.S.

III

Орден S.S. состоит из тех, кто пересек Бездну; смысл этого выражения объясняется в «Liber 418», прежде всего в описаниях 14-го, 13-го, 12-го, 11-го, 10-го и 9-го Эфиров.

Все члены этого Ордена полностью владеют Формулой Достижения, как мистического, то есть направленного внутрь, так и магического, то есть направленного вовне. Они обладают полным опытом достижения на обоих этих путях.

Однако все они связаны изначальной и основополагающей Клятвой Ордена: посвятить свои силы помощи Нижестоящим членам Ордена и заботе об их Продвижении. Тот, кто присваивает себе плоды своего освобождения, выбывает из Ордена.

Каждый член этого Ордена имеет право самостоятельно основывать новые ордена по образцу R.C. и G.D. для разработки путей к освобождению и просветлению, не учтенных в изначальной (или основной) системе. Однако в основных принципах своей деятельности все подобные ордена должны гармонировать с A.·.A.·.

Все члены Ордена S.S. владеют Словом текущего Эона и полностью им руководствуются.

Они имеют право вступать в непосредственный контакт с любым членом Ордена по своему усмотрению, если сочтут это необходимым.

Совершив переход через Бездну, каждый действительный член этого ордена уничтожил всё, чем он являлся, и всё, чем владел; но всё это низринулось с Небес, подобно звезде, дабы озарить Землю; так что он может располагать неким орудием, посредством которого будет сообщаться с человечеством. Свойства и положение этой звезды, а также ее предназначение определяются характером пройденных ею инкарнаций3.

IV

Степень Совершеннейшего не подлежит исчерпывающему описанию, однако ее начальный этап обозначен в «Liber I, vel Magi».

Кроме того, рассказ о данной степени содержится в одном секретном документе, который будет опубликован в надлежащее время4. Здесь же мы скажем только следующее: Совершеннейший абсолютно свободен от всех ограничений, заложенных в природе вещей, независимо от качественных или количественных характеристик последних. Бытие, Небытие и Становление, действие, бездействие и склонность к действию, равно как и составляющие всех прочих подобных триад для него тождественны между собой; он ни при каких обстоятельствах и ни при каких условиях не проводит различий ни между ними, ни между любыми двумя данными объектами.

Он поклялся в присутствии одного свидетеля принять свою Степень и выражать ее суть в слове и действии, но тотчас же скрыться под покровами своего природного проявления в человеческой форме и на протяжении всей своей человеческой жизни хранить факт своего достижения в тайне от всех, даже от других членов Ордена.

Совершеннейший — это прежде всего Мастер, овладевший всеми способами существования; иными словами, он не зависит ни от каких внутренних или внешних необходимостей. Его задача — искоренить все склонности как к построению, так и к устранению подобных необходимостей. Он — Владыка Закона Несамосущности (Анатты5).

Совершеннейший не связан никакими отношениями ни с одним Существом; Он не имеет ни воли, направленной на какую бы то ни было цель, ни Сознания какого бы то ни было рода, предполагающего двойственность; ибо в Нем уже свершено всё, как сказано: «...превыше Слова и Дурака, о да! о превыше Слова и Дурака»6.

V

Степень Мага описана в «Liber I, vel Magi». Сведения о ее сути содержатся также в «Liber 418», в разделах, посвященных высшим Эфирам.

Кроме того, достижение этой степени подробно и полно описывается в Магическом дневнике Зверя 6667.

Основная особенность данной степени — в том, что ее обладатель изрекает Творческое Магическое Слово, преображающее планету, на которой он живет, посредством утверждения новых служителей, руководящих ее посвящением. Подобное происходит лишь во время «Равноденствия Богов», в конце каждого «Эона», то есть тогда, когда предыдущая тайная формула, выражавшая Закон существования планеты, устаревает и становится бесполезной для ее дальнейшего развития.

(Например, «Сосание» — это формула грудного младенца, а появление зубов отмечает начало нового «Эона», «Слово» которого — «Жевание».)

Следовательно, Маг как таковой бывает явлен миру лишь однажды в несколько столетий; о Магах прошлого и Словах, изреченных ими, повествуется в «Liber Aleph».

Но применительно к Орденской системе это не значит, что подняться на данную ступень в каждом Эоне может лишь один-единственный человек. Любой человек способен на личное достижение, эквивалентное уровню «Слова Эона»; однако при этом он должен будет отождествиться со Словом текущего Эона и направить свою волю на его утверждение, дабы не противодействовать работе Мага, изрекшего Слово того Эона, в котором он живет.

