Алистер Кроули.

 

Заметки к астральному атласу

Заметки о природе «Астрального плана» [1].

 

1. Что такое «Астральные» и «Духовные» Сущности?

Человек — из их числа; это некое сознание, принявшее форму, доступную чувственному восприятию.

Микрокосмы и элементалы. Быть может, в картине мира какого-нибудь элементала (например, собаки) сам он — Микрокосм, а человек несовершенен. Здесь невозможно прийти ни к какому к однозначному выводу, точно так же как и в случае с типами геометрического пространства [2].

Схожим образом, наша плотная материя может казаться нереальной Сущностям, облеченным в тонкую материю. Так наука считает обыденные представления «заблуждениями». Мы не можем воспринимать то, что лежит за пределами естественного для нас диапазона, — ни слишком концентрированные запахи, которые кажутся нам неприятными, ни картины, сменяющие друг за друга слишком быстро (например, лопасти вращающегося вентилятора, которые прекрасно различает муха).

Следовательно, нет никаких причин a priori отрицать существование сознательных разумов, чьи тела недоступны чувственному восприятию. Более того, нам известны разумы иного порядка (у тех же мух и т. д., а возможно, даже и у растений), мыслящие без помощи мозга, подобного человеческому.

Но основной вопрос Религии заключается в следующем: существует ли некий нечеловеческий Разум того же порядка, что и наш, но не зависящий от мозга, состоящего из материи в обычном понимании этого слова?

2. «Материя» включает в себя все движущиеся объекты. Так, электромагнитные волны — тоже «материя». Нет никаких оснований утверждать, что во Вселенной не может быть Сущностей, способных воспринимать иными способами те тонкие силы, которые мы воспринимаем только при помощи инструментов.

3. Мы (как, например, укротители львов, садовники и т. д.) способны оказывать влияние на других Существ, как наделенных, так и не наделенных сознанием и, в свою очередь, испытываем их воздействие (на нас влияют грозы, бациллы и т. д.).

4. Между нашими физическими ощущениями и их соответствиями в сознании отсутствует наблюдаемая связь. Для заполнения этого пробела в теории необходим некий посредник между материей и духом, точно так же как физикам в свое время понадобился «эфир», проводящий и преображающий колебания.

5. Мы можем рассматривать все сущности как части своего собственного «я», но считать их независимыми удобнее. Максимум Удобства — таков наш канон «Истины». Таким образом, мы спокойно можем приписывать сверхчувственные феномены вмешательству «Астральных» Сущностей, не связывая себя приверженностью никакой теории. Единственное, что от нас требуется, — это внутренняя согласованность суждений.

6. Магия дает нам возможность получать чувственные ощущения от миров, отличных от нашей «физической» Вселенной (как последнюю в целом понимает профанная наука). В этих мирах действуют свои особые законы; их обитатели зачастую наделены квазичеловеческим разумом; существует определенная система взаимосвязей между некоторыми нашими «идеями» и их проявлениями, с одной стороны, и некоторыми типами феноменов, встречающихся в этих мирах, — с другой. (Так, при помощи символики, каббалы и т. д. мы можем общаться с теми или иными Сущностями по своему выбору.)

7. «Астральные» Сущности обладают знаниями и способностями другого рода, чем те, что присущи нам; их «вселенная», по всей видимости, отличается от нашей в некоторых отношениях. («Кость» означает для нас нечто иное, чем для собаки; близорукий человек видит предметы иначе, нежели человек с нормальным зрением.) Признать объективное существование некоего «Ангела», дарующего нам новые знания, более удобно, чем предполагать, что в результате проведенной инвокации мы пробудили некие сверхъестественные способности в самих себе. Подтверждением тому служат происшествия с «Кальдараццо» [3] и Якобсом [4] и другие подобные случаи.

8. Каббала предоставляет схему нашего устройства, основанную на условных соответствиях. Благодаря ей каждое проявление каждого предмета можно соотнести с тем или иным элементом Древа Жизни и вызвать при помощи правильно подобранных ключей.

9. Время и Пространство суть формы, посредством которых мы воспринимаем (искаженные) образы Идей. Наши меры Времени и Пространства [5] — грубые условности; для различных Сущностей они различаются в широких пределах. (Действие гашиша наглядно показывает, как они могут варьироваться даже в пределах одного сознания.)

10. Мы вправе допустить, что любое проявление любого предмета или идеи может быть представлено в символической форме, связанной с его Сущностью иррациональным образом. (Так, между ударом в колокол и слуховым восприятием его звона никакой рациональной связи нет. Наше представление о «колоколе» — это всего лишь овеществление его воздействия на наши органы чувств. И наша способность «подавать сигналы» при помощи колокола подразумевает использование точно такой же системы соответствий между различными рангами Природы, как и та, что применяется в Магии, где мы добиваемся Видения Красоты при помощи определенных цветов, форм, звуков и т. д.)

11. Таким образом, «Астральные» Сущности могут быть определены так же, как и «материальные предметы»: они суть Неизвестные Причины разнообразных наблюдаемых следствий. Они могут принадлежать к любому рангу бытия. Мы придаем физическую форму и название лишь самому колоколу, но не его звуку, хотя и о том, и о другом мы не знаем ничего, кроме собственных впечатлений. Однако мы умеем записывать музыкальные звуки при помощи особой условной системы. Следовательно, мы имеем полное право назвать определенный набор качеств «Рациэлем» или описать некое впечатление как «сатурнианское», не делая вид, будто нам известно, чем они являются сами по себе. Все, что нам нужно знать, — это как ударить в колокол таким образом, чтобы получить звук, приятный для слуха, или как вызвать «духа», который сообщит нам сведения, скрытые от наших интеллектуальных способностей.

12. а) Каждый без исключения предмет можно рассматривать как обладающий некой «астральной формой», доступной нашему тонкому восприятию. Эта «астральная форма» соотносится со своей материальной основой точно так же, как характер человека — с его физической внешностью. Эту астральную форму можно вообразить; к примеру, кувшин с опиумом можно «увидеть» в образе изнеженной соблазнительной женщины с жестокой улыбкой на устах, — точно так же, как мы видим в лице хитрого и лживого человека черты какого-нибудь животного (например, лисы).

б) Можно выбрать какое-нибудь одно определенное свойство предмета и наделить его астральной формой. Так, гибельные ловушки горных троп можно олицетворить в виде «троллей», а разрушительную силу самума — в образе «джинна».

в) Любой из этих символов можно подвергнуть анализу и получить более тонкую форму; так, «дух» заключает в себе «Ангела», «Ангел» — «Архангела» и так далее.

г) Любую группу символов можно подвергнуть синтезу и получить более общую форму. Так, можно объединить все разновидности духов земли в общем понятии «гномы».

д) Любую из этих форм можно соотнести с определенным элементом Древа Жизни и работать с ней соответственным образом.

