Алистер Кроули.

ГЛАВА X

О жестах

 

Эту главу можно подразделить на следующие части:

I. Позы.

II. Обходы Круга (и подобные им передвижения).

III. Перемена позиций (связана с теорией строения Круга).

IV. Стуки или звоны.

I

Позы бывают двух родов: естественные и искусственные. Наиболее очевидный пример первого рода — падение ниц. Человек (бедное создание!) естественным образом простирается на земле перед объектом своего обожания[1].

Промежуточное положение между подобными и чисто искусственными позами занимает класс жестов, усвоенных в силу привычки. Когда европейский офицер хочет показать, что он сдается, естественный жест для него — протянуть противнику свой меч. А тибетец, например, в такой ситуации присядет на корточки, высунет язык и прижмет ладонь к голове за правым ухом.

К классу чисто искусственных жестов принадлежит большинство магических знаков, хотя некоторые из них основаны на имитации естественных действий — как, например, знак Разрывания Завесы. Но знак Аурамот[2], к примеру, воспроизводит лишь очертания некоего священного символа, не связанного напрямую ни с природными явлениями. Разумеется, все знаки необходимо изучать с бесконечным терпением и отрабатывать на практике до тех пор, пока связь между ними и тем умонастроением, которое они обозначают, не начнет ощущаться как неизбежная.

II

Основной способ перемещения в Круге — обход[3]. Обход Круга влечет за собой некий совершенно определенный, но трудноописуемый результат. Его аналог — работа динамо-машины. Правильно проведенный обход в сочетании со Знаком Хора (или «Знаком Входящего»), исполненным при прохождении точки востока, — один из лучших способов пробуждения макрокосмической силы в Круге. Никогда не следует пренебрегать им, если только для этого нет особых причин.

Для обхода Круга, судя по всему, уместен один особый способ передвижения. Это легкая, бесшумная, почти что вороватая, но в то же время очень целеустремленная походка. Это шаг тигра, крадущегося вслед за оленем.

Количество обходов, разумеется, должно соответствовать характеру исполняемой церемонии.

Еще один способ перемещения внутри Круга — движение по спирали, которая может либо скручиваться к центру, либо раскручиваться от центра к периферии. Спиральное движение можно выполнять в любом направлении; так же, как и в случае с простым обходом по кругу, движение по спирали посолонь[4] служит для призывания, а противосолонь[5] — для изгнания[6]. Двигаться по спирали следует легким и мелким шагом, почти как в танце; в этом движении Маг обычно вращатеся вокруг своей оси, либо в том же направлении, в котором описывает спираль, либо в противоположном. У каждого из этих сочетаний свой символический смысл.

Применяется также и собственно танец; формы его различны, ибо каждому Божеству соответствует свой особый вид танца. Один из самых простых и эффективных танцев — обычный вальсовый шаг в сочетании с тремя знаками L.V.X.[7] Достичь экстаза таким способом гораздо легче, чем предполагается. Суть процесса — в том, чтобы противопоставить Волю головокружению; борьба между ними должна быть длительной и ожесточенной, и от накала ее до некоторой степени может зависеть качество и интенсивность экстаза.

На определенном этапе практики Маг победит головокружение окончательно, и тогда место противника Воли займет утомление. Самадхи возникает именно в результате взаимоуничтожения этих противоположностей в умственной и нравственной сферах Мага.

III

Хорошие примеры того, для чего нужна перемена позиций во время церемонии, приводятся в документах Z.1 и Z.3[8] — толкованиях к Ритуалу Неофита Золотой Зари, в ходе которого соискатель занимает различные посты, имеющие особое символическое значение; пример, более подходящий для призывания в чистом виде, дается в «Liber 831»[9].

