Майкл Осирис Снаффин.

 

Эвокация: астральная и физическая

Существует два способа эвокации. Первый заключается в том, чтобы вызвать духа на астральном плане и для общения с ним воспользоваться помощью ясновидца. Второй — в том, чтобы призвать духа на план физический, где он обретет зримую форму, использовав дым благовоний в качестве материального носителя, и тогда заклинатель сможет пообщаться с ним лично.

На мой взгляд, физическая эвокация гораздо труднее астральной, и этот метод лучше оставить опытным заклинателям. Создать подходящую атмосферу для физического проявления духа очень сложно, потому что дух по природе своей принадлежит к астральному, а не к материальному плану1. Франц Бардон проводит замечательную аналогию, указывая, что вызвать духа на физический план — это все равно что вытащить рыбу из воды и надеяться, что она выживет2 . Насколько я понимаю, создать в храме такую физическую обстановку, в которой дух сможет зримо предстать невооруженному глазу, можно только с помощью особого освещения и очень густого дыма благовоний. А для современных магов, у которых обычно нет ни времени, ни уединенного места для такой сложной операции, это очень неудобно.

Астральная эвокация гораздо проще физической, потому что духу при этом не приходится покидать свою естественную среду. Вызывая духа на астральном плане и общаясь с ним через ясновидца, заклинатель, фактически, встречается со своим собеседником на полпути. И дух, и заклинатель переносят такую операцию гораздо легче, да она и лучше подходит для ограниченного пространства, типичного для современных храмов. Поскольку наша книга — не теоретический учебник, а практическое пособие, далее мы будем рассматривать только метод астральной эвокации.

Операторы

Для стандартной гоэтической эвокации требуется два оператора: заклинатель и ясновидец. Заклинатель вызывает, связывает и допрашивает духа, а ясновидец получает от духа информацию и передает ее заклинателю. Если заклинатель и ясновидец хорошо сработаются, они смогут уверенно и искусно вызывать любых духов.

Заклинатель

Заклинатель должен в совершенстве владеть техниками изгнания и активизации круга. Традиционно для этого используются Малый ритуал изгоняющей пентаграммы и Малый ритуал изгоняющей гексаграммы; многие телемиты заменяют их ритуалами Звездного Рубина и Звездного Сапфира. Здесь важна лишь ваша уверенность в том, что используемый вами ритуал изгнания достаточно эффективен. Прочность круга зависит исключительно от вас.

Кроме того, заклинатель должен составить или подобрать подходящие ритуалы для операции: ритуал открытия храма, одно-два заклинания и клятву (см. ниже), — и научиться исполнять эти ритуалы уверенно и властно.

И, наконец, заклинатель должен обладать развитыми навыками коммуникации. Он должен ясно формулировать свои вопросы ясновидцу и хорошо понимать все, что тот говорит ему в ходе операции. И, разумеется, он должен общаться с вызванным духом адекватно, если желает, чтобы тот ему помог.

Ясновидец

От ясновидца требуется только одно: умение эффективно созерцать духовным зрением. Ему даже не обязательно владеть методами изгнания, хотя знать основы магии все-таки желательно. Единственная задача ясновидца — общаться с духами на астральном плане и внятно сообщать заклинателю все, что он видит, слышит или воспринимает другими чувствами.

Каким именно образом ясновидец получает свою информацию, не имеет значения — до тех пор, пока эта информация остается точной. Например, некоторые ясновидцы способны только слышать духов и обычно не видят ничего, кроме расплывчатых темных пятен, а некоторые, наоборот, получают в основном визуальную информацию и почти ничего не слышат. Зрение и слух — основные чувства, участвующие в получении и передаче информации.

Большинству ясновидцев необходим какой-то предмет, на котором они смогут сосредоточить внимание, — например, хрустальный шар или магическое зеркало. Этот предмет служит своего рода вратами, через которые ясновидец выглядывает на астральный план, чтобы рассмотреть вызванного духа.

Некоторые люди наделены ясновидческим даром от природы и способны созерцать духовным зрением почти безо всяких усилий, но чаще эту способность приходится специально развивать. Упражнения, которые помогут вам стать настоящим ясновидцем, описаны во многих учебниках по магии.