Маг — это в первую очередь Мастер Магии; иными словами, его воля абсолютно свободна как от внутренних отвлекающих влияний, так и от внешнего сопротивления. Его задача — сотворить новую Вселенную в сообразно своей Воле. Он — Владыка Закона Перемен (Аниччи8).

Чтобы достичь степени Совершеннейшего, он должен исполнить три задачи — уничтожить Трех Стражей, упомянутых в «Liber 418» (3-й Эфир): Безумие, Ложь и Очарованность, то есть Двойственность в Поступках, Словах и Мыслях.

VI

Степень Мастера Храма описана в «Liber 418», как указывалось выше. Кроме того, полные отчеты о ней содержатся в Магических дневниках Зверя 666, павшего на Небо Юпитера9, и Omnia in Uno, Unus in Omnibus, павшего в сферу Элементов10.

Основное Достижение посвященного этой степени — полное уничтожение той личности, которая ограничивает и подавляет его истинное «Я»11.

Мастер Храма — это в первую очередь Мастер Мистицизма; иными словами, Его Понимание совершенно свободно как от внутренних противоречий, так и от внешних неясностей; Его слово — в том, чтобы постичь существующую Вселенную сообразно своему Разуму. Он — Владыка Закона Скорби (Дуккхи12).

Чтобы достичь степени Мага, он должен исполнить три задачи: отречься от наслаждения Бесконечным, чтобы определить себя как Конечное; постичь некие практические секреты, владение которыми необходимо для посвящения новой Вселенной, которую он замыслил, и для управления ею; и отождествиться с безличной идеей Любви. Каждый Неофит Ордена (или даже, как утверждают некоторые, любой человек вообще) имеет право провозгласить себя Мастером Храма, просто принеся Клятву этой степени. Стоит ли пояснять, что такой поступок сопряжен с высочайшей и ужаснейшей ответственностью, какую только может принять на себя человек, и что недостойный понесет самое жестокое наказание за свою самонадеянность.

VII

Орден R.C. «Дитя Бездны» — это не степень в полном смысле слова, а, скорее, переходная ступень между двумя Орденами. Все ее свойства описываются через отрицание, поскольку Свободный Адепт достигает ее в результате решения раз и навсегда отречься от всего, что он собой представляет, и от всего, чем он владеет. Это разрушение всех связей, составляющих личность или образующих Космос; всё сложное при этом разлагается на составные элементы, а последние, в свою очередь, также исчезают, поскольку всякая вещь постижима только во взаимосвязи и взаимодействии с другими вещами.

VIII

Степень Свободного Адепта дает право руководить двумя низшими Орденами — R.C. и G.D.

Свободный Адепт должен подготовить и опубликовать исследовательскую работу с изложением своих познаний о Вселенной и с предложениями, способствующими ее благу и развитию. В результате он приобретет известность как глава некой философской школы.

(Примерами подобных работ служат «Ключ к таинствам» Элифаса Леви, труды Сведенборга, фон Эккартсхаузена13, Роберта Фладда, Парацельса, Ньютона, Больяя14, Лойолы и т.д., и т.д.)

Достигнув всего, кроме высочайших вершин медитации, он должен подготовиться к восприятию того факта, что единственный возможный путь для него — это всецело посвятить себя помощи другим живым существам.

Чтобы подняться на степень Мастера Храма, он должен исполнить две задачи: освободиться от мышления, соотнося с каждой идеей ее противоположность и не отдавая предпочтения ни тому, ни другому; и освятить себя как чистый сосуд для восприятия влияний того уровня бытия, к которому он стремится.

Далее он должен отважиться на основное деяние нашего Ордена, весьма рискованное: на то, чтобы полностью отречься от самого себя и от своих достижений. Он не может оставаться Свободным Адептом до бесконечности; непреодолимая инерция движения, которую он набрал к этому времени, увлекает его вперед.