Разрабатывая план церемонии, важно заранее решить, будете ли вы использовать перемену позиций или нет. Ибо всякому Кругу присуща своя естественная символика, и даже если вы не собираетесь использовать ее в ритуале, помнить о ней необходимо, чтобы не допустить никаких явлений, дисгармонирующих с этими естественными соответствиями[10]. Если в ходе ритуала Маг внезапно заметит ошибку такого рода и смутится (подобно озабоченному воздержанием трезвеннику, обнаружившему, что он по ошибке забрел во Храм Рома-Искусителя), то это может потревожить его чувствительную ауру и полностью свести на нет всю работу. Поэтому пренебрегать теорией строения Круга недопустимо.

В качестве простого примера представим себе ритуал Вызывания Барцабеля[11], во время которого планета Марс (сфера которой — Гебура, Суровость) находится (в буквальном смысле слова, на небе) напротив Квадрата Хесед (Милосердия) в составе Тау-креста, сообразно чему расположен и Треугольник [Искусства]. В такой ситуации стоять на Квадрате Хесед Магу не следует, если только он не использует формулу: «Я, пребывая в Хесед, утверждаю свою власть над Гебурой посредством пути Льва»[12]; тогда как — рассмотрим крайний случай — стоять на Квадрате Ход (сефиры, которая естественным образом подчинена Гебуре) было бы полным безумием, и в этом случае спасти положение могла бы только формула высочайшей Магии.

С другой стороны, некоторые позиции, как, например, Тиферет[13], настолько близки и родственны самому Магу, что использовать их можно независимо от характера вызываемого духа или операции в целом. Исключение составляют случаи, когда Маг добивается явления духа в чистейшем виде, без примеси каких бы то ни было посторонних влияний, или когда вызываемый дух по природе своей плохо совместим с Тиферет.

Чтобы понять, как можно использовать эти позиции в сочетании со спиральным движением, предположим, что вы призываете Хатхор, Богиню Любви, снизойти на Алтарь. Вы произносите обращенное к Ней призывание, стоя на Квадрате Нецах, а затем исполняете танец по спирали, скручивающейся к центру посолонь. Дойдя таким до подножия Алтаря, вы опуститесь на колени и возденете руки над Алтарем, как бы приглашая Ее в свои объятия[14].

В заключение можно добавить, что самым лучшим наставником здесь вам послужит природное артистическое чувство, если оно у вас есть. Всякое Искусство есть Магия.

Великим даром жеста наделена Айседора Дункан. Мы советуем читателю изучить ее технику танца, по возможности в частном порядке, а не на публичных выступлениях, и овладеть тем великолепным «бессознательным чувством» (то есть, по сути дела, магическим сознанием), с которым она приспосабливает свои движения к музыке[15].

Для призывания истинных Богов ко зримому явлению нет средства более мощного, нежели Искусство.

IV

Все стуки и звоны по природе своей одинаковы. Их можно описать как единую группу; различия между ними состоят лишь в том, что инструмент, при помощи которого их производят, наделяет их своими особыми свойствами. По большому счету, даже неважно, издаете ли вы эти звуки, хлопая в ладоши или топая ногами, ударяя одним из орудий или используя наиболее подходящий для этого с теоретической точки зрения музыкальный инструмент — Колокол. Впрочем, следует отметить, что они приобретут бóльшую значимость в церемонии, если Маг сочтет нужным использовать для них отдельный инструмент[16], единственное предназначение которого — в том, чтобы производить эти звуки.

Прежде всего необходимо указать, что всякий стук создает связь между Магом и предметом, по которому он ударяет. Так, если Маг бьет в Колокол или хлопает в ладоши, это значит, что он желает запечатлеть в атмосфере всего Круга то действие, которое было исполнено только что или будет исполнено сразу же после удара. Он желает выразить свою Волю в звуке и распространить ее во всех направлениях одновременно, а, кроме того — властно сообщить свое намерение всем, кто живет благодаря дыханию, и призвать их всех в свидетели своего Слова. Руки символизируют способность к исполнению этого намерения, а Колокол — сознание Мага, возвышенное до уровня музыки. Ударить Жезлом — значит, провозгласить fiat[17] творения; Чаша вибрирует восторгом Мага, вкушающего духовное вино. Удар Кинжалом — как сигнал к битве. Диск используется, чтобы сбросить цену покупки. Топнуть ногой — значит, заявить о своей власти над тем, о чем идет речь в настоящий момент. Стук, произведенный любым другим способом, точно так же имеет свое особое значение. Вышеприведенных примеров достаточно, чтобы сообразительный ученик уловил общий метод истолкования и смог применить его в любом конкретном случае.