Важно, чтобы ясновидец как можно более внятно сообщал заклинателю все, что он видит и слышит. Поскольку дух будет общаться не с ним, а с заклинателем, реплики по возможности следует передавать от первого лица (например, не «Дух говорит, что он здесь», а просто «Я здесь»). Обращаться к заклинателю прямо ясновидцу приходится только в случаях, когда нужно описать образ или эмоцию, сообщенную духом.

Следует отметить, что именно ясновидец обычно первым замечает и выявляет любые проблемы, возникающие по ходу операции. Если ясновидец чувствует какой-то дискофморт, он обязательно должен сообщить об этом заклинателю. Подчинять духов своей воле и повелевать ими — это задача заклинателя. А ясновидец не должен ни на миг отходить от своей пассивной роли созерцателя: активная роль мага, защищающегося от злых духов, — не для него.

Возможно ли провести гоэтическую операцию в одиночку — совместив функции заклинателя и ясновидца в одном лице? Да, возможно; однако это будет гораздо труднее. Дело в том, что заклинатель играет в эвокации очень активную роль: он проводит все ритуалы, читает заклинания и задает духу вопросы. А роль ясновидца, наоборот, предельно пассивна: он воспринимает информацию, пребывая в трансе, и в идеале старается как можно меньше влиять на процесс общения между заклинателем и духом.

Чтобы провести эвокацию в одиночку, маг должен уметь без труда переключаться между активной (заклинательской) и пассивной (ясновидческой) ролями, одновременно и вызывая духа, и воспринимая от него информацию. Ничего невозможного в этом нет, но многим это трудно. Поэтому гоэтическая операция пройдет гораздо легче (особенно для новичков), если распределить эти роли между двумя людьми.

В идеале, заклинатель и ясновидец должны иногда меняться ролями, чтобы лучше понять задачи каждого из операторов и чтобы магическая работа не выродилась в однообразную рутину.

Другие роли

Для проведения эвокации вполне достаточно двух человек — заклинателя и ясновидца, но нередко бывает так, что в операции желает участвовать большее количество магов. Многие магии вообще предпочитают работать с гоэтическими духами коллективно, передавая друг другу роли заклинателя и ясновидца в порядке очереди.

Те, кому не досталась роль одного из двух операторов, могут выполнять в храме другие полезные задачи. Например, кто-то может выступать как ассистент заклинателя, подготовив для него храм и оказывая необходимую помощь в ходе операции. А кто-то может взять на себя роль писца и присматривать за диктофоном или делать записи.

Тем, кто не участвует в работе активно, я настоятельно советую наблюдать духовным зрением за тем, что происходит в ходе операции на астральном плане. Это хорошее упражнение; и по окончании эвокации всегда интересно сравнить полученный опыт с наблюдениями ясновидца.

Зрители

Не исключено, что кто-нибудь попросит у вас разрешения просто присутствовать при операции, не участвуя в работе. Например, какому-нибудь начинающему магу захочется посмотреть на гоэтическую операцию, чтобы лучше понять, как это делается; или же, допустим, за вашей работой пожелает наблюдать человек, лично заинтересованный в ее результатах. В любом подобном случае будьте очень осторожны и не впускайте в свой храм кого попало.

Перед началом операции обязательно объясните зрителям, что вмешиваться в работу никоим образом нельзя. Нельзя пересекать границу круга и нельзя разговаривать без крайней необходимости, а если таковая возникнет, то обращаться можно только к заклинателю, но не к ясновидцу и уж ни в коем случае не к духу (если только заклинатель сам не предложит это сделать).

Операция

Операция подразделяется на пять частей: Открытие, Заклинание, Встреча, Задание и Отпущение. Образцы традиционных заклинаний и прочих воззваний можно найти в большинстве изданий «Гоэтии», но те примеры, которые используются в этой книге, взяты из моих собственных сценариев ритуалов.