Даже если он не пожелает или не сумеет довести самоуничтожение до конца, инерция все равно вытолкнет его в Бездну; однако в этом случае он не будет принят в Третий орден и не восстановится там как Дитя во чреве нашей Владычицы БАБАЛОН, под покровом Ночи Пана, дабы вырасти и стать Самим Собой всецело и истинно, как никогда прежде. Он останется в Бездне, где, выделяя свои составные элементы, окутывая ими свое Эго и как бы отгораживая его от Вселенной, превратится в так называемого «Черного Брата». От недостатка пищи и под воздействием медленного, но верного притяжения всей остальной Вселенной подобное существо постепенно распадается, хотя и старается изо всех сил обособиться, защититься и хищническими методами приумножить свою власть. Некоторое время Черный Брат может даже процветать, но в конце концов неизбежно погибает, и безусловный предел его существованию кладет смена Эона: он не может и не хочет услышать новое Слово и, продолжая пользоваться устаревшими магическими методами, оказывается в таком же положении, как человек, вышедший с бумерангом против винтовок.

IX

Степень Старшего Адепта наделяет человека так называемыми (в буквальном смысле слова) Магическими Способностями второго ранга.

Его задача — использовать эти способности для поддержки и укрепления авторитета вышестоящего Свободного Адепта. (Это следует понимать не как обязательство личного подчинения или даже простой лояльности, но как неотъемлемую часть работы, выполняемой во имя помощи нижестоящим собратьям, — ибо авторитет Адепта, от которого исходят Учение и руководство, составляет основу всей упорядоченной орденской деятельности.)

Чтобы достичь степени Свободного Адепта, он должен исполнить три задачи: во-первых — достичь полной Уверенности в Своих Силах, работая в полной изоляции, но при этом внятно, убедительно и искусно передавая младшим собратьям слово вышестоящего Адепта; во вторых — постичь и использовать на практике Вращение колеса силы в трех его формах, последовательно сменяющих друг друга, — Излучении, Проводимости и Конвекции (Ртути, Серы и Соли или саттвы, раджаса и тамаса) с всеми их соответствиями на различных планах. В-третьих, он должен направить все свое влияние и авторитет на руководство членами низших степеней, соразмеряя при этом энергию и инициативу таким образом, чтобы не допускать никаких разногласий и жалоб; для этого ему надлежит использовать формулу под названием «Зверь в соитии с Женщиной», результатом применения которой становится новое воплощение божества, как в преданиях о Леде, Семеле, Мариам, Пасифае и прочих. Он должен воздвигнуть этот идеал перед подчиненными ему орденами, чтобы дать им некий не слишком абстрактный и соответствующий их недоразвитому состоянию образ, вокруг которого они смогут сплотиться.

X

Степень Младшего Адепта — центральная тема наставлений A.·.A.·. Данная ступень знаменуется Достижением Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем (см. «Эквинокс», «Храм царя Соломона»; «Видение и Голос», 8-й Эфир; а также «Liber Samekh» и т.д.). В этом состоит основная задача каждого человека; и она не имеет себе равных по важности как в плане личного развития, так и в деле помощи ближним. До тех пор, пока человек не исполнил ее, он остается самым несчастным и слепым из всех животных. Он осознает свое неописуемо бедственное положение, но никак не может его исправить. Достигнув же Познания и Собеседования, он становится — ни больше ни меньше — сонаследником богов, Владыкой Света. Он осознает свой священный путь и готов следовать ему с полной уверенностью. Младший Адепт почти не нуждается в помощи и руководстве даже со стороны вышестоящих членов Ордена.

Его задача — являть миру Красоту Ордена таким способом, какой предписывают ему вышестоящие и диктует его гений.

Чтобы достичь степени Старшего Адепта он должен исполнить две задачи: во-первых, достичь внутреннего равновесия, прежде всего в том, что касается страстей, дабы все способы поведения стали для него равны и ни один не казался предпочтительным, и уравновешивать каждое действие его противоположностью и дополнением, чтобы ни одно занятие не искушало его свернуть с пути его Истинной Воли.

Во-вторых, он должен хранить молчание, распиная свое тело на древе своей творческой воли — по образу и подобию этой Воли, так, чтобы голова и руки его образовали символ Света, словно в обетование того, что каждая его мысль, слово и действие будут выражать Свет, исходящий от Бога, с которым он отождествил свою жизнь, любовь и свободу, символически представленные его сердцем, фаллосом и ногами. Изложить точные правила, при помощи которых человек может достичь познания и собеседования со Своим Священным Ангелом-Хранителем, невозможно, ибо для каждого из нас это особая тайна — тайна, о которой невозможно ни рассказать, ни даже намекнуть кому бы то ни было, какой бы степени тот ни достиг. Это Святая Святых, в которой каждый человек — сам себе Первосвященник; и никто не может знать ни Имени Бога своего брата, ни Обряда, в котором тот Его призывает.