Как уже упоминалось, предмет, по которому ударяет Маг, запечатлевает в себе его воздействие. Так, удар по Алтарю означает согласие Мага подчиниться законам операции. Ударить по Светильнику — значит, призвать божественный Свет. И так далее.

Следует также отметить, что данный метод позволяет создавать различные комбинации идей. Ударить Жезлом о внутреннюю сторону Чаши — значит, соединить творящую Волю с ее естественным дополнением и, таким образом, свершить Великую Работу по формуле Обновления. Ударяя рукой по Кинжалу, Маг провозглашает, что нуждается в Кинжале как орудии, способствующем исполнению его намерения. Напомним читателю, как Зигфрид разбивает Нотунгом, мечом Нужды, копье Вотана[18]. Этим действием Вагнер (которого обучил применению магических формул один из руководителей нашего Ордена[19]) дает своим слушателям понять, что на смену отцовской власти и авторитету пришел новый властелин мира — разум.

В самом общем виде стук или звонок служит для обозначения нового этапа церемонии. Сасаки Сигэцу в своем эссе о синтоизме сообщает нам, что японцы по обыкновению хлопают в ладоши четыре раза, «чтобы отогнать злых духов»[20]. Далее он поясняет, что именно при этом происходит в действительности: внезапный и резкий звук привлекает внимание, человек настораживается, сосредоточивается и стряхивает с себя цепи настроения, тяготевшего над ним прежде. Сознание пробуждается и восстает на борьбу против подавлявших его идеалов. Таким образом, психологическое воздействие стука можно истолковать вполне рационально.

Почти такой же цели служат стуки в ходе магической церемонии. Они играют ту же роль, что и хор в древнегреческой трагедии. При помощи стука Маг подводит итог одной части работы и переключает внимание на очередную часть.

Таково общее значение стуков или звонков. Один только этот краткий обзор уже откроет перед изобретательным Магом широчайшие перспективы, но мы рассмотрим эту тему еще подробнее. Варьируя силу удара, можно лишь в большей или меньшей степени подчеркнуть выражаемую идею и, возможно, передать настроение; пытаться достичь чего-то большего таким способом не рекомендуется. Далее, нетрудно заметить, что с громким и резким ударом естественно ассоциируется властное повелением, а с тихим и мягким постукиванием — сочувственное понимание. Разъяренного кредитора, который барабанит во входную дверь, не спутаешь с любовником, который тихонько скребется в дверь спальни. И в этом отношении теория магии не в силах добавить что-либо к голосу интуиции.

Стук не обязательно должен быть однократным; и очевидно, что количество возможных комбинаций здесь бесконечно. Достаточно рассмотреть лишь общие принципы, помогающие определять, какое количество стуков будет уместно в том или ином случае и каким образом разбивать серию ударов на части, чтобы выразить свою идею структурными средствами.

В целом, однократный стук не несет в себе никакого значения, помимо вышеописанного, потому что единство бесконечно многолико. Он символизирует Кетер — источник всего сущего, не обладающий ни одним из качеств, позволяющих проводить какие бы то ни было различия между объектами. Аналогичным образом, любое другое количество стуков соответствует сефире с тем же числом или другой каббалистически родственной ему идее. Так, 7 стуков соотносятся с Венерой, 11 — с Великой Работой, 17 — с Триадой Отцов, а 19 — с Женским Принципом в самом общем смысле[21].

