В средние века сформировался самый знаменитый свод каббалистических текстов под общим названием «Сефер хa-Зoгap» («Книга Сияния»)[1]. Начало этому положил около 1280 года испанский каббалист Моше де Леон (1250—1305), который приписал созданный им текст жившему во II веке одному из виднейших еврейских законоучителей и мудрецов Шимону бар Йохай. Согласно каббалистической легенде, Шимон бар Йохай в течении тринадцати лет скрывался в пещере от преследований римлян и там, был вдохновлен пророком Илией написать«Зогар».

Книга «Зогар» о Торе, написанная человеком Божьим, святым и чудесным рабби Шимоном бар Йохаи, со многими дополнениями, как-то: «Ситрей Тора», «Мидраш га-Неелам» и тосефта к нескольким парашат. Также мы добавили сюда то, чего не добавляли остальные [издатели]: полный текст «Райя Мехемана», новые тексты «Бахир», «Мидраш Рут», «Мидраш Хазит», раздел «Та Гази» и «Гекалот».

Сефер Зогар. Кремона, 1559/1560.

По форме «Зогар» представляет собой мистические толкования и комментарии к к священной книге иудеев — Торе («Пятикнижию»). В нем содержатся рассуждения о природе Бога, происхождении и структуре Вселенной, природе души, искуплении, отношениях «универсальной энергии» и человека. Главное место в «Сефер хa-Зoгap» занимают рассуждения о 10 сефирот (эманациях или образах) Бога. Зoгap» состоит из множества трактатов, которые можно разделить на три части: «Зогар аль га-Тора» («Зогар о Торе»), «Зогар Хадаш» («Новый Зогар») и «Тикуней га-Зогар» (букв. «Исправления (или поправки) к Зогару»). Древнейшая часть «Зогара», известная также под названиями «Зогар аль га-Тора» («Зогар о Торе») и «Мидраш Рашби», состоит из семи малых книг. Эта часть книги «Зогар» была опубликована в трех томах: том 1 посвящен Книге Берешит (Книге Бытия), том 2 — Книге Шемот (Исход), а том 3 — книгам Ваикра, Бемидбар и Деварим (Левит, Числа и Второзаконие). Первый том открывается «Предисловием к книге “Зогар”» (стр. 1а — 14b). За этим предисловием следуют зогарические комментарии к большей части парашат (абзацев Торы). Комментарии даются ко всем парашат книг Берешит, Шемот и Ваикра; для книги Бемидбар отсутствуют комментарии к последним двум парашат — Матот (хотя небольшой отрывок, посвященный этому абзацу, содержится на стр. 259b) и Масеи. Для книги Деварим отсутствуют комментарии к парашат Дварим, Реэ, Ки Таво, Ницавим и Ве-Зот га-браха. В составе этих трех томов приведены все семь вышеупомянутых малых книг. Вторая часть «Зогара» называется «Зогар Хадаш» («Новый Зогар»). После того, как книга «Зогар» была опубликована в Мантуе и Кремоне в 1558—1560 (?) гг., обнаружилось еще множество рукописей, включавших в себя отрывки, которые, судя по содержанию, относились к «Зогару», но не вошли в эти печатные издания. Упомянутые рукописи были связаны со всеми частями «Зогара»: в некоторых обнаружилось сходство с зогарическими комментариями к Торе, в некоторых — с эзотерическими разделами «Зогара» («Мидраш га-Неелам», «Ситрей Отийот» и др.), а в некоторых — с «Тикуней га-Зогар». Приблизительно через тридцать лет после выхода первого печатного издания книги «Зогар» эти рукописи были собраны воедино, распределены в соответствии с парашот Торы и мегиллот (по-видимому, эту работу проделал раввин-каббалист Авраам Галеви из Цфата) и опубликованы сперва в Салонике (1587), затем в Кракове (1593). Впоследствии это собрание переиздавалось еще неоднократно. Также существует «Тикуней га-Зогар» (букв. «Исправления (или поправки) к Зогару»). Этот трактат, опубликованный отдельной книгой, включает в себя семьдесят комментариев под названием «Тикуним» (букв. «Исправления») и одиннадцать дополнительных «Тикуним». В некоторых изданиях содержатся «Тикуним», входящие также в «Зогар Хадаш», но по содержанию и стилю соответствующие также «Тикуней га-Зогар». «Тикуней га-Зогар» (букв. «Исправления (или поправки) к Зогару»), или просто «Тикуним», — один из важнейших каббалистических текстов. Это приложение к книге «Зогар» включает в себя семьдесят комментариев к начальному слову Торы, «Берешит», выдержанных в стиле каббалистических мидрашей. В волнующих диалогах и пылких молитвах «Тикуней» излагает глубокие тайны Торы. Заявленная цель этого трактата — «исправить» и поддержать Шехину, или Малкут, приблизить срок Спасения и положить конец Рассеянию. «Тикуней га-Зогар» впервые был опубликован в Мантуе в 1558 году. Как пишет современный исследователь каббалы Гершом Шолем: 

О месте, занимаемом ею в истории каббалы, можно судить по тому факту, что из всей послеталмудической раввинистической литературы она одна в течение нескольких столетий признавалась каноническим писанием, стоящим в одном ряду с Библией и Талмудом[2].

Согласно каббалистической традиции, «Сефер хa-Зoгap» следует рассматривать как самое высокое духовное достижение человека. Считалось, что чтение текстов «Зогар» и даже нахождение этих книг в доме давало духовную силу и защиту. 

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗОГАР

 

ТЕКСТЫ ЗОГАР

 

© Thelema.RU

 


 

[1] Слово «зогар» значит «сияние». В Библии оно встречается несколько раз. Так, в Книге Даниила (12:2) говорится, что просвещенные «воссияют, как сияние небес».

[2] Гершом Шолем. Основные течения в еврейской мистике. Мосты культуры/Гешарим. 2004. стр. 207.