е) Маг может создать для любого из этих символов тело, доступное чувственному восприятию, и вызвать его при помощи определенных обрядов.

13. Вопрос о «реальности» или «объективности» этих символов обсуждению не подлежит. Понятия x⁴ или √(-1) способствуют развитию математики и приближению ее к искомой Истине, невзирая на то, «существует» ли в действительности Четвертое Измерение или есть ли у выражения √(-1) «смысл» того же порядка, что и у выражения √4, подразумевающего количество единиц в стороне квадрата из 4 единиц.

Астральный План — неважно, реальный или воображаемый, — представляет опасность для любого, кто пытается проглотить его без соли той Премудрости, что заключена в вышеописанном подходе; для любого, кто пренебрегает его законами — умышленно ли, из легкомыслия ли, по невежеству или же исходя из предположения, что они носят сугубо психологический характер, а, следовательно, отличаются от физических законов в более узком смысле этого слова; и для любого, кто отрекается от своей независимости на том основании, что более тонкая природа астральных явлений якобы гарантирует их авторитетность и достоверность.

14. По характеру в целом «планы» бытия бесконечно разнообразны. Но выделяется несколько основных типов символики, которые соответствуют формам образных представлений, утвердившимся в умах Человечества. Каждому из таких «планов» присущи свои внешние атрибуты, обитатели и законы — частные случаи более общих принципов. Особенно примечательны из них «египетский» план, соответствующий идеям и методам Магии, некогда бытовавшим в долине Нила; «кельтский» план, родственный «Стране Эльфов», лейтмотивом которого служит языческий пантеизм, иногда замаскированный христианской терминологией; и «алхимический» план, на котором Великое Делание нередко предстает в форме искусственно сконструированных эмблематических ландшафтов, населенных квазигеральдическими животными и человекоподобными сущностями со своей особой символикой, выполняющими таинственные операции Герметического Искусства.

Существуют также «планы» притчей, басен и фольклорных преданий; короче говоря, каждая страна, каждое вероучение и каждая литература формируют систему проявлений, характерную для того или иного «плана».

Но существуют также и «планы», открывающиеся любому ясновидцу, который исследует Астральный Свет непредубежденно; в подобных случаях его собственный ум наделяет явления формой, и восприятие его оказывается ясным в меру его личной чистоты.

На более высоких планах разнообразие форм, обусловленное относительной плотностью, исчезает. Так, в Астрале видение «Исиды» не имеет ничего общего с видением «Кали». Первая — воплощение Материнства и Мудрости, неизреченно светлая, чистая и любящая; вторая — само Убийство и Безумие, кровожадная, омраченная страстью и жестокая. Единственная связь между ними — в том, что обе они суть символы Женщины. Однако тот, кто достигнет самадхи в медитации на Кали, обретет точно такое же Просветление, как если бы медитировал на Исиду; ибо и том, и в другом случае, он достигает тождества с Квинтэссенцией Идеи Женственности, не замаскированной никакими частными свойствами, которыми наделяли ее обитатели берегов Нила или Ганга.

Именно поэтому на низших ступенях посвящения астральный опыт порождает догматические разногласия. Так Иоанн Богослов противопоставляет Блудницу БАБАЛОН Жене, Облеченной в Солнце, а убиенного Агнца — Зверю 666, который был смертельно ранен, но исцелился; он не понимает, что Сатана, Древний Змий в Бездне, в Озере Огненном и Серном, есть не кто иной, как Отец-Солнце, трепет Жизни, Владыка Бесконечного Пространства, пламенеющий Своей Всепоглощающей Силой, и он же — Свет на престоле, чьим Духом пронизан Град Драгоценных Камней.

Каждый из «планов» — завеса, скрывающая тот, что над ним; изначальные индивидуальные Идеи разнообразятся по мере проявления своих компонентов. Два человека, почти одинаково представляющие себе какой-либо предмет, напишут о нем два совершенно различных трактата.

15. Общая власть над Астральным Планом, способность находить дорогу в нем, проникать в святилища, закрытые от непосвященных, завязывать с обитателями этого плана такие отношения, которые помогут приобрести новые знания и способности, или ставить этих обитателей себе на службу, — все это зависит от общих магических достижений ученика. Он должен совершенно свободно владеть своим Телом Света и сделать его неуязвимым. Он должен научиться облекаться всеми Божественными формами, пользоваться всеми орудиями, сигилами, жестами, словами и знаками. Он должен знать имена и числа, связанные с каждой работой, которую он проводит. Он должен быть бдительным, внимательным и готовым проявить свою власть, но при этом учтивым, милосердным, терпеливым и отзывчивым.

16. Астральный План можно исследовать двумя противоположными способами:

а) можно взять какой-нибудь физический объект, вызвать его астральную форму и, изучив ее, приобрести таким образом знание об этом предмете и возможность воздействовать на него при помощи каббалистических и магических ключей;

б) можно вызвать искомую идею и, привлекая элементы, соответствующие ей в Природе, наделить ее телом.

17. У каждого Мага есть своя Астральная Вселенная, непохожая ни на какую другую, — точно так же, как совокупность опыта, присущая каждому человеку в этом мире, уникальна лично для него. Но, разумеется, существует общее согласие по ряду основных положений; и поэтому МАСТЕР ТЕРИОН имеет возможность описать главные свойства этих «планов» и их законы — точно так же, как он мог бы написать учебник по географии, содержащий характеристики пяти материков, океанов и морей, а также наиболее примечательных гор и рек. Он не мог бы претендовать на изложение всех сведений, которыми обладает о своей округе каждый крестьянин. Но для крестьянина в повседневной жизни наиболее важны именно мелкие детали. Точно так же и Маг скажет спасибо МАСТЕРУ ТЕРИОНУ за Компас, который послужит ему проводником в ночи, за Карту, которая расширит его представления о его стране и будет указывать ему дорогу вдалеке от дома, за советы насчет Сандалий и Посоха, которые сделают уверенней его поступь, и за Книгу, которая поведает ему, как, сокрушая скалы своим Молотом, он сможет добыть Девственное Злато. Однако он будет отдавать себе отчет в том, что его собственный уголок земли — это его и только его царство; что сам МАСТЕР ТЕРИОН — в сущности, такой же человек, как он, только живущий в соседней долине; и что он должен изучать и использовать свое наследие собственными глазами и руками.

Маг не должен принимать на веру ни рассказы МАСТЕРА ТЕРИОНА об Астральном Плане, ни Его каббалистические открытия, ни Его наставления по Магии. Возможно, для большинства людей они в основном верны; но полностью истинными они не могут быть ни для кого, кроме Него самого, — точно так же, как два разных художника не могут написать на один и тот же сюжет две совершенно одинаковые картины.