Подготовка храма

Соорудите круг, как считаете нужным. Все, что понадобится в ходе операции, поместите поближе к центру круга, где будет стоять заклинатель. Треугольник можно расположить где угодно за пределами круга: при вызывании гоэтических духов сторона света не имеет значения. Ясновидец должен сидеть на полу или на стуле лицом к треугольнику. Если он использует для работы кристалл или зеркало, это орудие обычно помещают в центр треугольника.

Опытным путем я установил, что в стандартном храмовом пространстве, где стены соответствуют основным сторонам света, треугольник лучше всего располагать в одном из углов комнаты — в том, где отвлекающих предметов меньше всего. Так освободится больше места для круга, а ясновидец не будет мешать заклинателю во время открывающих ритуалов, обычно ориентированных по четырем сторонам света.

Сигил духа можно поместить как в треугольник, так и в круг. В любом случае имейте в виду, что ясновидцу не следует пристально смотреть на активный сигил, чтобы не пробудить связанного с ним духа в своем же собственном сознании.

Для освещения следует использовать либо свечи, либо масляные светильники. Обеспечьте достаточно яркий свет, чтобы заклинатель мог читать. Подготовившись к работе (совершив омовение, облачившись в магические одежды и так далее), операторы должны зажечь благовоние, избранное для церемонии, и войти в круг.

Открытие

Прежде всего заклинатель должен провести ритуал изгнания и активизировать круг. Для этого можно использовать Малый ритуал изгоняющей пентаграммы и Малый ритуал изгоняющей гексаграммы или же ритуалы Звездного Рубина и Звездного Сапфира; впрочем, подойдет и любой другой привычный заклинателю изгоняющий ритуал. Если вы предпочитаете более сложные и сильнодействующие церемонии, откройте храм при помощи ритуала Сторожевых Башен: он превосходно сочетается с гоэтической работой.

Ритуал Нерожденного, который многие заклинатели используют непосредственно для вызывания гоэтических духов, в действительности тоже следует отнести к ритуалам открытия храма, потому что цель этого ритуала — установить связь между заклинателем и его Высшим «Я», или Священным Ангелом-Хранителем (САХ). Очень эффективен в этом отношении ритуал из «Liber Samekh» — телемической переработки Ритуала Нерожденного.

Многим представляется очень важным установить связь с САХ перед началом эвокации, потому что это придает им дополнительную силу и уверенность, укрепляет защиту и позволяет действовать с более властных позиций. Для инвокации САХ не обязательно использовать такую сложную церемонию, как Ритуал Нерожденного, — достаточно простого воззвания с просьбой о помощи:

Призываю моего Священного Ангела-Хранителя, чтобы он придал мне сил и защищал меня ради успешного исполнения этой операции.

Важно понимать, что заклинатель может обратиться за подобной помощью в любом случае — независимо от того, достиг ли он уже Познания и Собеседования с САХ или нет. Беседовать с Ангелом при этом совершенно необязательно. Заклинатель должен лишь искренне и честно попросить САХ о поддержке, а остальное САХ сделает сам.

Заклинание

Прежде чем приступить к чтению заклинаний, заклинатель может на какое-то время сосредоточиться на сигиле духа, чтобы установить с ним связь. Это все равно, что послушать гудки в телефоне, прежде чем набирать номер. Как понять, установилась ли связь? Обычно заклинатель просто «чувствует» или «знает», что это произошло, хотя иногда дух может и объявить в словах о своем присутствии.

Эффективных заклинаний известно немало, но лично я предпочитаю как можно более простые версии:

Заклинаю тебя, о дух N.! Явись в этом треугольнике предо мною в приятном и красивом обличье, дабы я мог говорить с тобой и воспользоваться твоими услугами.

В подавляющем большинстве случаев дух приходит после первого же зова. Но все же так получается не всегда, а потому обязательно запаситесь вторым, более могущественным заклинанием, с помощью которого духа можно принудить явиться. Некоторые заклинатели в этом случае прибегают к разнообразным божественным именам и словам силы, но я предпочитаю черпать свою силу и авторитет из собственных достижений на магическом поприще:

Услышь меня, о дух N.! Я, Брат Veritas in Lux, повелеваю тебе предстать предо мною! Я — могучий и сильный маг, посвященный Ordo Templi Orientis. Я достиг Видения Механизма Вселенной. Я говорил с архангелом Рафаэлем, и он привел меня в равновесие. Меня благословили Габриэль и Уриэль; я — под защитой Михаэля. Я — жрец Осириса. Своею собственной властью я заклинаю тебя и повелеваю тебе явиться в этом треугольнике предо мною в приятном и красивом обличье!