Углубившись далее в этот вопрос, мы отметим, во-первых, что серия из чересчур большого количества стуков неудобна для восприятия и, вдобавок, грозит перевесить по значимости другие компоненты ритуала. На практике верхним пределом почти всегда оказывается число 11. Как правило, при помощи такой серии, тем или иным образом разделенной на группы, без труда удается выразить любую необходимую идею.

Во-вторых, каждое число чрезвычайно обширно по диапазону своих значений и включает в себя самые разнообразные с практической точки зрения аспекты. Поэтому одна из основных опасностей, которых следует остерегаться при построении серии стуков, — неопределенность ее символического смысла. Стук должен быть четким и определенным; смысл его должен быть абсолютно точным. По самой своей природе стук подразумевает внятность и пунктуальность. Поэтому всякий раз приходится придумывать, как наделить серию стуков необходимым нам смыслом. Единственное средство для этого — членение серии на части при помощи пауз.

Если серия состоит из небольшого количества стуков, достичь особого разнообразия не удастся. Но сам этот факт лишний раз иллюстрирует совершенство нашей системы. Отстучать 2 удара можно лишь одним способом, и это вполне согласуется с природой Хокмы: существует лишь один способ творения. Мы не можем выразить ничего, кроме самих себя, — несмотря на то, что выражение это оказывается двойственным. Но 3 удара можно отстучать уже тремя способами, и эти 3 способа соответствуют присущим Бине трем модусам восприятия творческой идеи. Существует три вида треугольника[22]. Всякую идею можно понять либо как единство трех частей, либо как единство, разделяющееся на двоицу, либо как двоицу, достигающую примирения в единстве. Эти методы могут быть представлены, соответственно, 3 стуками, следующими друг за другом через равные промежутки времени; 1 стуком, за которым после паузы следует еще 2; и 2 стуками, за которыми после паузы следует еще 1.

По мере усложнения сущности числа количество возможных вариаций стремительно возрастает. 6 ударов можно отстучать уже многими различными способами, каждый из которых согласуется по смыслу с несколькими проявлениями Тиферет. Выбор подходящего к тому или иному случаю варианта мы оставляем на усмотрение ученика.

Наиболее употребительная и гибкая в применении серия состоит из 11 ударов. Основные причины этому таковы: во-первых, 11 — это число Магии как таковой. Поэтому оно подходит для всех операций. Во-вторых, это священное число par excellence[23] нового Эона. Как сказано в «Книге Закона», «Число мое 11, как и числа всех, кто от нас» [I:60]. В-третьих, таково количество букв в слове ABRAHADABRA — слове Эона. Благодаря своей особой структуре это слово означает Великую Работу и заключает в себе формулу Великой Работы во всех ее аспектах без исключения. И, наконец, данное число позволяет обозначить все возможные сферы операции, какова бы ни была их природа. Для этого используется равенство, правая часть которого соответствует номеру сефиры, а левая — разности между этим номером и числом 11. Например, 2°=9° — это формула степени посвящения, соответствующей сефире Йесод. Йесод[24] символизирует непостоянство Воздуха и бесплодие Луны; однако эти качества уравновешиваются в ней постоянством (связанным с ее ролью Основания) и присущей ей функцией продолжения рода. Весь этот комплекс значений согласуется с числом 2 — числом Хокмы, которая обладает и качествами Воздуха, будучи Словом, и качествами Луны, являясь отражением Солнца Кетер точно так же, как Йесод представляет собой отражение Солнца Тиферет. Хокма — это мудрость, служащая основанием незыблемого закона; и она же — творение, что напрямую соотносится с функцией продолжения рода. Этот круг идей в целом выражается двойной формулой: 2°=9°, 9°=2°; и любую из входящих в него идей можно выразить посредством соответствующей серии стуков.