Это применимо даже к самим основам, которые мы столь легкомысленно называем Общечеловеческими Истинами: теоретически, каждый Маг может оказаться тем особенным человеком, для которого они ложны. Разве не бывает так, что знамя, которое десяти тысячам человек кажется красным, кому-то одному видится зеленое? А поскольку каждый мужчина и каждая женщина — Звезда, то, что видится ему зеленым, и в самом деле зелено; если он пойдет на поводу у толпы и признает его красным, не сломает ли он тем самым Посох Истины, служащий ему опорой?

Таким образом, каждый без исключения человек, который желает быть Магом, должен исследовать Вселенную самостоятельно. И в особенности это важно в применении к Астральному Плану, потому что символы невероятно чувствительны. Нет ничего проще, чем внушать себе видения или лепить фантазмы в соответствии с нашими представлениями. Общаться с независимым разумом — в чем и заключается единственная подлинная цель астральных исследований — очевидным образом невозможно до тех пор, пока вокруг нас толпятся льстецы, порожденные нашим собственным воображением. Если вы надеетесь, что ваши видения окажутся похожи на видения МАСТЕРА ТЕРИОНА, так оно и будет; но если из уважения к Нему вы примете их за подлинные, то погрешите против собственной Души, и сами эти видения станут вам возмездием. Лишившись истинного Провожатого, Ясновидец заплутает в пустыне ужасов, подвергаясь обманам и мукам без числа; взывая к своему кумиру, МАСТЕРУ ТЕРИОНУ, он лишь сотворит по образу и подобию Его устрашающий призрак, который будет глумиться над ним в его несчастье; и, наконец, разум его пошатнется и рухнет замертво, и Безумие слетит стервятником на труп его и поразит его очи ужасным зрелищем того, как Учителя его поглощает эта отвратительная галлюцинация — «Видение ДЕМОНА КРОУЛИ!»

Помните же, что всегда, а при работе с Астральным Планом — в особенности, один-единственный вздох способен поколебать Перо Истины. Все, что вы видите и слышите, по-своему «реально», вне зависимости от того, является ли оно самим собой, искаженным образом ваших желаний или порождением вашей личности. Пробирного камня истины не существует; подлинный Нахиэль неотличим от образа личных представлений Мага о Нахиэле. Чем сильнее в Маге творческое начало, тем более податливо откликается на него Астральный Свет, сгущаясь в подобные картины. Творчество такого рода не всегда ведет к заблуждениям, но это — совсем другая область Работы. Получить внешнюю помощь из внутренних источников невозможно. Следует соблюдать предосторожности, аналогичные тем, что описаны в главе о дивинации [6].

Маг может сколь угодно долго пребывать в плену иллюзий и лести собственных Астральных творений или сущностей, преображенных им в угоду собственным желаниям. Он будет наслаждаться их естественной угодливостью — о жалкая обезьяна!

Они будут внушать ему, что он созерцает дивные таинства, живые картины, полные изумительной красоты и несказанного великолепия; и он будет принимать их за подлинные — по той простой причине, что все это будут образы его собственного «я», возведенные в идеал его же собственным воображением.

Но в действительности он попросту остановится в своем развитии. Эти призраки не позволят ему общаться с независимыми разумами, от которых только и можно узнать нечто новое.

Он будет все больше и больше сосредоточиваться на себе, воображая, будто проходит одно за другим все новые и новые посвящения. Его Эго будет беспрепятственно раздуваться до тех пор, пока ему не покажется, что сами небеса простерлись у его ног. Но в действительности он не увидит ничего, кроме собственной дурацкой физиономии — лица Нарцисса, ухмыляющегося из пруда, который рано или поздно станет его могилой.

Иллюзии такого рода на Астральном Плане — даже в совершенно обычных видениях, не имеющих сколько-нибудь важного духовного значения, — могут повлечь за собой серьезнейшие неприятности. Во-первых, подобные ошибки вводят Мага в заблуждение; если вы допустите, чтобы ваше представление о Юпитере исказилось, окрасившись влияниями Венеры, то впоследствии, на каком-нибудь решающем этапе своей работы, вы не сумеете найти с Юпитером общий язык.

Во-вторых, привычка допускать ошибки и оставлять их без исправления имеет тенденцию усугубляться. Тот, кто поначалу всего лишь «пишет “Иегешуа” через Реш», в конце концов может вместо имени своего Ангела нечаянно написать имя Стража Порога.

И, наконец, Магия — это Пирамида, которую надлежит возводить слой за слоем. Работа с Телом Света — наряду с техникой Йоги — представляет собой основание всей конструкции. Наша картина Астрального Плана должна быть точной, потому что именно из нее аналитическим путем выводятся Ангелы, Архангелы и Боги. Чтобы сварить чистое пиво, нужно чистое сырье.

Если ваши представления о Вселенной неполны и неточны, то как вам понять ее законы?

Всякий недочет или ошибка, допущенная на начальной стадии, как правило, распространяется и на более высокие планы.

Представьте себе, что Маг, призывая Солнце, столкнулся с духом Сатурна, который убедительно выдал себя за искомый Солнечный Разум и повелел ему воздерживаться от земной любви, если он желает достичь Познания и Собеседования со Священным АнгеломХранителем; и представьте, что бы из этого вышло, если бы в основе Формулы, определяющей Волю этого Мага и природу его Ангела, лежало, например, такое состояние, как лирический восторг!

Маг не только должен подвергать каждого духа стандартному испытанию на честность (непосредственно в ходе работы), но и самым тщательным образом записывать каждое видение, не опуская никаких подробностей, а затем проверять, согласуется ли оно по всем пунктам с соответствиями, приведенными в «Книге 777» и «Liber D». Если он, к примеру, призывал Меркурия, а в полученном видении обнаружились имена с числами Марса или элементы, соответствующие знаку Рыб, пусть приложит все усилия, чтобы выявить источник ошибки, исправить ее и сделать так, чтобы в дальнейшем она не повторилась.

Однако подобные проверки не помогают отличить истинные видения от фантазмов, порожденных самовнушением. Чем большую роль играет самогипноз, тем более гладко видение вписывается в стандарты ясновидца (за исключением случаев, когда его аура представляет собой мешанину спутанных и неразличимых символов). Ничто его не смущает, ничто ему не мешает; история, разворачивающаяся перед его мысленным взором, может развиваться беспрепятственно и безо всякой критики. Он всегда может доказать свою правоту, подогнав под желаемый результат каббалистические обоснования; а поскольку красный цвет так близок к оранжевому, который и сам по себе — всего лишь оттенок желтого, а желтый — один из компонентов зеленого, плавно перетекающего в голубой, то что за беда, если вместо лазурного Ангела ему предстанет демон, облеченный в киноварь?