Поэтому Мастера A.·.A.·. даже не пытались ввести для этой центральной Работы Ордена официальный ритуал, а ограничились лишь общими наставлениями в «Liber 418» (8-й Эфир) и подробным Каноном и Правилами Мессы, которые БРАТ PERDURABO уже с успехом использовал для собственного Достижения, как описано в «Liber Samekh». Однако они обнародовали отчеты об этой Работе, наподобие тех, что содержатся в «Храме царя Соломона» и «Джоне Сент-Джоне». Для подготовки соискателей к этому достижению они избрали единственно верный путь: обучать их теории и практике Магии и Мистицизма в полном объеме, дабы каждый человек в совершенстве овладел всеми известными орудиями и, приступая к этому Великому Эксперименту, мог свободно выбрать из них и использовать те, на какие укажут ему личный опыт и интуиция.

Кроме того, соискателю прививают одну привычку, необходимую для членства в A.·.A.·., а именно: ко всем своим достижениям он должен относиться прежде всего как к достоянию менее развитых соискателей, вверенных его попечению.

* * *

Ни одно достижение не получает официального признания A.·.A.·. до тех пор, пока место достигшего не сможет занять человек, стоящий ниже его на ступень в иерархии Ордена.

Это правило соблюдается не во всех случаях, поскольку строгое его применение повлекло бы за собой застой, прежде всего на нижних ступенях, где потребность в продвижении особенно велика, а условия — особенно сложны; но в орденах R.C. и S.S. оно всегда применялось без послаблений, за исключением Единственного Случая.

Кроме того, существует правило, согласно которому члены A.·.A.·. не должны быть официально знакомы друг с другом. Каждый знает только своего вышестоящего собрата, который ввел его в Орден, и нижестоящего — которого ввел в Орден он сам.

Однажды из этого правила было сделано исключение: для руководства всеми членами ордена G.D. был назначен «Верховный Неофит». В действительности это правило служит для того, чтобы члены одной и той же степени не работали сообща и не оказывали друг на друга влияния, искажающего их индивидуальность, а также для того, чтобы работа не выродилась в светское общение.

Полное описание степеней ордена G.D. содержится в «Liber 185»15, и приводить его здесь еще раз нет смысла. Однако необходимо принять к сведению, что каждой из этих подготовительных степеней предписываются определенные задачи, исполнение которых — всех до единой в совершенстве — является строго обязательным.

Членов A.·.A.·., к какой бы степени те ни принадлежали, никто не заставляет, не обязывает и даже не поощряет продвигаться в каких-либо заданных направлениях или разрабатывать какие-либо определенные темы, за исключением вышеперечисленных.

Однако всем им строго воспрещается прямо или косвенно принимать в целях личной выгоды денежные или иные материальные вознаграждения за какие бы то ни было услуги, связанные с Орденом. Нарушение этого запрета карается немедленным исключением без права восстановления независимо от любых дальнейших обстоятельств.

Всем членам A.·.A.·. волей-неволей приходится считаться в своей работе с фактами Природы, подобно тому как зодчий вынужден принимать в расчет закон всемирного тяготения, а мореплаватель — морские течения.

Таким же образом и все члены A.·.A.·. должны подчиняться в своей работе Магической Формуле текущего Эона.

Они должны признавать «Книгу Закона» как Слово и Букву Истины и как единственное Правило, которым им надлежит руководствоваться в своей Жизни16. Они должны признавать определенную в этой Книге Власть Зверя 666 и Багряной Жены и принимать Их Волю17 как средоточие Воли Всего Нашего Ордена. Они должны признавать Венценосного и Победоносного Ребенка Владыкой Эона и прилагать все усилия для утверждения Его царства на Земле. Они должны признавать, что «Слово Закона — θέλημα» и что «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей»18.

Главная задача, которую должен поставить перед собой каждый член Ордена, состоит в том, чтобы постичь свою собственную Истинную Волю и вершить ее, и только ее одну19.

