Израэль Регарди.

Это латинское1 слово, которое переводится как «имя, состоящее из четырех букв». Так принято обозначать древнееврейское имя ветхозаветного Бога — Яхве. Оно записывается четырьмя еврейскими буквами: IHVH, Йод-Хе-Вав-Хе, отсюда и это условное название.

В каббале каждая буква Тетраграмматона поставлена в соответствие одной из четырех стихий, или первоэлементов, которые выделяли древние натурфилософы. Йод соответствует Огню, Хе — Воде, Вав — Воздуху, а конечная Хе — Земле. Таким образом, Тетраграмматон, имя Яхве, символизирует четыре первоосновы жизни. Библейский Яхве — это Бог, пылавший огнем в неопалимой купине перед Моисеем, бушевавший в громах и молниях над горами Хорив и Синай, утопивший египтян с их колесницами в море Чермном и разверзавший недра земли, чтобы уничтожить врагов Израиля. Он изображается яростным и гневливым божеством — под стать четырем стихиям. Иногда стихии бывают кроткими и ласковыми, но не следует забывать, что они также неистовы, опасны и губительны. Таков и Тетраграмматон.

Буквы этого имени соотносятся с различными элементами Древа Жизни, не теряя при этом связи со стихиями. Если букву Йод, зачастую именуемую Отцом, ассоциируют с сефирой Кетер, то при этом подразумевается огонь творения. Когда Хе — Мать — связывают с Хокмой и Биной, имеются в виду тонкие «небесные» воды этих сфер творения, та субстанция, в которой и из которой были созданы все миры. Вав иногда связывают с Тиферет — Сыном первых двух букв Тетраграмматона, Йод и Хе, — и при этом речь идет о всеобъемлющем Воздухе — не о том воздухе, которым мы дышим, не о смеси кислорода, азота, углекислого газа и т.д., а о жизненной силе всего сущего, живительной пране.

Конечная Хе — это Дочь, не искупившая свои грехи: Земля, сформированная первыми тремя стихиями букв Тетраграмматона и находящаяся под их влиянием. Она остается непрощенной Дочерью до тех пор, пока не начинает воспринимать влияние высших сознательно и намеренно, — после чего превращается в Невесту Микропрозопа, то есть буквы Вав сефиры Тиферет, вносящей гармонию и красоту в тяжелые, обременительные качества Земли.

Все эти стихии вкупе с их многообразными соответствиями и символами входят в категорию соответствий Тетраграмматона.

Но и сам Тетраграмматон, этот вспыльчивый ветхозаветный бог, вечно гневающийся и вечно кого-нибудь карающий Яхве, должен быть преображен и спасен нисхождением святого духа, представленного буквой Шин. (Числовой эквивалент Шин — 300. Сумма букв имени Руах Элохим — «Дух Богов» — также составляет 300.) Расколотый надвое буквой Шин, этот старый, «пещерный», закосневший в своей привычках Тетраграмматон преображается в Пентаграмматон — пятибуквенное имя Йод-Хе-Шин-Вав-Хе, спасенного, искупившего свои грехи и просветлившегося Адепта, сумевшего связать воедино небо и землю, Космос и Микрокосм. А теперь мы снова можем вернуться к Мазерсу и его обширному введению в «Разоблаченную каббалу». Вот что он пишет далее о Тетраграмматоне.

* * *

Лично мне известно несколько десятков вариантов его мистического произношения. Истинное же произношение этого имени — сокровеннейший секрет и тайна тайн. Тот, кто может верно произнести его, заставляет трепетать небо и землю, ибо звук имени этого разносится по всей вселенной. Поэтому когда верующий иудей, читая Священное Писание, встречает это имя, он либо вовсе не пытается произнести его и просто делает короткую паузу, либо заменяет его именем Адонаи — ADNI, Господь. Корень этого слова2 означает «быть», поэтому оно, как и AHIH, Эхейе, является символом бытия. Оно поддается двенадцати перестановкам букв, каждая из которых содержит в себе тот же смысл — «быть»; это единственное слово, допускающее столько перестановок без изменения смысла. Они называются двенадцатью знаменами могучего имени и, по мнению некоторых, управляют двенадцатью знаками зодиака. Вот эти двенадцать знамен: IHVH, IHHV, IVHH, HVHI, HVIH, HHIV, VHHI, VIHH, VHIH, HIHV, HIVH, HHVI. Существует еще три четырехбуквенных имени: AHIH — Эхейе , бытие; ADNI — Адонаи , Господь; AGLA — Агла . Последнее, по большому счету, не слово как таковое, а нотарикон фразы AThH GBVR LOVLM ADNI — Ата Гибор ле-Олам Адонаи , «Твоя сила во веки веков, о Господи!» Условное толкование имени Агла таково: A — первое; A — последнее; G — Троица в Единстве; L — завершение Великого Делания.