Подлинным и окончательным испытанием на Истинность видений служит их Значимость. Самые потрясающие, самые ослепительные и волнующие переживания на Астральном Плане вовсе не обязательно гармонируют с Истинной Волей Ясновидца; и в этом случае, даже если они истинны объективно, для него они не истинны, потому что — для него — бесполезны. (Или мы не указывали выше, что Истина — это всего лишь Наиболее Удобная Формулировка?)

Они могут опьянять и возвышать Ясновидца, могут вдохновлять и укреплять его всевозможными способами, могут проливать для него свет на самые священные таинства, но при этом оставаться не более чем истолкованием его собственной индивидуальности, формулой Онана, а не Авраама.

Подобные живые «портреты художника в юности» полезны для всех, кто внял призыву «Познай себя!». Более того, они даже необходимы для исследования собственной природы, которое обязуются провести все Послушники A∴A∴. Сама Госпожа Наша Нут «разделилась ради любви, дабы стал возможен союз» [7]. Однако эти зеркальные отражения — отнюдь не Деяния Магии, как ее опре деляет Закон Телемы, ибо истинная Магия Хора подразумевает страстное слияние противоположностей.

Итак, доказательством того, что вы вступили в контакт с независимой сущностью, служит ощущение, которое невозможно спутать ни с чем, если вы находитесь в добром здравии. Как можно принять собственные чувственные ощущения за проявления другого существа?! Лишь под влиянием неизлечимого человеческого тщеславия астральный «Заблудший Странник» [8] или мистик способен спутать собственную пьяную болтовню с Голосом Высочайшего.

Суть верного ощущения заключается в осознании того, что другая Сущность реальна. Как правило, этому сопутствует некоторая враждебность, даже при наличии взаимной симпатии. Ведь даже «вторую половинку своей души» при первой встрече человек никогда не примет за самого себя.

Поэтому следует настоятельно подчеркнуть, что всякое истинное явление на Астральном Плане производит такое же впечатление, какое бывает при встрече с незнакомцем. Нужно признать, что воспринятая вами Сущность — будь то Архангел или Эльф — независима и осмыслить свою реакцию на нее. У этой Сущности нужно учиться, как бы вы ее ни презирали; и ее нужно полюбить, даже если она вызвала у вас отвращение.

Описывая пережитую встречу в своем дневнике, нужно осознать, что под ее влиянием в вас произошли определенные перемены. Вы узнали и ощутили нечто чуждое вам, а не просто примерили новое платье.

Подлинное Астральное Видение всегда до некоторой степени мучительно: «Я» испытывает страдание от необходимости признать существование «не-Я»; от мозга требуется определенное усилие, чтобы принять новую мысль. При первом соприкосновении это неизбежно, даже если радость от нового приятного знакомства приводит Ясновидца в восторг и вливает в него свежие силы.

Правильная реакция на чужое «Я» влечет за собой и более глубокие последствия: подобная встреча непременно способствует разрушению того или иного комплекса, присущего Ясновидцу. Имеется в виду некая группа идей, которую он когда-то аккуратно уложил, перевязал, пометил этикеткой и убрал с глаз долой. Но теперь возникает необходимость разобрать ее содержимое и переложить все по-другому. Как минимум, это раздражает: вы чувствуете себя на месте человека, который упаковал саквояж для путешествия, запер его на ключ, стянул ремнями и вдруг сообразил, что забыл положить пижаму. А как максимум, это может заставить вас полностью пересмотреть свои представления по тому или иному поводу; вы оказываетесь в шкуре старого холостяка, давно построившего планы на всю оставшуюся жизнь, но почему-то зачастившего на свидания с одной и той же девушкой.

Итак, любое по-настоящему качественное Астральное Видение, даже на низших планах, должно одновременно и наставлять Ясновидца, и готовить его к Посвящению. Всякое видение, не удовлетворяющее этим условиям, следует отнести к категории обычных «упражнений».

Здесь представляется уместным привести еще одно, последнее соображение. Мы не имеем права утверждать, что какая-либо Астральная Сущность «реальна» или «объективна», на основании одного лишь субъективного чувства ее независимого существования. Только доказательство, валидное для любого квалифицированного наблюдателя, способно послужить доводом в пользу основной предпосылки Религии — существования Сознательного Разума, не зависящего от мозга и нервной системы в том виде, в каком мы их себе представляем. Если этот Разум к тому же наделен Могуществом, тем лучше. Впрочем, нам уже известно, что существуют неорганические силы, но свидетельствами о существовании неорганического сознательного Разума мы не располагаем.

Чем нам может помочь в этом отношении Астральный План? Доказать наличие соответствий между Призыванием и Явлением можно без труда [9], однако этого недостаточно. Необходимо еще исключить такие возможные объяснения, как совпадение [10], телепатия [11] и подсознательное знание [12]. Нечеловеческий Разум должен сообщить нам такую Истину, которая неизвестна и никогда не была известна ни одному человеческому разуму. Однако эта Истина должна поддаваться проверке.

Во всем мире существует лишь один-единственный документ, предоставляющий свидетельства, в полной мере удовлетворяющие этим требованиям. Это

Liber AL vel Legis,
«Книга Закона»

наступившего ныне Нового Эона — Эона Хора, Венценосного и Победоносного Ребенка, Эона, logos которого — ЗВЕРЬ 666, во Внешнем ордене носивший имя «БРАТ PERDURABO».

Доказательство самостоятельного существования нечеловеческого Разума, не зависящего от телесной формы, носит чрезвычайно сложный характер. Но можно кратко перечислить его основные пункты.

АЙВАЗ, имя Разума, о котором идет речь, доказательно демонстрирует:

а) способность заранее устраивать события, не связанные с Его писцом, таким образом, чтобы впоследствии они вписались в собственные расчеты упомянутого писца.

Например, Стела, содержащее откровение о Теогонии «Книги Закона», официально носила номер 666 в экспозиции Булакского музея. За много лет до обнаружения этого факта писец принял 666 в качестве своего магического числа. Далее, магический Дом писца, приобретенный за много лет до того, носил имя, соответствующее числу 418. В 1901 году писец рассчитал, что 418 — это число Великой Работы. Но тот факт, что 418 — число имени его собственного дома, он обнаружил только потому, что об этом упомянул АЙВАЗ [13];

б) способность встроить внутренне согласованную систему чисел и букв в быстро записываемый текст, содержащий загадки и шифры, которые может отомкнуть единый Мастер-Ключ, еще не известный писцу, но связанный с его собственной системой; причем этот Ключ и его производные, в свою очередь, служат комментарием к тексту.

Например: «Слово Закона — Θελημα» [14] (Воля); числовое соответствие этого слова — 93.

«Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей» [15]. «Любовь», Αγαπη , как и Θελημα, дает в сумме 93.

Само имя «АЙВАЗ» дает в сумме 93 [16].

Все это казалось писцу непонятным; но спустя годы он обнаружил «Утраченное Слово» в одном из своих собственных Орденов; и оно также равнялось числу 93.