Он должен признать, что применимые лично к нему предписания «Книги Закона» необходимым образом согласуются с его Истинной Волей, и исполнять их буквально, вкладывая в это всю свою силу, отвагу и мастерство. В особенности это относится к работе по распространению Закона в мире, которая станет мерилом его личных успехов и будет свидетельствовать о его Жизни в согласии с Законом, ниспославшим свет на пути его и давшим ему свободу, дабы следовать ими. Тем самым он возмещает свой долг освободившему его Закону, исполняя волю последнего к освобождению всех людей, и выказывает себя истинным членом нашего Ордена, стремясь привести своих ближних к свободе.

Согласовав свои склонности с этими принципами, он наилучшим возможным образом подготовится к постижению и освоению различных практических методов, предписанных A.·.A.·. для Мистического и Магического Достижения.

Так он сможет надлежащим образом подготовиться к решающему событию в своем восхождении по ступеням Ордена — к достижению Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом-Хранителем.

Его Ангел без промедления возведет его на вершину Ордена R.C. и приуготовит его к встрече с невыразимым ужасом Бездны, отделяющей Человека от Божества; и благодаря наставничеству Ангела он Познает эту муку, Дерзнет принять эту судьбу, Возжелает этой катастрофы и будет вечно хранить Молчание об этом акте уничтожения.

Из Бездны же выйдет Не Человек, но Звезда, поражающая Землю, и Орден наш возликует над Бездной, что Зверь породил еще одно Дитя во Чреве Владычицы Нашей, Своей наложницы, Багряной Жены, БАБАЛОН.

Дитя, родившееся таким образом, не нуждается в наставлениях, ибо в Бездне оно очистилось от всякого яда личности; оно непременно взойдет к высочайшему в свой срок, а в сроках оно не нуждается, ибо осознаёт, что любые условия — всего лишь формы его фантазии.

* * *

Таков краткий обзор нашего Ордена A.·.A.·., приспособленный к пониманию среднестатистического соискателя Адептата, Достижения, Посвящения, Мастерства, Единения с Богом, Духовного Развития, Свободы, состояния Махатмы, Оккультного Знания или как бы еще он ни называл свою сокровенную потребность в Истине.

Основное предназначение этого очерка — пробудить интерес к возможностям человеческого развития и провозгласить принципы A.·.A.·.

Представленная здесь общая последовательность ступеней точна и строга; два переломных момента — Ангел и Бездна — неизбежны на любом пути продвижения. Остальные задачи не всегда выполняются в описанном здесь порядке; например, кто-нибудь может приобрести многие свойства, отличающие Старшего Адепта, но при этом не обладать некоторыми качествами, подобающими Практику20. Однако изложенная здесь система соответствует правильному ходу событий, естественному с точки зрения Природы; и если человек на этом пути уклоняется хотя бы от одной-единственной частной задачи, он навлекает на себя серьезную опасность, сколь бы нестерпимо скучной и отвратительной ни казалась ему эта работа. А именно так зачастую и кажется; но тем более важно ее исполнить. Неприязнь и презрение к какому-либо роду деятельности сами по себе говорят о том, что человек, не овладевший им, несовершенен и слаб в данном отношении; и, быть может, именно через эту брешь в его укреплениях в переломный момент некоей битвы прорвутся вражеские силы. Или, еще того хуже, он покроет себя вечным позором, если нижестоящий собрат обратится к нему за советом именно по этому вопросу, а он ничем не сможет ему помочь! Ведь неудача ученика — это и неудача наставника. Даже если наставник полностью готов к продвижению, он не сможет сделать ни шагу, пока не будет готов шагнуть вперед и его ученик.

Каждый член A.·.A.·. должен быть вооружен до зубов и владеть в совершенстве всеми видами оружия. Экзамены на каждую степень строги и суровы; неточные и приблизительные ответы не принимаются. Отвечая на теоретические вопросы, соискатель должен продемонстрировать столь же полное владение предметом, какое потребовалось бы при сдаче экзаменов на степень доктора естественных наук или права в первоклассном университете.

Для проверки мастерства в физических упражнениях используется стандартный тест. К примеру, чтобы сдать экзамен по асане, соискатель должен сохранять неподвижность в течение заданного времени. На голову ему ставят чашку, до краев наполненную водой, и если он прольет хоть одну каплю, то провалит экзамен.

Для проверки «Духовного Зрения» или способности к «Астральным Путешествиям» соискателю дают неизвестный и непонятный ему символ, и он должен истолковать его суть при помощи духовного зрения так же четко, как если бы прочитал его название и описание по книге.

Умение изготавливать и «заряжать» талисманы испытывается с таким же пристрастием, как если бы они представляли собой точнейшие научные инструменты — каковыми они, впрочем, и являются.