Первое, что бросается в глаза, — то, что и AHIH, и IHVH выражают идею бытия; в этом заключается первая аналогия между ними. Вторая состоит в том, что в каждом из этих имен буква H занимает вторую и четвертую позицию; третья же — в том, что по гематрии AHIH равняется IHV без конечной H (символизирующей, как мы увидим позднее, десятую сефиру, Малкут). Далее, если выписать эти два имени одно над другим, разделив их пополам рукавами креста, как показано на рисунке:

— они будут читаться одинаково как по горизонтали, так и по вертикали, — AHIH, IHVH. Рассмотрев эти слова с позиций каббалистического учения, мы обнаружим причину аналогий. Эхейе, AHIH, есть Великий Лик, Древний, Макропрозоп, Кетер, первая сефира, Венец из величайшей каббалистической троицы сефирот (состоящей из Венца, Царя и Царицы или, иначе, из Макропрозопа, Микропрозопа и Невесты) и Отец из христианской Троицы .

Со своей стороны, IHVH, Тетраграмматон, содержит, как мы увидим позднее, все сефирот, за исключением Кетер, и символизирует Малый Лик, Микропрозоп, Царя из величайшей каббалистической троицы сефирот и Сына в его человеческом воплощении из христианской Троицы .

И как Отец открывается и проявляется через Сына, так и AHIH, Эхейе, открывается и проявляется через IHVH, Яхве .

ADNI же — это Царица, посредством коей только и можно постичь Тетраграмматон; ее возведение к сефире Бина соответствует христианскому вознесению Девы.

Тетраграмматон-IHVH соотносится с сефирот следующим образом: верхняя точка буквы Йод, I, соответствует Кетер, сама буква I — Хокме, отцу Микропрозопа; буква H, или «горняя Хе», — Бине и божественной Матери; буква Вав — следующим шести сефирот, которые именуются шестью членами Микропрозопа (а 6 — это числовое соответствие V, еврейской буквы Вав); и, наконец, конечная H, «дольняя Хе», — Малкут, десятой сефире, невесте Микропрозопа.

Далее, существует четыре тайных имени, соответствующих мирам Ацилут, Брия, Йецира и Асия; кроме того, считается, что с каждым из этих миров соотносится определенным образом записанный Тетраграмматон. Тайное имя мира Ацилут — OB, Об ; мира Брия — SG, Сег ; мира Йецира — MH, Ма ; мира Асия — BN, Бен . (BN, Бен, означает «сын».) <…>

Эти имена в сочетании с сефирот действуют посредством «231 врат», как именуются сочетания букв алфавита; но рассмотреть здесь эту тему полностью мы не сможем за недостатком места.

С буквами Тетраграмматона тесно связаны четыре керубим, о которых я упомянул в описании первой сефиры. Не следует также забывать, что в видении Иезекииля эти сущности поддерживают божественный престол, на котором восседает Небесный Человек — Адам Кадмон, образ сефирот, и что между престолом и этими животными расположена небесная твердь3. Здесь перед нами снова четыре мира: Ацилут — божественный образ, Брия — престол, Йецира — твердь небесная и Асия — Керубим. Таким образом, керубим символизируют силы букв Тетраграмматона на материальном плане, представляя действие этих четырех букв в каждом из четырех миров. Таким образом керубим суть живые образы букв Тетраграмматона, представленные в зодиаке, как уже отмечалось, Тельцом, Львом, Водолеем и Скорпионом.

Тайна же человека земного и смертного подобна тайне божественного и бессмертного Человека, ибо сотворен он по образу Бога на земле. В форме тела его заключен Тетраграмматон. Голова есть Йод, руки и плечи подобны Хе, торс — Вав, а ноги — Хе конечной. И как внешний облик человека соответствует Тетраграмматону, так животворящая его душа соответствует десяти сефирот; а поскольку последние находят свое наивысшее выражение в троице, состоящей из Венца, Царя и Царицы, то и душа также состоит из трех частей. Первая из этих частей — Нешама , NShMH, высочайшая ступень бытия, соответствующая венцу (Кетер) и символизирующая высшую триаду сефирот, именуемую миром разума. Вторая — Руах , RVCh, вместилище добра и зла, соответствующая Тиферет, нравственному миру. Третья — Нефеш , NPSh, животная жизнь и желания, соответствующая Йесод и материальному, чувственному миру. Все души предсуществуют в мире эманаций и в своем изначальном состоянии являются андрогинными, но, спускаясь на землю, разделяются на мужские и женские и вселяются в различные тела. Если в этой смертной жизни мужская половина одной души встретит женскую половину, между ними возникнет сильная привязанность, и поэтому говорят, что в браке разлученные половины воссоединяются вновь; скрытые же формы души сродни керубим.

Однако описанное выше тройственное членение души применимо лишь к тройственному подразделению сущего на миры разума, нравственности и материи. Не следует упускать из виду важнейшее положение каббалы, гласящее, что всякая троица обретает совершенство и полноту осуществления в четверице . Так IHV обретает совершенство и полноту осуществления в IHVH: троица

Венец Царь Царица
Отец Сын Дух
Абсолют Формирование Полнота осуществления

обретает совершенство в четверице:

Абсолютное Единое
Отец—Мать
Сын
Невеста

Макропрозоп — Великий Лик
Отец—Мать
Микропрозоп — Малый Лик
Малкут — Царица-Невеста

Ацилут — мир архетипов
Брия — мир творения
Йецира — мир формирования
Асия — мир материи

И в согласии с этим душа также разделяется на четыре части: Хия — Ацилут; Нешама — Брия; Руах — Йецира; Нефеш — Асия.

