1857 — 1942

Известный христианский мистик, оккультист, ученый, масон, написавший множество авторитетных трудов на оккультную и эзотерическую тематику, а также соавтор Таро Райдера — Уэйта.

Артур Эдвард Уэйт родился в Бруклине (Нью-Йорк) 2 октября 1857 года. Его отец Чарльз Уэйт, капитан Американского     торгового флота, умер в море. Вскоре после смерти отца его мать, Эмма Лоуэлл, дочь богатого лондонского торговца, вернулась в Англию с двухлетним Артуром и его совсем маленькой сестрой Фредерикой. Здесь Уэйт прожил большую часть своей жизни.

Так как брак его родителей не был оформлен, Артур и Фредерика считались незаконнорожденными. Это сильно повлияло на впечатлительного мальчика. Английские родственники не приняли вернувшуюся из Америки Эмму Лоуэлл и ее детей, а впоследствии холодность между ними усугубилась решением Эммы принять католичество. Семейство будущего мага познало нужду и жизнь в бедных предместьях Лондона. Юноша не получил никакого систематического образования, хотя большую часть времени проводил с книгой в руках. Он прилежно изучал средневековую и готическую литературу, каббалу и труды мистиков.

Католическая религия впечатляла его своей возвышенной обрядностью, и до 17 лет Артура Уэйта можно было считать верующим человеком. Но после смерти сестры в 1874 году Уэйт разочаровался в католичестве и попытался при помощи спиритизма установить контакт с умершей. Однако эти попытки не принесли ему духовного утешения. Следующим местом, где юный мистик попытался найти "мудрость", стало Теософическое общество. Но вскоре он покинул и его. Слишком претенциозной казалась ему доктрина "тайных учителей", которую проповедовала Елена Блаватская. К тому же ему были неприятны ее постоянные нападки на христианство. Тогда же он приступил к изучению магии в общем и трудов Элифаса Леви - в частности, и постепенно начал осозновать, в чем состоит истинное его предназначение. К тому времени он уже издал несколько сборников поэзии и эпигонских исторических романов, но со временем он вынужден был признать, что писатель он посредственный, в отличие, например,  от своего знакомого Артура Мейчена, и переключился на исследование и критическое описание истории оккультизма и различных его ветвей и учений. Уэйт был знатоком каббалы (один из его главных трудов - "Святая Каббала"), церемониальной магии (по этому вопросу им была написана "Книга церемониальной магии") и других герметических наук.

Первым его сочинением стала антология трудов Элифаса Леви, за которой последовало исследование розенкрейцерских манифестов, как опровержение работы Харгрейва Дженингса, которую Уэйт считал абсолютно бредовой.  В "Подлинной истории розенкрейцества" Уэйт продемонстрировал довольно презрительное отношение к масонству. Вообще же Уэйт был человеком язвительным и, вероятно, не самым простым в общении. Рассказывают эпизод о его ссоре с Обществом Розенкрецеров в Англии (Societas Rosicruciana in Anglia - S.R.I.A). Последнюю главу своего труда "Современные розенкрейцерские общества" он посвятил именно этому братству, сопроводив подробное изложение его истории саркастическими комментариями. Например, Уэйт пишет: "наиболее известное обстоятельство, связанное с этим обществом - полное невежество, которое, кажется, преобладает среди его членов вообще относительно всего связанного с розенкрейцерством. Полистайте хотя бы журнал, который они издали". Не удивительно, что тогдашний Генеральный секретарь общества, доктор Уильям Уинни Уэсткотт, пригрозил Уэйту судебным иском, если эта глава не будет немедленно отозвана из печати. Испугавшись, что тяжба помешает продаже книги, Уэйт принес извинения и пообещал изъять оскорбления из последующих изданий. Однако в последовавших "Оккультных науках" Уэйт выразил мысль о том, что масонство сбилось с изначального пути.

После женитьбы в 1888г. Уэйт уже повсюду указывает свою профессию как "писатель" несмотря на то, что занимался он и издательской деятельностью, а также работал в фирме родственников своей жены "Horlick's food"

Вскоре после издания "Оккультных наук", в июне 1891 года, Уэйт был посвящен в Герметический Орден Золотой Зари благодаря содействию другого члена этого ордена, врача-гомеопата, Эдварда Берриджа.