Оказалось, что числу 93 соответствует и Слово Его наисвятейшего Ордена [17]. 93 же — это трижды 31; а 31 — это LA, «нет» и AL, определенный артикль или «Бог»; эти два слова проходят через всю Книгу, придавая многим стихам двоякий смысл. Третье 31 — это составная буква ShT; два священных символа (многовековой древности), обозначающие Sh и T, суть изображения «Действующих Лиц» этой Книги. Будучи применена к некоторым загадкам в тексте, эта буква ShT помогла разрешить их: благодаря ей случайная линия, прочерченная поверх рукописного текста, соединила несколько букв, которые в сумме дали 418; благодаря ей «круг в невозможности найти его квадратуру» [18] соотнесся с числом π с точностью до шестого знака после запятой, и так далее.

Опять же, «Ты не знаешь» [19] означает «Да познаешь ты LA»; а он «откроет ко всему этому Ключ» [20] — Ключ AL [21];

в) способность выстраивать не подвластные ни писцу, ни его сотоварищам дальнейшие события таким образом, чтобы они послужили подтверждением сказанного в Книге. Или же, per contra [22], способность предсказывать такие события.

Например, первая Багряная Жена оказалась недостойной и претерпела в точности те самые кары, которые и были предсказаны.

Еще: «Придет единый, кто последует за тобой; он это ис толкует» [23]. Этот «единый» оказался — «необычным образом» — «ребенком» писца [24].

Через девять месяцев после того, как ЗВЕРЬ 666 зачал магического «ребенка» со Своей наложницей Джейн Фостер [25], родился «Ребенок Бездны»: Брат Ахад заявил о своем праве на эту степень и тем самым «пришел вслед» за ЗВЕРЕМ 666, который был на тот момент последним из совершивших это Адептов. «Ребенок» этот действительно оказался «единым», ибо «единый» — значение его девиза, «Ахад». И, наконец, он действительно «открыл ко всему этому Ключ», достигнув того, чего Самому ЗВЕРЮ не удалось добиться за 14 лет упорной работы;

г) способность постичь и выразить в точных терминах истинные решения основных проблем Вселенной.

Например, формула Нут и Хадита объясняет Вселенную в терминах логико-математической философии, примиряя при этом между собой дуализм, монигизм и нигилизм; все противоречия во всех сферах; а также Изначальное Совершенство с Проявленным Несовершенством.

Далее, «Поступай согласно своей воле», самое возвышенное и суровое из всех когда-либо изреченных этических предписаний, несмотря на якобы подразумеваемую в нем вседозволенность, по внимательном рассмотрении действительно оказывается «всем Законом» [26], единственным и достаточным оправданием  человеческих действий, самоочевидным Принципом Правоты, позволяющим отождествить Предопределенность со Свободой Воли и положить конец Междоусобной Войне в Природе Человека, утвердив Канон Истины, определяющий все его поступки — соответствие каждой вещи самой себе. «Поступать согласно своей  воле» для звезд значит сиять, для лоз — плодоносить, а для воды — растекаться ровным слоем по любой поверхности; человек — единственное создание Природы, когда-либо пытавшееся противоречить самому себе;

д) способность истолковать Дух Нового Эона, возвращение самых цивилизованных народов к беспощадному варварству, во времена, когда все ответственные люди осуждали войну;

е) способность осознавать и контролировать все эти многочисленные уровни идей и событий, которая свидетельствует о наличии разума и средств воздействия, понятных человеку, но безмерно превосходящих все возможности последнего; способность вместить это все в компактную криптограмму, демонстрируя искусное владение английским языком, философскими и математическими концепциями, великолепие поэтического дара и пылкую страстность, вкладывая в буквы и слова сложнейший шифр, подразумевающий знание фактов, которые до тех пор не существова ли ни в одном человеческом разуме, и управляя при этом рукой писца, хотя тот и полагал, что сознательно записывает текст под диктовку; и, наконец, способность воткать в единый узор столько разнообразных нитей доказательств, относящихся к различным уровням, что ни один человек, обладающий открытым и честным умом, не сможет усомниться в существовании АЙВАЗА как Сущности, независимой от тела и наделенной сознанием, индивидуальностью, разумом не в пример могущественнее людского и сверхчеловеческой силой, действующей в согласии с Волей.

Одним словом, «Книга Закона» служит доказательством основном постулата Религии.

Поэтому Маг может не сомневаться в существовании Духовных Сущностей и стремиться к Познанию и Собеседованию со своим собственным Ангелом-Хранителем столь же беззаветно, как БРАТ PERDURABO, ради своего Ангела отрекшийся от всего — от любви и богатства, от чинов, и званий, и славы. Но ведь не сделай он этого, он был бы разорван на части менадами своих бессмысленных влечений; спасение для него было только в одном — самому стать Вакхом! О Вакх, бог и человек! Вакх, зачатый Семелой от Зевсапрелюбодея, Владыки Грома, терзающего, как зверь, девственную жертву свою! О Вакх, младенец, укрытый от злобы врагов во святая святых, в тайнике отца твоего, в русле Звездного Ливня, исторгшем Змеев, один из которых стал Твоею Душою! О Вакх, двоевидный, жено-мужской, о Вакх, чья невинность смиряет Тигра! Капли крови с твоих рогов стекают тебе на уста, обостряя веселье вина в безумье убийства! О Вакх! Тирс твой сок источает; оплетает его твой плющ; темно-зеленая радость вьется вокруг него, взбираясь к вершине; львиная шкура твоя ниспадает с холеных плеч, ниспадает с проворных бедер; ты, опьяненный блаженством священного винограда, забыл и о бремени плоти, и о томленье души.

Приди же, о Вакх, приди, приди к нам с Востока; явись к нам с Востока верхом на Осле Приапа! Явись среди буйства певцов твоих и танцоров! Из идущих вослед тебе разве кто устоит пред смехом и пляской? Во имя твое, о Дионис, приди: пусть девы возлягут с Богом. Во имя твое, о Иакх, приди: пусть восколеблется воздух под тайным твоим опахалом, дабы каждый твой вздох наполнял вдохновением души, дабы мы породили тебе сыновей по образу Твоему!