Однако Хия как часть души — это архетипический прообраз, аналогичный Макропрозопу. А Нешама, Руах и Нефеш символизируют Тетраграмматон сами по себе, без части Хия, символом которой, тем не менее, служит высшая точка I (буквы Йод)4 души, — точно так же, как символом Макропрозопа считается высшая точка I (буквы Йод) имени IHVH. Ибо Йод Древнего сокрыт и запечатан . <…>5

Обратимся теперь к теме Арик Анпин и Зеир Анпин — Макропрозопа и Микропрозопа, Великого и Малого Ликов. Напомним, что Макропрозоп — это первая сефира, или Венец-Кетер, а Микропрозоп состоит из шести сефирот. В Макропрозопе всё — свет и сияние, но Микропрозоп сияет лишь отраженным светом Макропрозопа. Шесть дней творения соответствуют шести членам Микропрозопа. Поэтому символ из двух наложенных друг на друга треугольников, образующих шестиконечную звезду, называется Знаком Макрокосма или сотворения большего мира, и соответствует обоим Ликам из книги «Зогар». В «Книге сокровенной тайны»6 полностью описывается символика Макропрозопа и Микропрозопа; поэтому, прежде чем приступать к ее изучению, следует составить представление о чертах их сходства и различия. Первый есть AHIH, Эхейе; второй — V (Вав) Тетраграмматона. Первые две буквы Тетраграмматона — I и H, Йод и Хе, — суть Отец и Мать Микропрозопа, а Хе конечная — его Невеста. Кроме того, в этих образах выражается равновесие между Суровостью и Милосердием: символами Суровости являются обе буквы Хе, Мать и Невеста, причем Невеста — в большей степени, нежели Мать. Избыток Милосердия не означает склонности к злу, а скорее, несет в себе идею слабости и недостатка силы; но избыток Суровости порождает образ палача, исполняющего приговор суда, — злую, угнетающую силу, символом которой служит Левиафан. По этой причине говорится, что «змей поднимает голову из-за спины Невесты»7 — Невесты, а не Матери, ибо последняя есть Божественная Хе, попирающая его голову пятой. «Голову змея сокрушают воды великого моря»8. Это море — Бина, божественная Хе, Мать. Змей — центростремительная сила, вечно жаждущая проникнуть в Рай (сефирот) и соблазнить Божественную Еву (невесту), дабы та, в свою очередь, соблазнила Божественного Адама (Микропрозопа).

Подробное исследование символики двух Ликов выходит далеко за рамки данного введения, тем более что оно, по существу, составляет предмет самой этой книги. Поэтому я просто отсылаю читателя за дальнейшими разъяснениями к тексту книги и надеюсь, что это введение в достаточной степени осветило для него основные положения каббалы.

* * *

Повторяя приведенные выше указания Мазерса, позволю себе предложить ученику следующее: изучив теоретические лекции и ознакомившись с использованными в них еврейскими именами и терминами, обратитесь еще раз к опубликованным здесь отрывкам из введения в «Разоблаченную каббалу». Не составит труда удостовериться, что упоминаемые в лекциях имена взяты именно из этого введения. Кроме того, в этом введении проясняется значительная часть материала, содержащегося в лекциях.

Дополнительные сведения можно найти в упомянутых выше книгах по каббале. Обратившись к ним, вы за очень короткое время (в сравнении с тем, что пришлось бы потратить ученику сто лет назад) составите хорошее представление о Древе Жизни, заложив тем самым надежную основу для дальнейшего изучения каббалы.

 

Перевод © Анна Блейз, 2013

© Thelema.RU

 


 

1 В действительности — древнегреческое, от др.-греч. tetra — «четыре» и gramma — «буква». — Примеч. перев.

2 Т.е. Тетраграмматона. — Примеч. перев.

3 В русском синодальном переводе — «свод». — Примеч. перев.

4 Т.е. точка над буквой Йод. — Примеч. редактора-консультанта.

5 Далее в тексте Мазерса перечисляются основные пункты каббалистического учения, изложенного в труде Элифаса Леви «Ключи к тайнам». — Примеч перев.

6 «Книга сокровенной тайны» («Сефер Дцениута») — один из трактатов в составе «Зогара», перевод которого вошел в сборник Мазерса «Разоблаченная каббала». — Примеч. перев.

7 «Книга сокровенной тайны», 1:26. — Примеч. перев.

8 «Книга сокровенной тайны», 1:28: «Но голову его сокрушают воды великого моря», как сказано в Пс. 73:14: “Ты сокрушил головы драконов водных”» (в русском синодальном переводе Библии — «Ты сокрушил голову левиафана»). — Примеч. перев.