В заключение приведем один пример, поясняющий применение вышеизложенных принципов на практике. Предположим, что Маг продумывает операцию, которая должна поспособствовать ему в борьбе с рассеянностью. Эта работа относится к сфере Йесод. Но чтобы достичь указанной цели, необходимо подчеркнуть постоянство этой сефиры в противовес ее воздушному качеству. Поэтому первым делом Маг должен поместить девятку под защиту двойки, расположив удары в последовательности 1—9—1. Но само по себе число 9 слишком тесно ассоциируется с переменчивостью Луны. Поэтому Маг может попробовать разделить его на 4 и 5, где 4 — число закрепленности, закона и непререкаемой власти, а 5 — число храбрости, энергии и торжества Духа над Стихиями. Более того, он может вспомнить о том, что 4 символизирует устойчивость материи, а 5 выражает ту же идею, но применительно к движению. На этом этапе рассуждения серия примет вид «1—2—5—2—1». Обдумав все как следует, Маг, скорее всего, на этом и остановится, придя к выводу, что разделять на части центральную пятерку не следует, чтобы формула не утратила стройность и простоту. Однако возможен и другой вариант: поместить в центр последовательности один обособленный удар, как бы обращаясь тем самым к высшей незыблемости Кетер — для призывания которой этот удар будет окружен сериями по четыре. В таком случае вся последовательность примет вид «1—4—1—4—1». Естественно, Маг должен следить за тем, чтобы между соответствующими друг другу частями формулы сохранялось равновесие. В операциях, подобных той, что мы рассмотрели здесь для примера, это особенно важно.

 

Перевод © Анна Блейз

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.

© Thelema.ru

 


 

[1] Маг должен избегать падения ниц и даже «молитвенного коленопреклонения» — как поз унизительных, позорных и означающих, что он слагает с себя верховную власть. — Примеч. А. Кроули.

[2] См. иллюстрацию «Знаки степеней» в журнале «Эквинокс», I, 2. — Примеч. А. Кроули.

В системе Божественных образов Золотой Зари Аурамот — ипостась древнеегипетской богини Маат, связанная с левой чашей Весов, на которых взвешивается душа умершего на загробном суде. В ритуале Неофита ЗЗ образом этой Богини облекается Приуготовитель — служитель, занимающий пост на севере Храма и связанный со стихией Воды. Соответственно, знак Аурамот воспроизводит условный символ стихии Воды — треугольник, обращенный вершиной вниз. Иллюстрацию со знаками степеней см. в приложении VII к настоящему изданию, на стр. &&&. — Примеч. перев.

[3] В части II настоящей «Книги Четыре» негласно подразумевалось, что Маг должен работать босиком. Это означает его намерение войти в тесный контакт с Кругом. Однако допустимо будет и надеть сандалии, ибо анх — это ремень сандалии; египетские боги носят его в знак своей способности к Движению, то есть присущей им вечной энергии. Форма анха (crux ansata) намекает на формулу, посредством которой это Движение осуществляется на практике. — Примеч. А. Кроули.

Crux ansata — «крест с ушком» (лат.). — Примеч. перев.

[4] Т.е. по часовой стрелке. — Примеч. А. Кроули.

[5] Т.е. против часовой стрелки. — Примеч. А. Кроули.

[6] Такова, по крайней мере, традиционная интерпретация. Однако в направлении вращения может выражаться и некий другой, более глубокий замысел. Обходя Круг противосолонь, можно призвать некие ужасные и грозные силы, при условии что обход будет совершаться именно с таким намерением и с использованием приемов, известных посвященным. Образчик таких сил — Тифон, и о них же повествует легенда о борьбе Титанов против Олимпийских богов (TEITAN, Титан, по греческой гематрии соответствует числу 666). — Примеч. А. Кроули.

[7] См. илл. в приложении VII, стр. &&&.

[8] «Эквинокс», I, 2, сс. 244—260 [«Храм царя Соломона»]. — Примеч. А. Кроули.

См. также: И. Регарди. Полная система магии Золотой Зари, т. VI, указ. соч. — Примеч. перев.

[9] «Эквинокс», I, 7, сс. 93 и далее. — Примеч. А. Кроули.

См. также приложение VII к настоящему изданию, стр. &&&. — Примеч. перев.