Воистину и аминь! Пусть Маг не забывает ни на мгновение, в чем заключается его единственная задача. Его непосвященное «я» (или, точнее, то, что он по неразумию принимает за «я») — всего лишь толпа неистовствующих женщин, озверевших от непонятых и неудовлетворенных животных инстинктов; Пенфея, этого жалкого человеческого царька, вознамерившегося их усмирить, они разорвут в клочья; его родная мать, Природа, первой вцепится ему в горло! Никому, кроме Вакха — Священного Ангела-Хранителя, — не дано вознестись как Богу над этим буйством безумиц; лишь ему одному под силу превратить это безобразное столпотворение в стройную и слаженно движущуюся процессию, преобразить завывания этих гиен в симфонию пеана, а их бессмысленный гнев — в управляемый экстаз. Это Ангел, дважды двойной по природе своей, а потому способный принять любое причастие. Он одновременно и Бог, опьяненный земным вином, и зверь, упивающийся Кровью Бога, которая очистит его от смертности. Он — женщина, ибо он воспринимает все побуждения; но от кого же все они исходят, как не от Него самого? И Он же — мужчина, запечатлевающий Свой образ на всем, что Ему предалось. В руке Его — Жезл, увенчанный шишкой и обвитый плющом; Ангел сей непрерывно  творит, оплетая Волю Свою неувядаемой зеленью льнущей к ней красоты.

Тигр, символ свирепых страстей человека, резвится у ног своего господина; сам же Он восседает верхом на Осле Приапа: Его сексуальная сила несет Его всюду, куда Он желает идти.

Пусть же Маг странствует по Астральному Плану, объявив свой целью проникнуть в святилище таких бестелесных Сущностей, которые смогут наставить и укрепить его, а также предъявить неопровержимые доказательства своего независимого существования. Любые другие астральные впечатления в лучшем случае лишь расширяют и уравновешивают его Знания или, быть может, снабжают его Энергией, в случае если Магу удается отыскать путь к Источникам Силы. Но, как бы то ни было, ничто из этого не стоит и ломаного гроша, если только не служит Магу подмогой в Его Великой Работе.

Тот, кто устремится на поиски вышеописанных Разумов, может столкнуться с чрезвычайными трудностями. Пути бдительно охраняются; «лев на дороге!» [27]. Техническое мастерство здесь не поможет: необходимо доказать Стражам, что вы имеете право предстать пред лицом их хозяев. Возможно, от вас потребуются особые клятвы; возможно, вам придется пройти некие испытания и принять некие посвящения. Все это в высшей степени серьезные задачи; чтобы Тело Света не распалось во мгновение ока, оно должно быть совершенно зрелым и окончательно закрепленным. И даже если оно будет готово к подобному опыту, необходимо иметь в виду, что все его слова и поступки будут налагать на него нерушимые узы. Оно не сможет даже попытаться нарушить клятву, как мог бы сделать его собрат из плоти и крови.

На этом завершается общее описание Астрального Плана и поведения, подобающего Магу при работе с оным.

 

Перевод © Анна Блейз

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.

© Thelema.ru

 


 

[1] При переработке книги данные заметки были оставлены без изменений в том виде, в каком были написаны изначально. В An. XVII, при Солнце в Деве [август–сентябрь 1921 г.] Сестра Rhodon, Послушница A∴A∴, в то время пользовавшаяся привилегией проживания в некоем тайном Аббатстве Телемы, попросила МАСТЕРА ТЕРИОНА добавить к этой книге очерк уранографии Астральных планов, написанный менее специальным языком, чем «Liber 777». Соответственно ее пожеланию Он и набросал эти заметки. При более подробной разработке они оказались бы несоразмерны остальным частям настоящего трактата. — Примеч. А. Кроули.

Сестра Rhodon (др.-греч. Ροδον — «роза») — магический девиз романистки и поэтессы Мэри Баттс (1890–1937). — Примеч. перев.

[2] «Les axiomes géométriques ne sont donc ni des jugements synthétiques à priori ni des faits expérimentaux. Ce sont des conventions…

Dès lors, que doiton penser de cette question: La géométrie euclidienne estelle vraie?

Elle n’a aucun sens. Autant demander si le système métrique est vrai et les anciennes mesures fausses; si les coordonnées cartésiennes sont vraies et les coordonnées polaires fausses. Une géométrie ne peut pas être plus vraie qu’une autre; elle peut seulement être plus commode

On veut dire que par sélection naturelle notre esprit s’est adapté aux conditions du monde extérieur, qu’il a adopté le géométrie la plus avantageuse à l’espèce; ou en a’autres termes la plus commode. Cela est tout à fait conforme á nos conclusions, la géométrie n’est pas vraie, elle est avantageuse…»

[Фр. «Итак, геометрические аксиомы не являются ни синтетическими априорными суждениями, ни опытными фактами. Они суть условные положения (соглашения) <...>

Если теперь мы обратимся к вопросу, является ли евклидова геометрия истинной, то найдем, что он не имеет смысла. Это было бы все равно, что спрашивать, какая система истинна – метрическая или же система со старинными мерами, или какие координаты вернее — декартовы или же полярные. Никакая геометрия не может быть более истинна, чем другая; та или иная геометрия может быть только более удобной. <…>

…в силу естественного отбора наш ум приспособился к условиям внешнего мира, <...> он усвоил себе геометрию, наиболее выгодную для вида, или, другими словами, наиболее удобную. Но это соответствует нашим выводам о том, что геометрия не истинна, а только выгодна».] Пуанкаре, «Наука и гипотеза» [Рус. пер. цит. по изданию: Пуанкаре А. О науке. Пер. с фр. Л.С. Понтрягина. 2-е изд. М.: Наука физ.-мат. лит. 1990.]

«Nous choisrons donc ces règles non parce qu’elles sont vraies, mais parce qu’elles sont le plus commodes, et nous pourrions les résumer ainsi en disant:

‘La simultanéité de deux événements, ou l’ordre de leur succession, l’égalité de deux durées, doivent être défi nies de telle sorte que l’énoncé des lois naturelles soit aussi simple que possible. En d’autres termes, toutes ces règles, toutes ces définitions ne sont pas que le fruit d’un opportunisme inconscient’».

[Фр. «Следовательно, мы выбираем эти правила не потому, что они истинны, а потому, что они наиболее удобны, и мы можем резюмировать их так:

“Одновременность двух событий или порядок их следования, равенство двух длительностей должны определяться так, чтобы формулировка естественных законов была по возможности наиболее простой. Другими словами, все эти правила, все эти определения — только плод неосознанного стремления к удобству”»]. Пуанкаре. «Ценность науки» [Рус. пер. цит. по: Пуанкаре А. Указ. соч.]

За опровержением ученик может обратиться к работе Г.Г. Джоакима «Природа истины». Однако большинство нюансов, в которые тот вдается, бьют мимо цели. Термин «истина» подлежит определению. Это имя существительное (nomen), а все имена суть используемые человеком символы вещей. Итак, Истина — это сила, способная вызывать у человека определенную реакцию («согласие») при определенных обстоятельствах. (Зеленый цвет, вес и все прочие качества — тоже некие силы.) Она — скрытым или проявленным образом — заключена в объекте; поэтому при опытном познании факты одновременно и меняются, и остаются неизменными. Это солипсизм, поскольку мы можем осознавать лишь свое собственное сознание; но это и не солипсизм, поскольку наше сознание сообщает нам, что происходящие в нем изменения совершаются под влиянием некой внешней силы. Все это верно по определению в силу первого закона Ньютона.