Вероятно, с самого начала Артур Уэйт относился к Золотой Заре с некоторой толикой скептицизма. Стоит отметить, что еще в 1889 году на обложке книги "Руководство по гаданию на картах", под своим псевдонимом "Великий Восток" Уэйт поместил магический девиз Sapiens Dominabitur Astris (Мудрец  правит  звездами), принадлежавший фрейлин Шпренгель, которая передавала волю "тайных учителей" членам Золотой Зари.

Получив несколько начальных степеней, Артур Уэйт оставил Золотую Зарю. Как он писал позже, вернуться в орден в феврале 1896 года его побудил совет Роберта Палмера Томаса (брат Lucem Spero), который заявил ему, что, оставаясь вне Ордена, Уэйт лишает себя чего-то бесценного. Вновь примкнув в ордену, маг получил степень Младшего Адепта и принял имя Sacramentum Regis, а в марте 1899 года вступил во второй - внутренний - орден Золотой Зари - Орден Рубиновой Розы и Золотого Креста.

Тем не менее, к оккультным учениям Ордена Уэйт по-прежнему относился с подозрением, так как в душе был всегда больше мистиком, чем магом. Вероятно, сложности Уэйта в Золотой Заре во многом объясняются его взаимоотношениями с лидером Ордена МакГрегором Мазерсом. Уэйт терпеть не мог Мазерса и полагал себя более компетентным в вопросах тайных наук, чем он. Во время своего пребывания в ордене издавал оккультный журнал "Невидимый мир".

Изменение взглядов Уэйта в отношении масонства становится заметным в его книге "Дьяфолопоклонство во Франции", написанной в ответ на книгу Дианы Воган "Воспоминания бывшей палладистки", где руковдство S.R.I.A. было названо руководителями английских люциферян, включая также Джона Яркера, верно названного руководителем масонской организации Устава Мемфиса и Мицраима. Книга была высоко оценена как масонами, так и не-масонами. 

Изданная в 1898 году "Книга черной магии и договоров" Уэйта привлекла внимание юного Алистера Кроули, который написал письмо ее автору. Кроули просил рассказать, не существует ли какой-нибудь "тайный храм", куда он мог бы обратиться. Уэйт умолчал о существовании Золотой Зари и посоветовал молодому человек почитать что-нибудь из мистики, вроде работы "Тучи над Храмом" мадам де Штайгер. Впоследствии Кроули опубликовал не один резкий отзыв об Уэйте и его произведениях. По словам пророка Телемы, Уэйт - автор не только "самый тяжеловесно-пошлый и самодовольно-прозаичный, с претенциозной тяжеловесностью языка, но и самый многословно-болтливый".

Тем не менее, далеко не все так скептически оценивали творчество Уэйта. В конце 90-х он увлекся жизнью и теориями Луи Клода де Сен-Мартена и в мае 1901 года издал книгу о нем "Тайная доктрина", которая понравилась даже такому увлеченному мартинисту как Папюс. Уэйт писал Джону Яркеру, испрашивая его совета, стоит ли ему вступать в Орден Мартинистов, Яркер отозвался с энтузиазмом. Возможно даже Уэйт возглавлял одно из мартинистких образований в Англии в то время. Однако уже в 1902 году он разорвал все отношения с Папюсом, когда выяснил, с какой брезгливостью к нему относятся все организации ортодоксального масонства.  Как признательность за книгу о Сен Мартене, Папюс предложил Уэйту принять степень "доктора герметических наук", которая была совершенно бесполезна, за исключением одного случая, когда Уэйт подписался "доктором герметических наук", скрывая своё имя как одного из составителей антологии работ Эндрю Джексона Дэвиса, американского спиритуалиста. 

По всей видимости, именно поиск новых ритуалов и привел Уэйта в масонство. Лг уже разочаровался в духе и букве ритуалов Золотой Зари и принял решение переписать их, чтобы перевести весь орден с магического пути на мистический. В этом он опирался на поддержку Маркуса Уорсли Блэкдена, адепта и начинающего египтолога.

.В сентябре 1901 года он вместе с Блекденом вступает в масонскую ложу Runymede N 2430 в Букингемшире. Впоследствии он весьма продвинулся на этом поприще и опубликовал ряд трудов посвященных масонству: "Новая Энциклопедия Масонства: Обряды, Литература, и История" и "Символическое Масонство".