Чтобы сдать экзамен по каббале, соискатель должен самостоятельно установить и неопровержимо обосновать перед экзаментором свойства предложенного числа, до сих пор еще никем не исследовавшегося.

При инвокации призываемая божественная сила должна проявить свое действие столь же очевидно и несомненно, как хлороформ; при эвокации вызываемый дух должен предстать не менее зримым и осязаемым, чем густые испарения; при прорицании ответ должен быть четким, как научный тезис, и точным, как бухгалтерская ревизия; при медитации описание результатов должно читаться как отчет эксперта по классическому случаю из его практики.

При помощи таких методов A.·.A.·. намеревается сделать оккультную науку столь же систематичной и серьезной, как химия, и очистить ее от дурной славы, которой она в равной мере обязана как невежественным и бесчестным шарлатанам, торговавшим ее именем, так и фанатичным и узколобым энтузиастам, превратившим ее в фетиш, — и из-за которой от нее отвратились те самые умы, кои ввиду своей пылкости и честности более всего нуждаются в ее дарах и более всего их достойны.

Это единственно подлинно важная из всех наук, ибо она не ограничена обстоятельствами материального существования и, следовательно, не обречена погибнуть вместе с нашей планетой; и изучать ее следует именно как науку, то есть скептически, не жалея сил и терпеливо.

А.·.A.·. владеет секретами успеха, но не делает секрета из своих знаний; и если секреты эти не общеизвестны и не используются повсеместно, то лишь потому, что из-за злоупотреблений, ассоциирующихся со словами «оккультная наука», представители науки официальной отказываются исследовать доступные им свидетельства.

Эта статья написана не только для того, чтобы привлечь самостоятельных искателей знания на путь Истины, но и для того, чтобы провозгласить оправданность методов A.·.A.·. как основы для нового великого скачка в развитии человеческого знания.

Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.

О.М. 7°=4° A.·.A.·.

Провозвестник Ордена R.C.

Ниспослано из Коллегии Святого Духа в Чефалу (Сициля), на семнадцатом году Эона Хора, при Солнце в 23-м градусе Девы и Луне — в 14-м градусе Рыб.

 

© Перевод: Анна Блейз

© Thelema.RU

 


 

 

1 Это эссе было написано в Чефалу (Сицилия) в период с июля по сентябрь 1921 года. В машинописных черновиках оно предварялось кратким предисловием Сесила Мэйтленда:

«Жизненный опыт и философия в один голос твердят, что человек — несчастнейшее из животных: это единственная из всех тварей земных, осознающая, что от рождения приговорена к смерти, и всю свою жизнь посвящающая тому, чтобы отсрочить исполнение приговора. Уже одного этого вполне хватило бы, чтобы существование стало нестерпимым; но, как будто этого мало, каждое без исключения событие нашей жизни лишний раз подтверждает полное ничтожество человека. Удовольствие проходит, подобно опьянению; всякое счастье ненадежно; единственные верные спутники человека — боль и смерть; и нет на свете религии, метафизической системы или подхода к жизни, способного оправдать или смягчить человеческие страдания. Тезис Будды о том, что бытие есть страдание, остается неопровержимым. Эти факты не нуждаются в дальнейшем раскрытии: они очевидны для любого, кто осмеливается взглянуть на мир без самообмана или проанализировать собственное “я”. Даже религии, изобретенные самим человеком, единодушны во мнении, что мир — юдоль скорбей и нет в нем утешенья. Пессимизм пустил в нашей душе такие глубокие корни, что мы не отваживаемся даже твердо рассчитывать на посмертное блаженство: самый набожный христианин не уверен в спасении; самый святой буддист убежден, что путь к нирване пролегает через бесконечную цепь мучительных перевоплощений. А большинству из нас отказано даже в этой безрадостной надежде: мы не видим своих отличий от “животных, которые погибают” [Пс. 48:21], и черпаем некое подобие утешения лишь в сознании собственного ничтожества. Человек ничуть не более значим, чем муравей в муравейнике, а весь род человеческий во вселенной— не более, чем муравейник на лице земле. Однако в основе всех этих теорий лежит ошибочное представление о природе человека.