Вопрос «Что есть Истина?» [Ин. 18:38] выходит за рамки этих рассуждений, поскольку относится к самой природе упомянутой силы. Последняя заключена изначально во всех вещах, поскольку любую пропозицию, равно как и ее противоположность, можно постулировать как истинную. Условие здесь является тождество формы (или структуры) рассматриваемых Монад.

Чтобы воспринять 0°=х и т. д. непосредственно, необходимо особое качество ума, выходящее за рамки «обыденного», — точно так же как для понимания рассуждений Г.Г. Джоакима требуется точка зрения, превосходящая взгляд бушмена. — Примеч. А. Кроули.

Гарольд Генри Джоаким (1868–1938) — британский философ-идеалист, создатель когертивной (внутренне согласованной) теории истины, изложенной в работе «Природа истины» (1906). Согласно этой теории, «“Истинное” и “Ложное” в единственно возможном строгом смысле слов представляют собой характеристики “Пропозиций”. Каждая Пропозиция сама по себе и совершенно независимо от разума истинна или ложна; и только Пропозиции могут быть истинными или ложными. Истинность или ложность любой Пропозиции — это, так сказать, ее вкус, который мы должны распознавать мгновенно (если вообще хоть как-то распознаём), во многом так же, как узнаём вкус ананаса или горгонзолы». — Примеч. перев.

[3] См. ниже историю происхождения «Книги Четыре». — Примеч. А. Кроули.

«Историю происхождения “Книги Четыре”» Кроули так и не написал, однако она изложена в предисловии к изданию: Алистер Кроули. Книга Четыре: Мистицизм и Магия. М.: Ганга, Телема, 2008. — Примеч. перев.

[4] См. ниже историю об Амалантре. — Примеч. А. Кроули.

[5] См. эссе Пуанкаре о Природе Пространства как идеи, изобретенной нами для измерения результатов и для объяснения наших мускульных движений. — Примеч. А. Кроули.

Имеется в виду глава 3 трактата Анри Пуанкаре «Ценность науки»; см. Пуанкаре А. О Науке. Указ. соч. — Примеч. перев.

[6] См. главу XVIII МТП.

[7] «Книга Закона», I:29.

[8] Аллюзия на одноименный сборник стихотворений Мэтью Арнольда (1822–1888).

[9] Для проверки МАСТЕР ТЕРИОН обычно записывает имя Силы на карточке и прячет ее, затем тайно призывает эту Силу, отправляет Своего ученика на Астральный План и велит ему соотнести свое Видение с какой-либо Силой. После этого ученик получает карточку, на которой указана именно та Сила, которую он назвал. — Примеч. А. Кроули.

[10] Самый знаменитый роман Филдинга называется «История Тома Джонса, найденыша». Однажды БРАТ PERDURABO остановился в лондонском отеле и позвонил домой своему другу по фамилии Фейлдинг. Ему ответил секретарь г-на Фейлдинга, сообщивший, что его наниматель несколько минут назад ушел и что его можно застать, позвонив в такой-то офис в Сити между 11 часами и четвертью двенадцатого. На 11 часов у БРАТА PERDURABO была назначена встреча с некой звездой мюзик-холла, у входа в театр. Чтобы не забыть, он сделал себе мысленную пометку при виде этой леди первым делом поднять руку и, даже еще не поздоровавшись, сказать: «Напомните мне, чтобы я позвонил Фейлдингу». Встретившись с ней, он так и поступил, но эта леди шагнула ему навстречу и с точно таким же жестом и с такой же интонацией произнесла: «Напомните мне, чтобы я позвонила Тому Джонсу» — имелся в виду ее наниматель, агент мюзик-холла.

Совершенно очевидно, что это простое совпадение: никакой связи между этими событиями нет. Если бы нечто подобное произошло при общении с гипотетическим духом, это следовало бы расценить как чрезвычайно веское свидетельство в пользу существования независимого разума.

Чтобы прояснить последнее утверждение, подставим в уравнение другие переменные. Предположим, два медиума, А и Б, одновременно и независимо друг от друга получат два послания: первый — «Спросите Б, кто написал “Гамлета”», а второй — «Спросите А, как называется самая знаменитая трагедия Шекспира». В данной ситуации совпадение будет гораздо более простым и не столь удивительным, как в вышеописанном случае, поскольку в нем отсутствует элемент случайной синонимии и рациональная связь между двумя посланиями оказывается совершенно очевидной. Однако большинство исследователей оккультных явлений признáют большую вероятность того, что оба эти послания отправлены одним и тем же разумом, вознамерившимся таким образом доказать свое существование. — Примеч. А. Кроули.

Эверард Фейлдинг (1867–1936) — барристер и секретарь лондонского Общества психических исследований в 1903–1920 гг. — Примеч. перев.

[11] В ноябре 1917 года в журнале «Интернейшнл» была опубликована заключительная часть статьи МАСТЕРА ТЕРИОНА «Возрождение Магии», последняя фраза которой гласила: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» [Откр. 13:18]. Имя ΤΟ ΜΕΓΑ ΘΗΡΙΟΝ, «Великий Дикий Зверь», соответствует по греческой системе числу 666. Это, как известно, титул Мастер Териона.

В то время Мастер Терион поддерживал общение с неким разумом, назвавшимся именем «Амалантра». В воскресенье 24 февраля 1918 года, в 21:30, Мастер Терион спросил Амалантру, можно ли использовать имя ΘΗΡΙΟΝ так, как если бы оно было еврейским. Он хотел таким образом больше узнать о мистическом значении этого Слова. Последовал ответ «Да». Тогда он спросил: «Следует ли мне взять только одно слово, ΘΗΡΙΟΝ, или все три слова, ΤΟ ΜΕΓΑ ΘΗΡΙΟΝ?» В ответ ему было сказано, что следует ограничиться словом ΘΗΡΙΟΝ. Тогда Мастер Терион спросил, какими еврейскими буквами надлежит воспользоваться, чтобы транслитерировать слово ΘΗΡΙΟΝ. Ответ был: «Тав, Йод, Реш, Йод, Айин, Нун», что в сумме дает 740 или 1390, в зависимости от того, использовать ли обычное числовое соответствие буквы Нун, 50, или же ее соответствие как конечной буквы слова, 700. Ни в том, ни в другом числе Мастер Терион не увидел особого смысла. Бесполезность Амалантры настолько вывела его из себя, что общение стало путаным и вскоре работа на тот вечер прекратилась. Он попытался использовать другие варианты еврейской записи слова ΘΗΡΙΟΝ, но так и не получил ничего интересного. Это само по себе весьма примечательно, потому что почти всегда удается прийти к более или менее хорошим можно записать и как Тет, и как Тав, а «O» — и как Айин, и как Вав, и Алеф.