Пройдя три степени символического масонства (которое не слишком заинтересовало новоявленного Каменщика), в апреле 1902 года Уэйт был посвящен в степень Зелатора в S.R.I.A. - по рекомендации Палмера Томаса и Уинни Уэсткотта, с которым он к тому времени уже помирился.

После раскола Золотой Зари в 1903 году Уэйт объявил, что Орден должен заниматься исключительно христианским мистицизмом. Уэйт и  Блэкден основали в Лондоне храм, использовав старое название - "Исида-Урания". Чтобы создать посвятительные ритуалы для "исправленного" Ордена, Уэйт достаточно много путешествовал по Европе и собирал масонские ритуалы. Пытаясь не вторгнуться в компетенцию Великой ложи, он перелицовывал для собственных нужд только те обряды, которые выходили из употребления, были квазимасонскими или не признавались в Англии. Причем, насколько известно, вначале он собирался использовать их для создания собственного - совершенно нового Оккультного ордена неизвестных философов (названного так по псевдониму Сен-Мартена). Была даже написана конституция этого общества.

Однако, в конце концов, эти изыскания пригодились для работы одной из отколовшихся частей Золотой Зари. Многие исследователи называют язык этих ритуалов "темным и витиеватым". Храм Исиды-Урании действовал до 1914 года, когда был закрыт из-за внутренних разногласий.

Впоследствии Уэйт основал розенкрейцерское обществ, которое стало своего рода преемником Золотой Зари - Братство Розы-Креста. Это братство Уэйт опекал почти всю оставшуюся жизнь. Наряду с этой деятельностью, он оставался активным масоном и масонским автором. Уэйт, кажется, собрал все масонские степени, включая самые редкие и странные, которые и ему самому подчас были не нужны. . Таким образом, он на практике, а равно и в своих книгах, отстаивал тезис, что суть масонства - в духовных поисках: цель - ничто, движение - все.К своим братьям-масонам он также относился зачастую с нескрываемым, по крайней мере, - в дневниковых записях, презрением. Он также был невероятно высокого мнения о своих собственных познаниях и, соотвественно, крайне низкого о познаниях своих современников, в том числе и признанных масонских ученых. 

Наибольшую известность Уэйту принесла работа по созданию колоды Таро, которая он нарисовал вместе с художницей Памелой Колмен Смит. Колода должна была наглядно представить положения книги Уэйта "Иллюстрированный ключ к Таро".

В 1910 году она была опубликована издателем Райдером и получила известность как колода Райдера-Уэйта. Главным новшеством колоды стало то, что Младшие Арканы были проиллюстрированы в духе, напоминающим об их прорицательном значении. Большинство карт колоды получили буквальное выражение, к примеру, Четверка Мечей была представлена как четыре меча. Уэйт также переменил традиционные положения арканов "Правосудие" и "Сила".

Перу Уэйта также принадлежат книги "Настоящая история розенкрейцеров" и "Тайная традиция алхимии", он перевел ряд работ Элифаса Леви и Папюса, переиздал некоторые работы известных мистиков и алхимиков (например, Томаса Вогана).

Артур Уэйт умер в 1942 году. Егопохоронили на церковном подворье в Бишопсберне в Кенте, где он провел последние годы своей жизни. Его могила сейчас совершенно исчезла под зарослями паслена, что может служить неплохой символической параллелью с тем непроницаемым занавесом, который опустился на его репутацию. Его главной ошибкой был категорический отказ принять свои недостатки как историка, а также вытекающее из этого отказа невероятное самомнение, приводившее к постоянным агрессивным нападкам на своих предшественников и современников. Однако как бы непростительны ни были эти ошибки, они не настолько непростительны, чтобы лишить Артура Эдварда Уэйта места среди выдающихся исследователей оккультизма и масонских ученых.

На русском языке вышла "Книга церемониальной магии" под заголовком "Церемониальная магия. Гримуар", "Лань", СПб, 1998 г. и "Иллюстрированный ключ к Таро" под заголовком "Таро. Теория и практика. Полное описание системы Артура Эдварда Уэйта", "София", 1999 г.

 

© Ложа "Убежище Пана" O.T.O.

© Thelema.RU