Цель настоящего эссе — объявить о существовании Ордена, члены которого постигли определенные факты действительности, развив в себе некие способности, превосходящие обычный человеческий интеллект настолько же, насколько последний превосходит разум насекомого. Вывод, к которому пришли эти Сущности, противоречит вышеприведенному, а цель орденской Работы состоит в том, чтобы помогать другим людям достичь той “Истинной Мудрости и совершенного счастья”, которую обрел этот Орден».Примеч. перев.

2 Названия Ордена и трех его подразделений хранятся в тайне от непосвященных. Не так давно некие мошенники украли инициалы A.·.A.·., чтобы нажиться за счет Его репутации. Всем, кто желает вступить в Орден, рекомендуется обратиться к его Канцлеру, дабы получить подтверждение о том, что лицо, с которым они обсуждают вопрос о вступлении, действительно является уполномоченным представителем Ордена. A.·.A.·. не принимает никакого вознаграждения за предоставляемые услуги. — Примеч. А. Кроули.

В черновой машинописной версии это примечание выглядело так: «Всем, кто желает вступить в Орден, рекомендуется обратиться непосредственно к Его Главе, сэру Алистеру Кроули, Рыцарю-Хранителю Священного Копья, проживающему в Чефалу (Сицилия), дабы получить подтверждение о том, что лицо, с которым они обсуждают вопрос о вступлении, действительно является уполномоченным представителем Ордена». — Примеч. перев.

3 Вариант из чернового машинописного текста: «...пройденной ею инкарнации». — Примеч. перев.

4 Вариант из черновой версии: «...будет опубликован после смерти Зверя 666», — согласуется с нижеследующим предписанием «...на протяжении всей своей человеческой жизни хранить факт своего достижения в тайне от всех, даже от других членов Ордена». О том, что сам Кроули достиг степени Совершеннейшего, свидетельствуют завершающие абзацы из «Liber Samekh»:

«Также Он [т.е. Священный Ангел-Хранитель] сделал Меня Магом, изрекающим по Закону Его Слово нового Эона, Эона Венценосного и Победоносного Ребенка. Так Он исполнил Мою Волю даровать совершенную свободу роду Человеческому.

О да! и Он свершил во Мне Чудесное Деянье сверх того; но об этом Я поклялся молчать».

Таким образом, достижение, о котором идет речь, совершилось или по крайней мере началось не позднее сентября 1921 года, когда были написаны эти строки.

Факт существования документа, упомянутого в тексте, подтверждается в письме Кроули к Чарльзу Стенсфилду Джонсу от 17 сентября 1921 года:

«Документ, упомянутый в параграфе 4, не датирован. Подлинные события в нем не упоминаются (или разве что вскользь); описываются лишь некие условия и обстоятельства, никоим образом не зависящие от иллюзии времени».Примеч. перев.

5 Анатта (пали; санскр. анатма, анатман) — в буддизме: принцип несамосущности «я», отсутствие субстанциальной души. — Примеч. перев.

6 Цитата из «Liber 813 vel Ararita», VII:13; «Слово» — символ сефиры Хокма; «Дурак» — Ату 0, соответствующий пути Древа Жизни между Хокмой и Кетер; именно Кетер — соответствие степени Совершеннейшего. — Примеч. перев.

7 См. «Liber LXXIII» («Погребальная урна»), а также главы 81—87 «Исповеди Алистера Кроули». — Примеч. перев.

8 Аничча (пали; санскр. анитья) — в буддизме: непостоянство, изменчивость. — Примеч. перев.

9 Т.е. на уровень сефиры Хесед. Имеется в виду результат перехода через Бездну, описанный Кроули в своей «Исповеди»:

«Лишившись эго, которому они повиновались до сих пор, мои разум и тело освободились и получили возможность проявляться в мире сообразно своему характеру, дабы помогать человечеству в его эволюции. В моем конкретном случае мне предстояло быть отброшенным в Сферу Юпитера. Моей смертной части предназначалось помогать человечеству посредством юпитерианской работы, то есть руководя, обучая, творя и призывая людей к тому, чтобы они стремились стать благороднее, чище, достойнее, величественнее, добрее и великодушнее».Примеч. перев.

10 «Omnia in Uno, Unus in Omnibus» — «Всё в Едином, Единое во Всём» (лат.), один из магических девизов Чарльза Стенсфилда Джонса (Брата Ахада), который прошел посвящение в степень Мастера Храма в 1916 году, но впоследствии, по мнению Кроули, «был против собственной Воли разорван в клочья и сведен к собственным составным частям» (Новый комментарий к «Книге Закона», II:76). — Примеч. перев.