В понедельник утром Мастер Терион отправился в офис журнала «Интернейшнл», где он работал редактором. В то время в Нью-Йорке не хватало угля и отапливать офисные помещения по понедельникам запрещалось. Так что Он просто забрал почту и пошел домой. Во вторник утром Он обнаружил у себя на столе письмо, прибывшее на имя главного редактора. Тот переслал его Мастеру Териону для ответа, поскольку письмо касалось именно Его. Оно было написано и отправлено в воскресенье вечером, приблизительно в то же время, когда состоялась вышеупомянутая беседа с Амалантрой. Письмо заканчивалось так: «Пожалуйста, уведомите своих читателей, что я, Самуил бар Айваз бен Яков де Шерабад, счел имя Зверя, и это — число человеческое.

(Читать справа налево)

ן ו י ר ת
N O I R Th
50 6 10 200 400
666».


Как нетрудно заметить, перед нами — исключительно эффектное решение проблемы, с которой Мастер Терион обратился к Амалантре. Обратите внимание, что Амалантра отказался дать правильный ответ напрямую — как представляется, для того, чтобы подчеркнуть чрезвычайную важность вмешательства этого ассирийского корреспондента. Также заметьте, что последний был совершенно несведущ в обычной каббале, поскольку довольно широко известно, что словосочетание ΤΟ ΜΕΓΑ ΘΗΡΙΟΝ по-гречески дает в сумме 666. И, более того, примите к сведению, что со времени публикации в «Интернейшнл», в которой затрагивается эта проблема, к тому моменту прошло почти четыре месяца. Этот ассириец жил довольно далеко от Нью-Йорка и не был знаком ни с кем из сотрудников «Интернейшнл». Таким образом, все свидетельствовало о том, что Амалантра действительно существовал, был более искусен в каббале, нежели сам Мастер Терион, и, сверх того, обладал достаточной силой, чтобы напомнить о проблеме четырехмесячной давности совершенно постороннему человеку и побудить его сообщить в письме правильный ответ в тот же миг, как только — за много миль от его местопребывания — был задан вопрос. Теория совпадения, исчерпывающим образом объясняющая инцидент с Филдингом и Томом Джонсом, в данном случае совершенно неприменима. Отрицать преднамеренный и осмысленный характер описанных событий невозможно; однако если мы все же хотим опровергнуть гипотезу о существовании Амалантры, дающую этому происшествию столь простое и внятное объяснение, у нас остается еще одна альтернативная версия. Правда, с ней сопряжены некоторые трудности, и ничуть не меньшие, по мнению Мастера Териона, нежели те, что связаны с основной гипотезой, но все-таки она, по крайней мере, не вполне невероятна. Эта версия — телепатия. Можно предположить, что решение проблемы изначально существовало в подсознании Мастера Териона или помогавшей Ему Ясновидицы и что это решение телепатическим образом спроецировалось на сознание ассирийца, причем так настоятельно, что он почувствовал необходимость сообщить о нем коллеге Мастера Териона по работе в журнале. Но даже если не обращать внимания на саму маловероятность подобной версии, то в этом случае остается непонятным, почему сам «Амалантра» дал неправильную транслитерацию, если он представлял собой лишь элемент подсознания Ясновидицы. Этот его поступок (при условии, что он знал правильное написание с самого начала) нельзя объяснить ничем, кроме его желания превратить вышеупомянутое письмо в потрясающее откровение собственного существования, — желания которое осталось бы неосуществленным, если бы секрет раскрылся прежде времени.

Этот случай описан здесь для демонстрации того, насколько тщательно необходимо исключить все альтернативые гипотезы, прежде чем признать существование бестелесного разума. Впрочем, можно упомянуть, что в данном конкретном случае имеется ряд других происшествий, в свете которых гипотеза о телепатии оказывается несостоятельной. — Примеч. А. Кроули.

Самуил Айваз Якобс (ок. 1891–1971), написавший письмо, о котором идет речь в этом примечании, был по национальности курдом; этот народ в то время называли «ассирийцами». Его полное имя, Шмуэль бар Айваз бен Яков де Шерабад. означает «Самуил, сын Айваза из дома Якова Шерабадского». Имя его отца, Айваз, в еврейской транслитерации (zwyu) соответствует числу 93. — Примеч. перев.

[12] В нескольких трактатах по психологии приводится известная история, героиня которой — невежественная английская служанка, не отличающаяся особым умом и не владеющая никакими языками, включая и родной. Однажды она слегла с лихорадкой и в бреду стала без запинки выдавать длинные абзацы на литературном иврите. Когда этот случай исследовали, обнаружилось, что в ранней юности она служила у раввина, который имел обыкновение декламировать свои проповеди в ее присутствии. Не понимая смысла слов, девушка, тем не менее, механически запечатлела их в подсознании и стала воспроизводить, когда группа мозговых клеток, в которой они хранились, возбудилась под действием высокой температуры. — Примеч. А. Кроули.

[13] «Книга Закона», II:78: «Будут славить имя твое, четверичное, тайное, чудесное, число человеческое, и имя дома твоего 418».

[14] «Книга Закона», I:39.

[15] «Книга Закона», I:57.

[16] Данное числовое соответствие было выявлено много лет спустя. В связи с этим открытием, совершенным благодаря С. Якобсу, возник вопрос: «Почему же в “Книге Закона” имя “Айваз” записано как “Айвасс”, а не “Айваз”?» Потому, что по-гречески ΑιαFσς = 418. Автор Книги сокрыл в Своем собственном Имени не одно, а целых два числа, играющих в этой Книге чрезвычайно важную роль. — Примеч. А. Кроули.

[17] Этот перечень далеко не полон. В частности, в 1923 году Брат Perdurabo обнаружил, что еврейское слово со значением «изъявлять волю» [צבא] также равняется 93, а его частные, более узкие значения проливают дополнительный свет на значение слова Θελημα, использованного Айвазом. — Примеч. А. Кроули.

[18] «Книга Закона», III:47.

[19] Англ. «Thou knowest not» («Книга Закона», II:76).

[20] Англ. «…shall discover the Key of it all» («Книга Закона», III:47).

[21] Игра слов: all (англ. «всё») = AL.

[22] «Напротив» (лат.).

[23] «Книга Закона», II:76.

[24] «Книге Закона», III:47 («То будет его ребенок — и необычным образом»). Подразумевается Чарльз Стенсфилд Джонс, ученик и «магический ребенок» Кроули (см. ниже), принявший девиз «Ахад» (др.-евр. אחד — «единство») и установивший, что Ключом к «Книге Закона» является число 31.

[25] Джин Роберт Фостер (1884–1970), Багряная Жена Кроули в 1915 году, носившая магический девиз «Хиларион».

[26] «Книга Закона», I:40 («Поступай согласно своей воле: таков да будет весь Закон»).

[27] Притч. 26:13.