[10] В ходе церемонии вам, скорее всего, так или иначе придется перемещаться внутри Круга по техническим причинам. Поэтому следует либо вовсе не учитывать его символику, либо продумать все заранее и придать каждому движению осмысленность. Нельзя, чтобы одни действия были символическими, а другие — случайными. — Примеч. А. Кроули.

[11] Барцабель — дух Марса. Подробнее о структуре Круга см.: Алистер Кроули. Книга Четыре. Мистицизм и магия, указ. соч., сс. 99—103.

[12] Т.е. пути Тет, соединяющего Хесед и Гебуру.

[13] Над Тиферет по большому счету не «властна» даже Кетер. Тиферет — не слуга, а сын. — Примеч. А. Кроули.

[14] Но только НЕ «умоляя»! — Примеч. А. Кроули.

[15] Этот абзац был написан в 1911 году e.v. «Буди Дункан, о Стук! О, если бы ты мог!» — Примеч. А. Кроули.

Айседора Дункан (1877—1927) — великая американская танцовщица, основоположница свободного танца. Кроули познакомился с ней в 1911 году, когда завязал любовные отношения с ее подругой Мэри Дести Стерджес (подробнее см.: Алистер Кроули. Книга Четыре. Мистицизм и Магия, указ. соч., сс. 16—17). В примечании Кроули использован парафраз реплики из «Макбета» У. Шекспира, акт II, сцена 2: «Буди Дункана, стук! О, если бы ты мог!» (пер. С.М. Соловьева); здесь скрыта скабрезная шутка в адрес Айседоры Дункан, поскольку английское слово knock («стук») на сленге означает также половой акт.

К вопросу об использовании танца в ритуалах имеет отношение тот факт, что двое выдающихся мастеров и теоретиков современного танца — Рудольф Лабан (1879—1958) и Мэри Вигман (1886—1973), создатели так называемого «экспрессивного танца», — состояли в O.T.O. и получили от Теодора Ройсса (см. примеч. к стр. &&&) посвящение в IX° и хартию на руководство ложей O.T.O., в которую входили члены их танцевальной труппы. — Примеч. перев.

[16] Следует помнить, что любое неритмичное действие нарушает ход церемонии. — Примеч. А. Кроули.

[17] «Да будет» (лат.).

[18] Рихард Вагнер, «Гибель богов», действие I. Имя меча «Нотунг» означает «нужный, необходимый».

[19] Подразумевается Теодор Ройсс (1855—1923), немецкий оккультист, журналист, социалист-утопист и борец за эмансипацию женщин, возглавлявший Орден Восточных Тамплиеров (O.T.O.) в 1905—1922 гг. В молодости Ройсс был профессиональным певцом и работал под руководством Рихарда Вагнера, а впоследствии выступал в качестве его зарубежного импресарио; в 1882 году принял участие в первой постановке его оперы «Парсифаль» в Байрейте. Однако к созданию «Гибели богов» Ройсс едва ли имел какое-то отношение, т.к. либретто всех опер из цикла «Кольцо Нибелунга» были завершены еще до его рождения, к 1852 году.

[20] Сигэцу Сасаки (1882—1945) — дзен-буддийский монах, известный также под именем Сокэй-ан. Основал первый Институт дзен-буддизма в Америке (с головным отделением в Нью-Йорке). Упомянутое эссе Сасаки «Синтоизм» было опубликовано в журнале «Интернейшнл», XII, 4.

[21] Ср. характеристики чисел, приведенные в «Книге 777»: «11. Число магии в целом, или энергии, тяготеющей к изменению»; «17. Мужское единство (триада Алеф, Вав, Йод)» (числовые соответствия этих букв = 1 + 6 + 10 = 17; кроме того, из этих букв состоит имя way, IAO); «19. Женский символ» (числовое соответствие имени hwh — «Ева»).

[22] Т.е. равносторонний, равнобедренный и неравносторонний; или же остроугольный, прямоугольный и тупоугольный.

[23] «По преимуществу» (фр.).

[24] 9-я сефира.