11 В письме Ч.С. Джонсу от 21 июля 1916 г. Кроули писал: «Ни в коем случае не объявляйте о том, что вы достигли 8º=3º. <...> Так, для каждого Послушника вы — всего лишь Неофит, для каждого Неофита — всего лишь Ревнитель, и так далее». Подробно описывая собственное достижение этой степени в журнале «Эквинокс», Кроули поясняет, почему лично для него было сделано исключение из этого правила:

«Мой случай — особый. Я был избран за свой литературный дар; ввиду катастрофы, ныне постигшей цивилизацию [т.е. Первой Мировой войны], мне было велено изложить всё простым и понятным английским языком».

Впоследствии Кроули сделал исключение и для Джонса, обнародовав факт его достижения в «Эквиноксе» в 1919 году. — Примеч. перев.

12 Дуккха (санскр. «страдание») — в буддизме: страдание. Вместе с принципами анатты и аниччи составляет троицу основных признаков любого существования. — Примеч. перев.

13 Карл фон Эккартсхаузен (1752—1803) — немецкий мистик, писатель, автор трактата «Облако над святилищем», оказавшего большое влияние на становление философии Кроули. — Примеч. перев.

14 Янош Больяй (Больяи, Бойаи, Бояи; 1802—1860) — венгерский математик, один из основателей неевклидовой геометрии. — Примеч. перев.

15 Приводить здесь подробные цитаты из «Liber 185» нет нужды. Но необходимо отметить, что Соискатель систематически и исчерпывающим образом осваивает различные прикладные методики, составляющие основу Нашей Работы. В любой из этих дисциплин, а то и во всех сразу, можно стать специалистом, не совершив при этом никаких подлинных достижений. Схожим образом один человек может досконально изучить грамматику, синатксис и просодию, но все равно не сумеет написать ни единой хорошей поэтической строчки, — а другой, будучи в душе величайшим поэтом, не сумеет выразить свой дар, не владея этими тремя составляющими литературной композиции. — Примеч. А. Кроули.

16 Этот принцип не составляет противоречия с абсолютным правом каждого человека вершить свою Истинную Волю. Ведь любая Истинная Воля непременно гармонирует с фактами Действительности, а тот, кто отвергает «Книгу Закона», идет против Природы, подобно физику, заложившему в основу своего эксперимента ошибочную формулу механики. — Примеч. А. Кроули.

17 «Их Воля» — это разумеется, не их человеческие желания, а Воля Их как служителей Нового Эона. — Примеч. А. Кроули.

18 «Книга Закона», I:39 и I:57. — Примеч. перев.

19 Активная пропаганда Закона и т.д. вовсе не является «непременным условием правильного поведения» для члена Ордена; все зависит от того, в этом ли или в чем-то ином состоит его Истинная Воля. Но поскольку основная цель Ордена — содействовать Достижению человечества, само членство в A.·.A.·. по определению подразумевает Волю оказывать человечеству помощь наиболее пригодными для этого способами. — Примеч. А. Кроули.

20 Разные люди от природы одарены различными талантами. Покойный сэр Ричард Джебб, один из величайших современных знатоков античности, в математике был настолько ниже среднего, что, несмотря на множество попыток, так и не сдал предварительный экзамен на степень бакалавра в Кембридже, хотя, как правило, это удается даже последним тупицам. Но его познания в классических науках оценили так высоко, что специально для него ввели особую льготу, чтобы он смог закончить образование. Схожим образом, блестящий Заклинатель может оказаться бессилен в Прорицании. В подобных случаях A.·.A.·. не делает исключений: Соискателю придется сражаться с Преградой, стоящей на его пути, до тех пор, пока он ее не одолеет, даже если для этого ему понадобится перейти в новое воплощение. Однако никакие частные недостатки или слабости в той или иной сфере работы не могут помешать ему исполнить Две Главные Задачи, ибо сам факт его инкарнации свидетельствует о том, что он принес Клятву, дающую ему право и возможность достичь Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом-Хранителем и уничтожения своего Эго. Таким образом, человек по сути своей может быть Младшим Адептом или даже Мастером Храма, несмотря на то, что A.·.A.·. официально не признает его даже Ревнителем — допустим, из-за какого-нибудь нервного заболевания, не позволяющего ему принимать «устойчивую и удобную» Позу, как требует того Задача этой степени. — Примеч. А. Кроули.