Только не пытайтесь приукрасить свое магическое «резюме»: духи распознают обман!

Если дух по-прежнему отказывается прийти, у вас есть два варианта. Можно прервать операцию, закрыть храм и попробовать провести работу в другой день. Или же можно прибегнуть к проклятиям и карам (см. ниже). Лично мне представляется, что после того, как вы вложили столько сил и времени в подготовку операции, отказываться от второго варианта не стоит.

Когда дух, наконец, покажется, переходите к стадии Встречи. Имейте в виду, что духи нередко появляются не в тех обличьях, которые описаны в книгах. Гоэтические духи иногда приходят в пугающих и причудливых формах. Если так случится, просто попросите их принять «приятное и красивое обличье»: обычно они подчиняются.

Если не оговорить этого в заклинании специально, дух может явиться и не в треугольнике, а в каком-нибудь другом месте за пределами круга. Это не страшно; до тех пор, пока вы верите в защитные силы круга, вы в безопасности. Если в какой-то момент в ходе операции вы почувствуете себя неуютно, никто не мешает вам приказать духу переместиться в треугольник. Но большинство заклинателей с самого начала предписывают духу явиться именно в треугольнике — просто на всякий случай.

В «Гоэтии» утверждается, что некоторых духов обязательно нужно заключить в треугольник, а иначе они не будут повиноваться заклинателю. Возможно, эти указания — всего лишь следствие чьих-то личных затруднений или суеверий, но мне пока не представилось возможности проверить эту теорию.

 

Перевод © Анна Блейз, 2012

© Thelema.RU

 


 

1 Даже Алистер Кроули отмечает, что физическое вызывание духов «Гоэтии» сопряжено с большими трудностями. См. его «Магию без слёз», письмо №57 («О сущностях, которых я созерцал очами телесными»).

2 "Многие люди ошибочно полагают, что искомая сущность или сила должна предстать перед ними сразу, как только они окадят храм или прочитают одно заклинание по книжке, — и, соответственно, глубоко разочаровываются, когда успех приходит лишь отчасти, а то и не приходит вовсе. Иногда они становятся жертвами собственных фантазий или разного рода галлюцинаций, что еще хуже.  Чтобы пояснить, что я имею в виду, приведу один хороший пример. Позволю себе сравнить такую неправильную процедуру с действиями человека, который извлекает рыбу из ее родной стихии, из воды, предполагая, что она останется жить и будет спокойно дышать воздухом. И то, что на деле рыба очень быстро погибает, становится для него большим сюрпризом. Точно так же обстоит дело и с вызыванием сущностей и сил.

Если вы хотите вызвать сущность в этот мир из мира незримого, необходимо создать такую атмосферу, в которой эта сущность будет чувствовать себя нормально. Аналогичным образом и для человека, воплощенного в физическом теле, невозможно перейти в более тонкую атмосферу, не приняв предварительно некоторых необходимых мер. Самостоятельно подготовить себе место для проявления (в нашем случае — треугольник ) способны только высшие разумы (духовные сущности), знакомые с законами физического мира и знающие, как с ними работать (подобно тому, как посвященный высоких степеней понимает и умеет контролировать законы сфер, лежащих за пределами физического мира). Однако подчинить и поставить себе на службу такую сущность, которой пришлось самостоятельно создавать себе условия для проекции, маг не сумеет, даже если сформирует образ божества в себе самом. Ему придется смириться с тем, что подобная сущность никогда не признает в нем настоящего и полновластного мага и, напротив, будет намеренно стараться его обмануть или откажется ему подчиняться".

Bardon, Franz. The Magical Practice of Evocation. West Germany: Dieter Ruggeber/Wuppertal, 1975, p. 27.